Программа индивидуальной профилактической работы МКОУ «Красносибирская СШ» с учащимися из семей , находящихся в СОП
Заместитель директора по
воспитательной работе Истомина М.В.
«Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетной подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общест- венно- значимой и творческой активности, вос- питания у них высоких нравственных качеств: патриотизма и гражданственности….» -
декларирует ФЗ РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»
Социальные и экономические проблемы в российском обществе на данном этапе развития существенно ослабили институт семьи, ее воздействие на воспитание детей. Результатом этого процесса является рост численности безнадзорных детей, увеличение распространения в детской среде наркотиков и различных психотропных препаратов, алкоголя.
Кроме того, имеются проблемы, решение которых назрело давно. Среди них - насилие в семье, проблемы детей-жертв вооруженных и межнациональных конфликтов; продолжается рост числа социальных сирот и детей, оставшихся без попечения родителей…
Анализ причин роста безнадзорности среди детей и подростков свидетельствует о том, что ее истоки лежат, прежде всего,
в семье
(пьянство, ссоры, драки, длительное невнимание родителей к интересам и проблемам своего взрослеющего ребенка).
Приобщение подростка родителями к употреблению спиртных напитков, наркотиков и др.), а также в плохой организации совместной профилактической деятельности всех служб по месту жительства и социальных учреждений.
Важнейшие профилактические задачи, стоящие перед педагогическим коллективом нашего образовательного учреждения:
- содействие ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов, контроль за соблюдением законодательства РФ и субъектов РФ в области образования несовершеннолетних;
- формирование законопослушного поведения детей и подростков;
- оказание социально-психологической и педагогической помощи детям и семьям, нуждающимся в ней;
- выявление детей и семей, находящихся в социально- опасном положении;
- профилактика раннего семейного неблагополучия.
Цель в работе ОО по данному направлению :
- оказывать теоретическую и практическую помощь педагогам в решении вопросов, вызывающих затруднения в работе;
- Постоянно знакомить с перечнем необходимой нормативно-правовой базы и документации;
- совершенствовать основные методы и приемы работы, которые обеспечивают эффективность взаимодействия школы, семьи и различных служб в профилактике безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних;
- оказывать практическую помощь в составлении психолого-социально-педагогической характеристики на «трудного ребенка», семьи, находящейся в СОП.
Перечень документов ОО по вопросам профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних:
1.Социальный паспорт школы.
2.Комплексная программа по профилактике правонарушений.
3.План работы по профилактике правонарушений обучающихся школы как приложение к плану воспитательной работы:
- педсоветы, совещания ,семинары по вопросам профилактики;
- профилактические операции, рейды, акции волонтёров;
- совместная работа с субъектами профилактики;
- планы проведения месячников, Дней профилактики и др.;
- план проведения родительского всеобуча;
- тематика общешкольных родительских собраний.
Документы, формирующие личное дело обучающихся ,
состоящих на учете в ПДН:
- уведомление о постановке обучающегося
- карточка обучающегося, состоящего на учете;
- социальный паспорт обучающегося;
- карта индивидуальной работы (шеф-наставник, педагог-психолог);
- акт первичного обследования материально- бытовых условий;
- акты посещения ребенка, состоящего на учете;
- характеристика обучающегося;
- ходатайство о приглашении ребенка(родителей) на КДН (комиссию по делам несовершеннолетних), снятии с учета по исправлению или выбытию.
Документы, формирующие личное дело неблагополучной семьи, состоящей на учете в районном банке данных:
- представление ОО о постановке семьи на районный учет;
- представление КДН о постановке семьи на районный учет;
- карточка семьи для постановки на районный учет;
- акт первичного обследования семьи;
- акт контрольного обследования семьи;
- программа (план) реабилитационной работы ОО с семьей;
- карта индивидуальной работы ОО с семьей;
- ходатайство ОО о снятии семьи с учета;
- постановление КДН о снятии семьи с учета;
Документация , регламентирующая деятельность Совета по профилактике:
- план работы Совета по профилактике;
План работы и протоколы заседаний МО классных руководителей.
Локальные акты ОО , регламентирующие профилактическую работу :
- положение о Совете профилактики;
- положение о постановке на обучающихся школы на внутришкольный учет ;
- положение об учете неблагополучных семей ;
- положение об общешкольном родительском комитете;
- положение о социально-психологической службе
Документация классного руководителя по вопросам профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних:
- социальный паспорт класса.
