МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Управление образования Сальского района
МБОУ СОШ № 62 имени Е.И. Игнатенко с. Новый Егорлык
ПРИНЯТО / СОГЛАСОВАНО на заседании педагогического совета Протокол от «12» мая 2023 г. № 7 | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ № 62 имени Е. И. Игнатенко __________ С. Н. Самандарова Приказ от «12» мая 2023 г. № 102 |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
(общеразвивающая) ПРОГРАММА
Направленность: Туристско-краеведческая
«Юный краевед»
Уровень программы: базовый
Вид программы: типовая
Уровень программы: разноуровневая
Возраст детей: 14- 17 лет
Срок реализации: 1 год
Разработчик: Косарева Светлана Сергеевна, педагог дополнительного образования
с. Новый Егорлык
2023
ОГЛАВЛЕНИЕ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3
II. УЧЕБНЫЙ ПЛАН. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК 6
2.1 Учебный план 6
2.2 Календарный учебный график 8
III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 12
3.1 Условия реализации программы 12
3.2 Формы контроля и аттестации 12
3.3 Планируемые результаты 12
IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 14
V. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ 15
VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 16
VII. ПРИЛОЖЕНИЯ 18
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Краеведение помогает лучше понять закономерности исторического процесса, развивает познавательные интересы учащихся, приобщает их к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения. В ходе работы на занятиях у детей формируется гражданское и нравственное сознание, происходит развитие таких качеств как честь, достоинство, долг, ответственность, товарищество, доброта, коллективизм, уважение к людям, милосердие. Необходимо отметить, что программы образовательных областей «География», «История» характеризуются рассогласованием между необходимостью всестороннего познания родного края и недостаточным количеством учебного времени, отводимого на его изучение. Мы полагаем, что воспитание детей без познания ими истории, природы, хозяйства, культуры родного края, формирования к нему чувства привязанности и любви будет неполноценным.
Актуальность программы. Краеведение способствует решению задач социальной адаптации воспитанников школы, формированию у них готовности жить и трудиться в своем селе, районе, области, участвовать в их развитии, социально-экономическом и культурном обновлении. Это одна из актуальных социально педагогических задач нашего времени.
Отличительная особенность данной программы состоит в том, что она изначально ориентирована на изучение историко-культурного наследия своей малой Родины как части России. Также к отличительным особенностям программы можно отнести составление каталога данных земляков, участвовавших в Великой Отечественной войне.
Новизна программы состоит в более глубоком и дифференцированном изучении значимых исторических событий и творчества выдающихся личностей, связанных с Ростовской областью, городом Сальском и селом Новый Егорлык, посредством практической и самостоятельной исследовательской и творческой деятельности. Программа направлена на глубокое изучение родного края и истории своего народа.
Цель программы - воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край и город, желающего сохранить его и принять активное участие в его развитии; создание условий для всестороннего развития личности.
Реализации поставленной цели способствует решение следующих задач:
Обучающие:
При освоении программы на первом году обучения:
Дать представление об историческом прошлом родного края;
Познакомить с основными достопримечательностями Ростовской области, Сальского района, их символикой;
Познакомить со знаменитыми людьми родного края;
Изучить героические страницы истории Отечества на примере родного края;
Расширить и углубить знания обучающихся об истории и культуре родного края;
Развивающие:
Развить устойчивый интерес к изучению истории родного края, города, своей семьи;
Развить интеллектуальные способности (память, мышление, волю, фантазию, образное восприятие);
Сформировать коммуникативные умения и речевые навыки, позволяющие вести диалог и монолог, умение брать интервью, доносить информацию;
Развить навыки исследовательской деятельности;
Развить навыки самостоятельного поиска информации, систематизации собранного материала;
Сформировать активную гражданскую позицию.
Воспитательные:
Воспитать любовь к своей малой Родине – земле своих отцов и дедов через экскурсионную, трудовую деятельность;
Воспитать уважительное отношение к истории страны и родного края, чувство гордости за Родину;
Воспитать чувство любви к родителям, родному дому, городу, стране;
Способствовать формированию ценностных ориентиров: чувства долга и ответственности за свою жизнь, жизнь близких, судьбу страны;
Воспитать готовность к созидательной деятельности, направленной на процветание Отечества;
Воспитать патриота России.
Характеристика программы
Данная программа кружка «Юный краевед» направлена на формирование чувства патриотизма, любви к Родине, сопричастности к прошлому, способствует преодолению таких негативных качеств как бездуховность, безнравственность, эгоизм.
В основе программы следующие педагогические принципы:
принцип развивающего характера деятельности - в организации деятельности посильной для конкретной личности, определение четко выраженного результата деятельности, стимулирование творчества и самостоятельности.
принцип природосообразности – принимать ребенка таким, каков он есть. Все дети талантливы, только талант у каждого свой и его надо найти.
принцип сотрудничества - работа строится на отношениях партнерства, уважения, доверия.
личностно–ориентированный принцип – уважение личности, его индивидуальности, бережное отношение к его мыслям, чувствам, ожиданиям, к его духовной жизни, к мотивам его поведения.
Занятия проводятся в группах, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом. Данная программа рассчитана на разнородный контингент школьников, то есть предполагает как работу с обучающимися, имеющими слабую историко-краеведческую подготовку, так и работу с хорошо подготовленными детьми.
Тип программы: данная дополнительная образовательная программа имеет туристско – краеведческую направленность. Направление деятельности – изучение истории родного края. Кружок однопрофильный.
Вид программы: типовая
Уровень освоения: общекультурный (базовый) уровень.
Объем и срок освоения программы:
Программа рассчитана на 1 учебный год, 1 час в неделю.
