1.Паспорт программы
Наименование программы | «Личность» |
Автор программы | Камалова А.Г. |
Территориальная реализация программы | г. Октябрьский РБ |
Учреждение, реализующее программу | ГБУ РБ Западный межрайонный центр социальной помощи семье и детям |
Руководитель программы | Шангареева Э.Р. |
Актуальность проблемы | Актуальность коррекционных занятий с детьми обусловлена специфическими особенностями современного общества. В силу социально-экономической ситуации общественного развития, многие дети испытывают напряженность, нестабильность, это ухудшает их психическое здоровье. Как правило, проблемы с которыми сталкиваются обучающиеся, зачастую имеют социальный характер. Это трудности, связанные с межличностными отношениями, эмоционально-волевой сферой, с формированием Я-концепции, самосознанием и мировоззрением. |
Целевая группа | Дети в возрасте 8-15лет |
Цель программы | Оказать подросткам психологическую помощь, ориентируясь на индивидуальные особенности, закономерности психического развития. |
Задачи программы | 1.Способствовать полноценному психическому и личностному развитию детей 2.Гармонизация противоречивости личности. Формирование адекватной самооценки у подростков. 3.Снять эмоциональное напряжение во взаимодействии с окружающими людьми. 4.Развитие самостоятельности, уверенности, принятия верных решений. |
Ожидаемые результаты | Коррекционная работа по нескольким направлениям, связана с развитием познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы, развитием мотивации обучения и "комплекса произвольности", формированием учебных навыков и интеллектуальных способностей, развитием сферы межличностных отношений ребенка. Все это поможет в формировании целостной и всесторонне развитой личности. |
Целевые индикаторы | Значение индикатора (показателя) в 2016 году посещение подростков и детей занятий и тренингов – 64 человек (100%) из них 54 (90%) человек будут иметь положительный результат. в 2017 году посещение 100 человек (100%) из них 90 (95%) человек будут иметь положительный результат. |
Этапы и сроки реализации | Организационный (подготовительный) – 2 недели; практический (основной) – бессрочный итоговый (аналитический) – в конце каждого года. |
Формы и методы работы | Формы работы (групповые, подгрупповые). Методы работы: организационные, практические, исследовательские, аналитические. |
Ресурсы | Кадровые, материально-технические, нормативно-правовые документы, методические пособия при разработке программы, наглядный и раздаточный материал подготовленный для деятельности в рамках программных мероприятий, диагностический инструментарий. |
Направления и их содержание | Для достижения поставленной цели данная программа направлена на социально-психологическую и коррекционно-развивающую работу с детьми и подросткам. Психологическая помощь детям и подросткам, обратившимся к психологу с различными проблемами. Индивидуальные, подгрупповые и групповые встречи, занятия с элементами тренинга, лекции, консультации с подростками по психологической коррекции конфликтного, девиантного поведения. Психологическая диагностика и коррекция различных психологических направлений. Данная программа также включает в себя работу психолога с родителями. Психологическая диагностика семьи и семейных отношений с целью изучения психологической атмосферы семейных отношений и семьи подростков. |
Мероприятия программы | Для организации наиболее эффективной коррекционной работы в школе необходимо учитывать принцип ведущей деятельности, выступающий основным механизмом формирования психологических новообразований. üПринцип управления техническим развитием, связанный с представлением о ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка. üЗанятия проводятся в специальном кабинете сенсорного развития. Формы, организации детей на занятии могут быть самыми разными: сидя полукругом на стульях или на ковре, находясь за одноместными партами или расположившись в разных концах кабинета. üПри планировании коррекционных занятий необходимо четко продумывать формулирование целей занятия, отбор конкретных методик и техник для работы, подготовку необходимых материалов и оборудования, выбор формы организации детей на занятии. üОказание дозированной помощи, "адресной" коррекционно-педагогической поддержки, обеспечение речевого опосредования всех мыслительных действий и операций ребенка, его эмоциональной стимуляции; üФормирование познавательного интереса через использование приемов работы, активизирующих деятельность самого ребенка; üРазумное сочетание вербального материала и наглядной основы, игровой и практической деятельности, значимых для детей реальных ситуаций; использование адекватных технологий прикладной направленности; Ведущий должен специально работать над созданием доверительной обстановки в классе во время занятий, чтобы каждый ребенок имел возможность проявить себя, быть открытым и не бояться ошибок. üТематика и планы занятий могут меняться в зависимости от задач и проблем конкретной группы детей. Но необходимо соблюдать последовательность, взаимную преемственность тем, и обязательно оставлять время на закрепление приобретенных навыков. üКаждая тема прорабатывается на 1-4 занятиях с использованием разных приемов. Способы подачи материалов могут меняться в зависимости от состава и особенностей каждой конкретной группы детей. |
Пояснительная записка.
