Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности детей, учебная деятельность требует от ребенка определенной степени подготовленности и в физиологическом, и в социальном отношении. У некоторых детей в связи с обучением в школе возникает большое количество трудностей и проблем, формируются неадекватные механизмы приспособления к школе – школьная дезадаптация. Такие дети нуждаются в психологической помощи.
Коррекционные возможности арт-терапии обусловлены предоставлением ребёнку с ограниченными возможностями здоровья условий для самопознания, самовыражения и саморазвития. Созданные ребенком в процессе арт-терапии творческие работы и их признание взрослыми повышают его самооценку и степень его самопринятия.
Арт-терапевтические методики в психокоррекции способствуют гармонизации личности с проблемами через развитие способностей самовыражения и самопознания. Обеспечивают коррекцию психоэмоционального состояния ребенка посредством соприкосновения с искусством.
В основе создания ребенком продукта в процессе арт-терапии лежит стремление к исследованию окружающего мира через символизацию его в особой форме, конструирование мира в виде рисунков, образов, историй.
Процесс создания любого творческого продукта базируется на таких психологических функциях, как активное восприятие, продуктивное воображение, фантазия и символизация.
Программа направлена на коррекцию недостатков эмоционально-волевой сферы младших школьников с интеллектуальными нарушениями средствами арт-терапии.
Основная цель – гармонизация развития личности через предоставление социально приемлемого выхода агрессии и других негативных чувств средствами арт-терапии.
Накапливая определенные моменты проживания и фиксации на каком-либо чувстве, ребёнок может создать свой собственный «эмоциональный фонд», с помощью которого он сможет ориентироваться в собственных чувствах и чувствах других людей.
- формирование навыков понимания собственного эмоционального состояния, выражение своих чувств и распознавание чувств других людей средствами арт-терапии;
- формирование и развитие навыков социального поведения.
В работе по преодолению эмоциональных и коммуникативных трудностей можно использовать 2 основные формы арт-терапии:
Арт-терапия - терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием, используется для психологической коррекции детей с трудностями в обучении и социальной адаптации.
Изобразительное творчество помогает ребенку ощутить и понять самого себя. Выразить свободно свои мысли и чувства, мечты и желания, освободиться от негативных переживаний прошлого.
Рисование развивает чувственно-двигательную координацию, так как требует согласованного участия всех психических функций. Рисование участвует в согласовании межполушарного взаимодействия, поскольку в процессе рисования активизируется конкретно-образное мышление, связанное, в основном, с работой правого полушария, и абстрактно-логическое, за которое ответственно левое полушарие.
Будучи напрямую сопряжено с важнейшими функциями (зрение, двигательная координация, речь, мышление), рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой.
Арт-терапевтическая работа предполагает большой набор различных изобразительных материалов:
- для создания коллажей или объемных композиций используются журналы, газеты, цветная бумага, открытки и др.;
- кисти разных размеров, губки для закрашивания больших пространств, ножницы, нитки, клей, скотч.
Программа состоит из 33 занятий и проводится 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия – 25 минут.
1 этап – свободная активность перед собственно творческим процессом – непосредственное переживание;
2 этап – процесс творческой работы – создание феномена, визуальное представление;
3 этап – дистанцирование, процесс рассматривания, направленный на достижение интенционального видения;
4 этап – вербализация чувств, мыслей, возникших в результате рассматривания творческой работы.
Перед каждым занятием необходимо повторение, что занятие арт-терапии – не урок изобразительного искусства, здесь нет «правильного» и «неправильного», что существует множество способов выразить мысли, идеи, чувства:
- сочетая все эти способы.
На занятиях методы изотерапии сочетаются с элементами сказкотерапии, музыкальной терапии, игротерапии.
Раздел «Я» способствует формированию позитивного отношения к своему «Я»; повышению уверенности в себе.
Раздел «Мои чувства» учит детей понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей; способствует гармонизации психоэмоционального состояния; снижению уровня тревожности и агрессивности.
Раздел «Я и общество» способствует сплочению коллектива, закреплению полученных знаний, развитию умения передавать эмоции художественными средствами.
Коррекционный курс «Арт-терапия» включен в состав коррекционно-развивающей области учебного плана. Коррекционный курс исходит из психофизических особенностей обучающихся с интеллектуальными нарушениями, разработан с учетом рекомендаций ПМПК и ИПР инвалида. Коррекционный курс обеспечивает удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с интеллектуальными нарушениями и необходимую коррекцию недостатков в психическом развитии.