План воспитательной работы на учебный год ( включает) :
- организацию профилактической работы с обучающимися;
- индивидуальную работу с обучающимися «группы риска»;
- работу классного родительского комитета;
- тематику родительских собраний;
- ознакомительные , профилактические и инструктирующие рейды в неблагополучные семьи и др.);
- список органов самоуправления класса и поручений обучающихся;
- карты индивидуальной работы с обучающимися и неблагополучными семьями , состоящими на учете.
Рекомендации ,анкеты, памятки в помощь классному руководителю по профилактике правонарушений в работе с неблагополучными семьями.
В социальном паспорте школы кроме общих разделов:
- общие сведения о школе;
- аналитическая справка ОО;
- график работы кружков и секций ОО
размещаются все необходимые списки и
сведения об учащихся по данному направлению :
- список многодетных семей;
- список малообеспеченных семей;
- список детей, находящихся на опеке;
- список неполных семей; список неблагополучных семей;
- список обучающихся , состоящих на учете в КДН;
- список обучающихся , состоящих на внутришкольном учете;
- список детей «группы риска»;
- список детей-инвалидов.
План работы по профилактике правонарушений обучающихся школы ( приложение к плану воспитательной работы) состоит из таких пунктов:
- № пп ;
- Запланированные мероприятия;
- Ответственные за выполнение;
- Отметка о выполнении.
Направления работы администрации состоят из разделов :
- Профилактическая работа ;
- Организация досуговой деятельности;
- Работа с родителями;
- Правовой всеобуч;
- Социально-психологическая служба;
- Работа с педагогическими кадрами. Повышение их квалификации;
- Административный контроль.
Все мероприятия планируются подробно ежемесячно на учебный год , используя все разделы направлений.
«Программа индивидуальной профилактической работы с учащимися из семей СОП»
- Актуальность
- Никого не может оставить равнодушным к воспитанию детей в семьях, находящихся в социально опасном положении. В таких семьях утрачивается значительное число семейно – нравственных традиций, меняется отношение родителей к детям и, в конечном итоге, разрушается микросоциум семьи. Постепенно семья, находящаяся в социально опасном положении, обретает статус асоциальной семьи. В такой семье, родители, «утопая» в своих проблемах, становятся неспособными осуществлять свои права надлежащим образом, фактически бросая своих детей на произвол судьбы.
Создание условий для реализации комплексных мероприятий в целях успешной социализации учащихся из проблемных семей и повышения ответственности родителей за воспитание детей.
Программа направлена:
- на стимулирование положительных изменений в семье;
- на повышение уровня социальной защищенности детей, нейтрализацию влияния негативных факторов на личность ребенка и процесс его развития;
- на создание условий для компенсации недостаточного участия семьи в обеспечении жизнедеятельности детей.
Задачи программы:
- провести коррекционную работу с целью создания положительного микроклимата в семье;
- организовать просветительскую работу среди родителей;
- защитить права детей, воспитывающихся в семьях, которые находятся в социально опасном положении;
План индивидуальной работы с обучающимися, находящимися в СОП
- Уточнение списков семей, находящихся в СОП
- Сбор информации об учащихся, находящихся в СОП, составление социальных паспортов.
- Посещение учащихся на дому, обследование жилищных условий. Оформление актов обследования материально-бытовых условий по месту жительства несовершеннолетних.
- Беседы с учащимися, выявление имеющихся проблем.
- Проведение пропагандисткой, разъяснительной работы с учащимися, правовой всеобуч учащихся.
- Привлечение общественных организаций к воспитанию учащихся.
- Контроль присутствия на уроках учащихся из семей находящихся в СОП.
- Контроль за успеваемостью учащихся из семей, находящихся в СОП.
- Приглашение родителей на Совет профилактики.
- Осуществление взаимодействия с участковым инспектором по вопросам работы школы и профилактики правонарушений и преступлений среди учащихся.
- Вовлечение учащихся в работу кружков и секций.
- Вовлечение учащихся во внеклассные и общешкольные мероприятия
- Сотрудничество с родителями этих семей по воспитанию детей.
- Посещение семей совместно с соц.педагогом на дому и оказание помощи в разрешении проблем в их жизни.
- Индивидуальные собеседования, консультации для родителей по проблемам воспитания в семье.
