1. Пояснительная записка
Сегодня в школе астрономия как отдельный предмет исключена из базисного учебного плана, однако, уже младшие школьники проявляют к ней интерес. Первоначальные астрономические знания дети получают на уроках окружающего мира, из научно-популярной литературы, но этого недостаточно.
К сожалению, сегодня нет единой, рассчитанной на весь период обучения в начальной школе, программы дополнительного образования по данному направлению. А вместе с тем, астрономия является очень важной, неотъемлемой частью формирования мировоззрения школьников, она позволяет дать целостное представление о Вселенной, сформировать знания о наблюдаемых небесных явлениях, привлечь внимание к красоте мировоздания. Это одна из самых увлекательных и прекрасных наук о природе, она исследует не только настоящее, но и далекое прошлое окружающего нас мира, а также позволяет нарисовать научную картину будущего Вселенной.
Научная новизна и актуальность курса состоит в том, что в последнее время в астрономии было сделано множество важных открытий, существенно расширивших наши представления о Вселенной, программа курса предусматривает использование на занятиях современных сведений по астрономии.
Данная программа рассчитана на детей младшего школьного возраста, ее актуальность основывается и на интересе, потребностях учащихся.
Цель программы:
Формировать у учащихся условия для устойчивого интереса к астрономии, «вооружить» детей знаниями о строении окружающего мира, всей Вселенной для объяснения явлений окружающего мира
Задачи программы:
изучить строение, расположение, движение объектов на звездном небе;
развивать умение работать в коллективе, включаться в активную беседу по обсуждению увиденного, прослушанного, прочитанного;
Особенностью данной программы является реализация педагогической цели формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
системность организации учебно-воспитательного процесса;
раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Формы организации учебного процесса
Основными видами деятельности при изучении данного курса являются: теоретические занятия, практические работы, наблюдения в природе.
Теоретические занятия обеспечивают должный уровень эрудированности школьников, формирование мировоззрения, являющейся предпосылкой интеллектуальной творческой деятельности, позволяют приобрести полезные навыки работы с научно-популярной литературой по астрономии.
Практические работы - это изготовление простейших приспособлений, макетов и приборов для наблюдений, а также изготовление наглядных пособий.
Без наблюдения за небесными телами нельзя успешно овладеть основами астрономии. В школе мы имеем возможность проводить только простейшие наблюдения, но они необходимы, и им уделяется большое внимание на занятиях.
В программу включена проектная деятельность, так как ФГОС второго поколения требует использование в образовательном процессе технологий деятельностного типа.
На занятиях предполагается использовать различные формы работы с учащимися: индивидуальную, фронтальную, парную, групповую.
Межпредметные связи на занятиях
с уроками окружающего мира;
с уроками информатики: использование компьютера, компьютерных программ,
детским астрономических сайтов в Интернете на занятиях;
с уроками технологии: проектирование и изготовление макетов космических
кораблей, наглядных пособий и приборов для наблюдений;
с уроками изобразительного искусства: участие в выставках рисунков, оформление проектных работ.
Результаты изучения курса
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
Формирование уважительного отношения к иному мнению;
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
Самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения.
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем энциклопедий, справочников.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Учиться уважительно, относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
Солнце – это звезда;
Строение Солнца, его размеры, температура;
Строение солнечной системы, уметь называть планеты в порядке расположения от солнца, знать две группы планет, небольшую характеристику планет;
Почему происходит смена дня и ночи, времён года;
Что такое спутник;
Луна – спутник Земли;
Как возникают полярные сияния
Что такое астероиды, метеориты, кометы.
Что такое созвездие;
Основные созвездия и их положение на небе
Что такое галактика, Вселенная;
Уметь показать на карте «Солнечная система»: положение Солнца, планеты и их спутники, пояс астероидов, местонахождение комет.
Место данного курса в учебном плане
Программа рассчитана на 1 год, 68 часов ( 2 часа в неделю).
Возраст детей – 7 – 12 лет. Наполняемость группы 12-18 человек.
