СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа коррекционного курса "Арт-терапия"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Арт-терапевтические методики способствуют гармонизации личности, обеспечивают коррекцию нарушений эмоционально-волевой сферы младших школьников с интеллектуальными нарушениями

Просмотр содержимого документа
«Программа коррекционного курса "Арт-терапия"»

Программа коррекционного курса

«Арт-терапия»

2 класс

Пояснительная записка

Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности детей, учебная деятельность требует от ребенка определенной степени подготовленности и в физиологическом, и в социальном отношении. У некоторых детей в связи с обучением в школе возникает большое количество трудностей и проблем, формируются неадекватные механизмы приспособления к школе – школьная дезадаптация. Такие дети нуждаются в психологической помощи.

Коррекционные возможности арт-терапии обусловлены предоставлением ребёнку с ограниченными возможностями здоровья условий для самопознания, самовыражения и саморазвития. Созданные ребенком в процессе арт-терапии творческие работы и их признание взрослыми повышают его самооценку и степень его самопринятия.

Арт-терапевтические методики в психокоррекции способствуют гармонизации личности с проблемами через развитие способностей самовыражения и самопознания. Обеспечивают коррекцию психоэмоционального состояния ребенка посредством соприкосновения с искусством.

В основе создания ребенком продукта в процессе арт-терапии лежит стремление к исследованию окружающего мира через символизацию его в особой форме, конструирование мира в виде рисунков, образов, историй.

Процесс создания любого творческого продукта базируется на таких психологических функциях, как активное восприятие, продуктивное воображение, фантазия и символизация.

Цели с учетом специфики коррекционного курса

Программа направлена на коррекцию недостатков эмоционально-волевой сферы младших школьников с интеллектуальными нарушениями средствами арт-терапии.

Основная цель – гармонизация развития личности через предоставление социально приемлемого выхода агрессии и других негативных чувств средствами арт-терапии.

Накапливая определенные моменты проживания и фиксации на каком-либо чувстве, ребёнок может создать свой собственный «эмоциональный фонд», с помощью которого он сможет ориентироваться в собственных чувствах и чувствах других людей.

Основные задачи реализации содержания:

- гармонизация психоэмоционального состояния;

- снятие эмоционального напряжения;

- снижение уровня тревожности и агрессивности;

- формирование позитивного отношения к своему «Я»;

- повышение уверенности в себе;

- развитие самостоятельности;

- формирование навыков самоконтроля;

- развитие воображения;

- развитие творческой активности;

- формирование навыков понимания собственного эмоционального состояния, выражение своих чувств и распознавание чувств других людей средствами арт-терапии;

- развитие способности к эмпатии, сопереживанию;

- формирование продуктивных видов взаимоотношений с окружающими;

- повышение социального статуса ребенка в коллективе;

- формирование и развитие навыков социального поведения.

Общая характеристика коррекционного курса с учетом особенностей его освоения обучающимися.


В работе по преодолению эмоциональных и коммуникативных трудностей можно использовать 2 основные формы арт-терапии:

  1. пассивную форму, в процессе которой ребенок воспринимает и анализирует художественные произведения, созданные другими людьми: рассматривает картины, прослушивает сказки, музыкальные произведения и др.;

  2. активную форму, в процессе которой ребенок сам создает продукты творчества: рисунки, скульптуры и др.

Арт-терапия - терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием, используется для психологической коррекции детей с трудностями в обучении и социальной адаптации.

Изобразительное творчество помогает ребенку ощутить и понять самого себя. Выразить свободно свои мысли и чувства, мечты и желания, освободиться от негативных переживаний прошлого.

Рисование развивает чувственно-двигательную координацию, так как требует согласованного участия всех психических функций. Рисование участвует в согласовании межполушарного взаимодействия, поскольку в процессе рисования активизируется конкретно-образное мышление, связанное, в основном, с работой правого полушария, и абстрактно-логическое, за которое ответственно левое полушарие.

Будучи напрямую сопряжено с важнейшими функциями (зрение, двигательная координация, речь, мышление), рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой.

