Программа
«КАНИКУЛЫ»
МБОУ «Средняя общеобразовательная
школа №28» г. Брянска -2018
СОДЕРЖАНИЕ
Информационная карта
Пояснительная записка
Мероприятия по реализации программы «Каникулы»
Цели и задачи программы
Основные принципы программы
Механизм реализации программы
Основные формы работы с детьми в летний период
График прохождения летней трудовой практики
Школьный оздоровительный лагерь с дневным пребыванием
«Солнышко». Визитная карточка
Система контроля за реализацией программы
План по профилактике правонарушений, травматизма учащихся
МБОУ СОШ № 28 г. Брянска летом 2018 г.
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
1 | Полное название программы | Программа «Каникулы» |
| | |
2 | Авторы программы | Милякова Л.А.– заместитель директора по ВР |
3 | Организация, реализующая программу | МБОУ«Средняя общеобразовательная школа №28» г. Брянска |
4 | Адрес организации | г. Брянск проспект Московский 88 «А» |
5 | Телефон, факс, электронная почта | телефон 74-70-45, e- mail [email protected] |
6 | Цель программы | Создание благоприятных условий для активного отдыха и развития учащихся, их трудовой занятости, экологической и спортивной деятельности; укрепления здоровья детей в летний период, осуществление комплексного подхода к организации летнего отдыха и занятости учащихся. |
7 | Задачи программы | - Организация активного отдыха детей, приобретение ими конкретных умений и навыков, необходимых для участия в общественной деятельности, создание благоприятной атмосферы общения, формирование навыков толерантности; - Обеспечение включенности подростков в реальные социальные отношения; - Профилактика детской безнадзорности в каникулярное время, организация общественно – полезной занятости несовершеннолетних; - Обучение детей и подростков основам безопасности жизнедеятельности в условиях общества и общественной среды обитания - природы; - Формирование у детей осознания нравственного и правового долга, чувства ответственности за свое поведение; - Содействие формированию основ здорового образа жизни детей и подростков; - Формирование базовых предпосылок творческого развития детей, стимулирование процесса саморазвития личности ребенка; - Информационно – методическое обеспечение каникулярного отдыха, укрепление материально – технической базы; - Развитие и укрепление связей школы, семьи, общественности, учреждений дополнительного образования детей, культуры, здравоохранения в организации каникулярного отдыха детей, занятости детей и подростков. |
8 | Участники программы | Классные руководители, учителя физической культуры, педагоги дополнительного образования, библиотекарь, медицинские работники, привлеченные специалисты, старшеклассники |
9 | Концепция | формирование у детей различных возрастных групп и категорий мотивации к познанию и творчеству, способствовать созданию условий для реализации уникального социально-воспитательного потенциала взаимодействия детей, педагогов, родителей, развитию организованного, а также организации отдыха как возможности наиболее эффективного использования свободного времени для формирования здорового образа жизни, творческого и интеллектуального развития личности |
10 | Приоритетные направления деятельности | культурно-досуговая, социально-педагогическая, физкультурно-оздоровительная, экологическая, гражданско-патриотическая и экскурсионно-краеведческая. умственная трудовая |
11 | Формы организации работы по направлениям | Коллективно-творческие дела, линейки, концерты, викторины, дискотеки, беседы, игры, экскурсии, походы, конкурсы, праздники, дни здоровья. |
12 | Ожидаемые результаты | - для реализации и развития разносторонних интересов и увлечений детей в каникулярный период; - для укрепления здоровья детей, привития навыков здорового и безопасного образа жизни; - профилактика правонарушений; - предполагается сокращение детского и подросткового травматизма в летний и другие каникулярные периоды, сокращение детской и подростковой преступности. |
13 | Сроки реализации | Программа рассчитана на июнь - август2018 года. |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Лето - это замечательное время года, время долгожданных летних каникул, когда дети иначе воспринимают окружающий мир и все, что в нем происходит. Открывают себя в этом мире, осваивают летнее пространство времени. Лето - это период, когда дети могут «сделать свою жизнь» полной интересных знакомств, полезных увлечений и занятий, когда им предоставляется уникальная возможность развития творчества, удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей.Именно поэтому летний отдых детей всегда был и остается важной и непростой как в организационном, так и в содержательном планах проблемой для общества, педагогов и родителей.