2. Учебно-тематический план
№ | Тема | Количество часов теория | Количество часов практика | Место проведения ЦО Точка роста |
| | |
1 | Что такое астрономия? | 2 | 0 | ЦО Точка роста |
2 | Человек и космос: - первые представления о космосе; - астрономические наблюдения сегодня; - будущее изучение космоса; | 5 | 6 | ЦО Точка роста |
3 | Солнечная система. Строение солнечной системы: - Солнце; -Планеты и спутники; | 13 | 9 | ЦО Точка роста |
4 | Малые тела Солнечной системы: -Астероиды -Метеориты -Кометы | 4 | 2 | ЦО Точка роста |
5 | Вселенная: -Галактики -Звезды -Созвездия | 12 | 13 | ЦО Точка роста |
6 | Экскурсии | | 2 | ЦО Точка роста |
| Итого 68 часов | 36ч | 32 ч. | |
3. Содержание
В курсе «Юный астроном» предусмотрено изучение 6 тем:
1.Что такое астрономия
Предметом изучения астрономии являются небесные тела, их природа, происхождение и развитие. Наблюдение – основной источник информации о небесных телах, процессах и явлениях, происходящих во Вселенной.
2. Человек и космос
Как древние люди представляли себе Вселенную. Какие важнейшие открытия в астрономии были сделаны в 20 веке. Первый полет человека в космос. Как человек изучает космос сегодня. Основные направления международного сотрудничества в космосе. Цели полетов на Луну, Марс и другие планеты. Будущее изучение космоса.
Практическая работа: моделирование космических кораблей.
3. Солнечная система
Общее представление о строении Солнечной системы. Звезды самосветящиеся небесные тела. Солнце - самая близкая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Первоначальные представления о форме и размере Солнца. Расстояние до Солнца. Температура Солнца. Движение Солнца. Строение Солнца. Что такое солнечные пятна. Планеты Солнечной системы. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Движение планет по орбитам вокруг Солнца. Планеты, похожие на Землю. Планеты, непохожие на Землю. Какие из планет Солнечной системы можно увидеть только в телескоп. Сколько спутников у планет, и какие из них самые интересные. Луна – спутник Земли. Основные сведения о Луне (расстояние до Луны, размеры и масса по сравнению с Землей, температура). Движение Луны. Солнечные и Лунные затмения. Земное притяжение. Влияние земного притяжения на нашу жизнь. Вращение Земли вокруг своей оси - причина смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца – причина смены сезонов года.
Практическая работа: Построение модели Солнечной системы. Определение положения Солнца в течение дня. Наблюдение и зарисовка фаз Лун.
4. Малые тела Солнечной системы
Астероиды - крошечные планеты. Могут ли астероиды представлять опасность для землян. Что такое «падающие звезды». Понятие о метеоритах.
«Хвостатые светила»- кометы. Понятие об орбитах и природе комет. Могут ли кометы быть опасны для землян.
5. Вселенная
Всегда ли Вселенная была такой, в какой мы живем сейчас. Что думали древние о том, как произошла Вселенная. Как огромна, прекрасна и удивительна Вселенная на самом деле. Одиноки ли мы во Вселенной. Что такое Млечный Путь. Как открыли нашу галактику. Как выглядит наша Галактика. Туманность Андромеды - галактика, похожая на нашу. Какими еще бывают галактики.
Звезды - далекие Солнца. Можно ли долететь до какой-нибудь звезды? Основные созвездия. Большая Медведица и Малая Медведица. Звездные карты. Какие созвездия называются зодиакальными.
Практическая работа: Знакомство с картой звездного неба. Нахождение Полярной звезды и определение сторон горизонта
4. Обеспечение
Методическое обеспечение
Формы, приемы и методы обучения:
работа с дополнительной литературой и сообщения учащихся;
лабораторный практикум;
биологические экскурсии;
практические работы с элементами поисковой деятельности;
написание и защита проектов по изучаемой проблеме,
словесные, наглядные, практические
индивидуальные и групповые.
Технологии:
Традиционная,
ИКТ-технология
Исследовательская
Проектная
Материально-техническое обеспечение
Инструкции по технике безопасности
Материалы беседы по изучаемым темам.
Наглядно – иллюстративные и дидактические материалы: раздаточный материал по темам, дидактические карточки, карточки – инструкторы практических работ.
Технические средства обучения лабораторий «Точка Роста» на базе МОУ Курбской СШ ЯМР:
Доска (интерактивная, маркерная), персональный компьютер, мультимедийный проектортелескопы и др..
Перечень учебного оборудования для занятий
1.Глобус Земли физический.
