Программа кружка "Истоки"
Пояснительная записка.
Русская старина доступна для понимания детей, её красота и естественность пробуждает любовь к природе, интерес к истории и культуре своей Родины. Она рассматривается как одно из средств развития активности детей, эстетического отношения детей к действительности и дает руководителю кружка немало конкретного материала в помощь его учебно-воспитательной работе на занятиях, в трудовой и художественной деятельности школьников.
Занятия кружка только в том случае дадут хорошие результаты, если они будут проводиться систематически, по специально разработанному плану, который составлен на основе программы, учитывающей возрастные особенности детей и развитие их умений и навыков.
Декоративно-прикладная работа с использованием природных материалов помогает решению проблемы нравственного воспитания детей, прививает чувство любви и бережного отношения к природе и приучает детей видеть в ней источник приобщения к искусству. В общении с русской стариной, при правильном использовании художественной литературы и наглядного материала у детей развивается эстетическое, художественное восприятие окружающей действительности. Кроме того, познание духовной жизни и нравственных ценностей способствует формированию у детей уважения к труду, к учению, к старшим, приоритета доброты и честности, отзывчивости и любви к своей родине.
Занятия в кружке «Истоки» призваны способствовать расширению комплекса задач по нравственному, патриотическому, трудовому и эстетическому воспитанию школьников.
Кружок «Истоки» объединяет 1-4 классы.
Наряду с фронтальной, особое внимание уделяется индивидуальной работе с детьми, т. к. это связано с возрастными и психологическими особенностями школьников. То есть важно индивидуализировать занятия с учетом развития двигательных навыков и художественно-творческих способностей.
В процессе занятий в кружке у учащихся вырабатывается умение доводить начатое дело до конца, прививать основы культуры труда, внимательно слушать и сопереживать. На занятиях дети познают законы симметрии, ритма, цветовой гармонии, патриотизма, любви к народному творчеству и Родине. У них формируется понятие о красоте узоров и орнаментов. При работе над орнаментами школьники знакомятся с узорами и изделиями мастеров Городца, Полхов-Майдана, Жостова, Хохломы, Палеха и другими приемами образной трактовки растительно-цветочных и геометрических мотивов.
В процессе занятий следует проводить беседы о народных художественных промыслах, показывать образцы декоративных изделий, фотографии старинной одежды и т.д. Рассказы дополняются чтением русских народных сказок и мифов, былин и легенд, что способствует закреплению материала. Желательно организовать конкурсы, выставки, тематические праздники.
В конце года целесообразно организовать отчетную выставку работ кружковцев с награждением за лучшие работы.
Основные задачи:
Познакомить детей с русской народной культурой.
Воспитание бережного отношения и уважения к родному краю, его истории, культуре.
Формирование чувства времени, ощущение неразрывной связи прошлого и настоящего.
Развитие у детей эстетического восприятия, художественного вкуса;
Развитие художественно-творческих способностей детей;
Воспитание у детей интереса и любви к декоративно-прикладной работе, народному искусству;
Привлечение учащихся к изучению литературы с целью получения новых знаний по истории Руси;
Учить представлять свои работы на выставках, проводить экскурсии с демонстрацией.
Цель программы:
Воспитание духовности и нравственности учащихся на основе русской народной культуры.
Ожидаемые результаты:
Позитивное отношение ребенка к окружающему миру.
Потребность и готовность проявлять сострадание.
Воспитание чувства патриотизма, любви к семье, городу, Отечеству.
Приобщение к опыту русской народной культуры, знакомство с бытом, с формами традиционного семейного уклада.
Ответственность за свои поступки.
Методы контроля:
Непосредственное наблюдение за речевой активностью детей.
Беседы о понимании детьми смысла рассказов учителя.
Практические работы.
Сроки реализации программы:
Занятия кружка « Истоки » проводятся один раз в неделю. Тематический план предполагает 6 разделов с разным количеством занятий. Всего планируется проведение 36-и занятий.
Способы подведения итогов реализации программы:
Открытые занятия.
Выставка детского творчества.
Проведение фольклорных праздников.
Содержание (первый год обучения)
1-класс-33 часа;
2,3 классы -34 часа
Славяне
Кто такие славяне.
Поселения и жилища. Хозяйство древних славян.
Быт и основные занятия русских людей.
Практические занятия. Реконструкция славянского поселения (миниатюра). Работа с природным материалом.
