Федеральным Законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
- приказом Минобрнауки России от 22 сентября 2011 года № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
- приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года № 1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- приказом Минобрнауки России от 18 мая 2015 года № 507 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
- приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 года № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
- приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 года № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189, зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993) (с изменениями и дополнениями, утвержденными Постановлениями Главного государственного санитарного врача РФ от 29 июня 2011 г., 25 декабря 2013 г., 24 ноября 2015 г.).
- письмом департамента образования и науки Брянской области от 27 апреля 2018 г №4117-04- «О примерном учебном плане 1-4 классов образовательных организаций Брянской области на 2018-2019 учебный год».
- Уставом МБОУ «Синезерская СОШ», утвержденным постановлением администрации Навлинского района от 09.12.2015 г. №613
- Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в МБОУ «Синезерская СОШ», утвержденным приказом №29/14 от01.09.2015г.
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля - планета Солнечной системы. Луна - естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времён года. Звёздное небо - великая «книга» природы.
Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.
Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счёт лет в истории. Историческая карта.
Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды - задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.
Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озёра и реки нашей страны.
Природные зоны нашей страны. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесённые в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.
Представление об экологическом равновесии и необходимости его учёта в процессе хозяйственной деятельности людей.
Наш край на карте Родины. Карта родного края.
Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края. Водоёмы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоёмов в результате деятельности человека. Охрана водоёмов нашего края.
Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.
Ознакомление с важнейшими видами почв края. Охрана почв в нашем крае.
Природные сообщества. Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.
Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли. Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, её значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.
Животноводство в нашем крае, его отрасли. Породы домашних животных.
Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения - свидетельства прошлого. Средние века; о чём рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее
время. Представление о скорости перемен XX в. достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.
Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.
Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь - страна городов. Киев - столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.
Наше Отечество в XIII-XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья - собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.
Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII-XV вв.
Наше Отечество в XVI-XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI-XVII вв.
Россия в XVIII в. Пётр Первый - царь-преобразователь. Новая столица России - Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.
Россия в XIX - начале XX вв. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М.И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX -начале XX вв.
Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй - последний император России. Революция 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20-30-е гг. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы - всенародный праздник.
Наша страна в 1945-1991 гг. Достижения учёных: запуск первого искусственного спутника Земли, полёт в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».
Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.
Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, посёлков, улиц, в памяти народа, семьи.
Мы - граждане России. Конституция России - наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребёнка.
Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.
Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.
Многонациональный состав населения России.
Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.
№ п/п | Дата по программе | Дата фактически | Тема урока | Кол-во часов | Виды деятельности учащихся | Домашнее задание |
Раздел «Земля и человечество» (9 ч) |
1. | | | Мир глазами астронома | 1 | Извлекают из дополнительной литературы и Интернета научные сведения об особенностях Солнца и Солнечной системы, кометах и астероидах, готовят сообщения; моделируют строение Солнечной системы; работают с терминологическим словариком; формулируют выводы по изученному материалу | Учебник, с. 4–8, записать в словарик новые слова: астрономия, астроном; выполнить задание рубрики «Подумай», с. 7; ответить на вопросы рубрики «Проверь себя», с. 7 |
2. | | | Планеты Солнечной системы. Практическая работа № 1 «Моделирование движения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца» | 1 | анализируют готовые схемы вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца; характеризуют особенности самой маленькой и самой большой планет Солнечной системы; отличают планеты и их спутники; моделируют движение Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси; устанавливают связи между движением Земли вокруг своей оси и сменой дня и ночи и движением вокруг Солнца и сменой времен года; наблюдают Луну невооруженным глазом и с помощью бинокля (телескопа); извлекают из дополнительной литературы и Интернета информацию об исследованиях астрономов и готовят сообщения; формулируют выводы по изученному материалу | Учебник, с. 9–15. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя».выполнить задания 1, 2 |
