СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа как стать лидером

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа как стать лидером»





Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Как стать лидером» предполагает выявление, стимулирование и подготовку лидеров, т.е. тех детей, которые в наибольшей степени пользуются авторитетом среди товарищей и стремятся их вести за собой, вовлекая в различные интересные дела.

Проблема воспитания лидера в современном обществе очень актуальна, поскольку на ее решение существует социальный заказ. Период изменений и переориентации ценностей жизни существенно повлиял на процесс формирования социального опыта обучающихся, их социальную активность. Сегодня школа получила новое назначение: она не просто передает знания, а создает условия для формирования личности, легко ориентирующейся в современной жизни и умеющей проявлять свои лидерские качества. Актуальными всегда являются такие качества, как инициативность, активность, мобильность, креативность и инновационность граждан. Школа должна формировать «новую систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся, то есть современные ключевые компетенции».

Проблема воспитания и социализации подрастающего поколения – проблема, которая является актуальной на государственном и на общественном уровне.

Проблемы развития личности разрабатываются в философии, общей и социальной психологии, в педагогике и других науках. Немало глубоких мыслей по вопросам о развитии личности содержится в трудах Каменского Я.А., Дистервега А., Ушинского К.Д., Блонского П.П., Макаренко А.С., Шацкого С.Т. и Сухомлинского В.А.

Человек становится личностью только в процессе социализации, то есть общения, взаимодействия с другими людьми и окружающим миром. Вне человеческого общества духовное, социальное, психологическое развитие происходить не может. А это значит, что задача социального становления личности ребенка является первостепенной для современного общества. Период изменений и переориентации ценностей жизни существенно повлиял на процесс формирования социального опыта у обучающихся, их социальную активность. Сегодня важно не только предоставление ребенку возможности для самореализации личности, но и приобретение опыта социального общения, повышения уровня культуры общения детей друг с другом, развитие навыков сотрудничества со взрослыми, формирование активной жизненной позиции в обществе и патриотизм по отношению к государству, приобретение навыков владения современными информационными технологиями.

Программа разработана на основе нормативных документов:

  • Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г, №273-ФЗ;

  • Конвенция о правах ребёнка;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

  • Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка» от 24.07.1998 г. №124-ФЗ;

  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

  • Федеральный закон «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных организаций»;

  • Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 г. №82-ФЗ;

  • Целевая программа Курганской области «Развитие образования и реализации государственной молодежной политики в Курганской области на 2011-2015 гг.».

Программа «Как стать лидером» готовит учащихся к личностному и гражданскому определению, учитывая возрастные особенности детей и их интересы. Обеспечивает сотрудничество детей и взрослых, предоставляет каждому обучающемуся раскрыть свои индивидуальные способности, а в частности воспитание доброты, гражданственности, творческого отношения к труду, доброжелательного общения в коллективе, бережного отношения ко всему живому, а также всестороннее развитие обучающихся.

Данная программа предусматривает: выявление и развитие способностей обучающихся, через внеурочную деятельность:

  • секции, кружки;

  • организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений, дополнительного образования детей;

  • организацию интеллектуальных и творческих соревнований, проектно-исследовательской деятельности;

  • участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;

  • возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке классного руководителя, родителей и других педагогических работников;

  • включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района) для приобретения опыта реального управления и действия.

В основу программы входит системно – деятельностный подход, который научить самих детей учиться.

Программа внеурочной деятельности «Как стать лидером» принесёт непосредственную пользу учащимся, поддерживая в каждом желание, достичь более высоких результатов. Навыки, полученные в результате прохождения лидерского курса, могут помочь учащимся в самосовершенствовании. Ключевая задача воспитательной системы заключается в том, чтобы помочь растущему человеку войти в мир, найти в нём своё место, осуществить осознанный выбор социальной роли и реализовать её в созидательной деятельности. От того, какие ценности будут сформированы у детей сегодня, зависит путь развития нашего общества и в настоящее время, и в будущем.