Режим занятий:
Тип занятий:
Форма обучения: групповая
Адресат программы: дети школьного возраста 14-17 лет.
Наполняемость группы: 15 человек
УЧЕБНЫЙ ПЛАН. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
2.1 Учебный план Таблица 1
Учебный план
№ п/п | | Количество часов | Форма контроля, аттестации |
Теория | Практика | Всего |
Раздел 1«Введение» |
1.1 | Тема: Вводное занятие. | 1 | 0 | 1 | самоанализ |
1.2 | Тема: Краеведение – это… | 1 | 0 | 1 | самоанализ |
Раздел 2 ««Из истории родного края» |
2.1 | Тема: История Ростовской области,Сальского района | 3 | 2 | 5 | самоанализ |
2.2 | Тема: История моего села | 10 | 3 | 13 | самоанализ |
Раздел 3 «Музеи-хранители древности» |
3.1 | Оформление экспозиции музея «Труженики тыла» | 0 | 2 | 2 | Самоанализ. Коллективный анализ |
3.2 | Оформление экспозиции музея «Свидетели войны» | 0 | 2 | 2 | Самоанализ. Коллективный анализ |
3.3 | Экскурсия как форма популяризации историко-культурного и природного наследия музейными средствами | 1 | 0 | 1 | Самоанализ. Коллективный анализ |
3.4 | Практикум по разработке текстов экскурсии «Дорогами великой Победы» | 1 | 0 | 1 | Самоанализ. Коллективный анализ |
3.5 | Практикум по разработке текстов экскурсии «Труженики тыла» | 0 | 1 | 1 | Самоанализ. Коллективный анализ |
3.6 | Практикум по разработке текстов экскурсий «Свидетели войны» | 0 | 1 | 1 | Самоанализ. Коллективный анализ |
3.7 | Беседа « Мастерство экскурсовода» | 1 | 0 | 1 | Самоанализ. Коллективный анализ |
3.8 | Проведение экскурсии «Дорогами Великой Победы» | 0 | 1 | 1 | Самоанализ. Коллективный анализ |
3.9 | Проведение экскурсии «Труженики тыла» | 0 | 1 | 1 | Самоанализ. Коллективный анализ |
3.10 | Проведение экскурсии «Свидетели войны» | 0 | 1 | 1 | Самоанализ. Коллективный анализ |
3.11 | Подготовка материала к итоговой конференции. | 0 | 1 | 1 | Самоанализ. Коллективный анализ |
3.12 | Конференция «Краеведы школы представляют…» | 0 | 1 | 1 | Компьютер - презентация |
| ИТОГО | 18 | 16 | 34 | |
2.2 Календарный учебный график Таблица 2
Календарный учебный график
«Юный краевед»
№ п/п | Дата | Тема занятия | Кол-во часов | Время проведения занятия | Форма занятия | Место проведения | Форма контроля |
| | Вводное занятие. Инструктаж. | 1 | | Лекция, беседа, презентация | Учебный кабинет | самоанализ |
| | Краеведение –это… | 1 | | Лекция, беседа, презентация, | Учебный кабинет | самоанализ |
| | Из истории Ростовской области. | 1 | | Беседа | Учебный кабинет | самоанализ |
| | Из истории г. Ростов-на-Дону. | 1 | | Беседа | Учебный кабинет | самоанализ |
| | Из истории г. Ростов-на-Дону. | 1 | | Практическая работа | Учебный кабинет | Самоанализ. |
| | Как строилась столица Донского края | 1 | | Комбинированное занятие | Учебный кабинет | Самоанализ. |
| | Из истории г. Сальска | 1 | | Практическая работа | Учебный кабинет | Самоанализ. |
| | История села Новый Егорлык: история возникновения сел Сальского района | 1 | | Комбинированное занятие | Музейная комната | Самоанализ. |
9-10 | | История села Новый Егорлык – первые поселенцы, их занятия | 2 | | Комбинированное занятие | Учебный кабинет | Самоанализ. |
11 | | История села Новый Егорлык- развитие капилистического хозяйства в селе в 19 веке. | 1 | | Теоретическое занятие | Учебный кабинет | Самоанализ. |
12-13 | | Знаменательные события из истории села Новый Егорлык | 2 | | Комбинированное занятие | Учебный кабинет | Самоанализ. |
14-15 | | Из истории села. Взлеты и падения | 2 | | Теоретическое занятие | Учебный кабинет | Самоанализ. Коллективный анализ |
16-17 | | История села в лицах. «Сталинские соколы нашего села» | 2 | | Теоретическое занятие | Учебный кабинет | Самоанализ. Коллективный анализ |
18-19 | | История села в лицах. «Маршал атомных дел - его имя носит наша школа» | 2 | | Теоретическое занятие | Холл школы | Самоанализ. Коллективный анализ |
20 | | История села в лицах. «Афганистан – ты боль моя» | 2 | | Комбинированное занятие | Музейная комната | Самоанализ. |
21 | | Сбор, анализ материала для экспозиции «Труженики тыла» | 1 | | Комбинированное занятие | Учебный кабинет | Самоанализ. Коллективный анализ |
22 | | Оформление экспозиции музея «Труженики тыла» | 1 | | Практическое занятие | Учебный кабинет, музейная комната | Самоанализ. Коллективный анализ |
23 | | Сбор, анализ материала для экспозиции «Свидетели войны» | 1 | | Комбинированное занятие | Учебный кабинет | Самоанализ. Коллективный анализ |
24 | | Оформление экспозиции музея Свидетели войны» | 1 | | Практическое занятие | Учебный кабинет, музейная комната | Самоанализ. Коллективный анализ |
25 | | Экскурсия как форма популяризации историко-культурного и природного наследия музейными средствами | 1 | | Теоретическое занятие | Учебный кабинет | Самоанализ. Коллективный анализ |
26 | | Беседа « Мастерство экскурсовода» | 1 | | теоретическое занятие | Учебный кабинет | Самоанализ. Коллективный анализ |
27 | | Практикум по разработке текстов экскурсии «Дорогами великой Победы» | 1 | | Практическая работа | Учебный кабинет | Самоанализ. Коллективный анализ |
28 | | Практикум по разработке текстов экскурсии «Труженики тыла» | 1 | | Практическое занятие | Учебный кабинет | Самоанализ. Коллективный анализ |