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувства других людей.
- формирование умения выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации;
- повышение социального статуса ребенка в коллективе.
Вводное занятие. Автобиография. Прошлое – настоящее – будущее. Моя неделя, мой день, моя жизнь. Космический корабль. Безопасные места. Стороны моего «Я». Исполнение мечты. Я хочу… Моя любимая вещь. Мой сон. Мои роли. Воображаемый зверь. Что мне в себе нравится… Мой портрет в лучах солнца.
Моё настроение. Чувства. Ларец счастья. Сундук того, что меня огорчает. Противоположные чувства. Мои желания. Карта моего тела. Рисунки тела.
Дружба. Портреты того, что внутри и снаружи. Преодоление. Я хочу – я могу сделать. Опиши и нарисуй. Прекрасный сад. Готовим салат. Следуй за лидером. Поэтапный рисунок.
№ | Дата | Наименование раздела; тема занятия | Элементы содержания занятия | Виды деятельности | Планируемые результаты | Оборудование |
Предметные | Личностные |
1. | | Обследование детей. Комплектование групп. Тест «Дом. Дерево. Человек». (1 ч) | Тест «Дом. Дерево. Человек». (1 ч) | Диагностика | формирование представлений о регуляции собственной деятельности; формирование представлений об эмоциях и их способах выражения; развитие понимания собственного эмоционального состояния; формирование умения выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации; развитие умения передавать эмоции художественными средствами; формирование представлений о позитивном взаимодействии; развитие сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов; гармонизация психоэмоционального состояния; снижение уровня тревожности и агрессивности; формирование позитивного отношения к своему «Я»; повышение уверенности в себе; развитие самостоятельности; формирование навыков самоконтроля; повышение социального статуса ребенка в коллективе. | владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувства других людей | Листы бумаги формата А4, простые и цветные карандаши, ластики |
| | Я (12 ч) | | | | | |
2. | | Вводное занятие. Автобиография | 1.Приветствие. 2.Беседа. Знакомство с правилами. 3. Сообщение темы и задач занятия. 4.Рисование на тему «Автобиография». 5. Обсуждение рисунков. 6.Релаксация. 7.Упражнение «Эхо». 8.Итог занятия. Рефлексия. | Беседа, арт-терапия, релаксация, упражнение на развитие наблюдатель-ности | формирование учебной мотивации; развитие умения передавать эмоции художественными чувствами | формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; | Листы бумаги, краски, цветные карандаши, кисточки, баночки для воды |
3. | | Прошлое – настоящее - будущее. | 1.Приветствие. 2.Упражнение «Если бы я был…» 3.Сообщение темы и задач занятия. 4.Рисование на тему «Прошлое – настоящее - будущее». 5. Обсуждение рисунков. 4.Релаксация. 5.Рефлексия. | Арт-терапия, игротерапия, релаксация | повышение уверенности в себе; развитие самостоятельности; развитие умения передавать эмоции художественными чувствами | формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; | Листы бумаги, краски, цветные карандаши, кисточки, баночки для воды |
4. | | Моя неделя, мой день, моя жизнь. | 1.Приветствие 2.Упражнение «Птенцы». 3. Сообщение темы и задач занятия. 4.Рисование на тему «Моя неделя, мой день, моя жизнь» 5.Обсуждение. 6.Релаксация 7.Итог занятия. Рефлексия. | Упражнение на развитие невербальных средств общения, арт-терапия, релаксация | развитие умения передавать эмоции художественными чувствами | формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; | Листы бумаги, краски, цветные карандаши, кисточки, баночки для воды |
5. | | Космический корабль. | 1.Приветствие. 2.Упражнение «Радио» 3.Сообщение темы и задач занятия. 4.Рисование на тему «Космический корабль». 5.Обсуждение Релаксация. 6.Релаксация 7. Итог занятия. Рефлексия. | Арт-терапия, игра на развитие наблюдатель-ности, релаксация | развитие умения передавать эмоции художественными чувствами | владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувства других людей. | Листы бумаги, краски, цветные карандаши, кисточки, баночки для воды |
6. | | Безопасные места | 1.Приветствие. 2.Упражнение «Спектрокарты» 3.Сообщение темы и задач занятия. 4. Рисование на тему «Безопасные места». 5.Обсуждение. 6.Релаксация. 7.Итог занятия. Рефлексия | Арт-терапия, фототерапия, релаксация | развитие умения передавать эмоции художественными чувствами; формирование умения выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации; | развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувства других людей. | Листы бумаги, краски, кисточки, баночки для воды, спектрокарты |
