СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа коррекционной работы ООП ООО

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа коррекционной работы ООП ООО»

Программа коррекционной работы 1. Общие положения

На основании ФГОС ООО программа коррекционной работы (далее - Программа) направлена на создание комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с учетом состояния их здоровья и особенностей психофизического развития, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), оказание им помощи в освоении ООП ООО.

Программа носит комплексный характер и обеспечивает:

-поддержку обучающихся с особыми образовательными потребностями, а также попавших в трудную жизненную ситуацию;

-выявление и удовлетворение особых образовательных потребностей, обучающихся с ОВЗ в единстве урочной и внеурочной деятельности, в совместной педагогической работе специалистов системы общего и специального образования, семьи и других институтов общества; интеграцию этой категории обучающихся в школе;

-оказание в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК) каждому обучающемуся с ОВЗ комплексной, индивидуально ориентированной, с учетом состояния здоровья и особенностей психофизического развития таких обучающихся, психолого-медико-педагогической поддержки и сопровождения в условиях образовательной деятельности;

-создание специальных условий обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ, в том числе без барьерной среды жизнедеятельности и учебной деятельности, соблюдение максимально допустимого уровня при использовании адаптированных образовательных программ основного общего образования, разрабатываемых школой, совместно с другими участниками образовательных отношений.

Программа содержит:

  1. Цели и задачи коррекционной работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями, в том числе с ОВЗ при получении основного общего образования;

  2. Перечень и содержание комплексных, индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, включающих использование индивидуальных методов обучения и воспитания; проведение индивидуальных и групповых занятий под руководством специалистов; 3).Систему комплексного психолого-медико-социального сопровождения и поддержки обучающихся с особыми образовательными потребностями, в том числе с ОВЗ; 4).Механизм взаимодействия, предусматривающий общую целевую и единую стратегическую направленность работы учителей, специалистов в области коррекционной и

специальной педагогики, специальной психологии, медицинских работников; 5).Планируемые результаты работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями, в том числе с ОВЗ.

  1. Цели и задачи коррекционной работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями, в том числе с ОВЗ при получении ООО

Цель: создание комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающимся с особыми образовательными потребностями с учётом состояния их здоровья и особенностей психофизического развития, направленного на коррекцию недостатков в

физическом и (или) психическом развитии обучающихся с ОВЗ, оказание им помощи в освоении ООП ООО.

Программа носит комплексный характер и направлена на решение следующих задач:

-оказывать поддержку обучающимся с особыми образовательными потребностями, а также обучающимся попавшим в трудную жизненную ситуацию;

-выявлять и создавать условия для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ в единстве урочной и внеурочной деятельности, в совместной педагогической работе системы общего и специального образования, семьи и других институтов общества;

-создавать условия для интеграции обучающихся с ОВЗ в школу;

-оказывать, в соответствии с рекомендациями ПМПК, каждому обучающемуся с ОВЗ комплексной, индивидуально ориентированной, с учетом состояния здоровья и особенностей психофизического развития таких обучающихся, психолого-медико-- педагогической поддержки и сопровождения в условиях образовательной деятельности;

-создавать специальные условия обучения и воспитания, обучающихся с ОВЗ (безбарьерная среда жизнедеятельности и учебной деятельности, соблюдение максимально допустимого уровня при использовании адаптированных образовательных программ основного общего образования).

Приоритетными направлениями программы на этапе основного общего образования являются формирование социальной компетентности обучающихся с ОВЗ, развитие адаптивных способностей личности для самореализации в обществе.

Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:

-Преемственность. Принцип обеспечивает создание единого образовательного пространства, который способствует достижению личностных, метапредметных, предметных результатов освоения (далее - ПМПК), необходимых обучающимся с ОВЗ для продолжения образования.

-Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.

-Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений у детей с ОВЗ.

-Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.

-Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

-Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ОВЗ выбирать формы получения детьми образования, организацию, осуществляющую образовательную деятельность, формы обучения, защищать законные права и интересы детей.

Программа коррекционной работы на уровне ООО включает в себя взаимосвязанные направления, раскрывающие её основное содержание: диагностическое, коррекционно-

развивающее, консультативное, информационно-просветительское.

  1. Диагностическая работа включает:

-выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ при освоении ООП ООО;

-проведение комплексной социально-психолого-педагогической диагностики нарушений в психологическом и (или) физическом развитии обучающихся с ОВЗ;

-определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с ОВЗ, выявление его резервных возможностей;

-изучение развития эмоционально-волевой, познавательной, речевой сфер и личностных особенностей обучающихся;

-изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;

-изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ОВЗ;

-системный разносторонний контроль за уровнем и динамикой развития ребёнка с ОВЗ (мониторинг динамики развития, успешности освоения образовательных программ СОО).

