ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. Курс реализуется в рамках общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности. Актуальность программы обосновывается необходимостью подготовки обучающихся, вооруженных проектными технологиями в такой степени, в какой это им будет необходимо для активной творческой производственной и общественной деятельности, для дальнейшего самостоятельного проектирования после окончания школы
В соответствии с Уставом школы, предусматривающим 34 рабочие недели в учебном году, тематическое планирование составлено на 34 часа (1 час в неделю).
Программа разработана на основе нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
Закона об образовании в Российской Федерации;
Конвенции о правах ребёнка;
Примерной основной образовательной программы основного общего образования;
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: учебное издание / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – М. : Просвещение, 2010;
Устава МОУ Мышкинская СОШ
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностные
У учеников продолжат формироваться:
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
Ученики получат возможность для формирования:
внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;
Регулятивные
Ученики продолжат учиться:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия.
Ученики получат возможность продолжить учиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные
Ученики продолжат учиться:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах.
Ученики получат возможность продолжить учиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Коммуникативные
Ученики продолжат учиться:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Ученики получат возможность продолжить учиться:
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Цель курса: обучение школьников умениям и навыкам исследовательской работы.
Данный курс решает следующие задачи:
знакомство с принципами и правилами организации исследовательской деятельности, методологией исследования;
формирование у учащихся исследовательских умений и навыков в процессе работы над литературой;
формирование навыков поиска и работы с различными информационными источниками;
развитие познавательной самостоятельности и активности учащихся;
развитие и закрепление навыка рефлексии собственной деятельности в процессе овладения методами научного познания;
формирование навыков презентации результатов собственной деятельности;
формирование у учащихся потребности к целенаправленному самообразованию;
развитие самостоятельности и ответственности за результаты собственной деятельности.
Формы проведения занятий: лекция, практические занятия, работа в архивах, библиотеке, работа в компьютерном классе, экскурсия.
Требования к ученику: мотивационный выбор темы исследования; интерес к научному познанию, к экспериментальной работе.
Требования к научному руководителю ученика: знание этапов, форм, методов, методологии, математического обеспечения обработки результатов исследования в исследовательской работе.
Формы контроля: выполнение зачетной работы (определение предмета, объекта, гипотезы исследования; составление плана исследования; представление документации по экспериментальной части работы; составление картотеки по обработке научной литературы и т.д.).
Электронные и технические средства обучения:
Учебный мультимедиа комплекс:
Ожидаемый результат:
Учащийся знает:
о проблеме, цели, задачах исследования, методах исследования;
о правилах и этапах научной организации учебного труда, организации исследования;
о правилах организации и этапах исследовательской деятельности;
об особенностях конспектирования, составления тезисов, написания аннотации, рецензии;
об эффективных способах презентации результатов исследования.
Учащийся имеет навыки:
работать в библиотеке;
находить информацию для решения выявленной проблемы, используя различные информационные ресурсы;
конспектировать литературу, составлять тезисы, библиографию;
ставить цели и задачи исследования;
подбирать методы исследования адекватные поставленным задачам.
Учащийся приобретает опыт:
работы с различными информационными ресурсами
анализа и конспектирования литературы
постановки проблемы, обоснования актуальности исследования
определения целей и задач исследования
самостоятельной организации исследовательской деятельности
рефлексии собственной поисковой, организационной деятельности
публичной защиты результатов собственного исследования
Содержание программы
Введение – 3 часа.
Виды исследовательских работ: доклад, тезисы доклада, стендовый доклад, литературный обзор, рецензия, научная статья, реферат, проект. Основные Всероссийские и региональные научно-практические конференции и конкурсы школьников.
Методология научного творчества – 7 часов.
Основные понятии научно-исследовательской работы: аспект, гипотеза, идея, концепция, ключевое слово, метод исследования, методология научного познания, научная дисциплина, научная тема, научная теория, исследование, научное познание, факт, обзор, объект исследования, предмет исследования, принцип, проблема, теория, умозаключение.
