Управление образования администрации
Николаевского муниципального района Хабаровского края
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей центр детского творчества п. Маго Николаевского муниципального района Хабаровского края
Принята на заседании педагогического совета МБОУ ДОД ЦДТ п. Маго Протокол № 1 от 22.07.2019 г. | | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУДОДЦДТ п. Маго ________________Солодянкина А.В. Приказ № 14 от 22.07.2019 г. |
Дополнительная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Фантазия»
Возраст детей 10-15 лет
Срок реализации программы - 2 года
Базовый уровень
Составитель:
педагог дополнительного образования
Михайлова Дарья Владимировна
МБОУ ДОД ЦДТ п. Маго
2019 год
Содержание
1. Комплекс основных характеристик программы………………………....3
1.1.Пояснительная записка……………………………………………….3-4
1.2.Учебый план…………………………………………...........................5-6
1.3.Содержание программы………………………………………………7-9
1.4.Планируемые результаты……………………………………………9-10
2.Комплекс организационно-педагогических условий……………………11
2.1.Условия реализации программы…………………………………........11
2.2.Формы аттестации ………………………………………………….11-12
2.3.Методическое обеспечение программы…………………………...12-13
Литература ……………………………………………………………………....14
1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Искусство формирует и развивает человека разносторонне, влияет на его духовный мир в целом. Оно развивает глаз и пальцы, углубляет и направляет эмоции, возбуждает фантазию, заставляет работать мысль, формирует кругозор, формирует нравственные принципы. Наиболее эффективным средством для развития творческого мышления детей является художественно – творческая деятельность. Изобразительное искусство – это занятие для детей совершенно разного возраста. «Фантазия» дает возможность юным талантам попробовать свои силы также и в разных направлениях классического и прикладного творчества: рисунок, живопись, декорирование, изготовление игрушек.
Направленность программы – художественно-эстетическая. Программа направлена на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка. Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Воспитанники получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении. Темы программы формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне. Занятия различными видами изобразительной деятельности способствуют самовыражению воспитанника, развитию его творческих способностей и обогащению его представлений об окружающей действительности.
Программа является модифицированной, разработана на основе авторских программ, которые изменены с учетом возраста и уровня подготовки учащихся:
Зуева В. И. – Дополнительная образовательная программа «Умелый художник», 2016
Ведерникова Л.Г., «Программа по изобразительному искусству», М.: «Просвещение», 1994, 80 - с; «Программа студии изобразительного творчества», Синтез, КДПиШ г. Красноярск 80- с;
Данная программа составлена в соответствии с:
- Федеральным Законом Российской Федерации от 29.12.2012г. №273 «Об образовании в Российской Федерации» (ФЗ №273),
- Конвенцией о правах ребенка, Концепцией развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. N 1726-р;
- Концепции развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014г. №1726-р;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013г. №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- «Санитарно – эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» от 04.07.2014 г.;
- Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), разработанными Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования» и АНО дополнительного профессионального образования «Открытое образование»
- Уставом МБОУДОД ЦДТ п. Маго.
Педагогическая целесообразность
- целостность программы, систематичность и последовательность обучения;
- научность (связь теории с практикой) и актуальность учебного материала;
- единство воспитания, обучения и развития
- преемственность в обучении и воспитании
- принцип сотрудничества
- принцип индивидуального подхода к учащемуся
- принцип воспитания в коллективе и через коллектив
Цель – развивать у детей творческие способности, средствами нетрадиционного рисования.
Задачи:
- организовать изучение репродукций картин известных художников
- прививать любовь к творчеству;
- формировать и развивать творческие способности учащихся;
- познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования.
- воспитывать чувство дружбы, взаимопонимания и любви к окружающим людям и культуре своего народа;
- развивать художественное мышление детей;
- повышать уровень внимания и памяти обучающихся;
- развивать мелкую моторику рук.