Народные праздники
Календарные народные праздники. Обряды и обычаи.
Русский фольклор и мифология. (песни, приметы, сказки.)
Традиции русского народа.
Практические занятия. Просмотр сказок. Проектная работа « сказка»
Русская народная культура.
Из истории мужской и женской одежды.
Из истории мужской и женской обуви.
Из истории головных уборов.
История русской кухни.
Русский самовар и чаепитие. Тульский пряник.
Русская тройка.
Практические занятия. Просмотр документальных и художественных фильмов об истории Руси.
Мы - русские.
Чудо богатыри земли русской.
Храмы, соборы, святые на Руси.
Великие сражения и победы. Герои России.
Первый человек в космосе.
Тула-город герой.
Моя семья, мой край.
Практические занятия. Экскурсии в музеи. Проектные работы «Чудо - богатыри», «Моя семья»
Русские народные промыслы.
Декоративно-прикладное искусство.
Гончарное искусство.
Орнамент.
Художественные лаки. Жостово.
Резьба по дереву.
Вышивка. Искусство бисерного плетения.
Художественные изделия из металла и кости.
Практические занятия. Папье-маше, роспись. Вышивка крестом. Изготовление сувениров из бисера.
Русская народная игрушка
Русская народная игрушка. Глиняная игрушка.
Деревянная игрушка. Матрешка.
Секреты русского сувенира
«Ярилины хороводы». Игрушка из соломы.
Практические занятия. Изготовление игрушек-сувениров. Изготовление игрушек из ниток. Проектная работа «Русская народная игрушка»
Отчётная выставка работ.
Учебно-тематический план
первый год обучения
№ п/п | Тема занятия | Всего часов | В том числе |
теоретических занятий | практической работы |
Раздел 1. Славяне | 4 | | |
1 | Кто такие славяне. | | 1 | - |
2 | Поселения и жилища. Хозяйство древних славян. | | 1 | - |
3 | Быт и основные занятия русских людей. | | 1 | 1 |
Раздел 2. Народные праздники | 4 | | |
4 | Календарные народные праздники. Обряды и обычаи. | | 1 | - |
5 | Русский фольклор и мифология. (песни, приметы, сказки.) | | 1 | 1 |
6 | Традиции русского народа. | | 1 | - |
Раздел 3.Русская народная культура. | 7 | | |
7 | Из истории мужской и женской одежды. | | 1 | - |
8 | Из истории мужской и женской обуви. | | 1 | - |
9 | Из истории головных уборов. | | 1 | - |
10 | История русской кухни. | | 1 | - |
11 | Русский самовар и чаепитие. Тульский пряник | | 1 | 1 |
12 | Русская тройка. | | 1 | - |
Раздел 4.Мы-русские. | 7 | | |
13 | Чудо богатыри земли русской. | | 1 | - |
14 | Храмы, соборы, святые на Руси. | | 1 | - |
15 | Великие сражения и победы. Герои России. | | 1 | 1 |
16 | Первый человек в космосе. | | 1 | - |
17 | Тула-город герой. | | 1 | - |
18 | Моя семья, мой край. | | 1 | - |
Раздел 5.Русские народные промыслы. | 7 | | |
19 | Декоративно-прикладное искусство. Гончарное искусство. | | 1 | - |
20 | Орнамент. | | 1 | - |
21 | Художественные лаки. Жостово. | | 1 | - |
22 | Резьба по дереву. | | 1 | - |
23 | Вышивка. Искусство бисерного плетения. | | 1 | 1 |
24 | Художественные изделия из металла и кости. | | 1 | - |
Раздел 6. Русская народная игрушка | 5 | | |
25 | Русская народная игрушка. Глиняная игрушка. | | 1 | - |
26 | Деревянная игрушка.Матрешка. | | 1 | - |
27 | Секреты русского сувенира. «Ярилины хороводы». Игрушка из соломы. | | 1 | 1 |
| Отчётная выставка работ. | | - | - |
Итого: | 33 | 27 | 6 |
Список литературы:
I. Славяне
Афанасьев, А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. — М.: Современный писатель, 1995.
Забылин, М. Русский народ. Его обычаи, предания, обряды и суеверия / М. Забылин. – М.: Вече, 2006.
Мифы народов мира : энциклопедия в 2 т. – М.: Сов. энциклопедия, 1991.
Петрухин, В. Славяне / В. Петрухин. – М.: Росмэн, 1997. – 114 с.