29 | | Практикум по разработке текстов экскурсий «Свидетели войны» | 1 | | Практическая работа | Учебный кабинет | Самоанализ. Коллективный анализ |
30 | | Проведение экскурсии «Дорогами Великой Победы» | 1 | | Практическая работа | Музейная комната | Самоанализ. Коллективный анализ |
31 | | Проведение экскурсии «Труженики тыла» | 1 | | Комбинированное занятие | Музейная комната | Самоанализ. Коллективный анализ |
32 | | Проведение экскурсии «Свидетели войны» | 1 | | Комбинированное занятие | Музейная комната | Самоанализ. Коллективный анализ |
33 | | Подготовка материала к итоговой конференции. | 1 | | Практическая работа | Актовый зал, учебный кабинет | Самоанализ. Коллективный анализ |
34 | | Конференция «Краеведы школы представляют…» | 1 | | Практическая работа | Актовый зал | Самоанализ. Коллективный анализ |
итого | 34 | | | | |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
3.1 Условия реализации программы Данная программа может быть эффективно реализована во взаимосвязи методического обеспечения программы и материально-технических условий.
Материально-техническое оснащение образовательной программы
Мультимедийный проектор
Компьютер
Акустические колонки
Экран
Музейная комната
Экспонаты музея.
Кадровое обеспечение – педагог, работающий по данной программе
3.2 Формы контроля и аттестации Формами подведения итогов работы по теме, разделу, программе могут быть:
- Конференция «Краеведы школы представляют…»
-участие в соревнованиях и защите творческих проектов;
- показ детских достижений;
- тестирование;
- рефлексия и др.
Планируемые результаты
Требования к результатам освоения дополнительных образовательных программ отражают индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию;
формирование целостного мировоззрения;
развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Метапредметные результаты:
оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения;
диагностика результатов познавательно-трудовой, творческой деятельности по принятым критериям и показателям;
соблюдение норм и правил безопасности;
умение правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
умение работать в коллективе;
формирование умения понимать причину успеха и неуспеха учебной деятельности, умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Предметные результаты:
В результате обучения обучающиеся научатся:
работать с картой и атласом;
работать с архивными документами по представленному плану;
составлять фотолетописи, каталоги и родословную;
разрабатывать планы экскурсий;
Способы определения результативности.
Возможно использование следующих методов отслеживания результативности:
Педагогическое наблюдение.
Педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, опросов, работ обучающихся, участия в мероприятиях (конференциях, экскурсиях), активности обучающихся на занятиях.
Мониторинг. Педагогический мониторинг (решение заданий).
Мониторинг образовательной деятельности детей (создание портфолио обучающегося, выступление на итоговой конференции).
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
№ п/п | Раздел программы | Формы занятий | Прием и методы | Дидактический материал | Формы подведения итогов | Техническое оснащение занятия |
1 | «Введение» | Лекция, беседа, презентация, | Словесный, частично-поисковый, наглядный практический | Иллюстрации | Коллективный анализ работ | Компьютер проектор, экран |
2 | «Из истории родного края» | Комбинированное занятие, закрепление знаний, умений и навыков, практическая работа | Объяснительно-иллюстративный индивидуальный показ видеоматериалов | Презентации «Ростовская область», «Сальск и Сальский район», «Мое село родное – Новый Егорлык». Книги: Б.В.Лунин «Очерки истории подонья-приазовья», В.П.Воронин,Л.Н.Решетникова «Сальские горизонты», Н.Болибок «Егорлык-река степная» | Коллективный анализ работ | Компьютер проектор, экран, |
3 | «Музеи- хранители древности» | Комбинированные занятия, закрепление знаний, умений и навыков, практическая работа | Словесный показ видеоматериалов, иллюстраций работа по образцу: создание ситуации выбора | Уроки творчества Презентация, альбом, цв.карандаши, Методическая копилка. Памятка. | Самоанализ Коллективный анализ работ | Компьютер проектор, экран, магнитофон; - плакаты по ПДД |
V. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ
Конкретные методы, используемые при реализации программы:
в обучении
- практический (практическая работа в библиотеках, практическая работа при оказании первой медицинской помощи, вождение велосипеда);
-наглядный (изучение истории родного края, демонстрация презентаций по истории Ростовской области;
- словесный (как ведущий-инструктаж,
беседы, разъяснения);
-работа с книгой (чтение, изучение, составление плана,
поиск ответа на вопрос);
-видеометод (просмотр, обучение).
в воспитании
– методы формирования сознания личности, направленные на
формирование устойчивых убеждений (рассказ, дискуссия, этическая беседа,
пример);
методы организации деятельности и формирования опыта
общественного поведения (воспитывающая ситуация, приучение, упражнения);
методы стимулирования поведения и деятельности (соревнования, поощрения).
В практической работе по реализации программы можно использовать следующие формы деятельности:
1. Викторина «Знатоки истории Ростовской области» - Олимпиад эрудитов (по истории села Новый Егорлык).