Объем программы
Период | Продолжительность | Кол-во занятий в неделю | Кол-во часов в неделю | Кол-во недель | Кол-во часов в год |
1 год обучения | 3 часа | 2 | 6 | 36 | 216 ч |
2 год обучения | 3 часа | 2 | 6 | 36 | 216ч |
Итог по прогр. | | 432ч |
1.2. Учебный план
УЧЕБНЫЙ ПЛАН 1-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№ | Разделы программы | Всего часов | Количество часов | Формы контроля |
теория | практика |
I | Вводное занятие | 3 | 2 | 1 | Опрос. |
II | Русские художники | 24 | 7 | 17 | Опрос. Педагогическое наблюдение |
III | Мы художники | 99 | 33 | 66 | Опрос. Педагогическое наблюдение. |
IV | «Город мастеров» (декоративно-прикладное искусство) | 90 | 26 | 64 | Опрос. Педагогическое наблюдение. Выставка |
| Всего часов: | 216 | 68 | 148 | |
1.2. Учебный план
УЧЕБНЫЙ ПЛАН 2 -ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№ | Разделы программы | Количество часов | | Формы контроля |
Всего | теория | практика |
I | Вводное занятие | 3 | 2 | 1 | Опрос. |
II | Русские художники | 21 | 7 | 14 | Опрос. Педагогическое наблюдение |
III | Мы художники | 105 | 36 | 69 | Опрос. Педагогическое наблюдение. |
IV | «Город мастеров» (декоративно-прикладное искусство) | 87 | 30 | 57 | Опрос. Педагогическое наблюдение. Выставка |
| Всего часов: | 216 | 75 | 141 | |
1.3. Содержание программы
1 года обучения
I.Вводное занятие- 3ч.
Теория: инструктаж по технике безопасности, пожарной безопасности. Правильная посадка при работе. Беседа с целью ознакомления детей с предстоящей работой, содержанием занятий. Викторина «Все обо всем»
II. Русские художники – 27ч.
Теория: Творчество. И.И. Шишкина, К.А. Коровина, С. Ушакова. История развития научного подхода художников. Краткое ознакомление с зарубежными живописцами и их творчеством. Сходство и различие русской живописи и зарубежной. Цветоведение. Влияние цвета на человека. Техника смешивания цветов.
Практика: Цветовое решение работ. Выбор определенной цветовой гаммы.
Мягкий теплый цветовой колорит. Холодная гамма оттенков. Изображение любимого время года с помощью красок или цветных карандашей. Конкурс «Мир глазами художника».
III.Мы художники – 99ч.
Теория: 3.1. Композиция. Закон воздушной перспективы. Объем. Цветовые, тональные отношения, поиск отношений неба, земли, воды, ближнего фона, дальнего фона. Особенности колорита, освещение, нахождение новых композиционных решений. Выполнение эскизов. Прорисовка в цвете. 3.2. Способы получения точки на бумаги: лёгкое касание карандаша, касание другого рисующего предмета. «Характер точек»: жирные и тонкие, большие и маленькие, круглые и сложной формы. Техника пуантелизма (создание изображения при помощи одних лишь точек). Особенности работы в технике пуантелизма с использованием разнообразных изобразительных материалов (маркеры, пастель, цветные фломастеры и карандаши); 3.4. Знакомство с нетрадиционными техниками рисования. Правила смешивания красок, работы с материалом и подбор материалов для выполнения работы.
Практика: Зарисовка композиций 3.2. Выполнение заданий: «Танец бабочек», «Образ доброго и злого сказочного героя»; 3.3. Рисунок в творчестве известных художников. Значение, композиционные задачи рисунка. Наброски Н.К., Рериха, К.А. Коровина, П.П. Кончаловского. 3.5. «Рисунки с солью» изображение цветов с помощью соли. Работа в парах; 3.6. «Кляксография» абстрактные изображения с помощью техники «кляксография»; 3.7. «Отпечатки поролоном» рисунок по выбору; 3.8. «Натюрморт точками» изображение фруктов с помощью красок и ватных палочек; 3.9. «Отпечатки рук, пальцев» рисование различных домашних или диких животных; 3.10. «Монотопия» изображение природы; 3.11. Техника выполнения «Фроттажа» прорисовывание любимого животного, птицы, насекомого; 3.12. Самостоятельное занятие - изобразить любимое время года любой техникой рисования; 3.13. «Пропорции строения человека». Изучение пропорций, сравнение схемы изображения ребенка и взрослого.