  1. Коррекционно-развивающая работа включает:

-реализацию комплексного индивидуально ориентированного социально-психолого- педагогического и медицинского сопровождения в условиях образовательного процесса обучающихся с ОВЗ с учётом особенностей психофизического развития;

-выбор оптимальных для развития ребёнка с ОВЗ коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;

-организацию и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;

-коррекцию и развитие высших психических функций, эмоционально-волевой, познавательной и речевой сфер;

-развитие УУД в соответствии с требованиями среднего общего образования;

-развитие и укрепление зрелых личностных установок, формирование адекватных форм утверждения самостоятельности, личностной автономии;

-формирование способов регуляции поведения и эмоциональных состояний;

-развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, коммуникативной компетенции;

-развитие компетенций, необходимых для продолжения образования и профессионального самоопределения;

-формирование навыков получения и использования информации (на основе ИКТ), способствующих повышению социальных компетенций и адаптации в реальных жизненных условиях;

-социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

Подросткам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, рекомендованы занятия с педагогом-психологом по формированию стрессоустойчивого поведения, по преодолению фобий и моделированию возможных вариантов решения проблем различного характера (личностных, межличностных, социальных и др.).

Залогом успешной реализации программы коррекционной работы является тесное сотрудничество всех специалистов и педагогов, а также родителей, представителей администрации, органов опеки и попечительства и других социальных институтов. Спорные вопросы, касающиеся успеваемости школьников с ОВЗ, попавших в трудную жизненную ситуацию их поведения, динамики продвижения в рамках освоения ООП ООО

(как положительной, так и отрицательной), а также вопросы прохождения итоговой аттестации выносятся на обсуждение школьного ППк.

  1. Консультативная работа включает:

-выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимися с ОВЗ, единых для всех участников образовательных отношений;

-консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально ориентированных методов и приёмов работы с обучающимися с ОВЗ;

-консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ОВЗ;

-консультационную поддержку и помощь, направленные на содействие свободному и осознанному выбору обучающимися с ОВЗ профессии, формы и места обучения в соответствии с профессиональными интересами, индивидуальными способностями и психофизиологическими особенностями.

  1. Информационно-просветительская работа предусматривает:

-информационную поддержку образовательной деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями, их родителей (законных представителей), педагогических работников;

-различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, выступления информация на школьном сайте), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса - обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам – вопросов, связанных с особенностями образовательной деятельности и сопровождения обучающихся с ОВЗ;

-проведение тематических выступлений для педагогов и родителей (законных

представителей) по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ОВЗ.

  1. Этапы реализации программы

Коррекционная работа реализуется поэтапно. Последовательность этапов и их адресность создают необходимые предпосылки для устранения дезорганизующих факторов.

Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность).

Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учёта

особенностей развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды на предмет соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы школы. Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность). Результатом работы является особым образом организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность, и процесс специального сопровождения детей с ОВЗ при целенаправленно созданных (вариативных)

условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей.

Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность). Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ особым образовательным потребностям ребёнка.

Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность). Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с ОВЗ, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы.

  1. Характеристика контингента обучающихся

Обучающийся с ОВЗ – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтверждённые ПМПК и препятствующие получению

образования без создания специальных условий. Обучающиеся с ОВЗ – это дети:

-с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);

-тяжёлыми нарушениями речи;

-нарушениями опорно-двигательного аппарата;

-задержкой психического развития;

-расстройствами аутистического спектра;

-со сложными дефектами (тяжёлыми и множественными нарушениями развития);

-с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Программа коррекционной работы на уровне ООО обязательна в процессе обучения подростков с ОВЗ у которых имеются особые образовательные потребности, а также должна обеспечить поддержку школьников, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Программа коррекционной работы разрабатывается на весь период освоения ООП ООО.

  1. Перечень и содержание комплексных, индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, включающих использование индивидуальных методов обучения и воспитания; проведение индивидуальных и групповых

занятий под руководством специалистов.

Целью реализации индивидуально-ориентированных коррекционных мероприятий является обеспечение удовлетворения особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, их интеграцию в организацию, осуществляющую образовательную деятельность и освоение ими ООП ООО.

Перечень и содержание комплексных, индивидуально-ориентированных коррекционных мероприятий и План работы представлены в Приложениях к Программе.


