СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа и тематическое планирование окружающий мир 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа и тематическое планирование окружающий мир 4 класс»

Программа разработана в соответствии с

Федеральным Законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

- приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;

- приказом Минобрнауки России от 22 сентября 2011 года № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;

- приказом Минобрнауки России от 18 декабря 2012 года № 1060
«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»

- приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года № 1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

- приказом Минобрнауки России от 18 мая 2015 года № 507 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;

- приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 года № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;

- приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 года № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189, зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993) (с изменениями и дополнениями, утвержденными Постановлениями Главного государственного санитарного врача РФ от 29 июня 2011 г., 25 декабря 2013 г., 24 ноября 2015 г.).

- письмом департамента образования и науки Брянской области от 27 апреля 2018 г №4117-04- «О примерном учебном плане 1-4 классов образовательных организаций Брянской области на 2018-2019 учебный год».

- Уставом МБОУ «Синезерская СОШ», утвержденным постановлением администрации Навлинского района от 09.12.2015 г. №613

- Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в МБОУ «Синезерская СОШ», утвержденным приказом №29/14 от01.09.2015г.



РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА



Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:



1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;



2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;



3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;



4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;



5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;



6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;



7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;



8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;



9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;



10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.



Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:



1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;



2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;



3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;



4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;



5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;



6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;



7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;



8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;



9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;



10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;



11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;



12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;



13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;



14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».



При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:



1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;



2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;



3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;



4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);



5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.











ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ



Раздел «Земля и человечество» (9 ч)

Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля - планета Солнечной системы. Луна - естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времён года. Звёздное небо - великая «книга» природы.

Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобу­са и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на жи­вую природу.

Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счёт лет в исто­рии. Историческая карта.

Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды - задача всего человечества. Международ­ное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Междуна­родная Красная книга.

Раздел «Природа России» (10 ч)

Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озёра и реки нашей страны.

Природные зоны нашей страны. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана приро­ды, виды растений и животных, внесённые в Красную книгу России. Необходимость береж­ного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения от­дыхающих у моря.

Представление об экологическом равновесии и необходимости его учёта в процессе хозяйственной деятельности людей.



Раздел «Родной край - часть большой страны» (15 ч)

Наш край на карте Родины. Карта родного края.

Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края. Водоёмы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоёмов в результате деятельности человека. Охрана водо­ёмов нашего края.

Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.

Ознакомление с важнейшими видами почв края. Охрана почв в нашем крае.

Природные сообщества. Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.

Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Расте­ниеводство в нашем крае, его отрасли. Сорта культурных растений. Представление о биоло­гической защите урожая, её значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.

Животноводство в нашем крае, его отрасли. Породы домашних животных.



Раздел «Страницы Всемирной истории» (5 ч)

Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения - свидетельства прошлого. Средние века; о чём рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестья­нина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее

время. Представление о скорости перемен XX в. достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.

Раздел «Страницы истории России» (20 ч)

Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.

Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Креще­ние Руси. Русь - страна городов. Киев - столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.

Наше Отечество в XIII-XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья - собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.

Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы стра­ны в XIII-XV вв.

Наше Отечество в XVI-XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия По­жарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепро­ходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI-XVII вв.

Россия в XVIII в. Пётр Первый - царь-преобразователь. Новая столица России - Пе­тербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и кре­стьяне. Век русской славы: А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.

Россия в XIX - начале XX вв. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М.И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX -начале XX вв.

Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй - последний император России. Революция 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь стра­ны в 20-30-е гг. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы - всенародный праздник.

Наша страна в 1945-1991 гг. Достижения учёных: запуск первого искусственного спут­ника Земли, полёт в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».

Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.

Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, посёлков, улиц, в памяти народа, семьи.

Раздел «Современная Россия» (9 ч)

Мы - граждане России. Конституция России - наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребёнка.

Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.

Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.

Многонациональный состав населения России.

Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, истори­ческие места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.















ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Дата по программе

Дата фактически

Тема урока

Кол-во часов



Виды деятельности учащихся

Домашнее задание

Раздел «Земля и человечество» (9 ч)

1.



Мир глазами астронома

1

Извлекают из дополнительной литературы и Интернета научные сведения об особенностях Солнца и Солнечной системы, кометах и астероидах, готовят сообщения; моделируют строение Солнечной системы; работают с терминологическим словариком; формулируют выводы по изученному материалу


Учебник, с. 4–8, записать в словарик новые слова: астрономия, астроном; выполнить задание рубрики «Подумай», с. 7; ответить на вопросы рубрики «Проверь себя», с. 7

2.


Планеты Солнечной системы. Практическая работа № 1 «Моделирование движения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца»

1

анализируют готовые схемы вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца; характеризуют особенности самой маленькой и самой большой планет Солнечной системы; отличают планеты и их спутники; моделируют движение Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси; устанавливают связи между движением Земли вокруг своей оси и сменой дня и ночи и движением вокруг Солнца и сменой времен года; наблюдают Луну невооруженным глазом и с помощью бинокля (телескопа); извлекают из дополнительной литературы и Интернета информацию об исследованиях астрономов и готовят сообщения; формулируют выводы по изученному материалу

Учебник, с. 9–15. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя».выполнить задания 1, 2


3.