2.Глобус Луны.
3. Модель планетной системы.
4. Карты движения планет.
5. Карта Луны.
6. Модель для демонстрации солнечных и лунных затмений.
7. Фотографии полярной области неба.
8.Карты звездного неба демонстрационные
9. Рисунки созвездий в мифах и легендах
10. Плакат «Смена дня и ночи»
11. Плакат «Смена времен года»
12. Настольная лампа
Компьютерные программы для занятий
Компьютерная программа «Маленький астроном»
Компьютерная программа «Дракоша и занимательная астрономия»
Мультимедийный диск "Открытая астрономия"
Аудиоэнциплопедия «Увлекательная астрономия», познавательная программа для детей.
5. Формы аттестации и оценочные материалы
1. Промежуточная и итоговая аттестация,
2. коллективная оценка результатов практических работ по полученным результатам:
3. индивидуальная оценка результатов практических работ учителем по полученным
результатам:
участие в научно-исследовательских ученических конференциях
Критерии оценивания проектов учащихся
(матрица оценивания)
Показатели проявления компетентности
Показатели
Предметно-информационная составляющая 6
1.Знание основных терминов и фактического материала по теме проекта 2
2.Знание существующих точек зрения (подходов) к проблеме и способов ее
решения 2
3.Знание источников информации 2
Деятельностно-коммуникативная составляющая 14
4.Умение выделять проблему и обосновывать ее актуальность 2
5.Умение формулировать цель, задачи 2
6.Умение сравнивать, сопоставлять, обобщать и делать выводы 2
7.Умение выявлять причинно-следственные связи, приводить аргументы и
иллюстрировать примерами 2
8.Умение соотнести полученный результат (конечный продукт) с поставленной
целью 2
9.Умение находить требуемую информацию в различных источниках 2
10.Владение грамотной, эмоциональной и свободной речью 2
Максимально возможное количество баллов – 28
Оценка 3. От 12 до 17 баллов, от 18 до 23 – 4, свыше 24 – 5.
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ПРОЕКТА
1. Краткая аннотация проекта
2. Постановка проблемы
3. Цели и задачи проекта
4. Пути достижения поставленных целей и задач
Ожидаемые результаты и их значимость
6. Список информационных источников
1. Аудиоэнциплопедия «Увлекательная астрономия», познавательная программа для детей.
2. Большие детские энциклопедии по астрономии.- М.: Аванта+, 2002; М.: Русское энциклопедическое общество, 1999.
3. Большая энциклопедия эрудита, изд. «Махаон», 2004.
4. Гагарин Ю.А. Вижу Землю. Москва,2000.
5. Дубкова С.И., Засов А.В. Атлас звездного неба.- М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2003.
6. Иллюстрированная карта звёздного неба.
7. Карта звёздного неба (северное и южное полушария)
8. Левитан Е.П. «Длинноволосые звёзды», изд. «Белый город»,2007.
9. Левитан Е.П. «Камни, которые упали с неба», изд. «Белый город», 2007.
10. Левитан Е.П. Малышам о звёздах и планетах, изд. «Педагогика – Пресс», Москва, 2003
11. Левитан Е.П. «Маленькие планетки», изд. «Белый город», 2007.
12. Энциклопедия «Открой мир вокруг себя» «Путешествие в космос» - М, 2010
13. Энциклопедия тайн и загадок. В. Калашников «Звёзды и планеты», занимательная астрономия, изд. Белый город, Москва, 2002.
14. Энциклопедия для детей «Астрономия» - М: Авента, 2004.
