СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Программа объединения "Юные инспектора дорожного движения" имеет пояснительную записку,в которой обоснована актуальность,направленность,педагогическая целесообразность,отличительные особенности программы.Имеют место: цели и задачи программы,сроки реализации,содержание программы и учебно - тематический план по годам обучения, а также планируемые результаты,требования к уровню подготовки обучающихся.
Раздел 1. 1.1.Пояснительная записка
Актуальность.
В современном мире увеличился выпуск автомобилей и различной техники. Улучшаются эксплуатационно – технические качества машин. Увеличивается скорость и интенсивность движения. Все это требует от водителей и пешеходов высокой сознательности и дисциплинированности.
В условиях интенсивного дорожного движения происходят несчастные случаи с детьми на дорогах. Основными причинами ДТП являются недисциплинированность учащихся, незнание ими правил дорожного движения или несоблюдение их.
Направленность. Социально – педагогическая.
Предупреждение детского дорожно – транспортного травматизма. Профилактика дорожно –транспортных происшествий.
В связи с этим большое значение приобретает изучение в школе Правил дорожного движения. Ознакомление учащихся с требованиями, предъявляемыми к пешеходам, пассажирам и велосипедистам, прививает им навыки правильного поведения на улице.
Систематическое изучение Правил и внеклассные мероприятия
( утренники, КВНы, викторины, соревнования по безопасности движения и др.) способствуют воспитанию у учащихся сознательного чувства ответственности за свое поведение на улице.
Педагогическая целесообразность.
Изучаются Правила дорожного движения по программе дополнительного образования школьников в 4 – 8 классах, в отрядах ЮИДД.
В процессе обучения демонстрируются видеофильмы, компьютерные игры, проводятся экскурсии по улицам и дорогам, организуются настольные и подвижные игры.
Изучение правил проводится в форме рассказа, лекции. Практические занятия осуществляются в виде ролевых, подвижных игр, практических упражнений на дорожных схемах.
После занятий с помощью контрольных вопросов, заданий, конкурсов , викторин, соревнований проводится проверка того, как учащиеся усвоили правила дорожного движения, чему научились.
Обучение предусматривает 3 этапа. На втором, третьем этапах обучения, когда учащимися будет усвоен основной учебный материал, члены отряда ЮИДД могут выступать в роли организаторов, информаторов для реализации настоящей Программы в упрощенном виде под руководством педагогов, роль которых сводится к кураторству, коррекции индивидуальных образовательных путей.
Отличительные особенности программы.
Все формы работы, предлагаемые программой, эффективны и оправдывают себя в условиях совместного обучения детей разного возраста.
1.2. Цель и задачи программы.
Цель программы: Создание условий для развития личности детей и подростков, способных ориентироваться и действовать в динамично – изменяющейся дорожно – транспортной среде, а также воспитание социальной ответственности, уверенности и активной жизненной позиции в деле пропаганды и агитации в профилактике дорожно – транспортного травматизма.
Задачи программы:
Обучающие:
1.Ознакомление детей и подростков с основными правилами безопасного движения на дорогах, дорожной терминологией, методами и формами пропаганды безопасного дорожного движения.
2.Ознакомление с правилами оказания первой медицинской помощи при ДТП.
Развивающие:
1.Дальнейшее формирование и последующее развитие навыков безопасного движения, умение предвидеть экстремальные ситуации на дорогах.
2.Развитие общей культуры личности, расширение кругозора.
Воспитательные:
1.Объединение детей на основе овладения знаниями и навыками безопасного поведения на дороге.
2.Пропаганда Правил дорожного движения.
3.Социализация личности ребенка через включение детей в разные виды отношений в игре, общении, творческой деятельности.
4.Формирование чувства ответственности за порученное дело, дисциплинированности.
5.Воспитание чувства сострадания и милосердия к пострадавшим в дорожно- транспортном происшествии.
Адресат программы. Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной программы.
Дети разных возрастов, выходя на улицу, оказываются в равных условиях, в одних и тех же дорожных ситуациях. По этой причине темы занятий остаются общими для детей от 9 до 14 лет. Виды деятельности в зависимости от возраста могут различаться. Состав группы постоянный.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы.
Программа рассчитана на 4 года.
Форма и режим занятий.
1-й год обучения- 6 часов в неделю. 216 часов в год.
Со второго по пятый год - 4 часа в неделю.144 часа в год.
Форма детского образовательного объединения.
Объединение « Юные инспектора дорожного движения».
Форма обучения – очная.
1.3. Содержание программы.
Учебно - тематический план
1 год обучения
№ | Название темы | Кол-во часов | ||
|
| Всего | Теор. | Прак. |
1. 2.
3. 4. 5.
6.
7. 8. 9. 10. 11.
12. 13. 14.
15.
16. 17. 18. 19. 20.
| Положение об отрядах ЮИД Формы и методы пропаганды ЮИДД среди учащихся школы ГИБДД - основные направления работы Наглядная агитация Причины дорожно – транспортных происшествий с детьми Наш город, микрорайон, особенности движения. Наше село. Безопасные маршруты в школу Дорожная разметка, перекрестки и их виды Дорожные ловушки Сигналы светофора, сигналы регулировщика Движение по дороге учащихся группами и в колонне Правила перехода улиц и дорог Дорожные знаки и их виды История возникновения правил дорожного движения и автомобиля Движение транспортных средств, остановочный путь автомобиля Правила для велосипедистов Первая помощь при ДТП На железной дороге Правила пассажиров Основы актерского мастерства
Итого:
| 6
20 3 15
19
12 7 11 11 10
9 15 10
10
9 10 20 3 6 10
216 | 3
5 1 5
10
4 3 5 7 7
5 10 7
7
6 5 11 3 3 4
111 | 3
15 2 10
9
8 4 6 4 3
4 5 3
3
3 5 9 0 3 6
105 |
Учебно - тематический план
2 год обучения
№ | Название темы | Кол-во часов | ||
|
| Всего | Теор. | Прак. |
1. 2.
3. 4.
5. 6. 7. 8.
9. 10. 11. 12. 13. 14.
| Вводное занятие. Деятельность отряда ЮИДД. История развития автомототранспорта. А знаешь ли ты? Дорожная разметка и ее предназначение. История возникновения и развития дорожных знаков. Дорожные знаки и их группы. Предупредительные сигналы транспортных средств. ГИБДД и ДПС. Оказание первой медицинской помощи пострадавшим при несчастных случаях на дороге. Дорожная терминология. Правила дорожного движения. Азбука города. Основы актерского мастерства. Пропаганда правил дорожного движения. Итоговое занятие – игра « Поле чудес». Итоговый контроль. Тестирование по БДД
Итого: | 4 18
8
20
2 2
12 4 30 6 20 16 1 1
144
| 2 12
5
16
2 2
6 2 20 4 8 6 0 0
85
| 2 6
1
4
0 0
6 2 10 2 12 10 1 1
59 |
Учебно - тематический план
3 год обучения
№ | Название темы | Кол-во часов | ||
|
| Всего | Теор. | Прак. |
1. 2. 3.
4. 5.
6. 7. 8. 9.
10. 11. 12. 13. 14. 15. 16.
17. 18.
19. 20. 21. 22. 23. 24. 25.
26.
27.
| Работа отряда ЮИДД Улицы и движение в нашем городе, селе, поселке. Дорожные знаки и дополнительные средства информации. Правила пользования транспортом. Основные понятия и термины правил дорожного движения. Элементы улиц и дорог. От «бытовой» привычки к трагедии на дороге. На железной дороге. Правила оказания первой медицинской помощи при ДТП ( при кровотечениях и ожогах) Езда на велосипеде. Причины ДТП. Перекрестки и их виды. Сигналы светофора с дополнительной секцией. Знаки для пешеходов и для водителей. Движение транспортных средств. Оказание первой медицинской помощи при ДТП ( переломы и др. виды травм). Движение по загородным дорогам. Дополнительные требования к движению велосипедистов. Как мы знаем ПДД. Дорожные «ловушки». Поведение участников и очевидцев ДТП. Светофоры для пешеходов. Сигналы регулировщика. Перевозка учащихся на грузовых автомобилях. Правила перевозки пассажиров на мотоцикле и мотороллере. Устройство велосипеда, его снаряжение и техническое обслуживание. Движение велосипедистов группами. Велоэстафета.