Звёздное небо – Великая книга Природы. Практическая работа № 2 «Знакомство с картой звёздного мира»

1

Находят в небе и на карте звездного неба атласа-определителя изучаемые объекты; моделируют изучаемые созвездия; определяют направление на север по Полярной звезде; выполняют задания из электронного приложения к учебнику, пользуясь персональным компьютером; работают с терминологическим словариком; формулируют выводы по изученному материалу

Учебник, с. 16–21. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя»

4.


Мир глазами географа. Практическая работа № 3 «Поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте»

1

Сравнивают глобус и карту полушарий; находят условные значки на карте полушарий; обсуждают значение глобуса и карт в жизни человечества; составляют рассказ о географических объектах с помощью глобуса и карты полушарий; извлекают информацию о географических объектах из дополнительных источников и Интернета и готовят сообщения о них; работают с терминологическим словариком; формулируют выводы по изученному материалу

Учебник, с. 22–29. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». выполнить задания 1, 2


5.


Мир глазами историка

1

Составляют рассказы о мире с точки зрения историка; характеризуют роль исторических источников для понимания событий прошлого; обсуждают роль бытовых предметов для понимания событий прошлого; составляют рассказ на основании экспонатов краеведческого музея о прошлом своего региона, города (села); работают с терминологическим словариком; формулируют выводы по изученному материалу

Учебник, с. 35–41. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя».

Выполнить задания 1, 2


6.


Когда и где?Практическая работа № 4 «Знакомство с историческими картами»

1

Определяют по «ленте времени» век, в котором происходили упоминавшиеся ранее исторические события; обсуждают сроки начала года в разных летосчислениях; формулируют выводы по изученному материалу. оценивают достижения на уроке

Учебник, с. 42–46. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Выполнить задания 1, 2, с. 46


7.


Мир глазами эколога

1

характеризуют современные экологические проблемы; предлагают свои меры по решению экологических проблем; извлекают из Интернета сведения о способах решения экологических проблем и экологических организациях в России, готовят сообщения; рассказывают о мире с точки зрения эколога; формулируют выводы по изученному материалу

Оценивают достижения на уроке

Учебник, с. 47–53. «Подумай!», вопрос 3. «Проверь себя», вопрос 2


8.


Сокровища Земли под охраной человечества

1

Рассказывают о причинах появления списка Всемирного наследия; различают объекты природного и культурного Всемирного наследия; определяют по карте мира расположение наиболее значимых объектов Всемирного наследия; определяют объекты природного и культурного Всемирного наследия по фотографиям; извлекают из дополнительной литературы и Интернета информацию об объектах Всемирного наследия и животных из Международной Красной книги и готовят сообщения о них; работают с терминологическим словариком; формулируют выводы по изученному материалу

Учебник, с. 54– 62. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». выполнить задания по вариантам:

1-й вариант – задание 1; 2-й вариант – задание 2


9.


Презентация проектов (по выбору)


1

Извлекают информацию из дополнительных источников и Интернета; обрабатывать материалы экскурсии в краеведческий музей (для краеведческих проектов), обрабатывать материалы экскурсии в зоопарк и ботанический сад; интервьюируют старших членов семьи; готовят иллюстрации к презентации проекта (фотографии, слайды, рисунки), тексты сообщений; выступают с сообщением в классе.

«Красная книга России», «Заповедники и национальные парки России»,«Как защищают природу», «Экологическая обстановка в нашем крае»

Подготовить проект «Международная Красная книга»

Природа России (10 ч)


10.


Равнины
и горы России. Практическая работа № 5 «Поиск и показ на физической карте равнин и гор России»

1

Находят на физической карте России изучаемые географические объекты; различают холмистые, плоские равнины и плоскогорья; характеризуют формы рельефа России; извлекают из дополнительной литературы и Интернета сведения об изучаемых географических объектах, готовят сообщения; выполняют на персональном компьютере задания из электронного приложения к учебнику; работают с терминологическим словариком; формулируют выводы по изученному материалу

Учебник, с. 64–71. Прочитать текст «Заповедники России», найти на карте Ильменский заповедник. Выполнить задание рубрики «Проверь себя»


11.


Моря, озера и реки России. Практическая работа № 6 «Поиск и показ на физической карте морей, озёр и рек России»


1

Находят на физической карте России изучаемые водные географические объекты; различают моря и озера; характеризуют особенности изучаемых водных объектов; извлекают из Интернета сведения о загрязнении воды в морях, реках и озерах и о мерах борьбы с загрязнениями; готовят сочинения на тему урока; формулируют выводы по изученному материалу

Учебник, с. 72–77. Прочитать статью «Заповедники России». Выполнить задание 4, с. 75


12.


Природные зоны России. Практическая работа № 7 «Поиск и показ на картеприродные зоны России»

1

Различают физическую карту России и карту природных зон; находят на карте природные зоны России и характеризуют их; устанавливают взаимосвязь между освещенностью Солнцем поверхности Земли и широтным расположением природных зон; работают со схемой освещенности Земли солнечными лучами; различают широтную и высотную поясность; находят на карте природных зон зоны высотной поясности; формулируют выводы по изученному материалу

Учебник, с. 30–34. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя»

13.


