
Пояснительная записка.
Программа предназначена для более углубленного изучения курса географии «Материки и океаны». В содержании курса более полно даются страноведческие знания, что усиливает его гуманистическую и культурологическую роль в образовании и воспитании учащихся.
В программе достаточно сложные и глубокие вопросы о природе Земли изучаются в занимательной форме: ролевые игры, экскурсии, презентации, самостоятельные работы, деловые игры, которые поддерживают интерес к учению и познанию нового, неизвестного.
Актуальность реализации программы заключается в том, в этом возрасте у детей возникает много вопросов и темы, рассматриваемые в рамках реализации программы кружка, позволят ребятам не только получить ответы, но и самим познать окружающий нас мир путём наблюдений и экспериментов. Большое внимание в программе уделяется вопросам бережного отношения к природе.
Педагогическая целесообразность реализации программы кружка «Клуб путешественников» позволит не только полезно занять время учащихся, но и пробудить интерес к проблемам природы. В реализации программы используется большое количество наглядности.
Поисково – исследовательская деятельность помогает школьнику углубить знания по интересующей его теме или предмету, расширяет кругозор, развивает гибкость ума, формирует самостоятельность и самоутверждение, так как дети испытывают большое удовольствие, видя результаты своего труда. Кроме того у детей воспитывается чувство ответственности, укрепляются волевые качества характера, так как нужно довести начатое дело до конца.
Организация кружка «Юный путешественник» призвана вовлечению
учащихся школы в поисково – исследовательскую деятельность и во время внеклассных занятий.
Целями реализации программы являются:
- формирование устойчивого интереса школьников к изучению географии
- получение учащимися сверхпрограммных теоретических и практических географических знаний и умений;
- умение работать с различными источниками информации, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов.
-расширение знаний учащихся о путешественниках и странах мира
-формирование навыков исследовательской, проектной социально - направленной деятельности;
-формирование умений самостоятельно добывать знания, используя различные источники информации;
-развивать творческие и коммуникативные способности учащихся.
- создать целостность представления о Земле как планете людей,
- раскрыть разнообразие природы и населении Земли, ознакомить их со странами и народами.
Задачи:
Образовательная - формирование знаний о разнообразии природы Земли.
Развивающая – способствовать развитию интеллектуального уровня учащихся, формированию и развитию коммуникативной, исследовательской и проектной компетенции.
Воспитательная
- воспитание трудолюбия, уверенности, умения доводить начатое дело до
конца;
- экологическое воспитание, любовь к природе;
- духовно- нравственные качества;
- воспитание самоуважения и уважения к окружающим людям.
Основными формами проведения занятий кружка являются:
комбинированные занятия, практические занятия, деловая игра, самостоятельная работа, конкурсы, викторины, презентации.
Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Программа носит практико – ориентированный характер в связи с тем, что занятия проводятся вне аудитории. В программе запланирована осенняя и зимняя экскурсии на природу, библиотечные занятия. Всё это способствует поддержанию познавательного интереса учащихся в ходе реализации программы.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
Программа содержит систему практических заданий-экспериментов, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
- Овладение на уровне общего образования законченной системы географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
- Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;
- Сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
Метапредметными результатами изучения является формирование универсальных учебных действий (УУД)
Личностные УУД:
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей стране;
Регулятивные УУД:
- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
- умение управлять своей познавательной деятельностью;
- умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД:
- формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- умения вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации, её преобразование, сохранение, презентации с помощью технических средств и информационных технологий.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)
Требования к уровню подготовки
1. Оценивать и прогнозировать
Оценивать природные условия и природные богатства как условия для жизни и хозяйственной деятельности людей.
Основные особенности природы в её связи с населением и его хозяйственной деятельностью в пределах материков, их крупных регионов, отдельных стран.
2. Объяснять:
Особенности компонентов природы материков, различие в природе отдельных регионов континентов.
Особенности расового и этнического состава населения.
3. Описывать.
Основные источники географической информации, объекты и территории по картам, картинам и другим источникам, создавая их словесный или географический образ.
4. Определять.
Географическую информацию по картам различного содержания
Вид и тип карт и других источников знаний для получения необходимой информации.
