СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка "Юные астрономы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа кружка для начальных классов.

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка "Юные астрономы"»

1. Пояснительная записка
Сегодня в школе астрономия как отдельный предмет исключена из базисного учебного плана, однако, уже младшие школьники проявляют к ней интерес. Первоначальные астрономические знания дети получают на уроках окружающего мира, из научно-популярной литературы, но этого недостаточно.
К сожалению, сегодня нет единой, рассчитанной на весь период обучения в начальной школе, программы дополнительного образования по данному направлению. А вместе с тем, астрономия является очень важной, неотъемлемой частью формирования мировоззрения школьников, она позволяет дать целостное представление о Вселенной, сформировать знания о наблюдаемых небесных явлениях, привлечь внимание к красоте мировоздания. Это одна из самых увлекательных и прекрасных наук о природе, она исследует не только настоящее, но и далекое прошлое окружающего нас мира, а также позволяет нарисовать научную картину будущего Вселенной.
Научная новизна и актуальность курса состоит в том, что в последнее время в астрономии было сделано множество важных открытий, существенно расширивших наши представления о Вселенной, программа курса предусматривает использование на занятиях современных сведений по астрономии.

Данная программа рассчитана на детей младшего школьного возраста, ее актуальность основывается и на интересе, потребностях учащихся.

Цель программы:
   Формировать у учащихся условия для устойчивого интереса к астрономии, «вооружить» детей знаниями о строении окружающего мира, всей Вселенной для объяснения явлений окружающего мира
   Задачи программы:

  • изучить строение, расположение, движение объектов на звездном небе;

  • изучить влияние небесных объектов на Землю;

  • повысить эрудицию и расширить кругозор учащихся;

  • развивать стремление к исследовательской деятельности;

  • развивать навыки самостоятельности;

  • развивать умение работать в коллективе, включаться в активную беседу по обсуждению увиденного, прослушанного, прочитанного;


Особенностью данной программы является реализация педагогической цели формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

  • непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;

  • развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

  • системность организации учебно-воспитательного процесса;

  • раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

Формы организации учебного процесса
Основными видами деятельности при изучении данного курса являются: теоретические занятия, практические работы, наблюдения в природе.
Теоретические занятия обеспечивают должный уровень эрудированности школьников, формирование мировоззрения, являющейся предпосылкой интеллектуальной творческой деятельности, позволяют приобрести полезные навыки работы с научно-популярной литературой по астрономии.
Практические работы - это изготовление простейших приспособлений, макетов и приборов для наблюдений, а также изготовление наглядных пособий.
Без наблюдения за небесными телами нельзя успешно овладеть основами астрономии. В школе мы имеем возможность проводить только простейшие наблюдения, но они необходимы, и им уделяется большое внимание на занятиях.
В программу включена проектная деятельность, так как ФГОС второго поколения требует использование в образовательном процессе технологий деятельностного типа.
На занятиях предполагается использовать различные формы работы с учащимися: индивидуальную, фронтальную, парную, групповую.


Межпредметные связи на занятиях

  • с уроками окружающего мира;

  • с уроками информатики: использование компьютера, компьютерных программ,
    детским астрономических сайтов в Интернете на занятиях;

  • с уроками технологии: проектирование и изготовление макетов космических
    кораблей, наглядных пособий и приборов для наблюдений;

с уроками изобразительного искусства: участие в выставках рисунков, оформление проектных работ.

Результаты изучения курса
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

  • Формирование уважительного отношения к иному мнению;

  • Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения.

  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

  • Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
    Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.

  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем энциклопедий, справочников.

  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
    Коммуникативные УУД:

  • Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.


  • Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

  • Учиться уважительно, относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

  • Солнце – это звезда;

  • Строение Солнца, его размеры, температура;

  • Строение солнечной системы, уметь называть планеты в порядке расположения от солнца, знать две группы планет, небольшую характеристику планет;

  • Почему происходит смена дня и ночи, времён года;

  • Что такое спутник;

  • Луна – спутник Земли;

  • Как возникают полярные сияния

  • Что такое астероиды, метеориты, кометы.

  • Что такое созвездие;

  • Основные созвездия и их положение на небе

  • Что такое галактика, Вселенная;

  • Уметь показать на карте «Солнечная система»: положение Солнца, планеты и их спутники, пояс астероидов, местонахождение комет.