Зона арктических пустынь. Практическая работа № 8 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособлен-ности к условиям жизни в Арктике»

1

находят на карте природных зон зону арктических пустынь; работают со схемой освещенности поверхности Земли солнечными лучами; устанавливают взаимосвязь природных особенностей зоны арктических пустынь и ее освещенностью солнечными лучами; характеризуют природные особенности Арктики и приспособление флоры и фауны к этим условиям; выявляют экологические связи в зоне арктических пустынь ;извлекают из дополнительной литературы и Интернета сведения о животном мире Арктики, готовят сообщения; прослеживают цепи питания в Арктике; рассказывают о влиянии освоения природных богатств в зоне тундры и возникших вследствие этого экологических проблемах, о природоохранных мероприятиях и заповедниках; формулируют выводы по изученному материалу

Учебник, с. 78–86. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». выполнить задания 1, 2


14.


Тундра. Практическая работа № 9 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособлен-ности к условиям жизни в тундре»

1

Находят на карте природных зон зону тундры; работают со схемой освещенности поверхности Земли солнечными лучами; выявляют взаимосвязь природных особенностей зоны тундры с освещенностью ее поверхности солнечными лучами; характеризуют природные особенности зоны тундры, её флору и фауну, занятия местного населения; выявляют экологические связи в зоне тундры; извлекают из дополнительной литературы (книги А. А. Плешакова «Зеленые страницы»,энциклопедий) и Интернета информацию о растениях и животных тундры, готовят сообщения; характеризуют зону тундры по плану; моделируют природные особенности тундры; рассказывают о влиянии освоения природных богатств в зоне тундры и возникших вследствие этого экологических проблемах, о природоохранных мероприятиях и заповедниках; формулируют выводы по изученному материалу

Учебник, с. 87–97. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя» (с. 95). выполнить задание 3 (с. 96)


15.


Леса
России. Практическая работа № 10 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособлен-ности к условиям жизни в зоне лесов»

1

Находят на карте природных зон зону тайги, смешанных и широколиственных лесов; устанавливают взаимосвязь особенностей лесных зон с освещенностью, количеством осадков и строением почвы; опознают с помощью гербария и атласа-определителя «От земли до неба» растения зоны лесов; по тексту учебника и иллюстрации характеризуют животный мир зоны лесов, выявляют экологические связи; моделируют цепи питания в зоне тайги; сопоставляют природу тундры и лесных зон; извлекают из Интернета информацию о растениях и животных лесной зоны, готовят сообщения; формулируют выводы по изученному материалу

Учебник, с. 98–105. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Выполнить задания на с. 105


16.


Лес и человек

1

С помощью схемы и текста учебника раскрывают роль леса в природе и жизни людей; обсуждают экологические проблемы леса, предлагают меры по его охране; обсуждают правила поведения в лесу (по материалам книги А. А. Плешакова «Великан на поляне»); извлекают из дополнительной литературы и Интернета сообщения о животных из Красной книги России, готовят сообщения; совершают виртуальную экскурсию с помощью Интернета в национальный парк «Лосиный остров», обсуждают экологические проекты этого парка; характеризуют лесные природные зоны по плану; формулируют выводы по изученному материалу.

– Найдите ответы на вопросы:

1. Почему на Земле не кончается кислород?

2. Какую пользу приносит лес людям?

3. Какую пользу приносят птицы?

4. Как человек должен вести себя в лесу?

5. Какое участие в охране леса могут принять школьники?

6. Какие советы вы дали бы отдыхающим на природе в лесу?

17.


Зона степей. Практическая работа № 11 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособлен-ности к условиям жизни в зоне степей»

1

Находят на карте природных зон зону степей; устанавливают взаимосвязь особенностей степной зоны с освещенностью, количеством осадков и характером почвы; опознают с помощью гербария, иллюстраций учебника и атласа-определителя «От земли до неба» растения зоны степей; характеризуют животный мир зоны степей, выявляют экологические связи; сравнивают природу зоны степей с природой лесов и тундры; извлекают из дополнительной литературы и Интернета информацию о растениях и животных степей, готовят сообщения; совершают виртуальные экскурсии с помощью Интернета в степные заповедники, обсуждают экологические проекты ученых в этих заповедниках; характеризуют зону степей по плану; формулируют выводы по изученному материалу

Учебник, с. 114–122. Ответить на вопросы 1, 2 рубрики «Проверь себя». выполнить задания 1, 2


18.


Пустыни. Практическая работа № 12 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособлен-ности к условиям жизни в зоне степей»

1

Находят на карте природных зон полупустыни; устанавливают взаимосвязь освещенности, количества осадков и состава почв с образованием полупустынь и пустынь; опознают с помощью гербария, иллюстраций учебника и атласа-определителя «От земли до неба» растения зоны пустынь; характеризуют животный мир зоны пустынь, выявляют экологические связи; сравнивают природу зоны пустынь с природой степей; извлекают из дополнительной литературы и Интернета информацию о растениях и животных пустынь, готовят сообщения; совершают виртуальные экскурсии с помощью Интернета в заповедники, обсуждают экологические проекты ученых в этих заповедниках; характеризуют зону пустынь по плану; формулируют выводы по изученному материалу

Учебник, с. 9–15. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». выполнить задания 1, 2


19.


У Черного моря.