Приложение 1,2.

При разработке Программы предусматривается реализация следующих индивидуальных методов обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ:



Группа ОВЗ

Характерные особенности развития детей с ОВЗ

Рекомендуемые условия и методы обучения и воспитания

Дети с задержкой психического развития

1.Снижение работоспособности. 2.Повышенная истощаемость.

  1. Неустойчивость внимания.

  2. Более низкий уровень развития восприятия. 5.Недостаточная продуктивность произвольной памяти.

6.Отставание в развитии всех форм мышления. 7.Дефекты звукопроизношения.

8.Своеобразное поведение. 9.Бедный словарный запас. 10.Низкий навык самоконтроля.

11.Незрелость эмоционально - волевой сферы. 12.Ограниченный запас общих сведений и представлений.

  1. Слабая техника чтения.

  2. Неудовлетворительный навык каллиграфии. 15.Трудности в счёте через 10, решении задач.

  1. Соответствие темпа, объёма и сложности учебной программы реальным познавательным возможностям ребёнка, уровню развития его когнитивной сферы, уровню подготовленности, то есть уже усвоенным знаниям и навыкам.

  2. Целенаправленное развитие обще интеллектуальной деятельности (умение

осознавать учебные задачи, ориентироваться в условиях, осмысливать информацию).

  1. Сотрудничество с взрослыми, оказание педагогом необходимой помощи ребёнку, с учётом его индивидуальных проблем.

  2. Индивидуальная дозированная помощь ученику, решение диагностических задач. 5.Развитие у ребёнка чувствительности к помощи, способности воспринимать и принимать помощь.

  1. Щадящий режим работы, соблюдение гигиенических и валеологических требований.

  2. Создание у неуспевающего ученика чувства защищённости и эмоционального комфорта.

  3. Безусловная личная поддержка ученика учителями школы. 9.Взаимодействие и взаимопомощь детей в процессе учебной деятельности.

Дети со сложными дефектами (тяжёлыми и множественными нарушениями развития)

Множественность определяется сложным характером нарушения, при котором страдают: интеллект, речь и коммуникация, общая и мелкая моторика, сенсорная и эмоциональная сферы человека.

1.Формирование представлений об окружающем мире и ориентации в среде. 2.Развитие навыков коммуникации и общения в доступных видах социальных отношений.

3.Формирование навыков самообслуживания и жизнеобеспечения. 4.Формирование представлений ребенка о себе.

  1. Учёт возможностей ребёнка при организации коррекционных занятий: задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным.

  2. Создание ситуации достижения успеха на индивидуально-групповом занятии. 7.Использование системы условной качественно-количественной оценки.



Дети с тяжёлыми нарушениями речи

  1. Речевое развитие не соответствует возрасту говорящего.

  2. Речевые ошибки не являются диалектизмами, безграмотностью речи и выражением незнания языка.

  3. Нарушения речи связаны с отклонениями в функционировании психофизиологическим механизмов речи.

  4. Нарушения речи носят устойчивый характер, самостоятельно не исчезают, а закрепляются.

  5. Речевое развитие требует определённого логопедического воздействия.

нарушения речи оказывают отрицательное влияние на психическое развитие ребёнка.

  1. Обязательная работа с логопедом.

  2. Создание и поддержка развивающего речевого пространства.

  3. Соблюдение своевременной смены труда и отдыха (расслабление речевого аппарата).

  4. Пополнение активного и пассивного словарного запаса.

  5. Сотрудничество с родителями ребёнка (контроль за речью дома, выполнение заданий логопеда).

  6. Корректировка и закрепление навыков грамматически правильной речи (упражнения на составление словосочетаний, предложений, коротких текстов).

  7. Формирование адекватного отношения ребёнка к речевому нарушению. 8.Стимулирование активности ребёнка в исправлении речевых ошибок.


Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие и позднооглохшие, кохлеарно-имплантированные дети)

  1. Нарушения звукопроизношения (или отсутствие речи).

  2. Ребёнок не может самостоятельно учиться говорить.

  3. Ребёнок старается уйти от речевых контактов или «не понимает» обращённую к нему речь; 4.Ребёнок воспринимает слова собеседника на слухозрительной основе (следит глазами за движениями губ говорящего и «считывает» его речь).

  1. Возможны отклонения в психической сфере: осознание, что ты не такой как все и как следствие – нарушение поведения, общения, психического развития.

  2. Пассивный и активный словарный запас по объёму программы.

  3. Ребёнок нуждается в дополнительной коррекционной помощи, подборке индивидуального слухового аппарата программы.