Место данного курса в учебном плане


Программа рассчитана на 1 год, 68 часов ( 2 часа в неделю).
Возраст детей – 7 – 12 лет. Наполняемость группы 12-18 человек.


2. Учебно-тематический план

Тема

Количество часов теория


Количество часов практика


Место проведения ЦО Точка роста




1

Что такое астрономия?


2


0

ЦО Точка роста

2

Человек и космос:
- первые представления о космосе;
- астрономические наблюдения сегодня;
- будущее изучение космоса;


5


6

ЦО Точка роста

3


Солнечная система. Строение солнечной системы:
- Солнце;
-Планеты и спутники;


13


9

ЦО Точка роста

4


Малые тела Солнечной системы:
-Астероиды
-Метеориты
-Кометы


4


2

ЦО Точка роста

5


Вселенная:
-Галактики
-Звезды
-Созвездия


12


13

ЦО Точка роста

6


Экскурсии



2

ЦО Точка роста


Итого 68 часов


36ч


32 ч.


3. Содержание
В курсе «Юный астроном» предусмотрено изучение 6 тем:
1.Что такое астрономия

Предметом изучения астрономии являются небесные тела, их природа, происхождение и развитие. Наблюдение – основной источник информации о небесных телах, процессах и явлениях, происходящих во Вселенной.
2. Человек и космос

Как древние люди представляли себе Вселенную. Какие важнейшие открытия в астрономии были сделаны в 20 веке. Первый полет человека в космос. Как человек изучает космос сегодня. Основные направления международного сотрудничества в космосе. Цели полетов на Луну, Марс и другие планеты. Будущее изучение космоса.
Практическая работа: моделирование космических кораблей.
3. Солнечная система

Общее представление о строении Солнечной системы. Звезды самосветящиеся небесные тела. Солнце - самая близкая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Первоначальные представления о форме и размере Солнца. Расстояние до Солнца. Температура Солнца. Движение Солнца. Строение Солнца. Что такое солнечные пятна. Планеты Солнечной системы. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Движение планет по орбитам вокруг Солнца. Планеты, похожие на Землю. Планеты, непохожие на Землю. Какие из планет Солнечной системы можно увидеть только в телескоп. Сколько спутников у планет, и какие из них самые интересные. Луна – спутник Земли. Основные сведения о Луне (расстояние до Луны, размеры и масса по сравнению с Землей, температура). Движение Луны. Солнечные и Лунные затмения. Земное притяжение. Влияние земного притяжения на нашу жизнь. Вращение Земли вокруг своей оси - причина смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца – причина смены сезонов года.
Практическая работа: Построение модели Солнечной системы. Определение положения Солнца в течение дня. Наблюдение и зарисовка фаз Лун.
4. Малые тела Солнечной системы

Астероиды - крошечные планеты. Могут ли астероиды представлять опасность для землян. Что такое «падающие звезды». Понятие о метеоритах.
«Хвостатые светила»- кометы. Понятие об орбитах и природе комет. Могут ли кометы быть опасны для землян.
5. Вселенная

Всегда ли Вселенная была такой, в какой мы живем сейчас. Что думали древние о том, как произошла Вселенная. Как огромна, прекрасна и удивительна Вселенная на самом деле. Одиноки ли мы во Вселенной. Что такое Млечный Путь. Как открыли нашу галактику. Как выглядит наша Галактика. Туманность Андромеды - галактика, похожая на нашу. Какими еще бывают галактики.
Звезды - далекие Солнца. Можно ли долететь до какой-нибудь звезды? Основные созвездия. Большая Медведица и Малая Медведица. Звездные карты. Какие созвездия называются зодиакальными.
Практическая работа: Знакомство с картой звездного неба. Нахождение Полярной звезды и определение сторон горизонта
4. Обеспечение

Методическое обеспечение

Формы, приемы и методы обучения:

работа с дополнительной литературой и сообщения учащихся;

лабораторный практикум;

биологические экскурсии;

практические работы с элементами поисковой деятельности;

написание и защита проектов по изучаемой проблеме,

словесные, наглядные, практические

индивидуальные и групповые.

Технологии:

Традиционная,

ИКТ-технология

Исследовательская

Проектная


Материально-техническое обеспечение

  1. Инструкции по технике безопасности

  2. Материалы беседы по изучаемым темам.

