Составитель: Калинина
Дарья Андреевна
«Я выбираю жизнь»
(программа профилактики суицидального поведения подростков)
Актуальность программы
Условия, в которых протекает жизнедеятельность современных школьников, часто по праву называют экстремальными и стимулирующими развитие стресса. В этих сложных условиях актуализируются проблемы, связанные с решением возникающих перед ними трудных жизненных ситуаций, создавшаяся социальная обстановка требует от подрастающего поколения максимальной адаптации. В процессе обучения в школе ученики сталкиваются с разными трудностями, вызывающими стрессовое состояние, которые требуют от них наличия соответствующих ресурсов. Не у каждого школьника получается обнаружить в себе жизненные ресурсы и использовать их для разрешения соответствующей проблемы. Именно для таких учеников трудные жизненные ситуации становятся поводом для суицидальных мыслей и суицидального поведения.
В настоящее время в нашей стране все больше актуализируется проблема исследования способностей детей и подростков противостоять повседневному стрессу. И поэтому главной ценностью новой культуры должна стать ценность устойчивого, стабильного развития человека и общества, а главной целью образования – формирование жизнестойкой личности. Принимая во внимание существующую проблему, совместно с преподавателями мы решили разработать проект «Я выбираю жизнь».
В последнее десятилетие подростковая депрессия стала одним из самых социально обсуждаемых явлений. По данным статистики, каждый день в России шесть детей решают свести счеты с жизнью. Опасность депрессивного состояния в том, что его не всегда можно распознать: за внешним благополучием ребенка могут скрываться боль, отчаяние и одиночество. И чем острее он нуждается в помощи, тем глубже замыкается в себе.
Жизнестойкость является формируемой интегральной характеристикой, которая определяется оптимальной смысловой регуляцией личности, ее адекватной самооценкой, развитыми волевыми качествами, высоким уровнем социальной компетентности, развитыми коммуникативными умениями и характеризует меру способности личности выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя внутреннюю сбалансированность и не снижая успешность деятельности.
Анализ теоретических и методологических основ позволяет сделать вывод о том, что жизнестойкость - тот фактор, внутренний ресурс, который подвластен самому человеку, это то, что он может изменить и переосмыслить, то, что способствует поддержанию физического, психического и социального здоровья, установка, которая придает жизни ценность и смысл в любых обстоятельствах. Формирование жизнестойкости педагогическими средствами может снизить степень суицидального риска.
Педагогическая целесообразность
Необходимость в разработке профилактической психолого-педагогической программы по сопровождению подростков связана с появлением у них состояния тревоги, страхов, отчуждения, что очень часто, почти постоянно, приводит к внутреннему дискомфорту, конфликтам мотивационной сферы, вызывает состояние депрессии, утраты веры в будущее, смысла жизни.
Обучение в школе характеризуется огромными психологическими нагрузками и всевозрастающей ответственностью. К подростку предъявляется все больше требований со стороны школы, родителей и самого ребенка. Возможности адаптационных резервов человека, позволяющие «нормально» функционировать жизни, подвергаются испытаниям. У многих в формируется неадекватное реагирование на условия и требования среды в форме тех или иных отклонений в поведении как реакция на систематически, постоянно провоцирующие факторы, справиться с которыми ребенок не может. Это приводит к возникновению стойкого внутреннего (недовольство собой, своим положением) и внешнего (по отношению к среде) конфликта, который ведет к устойчивому психологическому дискомфорту и, как результат такого состояния, к дезадаптивному поведению.
Направленность программы - программа «Я выбираю жизнь» - Профилактическая психолого-педагогическая, т.к. направлена на обеспечение эффективного психолого-педагогического и консультативного сопровождения подростков, что позволяет преодолеть им трудности адаптации в образовательной среде и в быту, трудности, связанные с предстоящими экзаменами, профессиональным самоопределением, постановкой целей, позволяет повысить устойчивость организма в стрессовой ситуации и справиться с состоянием страха, тревоги и раздражительности.
Новизна данной программы заключается в том, что программа дает возможность не только изучить различные теоретические аспекты формирования жизнестойкости подростков, но и познакомиться с игротехниками, принять участие в игропрактикумах, тренингах, в проведении диагностических мероприятий, направленных на профилактику у них суицидального поведения.
Цель: формирование навыков жизнестойкости у подростков.
Задачи:
создать условия для:
профилактики суицидального поведения среди молодежи;
ознакомления подростков с причинами возникновения стресса и способами его конструктивного преодоления;
формирования у подростков адекватной самооценки, установки вовлеченности, контроля и принятия риска;
развития волевых качеств, социальной компетентности и коммуникативных способностей подростков.
Режим занятий:
Реализация программы «Я выбираю жизнь» в рамках проекта осуществляется в течение одного года в процессе внеурочной работы в классных коллективах учащихся 13-14 лет на классных часах.