2. Уроки творчества (составление викторин, написание запросов в архивы, рисование рисунков, плакатов, проведение экскурсий в школьном музее)
3. Час вопросов и ответов (встречи с инспектором ГИБработниками сельской библиотеки, земляками,работа в группах).
4. Викторины, конкурсы, кроссворды.
5. Игра «Да – нет» (при проверке знаний истории села Новый Егорлык, Ростовской области, города Сальска).
6. Различные методические разработки игр, мероприятий, конкурсов, викторин по истории МБОУ СОШ №62 имени Е.И.Игнатенко с.Новый Егорлык, села Новый Егорлык, Ростовской области.
Занятия проводятся в кабинете.
Техническое оснащение:
- компьютер с экраном и проектором;
- магнитофон;
- плакаты по ПДД.
Методическая копилка:
- презентации по истории Ростовской области, Сальского района, села Новый Егорлык.
- рисунки ребят с конкурсов по истории села, Ростовской области.
-сценарии, разработки проведения различных игр, конкурсов, викторин, театрализованных представлений
- методические рекомендации по разработке текстов экскурсий по школьному музею.
- исследовательские работы по краеведению учащихся МБОУ СОШ №62 имени Е.И.Игнатенко с.Новый Егорлык.
Критериями выполнения программы служат: активность участия детей в
пропаганде, в конкурсах, в мероприятиях данной направленности, проявление творчества, самостоятельност
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Учебно – методическое и материально- техническое обеспечение образовательного процесса
Алексенко В.Н., Мартынова М.И. «География Ростовской области: учебник. - Ростов-на-Дону; ООО «Терра»; 2005.
Андрианов В.И., Тере щенко А.Г. «Донские памятники». Ростов н/Д, 2001.
Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю. «Природа и история родного края». -Ростов на Дону: «Изд-во БАРО-ПРЕСС», 2006.
Атлас Ростовской области, ООО «ДИ ЭМ БИ», 2004.
Нагорный Б.А., Левченко В.С. На донском меридиане. Учебное пособие для учащихся средней школы. Ростов-на-Дону: Кн. изд-во, 1984.
Природа, население и хозяйство Ростовской области. Учебное пособие. /Под редакцией Смагиной Т.А., Кизицкого М.И./ Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. обл. ИУУ, 1995
Хрусталев Ю.П. и др. «Природа, хозяйство и экология Ростовской области» 2002.
Список литературы для детей и родителей
Для учащихся:
1. О.Г.Веряскина «История донского края» (с древних времен до конца XVIв.) (5-6кл.), Ростов-на-Дону «Донской издательский дом», 2004.
2. Н.В.Самарина, О.Г.Витюк «История Донского края XVII-XIXв» (7-8кл.), Ростов-на-Дону, 2004.
3. С.А.Кислицын, И.Г.Кислицына «История Донского края XX век» (9 кл.), Ростов-на- Дону, 2004.
Для родителей:
Используемая методическая литература
Книги:
1.«История донского казачества» (учебное пособие, автор Астапенко М.П.).
2.«История Казачества в вопросах и ответах», (книга для чтения, Шумов В.В.).
3.« Мой Дон. Природа, история, хозяйства, города Ростовской области», Ростов-на-Дону» Издательство БАРО-ПРЕСС», 2009.
Наглядно- методические пособия, игры
1.Викторина по истории Донского края;
2. Тесты « Моя Родина – село Новый Егорлык».
3.Вохрищева С. Дидактический и демонстративный материал «Безопасность»
4.Рабочие тетради на каждого ребенка по ППД издательство «Сократ» Мальцева Е.А.
5. Демонстративный материал и раздаточный материал «Знаки на дорога»
6. Детский проект «Школа пешехода» «Изучаем ППД»
Игры:
1.Квест-игра «Путешествие по Донскому краю», посвящённая 80 летию Ростовской области
2. Игра – викторина «Донской край – мой край».
3. "Гонка за лидером" по теме "Откуда, Дон, берёшь начало?" 4. Квест-игра «Путешествие по Донскому краю»
5. Игры народов Дона
Список интернет-ресурсов
http://podvig-naroda.ru/
http://obd-memorial.ru/html/comments.htm
http://elibrary.sgu.ru/djvu/s.html
4.
https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/511318-ispolzovanie-internet-servisov-na-zanjatijah- Использование Интернет-сервисов на занятиях по краеведению в школе
5.Донское краеведение - Донское краеведение
donkraj.ru
6.http://donvrem.dspl.ru›Донской электронной библиотеке
7.Краеведение Ростовской области - Краеведение
easyen.ru›load/kraevedene/rostovsko_oblast/455
8.Краеведение | Электронные ресурсы
special.donlib.ru›krv.html
9.g117 - Исторические сайты по краеведению
http://g117.ucoz.ru›index/istoricheskie…po_kraevedeniju…
10.История, краеведение | На реке великой Дон
mcbzimovniki.ru›index.php/2-materialy/2661-…
11.ДонРЦТК - ЭОР_краеведение
http://donrctk.ru›index/ehor_kraevedenie/0-146
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Квест-игра
«Путешествие по Донскому краю»,
посвящённая 80 летию Ростовской области
Цель: формирование у дошкольников творческого подхода в разрешении игровыхситуаций, развитие воображения, эмоционально-игровой отзывчивости в процессе ознакомления детей с традициями Донского казачества и национальной культуры.
Задачи:
оздоровительные: способствовать выработке правильной осанки, обучать умению расслабляться;
развивающие: развивать интерес к танцевальным упражнениям, учить двигаться ритмично и красиво; содействовать развитию тонкой координации, непринужденности движений;
воспитательные: развивать «экологический» взгляд на мир;
образовательные: разучить игры и эстафеты, направленные на развитие физических способностей детей с учетом их индивидуальных особенностей, обучить школьников самостоятельному выполнению комплексов упражнений по карточкам.