3. | | | Звёздное небо – Великая книга Природы. Практическая работа № 2 «Знакомство с картой звёздного мира» | 1 | Находят в небе и на карте звездного неба атласа-определителя изучаемые объекты; моделируют изучаемые созвездия; определяют направление на север по Полярной звезде; выполняют задания из электронного приложения к учебнику, пользуясь персональным компьютером; работают с терминологическим словариком; формулируют выводы по изученному материалу | Учебник, с. 16–21. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя» |
4. | | | Мир глазами географа. Практическая работа № 3 «Поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте» | 1 | Сравнивают глобус и карту полушарий; находят условные значки на карте полушарий; обсуждают значение глобуса и карт в жизни человечества; составляют рассказ о географических объектах с помощью глобуса и карты полушарий; извлекают информацию о географических объектах из дополнительных источников и Интернета и готовят сообщения о них; работают с терминологическим словариком; формулируют выводы по изученному материалу | Учебник, с. 22–29. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». выполнить задания 1, 2 |
5. | | | Мир глазами историка | 1 | Составляют рассказы о мире с точки зрения историка; характеризуют роль исторических источников для понимания событий прошлого; обсуждают роль бытовых предметов для понимания событий прошлого; составляют рассказ на основании экспонатов краеведческого музея о прошлом своего региона, города (села); работают с терминологическим словариком; формулируют выводы по изученному материалу | Учебник, с. 35–41. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Выполнить задания 1, 2 |
6. | | | Когда и где?Практическая работа № 4 «Знакомство с историческими картами» | 1 | Определяют по «ленте времени» век, в котором происходили упоминавшиеся ранее исторические события; обсуждают сроки начала года в разных летосчислениях; формулируют выводы по изученному материалу. оценивают достижения на уроке | Учебник, с. 42–46. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Выполнить задания 1, 2, с. 46 |
7. | | | Мир глазами эколога | 1 | характеризуют современные экологические проблемы; предлагают свои меры по решению экологических проблем; извлекают из Интернета сведения о способах решения экологических проблем и экологических организациях в России, готовят сообщения; рассказывают о мире с точки зрения эколога; формулируют выводы по изученному материалу Оценивают достижения на уроке | Учебник, с. 47–53. «Подумай!», вопрос 3. «Проверь себя», вопрос 2 |
8. | | | Сокровища Земли под охраной человечества | 1 | Рассказывают о причинах появления списка Всемирного наследия; различают объекты природного и культурного Всемирного наследия; определяют по карте мира расположение наиболее значимых объектов Всемирного наследия; определяют объекты природного и культурного Всемирного наследия по фотографиям; извлекают из дополнительной литературы и Интернета информацию об объектах Всемирного наследия и животных из Международной Красной книги и готовят сообщения о них; работают с терминологическим словариком; формулируют выводы по изученному материалу | Учебник, с. 54– 62. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». выполнить задания по вариантам: 1-й вариант – задание 1; 2-й вариант – задание 2 |
9. | | | Презентация проектов (по выбору) | 1 | Извлекают информацию из дополнительных источников и Интернета; обрабатывать материалы экскурсии в краеведческий музей (для краеведческих проектов), обрабатывать материалы экскурсии в зоопарк и ботанический сад; интервьюируют старших членов семьи; готовят иллюстрации к презентации проекта (фотографии, слайды, рисунки), тексты сообщений; выступают с сообщением в классе. «Красная книга России», «Заповедники и национальные парки России»,«Как защищают природу», «Экологическая обстановка в нашем крае» | Подготовить проект «Международная Красная книга» |
Природа России (10 ч) |
10. | | | Равнины и горы России. Практическая работа № 5 «Поиск и показ на физической карте равнин и гор России» | 1 | Находят на физической карте России изучаемые географические объекты; различают холмистые, плоские равнины и плоскогорья; характеризуют формы рельефа России; извлекают из дополнительной литературы и Интернета сведения об изучаемых географических объектах, готовят сообщения; выполняют на персональном компьютере задания из электронного приложения к учебнику; работают с терминологическим словариком; формулируют выводы по изученному материалу | Учебник, с. 64–71. Прочитать текст «Заповедники России», найти на карте Ильменский заповедник. Выполнить задание рубрики «Проверь себя» |
11. | | | Моря, озера и реки России. Практическая работа № 6 «Поиск и показ на физической карте морей, озёр и рек России» | 1 | Находят на физической карте России изучаемые водные географические объекты; различают моря и озера; характеризуют особенности изучаемых водных объектов; извлекают из Интернета сведения о загрязнении воды в морях, реках и озерах и о мерах борьбы с загрязнениями; готовят сочинения на тему урока; формулируют выводы по изученному материалу | Учебник, с. 72–77. Прочитать статью «Заповедники России». Выполнить задание 4, с. 75 |
12. | | | Природные зоны России. Практическая работа № 7 «Поиск и показ на картеприродные зоны России» | 1 | Различают физическую карту России и карту природных зон; находят на карте природные зоны России и характеризуют их; устанавливают взаимосвязь между освещенностью Солнцем поверхности Земли и широтным расположением природных зон; работают со схемой освещенности Земли солнечными лучами; различают широтную и высотную поясность; находят на карте природных зон зоны высотной поясности; формулируют выводы по изученному материалу | Учебник, с. 30–34. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя» |