7. | | Стороны моего «Я» | 1.Приветствие. 2.Упражнение «Угадай-ка» 3.Сообщение темы и задач занятия. 4.Рисование на тему «Стороны моего «Я». 5.Обсуждение 6.Релаксация. 7.Игра «Я очень хорошая». 8. Итог занятия. Рефлексия. | Упражнение на тренировку внимания и умения отследить состояние человека по мимике и пантомимике, арт-терапия, релаксация, упражнение на развитие уверенности в себе | развитие умения передавать эмоции художественными чувствами; формирование умения выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации; развитие уверенности в себе | развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувства других людей. | Листы бумаги, краски, кисточки, баночки для воды |
8. | | Исполнение мечты. | 1.Приветствие 2. Упражнение «Три желания» 3.Сообщение темы и задач занятия. 4. Рисование на тему «Исполнение мечты» 5.Обсуждение. 6. Релаксация. 7.Итог занятия. Рефлексия. | Упражнения на создание положительного эмоционального фона, снятие напряжения, изготовление кукол из бумаги | развитие умения передавать эмоции художественными чувствами | развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувства других людей. | Листы бумаги, простые и цветные карандаши, |
9. | | Я хочу… | 1.Приветствие. 2.Упражнение «Цветик-семицветик» 3.Сообщение темы и задач занятия. 4. Рисование на тему «Я хочу…». 5.Обсуждение 6. Релаксация. 7.Итог занятия. Рефлексия. | Арт-терапия, релаксация | развитие умения передавать эмоции художественными чувствами; формирование умения выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации; | развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувства других людей. | Листы бумаги, краски, цветные карандаши, кисточки, баночки для воды |
10. | | Моя любимая вещь. | 1.Приветствие. 2. Упражнение «Я люблю…» 3.Сообщение темы и задач занятия. 4.Рисование на тему «Моя любимая вещь» 5.Обсуждение 6.Релаксация. 7. Итог занятия. Рефлексия. | Арт-терапия, релаксация, | формирование умения выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации; развитие умения передавать эмоции художественными чувствами | развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувства других людей. | Листы бумаги, краски, цветные карандаши, кисточки, баночки для воды |
11. | | Мой сон. | 1.Приветствие. 2.Упражнение «Слушай своё имя» 3.Сообщение темы и задач занятия. 4.Рисование на тему «Мой сон». 5.Обсуждение. 6.Релаксация 7. Итог занятия. Рефлексия. | Релаксация, арт-терапия | формирование умения выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации; развитие умения передавать эмоции художественными чувствами | развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувства других людей. | Листы бумаги, краски, цветные карандаши, кисточки, баночки для воды |
12. | | Мои роли | 1.Приветствие. 2.Игра «Мимическая гимнастика» 3.Сообщение темы и задач занятия. 4. Рисование на тему «Мои роли» 5. Обсуждение. 6. Релаксация. 7. Итог занятия. Рефлексия. | Мимическая гимнастика, арт-терапия. | развитие понимания собственного эмоционального состояния; формирование умения выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации; гармонизация психоэмоционального состояния; снижение уровня агрессивности; развитие умения передавать эмоции художественными средствами | развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувства других людей. | Листы бумаги, краски, цветные карандаши, кисточки, баночки для воды |
13. | | Воображаемый зверь | 1.Приветствие. 2.Игра «Пиктограмма» 3.Сообщение темы и задач занятия. 4.Рисование на тему «Воображаемый зверь». 5.Обсуждение работ. 6.Релаксация. 7. Итог занятия. Рефлексия. | Арт-терапия, игра на распознавание эмоций по мимике, релаксация | формирование представлений об эмоции «злость» и способах выражения злости; развитие понимания собственного эмоционального состояния; формирование умения выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации | развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувства других людей. | Листы бумаги, краски, цветные карандаши, кисточки, баночки для воды |