  1. Стимулирование к общению и содержательной коммуникации с окружающим миром.

  2. Правильная позиция педагога: не поворачиваться спиной к слабослышащему ученику во время устных объяснений; стараться контролировать понимание ребёнком заданий и инструкций до их выполнения.

  3. Правильная позиция ученика (поставить ребёнка с нарушенным слухом так, чтобы он мог видеть не только педагога и доску, но и большинство детей; посадить за первую парту сбоку от педагога (справа от него).

  4. Помощь ребёнку в освоении в коллективе может и должен справиться сам. 6. Развитие слухового внимания: требовать от ребёнка с нарушенным слухом, чтобы он всегда смотрел на говорящего, умел быстро отыскать говорящего, для этого его необходимо контролировать, например: «Повтори, что я сказала», «Повтори, о чём рассказала Оля», «Продолжи, пожалуйста» и т.п.

  5. Активное включение ребёнка с нарушенным слухом в работу класса (группы), не задерживая при этом темп ведения урока (занятия).

  6. Требование от ребёнка повторять вслух задания, предложенные в устной форме, или заданные вопросы.

  7. Включение слабослышащего ребёнка в учебную деятельность непосредственно на уроке, специально организовывая эту деятельность (в течение первых лет обучения учитель должен менять или дополнять инструкции к упражнениям из учебника,

учитывая возможности ученика)



Дети с нарушения ми зрения (слепые, слабовидящие дети)

1.Основное средство познания окружающего мира - осязание, слух, обоняние, др. чувства (переживает свой мир в виде звуков, тонов, ритмов, интервалов); 2.Развитие психики имеет свои специфические особенности.

  1. процесс формирования движений задержан.

  2. Затруднена оценка пространственных признаков (местоположение, направление, расстояние, поэтому возникают трудности ориентировки в пространстве); 5.Обострённое осязание – вследствие иного, чем у зрячего использования руки (палец никогда не научит слепого видеть, но видеть слепой может своей рукой). 6.Особенности эмоционально-волевой сферы (чувство малоценности, неуверенности и слабости, противоречивость эмоций, неадекватность воли).

  1. Индивидуальные особенности работоспособности, утомляемости, скорости усвоения информации (зависит от характера поражения зрения, личных особенностей, степени дефекта), отсюда ограничение возможности заниматься некоторыми видами деятельности.

  2. Обеднённость опыта детей и отсутствие за словом конкретных представлений, так как знакомство с объектами внешнего мира лишь формально- словесное.

  3. Особенности общения: многие дети не умеют общаться в диалоге, так как они не слушают собеседника.

  4. Низкий темп чтения и письма.

  5. Быстрый счёт, знание больших по объёму стихов, умение петь, находчивы в викторинах.

  6. Страх, вызванный неизвестным и не познанным в мире зрячих (нуждаются в специальной

ориентировке и знакомстве).

  1. Объединение дифференцированного и специализированного подхода к ребёнку (знание индивидуальных особенностей функционирования зрительной системы ученика).

  2. Наличие технических средств и оборудования, обеспечивающих процесс обучения и воспитания.

  1. Наличие методического обеспечения, включающего специальные проведения коррекционных занятий по ориентированию, развитию зрения, осязания.

  2. Выделение ребёнку специального шкафчика для хранения этих приспособлений. 5.Правильная позиция ученика (при опоре на остаточное зрение сидеть ребёнок должен за первой партой в среднем ряду, при опоре на осязание и слух - за любой партой).

  1. Охрана и гигиена зрения (повышенная общая освещённость (не менее 1000 люкс), освещение на рабочем месте (не менее 400-500 люкс).

для детей, страдающих светобоязнью, установить светозатемнители, расположить рабочее место, ограничивая попадание прямого света.

ограничение времени зрительной работы (непрерывная зрительная нагрузка не должна превышать 15-20 мин. у слабовидящих учеников и 10-20 мин. для учеников с глубоким нарушением зрения).

расстояние от глаз ученика до рабочей поверхности должно быть не менее 30 см; работать с опорой на осязание или слух.

  1. При работе с опорой на зрение записи на доске должны быть насыщенными и контрастными, буквы крупными, в некоторых случаях они должны дублироваться.



Дети с нарушением опорно- двигательного аппарата

  1. У детей с нарушениями ОДА ведущим является двигательный дефект или утрата двигательных функций). Основную массу среди них составляют дети с церебральным параличом (89%).