Итого: | 2 6
8 6
4 6 6 4
8 8 4 6 4 8 4
8 4
6 6 4 4 4 4 4
4
6 6
144 | 2 4
4 4
4 4 4 4
4 4 4 4 2 6 4
6 2
4 4 4 2 4 4 4
4
4 2
102 | 0 2
4 2
0 2 2 0
4 4 0 2 2 2 0
2 2
2 2 0 2 0 0 0
0
2 4
42 |
Учебно - тематический план
4 год обучения
№ | Название темы | Кол-во часов | ||
|
| Всего | Теор. | Прак. |
1. 2. 3. 4.
5.
6.
7. 8. 9. 10. 11. 12.
13.
14. 15. 16. 17. 18.
19. 20.
| Работа отряда ЮИДД История дорожных знаков. Разметка проезжей части улиц и дорог. Движение пешеходов индивидуально, группами и в колоннах. Правила поведения участников дорожного движения. Дорожная этика. Назначение номерных опознавательных знаков и надписей на транспортных средствах. Остановочный путь автомобиля. Черепно - мозговые травмы при ДТП. Контрольное тестирование по ПДД. Велосипед с подвесным двигателем и мопед. Ответственность за нарушение ПДД. История автомототранспорта и предпринимаемые меры по обеспечению безопасности ДД. Правила дорожного движения и история их создания. Перевозка грузов. Предупредительные сигналы водителей. Движение в темное время суток. Влияние погодных условий на безопасность ДД. Оборудование автомобилей и мотоциклов специальными сигналами. Экзамен по ПДД. Праздничная программа « Мой отряд ЮИДД».
Итого:
| 4 10 8
8
10
6 4 8 4 8 8
8
20 6 6 6 8
6 2 4
144
| 4 8 6
6
6
6 4 4 0 6 6
6
16 6 6 4 6
6 2 0
108 | 0 2 2
2
4
0 0 4 4 2 2
2
4 0 0 2 2
0 0 4
36 |
Содержание программы.
Содержание курса ( 1 год обучения).
Тема 1. Положение об отрядах Юных Инспекторов Движения.
Основные задачи работы юных инспекторов движения (ЮИД) на первом году обучения. Права и обязанности юных инспекторов движения, основные направления и формы работы, поручения в отряде,
символы, атрибуты, традиции.
Тема 2. Формы и методы пропаганды Правил дорожного движения среди учащихся школы.
Индивидуальные и групповые формы пропаганды: конкурсы, беседы,
викторины, театрализованные представления, деловые игры. Методы пропаганды: метод убеждения, обмен информацией, метод погружения в проблему, личный пример и др.
Тема 3.Государственная Инспекция Безопасности Дорожного Движения (ГИБДД).
ГИБДД - основные направления работы.
Назначение инспекции, работа отделов по направлениям, специальности ГИБДД.
Тема 4. Наглядная агитация.
Уголок безопасности движения в школе. Виды стенной печати. Требования к оформлению газеты, плаката, «Боевого листка», «Молнии».Виды шрифтов. Значение эмблемы, рисунка. Способы привлечения внимания к материалам. Виды наглядной агитации.
Тема 5.Причины дорожно- транспортных происшествий с участием детей.
Особенности поведения детей младшего и среднего школьного возраста на дорогах. Возрастание количества транспортных средств и интенсивности движения на дорогах. Последствия недисциплинирован- ности участников движения. Правила движения.
Последствия ДТП. Опасные привычки. Игры на дороге.
Меры по предупреждению дорожно-транспортных происшествий.
Тема 6.Наше село. Географо - биологические особенности дорог Туринского района. Особенности движения транспорта в микрорайоне школы.
Улицы с наиболее интенсивным движением транспортных средств.
Условия движения вокруг школы. Движение пешеходов.
Тема 7.Безопасные маршруты в школу.
Места, предназначенные для переходов улицы. Правила перехода дороги.
Путь в школу, опасные участки перехода улиц, составление безопасного маршрута.
Тема 8.Дорожная разметка, перекрестки и их виды.
Понятие дорожной разметки, виды разметок. Определение перекрестка, виды перекрестков.
Тема 9.Опасные дорожные ситуации- «ловушки».
Ситуации закрытого обзора: стоящие машины, кусты, деревья, медленно приближающаяся машина. Ситуации отвлечения внимания. Ситуация пустынной улицы. Ситуация незаконченного перехода «Середина проезжей части».Ситуация «Скорость и направление транспортного средства».
Тема10.Виды регулирования движения.
Светофорное регулирование. Виды светофоров. Сходства и отличия сигналов разных видов светофоров. Сигналы светофоров с дополнительными секциями. Сигналы регулировщика.
Регулирование сотрудником ГИБДД. Сигналы регулировщика: жесты с применением жезла, свистка регулировщика. Соответствие жестов регулировщика сигналам светофора. Значение регулирования на перекрестках. Проезд специальных транспортных средств.
Тема 11. Движение детей по дороге группами и в колонне.
Правила движения колонны по обочине. Особенности движения детей в колонне. Сопровождение взрослых при движении колонны. Правила перехода проезжей части дороги.
Правила движения учащихся группами по тротуару, пешеходному переходу, дороге. Правила посадки учащихся в общественный транспорт.
Тема12.Правила перехода улиц и дорог.
Места безопасного перехода. Обозначение этих мест знаками. Разметка проезжей части улиц и дорог.
Дорожные указатели.
Особенности перехода перекрестков. Правила поведения пешеходов на перекрестках. Правила движения по пешеходному переходу, при выходе на проезжую часть из-за кустов, стоящих машин или иного препятствия,
закрывающего обзор. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств.
Скорость автомобиля. Тормозной путь. Правила перехода дороги перед близко идущим транспортом.
Тема13.Дорожные знаки и их виды.
Назначение дорожных знаков, места их установки. Классификация дорожных знаков.
Значение знаков для пешеходов и велосипедистов.
Тема14.История возникновения правил дорожного движения, автомобиля.
История возникновения двигателя внутреннего сгорания , первого автомобиля. Создатели автомобилей разных стран. История появления светофоров и знаков дорожного движения, особенности их применения в разных странах.
Появление единых дорожных правил. Современные различия правил дорожного движения в некоторых странах.
Тема 15. Движение транспортных средств, остановочный путь автомобиля.
Расположение транспортных средств на проезжей части, правостороннее движение. Скорость транспортных средств в городе и за его пределами.
Факторы, влияющие на возникновение опасных дорожных ситуаций на дорогах: расположение различных видов транспорта на проезжей части
( дистанция, интервал между машинами), маневрирование, остановочный путь транспортного средства, географо – биологические особенности участков дороги (характер рельефа местности, погодные условия). Необходимость учета этих факторов участниками движения.
Тема 16. Правила для велосипедистов.
Возрастной ценз движения на велосипеде по проезжей части. Специально оборудованные площадки для обучения езде на велосипеде. Устройство велосипеда. Запреты для велосипедистов. Правила маневрирования, расположение на проезжей части велосипедиста и группы велосипедистов. Велосипедная дорожка как особая полоса движения.
Тема 17.Первая медицинская помощь при дорожно – транспортных происшествиях.
Виды ран. Виды наружных кровотечений: капиллярное, венозное, артериальное. Правила остановки кровотечения в результате травмы.
Степени ожогов. Оказание первой медицинской помощи при ожогах различных степеней. Виды переломов: открытый, закрытый.
Правила наложения жгутов, повязок, шин. Техника выполнения искусственного дыхания. Правила транспортировки пострадавшего.
Порядок оказания первой медицинской помощи в зависимости от характера травмы.
Тема 18. На железной дороге.
Опасности для пешеходов вблизи железнодорожного полотна.
Правила подъезда и подхода к железнодорожному переезду. Виды сигналов, дорожных указателей на переезде. Правила перехода и переезда на роликах, коньках, велосипедах, самокатах через железнодорожные пути.
Тема 19. Правила пассажиров.
Правила поведения пассажиров легкового транспорта при посадке и высадке, пользование ремнями безопасности.
Правила пассажиров в салоне общественного транспорта , при ожидании транспорта на остановках, при посадке в транспорт и высадке из транспорта.
Тема 20. Основы актерского мастерства.
Значение актерского мастерства для пропагандистской деятельности по правилам безопасного поведения на улицах. Основы актерского мастерства: сценическое движение, размещение на сцене, особенности речи, правила пения.
Содержание курса ( 2 год обучения).
Тема 1.Вводное занятие. Деятельность отряда ЮИДД.
Основные задачи работы юных инспекторов движения (ЮИД) на втором году обучения. Права и обязанности юных инспекторов движения, основные направления и формы работы, поручения в отряде, символы, атрибуты, традиции. Итоги работы за предыдущий год.
Тема 2.История развития автомототранспорта. А знаешь ли ты?
История возникновения двигателя внутреннего сгорания , первого автомобиля. Создатели автомобилей разных стран.