Организация отдыха, оздоровления, занятости детей и подростков является одним из приоритетных направлений воспитательной работы МБОУ СОШ №28 г. Брянска, цель которой – реализация государственных мероприятий в области защиты детства.
В системе образования каникулы играют весьма важную роль для развития, воспитания и оздоровления детей и подростков. В школе сложилась определённая традиционная система в организации каникулярного отдыха. Воспитательная ценность системы состоит в том, что она создаёт условия для педагогически целесообразного, эмоционально привлекательного досуга школьников, восстановления их здоровья, удовлетворения потребностей в новизне впечатлений, творческой самореализации, общении и самодеятельности в разнообразных формах, включающих труд, познание, искусство, культуру, игру и другие сферы возможного самоопределения.
Организация воспитательной работы в каникулы в рамках Программы «Каникулы» предполагает сочетание разноплановой деятельности, различных направлений воспитания и развития детей, поскольку предполагает действовать в интересах каждого.
Все направления работы в каникулы – физкультурно-оздоровительное, туристско-краеведческое, трудовое и др. – имеют познавательный характер. Организация досуга, игровая деятельность должны побуждать к приобретению новых знаний, к серьёзным размышлениям.
Разумное сочетание отдыха и труда, спорта и творчества дисциплинирует ребёнка, балансирует его мышление и эмоции.
Составляя план работы по организации каникулярного отдыха учащихся, школа ставит перед собой задачи по охвату большего количества детей организованным отдыхом, с привлечением родителей.
Большое внимание уделяется созданию необходимых условий для обеспечения непрерывного воспитательного процесса в области безопасного дорожного движения и правил техники безопасности школьников.
МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «КАНИКУЛЫ»
Мероприятия программы | Исполнители | Сроки исполнения |
1.Создание оптимальных условий для организации каникулярного отдыха учащихся школы. |
1.1 А) Составление плана работы по организации каникулярного отдыха учащихся школы. Б) Совещание при директоре школы В) Совещание классных руководителей
| Администрация школы | Май
Апрель Апрель
|
1.2 Создание сферы досуга для учащихся школы и родителей в каникулярный период | Администрация школы | В каникулярное время |
1.3 Вовлечение подростков в социально- полезную деятельность через: - трудовую практику; - временное трудоустройство несовершеннолетних; -школьный оздоровительный лагерь с дневным пребыванием | Администрация школы | В каникулярное время |
2.Обновление содержания и форм работы по организации каникулярного отдыха учащихся. |
2.1 Приоритетное развитие массового участия детей: - в творческой деятельности; - в экологическом движении; - в спортивных мероприятиях. | Администрация школы | В каникулярное время |
2.2 Участие учащихся школы в городских праздниках для детей и их родителей. | Администрация школы. | В каникулярное время |
2.3.Организация лагеря с дневным пребыванием на базе школы. | Администрация школы. | В летнее время |
3.Совершенствование уровня кадрового обеспечения и деятельности школьного оздоровительного лагеря с дневным пребыванием. |
3.1 А) Организация подготовки кадров,занимающихся организацией отдыха детей в каникулярное время. Б) Консультации, индивидуальная работа с педагогическим коллективом по вопросам содержания программы и деятельности лагеря В) Проведение производственных совещаний по видам инструктажа | Администрация школы Начальник лагеря
Начальник лагеря | Апрель-май
Май
Май |
4.Создание материально-технических условий. |
4.1 Укрепление материально-технической базы школы по направлениям деятельности. | Администрация школы. | В течение года |
4.2 Оборудование спортивной площадки на территории школы. | Администрация школы | В течение года. |
5. Информационное и научно-методическое обеспечение. |
5.1 Создание методической копилки для накопления и обобщения опыта организации каникулярного отдыха учащихся школы. | Зам. директора по ВР | В течение года |