  2. У этих детей двигательные расстройства сочетаются с психическими и речевыми нарушениями, поэтому большинство из них нуждается не только в лечебной и социальной помощи, но и в психолого-педагогической и логопедической коррекции. Все дети с нарушениями ОДА нуждаются в особых условиях жизни, обучения и последующей

трудовой деятельности.

  1. Коррекционная направленность всего процесса обучения. Возможная психолого- педагогическая социализация.

  2. Посильная трудовая реабилитация.

Полноценное, разноплановое воспитание и развитие личности ребёнка. 3.Комплексный характер коррекционно-педагогической работы.

4.Раннее начало онтогенетически.

последовательного воздействия, опирающегося на сохранные функции. 5.. Организация работы в рамках ведущей деятельности.

6.Наблюдение за ребёнком в динамике.


Дети с расстройствами аутистического спектра

  1. Трудности организации собственной деятельности и поведения, в частности продуктивной учебной деятельности.

  2. выраженная неравномерность и специфика развития психических функций.

  3. специфика и недостаточность развития познавательной деятельности в целом.

  4. трудности в установлении продуктивных взаимодействий с окружающими.

  5. выраженные трудности социально- эмоционального взаимодействия.

  6. потребности в специальной организации образовательного пространства.

  7. необходимость использования специальных приемов и методов при их обучении.

  1. Всестороннее изучение особенностей и уровня развития психических функций ребенка.

  2. Нахождение оптимальных способов модификации учебных планов. 3.Разработка методических подходов, способов, приемов обучения.

  1. Разработка дидактических сред, которые позволяли бы участвовать всем детям в учебном процессе в соответствии с их особенностями, возможностями.

  2. Согласование действий всех специалистов сопровождения.

  3. Тесные партнерские и продуктивные взаимодействие с родителями.

  1. Система комплексного психолого-медико-социального сопровождения и поддержки обучающихся с особыми образовательными потребностями, в том числе с ОВЗ

Комплексное психолого-педагогическое сопровождение и поддержка обучающихся с ОВЗ, обеспечиваются специалистами школы (педагогом-психологом, социальным педагогом, медицинским работником), регламентируются локальными нормативными актами и Уставом школы; реализуются преимущественно во внеурочной деятельности.

Психолого-педагогическая помощь обучающимся с ОВЗ оказывается на основании заявления или согласия в письменной форме их родителей (законных представителей). Необходимым условием являются рекомендации ПМПК и наличие специальной индивидуальной программы реабилитации (для инвалидов).

Тесное взаимодействие специалистов при участии педагогов школы, представителей администрации и родителей (законных представителей) является одним из условий успешности комплексного сопровождения и поддержки обучающихся с ОВЗ.

Медицинская поддержка и сопровождение обучающихся с ОВЗ в школе

осуществляются медицинским работником.

Социально-педагогическое сопровождение школьников с ОВЗ в школе осуществляет социальный педагог. Деятельность социального педагога направлена на защиту прав всех обучающихся, охрану их жизни и здоровья, соблюдение их интересов. Социальный педагог принимает участие в проведении профилактической и информационно-просветительской работы по защите прав и интересов школьников с ОВЗ. Социальный педагог взаимодействует со специалистами школы, с педагогами класса, в случае необходимости - с медицинским работником, а также с родителями (законными представителями), специалистами социальных служб, органами исполнительной власти по защите прав детей.

Психологическое сопровождение обучающихся с ОВЗ осуществляется в рамках реализации основных направлений психологического сопровождения школы. Одним из направлений деятельности педагога-психолога на данном уровне обучения является психологическая подготовка школьников к прохождению итоговой аттестации. Работа организована фронтально, индивидуально и в мини-группах. Основные направления деятельности школьного педагога-психолога состоят в проведении психодиагностики; развитии и коррекции эмоционально-волевой сферы обучающихся; совершенствовании навыков социализации и расширении социального взаимодействия со сверстниками (совместно с социальным педагогом); разработке и осуществлении развивающих программ; психологической профилактике, направленной на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья обучающихся с ОВЗ. Помимо работы с обучающимися педагог- психолог может проводить консультативную работу с педагогами, администрацией школы и родителями по вопросам, связанным с обучением и воспитанием. В течение года педагог- психолог осуществляет информационно-просветительскую работу с родителями и педагогами.