Тема 3.Дорожная разметка и ее предназначение.
Знания о разновидностях дорожной разметки.
Тема 4. История возникновения и развития дорожных знаков. Дорожные знаки и их группы.
Назначение дорожных знаков, места их установки. Классификация дорожных знаков. Значение знаков для пешеходов и велосипедистов.
Тема 5.Предупредительные сигналы транспортных средств.
Закрепить знания учащихся о регулировании дорожного движения.
Тема 6:ГИБДД и ДПС.
Познакомить с понятиями ГИБДД и ДПС, деятельностью службы.
Тема 7.Оказание первой медицинской помощи пострадавшим при несчастных случаях на дороге.
Оказание первой доврачебной помощи при получении раны. Понятие раны.
Кровотечения. Ушибы. Сотрясения мозга. Обмороки. Вывихи. Растяжения связок. Переломы. Массаж сердца. Искусственное дыхание.
Тема 8. Дорожная терминология.
Основные понятия и термины по безопасности дорожного движения: водитель, дорога, пешеход, проезжая часть, пассажир, регулировщик и др.
Тема 9. Правила дорожного движения.
Обязанности водителей, пешеходов, пассажиров. Организация движения, технические средства регулирования движения. Светофорное регулирование. Проезд специальных транспортных средств. Дорожные знаки. Железная дорога. Обязанности пешеходов. Основные правила поведения на улице и дороге. Правила перехода улиц и дорог. Дорожные знаки. Обязанности пассажиров.
Тема 10. Азбука города.
Наша улица. Движение пешеходов по улицам и дорогам. Общие правила перехода улиц и дорог. Жесты регулировщика. Дорожные знаки. Места игр детей. Места остановок общественного транспорта.
Тема 11. Основы актерского мастерства.
Значение актерского мастерства для пропагандистской деятельности по правилам безопасного поведения на улицах. Подготовка выступлений.
Тема 12.Пропаганда правил дорожного движения.
Выступления перед учащимися и воспитанниками детского сада о безопасном поведении на улицах и дорогах, в повседневной жизни.
Тема 13.Итоговое занятие – игра « Поле чудес».
Подведение итогов работы за год. Выявление лучших знатоков правил дорожного движения.
Тема 14.Итоговый контроль.
Тестирование по БДД.
Содержание курса (3 год обучения).
Тема 1. Улицы и движение в нашем городе ( селе, поселке).
Особенности движения транспорта и пешеходов в городе. ( селе, поселке);
Основные правила поведения на дороге. Понятие о терминах, употребляемых в Правилах дорожного движения ( «Дорога», « Прилегающая территория», «Тротуар», «Населенный пункт», « Транспортное средство»).
Тема 2. Дорожные знаки и дополнительные средства информации.
Группы дорожных знаков и их назначение.
Тема 3. Правила пользования транспортом.
Правила пользования общественным транспортом. Правила поведения на дороге.
Тема 4. Основные правила и термины Правил дорожного движения.
Правила дорожного движения – закон для всех участников дорожного движения. Ориентация в правилах дорожного движения.
Тема 5. Элементы улиц и дорог.
Понятия терминов «Дорога», « Проезжая часть», « Тротуар». Знания о назначении улиц и дорог, об элементах улиц и дорог и их назначении.
Тема 6. От «бытовой» привычки к трагедии на дороге.
Понятие дорожной ситуации – «ловушки».« Бытовые» привычки детей и их перенос на проезжую часть улицы.
Тема 7. На железной дороге.
Пользование железнодорожными переходами. Понятие об оборудовании железнодорожных переездов. Правила перехода и переезда через железнодорожные пути.
Тема 8. Правила оказания первой медицинской помощи при ДТП ( при кровотечениях и ожогах).
Понятие кровотечения. Методы остановки кровотечения. Наложение повязок. Оказание первой медицинской помощи при ожогах.
Тема 9. Езда на велосипеде.
Правильный выбор велосипеда, осмотр его перед выездом.
Езда на площадке. Закрепление правил для велосипедистов на практике.
Тема 10. Причины ДТП.
Представление о причинах ДТП.
Тема 11. Где и как переходить улицу?
Правила перехода улицы.
Тема 12. Перекрестки и их виды.
Понятие о перекрестке и его видах. Представление о том, как переходить дорогу в районе перекрестка и какие при этом ситуации – «ловушки» могут подстерегать пешехода.
Тема 13. Сигналы светофора с дополнительной секцией.
Понятие о светофорах с дополнительной секцией, чтение их сигналов. Знание о различных видах светофоров.
Тема 14. Знаки для пешеходов и для водителей.
Пользование знаками для пешеходов и водителей.
Тема 15. Движение транспортных средств.
Понятие о скорости движения транспорта. Воспитание чувства взаимоуважения водителя и пешехода.
Тема 16. Оказание медицинской помощи при ДТП (переломы и другие виды травм).
Понятие травмы. Наиболее часто встречающиеся при ДТП травмы. Представление о переломах, растяжениях, вывихах, ушибах. Быстрое оказание первой медицинской помощи.
Тема 17. Движение по загородным дорогам.
Сведения о сельском транспорте ( тракторах и прицепах к ним, самоходных сельхозмашинах, гужевом транспорте). Дополнительные требования к движению гужевых повозок и погонке животных.
Тема 18. Дополнительные требования к движению велосипедов.
Знания элементарных правил велосипедистов. Понятие о порядке движения на велосипеде по проезжей части. Правила перевозки грузов и маневрирования. Технические требования к велосипеду.
Тема 19. Как мы знаем ПДД.
Правила дорожного движения. Развитие умения видеть на дороге ситуации –«ловушки».
Тема 20. Дорожные ловушки.
Знание правил безопасного перехода через дорогу. Развитие умения видеть на дороге опасные ситуации – «ловушки».
Тема 21.Поведение участников и очевидцев дорожно – транспортных происшествий.
Правильное поведение при ДТП. Знания и умения по оказанию первой доврачебной помощи пострадавшим в ДТП.
Тема 22. Светофоры для пешеходов.
Знания о светофоре, его значении, разновидностях. Светофоры для пешеходов.
Тема 23.Сигналы регулировщика.
Знание методов регулирования дорожного движения, сигналов регулировщика.
Тема 24. Перевозка учащихся на грузовых автомобилях.
Знание правил пользования пассажирским транспортом. Представление о перевозке учеников на грузовых машинах, как крайней необходимости.
Тема 25.Правила перевозки пассажиров на мотоцикле и мотороллере.
Правила перевозки пассажиров на мотоцикле и мотороллере.
Тема 26. Устройство велосипеда, его снаряжение и техническое обслуживание.
Расширить знания учеников о велосипеде, его устройстве, снаряжении. Научить самостоятельно ухаживать за велосипедом.
Тема 27. Движение велосипедистов группами. Велоэстафета.
Практические навыки учащихся. Правила движения велосипедистов группами, действия руководителя группы ( колонны).
Содержание курса ( 4 год обучения).
Тема 1. Работа отряда ЮИДД.
Подведение итогов работы за прошедший год.
Тема 2. История дорожных знаков.
История дорожных знаков. Причины их усложнения с международным языком знаков. Чтение дорожных знаков.
Тема 3. Разметка проезжей части улиц и дорог.
Понятие о вертикальной и горизонтальной разметке и ее значении для регулирования движения транспорта. Пользование разметкой. Ориентация в движении.
Тема 4.Движение пешеходов индивидуально, группами и в колоннах.
Правила для пешеходов. Правила пользования ими.
Тема 5.Правила поведения участников дорожного движения. Дорожная этика.
Представление о дисциплине пешеходов, пассажиров, водителей и велосипедистов.
Тема 6.Назначение номерных опознавательных знаков и надписей на транспортных средствах.
Назначение и место установки номерных, опознавательных знаков и надписей на транспортных средствах.
Тема 7. Остановочный путь автомобиля.
Понятие об остановочном пути автомобиля.
Тема 8. Черепно - мозговые травмы при ДТП.
Тяжесть черепно – мозговых травм (ЧМТ) и их последствий. Симптомы ЧМТ. Оказание первой медицинской помощи.
Тема 9.Контрольное тестирование по ПДД.
Проверка усвоения изученного материала.
Тема 10.Велосипед с подвесным двигателем и мопед.
Устройство велосипеда с подвесным двигателем и мопеда и их техническим обслуживанием. Правила пользования и дополнительные требования к движению мопедов.
Тема 11. Ответственность за нарушение ПДД.
Понимание того, что ПДД – это закон для всех, соблюдение которого является обязательным. Знакомство с разделами «Кодекса РФ об административных правонарушениях».