Родина : Славянский мир: общность и многообразие : Тем. вып. – 2006. - № 4. – 144 с.
Энциклопедия русских обычаев. – М.: Вече, 2004.
II. Декоративно-прикладное искусство
Абросимова, А. А. Художественная резьба по дереву, кости и рогу / А. А. Абросимова, Н. И. Каплан, Т. Б. Митлянская. – 2-е изд., перераб. – М.: Высш. школа, 1984. – 159 с.
Алексахин, Н. Н. Голубая сказка / Н. Н. Алексахин. – М.: Народное образование, 1996. – 112 с.
Андреева, И. Роспись дымковской игрушки / И. Андреева // Начальная школа : прил. к газ. «Первое сент.». – 2005. - № 11. – С. 6-7.
Байдек, Е. Декоративно-прикладное творчество. Хохлома. Городец. Гжель. Дымково / Е. Байдек // Начальная школа : прил. к газ. «Первое сент.». – 2005. - № 11. – С. 12-13.
Барадулин, В. А. Подсобные промыслы России / В. А. Барадулин, В. Т. Сидоренко. – М.: Россельхозиздат, 1982. – 112 с.
Дайн, Г. Л. Русская народная игрушка / Г. Л. Дайн. – М.: Легкая промышленность, 1981. – 192 с.
Динцес, Г. А. Русская глиняная игрушка / Г. А. Динцес. – М.; Л., 1936.
Елкин, В. Н. Дерево рассказывает сказки / В. Н. Елкин. – Изд-е 2-е, доп. и перераб. – М.: Просвещение, 1978. – 111 с.
Иванушкина, М. Знакомство с Хохломой / М. Иванушкина // Начальная школа : прил. к газ. «Первое сент.». – 2005. - № 11. – С. 3-4.
Изобразительные мотивы в русской народной вышивке. — М.: Сов. Россия, 1990 .
Искусство Гжели / авт.-сост. Н. А. Якимнух. – М.: Сов. Россия, 1985. – 167 с.
Искусство Палеха. – М.: Изо, 1982. – 16 откр.
Кириченко, Т. Н. Дымково / Т. Н. Кириченко // Начальная школа : прил. к газ. «Первое сент.». – 2005. - № 11. – С. 8-9.
Кузнецова, О. Филимоновская игрушка / О. Кузнецова // Народное творчество. – 2006. – № 1. – С. 21-23.
Купцов, И. И. Родина Жар-птицы : альбом / И. И. Купцов. – М.: Сов. Россия, 1983. – 174 с.
Ларин, О. И. Поклонись дереву / О. И. Ларин. – М: Молодая гвардия, 1985. – 128 с.
Маерова, К. Русское народное прикладное искусство / К. Маерова, К. Дубинская. – М.: Русский язык, 1990. – 272 с.
Матрешка : альбом / ред. А. Обрывалин, Ю. Тюрин. – М.: Сов. Россия, 1969. – 108 с.
Махотенко, И. Чудесный рисунок волшебной травы / И. Махотенко // Начальная школа : прил. к газ. «Первое сент.». – 2005. - № 11. – С. 5.
Миловский, А. С. Скачи, добрый единорог : очерки / А. С. Миловский. – М.: Детская литература, 1986. – 191 с.
Мищенко, В. Дудочники и горшечники / В. Мищенко // Родина. – 2001. - № 4. – С. 106-107.
Народные художественные промыслы / О. С. Попова, Н. С. Королева, Д. А. Чирков и др. – М.: Легкая и пищевая промышленность, 1984. – 192 с.
Народные художественные промыслы СССР : альбом. – М.: Сов. художник, 1983. – 366 с.
Некрасова, М. А. Искусство Палеха / М. А. Некрасова. – М.: Сов. художник, 1966. – 322 с.
Петрова, Е. Городецкая роспись / Е. Петрова // Начальная школа : прил. к газ. «Первое сент.». – 2005. - № 11. – С. 10-11.
Русское народное искусство в собрании Государственного Русского музея / ред.-сост. И. Я. Богуславская. – Л.: Художник РСФСР, 1984. – 255 с.
Русское народное резное и расписное дерево. – М.: Сов. Россия, 1985.
Секреты русского сувенира : из истории // Дошкольное воспитание. – 2002. - № 11. – С. 56-60.
Соколова, М. С. Художественная роспись по дереву: Технология народных художественных промыслов / М. С. Соколова. – М., 2002.