Школьники собираются на казачий сход. Получив карты – схемы, отправляются по остановкам, выполняя задания, связанные с Донским краем. За правильный ответ ребята получают жетон.
По изгибам великого Дона,
Вдоль горбатых песчаных холмов,
Появилась Ростовская область:
Много сел, городов, хуторов.
Облака по лазурному небу
Проплывают, любуясь с высот,
До чего же чудесная местность,
До чего ж в ней прекрасный народ.
Остановка -1 города и станицы Ростовской области
Назовитесело в котором вы живете? Новый Егорлык Главный город нашей области? Ростов –на-Дону | Когда была образована Ростовская область ? /Ростовская область, как административная единица, образована на основании постановления ЦИК СССР от 13 сентября 1937 года./ Назовите столицу Ростовской области - /г.Ростов-на-Дону./ Назовите город Ростовской области, который является столицей Донского казачества. /Новочеркасск/ Назовите соседей РО- /Волгоградская область, Ставропольский и Краснодарский край, Украина, Воронежская область/ |
Остановка 2 – Донские загадки
Ребят встречает казачка
Казачка: Знание загадок, умение их разгадывать было у древних людей необходимостью. Лишь знающий загадки был сильным, мудрым человеком; их знание приносило человеку счастье, незнание – гибель. Загадки помогали скоротать вечера, украшали досуг казаков. Их жизнь на Дону была суровой, приходилось много воевать.
На чужой спине едет, на своей груз везёт. Седло.
Шесть ног, две головы, один хвост. Всадник на коне.
Крепка, звонка да отточена. Кого поцелует, тот и с ног долой. Сабля
Мал мужичок – костяная ручка.Нож.
Какая обувь в огне изготавливается и с ног не снимается. Подкова
Кривой двух братцев понес к Дону купаться. Пока братцы купаются, кривой без дела валяется. (Ведра и коромысло)
Нос имеет, а глаз нет; едет, едет, а следа нет. (Лодка)
Лохматый казак, посередке кушак, по двору ходит, порядок наводит. (Метла)
Летала пташка промеж рта и чашки. (Ложка)
В небе родился, в земле схоронился.-дождь
Погоны жёлтые, шашки острые,
Пики длинные, кони борзые,
Полем едут с песнями
Искать царю чести, а себе славы. Казаки
Остановка 3- СИМВОЛИКА Ростовской области
Собери флаг и герб Ростовской области | Собери флаг и герб ,объясни их значение Флаг Ростовской области Был принят в мае 1918 года. Флаг Ростовской области представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней — синего, средней — желтого и нижней — алого цвета. Каждый цвет символизировал следующее синий — цвет донских казаков, желтый — калмыков, которые входили в состав Области Войска Донского, красный – русских (т. е.) первоначально цвета флага символизировали единство трех народов, издревле заселявших Дон, — казаков, калмыков и русских, теперь желтая полоса вобрала в себя все народы, ныне живущие на великой реке. В наши дни (1996год) флаг был дополнен белой полосой, расположенной вертикально вдоль древка — символ единства области с РФ. Герб Ростовской области |
Остановка 4 - Без углов курень не строится, без пословицы речь не молвится.
Учащихся встречает Дед Щукарь
"Чем дальше в будущее входим,
тем больше старым дорожим..."
Дед Щукарь: Пословицы и поговорки Дона - зеркало жизни, населяющих его людей, отражение жизненных укладов, установок, опыта, особенностей психологии и языка представителей различных национальных групп, проживающих на этой обширной территории. «На Дону пословица недаром молвится», - говорят казаки – донцы.
Ребята соревнуются в знании пословиц и поговорок о родном крае.
О родине:
1. Земля донская – мать родная.
2. Казаку честь – за Родину лечь.
3 .Пусть знает ворог, что казаку Дон дорог.
4. Дон тихий, а слава о нем громкая.
Отвага:
1 .Казаки в бою не робеют – любого врага
одолеют.
2. Где тревога, туда казаку и дорога.
3 .Кто пули боится, тот в казаки не
годится.
4. Лучше голову сложить, да казачьей
чести не уронить.
Казак и конь:
1. Казаку конь себя дороже.
2 .Казак без коня, что солдат без ружья.
3. Казак дружбу соблюдает: коня в беде не бросает.
Казачья дружба:
1 .Казак без друзей, что дуб без корней.
2 .Невесело на свете жить, коли не с кем дружить.
3 .Не плетень городи, а с соседом дружбу веди.
Законы и обычаи казачьей вольницы:
1. Атаманом артель крепка.
2 .Терпи казак, атаманом будешь.
3 .Каков казак–отец, таков и сын-молодец.
Где тревога, туда казаку дорога.
Казак донской – рубака лихой.
Казак скорее умрёт, чем с родной земли сойдёт.
Сава казака на острие ножа.
лавная забота казака – защита родной земли.
- Кто был верным друга казака?
Казак с конём и ночью и днём.
Казак дружбу соблюдает: в беде коня не бросает.
Казак сам не поест, а коня накормит.
Без коня казак кругом сирота.
Казак с пелёнок на лошади.
Казак без коня не проживёт и дня
Остановка 5- Игровая
Ребят встречает удалой казак Григорий.
Собрались мы позабавиться
Да потешиться, поиграть.
У кого там хмурый вид?
Снова музыка звучит!
Собирайся, детвора,
Ждет казачья вас игра!
Игра «Пчелы»
Играющие идут по внешней стороне круга из гимнастических обручей, приговаривая:
Только солнышко проснется –
Пчелка кружит, пчелка вьется
Над цветами, над рекой,
Над травою луговой.