Арт-терапевтическая работа предполагает большой набор различных изобразительных материалов:

- краски, карандаши, восковые мелки;

- для создания коллажей или объемных композиций используются журналы, газеты, цветная бумага, открытки и др.;

- природные материалы – листья, кора, семена растений, цветы, камешки и др.;

- для лепки – глина, пластилин, тесто;

- бумага для рисования разных форматов и оттенков, картон;

- кисти разных размеров, губки для закрашивания больших пространств, ножницы, нитки, клей, скотч.

Программа состоит из 33 занятий и проводится 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия – 25 минут.

Основные этапы занятий:

1 этап – свободная активность перед собственно творческим процессом – непосредственное переживание;

2 этап – процесс творческой работы – создание феномена, визуальное представление;

3 этап – дистанцирование, процесс рассматривания, направленный на достижение интенционального видения;

4 этап – вербализация чувств, мыслей, возникших в результате рассматривания творческой работы.

Перед каждым занятием необходимо повторение, что занятие арт-терапии – не урок изобразительного искусства, здесь нет «правильного» и «неправильного», что существует множество способов выразить мысли, идеи, чувства:

- посредством различных форм, цвета, текстуры;

- предметного изображения;

- с помощью символов;

- использование фигурок из палочек, готовых картинок;

- сочетая все эти способы.

На занятиях методы изотерапии сочетаются с элементами сказкотерапии, музыкальной терапии, игротерапии.

Раздел «Я» способствует формированию позитивного отношения к своему «Я»; повышению уверенности в себе.

Раздел «Мои чувства» учит детей понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей; способствует гармонизации психоэмоционального состояния; снижению уровня тревожности и агрессивности.

Раздел «Я и общество» способствует сплочению коллектива, закреплению полученных знаний, развитию умения передавать эмоции художественными средствами.

Описание места коррекционного курса в учебном плане

Коррекционный курс «Арт-терапия» включен в состав коррекционно-развивающей области учебного плана. Коррекционный курс исходит из психофизических особенностей обучающихся с интеллектуальными нарушениями, разработан с учетом рекомендаций ПМПК и ИПР инвалида. Коррекционный курс обеспечивает удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с интеллектуальными нарушениями и необходимую коррекцию недостатков в психическом развитии.




Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета, коррекционного курса

Личностные результаты:

- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

- формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

- формирование адекватной самооценки;

- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувства других людей.

Предметные результаты:

- формирование представлений о регуляции собственной деятельности;

- формирование представлений об эмоциях и их способах выражения;

- овладение новыми конструктивными способами выражения агрессии;

- моделирование системы продуктивных взаимоотношений, коммуникативной гибкости;

- развитие понимания собственного эмоционального состояния;

- формирование умения выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации;

- развитие умения передавать эмоции художественными средствами;

- формирование представлений о позитивном взаимодействии;

- формирование учебной мотивации;

- развитие сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов;

- гармонизация психоэмоционального состояния;

- снижение уровня тревожности и агрессивности;

- формирование позитивного отношения к своему «Я»;

- повышение уверенности в себе;

- развитие самостоятельности;

- формирование навыков самоконтроля;

- повышение социального статуса ребенка в коллективе.
















Содержание коррекционного курса

2 класс (34 ч)

Обследование детей. Комплектование групп. Тест «Дом. Дерево. Человек». (1 ч)

Раздел 1. «Я» (14 ч).

Вводное занятие. Автобиография. Прошлое – настоящее – будущее. Моя неделя, мой день, моя жизнь. Космический корабль. Безопасные места. Стороны моего «Я». Исполнение мечты. Я хочу… Моя любимая вещь. Мой сон. Мои роли. Воображаемый зверь. Что мне в себе нравится… Мой портрет в лучах солнца.

Обследование детей. Тест «Дом. Дерево. Человек». (1 ч)

Раздел 2. «Мои чувства» (8 ч).

Моё настроение. Чувства. Ларец счастья. Сундук того, что меня огорчает. Противоположные чувства. Мои желания. Карта моего тела. Рисунки тела.

Раздел 3. Я и общество (9 ч).

Дружба. Портреты того, что внутри и снаружи. Преодоление. Я хочу – я могу сделать. Опиши и нарисуй. Прекрасный сад. Готовим салат. Следуй за лидером. Поэтапный рисунок.