Тема 12. История автомототранспорта и предпринимаемые меры по обеспечению безопасности ДД.
История автомототранспорта и предпринимаемые меры по обеспечению безопасности дорожного движения.
Тема 13. Правила дорожного движения и история их создания.
История создания правил дорожного движения, проверка знаний действующих ПДД.
Тема 14. Перевозка грузов.
Правила перевозки грузов. Решение дорожных задач.
Тема 15. Предупредительные сигналы водителей.
Осветительные приборы автомобилей и их значение. Значение предупредительных сигналов водителей, как необходимое условие безопасности дорожного движения.
Тема 16.Движение в темное время суток.
Возможные опасности при движении пешеходов, велосипедистов и автомобилей в темное время суток.
Тема 17.Влияние погодных условий на безопасность ДД.
Опасность движения на скользкой дороге, в туман, дождь, грозу. Дорожные знаки, предупреждающие о подобной опасности.
Тема 18. Оборудование автомобилей и мотоциклов специальными сигналами.
Значение различных специальных сигналов. Пользование ими.
Тема 19.Экзамен по ПДД.
Проверка знаний учащихся.
Тема 20. Праздничная программа « Мой отряд ЮИДД».
Заключительный праздник.
1.4.Планируемые результаты и способы их проверки.
1-й уровень результатов – приобретение школьниками социальных знаний:
Основные термины и понятия, общие положения Правил дорожного движения, правила перехода проезжей части на площадях, перекрестках, правила посадки и высадки из общественного транспорта, правила поведения детей при перевозке их на грузовых автомобилях, в салонах легкового автомобиля.
2 – й уровень результатов - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Дети получат возможность научиться правильно вести себя, оказавшись в экстремальных ситуациях на проезжей части дороги; пользоваться общественным транспортом; самостоятельно выбрать безопасный путь движения витой или иной местности.
3-й уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Привитие навыков правильного поведения на улицах города, во дворе и городском транспорте. Соблюдать и выполнять правила дорожного движения.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Ученик должен знать:
- принципы Положения об отряде Юных Инспекторов Дорожного Движения
как молодежной организации;
-основные направления, формы и методы работы отряда ЮИДД;
-формулировки правил дорожного движения пешеходов, пассажиров, велосипедистов;
-специальную дорожную терминологию;
-особенности перехода перекрестков, дорог с односторонним и двусторонним движением, движение по дороге детей группами и в колонне;
-основные исторические факты возникновения правил дорожного движения, автомобиля, появления светофора, знаков дорожного движения;
-ценность умений и навыков выполнения ПДД на дорогах для безопасности жизни и здоровья участников движения;
-виды перекрестков, переходов, регулирования, дорожных указателей, дорожных знаков, транспорта, типичных дорожных ситуаций;
-причины и факторы, влияющие на возникновение опасных дорожных ситуаций на дорогах;
-способы анализа и прогноза экстремальных дорожных ситуаций на дороге;
-закономерности возникновения и степень опасности типичных дорожных ситуаций – « ловушек», опасных действий для пешехода;
-необходимость профилактических работ с учащимися ОУ с целью сохранения здоровья и жизни детей;
-значение актерского мастерства как метода пропаганды за соблюдение ПДД;
- влияние методов агитации и пропаганды профилактики детского дорожно – транспортного травматизма на состояние ДДТТ в районе, селе;
-значение и функции уголка безопасности движения, стендов по ПДД в школе;
-основные направления и специфику работы отделов ГИБДД;
-виды ран, виды наружных кровотечений, переломов, степени ожогов;
-значение первой медицинской помощи пострадавшим в дорожно – транспортных происшествиях;
- порядок оказания первой медицинской помощи в зависимости от характера травмы.
Ученик должен уметь:
- давать определения правил дорожного движения, специальных дорожных терминов; давать общую характеристику дорожных разметок, размещения транспортных средств;
- описывать процесс движения, дорожные происшествия, наиболее опасные для пешехода участки на улицах и дорогах, а также наиболее опасные действия для пешехода;
- классифицировать дорожные знаки, транспорт, типичные дорожные ситуации, действия пешехода ( по степени опасности);
-наблюдать за дорожным движением, примечая при этом наиболее опасные для пешехода места и участки на улицах и дорогах города, села, выделяя наиболее опасные действия для пешеходов;
-оценивать скорость, расстояние, направление движения машины;
- предвидеть возможность экстремальной дорожной ситуации- « ловушки» , а также прогнозировать последствия , степень опасности при неподчинении правилам безопасности на дороге;
-применять на практике методы и формы пропаганды и агитации за соблюдение ПДД и безопасное поведение на дорогах;
-убеждать субъектов образовательного процесса в необходимости профилактических работ с учащимися ОУ с целью сохранения здоровья и жизни детей;
- планировать профилактическую деятельность с младшими школьниками, сознательно ставя цели; применяя интеллектуальные и волевые усилия;
-выбирать материал и оборудование для проведения профилактических форм работы с объектами образовательного процесса ( игры, беседы, развлечения, конкурсы и т.д.);
-сотрудничать с членами отряда ЮИДД внутри коллектива, с сотрудниками ГИБДД,с работниками медицинской службы, с другими отрядами ЮИДД в процессе профилактических работ;
-владеть актерским мастерством: читать стихи, петь, исполнять различные роли на сцене;
-реализовать в пропагандистской деятельности по профилактике БДД свои творческие способности : составлять сценарии выступлений агитбригад, театрализованных представлений, отдельных номеров по ПДД, сочинять рассказы. Стихи. Выполнять рисунки по тематике ПДД;
-изготавливать материалы и оборудование для внеклассных мероприятий по профилактике ДДТТ: газеты, плакаты, листы сообщений, карточки, листы безопасных маршрутов, рисунки, схемы опасных дорожных ситуаций –
« ловушек» и т.д.
-патрулировать на дорогах микрорайона школы с целью наблюдения и контроля за соблюдением учащимися ОУ ПДД при движении по улице;
- проводить игры различного характера, развлечения, беседы с детьми младшего и среднего возраста;
-оказывать первую медицинскую помощь в зависимости от степени тяжести травм, полученных участниками движения.
Раздел 2.
2.1.Календарный учебный график. Тематическое планирование.
Начало обучения- 1 сентября учебного года. Окончание – 30 мая учебного года.
Программа рассчитана на 4 года.
Форма и режим занятий.
1-й год обучения- 6 часов в неделю. 216 часов в год.
Со второго по четвертый год - 4 часа в неделю.144 часа в год.
Тематическое планирование ( 1 год обучения).