IV. «Город мастеров». Декоративно-прикладное искусство – 90ч.
Теория: 4.1. познакомить детей с декоративно-прикладным искусством. Показать виды и историю возникновения, использование в интерьере, в быту. Понятия мозаики, знакомство с понятием «Витраж»; Знакомство с лубочным творчеством, иллюстрация; Понятие коллаж, техника выполнения.
Практика: 4.2. «цветочные фантазии» декупаж; 4.3. Декор предметов (баночек, бутылок, коробок, фоторамок) с помощью подручных материалов ( шпагат, ленточки, бусинки, шишки, трубочки и т.д); 4.4. Составление цветочных композиций из растительного материала «Мир цветов»; 4.5. Изготовление игрушек-сувениров из ниток. Утенок. Птенчик; 4.6. Раскрой материала. Соединение деталей. Матрешка. Кактус; 4.7. Выполнение витража пластилином на стекле; 4.8. Иллюстрирование сказки в традициях лубочной живописи; 4.9. Составление коллажа на тему «Берегите лес» с помощью газетных вырезок, листовок, картинок; 4.10.Организация и проведение выставки.
Содержание программы
2 года обучения
I. Вводное занятие – 3ч.
Теория: инструктаж по технике безопасности, пожарной безопасности. Беседа с целью ознакомления детей с предстоящей работой, содержанием занятий. Правильная посадка при выполнении работ. Игра - викторина «Юный художник"
II. Великие русские художники – 21ч.
Теория: 2.1. Творчество И. Айвазовского, И. Левитана, В. Васнецова. История развития научного подхода художников; 2.2. Краткое ознакомление с зарубежными живописцами и их творчеством; 2.3. Сходство и различие русской живописи и зарубежной; 2.4. Цветоведение. Влияние цвета на человека. Техника смешивания цветов. 2.5. Рисунки на тему «Мир через 100 лет»;
Практика: Рисунки на тему «Мир через 100 лет»
III. «Мы художники» - 105ч.
Теория: 3.1. Пейзажная живопись. Беседа о творчестве выдающихся художников-пейзажистов. Применение различных материалов в пейзажной живописи. 3.2. Продолжить знакомить детей с различными техниками рисования. Правила смешивания красок, работы с материалом и подбор материалов для выполнения работы.
Практика: 3.3. Рисование на темы: «Чудное мгновенье», «Осень золотая», «Грустная осень»; 3.4. Рисование на темы: «Лес - точно терем расписной», «Пробуждение природы», «Родные просторы»; 3.5.«Изображение сказочных образов. 3.6. Рисование нитками» изображение абстрактных цветов; 3.7. Осеннее утро в технике «Пятна-кляксы»; 3.8. Изображение водопада в технике «Расчесывание краски»; 3.9. «Рисование с использованием пищевой пленки»; 3.10. «Рисование свечой» на тему «Мир, что нас окружает»; 3.11 «Рисование песком» изображение натюрморта, цветов и природы; 3.12. «Художники – анималисты» Ежик в тумане. Выполнение рисунка животных гелиевой ручкой, схема построения животных; 3.13. Рисуем в технике отпечатки пластилином на бумаге
IV. «Город мастеров». Декоративно-прикладное искусство – 87ч.
Теория: 4.1.Познакомить детей с декоративно-прикладным искусством. Показать виды и историю возникновения. Использование в интерьере, в быту. Знакомство с техниками. Средства и материалы для выполнения работ
Практика: 4.2. Изготовление цветов в технике «Бумагопластика»; 4.3. Цветы из гофротрубочек; 4.4. Изготовление кухонной утвари в технике «Папье́-маше́»; 4.5. Изготовление натюрморта в технике «Торцевание»; 4.6. Подводный мир в технике «Обрывная аппликация»; 4.7. Ковровые узоры в стиле «Ассамбляж»; 4.8. «Вырезание силуэтное» птиц; рыб; природы; 4.9. Декоративные картинки в технике изонити; 4.10. Букет полевых цветов в технике «Квиллинг»; 4.11. изготовление поделок и игрушек на свободную тему. Выбор техники исполнения. Работа по картинкам. Подбор материала необходимого для работы.