Обследование детей. Тест «Дом. Дерево. Человек». (1 ч)



















Календарно-тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающихся

Дата

Наименование раздела; тема занятия

Элементы содержания занятия

Виды деятельности

Планируемые результаты

Оборудование

Предметные

Личностные

1.


Обследование детей. Комплектование групп. Тест «Дом. Дерево. Человек». (1 ч)


Тест «Дом. Дерево. Человек». (1 ч)


Диагностика

формирование представлений о регуляции собственной деятельности;

формирование представлений об эмоциях и их способах выражения;

развитие понимания собственного эмоционального состояния;

формирование умения выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации;

развитие умения передавать эмоции художественными средствами;

формирование представлений о позитивном взаимодействии;

развитие сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов;

гармонизация психоэмоционального состояния;

снижение уровня тревожности и агрессивности;

формирование позитивного отношения к своему «Я»;

повышение уверенности в себе;

развитие самостоятельности;

формирование навыков самоконтроля;

повышение социального статуса ребенка в коллективе.


владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувства других людей

Листы бумаги формата А4, простые и цветные карандаши, ластики



Я (12 ч)






2.


Вводное занятие. Автобиография

1.Приветствие.

2.Беседа. Знакомство с правилами.

3. Сообщение темы и задач занятия.

4.Рисование на тему «Автобиография».

5. Обсуждение рисунков.

6.Релаксация.

7.Упражнение «Эхо».

8.Итог занятия. Рефлексия.

Беседа, арт-терапия, релаксация, упражнение на развитие наблюдатель-ности

формирование учебной мотивации;

развитие умения передавать эмоции художественными чувствами


формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;



Листы бумаги, краски, цветные карандаши, кисточки, баночки для воды

3.


Прошлое – настоящее - будущее.

1.Приветствие.

2.Упражнение «Если бы я был…»

3.Сообщение темы и задач занятия.

4.Рисование на тему «Прошлое – настоящее - будущее».

5. Обсуждение рисунков.

4.Релаксация.

5.Рефлексия.

Арт-терапия, игротерапия, релаксация

повышение уверенности в себе;

развитие самостоятельности;

развитие умения передавать эмоции художественными чувствами

формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;



Листы бумаги, краски, цветные карандаши, кисточки, баночки для воды

4.


Моя неделя, мой день, моя жизнь.

1.Приветствие

2.Упражнение «Птенцы».

3. Сообщение темы и задач занятия.

4.Рисование на тему «Моя неделя, мой день, моя жизнь»

5.Обсуждение.

6.Релаксация

7.Итог занятия. Рефлексия.

Упражнение на развитие невербальных средств общения, арт-терапия, релаксация

развитие умения передавать эмоции художественными чувствами

формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;


Листы бумаги, краски, цветные карандаши, кисточки, баночки для воды

5.


Космический корабль.

1.Приветствие.

2.Упражнение «Радио» 3.Сообщение темы и задач занятия.

4.Рисование на тему «Космический корабль».

5.Обсуждение

Релаксация.

6.Релаксация

7. Итог занятия. Рефлексия.

Арт-терапия, игра на развитие наблюдатель-ности, релаксация

развитие умения передавать эмоции художественными чувствами

владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувства других людей.

Листы бумаги, краски, цветные карандаши, кисточки, баночки для воды

6.


Безопасные места

1.Приветствие.

2.Упражнение «Спектрокарты»

3.Сообщение темы и задач занятия.

4. Рисование на тему «Безопасные места».

5.Обсуждение.

6.Релаксация.

7.Итог занятия. Рефлексия

Арт-терапия, фототерапия, релаксация

развитие умения передавать эмоции художественными чувствами;

формирование умения выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации;


развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувства других людей.

Листы бумаги, краски, кисточки, баночки для воды, спектрокарты

7.


Стороны моего «Я»

1.Приветствие.

2.Упражнение «Угадай-ка»

3.Сообщение темы и задач занятия.

4.Рисование на тему «Стороны моего «Я».

5.Обсуждение

6.Релаксация.

7.Игра «Я очень хорошая».

8. Итог занятия. Рефлексия.

Упражнение на тренировку внимания и умения отследить состояние человека по мимике и пантомимике, арт-терапия, релаксация, упражнение на развитие уверенности в себе

развитие умения передавать эмоции художественными чувствами;

формирование умения выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации; развитие уверенности в себе



развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувства других людей.