Актуальность коррекционных занятий с детьми обусловлена специфическими особенностями современного общества. В силу социально-экономической ситуации общественного развития, многие дети испытывают напряженность, нестабильность, это ухудшает их психическое здоровье. Как правило, проблемы с которыми сталкиваются обучающиеся, зачастую имеют социальный характер.
Это трудности связанные с межличностными отношениями, эмоционально-волевой сферой, с формированием Я-концепции, самосознанием и мировоззрением.
Коррекционная работа предполагает активное воздействие на личность с целью формирования у нее ряда индивидуально-психологических особенностей.
Необходимых для дальнейшего становления и развития личности.
В программе представлены различные формы и методы коррекционной работы в школе: упражнения, методики направленные на коррекцию и развитие познавательных процессов, мотивационной, эмоциональной, личностной сфер и сферы межличностных отношений. Программа рассчитана на 5 часов, возрастная категория 10-15 лет.
Суицид (самоубийство) — это смерть, наступившая по неестественным причинам в результате повреждений, нанесенных добровольно самому себе. Суициду подвержены в равной степени люди различных социальных слоев, культур, вероисповеданий и возрастов. Профилактика суицида в этом отношении имеет огромное значение.
Это крайне опасное поведение, к которому приводит невозможность разрешения сложных жизненных ситуаций. Чаще проявлениям суицидального поведения подвержены молодые люди от 14 и до 16 лет, а также мужчины среднего возраста (40–50 лет). Среди женщин и студентов суицид встречается реже, но он чаще ведет к смерти. При этом только каждый пятый высказывает свои мысли вслух, что затрудняет предотвращение трагедии.
Суицид среди детей в последнее время участился, что сопряжено с конфликтами в неблагополучных семьях, неурядицами с педагогами и одноклассниками в школе.
По статистике, в год кончают жизнь самоубийством около 3 тысяч человек, из них большая часть несовершеннолетних, и это, не считая попыток. Изучением проблемы и профилактикой суицида среди молодежи и студентов занимаются медицинские и социальные работники, психологи, педагоги.
Вполне излечимой и контролируемой предпосылкой суицидального действия является депрессия. Другие причины заключаются в следующем:
социальная незащищенность, финансовый крах, разочарования в жизни, потеря близких людей;
особенности нервной системы (агрессия, повышенная импульсивность);
физическое насилие в детском возрасте, стрессы (алкоголизм или развод родителей, телесные наказания);
наличие неизлечимой болезни, сопровождающейся болью;
перепады настроения и поведения, связанные с приемом алкогольных напитков и психотропных препаратов;
психическая неустойчивость, расстройства личности;
психотравмирующие поведение, отсутствие понимания близких людей, неприятности в школе у подростков;
заниженная самооценка, трудности в общении, безответная любовь у школьников и студентов.
У подростков страх перед смертью и восприятие ее формируется ближе к 18 годам. Поэтому суицид для детей не означает конец. Молодые люди не в состоянии оценивать жизнь. Неустойчивая психика, депрессивное поведение, чувство ненужности, ранняя половая жизнь, разочарование в семейных отношениях, отсутствие идеологии и цели зачастую приводят к непоправимым последствиям.
Различают несколько типов суицидального поведения. Демонстративный суицид больше характерен для подростков и студентов. Это театрализованное представление, шантаж с целью добиться сочувствия, избежать наказания, разжалобить кого-либо. Обычно сцена разыгрывается в том месте, где находится человек, которому она адресована. Опасно, если такое поведение может привести к плачевным последствиям. Количество попыток демонстративного суицида в 15 раз больше, чем исполненных.