5.2 Подготовка методических рекомендаций по организации каникулярного отдыха учащихся совместно с родителями. | Зам. директора по ВР | В течение года |
5.3. Отражение реализации программы, хода летней оздоровительной кампании на сайте школы. | Зам. директора по ВР Начальник лагеря | В каникулярное время |
6. Оздоровление и профилактика заболеваний. |
6.1 Организация медицинских осмотров детей перед началом оздоровительного лагеря, выявление и учёт детей, нуждающихся в медицинской помощи. | Медицинская сестра | В каникулярное время |
6.2 Организация работы с детьми и подростками, связанной с предупреждением вредных привычек | Зам. директора по ВР. | В каникулярное время |
6.3 Санитарно-просветительская работа с детьми. | Медицинская сестра | В каникулярное время |
6.4 Проведение мероприятий, направленных на профилактику заболеваний. | Администрация школы | В каникулярное время |
6.5. Оздоровление и трудоустройство детей «группы риска» | Администрация школы | В течение года |
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель: создание благоприятных условий для активного отдыха и развития учащихся, их трудовой занятости, экологической и спортивной деятельности; укрепления здоровья детей в летний период, осуществление комплексного подхода к организации летнего отдыха и занятости учащихся.
Задачи:
- Организация активного отдыха детей, приобретение ими конкретных умений и навыков, необходимых для участия в общественной деятельности, создание благоприятной атмосферы общения, формирование навыков толерантности;
- Обеспечение включенности подростков в реальные социальные отношения;
- Профилактика детской безнадзорности в каникулярное время, организация общественно – полезной занятости несовершеннолетних;
- Обучение детей и подростков основам безопасности жизнедеятельности в условиях общества и общественной среды обитания - природы;
- Формирование у детей осознания нравственного и правового долга, чувства ответственности за свое поведение;
- Содействие формированию основ здорового образа жизни детей и подростков;
- Формирование базовых предпосылок творческого развития детей, стимулирование процесса саморазвития личности ребенка;
- Информационно – методическое обеспечение каникулярного отдыха, укрепление материально – технической базы;
- Развитие и укрепление связей школы, семьи, общественности, учреждений дополнительного образования детей, культуры, здравоохранения в организации каникулярного отдыха детей, занятости детей и подростков.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ
Программа основывается на следующих принципах:
- Принцип участия: привлечение детей к непосредственному и сознательному участию в целенаправленной деятельности по оздоровлению своего организма, рациональному использованию свободного времени, вовлечение родителей в целенаправленную деятельность по формированию у детей здоровых привычек, вовлечение детей в различные объединения, в проведение активного отдыха, в создание благоприятной атмосферы общения;
- Принцип социальной компенсации: обеспечение социальной и правовой защищенности детей и подростков, находящихся в семьях, требующих социальной поддержки;
- Принцип гарантий: реализация конституционных прав детей и подростков на медицинское обслуживание, выполнение государственных гарантий, направленных на здравоохранение и здравоукрепление подрастающего поколения.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Г лавная идея программы в организации разнообразной общественно - значимой досуговой деятельности и в свободе выбора деятельности как необходимого условия самостоятельного, творческого развития и самореализации ребенка.
Главные принципы программы:
- добровольность,
- самоценность каждого ребенка,
- детская самодеятельность,
- атмосфера сотрудничества, содружества и сотворчества,
- полноценное и активное общение.
Содержание программы предполагает использование различных форм деятельности, которые осуществляются на 3 уровнях:
1. Массовом (общешкольные мероприятия, экскурсии, праздники, фестивали, и т. д.);
2. Групповом (огоньки, игры-эстафеты, командные конкурсные игровые шоу - программы, тренинги и т.д.);
3. Индивидуальном (трудовая деятельность, кружковая деятельность и т.д.).