Цель: Создание условий для формирования лидерского потенциала, успешной самореализации личности учащегося.



Задачи:

  1. Обучать детей приёмам и методам организации, планирования деятельности, навыкам социальной активности, руководителя.

  2. Способствовать развитию у учащихся лидерских качеств и коммуникативных навыков.

  3. Развивать у ребенка ощущения веры в собственные силы: "Я сам!", "У меня получается!", "Я могу!".

  4. Развивать инициативность, целеустремленность, ответственность за себя и окружающих.

Программа внеурочной деятельности «Как стать лидером» социального направления составлена для детей младшего школьного возраста (7-10 лет), сроком на 4 года.

Программа реализуется в рамках группы продленного дня. Периодичность занятий 1 раз в неделю, 1 год обучения – 33 часа, 2-4 годы обучения – 34 часа.


Требования к результатам освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осо- знание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становле- ние гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, куль- тур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли учащегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представ- лений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам дру- гих людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и нахо- дить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуа- циях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения ком- муникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интер-нет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познаватель-ными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; 9) овладение навыками смысло-вого чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами комму- никации и составлять тексты в устной и письменной формах;

10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каж- дого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

12) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, соци-аль- ных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соот- ветствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе уни- версальных учебных действий.





  1. Содержание курса внеурочной деятельности

Формы организации: кружок

Виды деятельности: познавательная, практическая, игровая.



Направления

Цели

Формы работы с детьми

Я и моя индивидуальность.

Раскрытие своих сильных сторон. Актуализация личностных ресур- сов. Познание себя при помощи группы, коллектива, получение по- зитивной обратной связи для укреп- ления самооценки.

  1. Игровые тренинги по развитию внимания, памяти, мышления.

  2. Интеллектуальные марафоны, ролевые игры.

  3. Научно-исследовательские конференции.

  4. Поисковая работа.

  5. Беседы на темы «Учимся думать и действовать», «Умей выбирать»,

«Что зависит от моего решения», «Принимаю решение». 6.Диагностические исследования.

Я и моё здоровье.

Дать понятие о значимости физиче- ского и психического здоровья для будущего самоутверждения.

  1. Спортивные конкурсы, игры, соревнования внутри класса и между классами.

  2. Интерактивные игры.

  3. Чествования ребят - спортсменов класса и школы.

  4. Беседы, дискуссии:

Что такое здоровье. Спорт в нашем доме.

Спортивный характер. Какой он? Спортсмен – мой кумир.

Честность и спорт.

О моих достижениях в спорте.

Я и моё поведение.

Обучение приемам уверенного по- ведения.

Развитие умения определять психо- логические характеристики свои и окружающих. Осознание своих ограничений: положительных и от- рицательных качеств и своей непо- хожести на других.

  1. Викторины и конкурсы.

  2. Интерактивные игры.

  3. Ролевые игры.

  4. Беседы и дебаты:

Школьник и закон.

Если рядом с тобой обижают человека.

О поведении в транспорте, в театре, в музее, в метро. Жизнь дана на добрые дела.

Правда и ложь.






Учимся доверять. Границы своего личного пространства.


Я и общение.

Эффективные приемы общения. Вербальные и невербальные спо- собы.

Раскрытие своих важных качеств для эффективного межличностного общения.

  1. Классные собрания.

  2. Интерактивные игры по проблеме «Общение»

  3. Самопрезентации.

  4. Беседы и дебаты:

Что такое общение?

Если со мной не хотят общаться. О наказаниях и поощрениях.

Как заслужить уважение окружающих людей, учителя? Какого человека называют интересным?

Как заслужить доверие? Я и мой класс.

Дружба.

Умеем ли мы вежливо общаться. Поговорим по душам.

Я – мои эмоции и чувства.

Умение выражать свое эмоциональ- ное состояние.

Умение договариваться, конструк- тивно решать возникающие про- блемы в общении.