Сладкий сок домой несет,
Чтобы сделать свежий мед.
Во время произнесения текста дети имитируют движения пчелы так, как они себе их представляют. С последним словом дети стараются занять любой «домик» – обруч. Пчелка, оставшаяся без домика, обходит обручи и, выбрав какого-либо игрока, обращается к нему со словами: «Не в свой дом влетел, дружок. Это мой теремок». После этих слов хозяин выбегает из домика и бежит по внешней стороне круга из обручей в одну сторону, пчелка – в противоположную. Тот, кто первым обежит круг, занимает домик и остается в нем. Игру повторяют 3-4 раза.
Остановка 6- Казачий говор
Ребят встречает с лукошком бабка Степанида. Она достает из лукошка слова казачьи, а дети объясняют их значение
Баз – двор или огороженный загон для скота.
Байбак – степной зверек, сурок
Ведьмедь – медведь
Гутарить – говорить, беседовать, разговаривать
Кочет – петух
Ноня – сегодня
Пестаться – нянчиться
Сабля – рубящее или рубяще-колющее холодное оружие
Шашка – холодное оружие, символ всех прав у казака.
Повечерять – поужинать
Утирка – носовой платок
Чурбак - полено дров
Хутор – казачье поселение
Рундук – закрытый ящик, сундук, крылечко со ступенькам
Остановка 7- Донское гостеприимство
У крыльца ребятню встречает тетка Аксинья.
Не стесняйтесь, проходите
В нашу горницу, друзья,
И улыбки захватите –
Ведь без них никак нельзя.
От души признаться надо,
Что давно вас в гости ждем
Вы своим приходом радость
Принесли в наш светлый дом
Здесь, без всякого сомненья,
Чай душистый всех вас ждет.
Много разного варенья,
Пироги, ватрушки, торт.
Мир вам, гости долгожданные,
Что явились в добрый час.
Встречу теплую, желанную
Мы готовили для вас.
А знаете ли вы, что на Дону , гость считался божьим посланцем. Это вызывало к нему чрезмерное уважение. Самым важным был гость из далеких краев и незнакомых мест, который нуждался в приюте и опеке.
Хозяин, который не оказал гостю должного почтения, подвергался презрению.
Гостю за столом отводилось самое почетное место. Гостя могли посадить даже на место старика, даже, если он был значительно моложе. Гость мог трое суток не отвечать на вопросы о цели его прибытия и откуда он родом. Задавать такие вопросы считалось неприличным.
Еще одним характерным признаком гостеприимства является то, что в среде казаков считалось непринятым брать в дорогу еду для себя и для коня. На любом хуторе, в любой станице его были обязаны накормить, даже если там не было его родственников или сослуживцев. Поэтому, казаки редко останавливались на постоялых дворах. Это делалось только при посещении городских ярмарок.
А уж какие знатные казачки Донские .И варят и парят и кухарят. А назовите-ка, мне Донские блюда?
Дети соревнуются в названии блюд: уха, рыба жареная, круглик, узвар, вареники с капустой, лапша, квас, борщ, моченые яблоки, солянка,каша и другое.
Самых активных отмечают калачом, других потчуют бубликами.
Учащиеся собираются на казачий сход, подсчитывают свои жетоны, хвалятся количеством пирогов. Все награждаются грамотами .
Приложение 2
Игра – викторина
«Донской край – мой край».
Цель: 1.Способствовать воспитанию чувства любви к родной земле, своему народу.
2.Познакомить учащихся с казачьими пословицами и загадками; учить понимать их скрытый смысл.
3.Развитие у детей любознательности и интереса к познанию Донского края.
Участники игры входят в зал, занимают места рядом со столами, звучит фонограмма казачий фольклор.
Вед.(на фоне музыки) «…Родимый край…как ласка матери, как нежный зов её над колыбелью, теплом и радостью трепещут в сердце нашем волшебный звук знакомых слов…».
Каждый человек живущий на нашей планете испытывает чувство гордости за свою Родину, за свой народ и страну, свою землю и историю.
- Сегодня мы собрались снами на игру- викторину по краеведению «Донской край- мой край». Здесь вы покажете свои знания, смекалку, эрудицию, как вы знаете свой край., свою малую родину.В игре участвует 6-ть команд по 5-ть человек в команде.
Игра» Донской край- мой край» состоит из 3-х туров.
1 тур. Сказки Тихого Дона.
2 тур. «В гостях у деда Щукаря»
3 тур «Донской край- мой край»
Как оценивается игра: 1- зачитывается вопрос «определяются баллы»
2- 30-ть секунд для обсуждения»выбор правельного ответа»
3- ответ дается ипользуя шары «красный, желтый зеленый,»
ВЕД.
-Разрешите представить членов жюри:
ВЕД.
- Слово для приветствия предоставляется председателю жюри:
- А сейчас я с большим удовольствием хочу представить команды участников.
ВЕД.
Прошу команды занять свои места за столиками.
I тур «Сказки Тихого Дона»
Ведет игру в первом туре казачка. Под музыку выходит казачка с детьми хороводом «Осень наступила».
КАЗАЧКА: Здравствуйте гости дорогие, желанные, долгожданные. Мы начинаем нашу игру. Я загадываю вам загадку и даю три варианта ответа, вы командой советуетесь 30 сек. и поднимаете шар, соответствующий правильному ответу.
ЗаданиеI. «Загадки донских казаков»
1. Какая обувь в огне изготавливается и с ног не снимается?
- лапти
- подкова
- валенки
2. Пришли казаки без топоров, срубили избу без углов.
