СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа индивидуальных коррекционно- развивающих занятий «коррекция звукопроизношения»

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Не менее важными  теоретическими предпосылками  для создания данной программы явились зарекомендовавшие себя научные разработки о различных формах речевых нарушений и создания эффективных методик их преодоления Р.Е.Левиной, Р.И. Лалаевой, Ф.А. Рау и др., которые базируются на учении Л.С.Выготского, А.Р. Лурии и А.А. Леонтьева о сложной структуре речевой деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Программа индивидуальных коррекционно- развивающих занятий «коррекция звукопроизношения»»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ


КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ, РЕАЛИЗУЮЩЕЕ АДАПТИРОВАННЫЕ ОСНОВНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ

«ШКОЛА - ИНТЕРНАТ № 12»




РАССМОТРЕНО

на заседании

педагогического совета

протокол № ____ от ______________

УТВЕРЖДАЮ

Директор КГБОУ ШИ №12

______________ М.В. Лопатин

«___»________________2020 г.





ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ КОРРЕКЦИОННО- РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ

«КОРРЕКЦИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ»

для обучающегося 4 класса

Степана К.







Составитель:

Задорожная Н.В, учитель-логопед, высшая кв.к.




г. Вяземский

2020 г.


I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


  1. Актуальность и перспективность программы

Структура дефекта обучающихся с умственной отсталость (интеллектуальными нарушениями) определяет необходимость проводить в системе логопедической коррекции специальные занятия по развитию связной речи, которая характеризуется бедностью содержания, отсутствием логики, последовательности, многочисленностью аграмматизмов. В речи отмечается фрагментарность, неоформленность предложений, пропуск главных членов. Отсюда следует актуальность создания отдельной программы по развитию связной речи, которая позволит систематизировать и совершенствовать логопедическую работу по этому важнейшему направлению.


2. Научные, методологические, нормативно-правовые и методические основания программы

Не менее важными теоретическими предпосылками для создания данной программы явились зарекомендовавшие себя научные разработки о различных формах речевых нарушений и создания эффективных методик их преодоления Р.Е.Левиной, Р.И. Лалаевой, Ф.А. Рау и др., которые базируются на учении Л.С.Выготского, А.Р. Лурии и А.А. Леонтьева о сложной структуре речевой деятельности.

При составлении программы использовала методические материалы, предложенные в пособиях: И.Н. Садовниковой «Нарушения устной и письменной речи и их преодоление у младших школьников», Р.И.Лалаевой «Логопедическая работа в коррекционных классах», В.В.Воронковой «Программа специальных(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида», Л.Н.Ефименковой « Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов», А.В.Ястребовой «Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы».

Нормативно-правовой основой данной программы являются:

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ;

- Приказ № 1599 от 19 декабря 2014 года «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

- Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья СанПиН 2.4.2.3286-15 от 10 июля 2015 года N 26;

- Положение о рабочей программе специалиста службы сопровождения и здоровьесбережения (учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога) КГБОУ ШИ 12;

- Учебный план на 2020-2021 учебный год.


  1. Практическая направленность программы


Программа индивидуального логопедического сопровождения направлена на коррекцию недостатков речевого развития обучающегося 4 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).


  1. Цель программыформирование у детей правильной устной речи.



  1. Задачи программы:

-формировать правильное произношение фонем;

-учить различать оппозиционные фонемы;

-развивать связную речь;

-развивать письменную речь, как форму общения;

-развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы;

-расширять, уточнять и активизировать словарный запас;

-развивать коммуникативные навыки;

-создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его.


  1. Адресат

Данная программа носит коррекционно-развивающий характер, разработана для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), имеющего нарушения в звукопроизношении, устной речи, недоразвитие лексико-грамматической стороны речи, связной речи, словаря.


  1. Продолжительность программы

Программа рассчитана на один учебный год: период с сентября по май и включает индивидуальные занятия с обучающимся. Занятия проходят 2 раза в неделю продолжительностью в 20 мин.

Структура программы, на один учебный год, состоит из основной части и итоговой диагностики. Основная часть, в свою очередь, представляет собой 4 блока.

Программа включает в себя 68 коррекционно-развивающих занятий.


