Программа «Юные инспекторы дорожного движения»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по военно-патриотическому направлению внеурочной деятельности для 1 класса разработана на основе Примерной программы внеурочной деятельности, в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» и требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
В соответствии с требованиями Стандарта Концепция и программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся являются ориентиром для формирования всех разделов данной основной образовательной программы начального общего образования.
В основе данной программы и организуемого в соответствии с ней уклада школьной жизни лежат следующие принцпы:
Взаимодействие учреждений образования с социально-педагогической средой;
Развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
Принцип следования нравственному примеру.
Данная система работы включает в себя такие элементы, как:
Общественно и личностно значимые мотивы деятельности;
Совместная деятельность педагогов и учащихся;
Соответствующие организационные формы и методы обучения;
Использование методов программного обучения и межпредметной интеграции в начальных классах;
Закрепление получаемых знаний путем формирования специальных универсальных учебных действий во время практических занятий и мероприятий по безопасности дорожного движения.
Цель. Пропаганда знаний по правилам дорожного движения и привлечение родителей, общественности к школьной клубной деятельности по профилактике детского дорожного травматизма.
Задачи программы:
В области формирования личностной культуры:
- приобрести опыт реальной деятельности по профилактике детского дорожного травматизма;
- научить приемам оказания первой доврачебной помощи людям, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;
- выявить и развить природные задатки и способности, способствующие успеху в социальном и профессиональном самоопределении обучающихся;
В области формирования социальной культуры:
- обучить правилам безопасного поведения на дорогах и улицах;
- познакомить с работой современных технических устройств, используемых в различных службах ГИБДД;
- выработать у учащихся культуру поведения в транспорте и дорожную этику.
В области формирования семейной культуры:
- формировать уважительное отношение к родителям, сознательное, заботливое отношение к старшим и младшим в общественном транспорте и на улице.
- оказать содействие родительской общественности в выработке навыков по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим в ДТП.
- воспитать интерес и стремление к освоению профессионального мастерства специалистов, работающих в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.
Занятия проводятся 2 раза в неделю с применением компьютерных технологий.
Рекомендуются такие формы проведения занятий, как:
театрализованное представление, выступление агитбригад, КВН, участие в рейдах по обеспечению безопасности движения на улицах и дорогах, встречи с работниками ГИБДД, викторины, игры, конкурсы знатоков правил дорожного движения.
Методы и средства обучения:
словесный - рассказ, объяснение, беседа
наглядный – показ иллюстрационных пособий, плакатов, схем, с применением инструментов ИКТ
практические – решение задач, кроссвордов, тестирование, экскурсии по городу и району с целью изучения программного материала.
Освоение программы предполагает, что дети будут знать:
основные понятия, термины из Правил дорожного движения Российской Федерации;
общие положения Правил дорожного движения Российской Федерации;
правила перехода проезжей части на площадях и перекрестках;
правила посадки в общественный транспорт и высадки из него;
правила поведения детей при перевозке в салоне легкового автомобиля;
приемы и средства оказания первой доврачебной помощи.
А так же дети научатся:
контролировать личное морально-психологическое состояние, оказавшись в экстренной ситуации на проезжей части дороги;
пользоваться общественным транспортом;
самостоятельно выбирать безопасный путь движения в той или иной местности;
оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях.
Дети будут иметь представления:
об отечественном и зарубежном опыте работы инспекторов дорожного движения;
о перспективах развития современных технических устройств, используемых в различных службах ГИБДД ;
о природных явлениях региона.
Планируемые результаты:
приобретение учащимися социальных знаний по пропаганде правил дорожного движения, опыта социальной и межкультурной коммуникации;
снижение детского дорожно-транспортного травматизма
семейное участие в конкурсах рисунков плакатов, литературных викторинах, фотоконкурсах на тему «Безопасное колесо»;
Формы подведения итогов работы:
Реализация данной программы позволит обучающимся получить систематизированное представление об опасностях на дороге и о прогнозировании опасных ситуаций, оценить влияние их последствий на жизнь и здоровье человека и выработать алгоритм безопасного поведения с учетом своих возможностей.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов | Количество часов |
Всего | Теория | Практ. |
1 | Понятие об участниках дорожного движения | 2 | 1 | 1 |
2 | Правила безопасного поведения на дорогах и улицах | 6 | 2 | 4 |
3 | Понятие о регулируемых и нерегулируемых перекрестках. | 8 | 2 | 6 |
4 | Игры детей и дорожная безопасность. Где можно и где нельзя играть. | 7 | 1 | 6 |
5 | Правила безопасного дорожного движения пешеходов и автотранспорта | 9 | 1 | 8 |
6 | Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим в ДТП | 10 | 2 | 8 |
7 | Профилактика детского дорожного травматизма в условиях автогородка | 8 | 2 | 6 |
8 | Подготовка и проведение игр и конкурсов юных знатоков правил дорожного движения | 8 | 2 | 6 |
9 | Подготовка и проведение соревнований «Безопасное колесо» | 6 | 2 | 4 |
10 | Подготовка и проведение выступлений агитбригады юных инспекторов дорожного движения | 4 | 1 | 3 |
| Итого: | 68 | 16 | 52 |
Содержание курса.