  3. Наглядно – иллюстративные и дидактические материалы: раздаточный материал по темам, дидактические карточки, карточки – инструкторы практических работ.

  4. Технические средства обучения лабораторий «Точка Роста» на базе МОУ Курбской СШ ЯМР:

Доска (интерактивная, маркерная), персональный компьютер, мультимедийный проектортелескопы и др..

Перечень учебного оборудования для занятий
1.Глобус Земли физический.
2.Глобус Луны.
3. Модель планетной системы.
4. Карты движения планет.
5. Карта Луны.
6. Модель для демонстрации солнечных и лунных затмений.
7. Фотографии полярной области неба.
8.Карты звездного неба демонстрационные
9. Рисунки созвездий в мифах и легендах
10. Плакат «Смена дня и ночи»
11. Плакат «Смена времен года»
12. Настольная лампа

                                Компьютерные программы для занятий
Компьютерная программа «Маленький астроном»
Компьютерная программа «Дракоша и занимательная астрономия»
Мультимедийный диск "Открытая астрономия"
Аудиоэнциплопедия «Увлекательная астрономия», познавательная программа для детей. 





5. Формы аттестации и оценочные материалы

1. Промежуточная и итоговая аттестация,

2. коллективная оценка результатов практических работ по полученным результатам:

3. индивидуальная оценка результатов практических работ учителем по полученным

результатам:

  1. участие в научно-исследовательских ученических конференциях



Критерии оценивания проектов учащихся

(матрица оценивания)

Показатели проявления компетентности

Показатели

Предметно-информационная составляющая 6

1.Знание основных терминов и фактического материала по теме проекта 2

2.Знание существующих точек зрения (подходов) к проблеме и способов ее

решения 2

3.Знание источников информации 2

Деятельностно-коммуникативная составляющая 14

4.Умение выделять проблему и обосновывать ее актуальность 2

5.Умение формулировать цель, задачи 2

6.Умение сравнивать, сопоставлять, обобщать и делать выводы 2

7.Умение выявлять причинно-следственные связи, приводить аргументы и

иллюстрировать примерами 2

8.Умение соотнести полученный результат (конечный продукт) с поставленной

целью 2

9.Умение находить требуемую информацию в различных источниках 2

10.Владение грамотной, эмоциональной и свободной речью 2

Максимально возможное количество баллов – 28

Оценка 3. От 12 до 17 баллов, от 18 до 23 – 4, свыше 24 – 5.


ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ПРОЕКТА

1. Краткая аннотация проекта

2. Постановка проблемы

3. Цели и задачи проекта

4. Пути достижения поставленных целей и задач

  1. Ожидаемые результаты и их значимость



6. Список информационных источников

1. Аудиоэнциплопедия «Увлекательная астрономия», познавательная программа для детей. 

 2. Большие детские энциклопедии по астрономии.- М.: Аванта+, 2002; М.: Русское энциклопедическое общество, 1999.

3. Большая энциклопедия эрудита, изд. «Махаон», 2004.
4. Гагарин Ю.А. Вижу Землю. Москва,2000.

5. Дубкова С.И., Засов А.В. Атлас звездного неба.- М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2003.
6. Иллюстрированная карта звёздного неба.

7. Карта звёздного неба (северное и южное полушария)
8. Левитан Е.П. «Длинноволосые звёзды», изд. «Белый город»,2007.
9. Левитан  Е.П«Камни, которые упали с неба», изд. «Белый город», 2007.

10. Левитан Е.П. Малышам о звёздах и планетах, изд. «Педагогика – Пресс», Москва, 2003

11. Левитан Е.П. «Маленькие планетки», изд. «Белый город», 2007.
12. Энциклопедия «Открой мир вокруг себя» «Путешествие в космос» - М, 2010
13. Энциклопедия тайн и загадок. В. Калашников «Звёзды и планеты», занимательная астрономия, изд. Белый город, Москва, 2002.
14. Энциклопедия для детей «Астрономия» - М: Авента, 2004.


Календарно-учебный график



Тема

Кол-во час



Дата

Оборудование ЦО Точка роста

Место проведения ЦО Точка роста


Что такое астрономия? 2ч


1-2


Предмет астрономии.