8. Требования к результату усвоения программы

После прохождения курса коррекционно-развивающих занятий обучающийся научится проявлять речевую активность, способность взаимодействовать с окружающими, называть правильно звуки, знать признаки гласных и согласных звуков, правильно произносить слова различной звуко- слоговой структуры, делить слова на слоги, различать твердые и мягкие согласные, распознавать звонкие и глухие согласные, активизируется усвоенный словарь через речевую практику, различать оппозиционные фонемы, овладеет навыками звуко- буквенного и слогового анализа и синтеза, построения связного высказывания.

Научится различать и произносить звуки схожие по звучанию, сформируется артикуляционная база, четко дифференцировать все изученные звуки, называть последовательность звуков, слогов в словах, различать понятия «звук», «слог».


9. Система оценки достижения планируемых результатов


Результативность проведенной коррекционно-развивающей работы будет оцениваться с помощью тестовой методики экспересс- диагностики устной речи для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Т.А. Фотекова. (Приложение)


Первичная диагностика – сентябрь

Итоговая диагностика – май


10. Сведения о практической апробации программы на базе образовательной организации.


Данная программа реализуется на базе КГБОУ ШИ 12 с 2017 года.













II. УЧЕБНЫЙ ПЛАН



Наименование разделов (блоков)

Всего часов

1

Артикуляция гласных звуков.

9

2

Дифференциация гласных.

15

3

Артикуляция согласных звуков.

12

4

Дифференциация согласных.

31













III. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

68 ЧАСОВ, 2 РАЗА В НЕДЕЛЮ

Тема

Кол-во часов

Оборудование

Дата

Артикуляция гласных звуков.

1

1

Уточнение артикуляции гласных А, О, У. Овощи.

1

Картинный материал, загадки по теме, карточки- символы звуков речи.


2

2

Уточнение артикуляции гласных Ы, Э. Овощи.

1

Картинный материал, загадки по теме, карточки с заданием.


3

3

Уточнение артикуляции гласных Ы, Э. Овощи.

1

Картинный материал, загадки по теме, карточки с заданием.


4

4

Уточнение артикуляции гласных Я, Е, Ё. Ягоды.

1

Картинный материал, загадки по теме, таблица гласных, слогов.


5

5

Уточнение артикуляции гласных Я, Е, Ё. Ягоды.

1

Картинный материал, загадки по теме, таблица гласных, слогов.


6

6

Уточнение артикуляции гласных И, Й, Ю. Фрукты.

1

Картинный материал, загадки по теме, карточки с заданием.


7

7

Уточнение артикуляции гласных И, Й, Ю. Фрукты.

1

Картинный материал, таблица звуков и слогов, карточки с заданием.


8

8

Уточнение артикуляции звука И. Продукты.

1

Картинный материал, таблица гласных, слогов, карточки с заданием.


9

9

Занимательная логопедия

1

Картинный материал, карточки с заданием, дид. игры.


Дифференциация гласных.

10

1

Дифференциация Ы-И. Осень. Признаки осени.

1

Картинный материал, таблица гласных, слогов, карточки с заданием.


11

2

Дифференциация Ы-И. Осень. Признаки осени.

1

Картинный материал, таблица гласных, слогов, карточки с заданием.


12

3

Дифференциация О-Е. Домашние животные.

1

Картинный материал, таблица гласных, слогов, карточки с заданием.


13

4

Дифференциация О-Е. Домашние животные.

1

Картинный материал, таблица гласных, слогов, карточки с заданием.


14

5

Дифференциация А-Я. Осень. Деревья.

1

Картинный материал, таблица гласных, слогов, карточки с заданием.


15

6

Дифференциация А-Я. Осень. Деревья.

1

Картинный материал, таблица гласных, слогов, карточки с заданием.


16

7

Дифференциация У-Ю. Осенняя одежда.

1

Картинный материал, таблица гласных, слогов, карточки с заданием.


17

8

Дифференциация У-Ю. Осенняя одежда.


Картинный материал, таблица гласных, слогов, карточки с заданием.


18

9

Уточнение артикуляции звука Е. Осенняя одежда.

1

Картинный материал, таблица гласных, слогов, карточки с заданием.


19

10

Дифференциация Е-Ю. Перелетные птицы.

1

Картинный материал, таблица гласных, слогов, карточки с заданием.


20

11

Дифференциация Е-Ю. Перелетные птицы.

1

Картинный материал, таблица гласных, слогов, карточки с заданием.


