Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Как стать лидером» предполагает выявление, стимулирование и подготовку лидеров, т.е. тех детей, которые в наибольшей степени пользуются авторитетом среди товарищей и стремятся их вести за собой, вовлекая в различные интересные дела.
Проблема воспитания лидера в современном обществе очень актуальна, поскольку на ее решение существует социальный заказ. Период изменений и переориентации ценностей жизни существенно повлиял на процесс формирования социального опыта обучающихся, их социальную активность. Сегодня школа получила новое назначение: она не просто передает знания, а создает условия для формирования личности, легко ориентирующейся в современной жизни и умеющей проявлять свои лидерские качества. Актуальными всегда являются такие качества, как инициативность, активность, мобильность, креативность и инновационность граждан. Школа должна формировать «новую систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся, то есть современные ключевые компетенции».
Проблема воспитания и социализации подрастающего поколения – проблема, которая является актуальной на государственном и на общественном уровне.
Проблемы развития личности разрабатываются в философии, общей и социальной психологии, в педагогике и других науках. Немало глубоких мыслей по вопросам о развитии личности содержится в трудах Каменского Я.А., Дистервега А., Ушинского К.Д., Блонского П.П., Макаренко А.С., Шацкого С.Т. и Сухомлинского В.А.
Человек становится личностью только в процессе социализации, то есть общения, взаимодействия с другими людьми и окружающим миром. Вне человеческого общества духовное, социальное, психологическое развитие происходить не может. А это значит, что задача социального становления личности ребенка является первостепенной для современного общества. Период изменений и переориентации ценностей жизни существенно повлиял на процесс формирования социального опыта у обучающихся, их социальную активность. Сегодня важно не только предоставление ребенку возможности для самореализации личности, но и приобретение опыта социального общения, повышения уровня культуры общения детей друг с другом, развитие навыков сотрудничества со взрослыми, формирование активной жизненной позиции в обществе и патриотизм по отношению к государству, приобретение навыков владения современными информационными технологиями.
Программа разработана на основе нормативных документов:
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г, №273-ФЗ;
Конвенция о правах ребёнка;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка» от 24.07.1998 г. №124-ФЗ;
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
Федеральный закон «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных организаций»;
Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 г. №82-ФЗ;
Целевая программа Курганской области «Развитие образования и реализации государственной молодежной политики в Курганской области на 2011-2015 гг.».
Программа «Как стать лидером» готовит учащихся к личностному и гражданскому определению, учитывая возрастные особенности детей и их интересы. Обеспечивает сотрудничество детей и взрослых, предоставляет каждому обучающемуся раскрыть свои индивидуальные способности, а в частности воспитание доброты, гражданственности, творческого отношения к труду, доброжелательного общения в коллективе, бережного отношения ко всему живому, а также всестороннее развитие обучающихся.
Данная программа предусматривает: выявление и развитие способностей обучающихся, через внеурочную деятельность:
секции, кружки;
организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений, дополнительного образования детей;
организацию интеллектуальных и творческих соревнований, проектно-исследовательской деятельности;
участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;
возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке классного руководителя, родителей и других педагогических работников;
включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района) для приобретения опыта реального управления и действия.
В основу программы входит системно – деятельностный подход, который научить самих детей учиться.
Программа внеурочной деятельности «Как стать лидером» принесёт непосредственную пользу учащимся, поддерживая в каждом желание, достичь более высоких результатов. Навыки, полученные в результате прохождения лидерского курса, могут помочь учащимся в самосовершенствовании. Ключевая задача воспитательной системы заключается в том, чтобы помочь растущему человеку войти в мир, найти в нём своё место, осуществить осознанный выбор социальной роли и реализовать её в созидательной деятельности. От того, какие ценности будут сформированы у детей сегодня, зависит путь развития нашего общества и в настоящее время, и в будущем.
Цель: Создание условий для формирования лидерского потенциала, успешной самореализации личности учащегося.
Задачи:
Обучать детей приёмам и методам организации, планирования деятельности, навыкам социальной активности, руководителя.
Способствовать развитию у учащихся лидерских качеств и коммуникативных навыков.