Мне представилась возможность реализовать данную программу в процессе изучения профессионального модуля «Организация деятельности школьного психолога» на базе «Лицея №17», г.Славгорода, в 7 «А» классе, учитель Афанасьева Валентина Петровна.
Ожидаемые результаты:
Подросток умеет грамотно и объективно оценивать и позиционировать себя в определённом социуме.
Подросток ознакомлен с причинами возникновения стресса и способами его конструктивного преодоления;
У подростка сформирована адекватная самооценка, установки вовлеченности, контроля и принятия риска;
Подросток стремится к развитию волевых качеств, социальной компетентности и коммуникативных способностей подростков.
Особенность данной программы в том, что она индивидуальна. Она адресована каждому ребёнку лично или первичному коллективу персонально, призвана помочь побудить их к активным действиям, самосовершенствованию, программированию своего будущего.
Программа кружка предполагает разнообразные формы проведения занятий: лекции, дискуссии, тестирование, тренинги, практикумы, театрализацию и др.
Психолого-педагогические особенности подросткового возраста:
Этот период характеризуется становлением избирательности, целенаправленности восприятия, устойчивого произвольного внимания и логической памяти.
Общение со сверстниками приобретает в подростковый период чрезвычайную значимость. Это период, когда в потребность в общении со сверстниками становится одной из центральных, а ведущей деятельностью является интимно - личностное общение. Благополучие в отношениях со сверстниками очень важно для подростка, для его психического развития.
В подростковом возрасте не только бурно увлекаются разнообразными делами, но и столь же эмоционально общаются со сверстниками.
Если подросток попадает в группу с достаточно высоким уровнем социального развития, это благотворно отражается на развитии его личности. При неудовлетворенности внутригрупповыми отношениями он ищет себе другую группу, более соответствующую его запросам. Подросток может входить одновременно в несколько групп, допустим, в одну из групп класса, в компанию своего или соседнего двора и группу, сложившуюся на занятиях в спорткомплексе. Иногда значительное влияние на личность оказывают подростковые группы, образующиеся в летних лагерях.
В этот возрастной период детей так тянет друг к другу, их общение настолько интенсивно, что говорят о типично подростковой «реакции группирования». Несмотря на эту общую тенденцию, психологическое состояние подростка в разных группах может быть различным. Для него важно иметь референтную группу, ценности которой он принимает, на чьи нормы поведения и оценки он ориентируется. Входить в любую группу, готовую его принять, недостаточно. Нередко подросток чувствует себя одиноким рядом со сверстниками в шумной компании. Кроме того, не всех подростков принимают в группы, часть из них оказывается изолированной. Это обычно неуверенные в себе, замкнутые, нервные дети и дети излишне агрессивные, заносчивые, требующие к себе особого внимания, равнодушные к общим делам и успехам группы
Как будущему педагогу-психологу мне стало очень интересно апробировать данную программу на учащихся, тем самым узнать, что сейчас интересует наших подростков, чем они живут и что ценят.
Первый этап реализации программы «Я выбираю жизнь» - диагностический, на котором я провела входную диагностику: Опросник «Выход из трудных жизненных ситуаций» (вариант Г.С. Никифорова). Этот опросник позволяет выявить доминирующий у данного человека способ решения жизненных проблем.
В тестировании приняло участие 20 учащихся. Обработав результаты проведенной диагностики, получила следующие результаты: на основании общей суммы баллов, набранных испытуемым, судят о типичных для него способах выхода из затруднительных ситуаций.
Те учащиеся, которые набрали от 7 до 15 баллов - легко примиряются с неприятностями, правильно оценивая случившееся и сохраняя душевное равновесие. А таких учащихся оказалось 16 человек, что составляет 80% от количества учащихся, которые участвовали в тестировании.
Но были и учащиеся, которые набрали от 16 до 26 баллов - можно сделать вывод, что эти учащиеся не всегда с достоинством выдерживают удары судьбы. Часто они срываются, проклинают ее, т.е. расстраиваются при возникновении проблем и расстраивают других. Таких учащихся всего 4 человека, что составляет 20 %, от числа принявших участие в опросе.
Если сумма баллов оказалась в пределах от 27 до 36, то это дает основание сделать вывод о том, что данные люди не могут нормально переживать неприятности и обычно реагируют на них психологически неадекватно – таких ребят не оказалось.
Второй этап реализации программы - практический, который включает в себя проведение 6 коррекционно-развивающих занятий, а именно:
Занятие 1. «Мир моих чувств».
Это занятие предполагало беседу с элементами практикума. С ребятами мы познакомились с понятиями чувства, эмоции, обсудили зачем они нам нужны? Как чувства обогащают нашу жизнь? Какие функции выполняют? Потренировались в проявлении эмоций и чувств, научились их контролировать.