13. | | | Зона арктических пустынь. Практическая работа № 8 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособлен-ности к условиям жизни в Арктике» | 1 | находят на карте природных зон зону арктических пустынь; работают со схемой освещенности поверхности Земли солнечными лучами; устанавливают взаимосвязь природных особенностей зоны арктических пустынь и ее освещенностью солнечными лучами; характеризуют природные особенности Арктики и приспособление флоры и фауны к этим условиям; выявляют экологические связи в зоне арктических пустынь ;извлекают из дополнительной литературы и Интернета сведения о животном мире Арктики, готовят сообщения; прослеживают цепи питания в Арктике; рассказывают о влиянии освоения природных богатств в зоне тундры и возникших вследствие этого экологических проблемах, о природоохранных мероприятиях и заповедниках; формулируют выводы по изученному материалу | Учебник, с. 78–86. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». выполнить задания 1, 2 |
14. | | | Тундра. Практическая работа № 9 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособлен-ности к условиям жизни в тундре» | 1 | Находят на карте природных зон зону тундры; работают со схемой освещенности поверхности Земли солнечными лучами; выявляют взаимосвязь природных особенностей зоны тундры с освещенностью ее поверхности солнечными лучами; характеризуют природные особенности зоны тундры, её флору и фауну, занятия местного населения; выявляют экологические связи в зоне тундры; извлекают из дополнительной литературы (книги А. А. Плешакова «Зеленые страницы»,энциклопедий) и Интернета информацию о растениях и животных тундры, готовят сообщения; характеризуют зону тундры по плану; моделируют природные особенности тундры; рассказывают о влиянии освоения природных богатств в зоне тундры и возникших вследствие этого экологических проблемах, о природоохранных мероприятиях и заповедниках; формулируют выводы по изученному материалу | Учебник, с. 87–97. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя» (с. 95). выполнить задание 3 (с. 96) |
15. | | | Леса России. Практическая работа № 10 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособлен-ности к условиям жизни в зоне лесов» | 1 | Находят на карте природных зон зону тайги, смешанных и широколиственных лесов; устанавливают взаимосвязь особенностей лесных зон с освещенностью, количеством осадков и строением почвы; опознают с помощью гербария и атласа-определителя «От земли до неба» растения зоны лесов; по тексту учебника и иллюстрации характеризуют животный мир зоны лесов, выявляют экологические связи; моделируют цепи питания в зоне тайги; сопоставляют природу тундры и лесных зон; извлекают из Интернета информацию о растениях и животных лесной зоны, готовят сообщения; формулируют выводы по изученному материалу | Учебник, с. 98–105. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Выполнить задания на с. 105 |
16. | | | Лес и человек | 1 | С помощью схемы и текста учебника раскрывают роль леса в природе и жизни людей; обсуждают экологические проблемы леса, предлагают меры по его охране; обсуждают правила поведения в лесу (по материалам книги А. А. Плешакова «Великан на поляне»); извлекают из дополнительной литературы и Интернета сообщения о животных из Красной книги России, готовят сообщения; совершают виртуальную экскурсию с помощью Интернета в национальный парк «Лосиный остров», обсуждают экологические проекты этого парка; характеризуют лесные природные зоны по плану; формулируют выводы по изученному материалу. | – Найдите ответы на вопросы: 1. Почему на Земле не кончается кислород? 2. Какую пользу приносит лес людям? 3. Какую пользу приносят птицы? 4. Как человек должен вести себя в лесу? 5. Какое участие в охране леса могут принять школьники? 6. Какие советы вы дали бы отдыхающим на природе в лесу? |
17. | | | Зона степей. Практическая работа № 11 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособлен-ности к условиям жизни в зоне степей» | 1 | Находят на карте природных зон зону степей; устанавливают взаимосвязь особенностей степной зоны с освещенностью, количеством осадков и характером почвы; опознают с помощью гербария, иллюстраций учебника и атласа-определителя «От земли до неба» растения зоны степей; характеризуют животный мир зоны степей, выявляют экологические связи; сравнивают природу зоны степей с природой лесов и тундры; извлекают из дополнительной литературы и Интернета информацию о растениях и животных степей, готовят сообщения; совершают виртуальные экскурсии с помощью Интернета в степные заповедники, обсуждают экологические проекты ученых в этих заповедниках; характеризуют зону степей по плану; формулируют выводы по изученному материалу | Учебник, с. 114–122. Ответить на вопросы 1, 2 рубрики «Проверь себя». выполнить задания 1, 2 |
18. | | | Пустыни. Практическая работа № 12 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособлен-ности к условиям жизни в зоне степей» | 1 | Находят на карте природных зон полупустыни; устанавливают взаимосвязь освещенности, количества осадков и состава почв с образованием полупустынь и пустынь; опознают с помощью гербария, иллюстраций учебника и атласа-определителя «От земли до неба» растения зоны пустынь; характеризуют животный мир зоны пустынь, выявляют экологические связи; сравнивают природу зоны пустынь с природой степей; извлекают из дополнительной литературы и Интернета информацию о растениях и животных пустынь, готовят сообщения; совершают виртуальные экскурсии с помощью Интернета в заповедники, обсуждают экологические проекты ученых в этих заповедниках; характеризуют зону пустынь по плану; формулируют выводы по изученному материалу | Учебник, с. 9–15. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». выполнить задания 1, 2 |