При аффективном типе суицидального поведения попытка совершается под действием обиды или гнева. Возможна демонстрация, длящаяся от нескольких минут до суток.
Истинный суицид обычно обдумывается и подготавливается заранее. Человек задумывается о смысле жизни, замыкается в себе, ведет дневник. Он планирует предстоящие действия до мелочей, оставляет прощальную записку для родных или друзей. Так как разрабатывается план действий, попытка часто приводит к смерти.
Причины суицидального настроения кроются в отсутствии теплых эмоциональных связей детей и родителей. Ложное поведение более характерно для детей и подростков, алкоголиков и наркоманов. Основная цель – шантаж, добыча денег или материальных ценностей любым способом. Человек пытается порезать вены, принять неядовитые препараты или повеситься, но так, чтобы не нанести себе вред.
Чаще всего самоубийцы выбирают отравление медикаментами, токсичными и сильнодействующими веществами. Истинное суицидальное поведение подростков заканчивается повешением или прыжком с высоты.
Странное поведение, использование необычных способов говорит о наличии у человека психоза.
Суицидальное поведение может продолжаться от нескольких минут до нескольких месяцев, чаще встречается у детей подросткового возраста и студентов. Особенно подвержены ему брошенные дети, живущие в интернатах, или «приемыши».
По статистике, большая часть самоубийств регистрируется весной и летом. Из-за депрессий суицидальное поведение встречается у 70%, а 15% из них совершают задуманное.
Отдельное место в группе риска занимают дети подросткового возраста:
отличники, испытывающие неудовлетворение собой и вину за несоответствие стандартам;
замкнувшиеся в себе дети, дети в депрессии из-за снижения показателей в учебе;
ребята, которые не могут выполнить завышенные требования взрослых;
подростки, склонные к тревожно-депрессивным состояниям, особенно если в семье были попытки суицидального характера;
дети из проблемных семей, испытывающие физическое насилие.
Особенности подросткового суицида. Переходный возраст – сложный этап формирования личности, который мало у кого проходит гладко. Часто непростая жизненная ситуация толкает подростков на отчаянный шаг. Необходимо как можно раньше объяснить подросткам, что такое суицид и как избежать проблемы.
2.2. Целевая группа.
Подростки в возрасте 12-15 лет (школьный возраст).
2.3.Цель программы.
Формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки у подростков.
2.4.Задачи программы.
1.Обучение способам внутреннего самоконтроля и сдерживания негативных импульсов, конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций.
2.Формирование адекватной самооценки и уверенности в себе.
3.Развитие навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми в окружающем социуме, позитивной моральной позиции.
4.Информирование родителей о
2.5.Ожидаемые результаты,
целевые индикаторы и методы их оценки.
1.Снятие тревожности и напряжения у подростков.
2.Овладение способами самоконтроля и овладение механизмами сдерживания негативных эмоций.
3.Способность подростков к конструктивному общению и адекватной жизненной позиции.
4.Снижение числа подростков имеющие суицидальное поведение.
5.Увеличение числа детей и подростков с позитивной моральной позицией.
6.Увеличение числа родителей владеющих информацией о профилактике суицидальных намерений у подростков, первой помощи во время попытки самоубийства.
Таблица 1
Целевые индикаторы
№ п/п | Значение индикатора (показателя) | 2015 год | 2016 год 1 квартал |
1. | численность несовершеннолетних состоящих на учете межведомственного совета по вопросам охраны материнства, отцовства и детства | 257 чел. | 210 чел. |
2. | численность семей состоящих на учете межведомственного совета по вопросам охраны материнства, отцовства и детства | 121 семья | 96 семей |
3. | общая численность детей, участвующих в мероприятиях программы | 40 чел. | 60 чел. |
4. | общая численность взрослых (родители, опекуны, попечители и другие лица, непосредственно связанные с несовершеннолетними), принимающих участие в программе | 70 чел. | 90 чел. |
5. | численность добровольцев, спонсоров принимающих участие в программе | 9 чел. | 5 чел. |
6. | число специалистов, заинтересованных организаций | 9 чел. | 5 чел. |
7. | количество мероприятий | 4 шт. | 4 шт. |
8. | количество изданных материалов (буклеты, брошюры, рекомендаций, пособий) | 3 буклетов | 4 буклета |
9. | число публикаций в печатных средствах массовой информации о ходе и результатах реализации программы | | |
10. | число публикаций по тематике программы, размещенных на Интернет-ресурсах | 5 шт. | 7 шт. |
3.Механизм реализации программы «Жизнь одна»
3.1.Этапы и сроки реализации программы.