14. | | Что мне в себе нравится… | 1.Приветствие. 2.Игра «Пиктограмма» 3.Сообщение темы и задач занятия. 4.Рисование на тему «Что мне в себе нравится…». 5.Обсуждение работ. 6.Релаксация. 7. Итог занятия. Рефлексия. | Арт-терапия, игра на распознавание эмоций по мимике, релаксация | развитие понимания собственного эмоционального состояния; формирование умения выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации; гармонизация психоэмоционального состояния; снижение уровня агрессивности; развитие умения передавать эмоции художественными средствами | развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувства других людей. | Листы бумаги, краски, цветные карандаши, кисточки, баночки для воды |
15. | | Мой портрет в лучах солнца | 1.Приветствие. 2.Релаксация «Полёт» 3.Сообщение темы и задач занятия. 4.Рисование на тему «Мой портрет в лучах солнца». 5.Обсуждение работ. 6. Итог занятия. Рефлексия. | Арт-терапия, релаксация | развитие понимания собственного эмоционального состояния; формирование умения выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации; гармонизация психоэмоционального состояния; снижение уровня агрессивности; развитие умения передавать эмоции художественными средствами | развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувства других людей. | Листы бумаги, краски, цветные карандаши, кисточки, баночки для воды |
16. | | Обследование детей. Тест «Дом. Дерево. Человек». (1 ч) | Тест «Дом. Дерево. Человек». | Диагностика | формирование представлений о новом социальном статусе ученика; формирование представлений о регуляции собственной деятельности; формирование представлений об эмоциях и их способах выражения; развитие понимания собственного эмоционального состояния; формирование умения выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации; развитие умения передавать эмоции художественными средствами; формирование представлений о позитивном взаимодействии; развитие сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов; гармонизация психоэмоционального состояния; снижение уровня тревожности и агрессивности; формирование позитивного отношения к своему «Я»; повышение уверенности в себе; развитие самостоятельности; формирование навыков самоконтроля; повышение социального статуса ребенка в коллективе. | овладение начальными навыками адаптации; владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувства других людей | Листы бумаги формата А4, простые и цветные карандаши, ластики |
| | Раздел 2. «Мои чувства» (8 ч). | | | | | |
17. | | Моё настроение | 1.Приветствие. 2.Упражнение «Волшебный мешок» 3.Сообщение темы и задач занятия. 4.Рисование на тему «Моё настроение» (рисуем эмоции пальцами) 5.Обсуждение. 6.Релаксация. 7. Итог занятия. Рефлексия. | Упражнения на осознание своего эмоционального состояния и освобождение от негативных эмоций, пальцеграфия | формирование развитие понимания собственного эмоционального состояния; формирование умения выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации; развитие умения передавать эмоции художественными средствами | развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувства других людей. | Листы бумаги |
18. | | Чувства | 1.Приветствие. 2.Упражнение «Дневник настроений». 3. Сообщение темы и задач занятия. 4.Рисование настроения музыки на тему «Чувства» 5.Обсуждение работ. 6.Релаксация. 7.Итог занятия. Рефлексия | Арт-терапия, музыкальная терапия | развитие понимания собственного эмоционального состояния; формирование умения выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации; развитие умения передавать эмоции художественными средствами | развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувства других людей. | Листы бумаги, краски, цветные карандаши, кисточки, баночки для воды, компьютер, музыкальное сопровождение |
19. | | Ларец счастья | 1.Приветствие. 2.Упражнение «Я счастлив, когда…» 3.Сообщение темы и задач занятия. 4. Рисование на тему «Ларец счастья» 5.Выставка работ и их обсуждение. 6.Релаксация 7. Итог занятия. Рефлексия. | Арт-терапия, релаксация | развитие умения передавать эмоции художественными средствами | владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувства других людей. | Листы бумаги, цветные карандаши, журналы, клей, ножницы |
20. | | Сундук того, что меня огорчает | 1.Приветствие. 2.Упражнение «Незаконченные предложения» 3.Сообщение темы и задач занятия. 4.Рисование на тему «Сундук того, что меня огорчает». 5.Обсуждение. 6.Релаксация. 7.Итог занятия. Рефлексия | Упражнения на релаксацию, арт-терапия. | развитие умения передавать эмоции художественными средствами | владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувства других людей. | Листы бумаги, краски, цветные карандаши, кисточки, баночки для воды |