19. | | | У Черного моря. | 1 | Находят на карте природных зон зону субтропиков; устанавливают взаимосвязь субтропической флоры и фауны с освещенностью, количеством осадков и плодородием почвы; по гербарию, иллюстрациям учебника и атласу-определителю «От земли до неба» опознают растения субтропиков; знакомятся с животным миром зоны Черноморского побережья Кавказа и морскими животными, устанавливают экологические связи; моделируют цепи питания; анализируют экологические проблемы зоны; совершают виртуальные экскурсии на курорты Черноморского побережья Кавказа, в сочинский дендрарий и Национальный парк «Сочинский» с помощью Интернета; обсуждают рассказ «В пещере» из книги «Великан на поляне»; работают с терминологическим словариком; характеризуют зону субтропиков по плану; формулируют выводы по изученному материалу | Учебник, с. 132–140. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Выполнить задания 1, 2, 3 |
Родной край – часть большой страны (15 ч) |
20 | | | Родной край – часть большой страны. | 1 | Наблюдают объекты и явления природы. определяют природные объекты с помощью атласа-определителя. Фиксируют результаты наблюдений. сравнивают результаты наблюдений, сделанных в разных природных сообществах | Подобрать материал для сообщения о родном крае. |
21 | | | Наш край. | 1 | Сопоставляют карту своего региона с политико-административной картой России с целью выяснения местоположения региона; находят свой регион и его главный город на физической карте России и карте природных зон; характеризуют рельеф поверхности своего края в соответствии с цветовым обозначением на физической карте; определяют, в какой природной зоне находится регион по карте природных зон; находят на карте региона крупные города, а также свой город (село); обобщают полученную информацию, готовят сообщение | Составить сообщение о родном крае |
22 | | | Поверхность нашего края | 1 | Находят на карте региона крупные овраги и балки; интервьюируют взрослых о формах поверхности рядом с городом (селом), о наличии оврагов и истории их возникновения; обсуждают меры по охране поверхности своего края; моделируют знакомый участок поверхности своего края | Учебник, с. 147–153. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Выполнить задания 1, 3 |
23 | | | Водные богатства нашего края | 1 | Рассказывают о значении водных богатств в жизни людей; составляют список водных объектов (рек, озер, морей, прудов) своего региона; описывают одну из рек по данному в учебнике плану; составляют план описания озера (пруда); моделируют наиболее знакомый водный объект; выявлять источники загрязнения близлежащих водоемов; обсуждают материалы рассказа «Бутылочная почта» из книги А. А. Плешакова «Великан на поляне»; интервьюируют взрослых о водоохранных мероприятиях в городе (селе); формулируют выводы по изученному материалу | Учебник, с. 154–158. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Выполнить задания 2, 3 |
24 | | | Наши подземные богатства. Практическая работа № 13 «Полезные ископаемые» | 1 | Находят на карте природных зон края значки тех полезных ископаемых, которыми он обладает; работая в группах определяют название полезного ископаемого, образец которого выдан учителем; работая в группах, извлекают из учебника сведения о выданном образце полезного ископаемого, составляют его описание по данному в учебнике плану, готовят сообщения и представляют их классу; выясняют в краеведческом музее, какие полезные ископаемые имеются в регионе; извлекают из краеведческой литературы сведения о предприятиях региона по переработке полезных ископаемых; обсуждают материалы рассказа «И камень достоин уважения» из книги А. А. Плешакова «Великан на поляне»; интервьюируют взрослых членов семьи о том, используются ли в домашнем хозяйстве какие-либо полезные ископаемые или продукты их переработки; формулируют выводы по изученному материалу | Учебник, с. 159–170. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». |
25 | | | Земля – кормилица | 1 | Различать виды почв на иллюстрациях учебника и образцах; извлекают из краеведческой литературы информацию о типах почв своего региона; моделируют тип почв своего региона; готовят доклад о значении почвы для жизни на земле; выполняют задания из электронного приложения к учебнику; обсуждают материалы рассказа «Дороже жемчуга и злата – под ногами» из книги А. А. Плешакова «Великан на поляне»; извлекают из краеведческой литературы информацию о почвоохранных мероприятиях в регионе; формулируют выводы по изученному материалу | Учебник, с. 171–174. Подобрать стихи, загадки, пословицы о земле-кормилице |
26 | | | Жизнь леса | 1 | Определяют с помощью атласа-определителя растения смешанного леса в гербарии; рассказывают, какие растения, животные, грибы встречаются в лесах региона; моделируют цепи питания, характерные для лесного сообщества региона; характеризуют лесное сообщество региона по данному в учебнике плану; опознают по иллюстрациям в учебнике представителей лесного сообщества; обсуждают материалы рассказов о лесе из книги А. А. Плешакова «Великан на поляне»; выполняют задания из электронного приложения к учебнику; выявляют нарушения экологического равновесия в лесном сообществе по вине человека, предлагают пути решения экологических проблем; работают с терминологическим словариком; формулируют выводы по изученному материалу | Учебник, с. 175–182. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Выполнить задание 1 |
27 | | | Экскурсия № 14 «Знакомство с растениями и животными леса» | 1 | Наблюдают объекты и явления природы; определяют природные объекты с помощью атласа-определителя; фиксируют результаты наблюдений; сравнивают результаты наблюдений, сделанных в различных природных сообществах | Заполнить таблицу по материалам экскурсии |