Листы бумаги, краски, кисточки, баночки для воды

8.


Исполнение мечты.

1.Приветствие

2. Упражнение «Три желания»

3.Сообщение темы и задач занятия.

4. Рисование на тему «Исполнение мечты»

5.Обсуждение.

6. Релаксация.

7.Итог занятия. Рефлексия.

Упражнения на создание положительного эмоционального фона, снятие напряжения, изготовление кукол из бумаги

развитие умения передавать эмоции художественными чувствами


развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувства других людей.

Листы бумаги, простые и цветные карандаши,

9.


Я хочу…

1.Приветствие.

2.Упражнение «Цветик-семицветик»

3.Сообщение темы и задач занятия.

4. Рисование на тему «Я хочу…».

5.Обсуждение

6. Релаксация.

7.Итог занятия. Рефлексия.

Арт-терапия, релаксация

развитие умения передавать эмоции художественными чувствами;

формирование умения выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации;



развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувства других людей.

Листы бумаги, краски, цветные карандаши, кисточки, баночки для воды

10.


Моя любимая вещь.

1.Приветствие.

2. Упражнение «Я люблю…»

3.Сообщение темы и задач занятия.

4.Рисование на тему «Моя любимая вещь»

5.Обсуждение

6.Релаксация.

7. Итог занятия. Рефлексия.

Арт-терапия, релаксация,

формирование умения выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации;

развитие умения передавать эмоции художественными чувствами


развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувства других людей.

Листы бумаги, краски, цветные карандаши, кисточки, баночки для воды

11.


Мой сон.

1.Приветствие.

2.Упражнение «Слушай своё имя»

3.Сообщение темы и задач занятия.

4.Рисование на тему «Мой сон».

5.Обсуждение.

6.Релаксация 7. Итог занятия. Рефлексия.

Релаксация, арт-терапия

формирование умения выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации;

развитие умения передавать эмоции художественными чувствами


развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувства других людей.

Листы бумаги, краски, цветные карандаши, кисточки, баночки для воды

12.


Мои роли

1.Приветствие.

2.Игра «Мимическая гимнастика»

3.Сообщение темы и задач занятия.

4. Рисование на тему «Мои роли»

5. Обсуждение.

6. Релаксация.

7. Итог занятия. Рефлексия.

Мимическая гимнастика, арт-терапия.

развитие понимания собственного эмоционального состояния;

формирование умения выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации;

гармонизация психоэмоционального состояния;

снижение уровня агрессивности;

развитие умения передавать эмоции художественными средствами



развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувства других людей.

Листы бумаги, краски, цветные карандаши, кисточки, баночки для воды

13.


Воображаемый зверь

1.Приветствие.

2.Игра «Пиктограмма»

3.Сообщение темы и задач занятия.

4.Рисование на тему

«Воображаемый зверь».

5.Обсуждение работ.

6.Релаксация.

7. Итог занятия. Рефлексия.

Арт-терапия, игра на распознавание эмоций по мимике, релаксация

формирование представлений об эмоции «злость» и способах выражения злости;

развитие понимания собственного эмоционального состояния;

формирование умения выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувства других людей.

Листы бумаги, краски, цветные карандаши, кисточки, баночки для воды

14.


Что мне в себе нравится…

1.Приветствие.

2.Игра «Пиктограмма»

3.Сообщение темы и задач занятия.

4.Рисование на тему

«Что мне в себе нравится…».

5.Обсуждение работ.

6.Релаксация.

7. Итог занятия. Рефлексия.

Арт-терапия, игра на распознавание эмоций по мимике, релаксация

развитие понимания собственного эмоционального состояния;

формирование умения выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации;

гармонизация психоэмоционального состояния;

снижение уровня агрессивности;

развитие умения передавать эмоции художественными средствами



развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувства других людей.

Листы бумаги, краски, цветные карандаши, кисточки, баночки для воды

15.


Мой портрет в лучах солнца

1.Приветствие.

2.Релаксация «Полёт»

3.Сообщение темы и задач занятия.

4.Рисование на тему

«Мой портрет в лучах солнца».