21. | | Противоположные чувства | 1.Приветствие. 2.Упражнение «Противоположные чувства» 3.Сообщение темы и задач занятия. 4. Рисование на тему «Противоположные чувства» 5.Обсуждение 6.Релаксация. 7.. Итог занятия. Рефлексия. | Упражнения на развитие умения передавать эмоции художественны-ми средствами, релаксация | развитие умения передавать эмоции художественными средствами; формирование представлений о позитивном взаимодействии. | владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; | Листы бумаги, краски, цветные карандаши, кисточки, баночки для воды |
22. | | Мои желания | 1.Приветствие. 2.Упражнение «Нехочуха» 3.Сообщение темы и задач занятия. 4. Рисование «Мои желания». 5.Обсуждение. 6.Релаксация. 7. Итог занятия. Рефлексия. | Упражнения на развитие умения передавать эмоции художественны-ми средствами, на сплочение коллектива | развитие умения передавать эмоции художественными средствами; формирование представлений о позитивном взаимодействии. | владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; | Листы бумаги, краски, цветные карандаши, кисточки, баночки для воды |
23. | | Карта моего тела. | 1.Приветствие. 2. Упражнение «Способы повышения настроения» 3.Сообщение темы и задач занятия. 4.Рисование на тему «Карта моего тела» 5. Обсуждение. 6.Релаксация. 7. Итог занятия. Рефлексия. | Упражнения на развитие умения передавать эмоции художественны-ми средствами, | развитие умения передавать эмоции художественными средствами; | владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; | Лист бумаги, цветные карандаши, компьютер, музыка для релаксации |
24. | | Рисунки тела. | 1.Приветствие. 2.Упражнение «Зеркало». 3.Сообщение темы и задач занятия. 4.Рисование на тему «Рисунок тела» 5.Обсуждение. 6.Релаксация. 7. Итог занятия. Рефлексия | Упражнения на развитие умения передавать эмоции художественны-ми средствами, арт-терапия, релаксация | развитие умения передавать эмоции художественными средствами; формирование представлений о позитивном взаимодействии. | владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; | Мяч, компьютер, музыка для релаксации, листы бумаги формата А4, краски, кисточки, баночки для воды |
| | Я и общество (9 ч) | | | | | |
25. | | Дружба | 1.Приветствие. 2.Игра «Зеркало» 3.Сообщение темы и задач занятия. 4.Рисование на тему «Дружба» 5.Обсуждение. 6.Релаксация . 7. Итог занятия. Рефлексия. | Упражнения на развитие умения передавать эмоции художественны-ми средствами, на сплочение коллектива, арт-терапия | развитие умения передавать эмоции художественными средствами; формирование представлений о позитивном взаимодействии. | владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; | Лист бумаги, цветные карандаши, отдельные листы, ножницы компьютер, музыка для релаксации, клей, |
26. | | Портреты того, что внутри и снаружи | 1.Приветствие 2. Упражнение «Эхо» 3. Сообщение темы и задач занятия. 4. Рисование на тему «Портреты того, что внутри и снаружи». 5.Релаксация. 6. Итог занятия. Рефлексия. | Релаксация, арт-терапия | развитие умения передавать эмоции художественными средствами; | владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; | Компьютер, музыка для релаксации, компьютер, музыка для релаксации, «пальчиковые» краски |
27. | | Преодоление | 1.Приветствие. 2.Упражнение «На тропинке» 3.Сообщение темы и задач занятия. 4.Рисование на тему «Преодоление». 5.Обсуждение. 6.Релаксация. 7. Итог занятия. Рефлексия. | Упражнения на развитие умения передавать эмоции художественны-ми средствами, на сплочение коллектива | развитие умения передавать эмоции художественными средствами; | владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; | Лист бумаги, цветные карандаши, компьютер, музыка для релаксации |
28. | | Я хочу – я могу сделать | 1.Приветствие. 2.Упражнение «Незаконченные предложения» 3.Сообщение темы и задач занятия. 4. Рисование на тему «Я хочу – я могу сделать» 5. Обсуждение 6.Релаксация. 7. Итог занятия. Рефлексия. | Упражнения на закрепление полученных знаний, развитие умения передавать эмоции художественны ми средствами, на сплочение коллектива | развитие умения передавать эмоции художественными средствами; | владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; | Компьютер, музыка для релаксации |