1

Находят на карте природных зон зону субтропиков; устанавливают взаимосвязь субтропической флоры и фауны с освещенностью, количеством осадков и плодородием почвы; по гербарию, иллюстрациям учебника и атласу-определителю «От земли до неба» опознают растения субтропиков; знакомятся с животным миром зоны Черноморского побережья Кавказа и морскими животными, устанавливают экологические связи; моделируют цепи питания; анализируют экологические проблемы зоны; совершают виртуальные экскурсии на курорты Черноморского побережья Кавказа, в сочинский дендрарий и Национальный парк «Сочинский» с помощью Интернета; обсуждают рассказ «В пещере» из книги «Великан на поляне»; работают с терминологическим словариком; характеризуют зону субтропиков по плану; формулируют выводы по изученному материалу

Учебник, с. 132–140. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Выполнить задания 1, 2, 3


Родной край – часть большой страны (15 ч)


20


Родной край – часть большой страны.

1

Наблюдают объекты и явления природы. определяют природные объекты с помощью атласа-определителя. Фиксируют результаты наблюдений. сравнивают результаты наблюдений, сделанных в разных природных сообществах

Подобрать материал для сообщения о родном крае.

21


Наш край.


1

Сопоставляют карту своего региона с политико-административной картой России с целью выяснения местоположения региона; находят свой регион и его главный город на физической карте России и карте природных зон; характеризуют рельеф поверхности своего края в соответствии с цветовым обозначением на физической карте; определяют, в какой природной зоне находится регион по карте природных зон; находят на карте региона крупные города, а также свой город (село); обобщают полученную информацию, готовят сообщение

Составить сообщение о родном крае


22


Поверхность нашего края


1

Находят на карте региона крупные овраги и балки; интервьюируют взрослых о формах поверхности рядом с городом (селом), о наличии оврагов и истории их возникновения; обсуждают меры по охране поверхности своего края; моделируют знакомый участок поверхности своего края

Учебник, с. 147–153. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Выполнить задания 1, 3


23


Водные богатства нашего края


1

Рассказывают о значении водных богатств в жизни людей; составляют список водных объектов (рек, озер, морей, прудов) своего региона; описывают одну из рек по данному в учебнике плану; составляют план описания озера (пруда); моделируют наиболее знакомый водный объект; выявлять источники загрязнения близлежащих водоемов; обсуждают материалы рассказа «Бутылочная почта» из книги А. А. Плешакова «Великан на поляне»; интервьюируют взрослых о водоохранных мероприятиях в городе (селе); формулируют выводы по изученному материалу

Учебник, с. 154–158. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Выполнить задания 2, 3


24


Наши подземные
богатства. Практическая работа № 13 «Полезные ископаемые»

1

Находят на карте природных зон края значки тех полезных ископаемых, которыми он обладает; работая в группах определяют название полезного ископаемого, образец которого выдан учителем; работая в группах, извлекают из учебника сведения о выданном образце полезного ископаемого, составляют его описание по данному в учебнике плану, готовят сообщения и представляют их классу; выясняют в краеведческом музее, какие полезные ископаемые имеются в регионе; извлекают из краеведческой литературы сведения о предприятиях региона по переработке полезных ископаемых; обсуждают материалы рассказа «И камень достоин уважения» из книги А. А. Плешакова «Великан на поляне»; интервьюируют взрослых членов семьи о том, используются ли в домашнем хозяйстве какие-либо полезные ископаемые или продукты их переработки; формулируют выводы по изученному материалу

Учебник, с. 159–170. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя».


25


Земля – кормилица


1

Различать виды почв на иллюстрациях учебника и образцах; извлекают из краеведческой литературы информацию о типах почв своего региона; моделируют тип почв своего региона; готовят доклад о значении почвы для жизни на земле; выполняют задания из электронного приложения к учебнику; обсуждают материалы рассказа «Дороже жемчуга и злата – под ногами» из книги А. А. Плешакова «Великан на поляне»; извлекают из краеведческой литературы информацию о почвоохранных мероприятиях в регионе; формулируют выводы по изученному материалу

Учебник, с. 171–174. Подобрать стихи, загадки, пословицы о земле-кормилице



26


Жизнь леса


1

Определяют с помощью атласа-определителя растения смешанного леса в гербарии; рассказывают, какие растения, животные, грибы встречаются в лесах региона; моделируют цепи питания, характерные для лесного сообщества региона; характеризуют лесное сообщество региона по данному в учебнике плану; опознают по иллюстрациям в учебнике представителей лесного сообщества; обсуждают материалы рассказов о лесе из книги А. А. Плешакова «Великан на поляне»; выполняют задания из электронного приложения к учебнику; выявляют нарушения экологического равновесия в лесном сообществе по вине человека, предлагают пути решения экологических проблем; работают с терминологическим словариком; формулируют выводы по изученному материалу

Учебник, с. 175–182. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Выполнить задание 1


27


Экскурсия № 14 «Знакомство с растениями и животными леса»

1

Наблюдают объекты и явления природы; определяют природные объекты с помощью атласа-определителя; фиксируют результаты наблюдений; сравнивают результаты наблюдений, сделанных в различных природных сообществах

Заполнить таблицу по материалам экскурсии

28


Жизнь луга


1

Определяют с помощью атласа-определителя «От земли до неба» растения луга из гербария; определяют животных луга на иллюстрации учебника; выявляют экологические связи на лугу; рассказывают по своим наблюдениям
о растениях, животных и грибах на лугах своего региона; моделируют цепи питания на лугу; сравнивают природные особенности леса и луга; характеризуют луговое сообщество по данному в учебнике плану; приводят примеры правильного и неправильного поведения человека на лугу, выявляют нарушения экологического равновесия по вине человека, предлагают пути решения экологических проблем; обсуждают материалы рассказа «Горит трава» из книги А. А. Плешакова «Великан на поляне»; составляют памятку «Как вести себя на лугу»; формулируют выводы по изученному материалу