Сопровождение учащихся, находящихся в социально опасном положении
В нашей школе на протяжении 15 лет действует социально -психолого-педагогическая служба , обеспечивающая психолого-педагогическое и социальное сопровождение ребенка на протяжении всего периода обучения ,а родители всегда могут получить полезные советы или индивидуальные консультации по проблемам воспитания и обучения у педагога-психолога, педагогов, хорошо знающих проблемы семейного воспитания и особенности развития ребенка.
- Основными направлениями деятельности психологической службы учреждения образования являются: диагностика, профилактика, просвещение, методическая работа, консультирование, коррекционно-развивающая работа, работа по защите прав и законных интересов детей. При организации сопровождения детей в социально опасном положении (СОП) работа педагога-психолога строится по тем же направлениям.
Диагностика (исследование, изучение)
- В рамках данного направления задачей педагога-психолога является подробный анализ любого психодиагностического материала с целью выявления проблемных зон, имеющих отношение к эмоциональным, поведенческим, личностным и другим нарушениям, так как данные нарушения являются маркерами социально-опасного положения.
Профилактика, просвещение
- Все мероприятия, которые проводятся в школе, направлены на сплочение детских коллективов, тематические акции и большие психологические игры, носят профилактический характер. Профилактика в отношении СОП прежде всего связана с ранним выявлением, а также с просвещением педагогов, родителей и самих несовершеннолетних.
Методическая работа
- создание базы нормативных документов, регламентирующих деятельность психолого-педагогической и социальной службы и других субъектов процесса сопровождения семей в СОП;
- организацию методической базы, содержащей коррекционные и профилактические мероприятия для педагогов (классных руководителей).
Коррекционно-развивающая работа
- Коррекционно-развивающая работа с детьми представляет собой систему мероприятий, направленных на исправление недостатков развития и поведения, а также на развитие личности несовершеннолетних с помощью специально организованных средств социально-психологического воздействия. Такая работа способствует оптимизации психологических функций, обеспечивающих адаптивное поведение несовершеннолетнего, а также формированию навыков эффективного социального взаимодействия.
Педагогический коллектив и администрация школы стремятся работать по данному направлению в тесной взаимосвязи не только друг с другом, но и с другими структурами нашего Кочковского района.
Мы стремимся использовать различные формы и методы сотрудничества с родителями , вовлекая их в совместную с детьми творческую, социально значимую деятельность, направленную на социально-психологическую адаптацию проблемных ребят, повышение родительского авторитета.
Терпение, уважение и доверие - на этих качествах строятся отношения педагогов и родителей в нашем коллективе.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ИНДИВИДУАЛЬНО -ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПЕДАГОГАМИ В ШКОЛЕ :
- Осуществление контроля за получением образования ( контроль за пропусками, выявление детей, не посещающих школу, определение и назна- чение уровня программы обучения, в зависимости от физического и психологического здоровья ребенка, осуществление ознакомительных , профилактических и просветительских рейдах и др.);
- Посещение семей ( с целью обследования мате- риально-бытовых условий проживания ребенка; выяв- ления условий ,необходимых для обучения ; контроля за его свободным времяпровождением;
- Лекции ,беседы, тренинги для родителей;
- Проведение тренингов для несовершеннолетних;
- Вовлечение детей в кружковую работу;
- Дополнительные занятия с ребенком по ликвидации пробелов в знаниях;
- Привлечение ближайших родственников к помощи в воспитании проблемного ребенка в неблагополучной семье;
- Направление нуждающихся родителей в органы социальной защиты за социальной и материальной помощи;
- Индивидуальная профориентационная работа педагога-психолога с проблемной семьей и ребенком;
- Обследование обучающихся, имеющих проблемы в обучении и воспитании на ПМПК;
- Помощь в восстановлении доверительных отношений ( проблемного подростка с родителями ,педагогами и др.) ;
- Информационная поддержка родителей и детей; Диагностика : беседа , наблюдение, анкетирование, изучение результатов учебной деятельности (просмотр дневников, тетрадей, контрольных и срезовых работ ит.д.); психолого-педагогические тесты (уровень знаний, воспитанности); комплексный анализ, социометрия (метод выявления социальных предпочтений в классе);
- Содействие в обеспечении обучающихся горячим питанием, бесплатными учебниками;
« В основе воспитания, как самое первое и главное условие успеха, должен лежать сердечный подход к ребенку.