Выполнение и оформления работы; 4.12. Организация и проведение выставки.
1.4.Планируемые результаты
Личностные результаты:
- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- интерес к новым видам прикладного творчества и к новым способам рисования;
- устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
2. Метапредметные результаты:
- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
- учитывать этапы работы;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
3. Предметные результаты:
- знать великих русских художников и их творчество;
- знать техники рисования и уметь их применять;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
- использовать различные виды ДПИ;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях.
Планируемые результаты 1 года обучения
Учащиеся должны знать | Учащиеся должны уметь, овладеть навыками |
- творчество И.И. Шишкина, К.А. Коровина, С. Ушакова; - элементарное правило смешения цветов; - знать мягкий теплый цветовой колорит, холодную гамму оттенков; - необычные техники рисования; - техники по ДПИ; - название необходимых материалов; - закон воздушной перспективы; - виды и историю возникновения декоративно-прикладного искусства | - работать в парах; - выполнять наброски; - поэтапно выполнять работу; - правильно смешивать краски; - рисовать различными техниками рисования; - декорировать предметы с помощью подручных материалов; - проявлять фантазию; - подбирать материалы |
Планируемые результаты 2 года обучения
Учащиеся должны знать | Учащиеся должны уметь, овладеть навыками |
- И. Айвазовского, И. Левитана, В. Васнецова; - правило смешивания цветов; - нетрадиционные техники рисования; - техники выполнения подделок; - название необходимых материалов; - знать мягкий теплый цветовой колорит, холодную гамму оттенков; | - работать в парах; - выполнять наброски; - поэтапно выполнять работу; - правильно смешивать краски; - применять нетрадиционные техники рисования; - декорировать предметы с помощью подручных материалов; - проявлять фантазию; - подбирать материалы |
2.Комплекс организационно-педагогических условий
2.1.Условия реализации программы
Для успешной реализации программы необходимы следующие условия:
• Кабинет, соответствующий "Санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей"; (СанПиН 2.4.4.3172-14) с индивидуальными рабочими местами для учащихся и отдельным рабочим столом для педагога.
• Формирование групп и расписания занятий в соответствии с требованиями Сан ПиН и программой.
• Пространственно-предметная среда (стенды, наглядные пособия, плакаты, дидактические материалы).
• Компьютер;
• Фото-, видеокамеры;
• Мультимедиа проектор;
• Экран;
• Дидактический материал (раздаточный материал по темам занятий программы, наглядный материал, мультимедийные презентации);
Материалы: акварельные краски; гуашь; восковые и масляные мелки; свечи; ватные палочки; поролон; коктейльные трубочки; палочки или старые стержни для процарапывания; матерчатые салфетки; бумажные салфетки; стаканы для воды; подставки под кисти; кисти; цветная бумага; ножницы; вата; крупа; нитки, гофротрубочки; соль крупная и мелкая; пластиковые бутылки; пластилин; бумага для рисования; стекла
.
2.2.Формы аттестации
Зачет, творческая работа, конкурсы, выставки.
Оценочные материалы
Для оценки результативности программы применяется входной, текущий и итоговый контроль.
Входной контроль – диагностика имеющихся знаний и умений учащихся.
Текущий контроль применяется для оценки качества усвоения материала посредством творческих заданий (педагогическое наблюдение).
Итоговый контроль проводится в конце учебного года с целью определения уровня знаний, умений и навыков, приобретенных учащимися за период реализации дополнительной общеразвивающей программы
мониторинг
2.3.Методическое обеспечение программы
Основные формы работы на занятии.
Программа «Фольклор» ориентирована на три основные формы работы на занятии:
-Фронтальная - занятия проходят со всей группой учащихся. Объяснение теоретического материала.
- Групповая - позволяет учитывать возможности каждого учащегося в процессе групповой работы. Способствует развитию коммуникативных навыков учащихся. Организация взаимообучения на занятиях.
-Индивидуальная - способствует выработке навыков самостоятельной работы учащихся, повышает заинтересованность детей, позволяет оказать практическую помощь каждому ребенку со стороны педагога.
Педагогические технологии обучения.