Занятие 2. «Основные жизненные ценности», проходило в форме беседы. Рассмотрели основные виды жизненных ценностей, соотношение ценностей с выбором своего жизненного пути. С помощью различных упражнений выяснили, какие же ценности для ребят являются приоритетными.
Занятие 3. «Стресс. Как его преодолеть?» Использовалась беседа с элементами практикума. Рассмотрели такие понятия как стресс, тревожность, школьная тревожность. Находили причины появления стресса, рассмотрели различные стрессовые ситуации присущие данному подростковому возрасту ребят. Я также познакомила учащихся с некоторыми антистрессовыми упражнениями. И в конце занятия раздала памятки -АНТИСТРЕССОВЫЕ ПРИЕМЫ или 8 профилактических правил для всех и каждого.
Занятие 4. «Разбуди в себе лидера». Это было тренинговое занятие с применением игровых упражнений, направленных на повышение самооценки подростков. Занятие также было направлено на формирование лидерских качеств личности подростка.
Занятие 5. «Личные стратегии успеха в трудных жизненных ситуациях», которое предполагает осмысление ребятами значения ситуации успеха в своей повседневной жизни. Использовались различные упражнения, в частности « Волшебный стул»,которое очень понравилось ребятам.
Занятие 6. «В защиту жизни». Это занятие подразумевает профилактику наркомании, табакокурения и алкоголизма. Осмысление последствий вредных привычек.
И заключительный 3 этап - обобщающий, включал в себя проведение итоговой диагностики: Тест жизнестойкости Мадди в адаптации Леонтьева. Для того чтобы определить результативность программы, и подвести итоги работы.
Данная методика хороша тем, что с помощью нее можно рассмотреть сразу несколько черт личности подростка: вовлеченность, контроль, принятие риска и жизнестойкость.
Жизнестойкость – характеристика личности, которая помогает человеку успешно противостоять стрессовым ситуациям это установка, придающая жизни ценность и смысл в любых обстоятельствах. Жизнестойкость включает в себя 3 компонента: вовлеченность, контроль, принятие риска. Выраженность этих компонентов и жизнестойкости в целом препятствует возникновению внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях за счет стойкого совладения со стрессами и восприятия их как менее значимых
Вовлеченность - определяется как «убежденность в том, что вовлеченность в происходящее дает максимальный шанс найти нечто стоящее и интересное для личности.
Контроль - представляет собой убежденность в том, что борьба позволяет повлиять на результат происходящего, пусть даже это влияние не абсолютно и успех не гарантирован. Противоположность этому - ощущение собственной беспомощности. Человек с сильно развитым компонентом контроля ощущает, что сам выбирает собственную деятельность, свой путь.
Принятие риска - убежденность человека в том, что все то, что с ним случается, способствует его развитию за счет знаний, извлекаемых из опыта, - неважно, позитивного или негативного.
В частности, для развития компонента участия принципиально важно принятие и поддержка, любовь и одобрение со стороны родителей.
Мадди подчеркивает важность выраженности всех трех компонентов для сохранения здоровья и оптимального уровня работоспособности и активности в стрессогенных условиях. Можно говорить как об индивидуальных различиях каждого из трех компонентов в составе жизнестойкости, так и о необходимости их согласованности между собой и с общей (суммарной) мерой жизнестойкости.
Проанализировав данную методику, получились следующие результаты:
| Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
Количество учащихся - % |
Вовлеченность | 1 – 6% | 13 – 77% | 3 – 17% |
Контроль | 0 – 0% | 16 – 94% | 1– 6% |
Принятие риска | 1 – 6% | 14 – 82% | 2 – 12% |
Жизнестойкость | 1 – 6% | 14 – 82% | 2 – 12% |
Как мы видим по результатам, у большинства учащихся средний уровень показателей, то есть в норме. Но это не значит, что с ними не нужно заниматься и развивать эти критерии дальше. Особое внимание нужно уделить тем ребятам, у которых получились низкие уровни показателей, в нашем случае это всего один учащийся. И скорее всего, нужно будет поработать с ним индивидуально.
Вывод:
Сравнивая первые занятия с последними, можно выявить несколько изменений в коллективе, например, учащиеся стали более спокойными, чувствуют себя на занятиях непринужденно, стали более открытыми, коммуникабельными, всегда готовы к обсуждению, охотно принимают помощь и советы сверстников и педагога. В коллективе сложились стабильные, эмоционально устойчивые условия для развития творческого коллективизма и индивидуальных способностей детей. Тактикой, знанием психологии возраста удается удерживать внимание и развивать творческий интерес ребят. Благодаря тщательной подготовке к занятиям и их разработке, мне удалось заинтересовать ребят, они научились слушать и слышать мнения своих одноклассником, тем самым атмосфера в коллективе стала более теплой и доброжелательной.