5.Обсуждение работ.

6. Итог занятия. Рефлексия.

Арт-терапия, релаксация

развитие понимания собственного эмоционального состояния;

формирование умения выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации;

гармонизация психоэмоционального состояния;

снижение уровня агрессивности;

развитие умения передавать эмоции художественными средствами



развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувства других людей.

Листы бумаги, краски, цветные карандаши, кисточки, баночки для воды

16.


Обследование детей. Тест «Дом. Дерево. Человек». (1 ч)


Тест «Дом. Дерево. Человек».


Диагностика

формирование представлений о новом социальном статусе ученика;

формирование представлений о регуляции собственной деятельности;

формирование представлений об эмоциях и их способах выражения;

развитие понимания собственного эмоционального состояния;

формирование умения выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации;

развитие умения передавать эмоции художественными средствами;

формирование представлений о позитивном взаимодействии;

развитие сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов;

гармонизация психоэмоционального состояния;

снижение уровня тревожности и агрессивности;

формирование позитивного отношения к своему «Я»;

повышение уверенности в себе;

развитие самостоятельности;

формирование навыков самоконтроля;

повышение социального статуса ребенка в коллективе.

овладение начальными навыками адаптации;

владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувства других людей

Листы бумаги формата А4, простые и цветные карандаши, ластики



Раздел 2. «Мои чувства» (8 ч).






17.


Моё настроение

1.Приветствие.

2.Упражнение «Волшебный мешок»

3.Сообщение темы и задач занятия.

4.Рисование на тему «Моё настроение» (рисуем эмоции пальцами)

5.Обсуждение.

6.Релаксация.

7. Итог занятия. Рефлексия.


Упражнения на осознание своего эмоционального состояния и освобождение от негативных эмоций, пальцеграфия

формирование развитие понимания собственного эмоционального состояния;

формирование умения выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации;

развитие умения передавать эмоции художественными средствами

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувства других людей.

Листы бумаги

18.


Чувства

1.Приветствие.

2.Упражнение «Дневник настроений».

3. Сообщение темы и задач занятия.

4.Рисование настроения музыки на тему «Чувства»

5.Обсуждение работ.

6.Релаксация.

7.Итог занятия. Рефлексия

Арт-терапия, музыкальная терапия

развитие понимания собственного эмоционального состояния;

формирование умения выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации;

развитие умения передавать эмоции художественными средствами

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувства других людей.

Листы бумаги, краски, цветные карандаши, кисточки, баночки для воды, компьютер, музыкальное сопровождение

19.


Ларец счастья

1.Приветствие.

2.Упражнение «Я счастлив, когда…»

3.Сообщение темы и задач занятия.

4. Рисование на тему «Ларец счастья»

5.Выставка работ и их обсуждение.

6.Релаксация

7. Итог занятия. Рефлексия.

Арт-терапия, релаксация

развитие умения передавать эмоции художественными средствами

владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувства других людей.

Листы бумаги, цветные карандаши, журналы, клей, ножницы

20.


Сундук того, что меня огорчает

1.Приветствие.

2.Упражнение «Незаконченные предложения»

3.Сообщение темы и задач занятия.

4.Рисование на тему «Сундук того, что меня огорчает».

5.Обсуждение.

6.Релаксация.

7.Итог занятия. Рефлексия


Упражнения на релаксацию, арт-терапия.

развитие умения передавать эмоции художественными средствами


владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувства других людей.

Листы бумаги, краски, цветные карандаши, кисточки, баночки для воды

21.


Противоположные чувства

1.Приветствие.

2.Упражнение «Противоположные чувства»

3.Сообщение темы и задач занятия.

4. Рисование на тему «Противоположные чувства»

5.Обсуждение

6.Релаксация.

7.. Итог занятия. Рефлексия.

Упражнения на развитие умения передавать эмоции художественны-ми средствами, релаксация

развитие умения передавать эмоции художественными средствами;

формирование представлений о позитивном взаимодействии.

владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;


Листы бумаги, краски, цветные карандаши, кисточки, баночки для воды

22.


Мои желания

1.Приветствие.

2.Упражнение «Нехочуха»

3.Сообщение темы и задач занятия.