Чем ближе подошел педагог к ребенку ,чем искреннее их взаимные отношения, тем надежнее фундамент воспитания »…
(Всеволод Петрович Кащенко , известный отечественный ученый , педагог, общественный деятель в книге: «Педагогическая коррекция…»)
1.Карточка обучающегося, состоящего на учете
1.Ф.И.О._________________________________________________________________
2.Дата рождения__________________________________________________________
3.Образовательное учреждение, класс________________________________________
4.Домашний адрес ,телефон_________________________________________________
5.С кем проживает (оба родителя, только мать, только отец, другие родственники), (нужное подчеркнуть )__________________________________________
6.Вседения о родителях:
Мать(Ф.И.О. ,место работы, должность)_________________________________________
______________________________________________________________________________
Отец (Ф.И.О., место работы ,должность)_________________________________________
7.На каком учете состоит ребенок (ВШУ,ОДН)___________________________________
8.Дата постановки на учет______________________________________________________
9.Причина постановки на учет__________________________________________________
10.Классный руководитель _______________________________________________________
(Ф.И.О.,должность )
______________________________________________________________________________
11.Дата снятия с учета_________________________________________________________
2. Заявление о постановке учащегося на внутришкольный учет.
МКОУ «Красносибирская СШ»_________________________________________
(наименование образовательного учреждения)
В школьный Совет по профилактике
безнадзорности и правонарушений
ЗАЯВЛЕНИЕ
о постановке на внутришкольный учет
Прошу поставить на внутришкольный учет ученика _____класса_____________________________
____________________________________________________________________________________
(Ф.И.О. ребенка)
____________________________________________________________________________________________________________________
(число ,месяц ,год рождения),
Проживающего по адресу__________________________________________________________________________________
(указать домашний адрес и телефон)
С семьей_____________________________________________________________________________
(указать состав семьи, Ф.И.О.)
В связи с ____________________________________________________________________________________________________________
(указать причину постановки на учет)
Классный руководитель ______________________________________________(________________________)__________
( подпись) (расшифровка подписи )
Дата «___»________20 -- г
3.Уведомление родителей о заседании по поводу постановки на учет.
(наименование образовательного учреждения)
Исх. №
от «___»________20 г
УВЕДОМЛЕНИЕ
Уважаемые_______________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
(Ф.И.О. родителей)
Администрация МКОУ «Красносибирская СШ» уведомляет Вас, что Вы и ваш ребёнок (опекаемый),
(Ф.И.О. ученика (ученицы))
Ученик (ца) ______ класса вызываетесь «___»________20__г в _____часов____минут в кабинет директора на заседание Совета по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по вопросу постановки Вашего сына (дочери) на внутришкольный учет.
________________________(___________________________ )___________________________
( Заним .должность ) (подпись) (расшифровка подписи
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
( линия отрыва)
С уведомлением о вызове на заседание Совета по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по вопросу постановки моего (моей) сына (дочери)
____________________________________ , учени(ка),(цы) ______ класса на внутришкольный
(Ф.И.О. )
учет ознакомлен(ы)(а).
________________________(___________________________ )___________________________ (подпись) (расшифровка подписи ) (число, месяц ,год, время вручения)
Примечание.
Уважаемые родители! Ознакомившись с уведомлением и подписавшись, необходимо нижнюю часть (после линии отрыва ) передать в школу классному руководителю.
4. Ходатайство классного руководителя о снятии обучающегося с внутришкольного учета.
_______________________________________________________________________________________________________________________ (наименование образовательного учреждения)
В школьный Совет по профилактике
безнадзорности и правонарушений
ЗАЯВЛЕНИЕ
о снятии с внутришкольного профилактического учета
Считаю необходимым снять с внутришкольного профилактического учета ученика _____класса
____________________________________________________________________________________
(Ф.И.О. ребенка)
____________________________________________________________________________________________________________________
(число ,месяц ,год рождения)
В связи с ___________________________________________________________________________________
(указать причину)
Дата постановки на учет_______________________________________________________________
Характеристика ученика, справка о проведенной с ним профилактической работе, достигнутых результатах и личных достижениях обучающегося прилагаются.
Классный руководитель ______________________________________________(________________________)__________
( подпись) (расшифровка подписи )
Дата «___»________20 -- г
Спасибо за внимание и за работу