28 | | | Жизнь луга | 1 | Определяют с помощью атласа-определителя «От земли до неба» растения луга из гербария; определяют животных луга на иллюстрации учебника; выявляют экологические связи на лугу; рассказывают по своим наблюдениям о растениях, животных и грибах на лугах своего региона; моделируют цепи питания на лугу; сравнивают природные особенности леса и луга; характеризуют луговое сообщество по данному в учебнике плану; приводят примеры правильного и неправильного поведения человека на лугу, выявляют нарушения экологического равновесия по вине человека, предлагают пути решения экологических проблем; обсуждают материалы рассказа «Горит трава» из книги А. А. Плешакова «Великан на поляне»; составляют памятку «Как вести себя на лугу»; формулируют выводы по изученному материалу | Учебник, с. 182–190. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя» |
29 | | | Жизнь в пресных водах | 1 | Опознают с помощью атласа-определителя «От земли до неба» растения пресного водоема; опознают по иллюстрациям учебника живые организмы пресных вод выявляют экологические связи в пресном водоеме; рассказывают об обитателях пресных вод своего региона; моделируют цепи питания в пресноводном сообществе своего региона; характеризуют пресноводное сообщество своего региона по данному в учебнике плану; обсуждают способы приспособления растений и животных к жизни в воде; извлекают из книг А. А. Плешакова «Зелёные страницы», «Великан на поляне» информацию об обитателях пресноводных водоемов и обсуждают её; формулируют выводы по изученному материалу | Учебник, с. 191–200. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Ответить на вопрос: надо ли охранять болота? |
30 | | | Растениеводство в нашем крае. Практическая работа № 15 «Рассматривание гербарных экземпляров полевых культур и их распознавание» | 1 | Определяют с помощью иллюстраций учебника полевые культуры из гербария; различают зерна зерновых культур; выявляют взаимосвязь развития растениеводства в регионе с природными условиями; собирают информацию в ходе экскурсий в поле, в теплицы, готовят доклады о развитии этих отраслей в регионе и презентуют их в классе; извлекают информацию о растениеводстве в своем регионе из краеведческой литературы; характеризуют развитие отраслей растениеводства в своем регионе; выполняют задания из электронного приложения к учебнику; работают с терминологическим словариком; формулируют выводы по изученному материалу | Учебник, с. 201–207. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Подготовить сообщение о культурном растении, выращиваемом на территории нашего края |
31 | | | Животноводство в нашем крае | 1 | Выявляют взаимосвязь развития отраслей животноводства в регионе с природными условиями; извлекают из краеведческой литературы, СМИ и Интернета информацию о развитии животноводства в своем регионе, готовят доклады и презентуют их в классе; характеризуют развитие отраслей животноводства в своем регионе; рассказывают о работе животноводов на материале экскурсий; выполняют задания из электронного приложения к учебнику; работают с терминологическим словариком; формулируют выводы по изученному материалу | Учебник, с. 214–222. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя» |
32 | | | Тестирование по разделам «Земля и человек», «Природа России», «Родной край – часть большой страны» | 1 | Выполняют проверочные работы различных видов | Повторить изученный материал по теме «Родной край – часть большой страны» |
33 | | | Анализ тестов и работа над ошибками. Презентация проектов (по выбору) | 1 | Намечают план работы; отбирают информацию в избранных для проекта книгах; составляют текст доклада; готовят оформление доклада (слайды); презентуют доклад в классе | Подготовить проект «Родной край – часть большой страны» |
Страницы Всемирной истории (5 ч) |
34 | | | Начало истории человечества | 1 | Определяют по «ленте времени» длительность периода первобытного общества; обсуждают роль огня и приручения животных; анализируют иллюстрации учебника; рассказывают на основе экскурсии в краеведческий музей о жизни, быте и культуре первобытных людей на территории региона; понимают роль археологии в изучении первобытного общества; выполняют задания из электронного приложения к учебнику; работают с терминологическим словариком; формулируют выводы по изученному материалу | Учебник, ч. 2, с. 4–6 (пересказ текста); ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». выполнить задания 1–3, с. 7 |
35 | | | Мир древности: далекий и близкий | 1 | Определяют по «ленте времени» длительность существования Древнего мира; находят на карте местоположение древних государств; извлекают информацию из учебника, анализируют иллюстрации, готовят сообщения и презентуют их в классе; обобщают сведения о древних государствах, их культуре, религиях, выявляют общее и отличия; понимают роль появления и развития письменности в древности для развития человечества, сопоставляют алфавиты древности; понимают роль археологических находок для изучения истории древних государств; работают с терминологическим словариком; формулируют выводы по изученному материалу | Учебник, с. 8–14; выполнить задания 1–3 |
36 | | | Средние века: время рыцарей и замков | 1 | Сопоставляют длительность исторических периодов Древнего мира и Средневековья, определяют по «ленте времени» длительность средневековья; находят на карте местоположение крупных городов, возникших в Средневековье; описывают по фотографиям средневековые достопримечательности современных городов; сопоставляют исторические источники по изучению Древнего мира и Средневековья; развивают воображение, реконструируя быт и рыцарские турниры Средневековья; сопоставляют мировые религии, выявляют их общность и различия: место и время их возникновения, особенности храмов; понимают важность изобретения книгопечатания для человечества; выполняют задания из электронного приложения к учебнику; работают с терминологическим словариком; формулируют выводы по изученному материалу | Учебник, выполнить задания 1–3 , с. 21; прочитать текст на с. 15–20 |