Развивать у ребенка ощущения веры в собственные силы: "Я сам!", "У меня получается!", "Я могу!".
Развивать инициативность, целеустремленность, ответственность за себя и окружающих.
Программа внеурочной деятельности «Как стать лидером» социального направления составлена для детей младшего школьного возраста (7-10 лет), сроком на 4 года.
Программа реализуется в рамках группы продленного дня. Периодичность занятий 1 раз в неделю, 1 год обучения – 33 часа, 2-4 годы обучения – 34 часа.
Требования к результатам освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осо- знание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становле- ние гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, куль- тур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли учащегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представ- лений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам дру- гих людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и нахо- дить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуа- циях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения ком- муникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интер-нет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познаватель-ными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; 9) овладение навыками смысло-вого чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами комму- никации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каж- дого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, соци-аль- ных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соот- ветствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе уни- версальных учебных действий.
Содержание курса внеурочной деятельности
Формы организации: кружок
Виды деятельности: познавательная, практическая, игровая.
Направления | Цели | Формы работы с детьми |
Я и моя индивидуальность. | Раскрытие своих сильных сторон. Актуализация личностных ресур- сов. Познание себя при помощи группы, коллектива, получение по- зитивной обратной связи для укреп- ления самооценки. | Игровые тренинги по развитию внимания, памяти, мышления. Интеллектуальные марафоны, ролевые игры. Научно-исследовательские конференции. Поисковая работа. Беседы на темы «Учимся думать и действовать», «Умей выбирать», «Что зависит от моего решения», «Принимаю решение». 6.Диагностические исследования. |
Я и моё здоровье. | Дать понятие о значимости физиче- ского и психического здоровья для будущего самоутверждения. | Спортивные конкурсы, игры, соревнования внутри класса и между классами. Интерактивные игры. Чествования ребят - спортсменов класса и школы. Беседы, дискуссии: Что такое здоровье. Спорт в нашем доме. Спортивный характер. Какой он? Спортсмен – мой кумир. Честность и спорт. О моих достижениях в спорте. |
Я и моё поведение. | Обучение приемам уверенного по- ведения. Развитие умения определять психо- логические характеристики свои и окружающих. Осознание своих ограничений: положительных и от- рицательных качеств и своей непо- хожести на других. | Викторины и конкурсы. Интерактивные игры. Ролевые игры. Беседы и дебаты: Школьник и закон. Если рядом с тобой обижают человека. О поведении в транспорте, в театре, в музее, в метро. Жизнь дана на добрые дела. Правда и ложь. |
| Учимся доверять. Границы своего личного пространства. | |
Я и общение. | Эффективные приемы общения. Вербальные и невербальные спо- собы. Раскрытие своих важных качеств для эффективного межличностного общения. | Классные собрания. Интерактивные игры по проблеме «Общение» Самопрезентации. Беседы и дебаты: Что такое общение? Если со мной не хотят общаться. О наказаниях и поощрениях. Как заслужить уважение окружающих людей, учителя? Какого человека называют интересным? Как заслужить доверие? Я и мой класс. Дружба. Умеем ли мы вежливо общаться. Поговорим по душам. |