Задачи психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ

рассматриваются на школьном ППк. Его цель - уточнение особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ, оказание им помощи (методической, специализированной и психологической). Помощь заключается в разработке рекомендаций по обучению и воспитанию; в составлении в случае необходимости индивидуальной программы обучения; в выборе специальных приемов, средств и методов обучения, в адаптации содержания учебного предметного материала. Специалисты консилиума следят за динамикой продвижения школьников в рамках освоения основной программы обучения и своевременно вносят коррективы в программу обучения и в рабочие программы коррекционной работы; рассматривают спорные и конфликтные случаи, предлагают и осуществляют отбор необходимых для школьника (школьников) дополнительных дидактических и учебных пособий. В состав школьной ППк входят: психолог, социальный педагог, педагоги и представитель администрации. Родители уведомляются о проведении школьной ППк.

Содержание психолого-медико-педагогического сопровождения по направлениям:


Направ ления

Виды и формы деятельности

Сроки

Ответственные


Диагностическое


Пополнение и корректировка банка

данных о детях инвалидах, детях с ОВЗ, обучающихся в школе

Ежегодно

Социальный педагог,

педагог-психолог,

Определение состояния

физического и психологического здоровья детей

В течение года

Кл. руководители, медработник

Психологическая диагностика, в том числе и проведение диагностических процедур профориентационной

направленности

В течение года (по запросу родителей,

обучающихся)

Педагог-психолог

Знакомство с родителями (законными представителями) детей с ОВЗ в ходе индивидуальной беседы

С момента поступления

ребёнка в школу

данной категории (с установления статуса)

Кл. руководители, социальный педагог, педагог-психолог, медработник

Изучение социально-бытового окружения ребенка.

Посещение семьи, составление акта

В течение года

Кл. руководители, социальный педагог


Коррекционно- развивающее

Индивидуальное обучение на дому (очная форма)

По плану работы

школы

По рекомендации ПМПК и по

заявлению родителей

Коррекционно-развивающие

занятия (по рекомендации ПМПК, индивидуальной программы

по запросу родителей и по необходимости)

В течение года

Зам. директора по УВР,

педагог-психолог, социальный педагог, медработник,

кл. руководитель


Консультативное

Консультирование педагогических работников школы, ребенка, родителей (по рекомендации ПМПК)


В течение года

Педагог-психолог, социальный педагог, зам. директора по УВР


Информационно-просветительское

Вовлечение данной категории обучающихся в социально-значимую

деятельность классного коллектива,

школы, города:

участие в конкурсах, выполнение общественных поручений, участие в мероприятиях класса, школы, посёлка, участие в шк. акциях; участие в профориентационных мероприятиях;

участие по возможности в спортивных мероприятиях.

В течение учебного года

Зам. директора по ВР, кл. руководители, социальный педагог, педагоги

дополнительного образования

Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс.

Организация и проведение мероприятий, направленных на сохранение, профилактику здоровья и формирование навыков здорового

и безопасного образа жизни.

В течение учебного года

Зам. директора по УВР,

Зам. директора по ВР, кл.руководители

Подготовка информационного материала для родителей, имеющих на воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья

В течение учебного года

Социальный педагог, педагог-психолог


Консульта тивное

Проведение индивидуальных консультаций для родителей, в том числе по вопросам профориентации

В течение учебного года

Зам. директора по ВР, социальный педагог, педагог-психолог

В случаях выявления изменения в психическом и/или физическом состоянии обучающегося с ОВЗ, сохраняющихся у него проблем в освоении ООП ООО в рабочую коррекционную программу вносятся коррективы. Ориентируясь на рекомендации ЦПМПК, результаты диагностики школьной ППк и данные педагогической диагностики учителей, определяются ключевые звенья комплексных коррекционных мероприятий и необходимость вариативных индивидуальных планов обучения обучающихся с ОВЗ.

Для реализации системы комплексного психолого-медико-социального сопровождения и поддержки обучающихся с ОВЗ, испытывающих сложности в освоении ООП ООО, в школе созданы специальные условия: организационные, кадровые, психолого-педагогические, программно-методические, материально-технические, информационные.

Организационные условия

Программа коррекционной работы предусматривает как вариативные формы получения образования, так и различные варианты специального сопровождения обучающихся с особыми образовательными потребностями обучения и развития. Обучение обучающихся с ОВЗ может быть организовано как совместно с другими обучающимися школы, так и очно- заочной форме.

Психолого-педагогическое обеспечение включает:

-дифференцированные условия (оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные формы получения образования и специализированной помощи) в соответствии с рекомендациями ПМПК;

-психолого-педагогические условия (коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических, в том числе информационных, компьютерных технологий для оптимизации образовательной деятельности, повышения её эффективности, доступности);

-здоровьесберегающие условия (оздоровительный и охранительный режим, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);

-участие всех детей с ОВЗ в воспитательных, культурно-развлекательных, профориентационных, спортивно-оздоровительных и иных мероприятиях.