37 | | | Новое время: встреча Европы и Америки | 1 | Определяют по «ленте времени» длительность периода Нового времени, сопоставляют её с длительностью Древнего мира и Средневековья; сопоставляют жизненную философию людей в Средневековье и в Новое время; прослеживают по карте маршруты Великих географических открытий; обсуждают методы изучения истории Древнего мира и Нового времени; выявляют по фотографиям различия в архитектуре городов Древнего мира, Средневековья и Нового времени; обсуждают роль великих географических открытий в истории человечества; характеризуют научные открытия и технические изобретения Нового времени; развивают воображение, реконструируя историю технических изобретений в Новое время; выполняют задания из электронного приложения к учебнику; работают с терминологическим словариком; формулируют выводы по изученному материалу | Учебник, с. 22–27. Выполнить задания 1, 2. Подготовить сообщение о знаменитых людях Нового времени |
38 | | | Новейшее время: история продолжается сегодня | 1 | Находят на «ленте времени» начало Новейшего времени; характеризуют значение исследования Арктики и Антарктики для развития науки; характеризуют изменения в политическом устройстве стран мира; рассказывают о научных открытиях и технических изобретениях XX–XXI веков; выполняют задания из электронного приложения к учебнику; работают с терминологическим словариком; формулируют выводы по изученному материалу | Учебник, с. 28–31, читать. Выполнить задания 1–3, с. 32 |
Страницы истории Отечества (20 ч) |
39 | | | Жизнь древних славян | 1 | анализируют карту расселения племен древних славян; выявлять взаимосвязь жизни древних славян и их занятий с природными условиями того времени; характеризуют верования древних славян; моделируют древнеславянское жилище; формулируют выводы по изученному материалу | 1. Сделать рисунки к изученному периоду родной истории. 2. Подготовить сообщение о первых русских князьях, русских богатырях. 3. Рассказать о русской одежде |
40 | | | Во времена Древней Руси | 1 | Прослеживают по карте Древней Руси путь «из варяг в греки» и расширение территории государства в IX–XI веках; характеризуют систему государственной власти в IX–XI веках в Древней Руси; отмечают на «ленте времени» дату Крещения Руси; обсуждают причину введения на Руси христианства и значение Крещения; анализируют былину об Илье Муромце как отражение борьбы Древней Руси с кочевниками; работают с терминологическим словариком; формулируют выводы по изученному материалу | Учебник, с. 40–45. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Выполнить задания 1–2 |
41 | | | Страна городов | 1 | В ходе самостоятельной работы анализируют карты Древнего Киева и Древнего Новгорода, характеризуют их местоположение, оборонительные сооружения, занятия горожан, систему правления, находки берестяных грамот в Новгороде, готовят сообщения, презентуют их на уроке; сопоставляют на основе сделанных сообщений жизнь двух главных городов Древней Руси; обсуждают важность находок археологами берестяных грамот; развивают воображение, реконструируя жизнь древних новгородцев; обсуждают, почему былина о Садко могла появиться только в Новгороде; характеризуют значение летописи об основании Москвы как исторического источника; работают с терминологическим словариком; формулируют выводы по изученному материалу | Учебник, с. 46–54. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Выполнить задание 2 |
42 | | | Из книжной сокровищницы Древней Руси | 1 | Обсуждают роль создания славянской письменности для распространения культуры в Древней Руси; характеризуют состояние грамотности на Руси после создания славянской азбуки; выявляют роль летописей для изучения истории России; характеризуют оформление рукописных книг как памятников древнерусского искусства; сопоставляют оформление древнерусских книг с современными; обсуждают роль рукописной книги в развитии русской культуры; работают с терминологическим словариком; формулируют выводы по изученному материалу | Учебник, с. 55–57. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Выполнить задания, с. 57 |
43 | | | Трудные времена на Русской земле | 1 | Прослеживают по карте нашествие Батыя на Русь; обсуждают причины поражения Древней Руси в ходе монгольского нашествия; описывают по иллюстрациям учебника вооружение древнерусских и монгольских воинов; рассказывают о монгольском нашествии по плану учебника; находят на карте места сражений Александра Невского со шведскими и немецкими захватчиками; по иллюстрациям в учебнике сравнивают вооружение русских воинов и немецких рыцарей; высказывают своё отношение к личности Александра Невского; работают с терминологическим словариком; заполняют «Героическую летопись России» (вкладка в рабочей тетради); формулируют выводы по изученному материалу | Учебник, с. 59–63. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Выполнить задания на с. 64 |
44 | | | Русь расправляет крылья « | 1 | Приводят факты возрождения северо-восточных земель Руси; рассказывают по иллюстрациям в учебнике о Москве Ивана Калиты; прослеживают по карте объединение русских земель вокруг Москвы; обсуждают, какие личные качества Ивана Калиты сыграли роль в успехе его правления; выполняют задания из электронного приложения к учебнику; работают с терминологическим словариком; формулируют выводы по изученному материалу | Учебник, с. 65–69. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя», выполнить задания |
45 | | | Куликовская битва | 1 | Прослеживают по карте передвижения русских и ордынских войск; рассказывают о Куликовской битве по составленному плану; моделируют ход Куликовской битвы; отмечают на «ленте времени» дату Куликовской битвы; обсуждают, почему была так важна для Дмитрия Донского поддержка Сергия Радонежского; рассказывают о поединках богатырей; заполняют вкладыш к рабочей тетради «Героическая летопись России»; осознают роль Куликовской битвы в истории России; формулируют выводы по изученному материалу | Учебник, с. 70–74. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Выполнить задание 2 |