Понятие об участниках дорожного движения.
Элементы улиц и дорог. Дорожная разметка и дорожные знаки, сигналы светофора и регулировщика дорожного движения.
Практическая работа: изучение действий участников дорожного движения по конкретным дорожным знакам.
Правила безопасного поведения на дорогах и улицах.
Правила для пешеходов и водителей транспортных средств. Виды перекрёстков и правила разъезда на них. Ответственность за нарушение правил.
Практическая работа: разбор действий пешеходов и велосипедистов в конкретных дорожных ситуациях.
Места перехода проезжей части. Регулируемый и нерегулируемый пешеходный переход, его обозначения (дорожные знаки, разметка).
Разбор движения пешеходов и водителей транспортных средств на регулируемых и нерегулируемых перекрестках.
Практическая работа: Изучение действий участников дорожного движения на регулируемых и нерегулируемых перекрестках.
Опасность игр рядом с проезжей частью, в местах дорожных работ, в транспорте. Опасность катания на лыжах или на санках с горок, спуск с которых выходит на проезжую часть. Места для игр и езды на самокатных средствах и т.д.
Что делать, если мяч выкатился на проезжую часть.
Практическая работа: Проведение игр «Ловкий пешеход», «Безопасный мяч» и др., разбор ситуаций, которые могут случится при игре рядом с проезжей частью.
Правила безопасного дорожного движения пешеходов и автотранспорта.
Изучение правил дорожного движения. Разбор реальных ситуаций, имеющих место в практике дорожного движения.
Практическая работа: работа на тренажёрах; освоение правил работы с электронными экзаменаторами.
Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим в ДТП.
Состав и назначение автоаптечки. Классификация возможных травм и первая доврачебная помощь пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии. Обработка ран и способы остановки кровотечения. Виды перевязочных средств и правила наложения повязок. Правила транспортировки пострадавших.
Практическая работа: отработка различных приёмов оказания первой доврачебной помощи пострадавшему.
Профилактика детского дорожного травматизма.
Виды и назначение автогородков. Устройство автогородка, назначение его основных элементов и особенности технического оборудования. Разработка маршрутов по схеме безопасного движения и безопасного поведения на занятиях в автогородке.
Практическая работа: тренинг по безопасному вождению педального автомобиля (велосипеда) в автогородке; участие в настольной игре на тему правил дорожного движения.
Подготовка и проведение игр и конкурсов юных знатоков правил дорожного движения.
Организация утренников, смотров, викторин и соревнований по правилам безопасного дорожного движения. Подготовка конкурса эрудитов по истории транспортных средств и на знание правил дорожного движения.
Практическая работа: проведение утренников, смотров, викторин и соревнований по правилам безопасного дорожного движения, конкурса эрудитов.
Подготовка и проведение соревнований «Безопасное колесо».
Подготовка соревнований «Безопасное колесо».
Практическая работа: проведение соревнований.
Выступление агитбригады юных инспекторов дорожного движения.
Подведение итогов работы по программе. Подготовка выступлений агитбригад юных инспекторов дорожного движения.
Практическая работа: проведение выступлений агитбригады.
Рекомендуемая литература
Головко В.В. Основы безопасности дорожного движения/ В. В. Головко. – М., 2007.
Дмитрук В.П. Правила дорожного движения для школьников/ В.П. Дмитрук. – М., 2008.
Зеленин С.Ф. Правила дорожного движения с комментарием для всех понятным языком/ С.Ф. Зеленин. - М., 2007.
Клочанов Н. И. дорога, ребёнок, безопасность: метод. пособие по правилам дорожного движения для воспитателей, учителей начальных классов/ Н. И. Клочанов. - М., 2004.
Куперман А. И. Безопасность дорожного движения/ А. И. Куперман, Ю. В. Миронов. - М., 2007.
Психология обеспечения безопасности дорожного движения. - М., 2008.
Энциклопедия безопасности. - М., 2002.