Учебник, с. 182–190. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя»


29


Жизнь
в пресных водах


1

Опознают с помощью атласа-определителя «От земли до неба» растения пресного водоема; опознают по иллюстрациям учебника живые организмы пресных вод выявляют экологические связи в пресном водоеме; рассказывают об обитателях пресных вод своего региона; моделируют цепи питания в пресноводном сообществе своего региона; характеризуют пресноводное сообщество своего региона по данному в учебнике плану; обсуждают способы приспособления растений и животных к жизни в воде; извлекают из книг А. А. Плешакова «Зелёные страницы», «Великан на поляне» информацию об обитателях пресноводных водоемов и обсуждают её; формулируют выводы по изученному материалу

Учебник, с. 191–200. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Ответить на вопрос: надо ли охранять болота?


30


Растениеводство
в нашем крае. Практическая работа № 15 «Рассматривание гербарных экземпляров полевых культур и их распознавание»

1

Определяют с помощью иллюстраций учебника полевые культуры из гербария; различают зерна зерновых культур; выявляют взаимосвязь развития растениеводства в регионе с природными условиями; собирают информацию в ходе экскурсий в поле, в теплицы, готовят доклады о развитии этих отраслей в регионе и презентуют их в классе; извлекают информацию о растениеводстве в своем регионе из краеведческой литературы; характеризуют развитие отраслей растениеводства в своем регионе; выполняют задания из электронного приложения к учебнику; работают с терминологическим словариком; формулируют выводы по изученному материалу

Учебник, с. 201–207. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Подготовить сообщение о культурном растении, выращиваемом на территории нашего края


31


Животноводство
в нашем крае


1

Выявляют взаимосвязь развития отраслей животноводства в регионе с природными условиями; извлекают из краеведческой литературы, СМИ и Интернета информацию о развитии животноводства в своем регионе, готовят доклады и презентуют их в классе; характеризуют развитие отраслей животноводства в своем регионе; рассказывают о работе животноводов на материале экскурсий; выполняют задания из электронного приложения к учебнику; работают с терминологическим словариком; формулируют выводы по изученному материалу

Учебник, с. 214–222. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя»


32


Тестирование по разделам «Земля и человек», «Природа

России», «Родной край – часть большой страны»

1

Выполняют проверочные работы различных видов


Повторить изученный материал по теме «Родной край – часть большой страны»

33


Анализ тестов и работа над ошибками. Презентация проектов (по выбору)

1

Намечают план работы; отбирают информацию в избранных для проекта книгах; составляют текст доклада; готовят оформление доклада (слайды); презентуют доклад в классе

Подготовить проект «Родной край – часть большой страны»

Страницы Всемирной истории (5 ч)

34


Начало истории человечества


1

Определяют по «ленте времени» длительность периода первобытного общества; обсуждают роль огня и приручения животных; анализируют иллюстрации учебника; рассказывают на основе экскурсии в краеведческий музей о жизни, быте и культуре первобытных людей на территории региона; понимают роль археологии в изучении первобытного общества; выполняют задания из электронного приложения к учебнику; работают с терминологическим словариком; формулируют выводы по изученному материалу

Учебник, ч. 2, с. 4–6 (пересказ текста); ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». выполнить задания 1–3, с. 7


35


Мир древности:
далекий
и близкий


1

Определяют по «ленте времени» длительность существования Древнего мира; находят на карте местоположение древних государств; извлекают информацию из учебника, анализируют иллюстрации, готовят сообщения и презентуют их в классе; обобщают сведения о древних государствах, их культуре, религиях, выявляют общее
и отличия; понимают роль появления и развития письменности в древности для развития человечества, сопоставляют алфавиты древности; понимают роль археологических находок для изучения истории древних государств; работают с терминологическим словариком; формулируют выводы по изученному материалу

Учебник, с. 8–14; выполнить задания 1–3


36


Средние века: время рыцарей
и замков


1

Сопоставляют длительность исторических периодов Древнего мира и Средневековья, определяют по «ленте времени» длительность средневековья; находят на карте местоположение крупных городов, возникших в Средневековье; описывают по фотографиям средневековые достопримечательности современных городов; сопоставляют исторические источники по изучению Древнего мира
и Средневековья; развивают воображение, реконструируя быт и рыцарские турниры Средневековья; сопоставляют мировые религии, выявляют их общность и различия: место и время их возникновения, особенности храмов; понимают важность изобретения книгопечатания для человечества; выполняют задания из электронного приложения к учебнику; работают с терминологическим словариком; формулируют выводы по изученному материалу

Учебник, выполнить задания 1–3 , с. 21; прочитать текст на с. 15–20


37


Новое время: встреча Европы и Америки


1

Определяют по «ленте времени» длительность периода Нового времени, сопоставляют её с длительностью Древнего мира и Средневековья; сопоставляют жизненную философию людей в Средневековье и в Новое время; прослеживают по карте маршруты Великих географических открытий; обсуждают методы изучения истории Древнего мира и Нового времени; выявляют по фотографиям различия в архитектуре городов Древнего мира, Средневековья и Нового времени; обсуждают роль великих географических открытий в истории человечества; характеризуют научные открытия и технические изобретения Нового времени; развивают воображение, реконструируя историю технических изобретений в Новое время; выполняют задания из электронного приложения к учебнику; работают с терминологическим словариком; формулируют выводы по изученному материалу

Учебник, с. 22–27. Выполнить задания 1, 2.