Программно-методическое обеспечение

В процессе реализации программы коррекционной работы могут быть использованы рабочие коррекционно-развивающие программы социально-педагогической направленности, диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя, педагога-психолога, социального педагога.

Кадровое обеспечение

Коррекционная работа осуществляется специалистами соответствующей квалификации, имеющими специализированное образование, и педагогами, прошедшими обязательную курсовую или другие виды профессионально подготовки. На данный момент в школе работают: 1 педагог-психолог, 1 социальный педагог, 1 фельдшер.

Материально-техническое обеспечение

Материально-техническое обеспечение заключается в наличии надлежащей материально-технической базы (кабинет педагога-психолога, кабинет социального педагога), позволяющей обеспечить коррекционно- развивающую среду школы для организации коррекционных мероприятий, спортивных и массовых мероприятий (физкультурные залы), питания (столовая), обеспечения медицинского обслуживания, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий (медицинский кабинет, спортивные залы), хозяйственно-бытового и санитарно-гигиенического обслуживания.

Информационное обеспечение

Необходимым условием реализации программы является использование в школе

информационной образовательной среды, с использованием современных информационно-коммуникационных технологий. В Школе есть доступ детей, родителей (законных представителей), педагогов к сетевым источникам информации, к информационно- методическим фондам, где имеются методические пособия и рекомендации по разным направлениям и видам деятельности, наглядные пособия. Для организации коррекционно- развивающей работы используются технологии мультимедиа. Они позволяют интегрировано представить информацию (включение анимационных эффектов, видеофрагментов, динамических объектов, комментариев, подсказок); усилить индивидуализацию обучения за счет контроля за ходом деятельности обучающегося.

  1. Механизм взаимодействия, предусматривающий общую целевую и единую стратегическую направленность работы учителей, специалистов в области

коррекционной и специальной педагогики, специальной психологии, медицинских работников;

Механизм взаимодействия раскрывается:

-в учебном плане, во взаимосвязи программы коррекционной работы и рабочих коррекционных программ, во взаимодействии педагогов различного профиля (учителей, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования и др.) и специалистов: педагога-психолога, социального педагога, медицинского работника внутри школы;

-в сетевом взаимодействии специалистов различного профиля; в сетевом взаимодействии педагогов и специалистов с ПМПК, с организациями, оказывающими социальную помощь; с семьей; с другими институтами общества (профессиональными образовательными организациями, организациями дополнительного образования).

Специалисты и педагоги с участием самих обучающихся с ОВЗ и их родителей (законных представителей) разрабатывают индивидуальные учебные планы с целью развития потенциала школьников.

В обязательной части учебного плана и части, формируемой участниками образовательных отношений, коррекционная работа реализуется при освоении содержания ООП ООО в учебной урочной деятельности. Учитель-предметник ставит и решает коррекционно-развивающие задачи на каждом уроке, с помощью специалистов осуществляет отбор содержания учебного материала (с обязательным учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ), использует специальные методы и приемы. Коррекционные занятия со специалистами являются обязательными и проводятся по индивидуально ориентированным рабочим коррекционным программам в учебной внеурочной деятельности.

  1. Планируемые результаты работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями, в том числе с ОВЗ.

Результаты обучающихся с особыми образовательными потребностями на уровне ООО демонстрируют готовность к последующему профессиональному образованию и достаточные способности к самопознанию, саморазвитию, самоопределению.

Планируется преодоление, компенсация или минимизация имеющихся у подростков нарушений; совершенствование личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных компетенций, что позволит обучающимся освоить ООП ООО, успешно пройти итоговую аттестацию и продолжить обучение в выбранных профессиональных образовательных организациях.

Личностные результаты:

-сформированная мотивация к труду;

-ответственное отношение к выполнению заданий;

-адекватная самооценка и оценка окружающих людей;

-сформированный самоконтроль на основе развития эмоциональных и волевых качеств;

-умение вести диалог с разными людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

-понимание ценностей здорового и безопасного образа жизни, наличие потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;

-понимание вреда и неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков);

-осознанный выбор будущей профессии и адекватная оценка собственных возможностей по реализации жизненных планов;

-ответственное отношение к созданию семьи на основе осмысленного принятия ценностей семейной жизни.