Общая схема хода научного исследования: обоснование актуальности выбранной темы, постановка целей и конкретных задач исследования, описание процесса исследования, обсуждение результатов исследования, формулирование выводов и оценка полученных результатов.
Методы научного познания: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент, абстрагирование, анализ и синтез, исторический метод,.
Применение логических законов и правил: закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания, правила построения логических определений.
Поиск информации: виды информации (обзорная, реферативная, справочная), методы поиска информации.
Работа над основной частью исследования (13ч.)
Выбор темы. Составление плана научно-исследовательской работы. Работа с научной литературой. Работа с понятийным аппаратом. Опытно-экспериментальная работа.
Оформление исследовательской работы – 3 часа.
Структура содержания исследовательской работы: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение (выводы), список литературы и других источников.
Общие правила оформления текста научно-исследовательской работы: формат, объем, шрифт, интервал, поля, нумерация страниц, заголовки, сноски, примечания, приложения.
Представление результатов научно-исследовательской работы – 9 часов.
Психологический аспект готовности к выступлению. Требования к докладу. Культура выступления и ведения дискуссии: соблюдение правил этикета, обращение к оппонентам, ответы на вопросы, заключительное слово.
УМК:
1. Масленникова, А.В. Материалы для проведения спецкурса «Основы исследовательской деятельности учащихся» / А.В. Масленникова // Практика административной работы в школе. – 2004. - №5. – С. 51-60.
2. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе / Н.И. Дереклеева. – М.: Вербум – М, 2001.- 48с.
3. Леонтович А.В. Рекомендации по написанию исследовательской работы / А.В. Леонтович // Завуч. – 2001. - №1. – С.102-105.
Календарно – тематическое планирование по предмету исследовательская деятельность 9 класс
№ п/п | Тема урока | Кол-во ча-сов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Элементы дополнительного содержания | | | | | | | |
Введение (3ч.) | | | | | | | |
1 | Цель, задачи, специфика занятий, общие требования. | 1 | | Общие и специфические черты исследовательской и проектной деятельности | Знать Общие и специфические черты исследовательской и проектной деятельности | Исследование, проектирование | | | | | | | |
2 | Виды исследовательских работ: доклад, тезисы доклада, стендовый доклад. | 1 | | Признаки проектной деятельности. Особенности иссл. Деятельности | Типология методов иссл. | | | | | | | |
3 | Литературный обзор, рецензия, научная статья, реферат, проект. | 1 | | Виды информационных ресурсов. Методы изучения теоретических источников. | Виды проектирования | | | | | | | |
Методология научного творчества (7ч.) | | |
4 | Общая схема хода научного исследования:обоснование актуальности выбранной темы, постановка цели и конкретных задач исследования. | 1 | | Тема и ее актуальность. Практическая и научная актуальность. Цель, задачи, логика педагогического исследования. Цель как представление о результате, правила постановки целей и задач исследования. | Знать правила написания. Уметь обосновывать актуальности темы, составление представления о степени разработанности темы; формулировка проблемы исследования. Постановка целей и задач исследования. Описание методов исследования. Заключение. | | | | | | | |
5 | Определение объекта и предмета исследования, выбор методов и методики проведения исследования, формулирование выводов | 1 | | объект, предмет исследования Наблюдения, сравнения и измерения, экспериментальный анализ и синтез,исторический метод следования | Знать методы исследования. | | | | | | | |
6 | Основные понятия исследовательской работы: гипотеза, метод исследования, идея, ключевое слово, обзор. | 1 | | объект, предмет исследования Наблюдения, сравнения и измерения, экспериментальный анализ и синтез,исторический метод следования | Знать такие понятия, какгипотеза, идея, ключевое слово, обзор, предмет и объект исследования | | |
7 | Объект исследования, предмет исследования, проблема | 1 | | объект, предмет исследования | | |
8 | Методы научного познания: наблюдение, сравнение. | 1 | | Наблюдения, сравнения и измерения, экспериментальный анализ и синтез,исторический метод следования | Знать и уметь применять методы научного познания: наблюдение, сравнение. | | | | | |