Дата | Тема, мероприятие |
| Тема 1.Основные задачи работы юных инспекторов движения (ЮИДД) на первом году обучения. |
| Права и обязанности юных инспекторов движения, основные направления и формы работы. |
| Поручения в отряде, символы, атрибуты, традиции. |
| Сбор отряда «Расскажи о том, как ты провел летние каникулы»? |
| Деловая игра «Разведка полезных дел». Собеседование«Планирование работы отряда ЮИД». |
| Тестирование по безопасности дорожного движения членов отряда. |
| Обзор детской литературы по безопасности дорожного движения. |
| Тема 2.Формы и методы пропаганды Правил дорожного движения среди учащихся школы. |
| Индивидуальные и групповые формы пропаганды: конкурсы, беседы, викторины, театрализованные представления, деловые игры. |
| Методы пропаганды: метод убеждения, обмен информацией, метод погружения в проблему, личный пример и др. |
| Беседа: «Основные правила поведения учащихся на улице, дороге». |
| Деловая игра «Мы - пассажиры». |
| Деловая игра « Мы – пешеходы». |
| Разработка настольных игр по правилам дорожного движения. «Светофор»- игра- плакат. |
| Разработка настольных игр по правилам дорожного движения. «Как вести себя на улице»-карманная книжка- игрушка. |
| Подвижные игры- тренинги: «Ловкий пешеход», «Слушай- запоминай». |
| Брейн – ринг «За безопасность движения». |
| Беседа «Анализ ДТП по сводкам ГИБДД». |
| Театрализованное представление « Как стать супергероем»? |
| Заседание клуба «Дорожный патруль». |
| Составление памятки для учащихся школы о безопасности на дорогах « Береги себя сам». |
| Разговор на тему: «Азбука дороги». |
| Викторина «Вопросы дядюшки Светофора». |
| Агитбригада «ЮИД - в действии». |
| Настольные игры – головоломки. Изготовление игр для ребят 1-2 классов. |
| Устная пропаганда правил дорожного движения среди воспитанников детского сада. Подвижные игры по ПДД. |
| Памятка в дневник для учащихся « Школы пешехода». |
| Тема 3.Государственная Инспекция Безопасности Дорожного Движения (ГИБДД). |
| ГИБДД - основные направления работы. |
| Назначение инспекции, работа отделов по направлениям, специальности ГИБДД. |
| Практическое занятие. Встреча с работниками ГИБДД. Рассказ о техническом оснащении инспекции. |
| Агиттрамвайчик «70-лет ГИБДД». |
| Тема 4. Наглядная агитация. |
| Уголок безопасности движения в школе. Виды стенной печати. |
| Требования к оформлению газеты, плаката, «Боевого листка», «Молнии». Виды шрифтов. |
| Значение эмблемы, рисунка. Способы привлечения внимания к материалам. |
| Виды наглядной агитации. |
| Практические занятия. Оформление уголка «Светофор» в кабинете ОБЖ. |
| Оформление материалов о деятельности отряда под рубрикой «Отряд ЮИД - в действии». |
| Соревнование между классами о разработке положения смотра- конкурса классных уголков безопасности. |
| Рейд «Самый классный уголок по безопасности». |
| Выпуск листовки «Объектив» ( по итогам рейда). |
| Выпуск «Молнии» по сводкам ГИБДД о ДТП. |
| Выпуск газеты-интервью « Случай на дороге». |
| Час настольных игр по БДД. |
| Тема 5.Причины дорожно- транспортных происшествий с участием детей. |
| Особенности поведения детей младшего и среднего школьного возраста на дорогах. |
| Возрастание количества транспортных средств и интенсивности движения на дорогах. |
| Последствия недисциплинированности участников движения. Правила движения. |
| Последствия ДТП. |
| Опасные привычки. |
| Игры на дороге. |
| Меры по предупреждению дорожно-транспортных происшествий. |
| Практические занятия: Патрулирование ЮИДовцев в микрорайоне школы (наблюдение за учащимися по соблюдению правил на дороге). |
| Индивидуальные беседы с нарушителями дисциплины на дорогах. Операция «Катушка». |
| Разъяснительная работа в классах вместе с представителями ГИБДД. |
| Беседа «Осторожно! Гололед!» |
| Беседа «О федеральном законе «О безопасности дорожного движения». |
| Лекция «Поведение участников и очевидцев дорожно - транспортных происшествий». |
| Рекламный ролик «Дорога – не место для игры». |
| Ролевая игра «Знающий пешеход». |
| Час подвижных игр. Игра «Да или нет»? « Грузовики». «Веселый трамвайчик» и др. |
| Выставка рисунков « Правила движения - достойны уважения». |
| Работа с периодической печатью. Заметки о происшествиях на дороге на страницах газеты « Известия – Тур». |
| Тема 6.Наше село. Географо - биологические особенности дорог Туринского района. Особенности движения транспорта в микрорайоне школы. |
| Улицы с наиболее интенсивным движением транспортных средств. |
| Условия движения вокруг школы. Движение пешеходов. |
| Операция «Разведка».(Выявление участков дорог с наиболее интенсивным движением). |
| Беседы по классам « Об опасностях на дороге». |
| Экскурсия по улицам и дорогам села «Опасные места на дорогах села». |
| Выпуск памяток для жителей села «Знай и соблюдай». Распространение памяток. |
| Сказка – представление « Зайка – зазнайка». |
| Подготовка к конкурсу чтецов. |
| Конкурс чтецов на тему: «Моя улица». |
| Рассказы Пети Светофорова « Одна секунда – много это или мало»? |
| Тема 7.Безопасные маршруты в школу. |
| Места, предназначенные для переходов улицы. |
| Правила перехода дороги. |
| Путь в школу, опасные участки перехода улиц. |
| Составление безопасного маршрута. |
| Практические занятия: Составление безопасного маршрута от дома до школы. Карта – схема. |
| Оформление информации на стенде «Безопасный путь в школу». |
| Разъяснение первоклассникам безопасного пути до школы. |
| Игра- алфавит «Азбука дороги». Массовая игра «Светофорики».
|
| Тема 8.Дорожная разметка, перекрестки и их виды. |
| Понятие дорожной разметки, виды разметок. |
| Определение перекрестка, виды перекрестков. |
| Беседа: «Перекрестки и их виды». |
| Рассказ – игра «Дорожная терминология «Азбука дорог». |
| Развивающие игры по правилам дорожного движения «Дорожное домино», «Назови правило дорожного движения», «Составь предложение о светофоре». |
| Творческие конкурсы «Музыкальная гостиная», «Школа фантазеров». |
| Тема 9.Опасные дорожные ситуации- «ловушки». |
| Ситуации закрытого обзора: стоящие машины, кусты, деревья, медленно приближающаяся машина. |
| Ситуации отвлечения внимания. |
| Ситуация пустынной улицы. |
| Ситуация незаконченного перехода «Середина проезжей части». |
| Ситуация «Скорость и направление транспортного средства». |
| Беседа с показом таблиц-схем «Опасные дорожные ситуации». |
| Конкурс рисунков «Добрая дорога детства». |
| Беседа «Движение транспортных средств». |
| Рейд «Нарушители ПДД». |
| Выпуск газеты «Внимание, дети!» |
| Азбука дороги от А до Я (исторический экскурс). |
| Тема10.Виды регулирования движения. |
| Светофорное регулирование. Виды светофоров. |
| Сходства и отличия сигналов разных видов светофоров. |
| Сигналы светофоров с дополнительными секциями. |
| Сигналы регулировщика. |
| Регулирование сотрудником ГИБДД. Сигналы регулировщика: жесты с применением жезла, свистка регулировщика. |
| Соответствие жестов регулировщика сигналам светофора. |
| Значение регулирования на перекрестках. Проезд специальных транспортных средств. |
| Практические занятия: Ролевая игра на учебном перекрестке «Движение регулирует светофор». Сказка «Рассерженный светофор». |
| Практикум «Движение регулирует госавтоинспектор» |
| Подвижные игры: «Стой- иди», «Светофорики», «Поехали». |
| Устный журнал «Из истории светофора». |
| Тема 11. Движение детей по дороге группами и в колонне. |
| Правила движения колонны по обочине. |
| Особенности движения детей в колонне. |
| Сопровождение взрослых при движении колонны. |
| Правила перехода проезжей части дороги. Правила движения учащихся группами по тротуару, пешеходному переходу, дороге. |
| Правила посадки учащихся в общественный транспорт. |
| Практические занятия: Игра на местности «Движение колонн по дорогам». |
| Конкурс загадок « Дорожный час». |
| Решение задач о сложных дорожных ситуациях «Паутина дорог». |
| Тема12.Правила перехода улиц и дорог. |
| Места безопасного перехода. Обозначение этих мест знаками. |
| Разметка проезжей части улиц и дорог. |
| Дорожные указатели. |
| Особенности перехода перекрестков. |
| Правила поведения пешеходов на перекрестках. |
| Правила движения по пешеходному переходу, при выходе на проезжую часть из-за кустов, стоящих машин или иного препятствия, закрывающего обзор. |
| Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств. |
| Скорость автомобиля. Тормозной путь. |
| Правила перехода дороги перед близко идущим транспортом. |
| Вечер «Берегись автомобиля». |
| Викторина «Умеем ли мы ходить и ездить»? |
| Конкурсное занятие «Зимние игры и ваша безопасность». |
| Тема13.Дорожные знаки и их виды. |
| Назначение дорожных знаков, места их установки. |
| Классификация дорожных знаков. |
| Значение знаков для пешеходов и велосипедистов. |
| Поиграем в настольные игры: « Дорожное лото», «Мозаика», «Собери картинку». |
| Занятие по изобразительной деятельности «Рисуем знаки дорожного движения». |
| Выступление творческой группы «Дорожным знакам - знаки внимания». |
| Тема14.История возникновения правил дорожного движения, автомобиля. |
| История возникновения двигателя внутреннего сгорания , первого автомобиля. |
| Создатели автомобилей разных стран. |
| История появления светофоров и знаков дорожного движения, особенности их применения в разных странах. |
| Появление единых дорожных правил. |
| Современные различия правил дорожного движения в некоторых странах. |
| Познавательная игра « Музей истории». Составление кроссвордов по истории создания автомобиля. |
| Конкурс рисунков « Историческая хроника». |
| Тема 15. Движение транспортных средств, остановочный путь автомобиля. |
| Расположение транспортных средств на проезжей части, правостороннее движение. |
| Скорость транспортных средств в городе и за его пределами. |
| Расположение различных видов транспорта на проезжей части. |
| Дистанция, интервал между машинами , маневрирование, остановочный путь транспортного средства, географо – биологические особенности участков дороги ( характер рельефа местности, погодные условия). |
| Необходимость учета этих факторов участниками движения. |
| Практические занятия: Работа с карточками с целью отработки понятий по движению транспортных средств. |
| Определения: « Изучаем дорожную терминологию».