Для реализации программы разработан механизм, который представлен в виде модулей:
1. Организационный модуль.
- планирование;
- подготовка к лагерной смене;
- оформление лагеря;
- подготовка материальной базы;
- определение обязанностей;
- подготовка к сдаче приемной комиссии.
- организация питания в школьном оздоровительном лагере
2. Оздоровительный модуль.
- утренняя зарядка;
- встречи с медицинским работником;
- влажная уборка, проветривание;
- беседы о вредных привычках;
- организация питания воспитанников;
- спортивные праздники;
- экскурсии;
- подвижные игры;
3. Творческий модуль
- коллективно-творческая деятельность;
- участие в мероприятиях;
- работа творческих мастерских;
- экскурсии;
- конкурсы;
- викторины.
4. Патриотический модуль
- беседы;
- посещение мест Боевой Славы, музеев
5. Нравственно-экологический модуль
- экскурсии наприроду;
- беседы о нравственности;
- экологический КВН;
- викторины, конкурсы;
- мероприятия.
6. Социально-психологический модуль
- диагностика;
- тестирование;
- индивидуальные беседы;
- групповая работа;
- анкетирование.
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД
Школьный оздоровительный лагерь с дневным пребыванием
«Солнышко»
В настоящее время одним из приоритетных направлений в сфере каникулярного отдыха детей и подростков является организация оздоровительных лагерей с дневным пребыванием.
Оздоровительный лагерь является учреждением для учащихся от 7 до 15 лет, в котором сочетается оздоровление, организованный досуг, общественно полезный труд, разумный отдых. Лагерь «Солнышко» организуется на время летних каникул (июнь, июль). В лагере предоставляется возможность каждому ребенку, подростку удовлетворить свои интересы, раскрыть способности и возможности, попробовать себя в различной сфере деятельности.
Программа лагерной смены разрабатывается в организационный период подготовки оздоровительной кампании педагогами, за которым закреплена смена.
Временное трудоустройство
Временное трудоустройство организуется в июне для подростков 14-17 лет включительно при взаимодействии МБОУ СОШ № 28 г. Брянска с Центром занятости населения Фокинского района г. Брянска.
Цели:
-формирование и закрепление трудовых навыков;
-развитие коллективистских отношений;
-создание условий для самореализации обучающихся;
-организация досуга обучающихся.
Летняя трудовая практика
Летняя практика организуется для учащихся 6-8, 10 классов на пришкольной территории.
.
ГРАФИК ПРОХОЖДЕНИЯ ЛЕТНЕЙ ТРУДОВОЙ ПРАКТИКИ УЧАЩИХСЯ МБОУ СОШ № 28 г .Брянска
№ | Класс | Классный руководитель | Дата прохождения практики |
-
| 6а | Галушко Т.Н. | 09-13.07 |
-
| 6б | Полякова Л.И. | 16-20.07 |
-
| 6в | Мельникова М.Н. | 23-27.07 |
-
| 6г | Реброва М.М. | 13-17.08 |
-
| 7а | Максименко Т.В. | 02.-06.07 |
-
| 7б | Чжан Е.П. | 30.07-03.08 |
-
| 7в | Милякова Л.А. | 02.-06.07 |
-
| 7г | Подуражко И.Н. | 06.10.08 |
-
| 8а | Бутырева В.В. | 04-15.06 |
-
| 8б | Курилина С.М. | 18.06-29.06 |
-
| 8в | Голосова Е.А. | 04-15.06 |
-
| 9а,б,в (будущий 10 класс) | Варданян Ю.В. | 30.07-10.08 |
-
| 10 | Алексанкина И.Н. | 18.06-29.06 |
Школьный оздоровительный лагерь с дневным пребыванием
«Солнышко»
Визитная карточка
Название лагеря: Школьный оздоровительный лагерь с дневным пребыванием
«Солнышко»
Тип лагеря: лагерь с дневным пребыванием.