2


Ноутбук, МФУ

ЦО точка роста

Человек и космос

11




3

Первые представления о космосе

1


Ноутбук, МФУ

ЦО точка роста

4-5


На пути к современной научной картине мира.


2


Ноутбук, МФУ

ЦО точка роста


6-7

Важнейшие открытия в астрономии 20 века.


2


Ноутбук, МФУ

ЦО точка роста

8-9

Астрономические наблюдения сегодня

2


Ноутбук, МФУ

ЦО точка роста

10-11

Проектирование модели космического аппарата.


2


Ноутбук, МФУ

ЦО точка роста

12-13


Изготовление модели космического аппарата


2


Ноутбук, МФУ

ЦО точка роста


Солнечная система 23

14


Из каких материалов состоит Солнце?


1


Ноутбук, МФУ

ЦО точка роста

15-16


Использование Солнечной энергии


2


Ноутбук, МФУ

ЦО точка роста

17

Солнечная система

1


Ноутбук, МФУ

ЦО точка роста

18-20

Планеты Солнечной системы

3


Ноутбук, МФУ

ЦО точка роста

21-22


Происхождение планет


2


Ноутбук, МФУ

ЦО точка роста

23

Какие планеты самые теплые и самые холодные?


1


Ноутбук, МФУ

ЦО точка роста

24-26


Составление таблицы «Основные данные о планетах».


3


Ноутбук, МФУ

ЦО точка роста

27


Как рождаются, живут и умирают звезды.


1


Ноутбук, МФУ

ЦО точка роста

28


Цвет, температура и светимость звезд.


1


Ноутбук, МФУ

ЦО точка роста

29


Двойные звёзды.


1


Ноутбук, МФУ

ЦО точка роста

30


Звездное небо в мифах и легендах.


1


Ноутбук, МФУ

ЦО точка роста

31-32


Наблюдаем за звёздами.


2


Ноутбук, МФУ

ЦО точка роста

33


Основные созвездия.


1


Ноутбук, МФУ

ЦО точка роста

34


Изменение вида звёздного неба в течение суток.


1


Ноутбук, МФУ

ЦО точка роста

35-36


Изменение вида звёздного неба в течение года.


2


Ноутбук, МФУ

ЦО точка роста

Малые тела Солнечной системы

6




37-38


Меньшие родственники планет.


2


Ноутбук, МФУ

ЦО точка роста

39

Могут ли астероиды нам пригодиться?

1


Ноутбук, МФУ

ЦО точка роста

40-41


Озорные метеориты.


2


Ноутбук, МФУ

ЦО точка роста

42


Кометы – наши друзья или враги?


1


Ноутбук, МФУ

ЦО точка роста

Вселенная

25




43


Что такое Галактика?


1


Ноутбук, МФУ

ЦО точка роста

44


Многообразие галактик.


1


Ноутбук, МФУ

ЦО точка роста

45


Что такое Млечный Путь?


1


Ноутбук, МФУ

ЦО точка роста

46


Какая галактика ближе всех к Млечному Пути?


1


Ноутбук, МФУ

ЦО точка роста

47


Имела ли Вселенная начало?


1


Ноутбук, МФУ

ЦО точка роста

48


Что такое «Большой взрыв».


2


Ноутбук, МФУ

ЦО точка роста

49-50


Астрономические наблюдения.


2


Ноутбук, МФУ

ЦО точка роста

51-53

Приборы: телескоп, телескоп-рефлектор, радиотелескоп.


3


Ноутбук, МФУ

ЦО точка роста

54-55

Игра «Звёздный патруль».


2


Ноутбук, МФУ

ЦО точка роста

56-57


Будущее изучение космоса.


2


Ноутбук, МФУ

ЦО точка роста

58


Основные направления международного сотрудничества в космосе.


1


Ноутбук, МФУ

ЦО точка роста

59-60


Исследования космоса. Цели полетов на Луну, Марс и другие планеты.


3


Ноутбук, МФУ

ЦО точка роста

62-63


Заочная экскурсия «Крупнейшие обсерватории мира»


2


Ноутбук, МФУ

ЦО точка роста

64-66


Подготовка фантастических проектов «Освоение космоса»


3


Ноутбук, МФУ

ЦО точка роста

67-68

Защита проектов

1






Скачать

© 2024, 37 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!