ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
МАОУ СОШ №1
В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ и реализации ФГОС ООО на 2015-16 учебный год
Разработчик: педагог-психолог Н.Т. Орлова
Пояснительная записка
Программа коррекционной работы для учащихся основного общего образования разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании РФ», Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, а также с учетом опыта работы по данной проблематике на этапе начального общего образования, программно-методического, кадрового, информационного и материально-технического обеспечения образовательного учреждения.
В соответствии со стандартами образования одним из важных аспектов деятельности школы является работа по формированию разносторонне развитой личности. Для этой цели в школе проводится работа по становлению психолого-педагогической системы коррекционно-развивающего обучения детей, испытывающих трудности в освоении учебных программ, в адаптации к школе и социальному окружению. В 2014-15 учебном году в школе обучались дети с ограниченными возможностями здоровья и дети- инвалиды, а также дети, испытывающие трудности в усвоении образовательных программ.
Под коррекционным развитием мы понимаем систему мероприятий, направленных на:
- преодоление отставания в учёбе;
- преодоление неуспеваемости (длительного невыполнения программных требований, фиксируемого на протяжении значительного промежутка времени);
- отклонений, несоответствия психического развития возрастным нормам.
Под психическим развитием понимается уровень и индивидуальные особенности развития ребенка, его регуляторный, интеллектуальный и учебный потенциал.
Недостатки развития той или иной сферы обязательно негативно повлияют на общий ход психического развития ребенка, скажутся на особенностях становления его личности в целом. Поэтому коррекционно-развивающие занятия способствуют повышению общего уровня психического, интеллектуального, регуляторного и личностного развития.
Структура регуляторного и когнитивного процесса одинакова как у младших школьников, так и у подростков, поэтому методики, используемые для психологической коррекции тех или иных недостатков (на основе ранее проведенной диагностики) по своей направленности и смыслу принципиально не отличаются для учащихся разных возрастных групп.
Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с умеренно ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Программа коррекционной работы имеет как вариативные формы получения образования, так и различные формы специального сопровождения детей с умеренно ограниченными возможностями здоровья. Это формы обучения в общеобразовательном классе по общей образовательной программе начального общего образования или по индивидуальной программе, с использованием надомной формы обучения с использованием дистанционных технологий. Варьироваться могут степень участия специалистов сопровождения, а также организационные формы работы.
Назначение Программы.
Развитие образовательной среды школы основано на принципах личностно – ориентированной педагогики, дифференцированного обучения.
Приоритетными направлениями Программы на этапе основного общего образования становятся формирование социальной компетентности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, развитие адаптивных способностей личности для самореализации в обществе.
Программа коррекционной работы в соответствии со Стандартом направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы основного общего образования.
Программы коррекционной работы основного общего образования и начального общего образования являются преемственными. Программа коррекционной работы основного общего образования должна обеспечивать:
создание в общеобразовательном учреждении специальных условий воспитания, обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса;
дальнейшую социальную адаптацию и интеграцию детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательном учреждении.
Цели и задачи Программы.
Цели Программы:
создание целостной системы комплексной, динамической, диагностической и специальной коррекционно-развивающей помощи, обеспечивающей соответствие условий и характера образовательного процесса индивидуальным и возрастным особенностям детей, имеющих трудности в развитии.
оказание комплексной психолого-социально-педагогической помощи и поддержки обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и их родителям (законным представителям);
осуществление коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении основных и дополнительных общеобразовательных программ основного общего образования, дополнительных образовательных программ.
Задачи Программы:
выявление и удовлетворение особых образовательных потребностей, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении ими основной образовательной программы основного общего образования;
определение особенностей организации образовательного процесса и условий интеграции для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью выраженности (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
осуществление индивидуально ориентированной социально-психолого-педагогической и медицинской помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
разработка и реализация индивидуальных программ, учебных планов, организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с выраженным нарушением в физическом и (или) психическом развитии;
обеспечение возможности воспитания и обучения по дополнительным образовательным программам социально-педагогической и других направленностей, получения дополнительных образовательных коррекционных услуг;
формирование зрелых личностных установок, способствующих оптимальной адаптации в условиях реальной жизненной ситуации;
расширение адаптивных возможностей личности, определяющих готовность к решению доступных проблем в различных сферах жизнедеятельности;
развитие коммуникативной компетенции, форм и навыков конструктивного личностного общения в группе сверстников;
реализация комплексной системы мероприятий по социальной адаптации и профессиональной ориентации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:
Принцип обеспечивает создание единого образовательного пространства при переходе от начального общего образования к основному общему образованию, способствует достижению личностных, метапредметных, предметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, необходимых обучающимся с ограниченными возможностями здоровья для продолжения образования. Принцип обеспечивает связь программы коррекционной работы с другими разделами программы основного общего образования: программой развития универсальных учебных действий у обучающихся на ступени основного общего образования, программой профессиональной ориентации обучающихся на ступени основного общего образования, программой формирования и развития ИКТ-компетентности обучающихся, программой социальной деятельности обучающихся.
Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка.
Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, формы обучения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения.
Согласно этим принципам разработана программа коррекционных и развивающих занятий. Методики, входящие в программу, распределены по четырем направлениям.
Игры – упражнения, направленные на развитие компонентов психической готовности к обучению.
Методики, направленные на коррекцию и развитие когнитивных процессов (памяти, внимания, мышления, речи).
Методики, направленные на повышение уровня осознаваемости производимых действий (принятия и удержания цели, планирования деятельности, определения способов ее реализации, контроля за ее исполнением и результатом, исправления ошибок).
Методики – игры, направленные на формирование самостоятельности в принятии решений и выполнении принятого задания.
Коррекционно-развивающая работа состоит из четырех этапов:
1. Выявление путем наблюдения, проведения диагностики учеников, нуждающихся в психологической помощи.
2. «Подтягивание» когнитивных процессов (внимание, память, мышление, речь) и интеллектуально-познавательной сферы в соответствии с индивидуальными вариантами диагностированных нарушений.
3. Формирование собственного самостоятельного навыка осознанной организации учебной деятельности.
Цели коррекционных занятий.
Конечной целью должна быть практическая помощь учащемуся.
Помочь ученику понять трудности в учении (связанные с несформированность тех или иных звеньев в процессе построения учебной деятельности), которые и определяют низкую успешность учения; подобрать коррекционные мероприятия и соответствующие рекомендации по их выполнению.
Сформировать у учащихся необходимые психические средства и способы овладения учебным материалом
Сделать их предметом самоконтроля и самооценки учащихся
Помочь ученику построить свою учебную деятельность таким образом, чтобы добиться наивысшей успешности в обучении.
Направления коррекционно-развивающих занятий
Программа коррекционной работы на ступени основного общего образования включает в себя взаимосвязанные направления, раскрывающие её основное содержание: диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное, информационно-просветительское.
Диагностическая и коррекционная работа – выявление и коррекция особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества:
изучение обращений к психологу, поступающих от педагогов, родителей, учащихся (определение проблемы);
формулировка заключения об основных характеристиках изучавшихся компонентов психического развития и формирования личности учащегося (постановка психологического диагноза);
разработка индивидуальной программы психокоррекционной работы с учащимися.
Психопрофилактическая работа направлена на обеспечение решения проблем, связанных с обучением, воспитанием, психическим здоровьем детей и включает в себя:
обеспечение психологической безопасности учащегося;
разработку и внедрение развивающих программ для учащихся с учетом задач каждого возрастного этапа;
выявление психологических особенностей учащегося, которые в дальнейшем могут обусловить отклонения в интеллектуальном или личностном развитии;
предупреждение возможных осложнений в связи с переходом учащихся на следующую возрастную ступень.
Психологическое консультирование – помощь в решении тех проблем, с которыми к психологу обращаются педагоги, учащиеся, родители.
Психологическое просвещение направлено на приобщение педагогического коллектива, учащихся и родителей к психологической культуре. Программа обеспечивает сформированность универсальных учебных действий на каждом возрастном этапе.
Программа коррекционной работы основного общего образования включает в себя взаимосвязанные модули. Данные модули отражают её основное содержание:
диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и направление на ШПМПк и ТПМПК;
коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей.
Диагностический модуль
Цель: выявление характера и интенсивности трудностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи.
