СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа индивидуального маршрута по математике одарённого ребёнка.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа индивидуального маршрута по математике одарённого ребёнка.»







ПРОГРАММА

индивидуального маршрута по математике одарённого ребёнка









Составитель: учитель математики МБОУ СОШ №10 г. Воткинска УР Кожевникова Т.Ю.









2014г.

Пояснительная записка



Данная программа составлена для индивидуальной работы с ребёнком, имеющим ярко выраженные способности по математике.

Основной целью является предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности с учителем учащегося, чья одарённость по математике уже выявлена.

Как правило, устойчивый интерес к математике формируется к 14-15 годам, но для этого необходимо, чтобы в 5-6 классе ребёнок почувствовал, что решение сложных, нестандартных задач может доставлять радость. Сегодня уделяют достаточное внимание одарённым детям- с высоким творческим и интеллектуальным потенциалом. Обычно одарённым принято называть того, чей дар явно превосходит некие средние возможности. Многие учёные указывают на генетическую обусловленность одарённости. А среда, воспитание либо подавляют дар, либо помогают ему раскрыться. Одарённость- это потенциал, который может привести к успеху, а может и не реализоваться. Поэтому учителю очень важно понимать природу одарённости, чтобы помочь реализовать потенциальные возможности ребёнка.

Данный курс рассчитан на 34 часа, предназначен для учащегося 5-6 класса.

Цель: Сформировать благоприятные условия для успешного развития индивидуальности ребёнка.

Задачи:

  • формирование у учащегося устойчивого интереса к математике;

  • развитие математических способностей;

  • развитие логического и абстрактного мышления, умения классифицировать, обобщать и проводить аналогии;

  • овладение математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности;

  • формирование навыков перевода различных задач на математический язык;

  • отработка навыков и умений грамотно рассказать и оформить решение задачи;

  • формирование навыков выполнения исследовательских работ;

  • формирование умений ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;

  • развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности.



Требования к уровню усвоения курса:

В результате изучения данного курса учащийся должен овладеть следующими знаниями и умениями:

  • знать основные виды и способы решения логических задач;

  • основные свойства делимости чисел;

  • уметь решать разные виды задач на проценты и сплавы;

  • знать принцип «Дирихле», метод рассуждения « от противного»;

  • уметь находить характеристическое свойство множества;

  • уметь составлять математические модели практических задач;

  • знать методы решения уравнений в целых числах;

  • уметь решать уравнения, содержащие модуль;

  • уметь выполнять небольшие исследовательские работы.

В течение года ребёнок принимает участие в районных, республиканских и Международных олимпиадах. В конце года обязательно подводятся итоги о проделанной работе, озвучиваются результаты и достижения ребёнка, а также планируется работа на следующий учебный год.







Учебно-тематический план

Тема

Цели

Способы деятельности

Сроки реализации

Оценка деятельности

1.

Математические игры.

3 часа.

В данном разделе рассматриваются два типа задач - задачи со спичками и математические игры. Цель решения таких задач - развить и отточить математическое мышление.

Проводится вступительная беседа учителя и обсуждение наиболее существенных аспектов данной темы, выдаются задания для самостоятельного решения. После их проверки идёт отработка навыков оформления таких задач.

Сентябрь


2.

Логические задачи:

а) задачи на нахождение взаимно- однозначного соответствия;

б) графы и соответствия;

в) задачи о «лгунах»

6 часов.

Развитие логического и абстрактного мышления, умения классифицировать, обобщать и проводить аналогии. Приобретение навыков решения олимпиадных задач. Отработка навыков и умений грамотно рассказать и оформить задачу.

Демонстрируются основные приёмы, типичные для решения задач данной темы. Даются задачи для самостоятельного решения, разнообразные по трудности и содержанию, с последующей проверкой и обсуждением.

Октябрь-ноябрь


3.

Принцип Дирихле.

3 часа.

Познакомить с одним из логических методов рассуждения « от противного». Рассмотреть различные формулировки данного принципа. Показать главное достоинство этого метода, его неконструктивное решение.

Решение задач. Самостоятельная работа.

Декабрь


4.

Инварианты и их применение к решению задач.

3 часа.

Ввести понятие инварианта. Сформулировать наиболее важные утверждения , на которых основано применение этой идеи и научить применять при решении задач.

Основные теоретические моменты объясняет учитель. Идёт совместный разбор нескольких задач, показываются основные приёмы. Даются задачи для домашнего решения.

Декабрь


5.

Задачи на отыскание множеств с заданными свойствами.

4 часа.

Научить находить характерестическое свойство множества. Пропедевтика темы «последовательности и прогрессии».

Выдаются задания разного уровня сложности. Задания, которые вызовут трудности, разбираются вместе с учителем. Затем идёт отработка навыков решения аналогичных задач.

Январь


6.

Уравнения в целых числах и методы их решения.

4 часа.

Познакомить с основными методами решения уравнений в целых числах (преобразование уравнения, разложение на множители, перебор, остатки от деления). Отработка навыков решения олимпиадных задач.

Учитель знакомит с основными теоретическими понятиями и операциями. Рассматриваются несколько задач и выдаётся самостоятельная работа.

Февраль


7.

Текстовые задачи:

а) сплавы;

б) движение;

в) проценты.

6 часов.

Рассмотреть различные типы сюжетных задач. Показать основные методы решения. Углубление знаний.

Так как данная тема входит в школьную программу, то сразу выдаются задачи для самостоятельного решения с последующей проверкой и разбором.

Март- апрель


8.

Понятие модуля. Решение уравнений, содержащих модуль.

5 часов.

Углубление знаний, связанных с понятием модуля.

Самостоятельная исследовательская работа.

Апрель-май




В графе оценка деятельности учитель фиксирует, как прошло изучение данной темы: легко справляется, что вызвало затруднения, над какой темой нужно ещё поработать и т.д.



Литература:

  1. Математика «Интеллектуальные марафоны, турниры, бои», И.Л. Соловейчик. Москва «Первое сентября», 2003г.

  2. «Задачи на смекалку 5-6 кл.», И.Ф. Шарыгин, А.Ф. Шевкин. Москва «Просвещение»- 2003г.

  3. «Задачи Международного математического конкурса-игры Кенгуру», Братусь Т.А., Жарковская Н.А. и др. Санкт-Петербург-2002г.

  4. «Сборник задач математических олимпиад»,В.И. Рожков ,Г.Д. Курдеванидзе. Москва-1987г.

  5. «Поиск решения»,М. Балк, Г. Балк. Москва-1998г.

  6. «Методические разработки для учащихся по теме-Последовательности», М.И. Башмаков, Москва 1990г.

  7. «Математические олимпиады в школе 5-11 кл.», А.В. Фарков, 2006г.

  8. «Математические кружки в школе 5-8 кл.», А.В. Фарков, 2006г.

  9. «Петербургские математические олимпиады»,С.Л. Берлов и др., 2003г.

10. «Математический кружок 6-7 кл.», А.В. Спивак.