4. Рисование «Мои желания».

5.Обсуждение.

6.Релаксация.

7. Итог занятия. Рефлексия.

Упражнения на развитие умения передавать эмоции художественны-ми средствами, на сплочение коллектива

развитие умения передавать эмоции художественными средствами;

формирование представлений о позитивном взаимодействии.

владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;


Листы бумаги, краски, цветные карандаши, кисточки, баночки для воды

23.


Карта моего тела.

1.Приветствие.

2. Упражнение «Способы повышения настроения»

3.Сообщение темы и задач занятия.

4.Рисование на тему «Карта моего тела»

5. Обсуждение.

6.Релаксация.

7. Итог занятия. Рефлексия.

Упражнения на развитие умения передавать эмоции художественны-ми средствами,

развитие умения передавать эмоции художественными средствами;


владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;


Лист бумаги, цветные карандаши, компьютер, музыка для релаксации

24.


Рисунки тела.

1.Приветствие.

2.Упражнение «Зеркало».

3.Сообщение темы и задач занятия.

4.Рисование на тему «Рисунок тела»

5.Обсуждение. 6.Релаксация.

7. Итог занятия. Рефлексия

Упражнения на развитие умения передавать эмоции художественны-ми средствами, арт-терапия, релаксация

развитие умения передавать эмоции художественными средствами; формирование представлений о позитивном взаимодействии.

владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

Мяч, компьютер, музыка для релаксации, листы бумаги формата А4, краски, кисточки, баночки для воды



Я и общество (9 ч)






25.


Дружба

1.Приветствие.

2.Игра «Зеркало»

3.Сообщение темы и задач занятия.

4.Рисование на тему «Дружба»

5.Обсуждение.

6.Релаксация .

7. Итог занятия. Рефлексия.

Упражнения на развитие умения передавать эмоции художественны-ми средствами, на сплочение коллектива, арт-терапия

развитие умения передавать эмоции художественными средствами;

формирование представлений о позитивном взаимодействии.

владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;


Лист бумаги, цветные карандаши, отдельные листы, ножницы компьютер, музыка для релаксации, клей,

26.


Портреты того, что внутри и снаружи

1.Приветствие

2. Упражнение «Эхо»

3. Сообщение темы и задач занятия.

4. Рисование на тему «Портреты того, что внутри и снаружи».

5.Релаксация.

6. Итог занятия. Рефлексия.

Релаксация, арт-терапия

развитие умения передавать эмоции художественными средствами;

владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;



Компьютер, музыка для релаксации, компьютер, музыка для релаксации, «пальчиковые» краски

27.


Преодоление

1.Приветствие.

2.Упражнение «На тропинке»

3.Сообщение темы и задач занятия.

4.Рисование на тему «Преодоление». 5.Обсуждение.

6.Релаксация.

7. Итог занятия. Рефлексия.

Упражнения на развитие умения передавать эмоции художественны-ми средствами, на сплочение коллектива

развитие умения передавать эмоции художественными средствами;

владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

Лист бумаги, цветные карандаши, компьютер, музыка для релаксации

28.


Я хочу – я могу сделать

1.Приветствие.

2.Упражнение «Незаконченные предложения»

3.Сообщение темы и задач занятия.

4. Рисование на тему «Я хочу – я могу сделать»

5. Обсуждение

6.Релаксация.

7. Итог занятия. Рефлексия.

Упражнения на закрепление полученных знаний, развитие умения передавать эмоции художественны

ми средствами, на сплочение коллектива

развитие умения передавать эмоции художественными средствами;

владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

Компьютер, музыка для релаксации

29.


Опиши и нарисуй

1.Приветствие

2.Упражнение «Зеркало»

3.Сообщение темы и задач занятия.

4.Рисование на тему «Опиши и нарисуй»

5.Обсуждение

6.Релаксация.

7. Итог занятия. Рефлексия.

Игры и упражнения на снятие напряжения, развитие сплоченности группы, арт-терапия, беседа

развитие умения передавать эмоции художественными средствами;

владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;


Компьютер, музыка для релаксации

30.


Прекрасный сад

1.Приветствие

2.Упражнение «Волшебные цветы»

3.Сообщение темы и задач занятия.