Я – мои эмоции и чувства. | Умение выражать свое эмоциональ- ное состояние. Умение договариваться, конструк- тивно решать возникающие про- блемы в общении. Обучение тому, как правильно вы- сказывать просьбу и реагировать на нее. | Игровые тренинги нравственного самосовершенствования. Тематические классные часы. Беседы дебаты: Что такое эмоции. Чувства и поступки. Мы с тобой за одной партой. О красоте человеческого сердца. Как не стать равнодушным человеком. Люди, которыми гордится наш народ. Если ты обидел. Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным. Как воспитывать уверенность и бесстрашие. |
Я – творческая личность. | Углубление процесса самораскры- тия, поиск того, что отличает кон- кретного человека от других людей. Обучение тому, как позитивно находить выход из ситуаций. Помощь в определении личностных ценностей. | Классные часы. «Мои интересы и увлечения» Театрализованные представления. Празднование памятных дат в жизни учащихся, дней их рождения. Конкурсы и викторины. Концерты. Читательские конференции. Презентации. 6. Беседы, дискуссии: Как учились бабушка и дедушка. Возможности ума человека. Талантливые люди планеты Земля. Умей организовать свой досуг. Кто может считаться настоящим другом. Будь справедливым в словах и поступках. Как нельзя учиться. |
Тематическое планирование
1 класс
№ урока | Дата проведения | Тема урока | Количество часов |
| Я и моя индивидуальность | 5 |
1 | | Путешествие в Страну Самопознания. Введение в предмет «Самопознание» | 1 |
2 | | Я ученик. Беседа: учение как труд, режим дня, досуг, обязанности | 1 |
3 | | Беседа «Мой учитель» | 1 |
4 | | Беседа «Мои одноклассники» | 1 |
5 | | Ролевая игра «Учимся взаимопониманию» | 1 |
| Я и моё здоровье | 3 |
6 | | Беседа «Секреты здоровья» | 1 |
7 | | Спортивный конкурс | 1 |
8 | | Игра «Доктор» | 1 |
| Я и моё поведение | 17 |
9 | | Беседа «Учимся дружить», игра «Круг радости» | 1 |
10 | | Беседа «Учимся вежливости» | 1 |
11 | | Ролевая игра «Помогать просто» | 1 |
12-13 | | Практическое занятие «Радость общения» | 2 |
14 | | Беседа «Традиции гостеприимства» | 1 |
15-17 | | Ролевые игры о поведении в школе, транспорте, в музее, в театре. | 3 |
| Я и общение | 11 |
18 | | Беседа «Умеем ли мы вежливо общаться» | 1 |
19-21 | | Практические занятия «Быть честным» | 3 |
22-23 | | Ролевая игра «Помогаем друг другу» | 2 |
24-28 | | Проект «Идем дорогую добра» | 5 |
| Я и мои эмоции и чувства | 5 |
29 | | Беседа «Что такое эмоции» | 1 |
30-31 | | Игра «Хорошие манеры» | 2 |
32-33 | | Уроки вежливости «Будьте вежливы друг с другом» | 2 |
2 класс
№ урока | Дата проведения | Тема урока | Количество часов |
| Я и моё здоровье | 9 |
1 | | Праздник первого звонка. | 1 |
2-5 | | Проект «Физкультура и спорт в нашей семье» | 4 |
6-9 | | Конкурс на лучшего спортсмена | 4 |
| Я и моё поведение | 12 |
10 | | Беседа «Я и мои одноклассники», игра «Круг радости» | 1 |
11-13 | | Игровой тренинг «Подарок однокласснику», «Пьедестал почёта» | 3 |
14-15 | | Классное собрание «Мои поручения» | 2 |
16-17 | | Практическое занятие «Составляем законы классной жизни» | 2 |
18 | | Игровой тренинг «Моё отношение к школе и школьным предметам» | 1 |
19-21 | | Ролевые игры о поведении в школе, транспорте, в музее, в театре. | 3 |
| Я и общение | 8 |
22 | | Беседа «Умеем ли мы вежливо общаться» | 1 |
23-24 | | Ролевая игра «Тайны старого леса» | 2 |
25-29 | | Проект «Я и мои друзья» | 5 |
| Я и мои эмоции и чувства | 5 |
30 | | Беседа «Что такое эмоции» | 1 |
31-34 | | Проект «Люди, которыми гордиться моя семья» | 4 |
3 класс