9 | Поиск информации: виды информации (обзорная, реферативная). | 1 | | Виды информации (обзорная, реферативная, методы поиска информации) | Уметь работать с литературой и отбирать источники | | | | | |
10 | Методы поиска информации. | 1 | | Виды информации (обзорная, реферативная, методы поиска информации) | Знать и уметь применять методы поиска информации | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
11 | Выбор темы. Обоснование её актуальности. | 1 | Урок-практикум | Опытно-экспериментальная работа. | Уметь создавать себе комфортные условия Уметь формулировать тему и цель проектаФормулировать цели исследования | | | | | |
12 | Формулировка цели исследования. | 1 | практикум | Опытно-экспериментальная работа. | | | | | |
13 | Формулировка конкретных задач исследования. | 1 | практикум | Опытно-экспериментальная работа. | | | | | |
14 | Определение объекта исследования. | 1 | практикум | Опытно-экспериментальная работа. | Знать и уметь определять объект и предмет исследования | | | | | |
15 | Определение предмета исследования. | 1 | практикум | Опытно-экспериментальная работа. | | | | | |
16 | Составление индивидуального плана. | 1 | практикум | План как схематическая запись кратко сформулированных мыслей и заголовков. Простой и сложный план. | Уметь применять советы руководителя | | | | | |
17 | Составление индивидуального плана. | 1 | практикум | План как схематическая запись кратко сформулированных мыслей и заголовков. Простой и сложный план. | Уметь составлять индивидуальный план | | | | | |
18 | Поиск источников и литературы, отбор фактического материала. | 1 | практикум | источники и литература, | Уметь находитьисточники и литературу, уметь отбирать фактический материал. Знать где найти и уметь применять научную литературу и периодические издания | | | | | |
19 | Сбор первичной информации, её организация. | 1 | практикум | первичная информации, её организация. | | | | | |
20 | Работа с научной литературой. | 1 | практикум | Работа с научной литературой и с периодическими изданиями в библиотеке | | | | | | | |
21 | Работа с периодическими изданиями | 1 | практикум | | | | | | | |
22 | Индивидуальные консультации. | 1 | практикум | Консультация учителя | | | | | |
23 | Заключение. Результаты работы. | 1 | практикум | Консультация учителя | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
24 | Структура содержания исследовательской работы: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, приложения. Оформление списка литературы и источников. | 1 | УИНМ | Работа со справочной литературой. Методика поиска литературы. Последовательность поиска источника информации | Уметь оформлять исследовательскую работу | | | | | |
25 | Цитирование. Ссылки. Сноски. | 1 | | составление библиографии по теме исследования. | | | | | |
26 | Общие правила оформления работы: формат, объём, шрифт, интервал поля, нумерация страниц, заголовки | 1 | | формат, объём, шрифт, интервал поля, нумерация страниц, заголовки | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
27 | Составление тезисов (краткое содержание работы). | 1 | | Правила составления аннотации, рецензии, плана, конспекта, тезисов. Умение делать выписки. | Уметь самостоятельно составлять тезисы и аннотацию к работе | | | | | |
28 | Аннотация. | 1 | практикум | | | | | | |
29 | Подготовка к презентации работы. | 1 | практикум | Уметьисправлять недочеты | | | | | | |
30 | Требования к докладу. | 1 | практикум | Уметь представить результат в различных формах | | | | | | |
31 | Требования к электронной презентации. | 1 | практикум | Критерии оценки защиты научно-исследовательской работы, научного доклада, в том числе и с использованием ИКТ-технологий. | | Знать эффективные способы презентации результатов исследования. | | | | | | |
32 | Культура выступления и ведения дискуссии: соблюдение правил этикета, ответы на вопросы, заключительное слово. | 1 | практикум | Структура доклада. Вступление и заключение. Главная часть: методы изложения материала, приемы привлечения внимания аудитории. | Уметь анализировать свою деятельность | | | | | |
33 | Индивидуальная работа. | 1 | практикум | Анализ выполнения проекта | Уметь анализировать свою деятельность | | | | | |
34 | Защита работы. | 1 | практикум | Выступление учащихся | | | | | | |