Подготовить сообщение о знаменитых людях Нового времени


38


Новейшее время: история продолжается сегодня


1

Находят на «ленте времени» начало Новейшего времени; характеризуют значение исследования Арктики и Антарктики для развития науки; характеризуют изменения в политическом устройстве стран мира; рассказывают о научных открытиях и технических изобретениях XX–XXI веков; выполняют задания из электронного приложения к учебнику; работают с терминологическим словариком; формулируют выводы по изученному материалу

Учебник, с. 28–31, читать. Выполнить задания 1–3, с. 32


Страницы истории Отечества (20 ч)

39


Жизнь древних славян


1

анализируют карту расселения племен древних славян; выявлять взаимосвязь жизни древних славян и их занятий с природными условиями того времени; характеризуют верования древних славян; моделируют древнеславянское жилище; формулируют выводы по изученному материалу

1. Сделать рисунки к изученному периоду родной истории.

2. Подготовить сообщение о первых русских князьях, русских богатырях.

3. Рассказать о русской одежде


40


Во времена Древней Руси


1

Прослеживают по карте Древней Руси путь «из варяг в греки» и расширение территории государства в IX–XI веках; характеризуют систему государственной власти в IX–XI веках в Древней Руси; отмечают на «ленте времени» дату Крещения Руси; обсуждают причину введения на Руси христианства и значение Крещения; анализируют былину об Илье Муромце как отражение борьбы Древней Руси с кочевниками; работают с терминологическим словариком; формулируют выводы по изученному материалу

Учебник, с. 40–45. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Выполнить задания 1–2


41


Страна
городов


1

В ходе самостоятельной работы анализируют карты Древнего Киева и Древнего Новгорода, характеризуют их местоположение, оборонительные сооружения, занятия горожан, систему правления, находки берестяных грамот в Новгороде, готовят сообщения, презентуют их на уроке; сопоставляют на основе сделанных сообщений жизнь двух главных городов Древней Руси; обсуждают важность находок археологами берестяных грамот; развивают воображение, реконструируя жизнь древних новгородцев; обсуждают, почему былина о Садко могла появиться только в Новгороде; характеризуют значение летописи об основании Москвы как исторического источника; работают с терминологическим словариком; формулируют выводы по изученному материалу

Учебник, с. 46–54. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Выполнить задание 2


42


Из книжной сокровищницы Древней Руси


1

Обсуждают роль создания славянской письменности для распространения культуры в Древней Руси; характеризуют состояние грамотности на Руси после создания славянской азбуки; выявляют роль летописей для изучения истории России; характеризуют оформление рукописных книг как памятников древнерусского искусства; сопоставляют оформление древнерусских книг с современными; обсуждают роль рукописной книги в развитии русской культуры; работают с терминологическим словариком; формулируют выводы по изученному материалу

Учебник, с. 55–57. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Выполнить задания, с. 57


43


Трудные времена
на Русской земле


1

Прослеживают по карте нашествие Батыя на Русь; обсуждают причины поражения Древней Руси в ходе монгольского нашествия; описывают по иллюстрациям учебника вооружение древнерусских и монгольских воинов; рассказывают о монгольском нашествии по плану учебника; находят на карте места сражений Александра Невского со шведскими и немецкими захватчиками; по иллюстрациям в учебнике сравнивают вооружение русских воинов и немецких рыцарей; высказывают своё отношение к личности Александра Невского; работают с терминологическим словариком; заполняют «Героическую летопись России» (вкладка в рабочей тетради); формулируют выводы по изученному материалу

Учебник, с. 59–63. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Выполнить задания на с. 64


44


Русь расправляет крылья

«

1

Приводят факты возрождения северо-восточных земель Руси; рассказывают по иллюстрациям в учебнике
о Москве Ивана Калиты; прослеживают по карте объединение русских земель вокруг Москвы; обсуждают, какие личные качества Ивана Калиты сыграли роль в успехе его правления; выполняют задания из электронного приложения к учебнику; работают с терминологическим словариком; формулируют выводы по изученному материалу

Учебник, с. 65–69. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя», выполнить задания


45


Куликовская битва


1

Прослеживают по карте передвижения русских и ордынских войск; рассказывают о Куликовской битве по составленному плану; моделируют ход Куликовской битвы; отмечают на «ленте времени» дату Куликовской битвы; обсуждают, почему была так важна для Дмитрия Донского поддержка Сергия Радонежского; рассказывают о поединках богатырей; заполняют вкладыш к рабочей тетради «Героическая летопись России»; осознают роль Куликовской битвы в истории России; формулируют выводы по изученному материалу

Учебник, с. 70–74. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Выполнить задание 2


46


Иван
Третий


1

Рассказывают об изменении политики в отношении Золотой Орды; описывают по иллюстрациям в учебнике изменения в облике Москвы; обсуждают значение освобождения от монгольского ига; выполняют задания из электронного приложения к учебнику; заполняют вкладыш к рабочей тетради «Героическая летопись России»; отмечают на «ленте времени» даты освобождения от монгольского ига, венчания Ивана Грозного на царство; работают с терминологическим словариком; формулируют выводы по изученному материалу

