ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Развитие общества в значительной мере определяется уровнем здоровья его населения. Только гармонично развитая, активная личность способна решать социальные, экономические, культурные, научные, образовательные и другие задачи. Здоровый образ жизни - это мировоззрение, это иммунитет не только против болезней, но и против противоправного поведения, пристрастия к вредным привычкам. Поэтому одной из главных задач воспитательной работы нашей школы является формирование культуры здорового образа жизни.
Одна из самых больших ценностей - это здоровье человека, состояние которого очень зависит и от нашего образа жизни, и от окружающей нас среды. Мы будем работоспособны, изобретательны и бодры, если физическая культура, спорт станут образом нашей жизни, и если каждый из нас станет активным гражданином. На хорошие результаты можно надеяться, если процесс приучения к здоровому образу жизни начнётся в детстве и продолжится на протяжении всей жизни человека.
На создание спортивного кружка побудило желание пропагандировать активный и здоровый образ жизни, принимая во внимание уменьшение физической активности среди детей, молодежи, взрослых.
Наиболее доступными формами работы спортивного кружка со школьниками 3-4 классов являются: беседы и практические занятия, разучивание и составление комплексов физических упражнений, прогулки, экскурсии, народные и спортивные игры, эстафеты, соревнования.
Образовательный процесс в современной школе постоянно усложняется, и это требует от обучающихся значительного умственного и нервно-психического напряжения. Доказано, что успешность адаптации к новым условиям обеспечивается, помимо других важных факторов, определенным уровнем физиологической зрелости обучающихся, что предполагает хорошее здоровье и физическое развитие, оптимальное состояние центральной нервной системы и функций организма, определенный уровень сформированности двигательных навыков и развития физических качеств. Это дает возможность выдерживать достаточно серьезные психофизические нагрузки, связанные со школьным режимом и новыми условиями жизнедеятельности.
Однако невысокий уровень здоровья и общего физического развития многих обучающихся, поступающих в школу, дальнейшее его снижение в процессе обучения представляют сегодня серьезную проблему.
У многих школьников наблюдается низкая двигательная активность, широкий спектр функциональных отклонений в развитии опорно-двигательного аппарата, дыхательной, сердечно - сосудистой, эндокринной и нервной систем, желудочно-кишечного тракта.
Детский организм по своим анатомо-физиологическим особенностям более чувствителен к неблагоприятным влияниям окружающей среды, а потому нуждается в таких внешних условиях обучения и воспитания, которые исключили бы возможность вредных влияний и способствовали бы укреплению здоровья, улучшению физического развития, повышению успешности учебной деятельности и общей работоспособности.
В связи с этим обязательная оздоровительная направленность образовательного процесса должна быть напрямую связана с возможностями игры, которыми она располагает как средством адаптации младших школьников к новому режиму. Игра способна в значительной степени обогатить и закрепить двигательный опыт детей и минимизировать те негативные моменты, которые имелись в их предшествующем физическом развитии или продолжали существовать. Результативно это может происходить только в том случае, если педагог хорошо знает индивидуальные особенности и потребности физического развития своих учеников, владеет рациональной технологией «встраивания» разнообразных подвижных, спортивных игр в режим жизнедеятельности младшего школьника и обладает широким арсеналом приемов использования их адаптационного и оздоровительно-развивающего потенциала.
Данная программа разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование М.: Просвещение /под ред. Смирнова В.Д/, 2010, на основе федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования, на основе программы внеклассной и внешкольной работы Министерства Просвещения 2000 года
Данная программа соответствует возрасту учащихся начальной школы. Направленность дополнительной образовательной программы: физкультурно – оздоровительная. Программа кружка «Общая физическая подготовка» составлена на основе материала, который дети изучают на уроках физической культуры в общеобразовательной школе.
Цель: укрепления здоровья и закаливания занимающихся, достижение всестороннего развития, приобретение инструкторских навыков и умение самостоятельно заниматься физической культурой;
удовлетворить потребность младших школьников в движении, стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развить физические, умственные и творческие способности, нравственные качества.
Задачи: укрепление здоровья, улучшение осанки, содействие физическому развитию, выработке устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды; развитие координационных и кондиционных способностей; формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня влияние физических упражнений на состояние здоровья, работоспособностей; выработка представлений об основных видах спорта, соблюдение правил ТБ во время занятий; приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, использовании их в свободное время; воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений.
Содержание программы
Кружок «Физкульт-Ура!» входит во внеурочную деятельность по направлению спортивно-оздоровительное развитие личности.