21

12

Дифференциация Е-Ё. Поздняя осень. Приметы.

1

Картинный материал, таблица гласных, слогов, карточки с заданием.


22

13

Дифференциация Е-Ё. Поздняя осень. Приметы.

1

Картинный материал, таблица гласных, слогов, карточки с заданием.


23

14

Дифференциация Ю-Я. Поздняя осень. Одежда.

1

Картинный материал, таблица гласных, слогов, карточки с заданием.


24

15

Дифференциация Ю-Я. Поздняя осень. Одежда.

1

Картинный материал, таблица гласных, слогов, карточки с заданием.


Артикуляция согласных звуков.

25

1

Уточнение артикуляции согласных М, Н. Зима. Признаки зимы.

1

Картинный материал, загадки по теме, таблица гласных, слогов, карточки с заданием.


26

2

Уточнение артикуляции согласных М, Н. Зима. Признаки зимы.

1

Картинный материал, таблица гласных, слогов, карточки с заданием.


27

3

Уточнение артикуляции согласных Р, Л. Зима. Зимующие птицы.

1

Картинный материал, шарады по теме, таблица гласных, слогов, карточки с заданием.


28

4

Уточнение артикуляции согласных Р, Л. Зима. Зимующие птицы.

1

Картинный материал, таблица гласных, слогов, карточки с заданием.


29

5

Уточнение артикуляции согласных К, Г. Дикие животные.

1

Картинный материал, шарады по теме, таблица гласных, слогов, карточки с заданием.


30

6

Уточнение артикуляции согласных К, Г. Дикие животные.

1

Картинный материал, таблица гласных, слогов, карточки с заданием.


31

7

Уточнение артикуляции согласных С, Ш. Зима. Зимние забавы.

1

Картинный материал, шарады по теме, таблица гласных, слогов, дид.игры.


32

8

Уточнение артикуляции согласных С, Ш. Зима. Зимние забавы.

1

Картинный материал, таблица гласных, слогов, карточки с заданием.


33

9

Уточнение артикуляции согласных З, Ц. Новогодний праздник.

1

Картинный материал, шарады по теме, таблица гласных, слогов, дид.игры.


34

10

Уточнение артикуляции согласных З, Ц. Новогодний праздник.

1

Картинный материал, таблица гласных, слогов, карточки с заданием.


35

11

Уточнение артикуляции согласных Ч, Щ. Посуда.

1

Картинный материал, загадки по теме, таблица гласных, слогов, дид.игры.


36

12

Уточнение артикуляции согласных Ч, Щ. Посуда.

1

Картинный материал, таблица гласных, слогов, карточки с заданием.


Дифференциация согласных.

37

1

Дифференциация звуков К-Г. Транспорт.

1

Картинный материал, загадки по теме, таблица гласных, слогов, дид.игры.


38

2

Дифференциация звуков К-Г. Транспорт.

1

Картинный материал, таблица звуков, схема предложений, карточки с заданием.


39

3

Дифференциация звуков Д-Т. Зимняя одежда.

1

Картинный материал, таблица звуков, схема предложений, карточки с заданием.


40

4

Дифференциация звуков Д-Т. Зимняя одежда.

1

Картинный материал, таблица звуков, схема предложений, карточки с заданием.


41

5

Дифференциация звуков К-Х. Домашние птицы.

1

Картинный материал, таблица звуков, схема предложений, карточки с заданием.


42

6

Дифференциация звуков К-Х. Домашние птицы.

1

Картинный материал, таблица звуков, схема предложений, карточки с заданием.


43

7

Дифференциация С-Ш. Зимняя обувь.

1

Картинный материал, таблица звуков, схема предложений, карточки с заданием.


44

8

Дифференциация С-Ш. Зимняя обувь.

1

Картинный материал, таблица звуков, схема предложений, карточки с заданием.


45

9

Дифференциация З-С. Мебель.

1

Картинный материал, таблица звуков, схема предложений, карточки с заданием.


46

10

Дифференциация З-С. Мебель.

1

Картинный материал, таблица звуков, схема предложений, карточки с заданием.


47

11

Дифференциация Б-П. Наш город.

1

Картинный материал, таблица звуков, схема предложений, карточки с заданием.


48

12

Дифференциация Б-П. Наш город.