Задачи (направления деятельности) | Планируемые результаты | Виды и формы деятельности, мероприятия | Сроки (периодичность в течение года) | Ответстве нные |
Медицинская диагностика |
Определить состояние физического и психического здоровья детей. | Выявление состояния физического и психического здоровья детей. | Изучение истории развития ребенка, беседа с родителями, наблюдение классного руководителя, анализ работ обучающихся | сентябрь | Классный руководитель Медицинский работник |
Психолого-педагогическая диагностика |
Первичная диагностика для выявления группы «риска» | Создание банка данных обучающихся, нуждающихся в специализированной помощи | Наблюдение, логопедическое и психологическое обследование; анкетирование родителей, беседы с педагогами | сентябрь | Классный руководитель Педагог-психолог логопед |
Углубленная диагностика детей с ЗПР, детей-инвалидов | Получение объективных сведений об обучающемся на основании диагностической информации специалистов разного профиля, создание диагностических "портретов" детей | Диагностирование. Заполнение диагностических документов специалистами (Речевой карты, протокола обследования) | сентябрь | Педагог-психолог логопед |
Анализ причины возникновения трудностей в обучении. Выявить резервные возможности | Индивидуальная коррекционная программа, соответствующая выявленному уровню развития обучающегося | Разработка коррекционной программы | До 10.10 | Педагог-психолог логопед |
Социально – педагогическая диагностика |
Определить уровень организованности ребенка, особенности эмоционально-волевой и личностной сферы; уровень знаний по предметам | Получение объективной информации об организованности ребенка, умении учиться, особенности личности, уровню знаний по предметам. Выявление нарушений в поведении | Анкетирование, наблюдение во время занятий, беседа с родителями, посещение семьи. Составление характеристики. | Сентябрь - октябрь | Классный руководитель Педагог-психолог Социальный педагог Педагог-предметник |
Коррекционно-развивающий модуль
Цель: обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков в познавательной и эмоционально-личностной сфере детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.
Задачи (направления) деятельности | Планируемые результаты. | Виды и формы деятельности, мероприятия. | Сроки (периодичность в течение года) | Ответственные |
Психолого-педагогическая работа |
Обеспечить педагогическое сопровождение детей с ЗПР, детей-инвалидов | Планы, программы | Педагогам разработать индивидуальную программу по предмету для детей с ЗПР, детей-инвалидов. Осуществление педагогического мониторинга достижений школьника. | сентябрь | Заместитель директора по УВР Учителя-предметники, классный руководитель, социальный педагог |
Обеспечить психологическое и логопедическое сопровождение детей с ЗПР, детей-инвалидов | Позитивная динамика развиваемых параметров | 1. Составление графика для коррекционной работы. 2.Составление расписания занятий. 3. Проведение коррекционных занятий. 4. Отслеживание динамики развития ребенка | До 10.10 10.10-15.05 | Педагог-психолог логопед |
Лечебно – профилактическая работа |
Создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся с ЗПР, детей-инвалидов | | Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс Организация и проведение мероприятий, направленных на сохранение, профилактику здоровья и формирование навыков здорового и безопасного образа жизни. Реализация профилактических образовательных программ | В течение года | Заместитель директора по УВР Классный руководитель Педагог-психолог логопед Медицинский работник |
Консультативный модуль
Цель: обеспечение непрерывности специального индивидуального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся
Задачи (направления) деятельности | Планируемые результаты. | Виды и формы деятельности, мероприятия. | Сроки (периодичность в течение года) | Ответственные |
Консультирование педагогических работников по вопросам инклюзивного образования | 1.Рекомендации, приёмы, упражнения и др. материалы. | Индивидуальные, групповые, тематические консультации | По отдельному плану-графику | Специалисты ПМПК, логопед Педагог – психолог Социальный педагог Заместитель директора по УВР |
Консультирование учащихся по выявленным проблемам, оказание превентивной помощи | 1.Рекомендации, приёмы, упражнения и др. материалы. 2. Разработка плана консультативной работы с учащимся | Индивидуальные, групповые, тематические консультации | По отдельному плану-графику | Специалисты ПМПК Логопед Педагог – психолог Социальный педагог Заместитель директора по УВР |
Консультирование родителей по вопросам образования, выбора стратегии воспитания, психолого-физиологическим особенностям детей | 1. Рекомендации, приёмы, упражнения и др. материалы. 2. Разработка плана консультативной работы с родителями | Индивидуальные, групповые, тематические консультации | По отдельному плану-графику | Специалисты ПМПК логопед Педагог – психолог Социальный педагог Заместитель директора по УВР |
Информационно – просветительский модуль
Цель: организация информационно-просветительской деятельности по вопросам инклюзивного образования со всеми участниками образовательного процесса
Задачи (направления) деятельности | Планируемые результаты | Виды и формы деятельности, мероприятия | Сроки (периодичность в течение года) | Ответственные |
Информирование родителей (законных представителей) по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам | Организация работы по вопросам образования | Информационные мероприятия | По отдельному плану-графику | Специалисты ПМПК логопед Педагог – психолог Социальный педагог Заместитель директора по УВР |
Психолого-педагогическое просвещение педагогических работников по вопросам развития, обучения и воспитания данной категории детей | Организация методических мероприятий по вопросам инклюзивного образования | Информационные мероприятия | По отдельному плану-графику | Специалисты ПМПК Логопед Педагог – психолог Социальный педагог Заместитель директора по УВР другие организации |
Механизмы реализации Программы
Взаимодействие специалистов общеобразовательного учреждения обеспечивает системное сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиля в образовательном процессе. Такое взаимодействие включает:
комплексность в определении и решении проблем обучающегося, предоставлении ему специализированной квалифицированной помощи;
многоаспектный анализ личностного и познавательного развития, обучающегося;
составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоциональной-волевой и личностной сфер ребёнка.