Обучение тому, как правильно вы- сказывать просьбу и реагировать на нее.

  1. Игровые тренинги нравственного самосовершенствования.

  2. Тематические классные часы.

  3. Беседы дебаты:

Что такое эмоции. Чувства и поступки.

Мы с тобой за одной партой.

О красоте человеческого сердца.

Как не стать равнодушным человеком. Люди, которыми гордится наш народ. Если ты обидел.

Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным. Как воспитывать уверенность и бесстрашие.





Я – творческая личность.

Углубление процесса самораскры- тия, поиск того, что отличает кон- кретного человека от других людей. Обучение тому, как позитивно находить выход из ситуаций.

Помощь в определении личностных ценностей.

  1. Классные часы.

«Мои интересы и увлечения»

  1. Театрализованные представления.

  2. Празднование памятных дат в жизни учащихся, дней их рождения.

  3. Конкурсы и викторины.

  4. Концерты.

  5. Читательские конференции.

  6. Презентации.

6. Беседы, дискуссии:

Как учились бабушка и дедушка. Возможности ума человека.

Талантливые люди планеты Земля. Умей организовать свой досуг.

Кто может считаться настоящим другом. Будь справедливым в словах и поступках.

Как нельзя учиться.



Тематическое планирование

1 класс

урока

Дата проведения

Тема урока

Количество часов


Я и моя индивидуальность

5

1


Путешествие в Страну Самопознания. Введение в предмет «Самопознание»

1

2


Я ученик. Беседа: учение как труд, режим дня, досуг, обязанности

1

3


Беседа «Мой учитель»

1

4


Беседа «Мои одноклассники»

1

5


Ролевая игра «Учимся взаимопониманию»

1


Я и моё здоровье

3

6


Беседа «Секреты здоровья»

1

7


Спортивный конкурс

1

8


Игра «Доктор»

1






Я и моё поведение

17

9


Беседа «Учимся дружить», игра «Круг радости»

1

10


Беседа «Учимся вежливости»

1

11


Ролевая игра «Помогать просто»

1

12-13


Практическое занятие «Радость общения»

2

14


Беседа «Традиции гостеприимства»

1

15-17


Ролевые игры о поведении в школе, транспорте, в музее, в театре.

3


Я и общение

11

18


Беседа «Умеем ли мы вежливо общаться»

1

19-21


Практические занятия «Быть честным»

3

22-23


Ролевая игра «Помогаем друг другу»

2

24-28


Проект «Идем дорогую добра»

5


Я и мои эмоции и чувства

5

29


Беседа «Что такое эмоции»

1

30-31


Игра «Хорошие манеры»

2

32-33


Уроки вежливости «Будьте вежливы друг с другом»

2

2 класс

урока

Дата проведения

Тема урока

Количество часов


Я и моё здоровье

9

1


Праздник первого звонка.

1

2-5


Проект «Физкультура и спорт в нашей семье»

4

6-9


Конкурс на лучшего спортсмена

4


Я и моё поведение

12

10


Беседа «Я и мои одноклассники», игра «Круг радости»

1

11-13


Игровой тренинг «Подарок однокласснику», «Пьедестал почёта»

3

14-15


Классное собрание «Мои поручения»

2

16-17


Практическое занятие «Составляем законы классной жизни»

2





18


Игровой тренинг «Моё отношение к школе и школьным предметам»

1

19-21


Ролевые игры о поведении в школе, транспорте, в музее, в театре.

3


Я и общение

8

22


Беседа «Умеем ли мы вежливо общаться»

1

23-24


Ролевая игра «Тайны старого леса»

2

25-29


Проект «Я и мои друзья»

5


Я и мои эмоции и чувства

5

30


Беседа «Что такое эмоции»

1

31-34


Проект «Люди, которыми гордиться моя семья»

4

3 класс

урока

Дата проведения

Тема урока

Количество часов


Я и моё здоровье

4

1.