№ урока | Дата проведения | Тема урока | Количество часов |
| Я и моё здоровье | 4 |
1. | | Беседы «Что такое здоровье?», | 1 |
2. | | «Мы выбираем здоровый образ жизни» | 1 |
3. | | «Спортивный характер. Какой он?» | 1 |
4. | | «Спортсмен -мой кумир» | 1 |
| Я и моё поведение | 3 |
5. | | Беседа «Школьник и закон» | 1 |
6. | | Игра «Знакомство с правилами жизни класса, школы». | 1 |
7. | | «Если рядом с тобой обижают человека» | 1 |
| Я и общение | 11 |
8. | | Беседа «Что такое общение?», «Умеем ли мы вежливо общаться» | 1 |
9. | | Беседа «Без друзей на свете трудно жить» | 1 |
10. | | Беседа «Если со мной не хотят общаться» | 1 |
11. | | «Как заслужить уважение окружающих людей, учителя?» | 1 |
12. | | «Какого человека называют интересным?» | 1 |
13. | | «Как заслужить доверие?» | 1 |
14. | | «Дружба» Тест «Покажи мне друга, и я скажу кто ты» | 1 |
15. | | «Я и мой класс» | 1 |
16. | | Беседа « Что такое команда», игра «Я в команде». | 1 |
17. | | Качества команды, о которой можно только мечтать | 1 |
18. | | “Коллективный портрет лидера”. Тест “Лидер ли я?” | 1 |
| Я и мои эмоции и чувства | 4 |
19. | | Беседа –рассуждение «Чувства и поступки». | 1 |
20. | | Беседа –рассуждение «Красоте человеческого сердца». | 1 |
21. | | Как воспитывать уверенность и бесстрашие. | 1 |
22. | | Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным. | 1 |
| Я и моя индивидуальность | 3 |
23. | | Десять моих «Я»: расскажи о своих качествах. | 1 |
24. | | Тест«10 ступенек»: развитие самооценки ребёнка. | 1 |
25. | | Создание автопортрета качеств | 1 |
| Я – творческая личность. | 10 |
26. | | Возможности ума человека. | 1 |
27. | | Рисуем «Мои фантазии» | 1 |
28. | | Методика «Фантастическое животное» | 1 |
29. | | Изобретатель. Выставка творческих работ. | 1 |
30-33 | | Самопрезентация | 4 |
34 | | «Новое поколение» - мы живем по законам добра! | 1 |
4 класс
№ урока | Дата проведения | Тема урока | Количество часов |
| Я и моя индивидуальность | 5 |
1. | | Беседа «Умей выбирать». | 1 |
2. | | Ролевая игра «Умей выбирать». | 1 |
3. | | Темперамент и его влияние на поведение человека. | 1 |
4. | | Темперамент и его влияние на поведение человека. Тест. | 1 |
5. | | Дискуссия «Что зависит от моего решения» | 1 |
| Я и моё здоровье | 2 |
6. | | Дискуссия «Спортивный характер. Какой он? | 1 |
7. | | Спортивный конкурс | 1 |
| Я и моё поведение | 3 |
8. | | Интерактивная игра «Если рядом с тобой обижают человека» | 1 |
9. | | Интерактивная игра «Если рядом с тобой обижают человека» | 1 |
10. | | Беседа «Школьник и закон» | 1 |
| Я и общение | 9 |
11. | | Способы успешного управления коллективом. | 1 |
12. | | Что такое компромисс. | 1 |
13. | | Что такое конфликт. | 1 |
14. | | Что такое сотрудничество. | 1 |
15. | | Как научиться проявлять инициативу. | 1 |
16. | | Как научиться публично выступать. | 1 |
17. | | Как организовать других. | 1 |
18. | | Самопрезентация по теме «Общение». | 1 |
19. | | Самопрезентация по теме «Общение». | 1 |
| Я и мои эмоции и чувства | 3 |
20. | | Беседа «Если ты обидел». | 1 |
21. | | Игровой тренинг «Как не стать равнодушным человеком» | 1 |
22. | | Как научиться управлять эмоциями. | 1 |
| Я – творческая личность | 13 |
23. | | Конкурс на лучшего чтеца. | 1 |
24. | | Выбор для спектакля русской народной сказки. Распределение ролей. | 1 |
25. | | Отработка чтения каждой роли. | 1 |
26. | | Работа над сценической речью. | 1 |
27. | | Работа над пластикой тела, осанкой, походкой. | 1 |
28. | | Изготовление декораций. | 1 |
29. | | Работа над спектаклем. | 1 |
30. | | Театрализованное представление для первоклассников. | 1 |
31-33 | | Конкурс «Мои достижения». | 4 |
34 | | Викторина «Талантливые люди планеты». | 1 |