|
| Рассказ Пети Светофорова « Одна секунда - много это или мало? |
| Тема 16. Правила для велосипедистов. |
| Возрастной ценз движения на велосипеде по проезжей части. |
| Специально оборудованные площадки для обучения езде на велосипеде. |
| Устройство велосипеда. |
| Запреты для велосипедистов. |
| Правила маневрирования, расположение на проезжей части велосипедиста и группы велосипедистов. |
| Велосипедная дорожка как особая полоса движения. |
| Практические занятия: Соревнования « Безопасное колесо». |
| Отработка навыков фигурного вождения велосипеда. |
| Практикум « Из чего состоит велосипед»? |
| Тема 17.Первая медицинская помощь при дорожно – транспортных происшествиях. |
| Виды ран. |
| Виды наружных кровотечений: капиллярное, венозное, артериальное. |
| Правила остановки кровотечения в результате травмы. |
| Степени ожогов. |
| Оказание первой медицинской помощи при ожогах различных степеней. |
| Виды переломов: открытый, закрытый. |
| Правила наложения жгутов, повязок, шин. |
| Техника выполнения искусственного дыхания. |
| Правила транспортировки пострадавшего. |
| Порядок оказания первой медицинской помощи в зависимости от характера травмы. |
| Практические занятия: Отработка наложения повязок, шин, жгута. |
| Правила комплектования аптечки для водителей. |
| Конкурс « Санитар». |
| Сюжетно – ролевая игра « 02». |
| Разработка приложения « Оказание первой доврачебной медицинской помощи при несчастных случаях на дорогах». |
| Выпуск информационного бюллетеня « Безопасные каникулы». |
| Тема 18. На железной дороге. |
| Опасности для пешеходов вблизи железнодорожного полотна. |
| Правила подъезда и подхода к железнодорожному переезду. |
| Виды сигналов, дорожных указателей на переезде. |
| Правила перехода и переезда на роликах, коньках, велосипедах, самокатах через железнодорожные пути. |
| Тема 19. Правила пассажиров. |
| Правила поведения пассажиров легкового транспорта при посадке и высадке, пользование ремнями безопасности. |
| Правила пассажиров в салоне общественного транспорта , при ожидании транспорта на остановках, при посадке в транспорт и высадке из транспорта. |
| Практические занятия: Деловая игра «Пассажиры автобуса». |
| Викторина « Правила поведения пассажиров». |
| Выпуск памятки « Обязанности пассажиров». |
| Тема 20. Основы актерского мастерства. |
| Значение актерского мастерства для пропагандистской деятельности по правилам безопасного поведения на улицах. |
| Основы актерского мастерства: сценическое движение, размещение на сцене, особенности речи, правила пения. |
| Практические занятия: Составление выступления агитбригады. |
| Выступление агитбригады « ЮИДД – в действии». |
| Конкурс – представление стихов, поделок, сценок. Защита проектов « Мой безопасный двор».
|
Тематическое планирование ( 2 год обучения).
Дата | Тема, мероприятие |
| Тема 1. Вводное занятие. Деятельность отряда ЮИДД. |
| Основные задачи работы юных инспекторов движения (ЮИД) на втором году обучения. |
| Права и обязанности юных инспекторов движения, основные направления и формы работы, поручения в отряде. |
| Символы, атрибуты, традиции отряда. |
| Итоги работы за предыдущий год. |
| Практические занятия . Составление буклета о деятельности отряда. |
| Подвижные игры по ПДД. |
| Оформление площадки для проведения практических занятий. |
| Тема 2.История развития автомототранспорта. А знаешь ли ты? |
| А знаешь ли ты, что колесо может и умеет? |
| А знаешь ли ты, из чего сделана машина? |
| А знаешь ли ты, что было бы, если бы машинам не нужен был бензин? |
| А знаешь ли ты, какой бывает транспорт? |
| А знаешь ли ты, что такое Автозавод? |
| А знаешь ли ты, что такое правостороннее движение? |
| А знаешь ли ты, что тротуар – дорога пешеходов? |
| А знаешь ли ты, что… |
| А знаешь ли ты, что такое Цвет – сигнал? |
| Краткая история автомобиля. |
| История Колеса. |
| Е.А.Яковлев – основоположник отечественного авто. |
| Правила дорожного движения. |
| История развития автомототранспорта и проблемы безопасного движения. |
| История возникновения двигателя внутреннего сгорания , первого автомобиля. |
| Создатели автомобилей разных стран. |
| Тема 3.Дорожная разметка и ее предназначение. |
| Знания о разновидностях дорожной разметки. |
| Практические занятия. Составление памятки для учащихся школы о безопасности на дорогах «Береги себя сам». |
| Изготовление карманной книжки – игрушки «Как вести себя на улице?» |
| Выпуск газеты – интервью « Случай на дороге». |
| Тема 4. История возникновения и развития дорожных знаков. Дорожные знаки и их группы. |
| Назначение дорожных знаков, места их установки. |
| Классификация дорожных знаков. |
| Предупреждающие знаки. |
| Знаки приоритета. |
| Запрещающие знаки. |
| Предписывающие знаки. |
| Знаки особых предписаний. |
| Информационные знаки. |
| Знаки сервиса. |
| Знаки дополнительной информации ( таблички). |
| Практические занятия. Решение тестовых заданий. |
| Значение знаков для пешеходов и велосипедистов. |
| Тема 5.Предупредительные сигналы транспортных средств. |
| О регулировании дорожного движения. |
| Регулируемые перекрестки. |
| Нерегулируемые перекрестки. |
| Практические занятия. Выпуск информационного бюллетеня « Скользкая дорога». |
| Конкурс чтецов «Моя улица». |
| Тема 6: ГИБДД и ДПС. |
| Понятия ГИБДД и ДПС, деятельность службы. |
| Встреча с работниками ГИБДД. |
| Техническое оснащение инспекции. |
| Практические занятия. Операция « Катушка». |
| Работа с периодической печатью. Заметки о происшествиях на дороге на страницах газеты « Известия – Тур». |
| Выпуск газеты по ПДД « Школьный вестник информирует…» |
| Тема 7.Оказание первой медицинской помощи пострадавшим при несчастных случаях на дороге. |
| Оказание первой доврачебной помощи при получении раны. |
| Понятие раны. |
| Кровотечения. |
| Ушибы. |
| Сотрясения мозга. |
| Обмороки. |
| Вывихи. |
| Растяжения связок. |
| Переломы. |
| Массаж сердца. |
| Искусственное дыхание. |
| Практические занятия. Тренировки в наложении повязок, остановке кровотечений ( наложении жгутов ), наложении шин, транспортировке пострадавших. |
| Тема 8. Дорожная терминология.
|
| Основные понятия и термины по безопасности дорожного движения: водитель, дорога, пешеход, проезжая часть, пассажир, регулировщик и др. |
| Практические занятия. Экскурсия по улицам и дорогам села «Опасные места на дорогах села». |
| Конкурс стихов и песен о безопасности дорожного движения. |
| Олимпиада по БДД. |
| Тема 9. Правила дорожного движения. |
| Обязанности водителей, пешеходов, пассажиров. |
| Организация движения. |
| Технические средства регулирования движения. |
| Светофорное регулирование. |
| Проезд специальных транспортных средств. |
| Дорожные знаки. |
| Железная дорога. |
| Обязанности пешеходов. |
| Основные правила поведения на улице и дороге. |
| Правила перехода улиц и дорог. |
| Дорожные знаки. |
| Обязанности пассажиров. |
| Практические занятия. Конкурс рисунков « Добрая дорога детства». |
| Составление памяток для жителей села «Знай и соблюдай». |
| Изготовление календарей по безопасности ДД. |
| Настольные игры по безопасности ДД. |
| Ролевая игра « Перекресток». |
| Ролевая игра « Регулировщики». |
| Викторина «Самый умный». |
| Выпуск газеты « Внимание, дети!». |
| Выступление перед учащимися 1 класса о безопасности на дороге. |
| Тестирование по ПДД. |
| Патрулирование на улицах села. |
| Выпуск «Молнии по итогам патрулирования». |
| Пешеходная прогулка с целью наблюдения за движением автотранспорта и пешеходов. |
| Вечер подвижных игр « Занимательные эстафеты». |
| Чтение поучительных историй о ПДД. |
| Тема 10. Азбука города. |
| Наша улица. |
| Движение пешеходов по улицам и дорогам. |
| Общие правила перехода улиц и дорог. |
| Жесты регулировщика. |
| Дорожные знаки. |
| Места игр детей. |
| Места остановок общественного транспорта. |
| Практические занятия. Игра – экскурсия « Знающий пешеход». |
| Игра – тренировка « Что можно, а что нельзя». |
| Конкурс плакатов « Внимание, дорога!» |
| Деловая игра « Посадка и высадка из транспортных средств». |
| Оформление стенной газеты «Светофорик». |
| Праздник «В стране Светофории». |
| Консультация для родителей « Добрый закон дороги». |
| Тема 11. Основы актерского мастерства. |
| Значение актерского мастерства для пропагандистской деятельности по правилам безопасного поведения на улицах. |
| Подготовка выступлений. |
| Практические занятия. Выступление агитбригады « Автостоп». |
| Выступление творческой группы « Частушки по БДД». |
| Тема 12.Пропаганда правил дорожного движения. |
| Выступления перед учащимися и воспитанниками детского сада о безопасном поведении на улицах и дорогах, в повседневной жизни. |
| Практические занятия. Праздник для первоклассников. |
| Компьютерная презентация « На дороге». |
| Тема 13.Итоговое занятие – игра « Поле чудес». |
| Подведение итогов работы за год. Выявление лучших знатоков правил дорожного движения. |
| Тема 14.Итоговый контроль. |
| Тестирование по БДД.