Процесс реализации программы состоит из трех этапов представленных в Таблице 2.
Таблица 2
Этапы реализации программы
№ Мероприятия Направление деятельности | Сроки. Ответственные исполнители | Форма отчетности/срок ее предоставления |
Организационный (подготовительный) | 2 недели; Заведующий отделением, специалисты отделения. | Предупредительный контроль. В течении 10 дней. |
Практический (основной) – | 2 года; Специалисты отделения | Текущий контроль. В течении всего периода программы. |
Итоговый (аналитический) – | 2 месяца. Заведующий отделением, специалисты отделения. | По завершению деятельности. В течении 10 дней. |
Организационный (подготовительный) – 2 недель. На организационном этапе определяется состав участников занятий, тренингов, консультаций.
В нашем случае это: семьи, состоящие на учете межведомственного совета по вопросам материнства, отцовства и детства; семьи, оказавшие в трудной жизненной ситуации; специалисты (педагог – психолог, специалист по социальной работе).
1. Заседания со специалистами ОСПСД, о ходе проведении мероприятий по плану.
2. Диагностика, анкетирование, опрос родителей и детей.
3. Подбор материала по результатам диагностических данных, анкет и опросников к выбору темы занятий. Разработка и конспект занятий, памяток для родителей и детей.
3. Привлечение спонсоров к участию данного мероприятия и оказанию благотворительности в виде подарков, призов для детей и др.
4. Привлечение городских средств массовой информации.
5. Информирование родителей и участников о встрече через приглашения и объявления, информационный стенд «Все для родителей и детей».
6. Подготовка помещения, рабочих мест, оборудования, материалов (по количеству детей, участвующих в мероприятии).
Практический (основной) – 2 года. Проведения занятий, тренингов, консультаций, встреч с подростками и детьми.
Итоговый (аналитический) – 2 месяца. Подведение итогов работы программы «Жизнь одна»: оценка эффективности на формирование оптимальной родительской позиции, которая основывается: на реальной оценке особенностей каждого ребенка; анкетирование, опрос, тестирование родителей и детей по результатам работы программы.
3.2.Формы и методы работы.
Формы работы (групповые и индивидуальные)
Групповые: | Подгрупповые |
Тренинги Лекции Консультации Встречи со специалистами | Занятия с элементами тренинга Беседы Коррекционные занятия Деловые игры |
Методы работы:
Организационные: | Исследовательские: | Практические: |
регламентирование инструктирование планирование нормирование оформление | тестирование анкетирование опрос исследование наблюдение | дискуссия просвещение консультирование информирование беседа арт терапия |
3.3.Ресурсы.
Кадровые:
специалисты по социальной работе организуют и проводят анкетирование, опрос, обследование жилищно-бытовых условий (по необходимости) участников программы.
педагог-психолог высшей категории проводит и организует психолого-педагогические встречи, консультации, мероприятия, обследования, диагностику, анкетирование, опрос, тестирование, индивидуальные и групповые занятия с родителями и детьми, вовлекает спонсоров, аниматоров и волонтеров.
Материально-технические:
Цветная бумага, 50 шт.1600 руб.
Цветной картон, 50 шт.1850 руб.
Пластилин, 15 шт.750 руб.
Цветные карандаши, 15 шт.400 руб.
Акварельные краски, 15 шт.900 руб.
Гуашь, 5 шт.750 руб.
Фломастеры, 5 шт.350 руб.
Клей-карандаш, 10 шт.450 руб.
Белый картон, 10 шт.450 руб.
Скотч, 2 шт.60 руб.
Ножницы, 10 шт.300 руб.
Бумага «Снегнурочка»А4, 1 уп.250 руб.