Беседы «Что такое здоровье?»,

1

2.


«Мы выбираем здоровый образ жизни»

1

3.


«Спортивный характер. Какой он?»

1

4.


«Спортсмен -мой кумир»

1


Я и моё поведение

3

5.


Беседа «Школьник и закон»

1

6.


Игра «Знакомство с правилами жизни класса, школы».

1

7.


«Если рядом с тобой обижают человека»

1


Я и общение

11

8.


Беседа «Что такое общение?», «Умеем ли мы вежливо общаться»

1

9.


Беседа «Без друзей на свете трудно жить»

1

10.


Беседа «Если со мной не хотят общаться»

1

11.


«Как заслужить уважение окружающих людей, учителя?»

1

12.


«Какого человека называют интересным?»

1





13.


«Как заслужить доверие?»

1

14.


«Дружба» Тест «Покажи мне друга, и я скажу кто ты»

1

15.


«Я и мой класс»

1

16.


Беседа « Что такое команда», игра «Я в команде».

1

17.


Качества команды, о которой можно только мечтать

1

18.


“Коллективный портрет лидера”. Тест “Лидер ли я?”

1


Я и мои эмоции и чувства

4

19.


Беседа –рассуждение «Чувства и поступки».

1

20.


Беседа –рассуждение «Красоте человеческого сердца».

1

21.


Как воспитывать уверенность и бесстрашие.

1

22.


Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным.

1


Я и моя индивидуальность

3

23.


Десять моих «Я»: расскажи о своих качествах.

1

24.


Тест«10 ступенек»: развитие самооценки ребёнка.

1

25.


Создание автопортрета качеств

1


Я – творческая личность.

10

26.


Возможности ума человека.

1

27.


Рисуем «Мои фантазии»

1

28.


Методика «Фантастическое животное»

1

29.


Изобретатель. Выставка творческих работ.

1

30-33


Самопрезентация

4

34


«Новое поколение» - мы живем по законам добра!

1





4 класс



урока

Дата проведения

Тема урока

Количество часов


Я и моя индивидуальность

5

1.


Беседа «Умей выбирать».

1

2.


Ролевая игра «Умей выбирать».

1

3.


Темперамент и его влияние на поведение человека.

1

4.


Темперамент и его влияние на поведение человека. Тест.

1

5.


Дискуссия «Что зависит от моего решения»

1


Я и моё здоровье

2

6.


Дискуссия «Спортивный характер. Какой он?

1

7.


Спортивный конкурс

1


Я и моё поведение

3

8.


Интерактивная игра «Если рядом с тобой обижают человека»

1

9.


Интерактивная игра «Если рядом с тобой обижают человека»

1

10.


Беседа «Школьник и закон»

1


Я и общение

9

11.


Способы успешного управления коллективом.

1

12.


Что такое компромисс.

1

13.


Что такое конфликт.

1

14.


Что такое сотрудничество.

1

15.


Как научиться проявлять инициативу.

1

16.


Как научиться публично выступать.

1

17.


Как организовать других.

1

18.


Самопрезентация по теме «Общение».

1

19.


Самопрезентация по теме «Общение».

1


Я и мои эмоции и чувства

3





20.


Беседа «Если ты обидел».

1

21.


Игровой тренинг «Как не стать равнодушным человеком»

1

22.


Как научиться управлять эмоциями.

1


Я – творческая личность

13

23.


Конкурс на лучшего чтеца.

1

24.


Выбор для спектакля русской народной сказки. Распределение ролей.

1

25.


Отработка чтения каждой роли.

1

26.


Работа над сценической речью.

1

27.


Работа над пластикой тела, осанкой, походкой.

1

28.


Изготовление декораций.

1

29.


Работа над спектаклем.

1

30.


Театрализованное представление для первоклассников.

1

31-33


Конкурс «Мои достижения».

4

34


Викторина «Талантливые люди планеты».

1