4. Групповое рисование по кругу «Прекрасный сад»

5.Обсуждение.

6. Релаксация.

7. Рефлексия

Рисование по кругу, беседа

моделирование системы продуктивных взаимоотношений, коммуникативной гибкости

формирование умения передавать агрессивные эмоции посредством творческой деятельности;

развитие навыков эмпатического слушания;

формирование положительной , доброжелательной установки по отношению к другому человеку

Листы бумаги А4, карандаши, цветные карандаши, гуашь, акварельные краски, кисточки, баночки с водой, пластилин

31.


Готовим салат

1.Приветствие.

2.Упражнение «Добрые слова»

3.Сообщение темы и задач занятия.

4.Коллективное рисование «Готовим салат»

5.Обсуждение.

6. Релаксация

6. Рефлексия.

Беседа, коллективное рисование, упражнения на сплочение коллектива, релаксация

моделирование системы продуктивных взаимоотношений, коммуникативной гибкости

развитие навыков самонаблюдения и самоконтроля;

формирование позитивной, доброжелательной установки по отношению к другим людям

Листы бумаги А4, карандаши, цветные карандаши, гуашь, акварельные краски, кисточки, баночки с водой, ластики

32.


Следуй за лидером

1.Приветствие

2.Упражнение «Зеркало» 3.Сообщение темы и задач занятия.

4. Коллективное рисование «Следуй за лидером».

5.Обсуждение.

6. Релаксация

7.Рефлексия.


Беседа, коллективное рисование, упражнения на релаксацию,

моделирование системы продуктивных взаимоотношений, коммуникативной гибкости

развитие рефлексии собственных коммуникативных проявлений

Листы бумаги А4, карандаши, цветные карандаши, гуашь, акварельные краски, кисточки, баночки с водой, ластики

33.


Поэтапный рисунок

1.Приветствие

2.Игра «Шторм»

3.Сообщение темы и задач занятия.

4.Коллективное рисование «Поэтапный рисунок»

5. Обсуждение.

6.Релаксация

7. Рефлексия

Коллективное рисование, релаксация

Развитие умения занимать оптимальную позицию в коммуникативных контактах

развитие умения определять эмоциональное состояние другого человека и в соответствии с этим строить свои коммуникативные программы;

развитие коммуникативной инициативы

Листы бумаги А4, карандаши, цветные карандаши, гуашь, акварельные краски, кисточки, баночки с водой, ластики

34.


Обследование детей. Тест «Дом. Дерево. Человек». (1 ч)


Тест «Дом. Дерево. Человек».


Диагностика

формирование представлений о новом социальном статусе ученика;

формирование представлений о регуляции собственной деятельности;

формирование представлений об эмоциях и их способах выражения;

развитие понимания собственного эмоционального состояния;

формирование умения выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации;

развитие умения передавать эмоции художественными средствами;

формирование представлений о позитивном взаимодействии;

развитие сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов;

гармонизация психоэмоционального состояния;

снижение уровня тревожности и агрессивности;

формирование позитивного отношения к своему «Я»;

повышение уверенности в себе;

развитие самостоятельности;

формирование навыков самоконтроля;

повышение социального статуса ребенка в коллективе.


овладение начальными навыками адаптации;

владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувства других людей.


Листы бумаги формата А4, простые и цветные карандаши, ластики

















Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности

Материально-техническая база реализации АООП соответствует Санитарно-эпидемиологическим требованиям к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,

Занятия проводятся в специально оборудованном помещении для реализации курсов коррекционно-развивающей области и психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

В кабинете имеются необходимые средства обучения, в том числе технические (компьютер, принтер), соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное оборудование. Игровое оборудование содержит наборы дидактических игр, мозаики, кубиков, пазлов.

Методическое обеспечение курса:

      1. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми. – СПб.: Речь, 2014.

      2. Копытин А.И., Платтс Дж. Руководство по фототерапии. – М.: Когито-центр, 2009.

      3. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Руководство по детско-подростковой и семейной арт-терапии. – СПб.: Речь, 2014.

      4. Халкола У. «Спектрокарты». Краткое методическое руководство по применению в психотерапии и психологическом консультировании / У. Халкола, А.И. Копытин. – СПб.: Речь, 2012.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!