Старикова, В. В. «Скрутим куклу ладную, милую, нарядную» / В. В. Старикова // Начальная школа плюс До и После. – 2008- № 4. – С. 78-79.
Швейцер, Н. Народные промыслы / Н. Швейцер // Начальная школа : прил. к газ. «Первое сент.». – 2005. - № 11. – С. 16-17.
III. Русский национальный костюм
Киреева, Е. В. История костюма / Е. В. Киреева. — М.: Просвещение, 1976.
Русский народный костюм. – М.: Сов. Россия, 1989. – 311 с.
Соснина, Н. Русский традиционный костюм : иллюстрированная энциклопедия / Н. Соснина, И. Шангина. – СПб.: Искусство-СПб, 2006. – 400 с.
IV. Русские народные праздники
Адрианова, О. Ю. Живая связь времен / О. Ю. Адрианова, М. А. Иванова // Ребенок в детском саду. – 2006. - № 1. – С. 67-69.
Аксюченко, В. Н. Праздник русской матрешки / В. Н. Аксюченко, С. А. Жданкина // Начальная школа. – 2002. - № 9. – С. 92-95.
Бердникова, Н. Праздник Рождества Христова / Н. Бердникова // Дошкольное воспитание. – 2002. - № 12. – С. 8-10.
Волкова, Т. А. Вспомним нашу старину / Т. А. Волкова, С. Б. Маринина, Т. Н. Осипова // Начальная школа : прил. к газ. «Первое сент.». – 2005. - № 11. – С. 21-23.
Драненко, Л. С. Праздник русской матрешки / Л. С. Драненко // Начальная школа : прил. к газ. «Первое сент.». – 2005. - № 11. – С. 14-15.
Замятина, Т. Семик / Т. Замятина // Дошкольное воспитание. – 2006. - № 7. – С. 45-49.
Знакомство детей с русским народным творчеством : Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников. – СПб.: Детство-Пресс, 2001. – 400 с.
Кобозева, М. А. Проводы зимы на Руси / М. А. Кобозева // Начальная школа плюс До и После. – 2005. - № 1. – С. 75-77.
Козлова, С. Б. Нижегородская ярмарка / С. Б. Козлова // Начальная школа. – 2004. - № 2. – С. 46-51.
Мамеко, И. М. День рождения леса / И. М. Мамеко // Ребенок в детском саду. – 2005. - № 1. – С. 81-85.
Мамеко, И. М. Пасхальный звон : семейные посиделки / И. М. Мамеко // Ребенок в детском саду. – 2005. - № 2. – С. 73-76.
Мугалова, Ш. Ярмарка / Ш. Мугалова // Начальная школа : прил. к газ. «Первое сент.». – 2005. - № 11. – С. 18-20.
Науменко, Г. Зимушка-зима / Г. Науменко // Дошкольное воспитание. – 2002. - № 12. – С. 102-113.
Науменко, Г. М. Фольклорный праздник в детском саду и в школе : Песни, игры, загадки, театрализованные представления в авторской записи, нотной расшифровке и редакции / Г. М. Науменко. – М.: Липпа-Пресс, 2000. – 224 с.
Обрядовая поэзия. Календарный фольклор. – М.: Русская книга, 1997. – (Библиотека русского фольклора).
От зимы до осени : Фольклорный праздник в школе / сост. Г. Науменко, З. Новлянская. – М.: Детская литература, 1979. – 192 с.
Панкеев, И. А. Русские праздники / И. А. Панкеев. – М.: Яуза, 1999.
Степанов, Н. П. Народные праздники на Святой Руси / Н. П. Степанов. — М.: Российский раритет, 1992.
Тыртышная, М. «Сударыня Масленица» / М. Тыртышная // Воспитание школьников. – 2005. - № 1. – С. 72-75.
Шанский, В. Н. Зимний цикл народно-православных праздников / В. Н. Шанский // Начальная школа. – 2004. - № 1. – С. 100-108.
Шарковская, И. А. «Пошла коляда с конца да в конец» / И. А. Шарковская // Ребенок в детском саду. – 2006.- № 6. – С. 67-70.