Аппаратно-программный психодиагностический комплекс
«Мультипсихометр» 139 626.67 руб.
Проектор EPSON EB-S04 29 490. 00 руб.
Экран на штативе 4 490.00 руб.
Стол прямоугольный 2 шт. 3 624.64 руб.
Полка настенная 2 шт. 2 056.72 руб.
Стул детский 6 шт. 4 756.92 руб.
Шкаф-стеллаж 2 шт. 8 765.00 руб.
Нормативно-правовые документы:
Данная программа направлена на работу с несовершеннолетними, разработана на основе Международной Конвенции ООН о правах ребенка (от 05.12.1989г.), Гражданского кодекса (1994г.), Семейного кодекса Российской Федерации 29.12.1995 г. №223 - ФЗ, Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 12.11.2012) "Об образовании".
Основными актами признания государством своих обязательств перед детьми стали Федеральные законы: Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 28.11.2015) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Закона Российской Федерации от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних» устанавливающие основные гарантии прав и законные интересы ребенка, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, 1993г., Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (с изменениями и дополнениями)
Методические пособия при разработке программы:
Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): учеб, пособие для студентов высш. учеб, заведений / Е.В. Змановская. – М.: Академия, 2003. – 288 с.
Воспитание и ндивидуальности: Учебно-методическое пособие / Под ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 2005г. -224с.
Суицидальное поведение детей и подростков. Меры профилактики: информационно-методические рекомендации / Сост.: В.Л. Юлдашев, И.Ф. Тимербулатов, Е.М. Евтушенко, г. Уфа, 2014г. -32с.
Наглядный и раздаточный материал подготовленный для деятельности а рамках программных мероприятий:
1.Информационный стенд «Все для родителей и детей».
2.Буклеты: «Суицидальное поведение детей и подростков», «Родители меня не понимают или как услышать подростка», «Умеешь ли ты решать свои проблемы?»
3.Памятки «Алгоритм работы с ребенком с суицидальными мыслями»; «Планирование конструктивных мыслей с ребенком».
Информация в СМИ:
1.Сайт учреждения: праздник для детей в антикафе «Город»; тренинг с подростками «В кругу друзей»; всеобуч для родителей «На пути к взаимопониманию»; встреча с родителями и детьми «Я и мой ребенок»; встреча с многодетными мамами в «Клубе заботливых родителей»; праздник для пап и детей «Мой папа самый лучший»; совместное мероприятие для детей и мам «Весна талантами красна»; арт терапия «Игры с песком»; игровой тренинг с подростками «Как уберечь своего ребенка от употребления ПАВ»; выездное мероприятие с семьями для детей с ограниченными возможностями здоровья в оздоровительный комплекс Уязы-Тау «Конные прогулки»; выезд для малообеспеченных семей в Драмтеатр г. Туймазы на представления «Кот в сапогах», «Теремок»; выезд на природу с неполными и многодетными семьями «Отдыхаем всей семьей»; выездное мероприятие для семей с неблагоприятным микроклиматом в спортивную базу Спартак «Зимние забавы»
2.Публикации в периодических изданиях: Газета «Октябрьский нефтяник» тренинг с подростками «В кругу друзей»; выездное мероприятие с семьями в спортивную базу Спартак «Зима прощай»;
Газета «Туган як»: статья «Минем атием – ин айбате!»; «Яз-талантлар белэн бойек»
Публикации в журналах, сборниках:
1.Публикация статьи в сборнике «Алгоритм взаимодействия доверенных лиц с детьми по профилактике жестокого обращения и сексуального насилия» (в рамках реализации республиканской подпрограммы «Мы защитить сумеем детство!»)
2.Публикация статьи в сборник материалов интернет-конференции «Детство без насилия» Бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Методический центр развития социального обслуживания» -«Эмоциональное насилие в неблагополучных семьях»;
Телевидение:
Телеканал Utv, «В отделение социальной помощи семье и детям прошел праздник «Мой папа самый лучший»; Телеканал «Студия -1» «Конные прогулки»;
Радио:
«Милицейская волна», выступление психолога на тему: «Профилактика жестокого обращения в семье».
Диагностический инструментарий:
1.Методики оценки свойств личности: 16-факторный личностный опросник Р. Кэттела; личностный опросник г. Айзенка; методика диагностики темперамента Я. Стреляу.