Профиль лагеря: комплексный.
Модель лагеря: разновозрастное объединение школьников.
Кадры: педагоги, медицинский работник.
Продолжительность смены: 18 дней
Количество смен: 2 смены
Название проводящей организации: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 28» г. Брянска
Адрес: г. Брянск проспект Московский 88 «А»
Телефоны: 74-70-45
Возраст участников: 7-15 лет
Количество детей в смене: 90 человек в первой смене, 15 человек во второй.
Источник финансирования: областной бюджет, городской бюджет, родительская доля.
Сроки проведения: июнь, июль.
Условия участия в программе: добровольность, взаимопонимание, должностная субординация.
Цель: создание условий для полноценного отдыха и оздоровления обучающихся школы, развитие кругозора и творческой активности ребят, укрепление физического, психического и эмоционального здоровья детей.
Задачи:
создание условий для организованного отдыха детей,
- приобщение детей к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления,
- формирование культурного поведения,
- формирование навыков общения и толерантности.
Запланировано2 оздоровительных смены лагеря, продолжительность каждой составляет 18 дней.
Общее количество воспитанников 105 человек
Категории воспитанников - обучающиеся из малообеспеченных, многодетных, неполных семей, одаренные дети, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации.
Сроки проведения:
1 июня -28 июня 2018 года, 1 июля------
Основные направления и содержание деятельности школьного оздоровительного лагеря с дневным пребыванием
Направление | Задачи | Форма работы |
Спортивно-оздоровительное | создание условий для сохранения и укрепления здоровья, воспитание негативного отношения к вредным привычкам | утренняя зарядка, спортивные соревнования |
Экологическое | расширить знания детей об окружающей природе, развивать нравственные черты личности через общение с природой | беседы, викторины, праздники, экскурсии |
Художественно-эстетическое | развитие творческих способностей детей и подростков, развитие лидерских качеств | конкурсы, организация отрядных дел, деловые игры, праздник и познавательные дела |
Трудовое | воспитание труженика-созидателя, привитие уважения к труду | трудовой десант, выставки поделок, организация дежурства по лагерю |
Принципы программы:
1. Принцип гуманизации отношений – построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху.
2. Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности . Результат этого принципа- сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.
3. Принцип демократичности – участие всех детей в программе развития творческих способностей
4. Принцип дифференциации воспитания- отбор содержания, форм, методов воспитания в соответствии с индивидуально- психологическими особенностями детей, взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня, активное участие детей во всех видах деятельности
5. Принцип комплексности оздоровления и воспитания- чёткое распределение времени на организацию оздоровительной и воспитательной работы
6. Принцип личностного Я – развитие детского самоуправления
7. Принцип уважения и доверия- добровольное включение ребёнка в ту или иную деятельность, доверие ребёнку в выборе средств достижения поставленной цели, учёт интересов и индивидуальных вкусов ребенка.
Система контроля за реализацией программы
№ п/п | Мероприятие | Срок проведения | Ответственные |
1. | Опрос родителей на выявление пожеланий по организации деятельности детского лагеря. | Апрель | Начальник лагеря |
2. | Анкетирование детей в организационный период с целью выявления их интересов, мотивов пребывания в лагере. | 1 день смены | учителя |
3. | Ежедневное отслеживание настроения детей, удовлетворенности проведенными мероприятиями. | В течение смены | Начальник лагеря, отрядные воспитатели |
4. | Анкетирование детей в конце смены, позволяющее выявить оправдание ожиданий. | Последний день смены | Начальник лагеря |
В течение смены ведется ежедневная самооценка участников смены относительно эмоционального личного состояния, уровня развития коллектива; педагогическим коллективом проводится ежедневная диагностика эмоционального состояния участников смены, в течение смены проводится наблюдение за приоритетными видами деятельности участников, ведутся рабочие педагогические дневники
План
по профилактике правонарушений, травматизма учащихся
МБОУ СОШ № 28 г. Брянска летом 2018 г.