46 | | | Иван Третий | 1 | Рассказывают об изменении политики в отношении Золотой Орды; описывают по иллюстрациям в учебнике изменения в облике Москвы; обсуждают значение освобождения от монгольского ига; выполняют задания из электронного приложения к учебнику; заполняют вкладыш к рабочей тетради «Героическая летопись России»; отмечают на «ленте времени» даты освобождения от монгольского ига, венчания Ивана Грозного на царство; работают с терминологическим словариком; формулируют выводы по изученному материалу | Учебник, с. 75–79. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Выполнить задания 1, 2 |
47 | | | Мастера печатных дел | 1 | Обсуждают, как повлияло начало книгопечатания на развитие просвещения и культуры в России; на основе самостоятельного изучения материала учебника (по группам) рассказывают о первопечатнике Иване Федорове и издании первых русских учебников; сопоставляют современные и первопечатные учебники по иллюстрациям; работают с терминологическим словариком; развивают воображение, «обучая грамоте» учеников XVII века; формулируют выводы по изученному материалу | Учебник, с. 75–79. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Выполнить задания 1, 2 |
48 | | | Патриоты России « | 1 | Обсуждают значение организации народного ополчения и освобождения Москвы от польской интервенции; отмечают на «ленте времени» год освобождения Москвы; заполняют приложение к рабочей тетради «Героическая летопись России»; выполняют задания из электронного приложения к учебнику; работают с терминологическим словариком; рассказывают об этом событии от имени участника ополчения; осознают роль борьбы за независимость в начале XVI века в истории России; формулируют выводы по изученному материалу | Учебник, с. 87–91. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Выполнить задания, с. 90 |
49 | | | Пётр Великий « | 1 | Рассказывают о реформах Петра I на основе материала учебника; извлекают из дополнительной литературы и Интернета информацию о Петре I, которой нет в учебнике; описывают достопримечательности Санкт-Петербурга; обсуждают, заслуженно ли Петр I получил прозвание «Великий»; отмечают на «ленте времени» год основания Санкт-Петербурга, год, когда Россия стала империей; прослеживают по карте приобретения Петра I; высказывают свое отношение к личности Петра Великого; работают с терминологическим словариком; формулируют выводы по изученному материалу | Учебник, с. 94–100. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Выполнить задание: I вариант – а, II вариант – б, III вариант – в |
50 | | | Михаил Васильевич Ломоносов | 1 | Составляют план рассказа о М. В. Ломоносове; составляют план сценария о жизни М. В. Ломоносова; прослеживают по карте путь М. В. Ломоносова из Холмогор в Москву; обсуждают, каковы были заслуги М. В. Ломоносова в развитии науки и культуры; отмечают на «ленте времени» дату основания Московского университета; извлекают из Интернета сведения о современном МГУ им. М. В. Ломоносова; высказывают свое отношение к личности М. В. Ломоносова; формулируют выводы по изученному материалу | Учебник, с. 101–104. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя» |
51 | | | Екатерина Великая | 1 | Обсуждают, заслуженно ли Екатерина Вторая получила прозвание «Великой»; описывают достопримечательности Петербурга; сравнивают положение разных слоев российского общества; рассказывают по учебнику о крестьянской войне Е. И. Пугачева; прослеживают по карте рост территории государства; рассказывают по учебнику о Ф. Ф. Ушакове и А. В. Суворове; извлекают из Интернета сведения о Петербурге, Москве, других городах России в XVIII веке; выполняют задания из электронного приложения к учебнику; работают с терминологическим словариком; формулируют выводы по изученному материалу | Учебник, с. 105–111. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя» |
52 | | | Отечественная война 1812 года | 1 | На основе самостоятельной работы по учебнику рассказывают о Бородинском сражении; отмечают на «ленте времени» Отечественную войну 1812 года; заполняют приложение к рабочей тетради «Героическая летопись России»; обсуждают, почему война 1812 года называется Отечественной; обсуждают, почему после Отечественной войны 1812 года был воздвигнут на Красной площади памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому; извлекают из Интернета сведения о биографиях героев Отечественной войны 1812 года, готовят доклады, презентуют их в классе; работают с терминологическим словариком; формулируют выводы по изученному материалу | Учебник, с. 112–117. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Выполнить задания |
53 | | | Страницы истории XIX века | 1 | Выполняют задания из рабочей тетради и электронного приложения к учебнику, готовят сообщения и презентуют их на уроке; работают с историческими картами; находят на карте Транссибирскую магистраль; сопоставляют исторические источники; извлекают из дополнительной краеведческой литературы сведения о технических новшествах, появившихся в XIX веке в регионе; формулируют выводы по изученному материалу | Учебник, с. 122–126. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя» |
54 | | | Россия вступает в ХХ век | 1 | Отмечают на «ленте времени» начало Первой мировой войны, февральской и октябрьской революций; составляют план рассказа о событиях начала ХХ века и рассказывают о них по плану; интервьюируют взрослых членов семьи о том, какую роль сыграли революция и Гражданская война в судьбе семьи; проявляют воображение, составляя интервью от лица журналиста начала ХХ века у ученого, каким он видит ХХ век; формулируют выводы по изученному материалу | Учебник, с. 127–133. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Выполнить задание 1 |
55 | | | Страницы истории 1920–1930-х годов | 1 | Знакомятся по карте СССР с административно-территориальным строением страны; сравнивают герб России и СССР по иллюстрациям в рабочей тетради и в электронном пособии, знакомятся с символикой герба СССР; сравнивают тексты гимнов дореволюционной России, СССР и Российской Федерации; в ходе экскурсии по городу выясняют, какие названия возникли при Советской власти и какие реалии они отражают; знакомятся по фотографиям в Интернете с обликом довоенных станций метро (для москвичей – в ходе экскурсии); прослушивают в записях (Интернет) песни 30-х годов; формулируют выводы по изученному материалу | Учебник, с. 136–139. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Выполнить задание 1 |