|
Тематическое планирование ( 3 год обучения).
Дата | Тема, мероприятие |
| Тема 1. Улицы и движение в нашем городе ( селе, поселке). |
| Особенности движения транспорта и пешеходов в городе. ( селе, поселке). |
| Основные правила поведения на дороге. |
| Понятие о терминах, употребляемых в Правилах дорожного движения ( «Дорога», « Прилегающая территория», «Тротуар», «Населенный пункт», « Транспортное средство»). |
| Практические занятия. Круглый стол « Проблемы и решения». |
| Работа с карточками по ПДД. |
| Экскурсия « На шумном перекрестке». |
| Тема 2. Дорожные знаки и дополнительные средства информации. |
| Группы дорожных знаков и их назначение. |
| Практические занятия. Викторина « Дорожные знаки». |
| Игра – путешествие « Город дорожных знаков». |
| Игровое занятие « Эстафета зеленого огонька». |
| Блиц – опрос по ПДД. |
| Тема 3. Правила пользования транспортом. |
| Правила пользования общественным транспортом. |
| Правила поведения на дороге. |
| Выпуск информационного бюллетеня « На скользкой дороге». |
| Ролевая игра « Мы – пассажиры». |
| Тема 4. Основные правила и термины Правил дорожного движения. |
| Правила дорожного движения – закон для всех участников дорожного движения. |
| Ориентация в правилах дорожного движения. |
| Тема 5. Элементы улиц и дорог. |
| Понятия терминов «Дорога», « Проезжая часть», « Тротуар». |
| Знания о назначении улиц и дорог, об элементах улиц и дорог. |
| Практические занятия. Анкетирование родителей по БДД. |
| Игра «Светофор». |
| Выпуск памятки для пассажиров автобуса. |
| Тема 6. От «бытовой» привычки к трагедии на дороге. |
| Понятие дорожной ситуации – «ловушки». |
| « Бытовые» привычки детей и их перенос на проезжую часть улицы. |
| Викторина « Что я знаю о ПДД?» |
| Экскурсия по дорогам села. |
| Тема 7. На железной дороге. |
| Пользование железнодорожными переходами. |
| Понятие об оборудовании железнодорожных переездов. |
| Правила перехода и переезда через железнодорожные пути. |
| Тема 8. Правила оказания первой медицинской помощи при ДТП ( при кровотечениях и ожогах). |
| Понятие кровотечения. |
| Методы остановки кровотечения. |
| Наложение повязок. |
| Оказание первой медицинской помощи при ожогах. |
| Тема 9. Езда на велосипеде. |
| Правильный выбор велосипеда. |
| Осмотр велосипеда перед выездом. |
| Езда на площадке. |
| Закрепление правил для велосипедистов на практике. |
| Тема 10. Причины ДТП. |
| Представление о причинах ДТП. |
| Тема 11. Где и как переходить улицу? |
| Правила перехода улицы. |
| Тема 12. Перекрестки и их виды. |
| Понятие о перекрестке и его видах. |
| Представление о том, как переходить дорогу в районе перекрестка и какие при этом ситуации – «ловушки» могут подстерегать пешехода. |
| Тема 13. Сигналы светофора с дополнительной секцией. |
| Понятие о светофорах с дополнительной секцией. |
| Знание о различных видах светофоров. |
| Тема 14. Знаки для пешеходов и для водителей. |
| Пользование знаками для пешеходов и водителей. |
| Тема 15. Движение транспортных средств. |
| Понятие о скорости движения транспорта. |
| Воспитание чувства взаимоуважения водителя и пешехода. |
| Тема 16. Оказание медицинской помощи при ДТП (переломы и другие виды травм). |
| Понятие травмы. |
| Наиболее часто встречающиеся при ДТП травмы. |
| Представление о переломах, растяжениях, вывихах, ушибах. |
| Быстрое оказание первой медицинской помощи. |
| Тема 17. Движение по загородным дорогам. |
| Сведения о сельском транспорте ( тракторах и прицепах к ним, самоходных сельхозмашинах, гужевом транспорте). |
| Дополнительные требования к движению гужевых повозок и погонке животных. |
| Тема 18. Дополнительные требования к движению велосипедов. |
| Знания элементарных правил велосипедистов. |
| Понятие о порядке движения на велосипеде по проезжей части. |
| Правила перевозки грузов и маневрирования. |
| Технические требования к велосипеду. |
| Тема 19. Как мы знаем ПДД. |
| Правила дорожного движения. |
| Тема 20. Дорожные ловушки. |
| Знание правил безопасного перехода через дорогу |
| Развитие умения видеть на дороге опасные ситуации – «ловушки». |
Тематическое планирование ( 4 год обучения).
Дата | Тема, мероприятие |
| Тема 1. Работа отряда Юных Инспекторов Дорожного Движения. |
| Подведение итогов работы за прошедший год. |
| Тема 2. История дорожных знаков. |
| История дорожных знаков. |
| Причины их усложнения с международным языком знаков. |
| Чтение дорожных знаков. |
| Тема 3. Разметка проезжей части улиц и дорог. |
| Понятие о вертикальной и горизонтальной разметке и ее значении для регулирования движения транспорта. |
| Пользование разметкой. |
| Ориентация в движении. |
| Тема 4.Движение пешеходов индивидуально, группами и в колоннах. |
| Правила для пешеходов. |
| Правила пользования ими. |
| Тема 5.Правила поведения участников дорожного движения. Дорожная этика. |
| Представление о дисциплине пешеходов, пассажиров, водителей и велосипедистов. |
| Тема 6.Назначение номерных опознавательных знаков и надписей на транспортных средствах. |
| Назначение и место установки номерных, опознавательных знаков и надписей на транспортных средствах. |
| Тема 7. Остановочный путь автомобиля. |
| Понятие об остановочном пути автомобиля. |
| Тема 8. Черепно - мозговые травмы при ДТП. |
| Тяжесть черепно – мозговых травм (ЧМТ) и их последствий. |
| Симптомы ЧМТ. |
| Оказание первой медицинской помощи. |
| Тема 9.Контрольное тестирование по ПДД. |
| Проверка усвоения изученного материала. |
| Тема 10.Велосипед с подвесным двигателем и мопед.
|
| Устройство велосипеда с подвесным двигателем и мопеда и их техническим обслуживанием. |
| Правила пользования и дополнительные требования к движению мопедов. |
| Тема 11. Ответственность за нарушение ПДД.
|
| Понимание того, что ПДД – это закон для всех, соблюдение которого является обязательным. |
| Знакомство с разделами «Кодекса РФ об административных правонарушениях». |
| Тема 12. История автомототранспорта и предпринимаемые меры по обеспечению безопасности ДД. |
| История автомототранспорта и предпринимаемые меры по обеспечению безопасности дорожного движения. |
| Тема 13. Правила дорожного движения и история их создания. |
| История создания правил дорожного движения, проверка знаний действующих ПДД. |
| Тема 14. Перевозка грузов. |
| Правила перевозки грузов. |
| Решение дорожных задач. |
| Тема 15. Предупредительные сигналы водителей. |
| Осветительные приборы автомобилей и их значение |
| Значение предупредительных сигналов водителей, как необходимое условие безопасности дорожного движения. |
| Тема 16.Движение в темное время суток. |
| Возможные опасности при движении пешеходов, велосипедистов и автомобилей в темное время суток. |
| Тема 17.Влияние погодных условий на безопасность ДД. |
| Опасность движения на скользкой дороге, в туман, дождь, грозу. |
| Дорожные знаки, предупреждающие о подобной опасности. |
| Тема 18. Оборудование автомобилей и мотоциклов специальными сигналами. |
| Значение различных специальных сигналов. |
| Пользование ими. |
| Тема 19.Экзамен по ПДД. |
| Проверка знаний учащихся. |
| Тема 20. Праздничная программа « Мой отряд ЮИДД». |
| Заключительный праздник.
|
2.2.Условия реализации программы.