- кузнецы
- муравьи
- строители
3. Лохматый казак, посередке кушак, по двору бродит – порядок наводит.
- веник
- петух
- казак
4. Двенадцать коней в поводу, на одной уздечке веду
- хвост
- метла
- год
5. Что за ворона такая: шесть яиц серых снесла, а одно красное
- наседка
- неделя
- пасха
КАЗАЧКА: Молодцы, начали не плохо, переходим ко второму заданию первого тура.
ЗаданиеII. «Словарик донских говоров»
1. Гутарить:
- варить
- говорить
- творить
2. Играть:
- петь
- бежать
- прыгать
3. Байда:
- изба
- тарелка
- рыбачья лодка
4. Цибарка:
- ведро
- подсвечник
- сигарета
5. Баз:
- таз
- базар
- сарай
КАЗАЧКА: А как прекрасны сказки Тихого Дона. В казачьих сказках слились воедино поэзия народа и его мудрость. Сказка ведет к добру. «Так быть добру на Дону сверху донизу, и снизу доверху»
Задание III. «Узнай героя по описанию»
1. Жил мальчик со своей матерью в ветхом курене. Ласковый был, добрый и любили его за это все люди, как сына родного. Хоть сам маловат, годков 10 только, а в обиду никого не даст.
- Петрусь из сказки «Петрусь мальчик русский»
- Буратино из сказки «Золотой ключик»
- Иван Царевич из сказки «Иван Царевич и серый волк»
2. Был среди казаков храбрый воин по имени Степан, и была у него красавица дочка … Мать у нее умерла и поехала она со своим отцом – стариком на войну
- Свет ланка из сказки «О Чуде – чудище заморском, девице – красавице и серой волчице»
- Алиса из сказки «Алиса в стране чудес»
- Мальвина из сказки «Золотой ключик»
3. Жил на Дону казак, была у него жена – жадная и завистливая щеголиха. И просила она мужа достать ей ожерелье, такое же как у соседки. Как звали казака?
- Лесник из сказки «Золушка»
- Старик из сказки Сказка о золотой рыбке»
- Рыжий из сказки «Поречни и жемчуг»
4. Ни молодой, ни старый, черную бороду носил, да чуб кучерявый. С детства остался без отца и матери, гнула его нужда в три погибели, а никто у него слезу ни разу не видел.
- Макар Бесслезный из сказки «О песне легкокрылой и казаке Макаре Бесслезном»
- Черномор из сказки «Руслан и Людмила».
- Кара бас Баробас из сказки «Золотой ключик»
5. Выручил я из беды котика, собаку и змею. Вот они. Мать глянула и заголосила: «Правду люди говорят, что трошки не в своем уме»
- Жихорка из сказки «Жихорка»-
- Ваня из сказки «Бисеринки»
- Дядя Фёдор из сказки «Простоквашино»
ВЕД.: А сейчас вашему вниманию предлагается «пляшем Ваня»
ВЕД.: А у нас на Дону полководцы криницы
И кружат над ними орлы степные
Гутарь не гутарь но в каждой станице
Живет свой обычай, живет свой Щукарь.
II тур «В гостях у Деда Щукаря»
Появляется Дед Щукарь с казачками, поют частушки,
ЩУКАРЬ: Здорово дневали.
ВЕД,: Слава Богу.
Д.Щ.: Рад я видеть на игре ребят – казачат. Слышал я как вы загадки отгадываете, сказки донские знаете. А справитесь ли вы с пословицами? Я зачитываю начало пословицы, и даю три варианта концовки пословицы. Вы подумайте и дайте правильный ответ.
1. Каков казак:
- таков и курень
- таков рысак
- такова и жена
2. Казак пешком:
- что охотник без ружья
- в одиночку не сдвинет и кочку
- что нищий с мешком
3. Где Дон льется
- туда и конь рвется
- туда и рыбаки идут
- там и рожь колосится
4. Что ни казак
- то с Вологды
- то с Дону
- то беден
5. Терпи казак
- мед ложкой кушай
- а с соседями дружбу веди
- атаманом будешь
ЩУКАРЬ: Ой, молодцы! Я в свое время неплохим рыболовом был. Поймал я раз вот такую рыбу (показывает). Любую птицу по голосу узнавал, да и зверя по следу находил.
Задание II. «Животный мир»
1. По какому обитателю можно определить чистоту речной воды?
- ерш
- рак
- сом
2. Какую живность поставляют с реки Маныч во Францию?
- лещ
- пиявки
- лягушки
3. Самое крупное животное Дона?
- лось
- олень
- зубр
4. Какой зверь строит себе хатки в реке из камыша?
- крыса
- ондатра
- землеройка
5. Какую донскую птицу подавали к царскому столу?
- петух
- фазан
- утка
Задание III “Аптечка Деда Щукаря”
1. Лекарственное растение. Листья этого растения обладают противовоспалительным, дезинфицирующим действием, при ангинах, воспалениях десен:
- крапива
- шалфей
- чабрец
2. Это растение известно с древности. Его использовали в пищу, добывали из него лекарства, краски, цветы и плоды сушили, служили украшением. Использовали для профилактики инфекционных заболеваний.
- шиповник
- черемуха
- вишня
3. Это лекарственное растение считали жизненным эликсиром. Внутрь его принимали для улучшения аппетита, а также, как успокоительное, снотворное средство. Листья этого растения применяются для салатов.
- щавель
- колокольчик
- одуванчик
4. Это лекарственное растение обитает возле дорог. В народе его называли попутчик. Его принимают при длительно заживающих ранах, при укусах пчел, ос, а также при заболеваниях дыхательных путей.