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Дата проведение | Количество часов | Содержание (тема урока) | Примечание |
| | Т | П | | |
1 | | 1 | | Кто такие славяне? | Познакомить с понятием «русичи». |
2 | | 1 | | Хозяйство древних славян. Поселения и жилища. | Знакомство с крестьянской избой и домашней утварью. |
3 | | 1 | | Быт и основные занятия славян | Знакомство с жизнью и бытом русского народа |
4 | | | 1 | Реконструкция славянского поселения. Работа с природным материалом. | Работа вместе с детьми. Изготовление поделок. |
5 | | 1 | | Календарные народные праздники. Обряды, обычаи, проведение. | Рассказать детям о праздниках, народных гуляниях, традициях. |
6 | | 1 | | Русский фольклор и мифология. | Знакомство с потешками, песнями, приметами. |
7 | | 1 | | Традиции русского народа. | Знакомство детей с традициями предков. (Проводы в армию, именины). |
8 | | | 1 | Просмотр сказки. Проектная работа. | Проектная работа «Сказка» |
9 | | 1 | | Из истории мужской и женской одежды. | Знакомство детей с русским народном костюмом. (Зипун,кафтан,сарафон) |
10 | | 1 | | Из истории мужской и женской обуви. | Знакомство детей с русской народной обувью. (Лапти, поршни, валенки.) |
11 | | 1 | | Из истории головного убора | Знакомство детей с русским народном головным убором. (Кокошник, науруз, колпак ) |
12 | | 1 | | История русской кухни. | Знакомство детей с блюдами русской кухни. (Щи, каша, расстегаи, блины.) |
13 | | 1 | | Русский самовар и чаепития. Тульский пряник. | Знакомство детей с пряником, самоваром, правилами русского гостеприимства. |
14 | | 1 | | Русская тройка | Знакомство детей с русской тройкой. ( езда на санях, телегах) |
15 | | | 1 | П\р. Просмотр фильмов об истории Руси. | Знакомство детей с русской стариной. Изготовление поделок. |
16 | | 1 | | Чудо-богатыри земли русской. | Знакомство детей с былинными богатырями. ( И. Муромец, А. Попович) |
17 | | 1 | | Храмы, соборы, святые на Руси. | Знакомство детей с архитектурой соборов, житием святых. (С. Радонежский, С. Саровский) |
18 | | 1 | | Великие сражения и победы. Герои России. | Знакомство детей с победами нашего народа и героями.(А. Невский, В. Суворов, И.Леонов.) |
19 | | 1 | | Первый человек в космосе. | Знакомство детей с Ю. А. Гагариным. |
20 | | 1 | | Тула-город герой. | Знакомство детей с историей и архитектурой города. «Куликово поле, Ясная поляна, Тульский кремль» |
21 | | 1 | | Моя семья, мой край. | Знакомство детей с семейным древом, родным краем. |
22 | | | 1 | П\р. Экскурсии в музей. Проектная работа «Чудо-богатыри, моя семья» | Знакомство детей с музеями города. |
23 | | 1 | | Декоративно-прикладное искусство. Гончарное искусство. | Знакомство детей с русским прикладным искусством. (Гжель, хохлома ). |
24 | | 1 | | Орнамент | Знакомство детей с орнаментом на костюмах. |
25 | | 1 | | Художественные лаки. Жостово. | Знакомство детей с видами русского народного прикладного искусства. |
26 | | 1 | | Резьба по дереву. | Знакомство детей с изделиями из дерева. |
27 | | 1 | | Вышивка. Искусство плетения. | Знакомство детей с вышивкой на костюмах и кокошниках. (вышивка бисером, жемчугом, золотой нитью.) |
28 | | 1 | | Художественные изделия из металла и кости. | Знакомство детей с изделиями из металла и кости. (чеканка, украшения.) |
29 | | | 1 | П\р. Вышивка крестом. | Изготовление поделок. |
30 | | 1 | | Русская народная игрушка. Глиняная игрушка. | Знакомство детей с русской народной игрушкой.( дымковская, филимоновская) |
31 | | 1 | | Деревянная игрушка. Матрешка. | Знакомство детей с матрешкой. |
32 | | 1 | | Секреты русского сувенира. Игрушка из соломы «Ярилины хороводы». | Знакомство детей с русскими сувенирами и игрушками из соломы. (колокольчик, рушник, берегини.) |
33 | | | 1 | П\р. Изготовление сувениров и игрушек. Проектная работа «Русская народная игрушка» | Изготовление поделок. |
34 | | 1 | | Отчетное занятие. Выставка работ. | Повторение с детьми пройденного материала. Викторина. |