Программа предусматривает задания, упражнения, игры на формирование коммуникативных, двигательных навыков, развитие физических качеств. Это способствует появлению желания общения с другими людьми, занятиям спортом, интеллектуальными видами деятельности, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
В процессе игры обучающиеся учатся выполнять определенный алгоритм заданий, игровых ситуаций, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем выполнение алгоритма – это возможность научить обучающихся автоматически выполнять действия, подчиненные какому-то алгоритму.
Игры – это не только важное средство воспитания, значение их шире – это неотъемлемая часть любой национальной культуры. В программу вошли народные игры, распространенные в России за последнее столетие. А также интеллектуальные игры, игры на развитие психических процессов, таких как: внимание, память, мышление, восприятие и т.д. Они помогают всестороннему развитию подрастающего поколения, способствуют развитию физических сил и психологических качеств, выработке таких свойств, как быстрота реакции, ловкость, сообразительность и выносливость, внимание, память, смелость, коллективизм. Некоторые игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
Знать/понимать роль и значение регулярных занятий физическими упражнениями для укрепления здоровья человека; правила и последовательность выполнения упражнений утренней гимнастики, физкультминуток, простейших комплексов для развития физических качеств
Уметь воспроизведении учащимися основных средств физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности
Метапредметная связь
Данная внеурочная программа продолжает учебные курсы «Физическая культура», «Окружающий мир».
Предметы | Название темы |
Физическая культура | Понятие о физической культуре. Правила по технике безопасности на уроках физической культуры. | Развитие силовых качеств. | Игры на закрепление и совершенствование навыков бега Правила по технике безопасности на уроках подвижных и спортивных игр. | Строевые команды. Построения и перестроения. Правила по технике безопасности на уроках гимнастики с основами акробатики. |
Жизненно важные способы передвижения человека (ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползанье). Правила предупреждения травматизма. | Режим дня и личная гигиена. Подвижные игры во время прогулок. | Влияние физических упражнений на осанку. Приемы закаливания. Способы самоконтроля. | Правила поведения при купании в водоемах во время летних каникул. |
Окружающий мир | Школа. Правила поведения и культура общения с одноклассниками и учителями, работниками школы. | Ориентирование в пространстве и времени. | Мы живем в разное время суток. | Законы современной жизни. |
С помощью многосторонних межпредметных связей решаются задачи обучения, развития и воспитания обучающихся, закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности.
Планируемый результат: формирование установок здорового образа жизни; снижение заболеваемости простудными заболеваниями и гриппом; знание и соблюдение правил игр; знание правил спортивных игр и подвижных игр, способствовать быстрой адаптации в школьной среде,умение применять игры в самостоятельных занятиях.
Программа рассчитана на 34 часа.
Количество занятий в неделю - 1 занятие.
Календарно-тематическое планирование спортивного кружка
для 4 класса
1 час в неделю – 34 часа
Метапредметная связь
Данная внеурочная программа продолжает учебные курсы «Физическая культура», «Окружающий мир».
Предметы | Название темы |
Физическая культура | Техника безопасности во время занятий физической культурой. | Метание мяча с места в цель. Развитие скоростно-силовых качеств. | Спортивные игры: футбол, волейбол, баскетбол. Физическая нагрузка и ее влияние на частоту сердечных сокращений (ЧСС). Техника безопасности во время занятий спортивными играми | Техника безопасности во время занятий гимнастикой. Строевые упражнения. Олимпийский вид спорта – фристайл. |
| Физическая культура у народов Древней Руси. Работе скелетных мышц, систем дыхания и кровообращения при выполнении физических упражнений. | Подвижные игры Инструктаж по ТБ при проведении подвижных игр. | Техника безопасности во время занятий легкой атлетикой. Прыжки в высоту с разбега способом «Перешагиванием» | Техника безопасности при купании. Оказание первой помощи утопающему |
С помощью многосторонних межпредметных связей решаются задачи обучения, развития и воспитания обучающихся, закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности.