Календарно-учебный график
№ | Тема | Кол-во час | Дата | Оборудование ЦО Точка роста | Место проведения ЦО Точка роста |
| Что такое астрономия? 2ч |
1-2 | Предмет астрономии. | 2 | | Ноутбук, МФУ | ЦО точка роста |
Человек и космос | 11 | | | |
3 | Первые представления о космосе | 1 | | Ноутбук, МФУ | ЦО точка роста |
4-5 | На пути к современной научной картине мира. | 2 | | Ноутбук, МФУ | ЦО точка роста |
6-7 | Важнейшие открытия в астрономии 20 века. | 2 | | Ноутбук, МФУ | ЦО точка роста |
8-9 | Астрономические наблюдения сегодня | 2 | | Ноутбук, МФУ | ЦО точка роста |
10-11 | Проектирование модели космического аппарата. | 2 | | Ноутбук, МФУ | ЦО точка роста |
12-13 | Изготовление модели космического аппарата | 2 | | Ноутбук, МФУ | ЦО точка роста |
| Солнечная система 23 |
14 | Из каких материалов состоит Солнце? | 1 | | Ноутбук, МФУ | ЦО точка роста |
15-16 | Использование Солнечной энергии | 2 | | Ноутбук, МФУ | ЦО точка роста |
17 | Солнечная система | 1 | | Ноутбук, МФУ | ЦО точка роста |
18-20 | Планеты Солнечной системы | 3 | | Ноутбук, МФУ | ЦО точка роста |
21-22 | Происхождение планет | 2 | | Ноутбук, МФУ | ЦО точка роста |
23 | Какие планеты самые теплые и самые холодные? | 1 | | Ноутбук, МФУ | ЦО точка роста |
24-26 | Составление таблицы «Основные данные о планетах». | 3 | | Ноутбук, МФУ | ЦО точка роста |
27 | Как рождаются, живут и умирают звезды. | 1 | | Ноутбук, МФУ | ЦО точка роста |
28 | Цвет, температура и светимость звезд. | 1 | | Ноутбук, МФУ | ЦО точка роста |
29 | Двойные звёзды. | 1 | | Ноутбук, МФУ | ЦО точка роста |
30 | Звездное небо в мифах и легендах. | 1 | | Ноутбук, МФУ | ЦО точка роста |
31-32 | Наблюдаем за звёздами. | 2 | | Ноутбук, МФУ | ЦО точка роста |
33 | Основные созвездия. | 1 | | Ноутбук, МФУ | ЦО точка роста |
34 | Изменение вида звёздного неба в течение суток. | 1 | | Ноутбук, МФУ | ЦО точка роста |
35-36 | Изменение вида звёздного неба в течение года. | 2 | | Ноутбук, МФУ | ЦО точка роста |
Малые тела Солнечной системы | 6 | | | |
37-38 | Меньшие родственники планет. | 2 | | Ноутбук, МФУ | ЦО точка роста |
39 | Могут ли астероиды нам пригодиться? | 1 | | Ноутбук, МФУ | ЦО точка роста |
40-41 | Озорные метеориты. | 2 | | Ноутбук, МФУ | ЦО точка роста |
42 | Кометы – наши друзья или враги? | 1 | | Ноутбук, МФУ | ЦО точка роста |
Вселенная | 25 | | | |
43 | Что такое Галактика? | 1 | | Ноутбук, МФУ | ЦО точка роста |
44 | Многообразие галактик. | 1 | | Ноутбук, МФУ | ЦО точка роста |
45 | Что такое Млечный Путь? | 1 | | Ноутбук, МФУ | ЦО точка роста |
46 | Какая галактика ближе всех к Млечному Пути? | 1 | | Ноутбук, МФУ | ЦО точка роста |
47 | Имела ли Вселенная начало? | 1 | | Ноутбук, МФУ | ЦО точка роста |
48 | Что такое «Большой взрыв». | 2 | | Ноутбук, МФУ | ЦО точка роста |
49-50 | Астрономические наблюдения. | 2 | | Ноутбук, МФУ | ЦО точка роста |
51-53 | Приборы: телескоп, телескоп-рефлектор, радиотелескоп. | 3 | | Ноутбук, МФУ | ЦО точка роста |
54-55 | Игра «Звёздный патруль». | 2 | | Ноутбук, МФУ | ЦО точка роста |
56-57 | Будущее изучение космоса. | 2 | | Ноутбук, МФУ | ЦО точка роста |
58 | Основные направления международного сотрудничества в космосе. | 1 | | Ноутбук, МФУ | ЦО точка роста |
59-60 | Исследования космоса. Цели полетов на Луну, Марс и другие планеты. | 3 | | Ноутбук, МФУ | ЦО точка роста |
62-63 | Заочная экскурсия «Крупнейшие обсерватории мира» | 2 | | Ноутбук, МФУ | ЦО точка роста |
64-66 | Подготовка фантастических проектов «Освоение космоса» | 3 | | Ноутбук, МФУ | ЦО точка роста |
67-68 | Защита проектов | 1 | | | |