- мята
- репей
- подорожник
5. А это лек. растение применяют при воспалении легких, желудочных расстройствах, при нарывах, кровотечениях. Из этого растения готовят супы, салаты. Этому растению посвящена одна из лучших сказок Андерсена «Дикие лебеди»
- Крапива
- Лопух
Полынь
ЩУКАРЬ: Спасибо вам ребята – казачата, успокоили вы, порадовали старика своими знаниями, да смекалкой. А теперь мне в путь пора, до свиданья детвора.
ВЕД.: Жюри подводит итоги для, участников исполняется номер худ. самодеятельности ансамбля «Забавушки».
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
III тур «Донской край, мой край»
Ведет казак. Выходит с казачатами с песней «Как за Доном за рекой».
Задание 1. «Знаешь ли ты?»
1. В каком году было начато строительство Волго – Донского канала?
- 1913
- 2000
- 1950
2. Какой объект в Волгодонске относится к стройкам союзного значения?
- Радиозавод
- Атоммаш
- Хлебозавод.
3. Первый дом, построенный в новом городе?
- по ул. Строителей (около стеллы «Ключ»)
- возле залива
- площадь Курчатова
4. Самый крупный город области?
- Волгодонск
- Ростов
- Таганрог
5. Сколько лет Волгодонску?
- 35
- 55
- 60
Задание II «Символика»
1. Выбери флаг Ростовской области
2. Выбери герб нашей области
3. Назови фамилию губернатора Ростовской области
- Хижняков Вячеслав Григорьевич
- Чуб Владимир Федорович
- Фирсов Виктор Александрович
4. Как называется общее собрание казаков, где решались общие вопросы?
- конференция
- казачий круг
- парламент
5. Столица Ростовской области
- Новочеркасск
- Ростов-на-Дону
- Волгодонск
Задание III. Блиц – турнир (Кто быстрей ответит)
1. Что в переводе означает слово «казак»? (вольный)
2. Самая крупная река в Ростовской области? (Дон)
3. Назови первую столицу казаков (Черкасск. Старочеркасск, Новочеркасск)
4. Порт пяти морей. Молодой город своим происхождением обязан речному пути. (Волгодонск)
5. Что такое курень? (Дом казачий)
6. Название искусственного водохранилища (Цимлянское водохранилище)
7. Назовите писателя, автора «Тихий Дон» (Шолохов)
8. Откуда эти строчки: «Всколыхнулся, взволновался
Православный Тихий Дон.
И послушно отозвался
На призыв свободы он …» (гимн Ростовской области)
9. Какие цвета присутствуют на флаге Ростовской области? (Желтый, красный, синий)
10. Что означают цвета нашего флага? (ж. – степь, с. – реки, воды, к. - свободу)
11. Каких вы знаете героев – казаков? (Ермак, Пугачев, Разин и др.)
12. Как называли выборного предводителя, вожака у казаков? (Атаман)
13. Закончи казачью заповедь: «Люби Дон, ибо он колыбель …» (твоей свободы)
НОМЕР
ВЕД.: Вот и подошло к концу наше мероприятие. Надеемся, что вам было интересно в гостях у нас и вы узнали много нового и полезного для себя. А сейчас мы попросим жюри подвести итоги нашей игры!
- Слово предоставляется председателю жюри.
Линейка – закрытие игры – викторины
ВЕД.: Школы, внимание! Дорогие ребята, вот и закончилась наша игра – викторина «Донской край – мой край». Сейчас я хотела бы представить гостей нашей игры
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ВЕД.: Родимый край … Как ласка матери, как нежный зов ее над колыбелью, теплом и радостью трепещет в сердце волшебный звук знакомых слов. Чем же дорога земля Донская, привольная от края и до края?
1РЕБ.: Как у нас на Дону зорьки ясные,
Как у нас на Дону ветры – ястребы,
Над веселой волной ходит месяц молодой,
Да подмигивает, да подпрыгивает.
2 РЕБ.: Как у нас на Дону дали синие,
А казачки у нас все красивые!
Чем же дорога земля Донская,
Привольная от края и до края?
3 РЕБ.: В родной степи шумят поля и реки,
Цветут сады, колышется трава,
Очаровала ты меня навеки,
ВМЕСТЕ Моя Донщина – Родина моя!
ВЕД.: Ростовская область – древняя казачья земля, называемая по традиции Тихим доном, огромный степной край на Юге России. Тысячи квадратных километров от Воронежских степей до Кубани и Ставрополья. Земля неограниченных возможностей и богатейших традиций, трудолюбивых людей, представляющих более 100 национальностей и живущих в мудром согласии из века в век. Все они сохраняют свою национальную самобытность, но в их обычаях и нравах, в их пристрастиях и увлечениях много схожего, потому что у них один отец – Дон – Батюшка. Любовь к родине, сильная привязанность к своим традициям, гостеприимство, хлебосольство, жизнерадность – все это присуще людям, живущим на Донской земле.
ПЕСНЯ «Казачата»
Слово для приветствия предоставляется:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Слово для приветствия (казаки)
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ВЕД.: Дорогие ребята – участники игры – викторины «Донской край – мой край», мы горячо благодарим вас за участие, за ваши знания, умения, которые вы показали. Позади волнения, тревоги, переживания и сейчас мы узнаем наших победителей.
Слово для награждения победителей предоставляется
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ВЕД.: А сейчас для всех вас музыкальный подарок_________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ВЕД.: Дорогие наши казачата, земляки – волгодонцы. Уважаемые гости и участники нашего праздника. Мы горячо благодарим Вас за участие с игре – викторине «Донской край – мой край».
Доброго вам здоровья. Успехов, всяческого благополучия, мира и счастья! Спасибо за участие! До новых встреч!