Дата | мероприятия | ответственные |
24 – 29 мая | Инструктаж по ТБ на летний период | Классные руководители |
1 июня | Вводный инструктаж по ТБ , противопожарной безопасности и ПДД на период работы лагеря . Учебная эвакуация. | Начальник лагеря |
1 июня | Беседа по ознакомлению с правилами пребывания в лагере, с режимом. | Начальник лагеря |
1 июня | Маршрутный лист «Мой дом – мой лагерь». Инструктаж по ПДД «Безопасная дорога домой» | Воспитатели |
4 июня | Инструктаж по ТБ: правила электробезопасности | Воспитатели |
4 июня | Инструктаж по ТБ: правила электробезопасности | Воспитатели |
5 июня | Инструктаж по ТБ при проведении массовых мероприятий | Воспитатели |
5 июня | Беседа «Правила поведения с незнакомыми людьми | Воспитатели |
6 июня | Инструктаж по ТБ по правилам безопасного поведения в транспорте | Воспитатели |
6 июня | Лекторий «Безопасность на воде» | Воспитатели |
7 июня | Инструктаж по ТБ по профилактике негативных ситуаций во дворе, дома, в общественных местах | Воспитатели |
7 июня | Инструктаж по ПДД «Безопасная езда на велосипеде» | Воспитатели |
8 июня | Инструктаж по ТБ при проведении спортивных мероприятий | Воспитатели |
8 июня | Инструктаж по ТБ при обращении с бездомными животными | Воспитатели |
9 июня | Инструктаж по ТБ при проведении массовых мероприятий | Воспитатели |
9 июня | Беседа «Улица полна неожиданностей» | Воспитатели |
13 июня | Инструктаж по ТБ «Правила безопасности на объектах ж-д транспорта» | Воспитатели |
13 июня | Беседа «Ты остался дома один» | Воспитатели |
14 июня | Инструктаж по ТБ «Правила безопасности в экстремальных ситуациях» | Воспитатели |
14 июня | Инструктаж по ПДД «Безопасная дорога домой» | Воспитатели |
15 июня | Инструктаж по ТБ «Безопасность на воде» | Воспитатели |
15 июня | Инструктаж по ППБ «Детские шалости и их последствия» | Воспитатели |
18 июня | Инструктаж по ТБ при проведении массовых мероприятий | Воспитатели |
18 июня | Беседа «Что такое хорошо и что такое плохо» (профилактика правонарушений | Воспитатели |
19 июня | Инструктаж по ТБ «Правила безопасности в экстремальных ситуациях» | Воспитатели |
19 июня | Беседа «Один на улице» | Воспитатели |
20 июня | Инструктаж по ТБ при проведении подвижных игр | Воспитатели |
20 июня | Беседа «Правила поведения в кинотеатре» . | Воспитатели |
20 июня | Знакомство с памяткой " Безопасность в сети Интернет» | Воспитатели |
21 июня | Инструктаж по ТБ по профилактике негативных ситуаций во дворе, дома, в общественных местах | Воспитатели |
21 июня | Инструктаж по ПДД «Будем внимательными на дороге» | Воспитатели |
22 июня | Инструктаж по ТБ «Правила безопасного поведения в транспорте» | Начальник лагеря |
22 июня | Инструктаж по ППБ «Детские шалости и их последствия» | Воспитатели |
25 июня | Инструктаж по ТБ при проведении массовых мероприятий | Воспитатели |
25 июня | Лекторий «Защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях» | Воспитатели |
26 июня | Инструктаж по ТБ «Правила безопасного поведения на ж-д транспорте» | Воспитатели |
26 июня | Беседа «Ты остался один дома» | Воспитатели |
27 июня | Инструктаж по ТБ во время летних каникул | Начальник лагеря |
27 июня | Инструктаж по ПДД «Будем внимательными на дороге» | Воспитатели |