2.Методики оценки психического состояния: тест цветовых выборов; методики самооценки психического состояния; методики определения актуального психического состояния; состояния стресса.
Методические разработки:
Черникова Т.В. Старшеклассник без стрессов и тревоги. Программы учебно- тренировочных и клубных занятий :метод. Пособие-М.: Глобус, 2006г.
Вагин Ю.Р. Авитальная активность. – Пермь: Изд-во ПРИПИТ, 2001г.
Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. М.: Академический проект, Гаудеамус, 2007. – 336 с.
3.4.Направления деятельности и их содержание.
Программа раскрывает организацию и содержание работы специалистов с несовершеннолетними из разных семей, в том числе из семей, находящихся в социально-опасном положении или трудной жизненной ситуации.
Данная программа по своей направленности является комплексным (включает в себя разноплановую деятельность).
По продолжительности проект является долгосрочный (реализуется в течение года).
Программа «Жизнь одна» осуществляется в соответствии положением.
Практика показала, что наибольшая посещаемость мероприятий по программе «Жизнь одна» зафиксирована во второй половине дня.
Разработка конспекта занятий требует тщательности в подготовке и профессионального подхода психолога в области профилактики суицидальных намерений подростков, в работе с неблагополучными семьями т.к. необходимо дать теоретическую и практическую информацию подросткам и родителям и одновременно консультировать и проводить диагностику семей. Оказать помощь родителям и детям в кризисных ситуациях.
Многообразие методов работы с участниками программы позволяет родителям и детям не только пополнить свои знания в той или иной области, но и вооружить новыми знаниями и приемами грамотного общения с подростками, а детей обучать приемами конструктивного общения со сверстниками.
Алгоритм подготовки и проведения встречи в клубе выглядит следующим образом:
Заседания со специалистами ОСПСД о проведениимероприятия
Диагностика, анкетирование, опрос родителей и детей.
Подбор материала по результатам диагностических данных, анкет и опросников к выбору темы занятий. Разработка и конспект занятий, памяток для родителей и детей.
Привлечение спонсоров к участию данного мероприятия и оказанию
благотворительности в виде подарков, призов для детей и др.
Привлечение городских средств массовой информации.
Информирование родителей и участников о занятиях через приглашения и объявления, информационный стенд «Все для родителей и детей».
Подготовка помещения, рабочих мест, оборудования, материалов (по количеству детей, участвующих в мероприятии).
Основные акценты подготовки мероприятия можно определять по следующим позициям:
- название мероприятия
- на какую аудиторию он рассчитан (возраст, количество участников)
- цель его проведения
- продолжительность
- чьими силами готовится
- как мы представляем оргкомитет (инициативную группу, благотворительные организации) и ход его (ее) работы
- какие виды и формы деятельности включает
- краткое описание содержания
- условия успешности проведения.
Мероприятия проводятся 1 раз в квартал, время проведения: в учреждении от 1 ч. до 1 ч. 20 минут.
3.5.План мероприятий
План работы программы «Жизнь одна»
№ п/п | Тема | Срок |
1 | Определение эмоционального состояния и личностных особенностей у подростков. | в течение всего периода |
2 | Проведение анкетирования для подростков и родителей | январь |
3 | Индивидуальная работа с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации | в течение всего периода |
4 | Изготовление информационных буклетов для родителей и подростков. | февраль. |
5 | Консультация для родителей «Причины и мотивы суицидального поведения детей и подростков». Выступление на совещании директоров школ «Суицид, причины возникновения суицидальных намерений у подростков» | март |
6 | День телефона Доверия «Я хочу рассказать….» Консультация для родителей «Как предотвратить суицид у детей». Просмотр видео фильма Р. Быкова «Я больше сюда никогда не вернусь» | март |
7 | Тренинг с подростками «Жизнь, как высочайшая ценность» | май |
8 | Деловая игра с подростками «В чем смысл жизни?» | сентябрь |
9 | Коллективная работа подростков «Открытка от одиночества» | октябрь |
10 | Беседы с детьми: «Умеешь ли ты решать свои проблемы?» «Научись говорить «нет» | ноябрь-декабрь |
11 | Выступление на совещаниях учителей СОШ № 8, 13, 17 «Профилактика суицидальных намерений у детей и подростков» | март-апрель |
12 | Проведение групповой лекции для детей и подростков СОШ №8 «Жить среди людей» | апрель |
13 | Выступление на родительском собрании СОШ № 13 «Причины и мотивы суицидального поведения детей и подростков» | апрель |
14 | Проведение занятия с элементами тренинга «Океан человеческих чувств» | август |
3.6.Контроль и управление
Технологии контроля основаны на сравнении того, что есть, с тем, что должно быть, и используют три аксиомы:
1)непрерывное отслеживание точности плана и его «привязка» к текущим условиям – обязательное условие эффективного гибкого планирования;
2)предусмотренные систем экстренных мер, которые при необходимости могут быть быстро применены.