Тематическое планирование кружка «Клуб путешественников»
№п/п | Тема занятия | Форма занятия | дата |
1. | «Почему Л.Н. Толстой за Митрофанушку заступился»? Знакомство с планом работы кружка | Круглый стол | сентябрь |
Учимся понимать карту - 4 часа |
1. | Как появились географические карты. Многообразие географических карт. Тематические карты. Географические координаты. | Беседа Практическое занятие | сентябрь |
2. | Карты материков и океанов. Тематические карты. Земля в «авоське» | Занятие-практикум | сентябрь |
3. | Топографические карты. Условные знаки. Масштаб. | Работа с топографической картой | сентябрь |
4. | Игра «Путешествие по топографической карте». | игра | октябрь |
Географические путешествия и открытия – 18 часов |
1. | О чём спорили древние мудрецы, о чём спорят учёные сегодня. (Есть ли у Земли край? Земля – шар. Тайны неба) | Видео путешествие | октябрь |
2. | Велика ли Африка, или как Солнце по небу гуляло. (Отважные финикийские мореходы. Подводный лес Красного моря. Африканские чудеса) | Видео путешествие | октябрь |
3. | «Отец Географии» грек Геродот. (великий почемучка. Загадочный Нил. Снег – это вовсе не перья). | Сообщение, кинофильм | октябрь |
4. | Как воинственные норманны открывали новые земли. (там, где солнце желанный гость. Луна на Земле – Исландия. Лейв Счастливый видит Америку) | Презентация, сообщения | ноябрь |
5. | Знаменитый гражданин города Венеции Марко Поло, или из Европы в Азию. (там, где дороги из воды. Книга, написанная в тюрьме). | Чтение выдержек из книги, видео | ноябрь |
6. | Хождение за три моря тверского купца Афанасия Никитина. Вниз по матушке – Волге. | Путешествие по маршруту, сообщение о 3-х морях | ноябрь |
7. | Как Христофор Колумб в поход собрался, или о том, как Европа нечаянно открыла Америку. | Круглый стол | ноябрь |
8. | Первое кругосветное путешествие, или как важно быть добрым. | Видео путешествие | декабрь |
9. | Как пираты попали в первооткрыватели. (как «каната» стала Канадой. Чего пираты не увидели). | Сообщение о реках, озёрах, Ниагарском водопаде, растениях и животных С. Америки | декабрь |
10. | Как достигли края земли русской. Русские землепроходцы. Каменный Пояс. Сибирская земля. | Беседа. Кинофильм о Байкале | декабрь |
11. | О решительном капитане Джеймсе Куке. Подари шлюпку гавайцам. | конференция | декабрь |
12. | А есть ли «Южный Ледовитый океан»? или кругосветное плавание Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева. | Дискуссия, кинофильм | январь |
13. | Кто в Антарктиде живёт? | Видео путешествие | январь |
14. | Добрый белый, которого любили чёрные жители Африки, или Давид Ливингстон, человек, совершивший подвиг, но не считавший себя героем. | Сообщения, просмотр фильма | январь |
15. | «Человек с Луны, или о том, как и сто лет спустя помнят папуасы друга и заступника Н.Н. Миклухо – Маклая. | Чтение книги «Человек с Луны» | февраль |
16. | Путешественником нужно родиться, или как Николай Михайлович Пржевальский прошёл путь, равный длине экватора. | Видео путешествие | февраль |
17. | Восьмое путешествие Синдбада – морехода, или как взрослые играли в сказку. | игра | февраль |
18. | Игра «Великие географические открытия» | игра | февраль |
Страны и народы -10 часов |
1. | Дикие племена на берегах Амазонки. Как их спасти? | Просмотр кинофильма, дискуссия | март |
2. | Племена на островах Океании | Работа в малых группах | март |
3. | Культура и быт аборигенов Австралии | Виртуальное путешествие | март |
4. | Народы банту и пигмеи | Ролевая игра | март |
5. | Этническая история Северной Америки. Откуда появились индейцы? | Игра - квест | апрель |
6. | Европа – центр цивилизации | Интерактивная экскурсия | апрель |
7. | Страна Восходящего Солнца и её жители | Изготовление икебана, оригами, веера. | апрель |
8. | Страна мушкетёров и сыров, вин и парфюмерии | Видео путешествие, поделка Эйфелева башня | апрель |
9. | Карликовые государства | конференция | май |
10. | Проект «Страна, которую я хотел бы посетить» | Защита проектов | май |
Итоговые занятия -2 |
1. | Защита проектных работ «Страна, которую я хотел бы посетить» | отчёт | май |
2. | Подведение итогов. Награждение лучших кружковцев. | | май |
| Итого – 35 занятий | | |
Методическое обеспечение работы кружка
Оборудование:
1. Географические карты, глобусы, контурные карты.
2. Видеоматериалы:
3. Презентации:
4. Компьютерные фото - альбомы:
5. Ноутбук, проектор, экран.
6. Телевизор
Литература :
Якубович В.И. и Смирнова Г.А. Записки географического клуба М.: Просвещение, 2005.
Интернет ресурсы.
Тарасов А.К. Веселый урок. География. Смоленск: Русич, 1999.
Магидович И.П., Покопцев Ю.М. Отечественные и зарубежные путешественники и исследователи. М.: Просвещение, 1980.
Ревенко М.В. Малышам о географических открытиях. Москва «Педагогика-Пресс» 1992.
Педагогические технологии, используемые при занятиях кружка.
Личностно – ориентированные технологии позволяют найти индивидуальный подход к каждому ребенку, создать для него необходимые условия комфорта и успеха в обучении. Они предусматривают выбор темы, объем материала с учетом сил, способностей и интересов ребенка, создают ситуацию сотрудничества для общения с другими членами коллектива.
Игровые технологии помогают ребенку в форме игры усвоить необходимые знания и приобрести нужные навыки. Они повышают активность и интерес детей к выполняемой работе.
Технология творческой деятельности используется для повышения творческой активности детей.
Технология исследовательской деятельности позволяет развивать у детей наблюдательность, логику, большую самостоятельность в выборе целей и постановке задач, анализе и обработке полученных результатов. В результате происходит активное овладение знаниями, умениями и навыками.
Технология методов проекта. В основе этого метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления, формирование коммуникативных и презентационных навыков.