Метапредметные результаты:

-продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной деятельности, согласование позиции с другими участниками деятельности, эффективное разрешение и предотвращение конфликтов;

-овладение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;

-самостоятельное (при необходимости - с помощью) нахождение способов решения практических задач, применения различных методов познания;

-ориентирование в различных источниках информации, самостоятельное или с помощью;

-критическое оценивание и интерпретация информации из различных источников;

-овладение языковыми средствами, умениями их адекватного использования в целях общения, устного и письменного представления смысловой программы высказывания, ее оформления;

-определение назначения и функций различных социальных институтов.

Предметные результаты освоения ООП ООО должны обеспечивать возможность дальнейшего успешного профессионального обучения и/или профессиональной деятельности школьников с ОВЗ. Обучающиеся с ОВЗ достигают предметных результатов освоения ООП ООО на различных уровнях (базовом, углубленном) в зависимости от их индивидуальных способностей, вида и выраженности особых образовательных потребностей, а также успешности проведенной коррекционной работы.

На базовом уровне обучающиеся с ОВЗ овладевают общеобразовательными и общекультурными компетенциями в рамках предметных областей ООП ООО.

На углубленном уровне, ориентированном преимущественно на подготовку к последующему профессиональному образованию, старшеклассники с ОВЗ достигают предметных результатов путем более глубокого, чем это предусматривается базовым курсом, освоения основ наук, систематических знаний и способов действий, присущих данному учебному предмету (предметам).

Предметные результаты освоения интегрированных учебных предметов ориентированы на формирование целостных представлений о мире и общей культуры обучающихся путем освоения систематических научных знаний и способов действий на метапредметной основе.

Учитывая разнообразие и вариативность особых образовательных потребностей обучающихся, а также различную степень их выраженности, прогнозируется достаточно дифференцированный характер освоения ими предметных результатов:

-освоение программы учебных предметов на углубленном уровне при сформированной учебной деятельности и высоких познавательных и/или речевых способностях и возможностях;

-освоение программы учебных предметов на базовом уровне при сформированной в целом учебной деятельности и достаточных познавательных, речевых, эмоционально-волевых возможностях;

-освоение элементов учебных предметов на базовом уровне и элементов интегрированных учебных предметов (подростки с когнитивными нарушениями).

Итоговая аттестация является логическим завершением освоения обучающимися с ОВЗ образовательных программ основного общего образования. Выпускники 9 классов с ОВЗ имеют право на прохождение итоговой аттестации в специально созданных условиях (увеличивается продолжительность экзамена; школа оборудуется с учетом индивидуальных особенностей, обучающихся с ОВЗ и инвалидов; условия проведения экзамена обеспечивают возможность беспрепятственного доступа таких обучающихся в помещения и их пребывания в указанных помещениях).


Приложение 2 к Программе коррекционной работы

План коррекционных мероприятий

Направления работы

Сроки

Диагностическое

1.

Диагностика отклонений в развитии и анализ причин трудностей

По плану работы

педагога-психолога

2.

Изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания обучающихся с ОВЗ

По плану социального педагога, педагога-

психолога

3.

Изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся

По плану работы педагога-психолога

4.

Изучение уровня социализации ребёнка с ограниченными

возможностями здоровья

По плану работы

педагога-психолога

5.

Системный разносторонний контроль уровня и динамики развития

подростка

В течение года

Коррекционно-развивающее

1.

Разработка индивидуальной программы сопровождения.

Выбор оптимальных для развития обучающегося с ОВЗ коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями


В течение года

2.

Системное воздействие на учебно-познавательную деятельность обучающегося в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию

отклонений в развитии


В течение года

3.

Развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоционально -

волевой сферы

В течение года

4.

Развитие универсальных учебных действий

В течение года

Консультационное

1.

Разработка рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимися с ОВЗ для всех участников образовательных

отношений


В течение года

2.

Консультирование педагогов по результатам диагностики, по выбору

индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с обучающимися


В течение года

3.

Помощь родителям в вопросах выбора стратегии воспитания и

приёмов коррекционного обучения подростка с ОВЗ

В течение года

4.

Содействие в приобретении обучающимися с ОВЗ психологических знаний, умений, навыков необходимых в преодолении трудностей

общения, обучения


В течение года

5.

Содействие в выборе будущей профессии


В течение года

Информационно-просветительское

1.

Различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательных отношений вопросов, связанных с особенностями

образовательного процесса, повышения психологической грамотности


Не реже 1 раза в триместр

2.

Проведение тематических выступлений для педагогов по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий

детей с ОВЗ

1 раза в полгода

3.

Работа школьного сайта

Обновление 1 раз в

триместр


1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!