Дидактический материал.
Знаки дорожного движения, перекресток, « Дорожное лото», билеты по безопасности дорожного движения, настольные игры по ПДД, плакаты по ПДД, разработки праздников и мероприятий, разрезные карточки, тетради по БДД.
Техническое оснащение занятий.
Компьютер. Музыкальный центр. Телевизор. Видеомагнитофон.
Велосипеды. ( для практических занятий по данной теме).
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
1. Учебное оборудование:
макеты светофоров;
наличие настольных перекрестков;
макеты дорожных знаков.
2. Учебно-наглядные пособия:
комплект иллюстрированных плакатов по БДД ;
демонстрационный материал;
комплекты учебно-методических пособий для педагога и обучающегося
наличие игр (дидактические, настольные и др.).
Картотека с заданиями для индивидуального обучения.
Папки с подбором статей в области дорожного движения.
ТСО (технические средства обучения): телевизор, магнитофон, видеомагнитофон, диапроектор, электронный светофор, компьютер
др)-
6. Краеведческий материал: фотографии, описания, вырезки из газет,
схема района с детальным изображением опасных перекрестков и др.
Образцы ученических работ: рисунки, сочинения, стихи, сказки, сочиненные детьми, поделки.
Наличие стендов по правилам дорожного движения.
Наличие канцелярских принадлежностей:
набор фломастеров;
ватман;
набор цветных карандашей.
1 0. Разработка внеклассных мероприятий:
разработки развлечений и праздников;
творческие задания для учеников;
игровые программы;
игры-соревнования;
тематические родительские собрания;
минутки безопасности;
консультации и беседы для родителей;
домашние задания для детей и родителей;
планы целевых прогулок и экскурсий.
11. Наличие планов по работе с детьми, педагогами, родителями:
тематические планы,
календарный план
Интернет – ресурсы, видеоматериалы, фотоматериалы. В ПРИЛОЖЕНИИ к программе имеются дидактические материалы для занятий.
Кадровое обеспечение – педагоги образовательного учреждения.
2.3.Формы аттестации.
Форма контроля уровня учебных достижений.
В начале и в конце года обучающиеся выполняют тесты, отвечают на вопросы по билетам. На основе этих результатов составляется диагностическая карта на каждого обучающегося, из нее видно продвижение каждого ребенка и объединения в целом.
Форма подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.
Каждый ребенок по окончании учебного года получает свидетельство об окончании одного курса обучения. Наиболее успешные и активные обучающиеся награждаются грамотами и подарками. В конце последнего курса обучения выдается свидетельство об окончании всего курса обучения.
2.4. Оценочные материалы.
Билеты по безопасности дорожного движения ( наборы с рисунками и схемами), тесты, творческие и диагностические работы.
2.5. Методические материалы.
Методы реализации программы.
Упражнение. Без упражнения нельзя сформировать у ребенка заданный тип поведения. Суть упражнения в многократном выполнении требуемых действий, доведения их до автоматизма. В результате формируются необходимые для дорожной безопасности качества личности , навыки и привычки. В упражнениях развивается целостность восприятия, наблюдательность, дисциплинированность, осторожность.
Привычка вырабатывается постепенно, при повторении одних и тех же действий. Закрепившись в сознании, она становится устойчивой. Поэтому формирование и развитие положительных привычек у учащихся является основой культуры их поведения в дорожной среде.
Пример. Воспитательное значение примера состоит в том. Что он быстро запоминается. Психологическая основа примера – подражание: дети видят, что взрослые нарушают правила перехода улиц и дорог. Значит, это можно делать, и они поступают также. Пример действует на ребенка намного сильнее. Поэтому важно окружить обучающихся положительными примерами. Иногда достаточно один раз показать. Как правильно и безопасно поступать, чтобы убедить детей соблюдать правила в любой дорожной ситуации.
Внушение. Внушением можно приостановить опасные действия ребенка нам улице и дороге, и , наоборот, стимулировать правильные действия. Эффект внушения усиливается, если педагог использует яркие образные формы, приводит наглядные примеры. Чтобы не притуплялась восприимчивость, одни и те же идеи внушения лучше формулировать по - разному.
Убеждение – это доказательство истинности того или иного положения. На обучающихся наиболее эффективно воздействует предметно – словесное убеждение. Ребенок мыслит образно, поэтому, чтобы его убедить достаточно показать образное отражение реальности. ( Сюжетные картинки опасного поведения на дороге).
Убеждение предполагает прежде всего осмысление и внутреннее принятие детьми принципов , определяющих, что можно делать, а что нельзя. Убеждение всегда должно быть логичным, последовательным и неопровержимым. Его целесообразно применять одновременно с внушением, приучением, примером.
В учебно – воспитательном процессе убеждение реализуется в рассказе, объяснении, беседе, игре, экскурсии. Вырабатываются правильные оценки, суждения по конкретным фактам ДТП, поступкам детей. Осуждаются нарушения Правил дорожного движения водителями и пешеходами, формируются нравственные понятия.
Поощрение. Это положительная оценка безопасного поведения обучающихся на улицах и дорогах. Поощрение основано на положительных эмоциях, поэтому повышает ответственность и укрепляет дисциплинированность. В этом методе используется прием опоры на положительное в личности воспитанника. Одобрение его поступков педагог выражает жестом, мимикой, похвалой перед кружковцами, родителями. Это предполагает внимательное отношение к успехам в овладении правилами движения и дорожной безопасности. Уважение, доверие вселяют в ребенка уверенность в своих силах, самостоятельность, чувство собственного достоинства, волю.
2.6. Список литературы для учащихся
1. Дмитрук В.П. Правила дорожного движения для школьников. Ростов – на –Дону: Феникс, 2007.
2. Ковалева Н.В. Конкурсы, викторины, праздники по Правилам дорожного движения для школьников. Изд. Ростов – на –Дону: Феникс,2005.
3.Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1-4 классы.- М.: ВАКО, 2004.
4.Оривенко Л.П.Уроки по правилам дорожного движения в 5 - 9 классах. ЗАО « Калан», Екатеринбург, 2000.
5.Оривенко Л.П., Панфилова М.Р., Фоминова Е.С.Уроки по правилам дорожного движения. Оренбург, 1997.
6.Рублях В.Э., Овчаренко Л.Н. Изучение правил дорожного движения в школе. Москва : Просвещение, 1998.
7. Интернет - ресурсы.
Список литературы для учителя
1.Воронова Е.А. Красный, желтый, зеленый! ПДД во внеклассной работе.-Изд. Ростов – на –Дону: Феникс,2006.
2. Дмитрук В.П. Правила дорожного движения для школьников. Ростов – на –Дону: Феникс, 2007.
3. Извекова Н.А. Учителю о правилах дорожного движения. Москва: Просвещение, 1982.
4.Ковалева Н.В. Конкурсы, викторины, праздники по Правилам дорожного движения для школьников. Изд. Ростов – на –Дону: Феникс,2005.
5.Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1-4 классы.- М.: ВАКО, 2004.
6.Оривенко Л.П.Уроки по правилам дорожного движения в 5 - 9 классах. ЗАО « Калан», Екатеринбург, 2000.
7.Оривенко Л.П., Панфилова М.Р., Фоминова Е.С.Уроки по правилам дорожного движения. Оренбург, 1997.
8.Программа по профилактике ДДТТ « Юные инспектора движения».
г. Екатеринбург, 2003.
9. Поддубная Л.Б. Предметная неделя по правилам дорожного движения. Волгоград : « Корифей», 2007.
10.Рублях В.Э., Овчаренко Л.Н. Изучение правил дорожного движения в школе. Москва : Просвещение, 1998.
11. Сахновская Е.Г., Пахтусова Л.Ю.Обучение детей правилам дорожного движения ( методическое пособие). Екатеринбург,2003.
12.Учителю о правилах дорожного движения. Сост. Извекова Н.А.
М.: Просвещение,1982.
13.Интернет- ресурсы.
14. Материалы личного сайта Шавриной Л.Н.