основным механизмом взаимодействия и реализации коррекционных мероприятий является психолого-медико-педагогическая комиссия.
С детьми данной группы работают классные руководители, психолог, логопед, которые отслеживают динамику развития и достижений обучающихся через карты динамического наблюдения, социальный педагог тесно взаимодействует с семьей. Учителя–предметники, планируя тематические блоки, ориентируются на индивидуальные особенности обучающихся данной группы, которые отмечают в приложении к календарно-тематическому плану; разрабатывают индивидуальные дидактические материалы, направленные на корректировку, выявленных затруднений у обучающихся.
Требования к условиям реализации программы
Работают специалисты: педагоги, логопед, психолог, социальный педагог, владеющие технологией дистанционного обучения.
Психолого-педагогическое обеспечение включает:
дифференцированные условия (оптимальный режим учебных нагрузок);
психолого-педагогические условия (коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности);
специализированные условия (выдвижение специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; использование специальных методов, приёмов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения здоровья ребёнка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях);
здоровьесберегающие условия (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);
участие ( по возможности) детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятиях;
развитие системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения психического и (или) физического развитияi.
Программно-методическое обеспечение
В процессе реализации программы коррекционной работы использованы рабочие коррекционно-развивающие программы социально-педагогической направленности, диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя, педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога и др.
Кадровое обеспечение
Важным моментом реализации программы коррекционной работы является кадровое обеспечение. Коррекционная работа должна осуществляться специалистами соответствующей квалификации, имеющими специализированное образование, и педагогами, прошедшими обязательную курсовую или другие виды профессиональной подготовки.
С целью обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы основного общего образования, коррекции недостатков их физического и (или) психического развития в штатном расписании общеобразовательного учреждения есть ставки педагогических (учителя-логопеда, педагога- психолога, социального педагога) и медицинских работников. Уровень квалификации работников образовательного учреждения для каждой занимаемой должности должен соответствует квалификационным характеристикам по соответствующей должности.
Специфика организации образовательной и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития, обусловливает необходимость специальной подготовки педагогического коллектива общеобразовательного учреждения. Для этого обеспечивается на постоянной основе подготовка, переподготовку и повышение квалификации работников образовательных учреждений, занимающихся решением вопросов образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Педагогические работники образовательного учреждения имеют чёткое представление об особенностях психического и (или) физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, о методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного процессов.
Материально-техническое обеспечение
Для организации условий обучения детей данной категории в школе имеются: логопедический кабинет, кабинет психолога, медицинский кабинет.
Информационное обеспечение
Создана информационно- образовательная среда и на этой основе развитие дистанционной формы обучения детей, имеющих трудности в передвижении, с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.
Создана система широкого доступа детей с ограниченными возможностями здоровья, родителей (законных представителей), педагогов к сетевым источникам информации, к информационно-методическим фондам, предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности, наглядных пособий, мультимедийных, аудио- и видеоматериалов.
Результатом реализации указанных требований должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды:
преемственной по отношению к начальному общему образованию и учитывающей особенности организации основного общего образования, а также специфику психофизического развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на данной ступени общего образования;
обеспечивающей воспитание, обучение, социальную адаптацию и интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья;
способствующей достижению целей основного общего образования, обеспечивающей его качество, доступность и открытость для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, их родителей (законных представителей);
способствующей достижению результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с требованиями, установленными Стандартом.