Технология-это набор приемов, обеспечивающих выбор наиболее рациональных, эффективных способов образовательной деятельности, продуманности каждого шага в реализации программы. Поэтому данная программа ориентируется на следующие педагогические технологии:
• Технология дифференцированного обучения (создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей учащихся; усвоение программного материала на различных уровнях).
• Технология проблемного обучения (развитие познавательной активности, творческой самостоятельности учащихся; последовательное целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных задач, решая которые, учащиеся активно осваивают знание и опыт познавательной деятельности).
• Технология личностно ориентированного обучения (развитие индивидуальных способностей на пути социального самоопределения учащихся; нормативносообразная деятельность в сочетании с эмоционально-значимой, престижной для учащихся познавательной, продуктивной деятельностью).
• Технология игрового обучения (обеспечение личностно-деятельностного характера усвоения знаний, умений и навыков; самостоятельная познавательная деятельность, направленная на поиск, обработку и освоение информации, обеспечивающей успех в игре).
Основные методы.
Для качественного усвоения учебного материала программы важную роль играют следующие методы обучения:
1. Информационно-рецептивный – направлен на организацию и обеспечение восприятия, осознания и запоминания обучающимися новой готовой информации. Метод требует разных средств и форм проявления: говорения и слушания, показа, демонстрации объекта и способа действия. Реализуется при изучении нового материала.
2. Репродуктивный – направлен на закрепление, упрочение, углубление знаний, усвоение способов деятельности, суть и образец которых уже известны. Метод позволяет формировать не только конкретные знания, способы действия, но и обобщенные. Реализуется на всех этапах учебно-воспитательного процесса.
3. Методы, выделяемые по источнику знаний: наглядные, словесные, игровые. Реализуются в процессе проведения практически каждых учебных занятий и помогают наглядно отобразить окружающий мир.
4. Методы наблюдения и обследования. Реализуются при проведении практических, экскурсионных и опытно-исследовательских занятий.
5. Проблемный метод – усвоение знаний и способов деятельности учащимися в процессе решения проблемных ситуаций. В основном метод реализуется в группе 2 года обучения при работе над исследовательскими проектами.
6. Эвристический (частично-поисковый) – активное вовлечение учащихся в процесс решения проблемы.
Для повышения эффективности образовательного процесса в объединении проводятся тематические конкурсы, игры, соревнования, природоохранные акции, экологические разведки, трудовые десанты и т. п.
Список литературы
Для педагога:
1. «Искусство – детям». Лепим народную игрушку. Учебное издание. Авт. В. Лобанова. Мозаика-синтез. – М.: 2010
2. «Искусство – детям». Дымковская игрушка. Учебное издание. Метод. рекомендации Г. Величкина. Мозаика-синтез. – М.: 2012
3. «Искусство – детям». Цветочные узоры Полхов-Майдана. Учебное издание. Рук. проекта Ю. Дорожин. Мозаика-синтез. – М.: 2011.
4. Меженева Л.А. Творчество педагога в системе дополнительного образования. Техническое творчество, декоративно-прикладное творчество - Н.Новгород: ООО Педагогические технологии, 2003.
5. Величко Н.: Русская роспись: Техника. Приёмы. Изделия: Энциклопедия.-М.: АСТ- ПРЕСС книга, 2009.
6. Шедевры русской живописи. Энциклопедия мирового искусства. Белый город.2005.
7. Розенвассер В.Б. Беседы об искусстве. М. «Просвещение».2004.
Для обучающихся и родителей:
1.Рисование – первые шаги. Школа юного художника. Москва «Эксмо», 2004 год.
2. Русская историческая живопись. Детская энциклопедия. Авт. Н. Яковлева. – М.: Белый город.
3. Акварель. Советы начинающим. Редактор Н. Платонова. – М.: Молодая гвардия, 1991
4. Бирч Линда : Как рисовать масляными красками. Пошаговое руководство для начинающих. Москва. Астрель- АСТ. 2002.
5. Величко Н.: Русская роспись: Техника. Приёмы. Изделия: Энциклопедия.-М.: АСТ- ПРЕСС книга, 2009.
6. Неменский Б. Искусство вокруг нас. М. «Просвещение» 2004.