Учебник, с. 75–79. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Выполнить задания 1, 2


47


Мастера печатных дел


1

Обсуждают, как повлияло начало книгопечатания на развитие просвещения и культуры в России; на основе самостоятельного изучения материала учебника (по группам) рассказывают о первопечатнике Иване Федорове и издании первых русских учебников; сопоставляют современные и первопечатные учебники по иллюстрациям; работают с терминологическим словариком; развивают воображение, «обучая грамоте» учеников XVII века; формулируют выводы по изученному материалу

Учебник, с. 75–79. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Выполнить задания 1, 2


48


Патриоты России

«

1

Обсуждают значение организации народного ополчения и освобождения Москвы от польской интервенции; отмечают на «ленте времени» год освобождения Москвы; заполняют приложение к рабочей тетради «Героическая летопись России»; выполняют задания из электронного приложения к учебнику; работают с терминологическим словариком; рассказывают об этом событии от имени участника ополчения; осознают роль борьбы за независимость в начале XVI века в истории России; формулируют выводы по изученному материалу

Учебник, с. 87–91. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Выполнить задания, с. 90


49


Пётр Великий

«

1

Рассказывают о реформах Петра I на основе материала учебника; извлекают из дополнительной литературы и Интернета информацию о Петре I, которой нет в учебнике; описывают достопримечательности Санкт-Петербурга; обсуждают, заслуженно ли Петр I получил прозвание «Великий»; отмечают на «ленте времени» год основания Санкт-Петербурга, год, когда Россия стала империей; прослеживают по карте приобретения Петра I; высказывают свое отношение к личности Петра Великого; работают с терминологическим словариком; формулируют выводы по изученному материалу

Учебник, с. 94–100. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Выполнить задание: I вариант – а,
II вариант – б, III вариант – в


50


Михаил Васильевич Ломоносов


1

Составляют план рассказа о М. В. Ломоносове; составляют план сценария о жизни М. В. Ломоносова; прослеживают по карте путь М. В. Ломоносова из Холмогор в Москву; обсуждают, каковы были заслуги М. В. Ломоносова в развитии науки и культуры; отмечают на «ленте времени» дату основания Московского университета; извлекают из Интернета сведения о современном МГУ им. М. В. Ломоносова; высказывают свое отношение к личности М. В. Ломоносова; формулируют выводы по изученному материалу

Учебник, с. 101–104. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя»


51


Екатерина Великая


1

Обсуждают, заслуженно ли Екатерина Вторая получила прозвание «Великой»; описывают достопримечательности Петербурга; сравнивают положение разных слоев российского общества; рассказывают по учебнику о крестьянской войне Е. И. Пугачева; прослеживают по карте рост территории государства; рассказывают по учебнику о Ф. Ф. Ушакове и А. В. Суворове; извлекают из Интернета сведения о Петербурге, Москве, других городах России в XVIII веке; выполняют задания из электронного приложения к учебнику; работают с терминологическим словариком; формулируют выводы по изученному материалу

Учебник, с. 105–111. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя»


52


Отечественная война
1812 года


1

На основе самостоятельной работы по учебнику рассказывают о Бородинском сражении; отмечают на «ленте времени» Отечественную войну 1812 года; заполняют приложение к рабочей тетради «Героическая летопись России»; обсуждают, почему война 1812 года называется Отечественной; обсуждают, почему после Отечественной войны 1812 года был воздвигнут на Красной площади памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому; извлекают из Интернета сведения о биографиях героев Отечественной войны 1812 года, готовят доклады, презентуют их в классе; работают с терминологическим словариком; формулируют выводы по изученному материалу

Учебник, с. 112–117. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Выполнить задания


53


Страницы истории XIX века


1

Выполняют задания из рабочей тетради и электронного приложения к учебнику, готовят сообщения и презентуют их на уроке; работают с историческими картами; находят на карте Транссибирскую магистраль; сопоставляют исторические источники; извлекают из дополнительной краеведческой литературы сведения о технических новшествах, появившихся в XIX веке в регионе; формулируют выводы по изученному материалу

Учебник, с. 122–126. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя»


54


Россия вступает
в ХХ век


1

Отмечают на «ленте времени» начало Первой мировой войны, февральской и октябрьской революций; составляют план рассказа о событиях начала ХХ века и рассказывают о них по плану; интервьюируют взрослых членов семьи о том, какую роль сыграли революция и Гражданская война в судьбе семьи; проявляют воображение, составляя интервью от лица журналиста начала ХХ века у ученого, каким он видит ХХ век; формулируют выводы по изученному материалу

Учебник, с. 127–133. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Выполнить задание 1


55


Страницы истории 1920–1930-х годов


1

Знакомятся по карте СССР с административно-территориальным строением страны; сравнивают герб России и СССР по иллюстрациям в рабочей тетради и в электронном пособии, знакомятся с символикой герба СССР; сравнивают тексты гимнов дореволюционной России, СССР и Российской Федерации; в ходе экскурсии по городу выясняют, какие названия возникли при Советской власти и какие реалии они отражают; знакомятся по фотографиям в Интернете с обликом довоенных станций метро (для москвичей – в ходе экскурсии); прослушивают в записях (Интернет) песни 30-х годов; формулируют выводы по изученному материалу