1

Картинный материал, таблица звуков, схема предложений, карточки с заданием.


49

13

Дифференциация В-Ф. Весна.

1

Картинный материал, таблица звуков, загадки по теме, карточки с заданием.


50

14

Дифференциация В-Ф. Весна.

1

Картинный материал, таблица звуков, схема предложений, карточки с заданием.


51

15

Дифференциация Ч-Щ. Весенние приметы.

1

Картинный материал, таблица звуков, схема предложений, карточки с заданием.


52

16

Дифференциация Ч-Щ. Весенние приметы.

1

Картинный материал, таблица звуков, схема предложений, карточки с заданием.


53

17

Дифференциация З-Ц. Труд людей весной.

1

Картинный материал, таблица звуков, схема предложений, карточки с заданием.


54

18

Дифференциация З-Ц. Труд людей весной.

1

Картинный материал, таблица звуков, схема предложений, дид.игры.


55

19

Дифференциация Р-Л. Весенняя одежда.

1

Картинный материал, таблица звуков, схема предложений, дид.игры.


56

20

Дифференциация Р-Л. Весенняя одежда.

1

Картинный материал, таблица звуков, схема предложений, дид.игры.


57

21

Дифференциация Ц-Ч. Инструменты.

1

Картинный материал, таблица звуков, схема предложений, карточки с заданием.


58

22

Дифференциация Ц-Ч. Инструменты.

1

Картинный материал, таблица звуков, схема предложений, карточки с заданием.


59

23

Дифференциация Ш-Щ. Птицы.

1

Картинный материал, таблица звуков, схема предложений, карточки с заданием.


60

24

Дифференциация Ш-Щ. Птицы.

1

Картинный материал, таблица звуков, схема предложений, карточки с заданием.


61

25

Дифференциация Ч-Т. Цветы.

1

Картинный материал, таблица звуков, схема предложений, карточки с заданием.


62

26

Дифференциация Ч-Т. Цветы.

1

Картинный материал, таблица звуков, схема предложений, карточки с заданием.


63

27

Дифференциация Ж-Ш. Насекомые.

1

Картинный материал, таблица звуков, схема предложений, дид.игры.


64

28

Дифференциация Ж-Ш. Насекомые.

1

Картинный материал, таблица звуков, схема предложений, дид.игры.


65

29

Дифференциация З-Ж. Лето.

1

Картинный материал, таблица звуков, загадки по теме, схема предложений, дид.игры.


66

30

Дифференциация З-Ж. Лето.

1

Картинный материал, таблица звуков, схема предложений, дид.игры.


67

31

Занимательная логопедия. Признаки лета.

1

Картинный материал, таблица звуков, схема предложений, дид.игры.


68

1

Диагностика устной и письменной речи.

1

Экспресс- диагностика устной речи Т.А. Фотекова.




















Список литературы


1. Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения/ Е.А. Алябьева, – М.: Сфера, 2006 – 64 с.

2. Анищенкова Е.С. Практическое пособие по исправлению звукопроизношения у детей./ Е.С. Анищенкова, - М.: АСТ: Астрель, 2008 – 158 с.

3. Асташина И.А. Логопедические игры и упражнения для детей / И.А. Асташина, – М.: Дом, XXI век, 2008 – 189 с.

4. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда./ О.Б. Иншакова, - М.: Владос, 1998 – 279 с.

5. Конаваленко В.В., Конаваленко С.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика./ С.В. Конаваленко., В.В. Конаваленко, - М.: ГНОМ, 2015 – 16 с.

6. Куликовская Т.А. Скороговорки и чистоговорки./ Т.А. Куликовская,- М.: ГНОМ ПРЕСС, 1997 – 48 с.










































Приложение






Звукопроизношение

Артикуляционная моторика

Фонематическое восприятие

Языковой анализ и синтез

Грамматический строй речи

Состояние словаря и навыков словообразования

Понимание логико-грамматических конструкций

Связная речь

Низкий

0-4

0-4

0

0-3

0-1

0-4

0-2

0-2

Ниже среднего

5-6

5-6

1

4-5

2-3

5-6

3-4

3

Средний

7-8

7-9

2

6-7

4

7-8

5

4-5

Выше среднего

9-10

9

3

8-9

5

9-11

6

6-7

Высокий

11

10

4

10

6

12-13

7

8














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!