3)отметка первых проявлений успеха и воздать должное тем, кто способствовал успеху.
Имеются три вида контроля.
1.Предварительный контроль. Он осуществляется до фактического начала работы по программе. Его назначение – заранее проверить план, конспект, содержание мероприятия, встреч. Проанализировать насколько имеется материально - техническое обеспечение, подготовка к мероприятиям кадрового состава, привлечение спонсоров, волонтеров, наглядное и практическое оснащение.
2.Текущий контроль. Оценка эффективности проведенных мероприятий, встреч, занятий в соответствии с планом программы, в срок исполнения. Разработка рекомендации, пожелания для дальнейшей успешной работы по программе.
3.Заключительный контроль. Он проводится при завершении реализации программы. Дается оценка достигнутого результата в ходе реализации программы. Разрабатываются рекомендации для распространения и обобщения опыта работы через СМИ, публикации в журналах, методических пособий.
3.7.Оценка результатов программы.
Таблица 3
Оценка результатов программы
№ п/п | Ожидаемые результаты | Целевые индикаторы | Методы оценки |
До реализации программы (2015 г.) | После реализации программы |
1 | Увеличение числа семей, снятых с учета как находящихся с неблагоприятным психологическим микроклиматам в связи с улучшением ситуации в семье. | 23 (снятых с учета с улучшением ситуации в семье) | | Анализ документов |
2 | Сформированность навыков ответственного родительства и нетерпимого отношения общественности к различным проявлениям, самостоятельности | 91 (участие детей на занятиях) | | Анкетирование, опрос |
3 | Повышение резерва семейного воспитания, нахождение путей оптимального педагогического взаимодействия с семьями, включение их в воспитательный процесс через кружковые занятия с детьми и родителями. | 23 (снятых с учета с улучшением ситуации в семье) | | Тестирование |
4 | Вовлечение общественности города в работе с детьми из семей, состоящих на учете межведомственного совета по вопросам охраны материнства, отцовства и детства. | 5 (учреждения, организации, волонтеры города) | | Анализ документов |
5 | Сокращение численности несовершеннолетних, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ним | 35 | | Тестирование, опрос, анализ документов |
Список литературы:
1. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): учеб, пособие для студентов высш. учеб, заведений / Е.В. Змановская. – М.: Академия, 2003. – 288 с.
2. Каубиш В.К. Клинико-психологические особенности подростков с многократными суицидными попытками / Министерство здравоохранения и социального развития РФ; Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева.
3. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения / В.Д. Менделевич. – М.: МЕДпресс, 2001. – 432 с.
4. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков / Л.Б. Шнейдер. – М.: Академический проект, Гаудеамус, 2007. – 336 с.
5. Черникова Т.В. Старшеклассник без стрессов и тревоги. Программы учебно- тренировочных и клубных занятий :метод. Пособие-М.: Глобус, 2006г.
6.Вагин Ю.Р. Авитальная активность. – Пермь: Изд-во ПРИПИТ, 2001г.
7. Воспитание и ндивидуальности: Учебно-методическое пособие / Под ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 2005г. -224с.
8.Суицидальное поведение детей и подростков. Меры профилактики: информационно-методические рекомендации / Сост.: В.Л. Юлдашев, И.Ф. Тимербулатов, Е.М. Евтушенко, г. Уфа, 2014г. -32с.