56 | | | Великая война и великая Победа | 1 | Составляют план рассказа о ходе Великой Отечественной войны, рассказывают о ней по плану; обсуждают, в чем значение Победы в Великой Отечественной войне для нашей страны и всего мира; встречаются с ветеранами войны, интервьюируют их; прослушивают в записи песню «Вставай, страна огромная» и другие песни времен войны; делятся впечатлениями от фотографий военных лет и от картин на тему войны и Парада Победы; выясняют в краеведческом музее, какой вклад внес город (село) в Победу; собирают материал о мероприятиях празднования 73-летия Победы в родном городе (селе), в регионе; интервьюируют старших членов семьи об участии их в войне, как они встретили День Победы в 1945 году; готовят праздник ко Дню Победы; работают с терминологическим словариком; формулируют выводы по изученному материалу | Учебник, с. 140–146. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Выполнить задания 1, 2 |
57 | | | Презентация проектов (по выбору) | 1 | Подбирают материал из различных источников в соответствии с инструкцией в учебнике; составляют план и текст доклада; подбирают и изготавливают иллюстративный материал (слайды); презентуют проект | Подготовить проект на тему «Страницы истории Отечества» |
58 | | | Страна, открывшая путь в космос | 1 | Извлекают из дополнительной литературы, Интернета информацию об освоении космоса (для учащихся Москвы – из экскурсии в музей космонавтики); интервьюируют старших членов семьи о том, как они запомнили день 12 апреля 1961 года; прослушивают в записи песни, посвященные полету Юрия Гагарина; знакомятся с репродукциями картин космонавта А. Леонова на космическую тему; интервьюируют старших членов своей семьи о послевоенной истории страны и их участии в развитии страны, о проблемах страны и семьи, отбирают в семейном архиве необходимые фотографии, готовят сообщение и презентуют его в классе; работают с электронным пособием; работают с терминологическим словариком; формулируют выводы по изученному материалу | Учебник, с. 147–149. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Выполнить задание 3 |
Современная Россия (9 ч) |
59 | | | Основной закон России и права человека | 1 | Находят на политико-административной карте РФ края, области, республики, автономные округа, автономные области, города федерального значения; анализируют закрепленные в Конвенции права ребенка; обсуждают, как права одного человека соотносятся с правами других людей; выполняют задания из электронного приложения к учебнику; готовят проекты «Декларации прав» (членов семьи, учащихся класса, учителей и учащихся), обсуждают их в классе; работают с терминологическим словариком; формулируют выводы по изученному материалу | Учебник, с. 156–159. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Выполнить задание 1 |
60. | | | Мы – граждане России | 1 | Различают права и обязанности гражданина, устанавливают их взаимосвязь; различают прерогативы Президента, Федерального Собрания и Правительства; следить за государственными делами по программам новостей ТВ и печатным средствам массовой информации; моделируют деятельность депутата (вносить предложения по законопроектам); работают с терминологическим словариком; формулируют выводы по изученному материалу | Учебник, с. 156–163. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Выполнить задание 1 по вариантам: а) I в.; б) II в.; в) III в. |
61. | | | Славные символы России | 1 | Отличают герб РФ от гербов других государств; знакомятся с историей гимнов России, отличают гимн РФ от гимнов других государств; обсуждают, зачем государству нужны символы; моделируют символы своего класса, семьи; формулируют выводы по изученному материалу | Учебник, с. 168–174. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя» |
62. | | | Такие разные праздники | 1 | Различают праздники государственные, профессиональные, церковные, национальные, территориальные, семейные; составляют календарь профессиональных праздников в соответствии с профессиями родителей; прослушивают в записи песни, посвященные полету Юрия Гагарина; знакомятся с репродукциями картин космонавта А. Леонова на космическую тему; интервьюируют старших членов своей семьи о послевоенной истории страны и их участии в развитии страны, о проблемах страны и семьи, отбирают в семейном архиве необходимые фотографии, готовят сообщение и презентуют его в классе; работают с терминологическим словариком; формулируют выводы по изученному материалу | Учебник, с. 175–179. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Выполнить задания |
63 | | | Путешествие по России. Дальний Восток и Сибирь | 1 | Подбирают материал из различных источников в соответствии с инструкцией в учебнике; подбирают и изготавливают иллюстративный материал (слайды); презентуют проект | Учебник, с. 205. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя» |
64. | | | Путешествие по Уралу и Русскому Северу | 1 | Подбирают материал из различных источников в соответствии с инструкцией в учебнике; подбирают и изготавливают иллюстративный материал (слайды); презентуют проект | Учебник, с. 205. Выполнить задания |
65. | | | Путешествие по Волге и по югу России | 1 | Подбирают материал из различных источников в соответствии с инструкцией в учебнике; подбирают и изготавливают иллюстративный материал (слайды); презентуют проект | |
66. | | | Тестирование по темам «Страницы Всемирной истории», «Страницы истории России», «Современная Россия» | 1 | Обобщают материал по соответствующим темам | |
67 | | | Анализ тестов и работа над ошибками. Презентация проектов. | 1 | Подбирают материал из различных источников в соответствии с инструкцией в учебнике; составляют план и текст доклада; подбирают и изготавливают иллюстративный материал (слайды); презентуют проект | |
68 | | | Резерв времени | 1 | | |