Учебник, с. 136–139. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Выполнить задание 1


56


Великая война
и великая Победа

1

Составляют план рассказа о ходе Великой Отечественной войны, рассказывают о ней по плану; обсуждают, в чем значение Победы в Великой Отечественной войне для нашей страны и всего мира; встречаются с ветеранами войны, интервьюируют их; прослушивают в записи песню «Вставай, страна огромная» и другие песни времен войны; делятся впечатлениями от фотографий военных лет и от картин на тему войны и Парада Победы; выясняют в краеведческом музее, какой вклад внес город (село) в Победу; собирают материал о мероприятиях празднования 73-летия Победы в родном городе (селе), в регионе; интервьюируют старших членов семьи об участии их в войне, как они встретили День Победы в 1945 году; готовят праздник ко Дню Победы; работают с терминологическим словариком; формулируют выводы по изученному материалу

Учебник, с. 140–146. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Выполнить задания 1, 2


57


Презентация проектов (по выбору)


1

Подбирают материал из различных источников в соответствии с инструкцией в учебнике; составляют план и текст доклада; подбирают и изготавливают иллюстративный материал (слайды); презентуют проект

Подготовить проект на тему «Страницы истории Отечества»

58


Страна, открывшая путь
в космос


1

Извлекают из дополнительной литературы, Интернета информацию об освоении космоса (для учащихся Москвы – из экскурсии в музей космонавтики); интервьюируют старших членов семьи о том, как они запомнили день 12 апреля 1961 года; прослушивают в записи песни, посвященные полету Юрия Гагарина; знакомятся с репродукциями картин космонавта А. Леонова на космическую тему; интервьюируют старших членов своей семьи о послевоенной истории страны и их участии в развитии страны, о проблемах страны и семьи, отбирают в семейном архиве необходимые фотографии, готовят сообщение и презентуют его в классе; работают с электронным пособием; работают с терминологическим словариком; формулируют выводы по изученному материалу

Учебник, с. 147–149. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Выполнить задание 3


Современная Россия (9 ч)

59


Основной

закон России и права человека

1

Находят на политико-административной карте РФ края, области, республики, автономные округа, автономные области, города федерального значения; анализируют закрепленные в Конвенции права ребенка; обсуждают, как права одного человека соотносятся с правами других людей; выполняют задания из электронного приложения к учебнику; готовят проекты «Декларации прав»
(членов семьи, учащихся класса, учителей и учащихся), обсуждают их в классе; работают с терминологическим словариком; формулируют выводы по изученному материалу

Учебник, с. 156–159. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Выполнить задание 1


60.


Мы – граждане России


1

Различают права и обязанности гражданина, устанавливают их взаимосвязь; различают прерогативы Президента, Федерального Собрания и Правительства; следить за государственными делами по программам новостей ТВ
и печатным средствам массовой информации; моделируют деятельность депутата (вносить предложения по законопроектам); работают с терминологическим словариком; формулируют выводы по изученному материалу

Учебник, с. 156–163. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Выполнить задание 1 по вариантам: а) I в.;
б) II в.; в) III в.


61.


Славные символы России

1

Отличают герб РФ от гербов других государств; знакомятся с историей гимнов России, отличают гимн РФ от гимнов других государств; обсуждают, зачем государству нужны символы; моделируют символы своего класса, семьи; формулируют выводы по изученному материалу

Учебник, с. 168–174. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя»


62.


Такие разные праздники

1

Различают праздники государственные, профессиональные, церковные, национальные, территориальные, семейные; составляют календарь профессиональных праздников в соответствии с профессиями родителей; прослушивают в записи песни, посвященные полету Юрия Гагарина; знакомятся с репродукциями картин космонавта А. Леонова на космическую тему; интервьюируют старших членов своей семьи о послевоенной истории страны и их участии в развитии страны, о проблемах страны и семьи, отбирают в семейном архиве необходимые фотографии, готовят сообщение и презентуют его в классе; работают с терминологическим словариком; формулируют выводы по изученному материалу

Учебник, с. 175–179. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Выполнить задания


63


Путешествие
по России. Дальний Восток и Сибирь

1

Подбирают материал из различных источников в соответствии с инструкцией в учебнике; подбирают и изготавливают иллюстративный материал (слайды); презентуют проект

Учебник, с. 205. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя»


64.


Путешествие
по Уралу и Русскому Северу

1

Подбирают материал из различных источников в соответствии с инструкцией в учебнике; подбирают и изготавливают иллюстративный материал (слайды); презентуют проект

Учебник, с. 205. Выполнить задания


65.


Путешествие по Волге и по югу России

1

Подбирают материал из различных источников в соответствии с инструкцией в учебнике; подбирают и изготавливают иллюстративный материал (слайды); презентуют проект


66.


Тестирование по темам «Страницы Всемирной истории», «Страницы истории России», «Современная Россия»

1

Обобщают материал по соответствующим темам


67


Анализ тестов и работа над ошибками. Презентация проектов.

1

Подбирают материал из различных источников в соответствии с инструкцией в учебнике; составляют план и текст доклада; подбирают и изготавливают иллюстративный материал (слайды); презентуют проект



68



Резерв времени

1








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!