29. | | Опиши и нарисуй | 1.Приветствие 2.Упражнение «Зеркало» 3.Сообщение темы и задач занятия. 4.Рисование на тему «Опиши и нарисуй» 5.Обсуждение 6.Релаксация. 7. Итог занятия. Рефлексия. | Игры и упражнения на снятие напряжения, развитие сплоченности группы, арт-терапия, беседа | развитие умения передавать эмоции художественными средствами; | владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; | Компьютер, музыка для релаксации |
30. | | Прекрасный сад | 1.Приветствие 2.Упражнение «Волшебные цветы» 3.Сообщение темы и задач занятия. 4. Групповое рисование по кругу «Прекрасный сад» 5.Обсуждение. 6. Релаксация. 7. Рефлексия | Рисование по кругу, беседа | моделирование системы продуктивных взаимоотношений, коммуникативной гибкости | формирование умения передавать агрессивные эмоции посредством творческой деятельности; развитие навыков эмпатического слушания; формирование положительной , доброжелательной установки по отношению к другому человеку | Листы бумаги А4, карандаши, цветные карандаши, гуашь, акварельные краски, кисточки, баночки с водой, пластилин |
31. | | Готовим салат | 1.Приветствие. 2.Упражнение «Добрые слова» 3.Сообщение темы и задач занятия. 4.Коллективное рисование «Готовим салат» 5.Обсуждение. 6. Релаксация 6. Рефлексия. | Беседа, коллективное рисование, упражнения на сплочение коллектива, релаксация | моделирование системы продуктивных взаимоотношений, коммуникативной гибкости | развитие навыков самонаблюдения и самоконтроля; формирование позитивной, доброжелательной установки по отношению к другим людям | Листы бумаги А4, карандаши, цветные карандаши, гуашь, акварельные краски, кисточки, баночки с водой, ластики |
32. | | Следуй за лидером | 1.Приветствие 2.Упражнение «Зеркало» 3.Сообщение темы и задач занятия. 4. Коллективное рисование «Следуй за лидером». 5.Обсуждение. 6. Релаксация 7.Рефлексия. | Беседа, коллективное рисование, упражнения на релаксацию, | моделирование системы продуктивных взаимоотношений, коммуникативной гибкости | развитие рефлексии собственных коммуникативных проявлений | Листы бумаги А4, карандаши, цветные карандаши, гуашь, акварельные краски, кисточки, баночки с водой, ластики |
33. | | Поэтапный рисунок | 1.Приветствие 2.Игра «Шторм» 3.Сообщение темы и задач занятия. 4.Коллективное рисование «Поэтапный рисунок» 5. Обсуждение. 6.Релаксация 7. Рефлексия | Коллективное рисование, релаксация | Развитие умения занимать оптимальную позицию в коммуникативных контактах | развитие умения определять эмоциональное состояние другого человека и в соответствии с этим строить свои коммуникативные программы; развитие коммуникативной инициативы | Листы бумаги А4, карандаши, цветные карандаши, гуашь, акварельные краски, кисточки, баночки с водой, ластики |
34. | | Обследование детей. Тест «Дом. Дерево. Человек». (1 ч) | Тест «Дом. Дерево. Человек». | Диагностика | формирование представлений о новом социальном статусе ученика; формирование представлений о регуляции собственной деятельности; формирование представлений об эмоциях и их способах выражения; развитие понимания собственного эмоционального состояния; формирование умения выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации; развитие умения передавать эмоции художественными средствами; формирование представлений о позитивном взаимодействии; развитие сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов; гармонизация психоэмоционального состояния; снижение уровня тревожности и агрессивности; формирование позитивного отношения к своему «Я»; повышение уверенности в себе; развитие самостоятельности; формирование навыков самоконтроля; повышение социального статуса ребенка в коллективе. | овладение начальными навыками адаптации; владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувства других людей. | Листы бумаги формата А4, простые и цветные карандаши, ластики |
Материально-техническая база реализации АООП соответствует Санитарно-эпидемиологическим требованиям к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,
Занятия проводятся в специально оборудованном помещении для реализации курсов коррекционно-развивающей области и психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
В кабинете имеются необходимые средства обучения, в том числе технические (компьютер, принтер), соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное оборудование. Игровое оборудование содержит наборы дидактических игр, мозаики, кубиков, пазлов.