№ занятия | Содержание занятия | дата |
1 | Инструктаж по технике безопасности во время проведения занятий по физической культуре. Гигиенические требования к подбору спортивной одежды и обуви. Подвижная игра «Лапта». | |
2 | Значение утренней гимнастики. Комплекс утренней гимнастики. Бег на короткие дистанции. Игра «Выше ноги от земли». | |
3 | Игра с элементами утренней гимнастики «Ловишки». Значение физических упражнений для укрепления здоровья, осанки и др. Прыжки в длину с места. Игра «Веселый мяч». | |
4 | Строевое упражнение с перестроением из колонны по одному в колонну по два. Челночный бег 3х10м. Игры на внимание «Пустое место». Игра «Быстрый и ловкий». | |
5 | Игры с бегом «Лапта». Комплекс упражнений на осанку. Почему некоторые привычки называют вредными. Игра «Космонавты», «Белые медведи». | |
6 | Я продолжаю расти. Изменения, которые происходят в организме в процессе роста. Игры с прыжками «Смотри в ров». Прыжки в высоту через веревочку. Игра «Удочка». | |
7 | Мой лучший друг – режим дня. Игра с прыжками «Прыжки по полоскам». Кроссовая подготовка до 1000м. | |
8 | Закаливание. Прыжки в длину с места и разбега. Игра с бегом «Белые медведи». | |
9 | Спорт – мой друг. Реакция на летящий мяч. Игра с метанием мяча «Лапта по кругу». Игры-эстафеты с мячом. | |
10 | Ловля и передача мяча в движении. Игра с метанием мяча «Кто дальше бросит». Игры-эстафеты с мячом. | |
11 | Метание малого и большого мяча по горизонтальной и вертикальной цели. Ходьба с изменением направления движения по ориентирам. Разучивание игр со скакалкой: «Веревочка», «Солнышко». | |
12 | Какой я сам (привычки, поступки). Полоса препятствий с элементами бега, метания и ходьбы. Бег по пересеченной местности. Игры «Лапта», «Перестрелка». | |
13 | Добрым быть гораздо лучше, чем завистливым и злым. Развитие скоростно-силовых способностей. Организующие команды и приемы. Игра «Выбей мяч из круга». | |
14 | Предупреждение спорт, травм на занятиях. Строевые упражнения с перестроениями из колонны по одному в колонну по два. Игра «Голубь», Игра «Гонка мячей». | |
15 | Вода и питьевой режим. Подвижные игры «Горелки», «Догони свою пару». | |
16 | Веселая эстафета. Подвижные игры по выбору учащихся. | |
17 | Щедрость и жадность. Комбинация ОРУ различной координационной сложности. Игры «К своим флажкам», «Догони обруч». | |
18 | Построение и перестроение. Игры на внимание «Пустое место». Строевое упражнение с перестроением из колонны по одному в колонну по два. Висы на шведской лестнице. | |
19 | Построение и перестроение. Упражнение на гибкость. Прыжки на скакалке. Акробатика: перекаты, группировки. Игры: «Великаны и гномы», « Космонавты». | |
20 | Построение и перестроение. Акробатические упражнения: кувырок вперед и назад, равновесие, мост, стойка на лопатках, прыжок прогнувшись. Игры: «Карусель», «Забегалы». | |
21 | Драться или не драться. Построение и перестроение. Круговая тренировка по акробатике. Игры-эстафеты с элементами акробатики. Игра «Защита крепости». | |
22 | С кем бы ты хотел дружить? Круговая тренировка по акробатике. Игры-эстафеты с элементами акробатики. Игра «Зеркало». | |
23 | Особенности питания. Развитие координационных способностей. Подвижные игры по выбору. | |
24 | Если папа с мамой в ссоре… Техника передвижения. Ловля и передача мяча индивидуально, в парах, стоя на месте и в шаге. Игра «Два дома». | |
25 | Счастье в доме сберегу, папе с мамой помогу. Бросок мяча в баскетболе. Игра «Ловишки с мячом». | |
26 | Мы любим друг друга. Бросок мяча в баскетболе. Игра «Маршевые салки». | |
27 | Моя родословная. Обучение игре «Мини-баскетбол». | |
28 | Здоровье моей семьи. Техника нападения. Действия без мяча. Перемещения и стойки в волейболе. Игра «Пионербол». | |
29 | Легко ли со мной окружающим. Овладение элементарными умениями при прыжках через скакалку. Игра «Мяч – соседу». | |
30 | Мальчик, значит «рыцарь». Комплексное развитие координационных способностей. Прыжки через короткую скакалку. Игра «Мячом в цель». | |
31 | Как улучшить свою память. Прыжки в длину с места. Метание мяча. Игра «Перестрелка». | |
32 | Как помочь себе стать умным. Прыжки в длину с разбега. Игра «Перемена мест». Как помочь сохранить себе здоровье. | |
33 | Я нравлюсь сам себе. Метание малого мяча в цель. Игра «Охотник и утки (с фитболом). | |
34 | Подвижные игры по выбору. Тест «За здоровье в борьбе ты помог ли сам себе». | |