Стратегия коррекционной работы.
1 ступень – развивающие занятия с учащимися 5 классов.
Перед пятиклассниками по сравнению с подростками стоит много новых задач. Им предстоит осваивать много новых правил и норм поведения, и не всегда им этот по силам.
Трудности ребенка в школе могут быть связаны со слабым интеллектуальным развитием, трудностях в социальном взаимодействии с учителем и сверстниками, с несформированностью социально – эмоциональной сферы. Перед психологом стоит ряд задач:
-Помочь адаптироваться пятиклассникам на новой ступени обучения.
-Способствовать формированию психологического потенциала, обеспечивающего успешное продвижение в новой учебной жизни.
1-й этап: диагностика
1. Наблюдение на уроках, беседы с учителем позволяют уже в сентябре- октябре наименее подготовленных к школьному обучению.
2.Определение «внутренней позиции школьника» – методика Овчаровой по выявлению ведущей мотивации в учении.
3. Диагностика познавательных процессов – памяти, внимания, мышления, речи, сформированность системы пространственных отношений.
Подбор детей для занятий проводится на основании наблюдений, жалоб родителей и учителей, результатов диагностических методик.
Программа коррекционных занятий адресована пятиклассникам с недостаточной сформированностью таких показателей возрастного развития, как внутренняя позиция, произвольность поведения, пространственная ориентировка и внутренний план действия, некоторых интеллектуальных способностей.
2 этап – коррекционно - развивающая работа.
Диагностический инструментарий, обеспечивающий реализацию направлений коррекционной работы.
Таблица №1
Направленность коррекции и формирования | Название упражнения |
Развитие моторики и координации движений - развитие мелкой моторики руки - развитие тактильных ощущений | «схвати», «штандер», наблюдаем за своими движениями, «семерки», «джен-кен-пон», кто лучше нарисует, рисуем снеговика, узнай букву, фигуру |
2. Развитие пространственной ориентировки | Выделение части из целого, методика двигательного запоминания слов, найди игрушку, волшебный квадрат, закодированный рисунок, построй в темноте, «сосед, подними руку», справа – слева |
3.Развитие познавательных (когнитивных) процессов | «колечко», «путешественник», «земля, вода, огонь, воздух», «кто больше», «алгоритм», «мячик-смягчитель», «рыба, птица, зверь», «бывает, не бывает», самый аккуратный», «сколько ты знаешь имен» | |
4. Позиция ребенка как субъекта присвоения нового опыта | Все игры и упражнения, работа со шкалами роста |
Конечным итогом проводимой коррекционной работы должно быть успешное овладение учащимися всеми компонентами учебной деятельности (познавательными и регуляторными) на осознанном уровне с расширением самостоятельности. Что, в свою очередь, должно послужить основанием для полноценного усвоения школьных знаний.
2-я ступень – коррекционные занятия с детьми подросткового возраста.
Подросток решает интеллектуальные задачи легче, быстрее и эффективнее, нежели учащийся начальной ступени обучения. Кроме того, происходят сдвиги в структуре мыслительных процессов – начинает преобладать абстрактно - логическое мышление. Однако нередко вследствие ряда причин учащиеся среднего звена испытывают большие трудности в обучении. Это может быть связано с личностными характеристиками ребенка, особенностями морально-волевой сферы, трудностями в общении со сверстниками и учителями, неразвитостью познавательной сферы. По сравнению с младшими школьниками подростки являются более самостоятельными, независимыми, очень болезненно воспринимающими любую критику. Именно поэтому необходимо более осторожно подходить к решению задач по устранению отставания в обучении.
Коррекционно – развивающая работа в 7-8 классах может проводиться как в индивидуальной, так и в групповой форме. Она ведется на основании запроса учителей, родителей.
Этапы работы:
1 этап: диагностика
1.Методики направленные на изучение личностных особенностей (тесты Айзенка, Шмишека, Кетелла), изучение познавательной сферы (тесты ШТУР, КОТ), изучение самооценки учащихся, тревожности (тест Спилберга), школьной мотивации.
2.Наблюдение за учащимися на уроках, внеклассных мероприятиях, беседы с учителями.
2 этап: коррекционно – развивающая работа.
i