Программа кружка «Химия и здоровье»
Пояснительная записка
Кружок «Химия и здоровье» рассчитан на 35 часов, 1 час в неделю, предназначен для учащихся 9-х классов, с разным уровнем подготовки.
Материал кружка направлен на удовлетворение познавательных специфических интересов школьников, способствует их разностороннему личностному развитию, ориентирован на научное обоснование сохранения среды обитания и здоровья человека, как самых важных категорий в системе ценностей общества.
Доминантной формой обучения является поисково-исследовательская деятельность. Учащиеся в ходе освоения данного курса имеют возможность познакомиться с научно-популярной литературой по теме, провести самостоятельный поиск и изучение информации, провести необходимое самостоятельное исследование (индивидуально или в группе).
Средствами для осуществления этой работы являются задания, которые предлагаются учащимся, а также тематика исследовательских проектов на выбор учащихся, обсуждение результатов индивидуальных и коллективных исследований.
Количество учащихся - 12 человек.
Цели
Формирование системы знаний о химических объектах быта, способствующей умению объяснять их, как часть здорового образа жизни.
Задачи
1.Проводить химические эксперименты прикладной направленности, для выработки у учащихся грамотного поведения при контакте со средствами бытовой химии, использовании лекарств и косметических средств.
2.Моделировать последствия токсического действия веществ на организм человека.
3.Характеризовать вещества, используемые человеком (классификация, происхождение, номенклатура, получение, применение, свойства).
4.Разрабатывать проекты, рефераты, презентации по некоторым вопросам химии и здоровья.
5.Делать сообщения на уроках 6-9 классов по итогам различных работ кружка.
6.Оформлять сменный стенд по материалам работ кружка.
7.Участвовать в школьной декаде естественных наук, НОУ и других школьных и внешкольных мероприятиях, связанных с химией.
8.Следить за новостями химической науки (с помощью интернета, средств массовой информации и др.)
9.Познакомиться с сервисами веб- 2.0.
Формы представления результатов
сайт кружка с материалами;
проекты;
рефераты;
Интернет-работы в сервисах веб 2.0;
сообщения перед учащимися 8-9 классов;
стенд по итогам кружковой деятельности.
Планируемые результаты работы кружка
Ученики должны:
знать/понимать
правила работы при использовании средств бытовой химии, лекарств и косметических средств;
последствия токсического действия веществ на организм человека;
характеристику веществ, используемых человеком (классификация, происхождение, номенклатура, получение, применение, свойства);
правила разработки рефератов, презентаций;
правила организации личных сообщений;
правила работы в сервисах веб- 2.0.
уметь
• правильно обращаться со средствами бытовой химии, лекарствами и косметическими средствами;
• проводить химические эксперименты прикладной направленности со средствами бытовой химии, использовании лекарств и косметических средств.
• понимать характеристику веществ, используемых человеком (классификация, происхождение, номенклатура, получение, применение, свойства);
• создавать рефераты, презентации;
• делать сообщения перед учениками;
• работать в сервисах веб- 2.0.
Источники информации (Интернет-ресурс)
https://sites.google.com/site/badanovweb2/ - инструкции по работы с сервисами веб 2.0.
http://fitmania.by/pitanie/pravilnoe/himiy-v-produktah.html - химия пищи.
https://materinstvo.ru/art/spisok-lekarstv-v-domashney-aptechke - домашняя аптечка.
http://www.mostrated.ru/people/life-and-health/12-samih-vrednih-privichek.html - вредные привычки.
http://vitaportal.ru/medicine/zavisimosti-alkogol-kurenie-narkomaniya/vrednye-privychki-narkotiki.html - наркомания
https://azbyka.ru/zdorovie/vsya-pravda-o-spajse-ili-chto-takoe-kuritelnaya-smes-2 - спайсы.
http://www.rostest.ru/services/test/testing_app/pyblikaciya_stiralnii_poroshok.php - СМС.
https://etiketka56.ru/types/?ELEMENT_ID=34 - пищевая этикетка.
https://myfamilydoctor.ru/zhevatelnaya-rezinka-polza-ili-vred/ - жевательная резинка.
http://www.russlav.ru/tabak/vred_kureniya.html - курение;
http://bibliotekar.ru/enc-Semya/47.htm - доврачебная помощь;
http://favoritedishes.ru/zdorovoe-pitanie/vred-gazirovannyx-napitkov.html - газированные напитки.
Содержание программы 1.Введение (2 ч.)
Цели и назначение работы кружка. Основные требования к учащимся. Правила работы с источниками информации: справочники, научно-популярная литература, СМИ, Интернет. Правила техники безопасности с химическими веществами. Химические ожоги. Оказание доврачебной помощи при химических ожогах.
2.Химия и пища (14 ч.)
Химические вещества на кухне. «Продуктовая этикетка». Пищевые добавки. Нитраты в пище человека. Влияние на организм белков, жиров, углеводов. Витамины: как грамотно их принимать. Минеральные вещества пищи. Жевательная резинка. Питьевая вода. Газированные напитки. Влияние употребляемых продуктов питания, на жизнедеятельность организма человека.
Базовые понятия: краситель, консерванты, антиоксиданты, эмульгаторы, ароматизаторы, обмен веществ в организме, диета.
Базовые умения: расшифровывать коды веществ, классифицировать их; выявлять продукты с запрещенными в РФ добавками; определять безопасность продуктов (по нитратам), выбирать полезный витаминный комплекс в аптеке.
3.Влияние вредных привычек на организм человека (9 ч.)
Химический состав табачного дыма. Влияние курения, на жизнедеятельность организма человека. Токсическое действие этанола на организм человека. Наркомания – опасное пристрастие. Спайсы.
Базовые понятия: наркомания, токсикомания, алкоголизм, табакокурение, отравления, спайсы.
Базовые умения: провести химические реакции с табачным дымом. Поставить лабораторный эксперимент по токсическому действию этанола на белок; моделировать последствия токсического действия веществ на организм, органы.
4.Лекарства в домашней аптечке (4 ч)
Лекарственные препараты. Йод, бриллиантовая зелень, перекись водорода. Антибиотики, их спектр действия на организм человека. Аспирин: за и против.
Базовые понятия: лекарственный препарат, антибиотики; дозировка, показания, противопоказания, профилактика гриппа и ОРЗ.
Базовые умения: исследование лекарственных препаратов, экспериментальное определие качественного состава препаратов «Ферроплекс», аспирин.
5.Бытовая химия (5 ч)
Мыло и СМС. Уход за текстильными изделиями. Средства по уходу за сантехникой. Влияние вредных факторов на зубную эмаль. Факторы домашней обстановки, влияющие на здоровье человека.
Базовые понятия: гидрофильная и гидрофобная части ПАВ, оптические отбеливатели, парфюмерная добавка.
Базовые умения: расшифровка международных символов, обозначающих условия по уходу за текстильными изделиями; экспертиза зубной пасты «Бленд-а-мед», чистящего порошка «Комет».
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата | Тема |
1.Введение (3 ч.) |
1 | 07.09 | Цель кружка. Правила работы с источниками информации. |
2 | 14 | Веб-сервисы для работы с источниками информации. |
3 | 21 | Правила обращения с химическими веществами. |
2.Химия и пища (14 ч.) |
4 | 28 | Химические вещества на кухне. |
5 | 05.10 | Химия в тарелке. |
6 | 12 | Продуктовая этикетка. |
7 | 19 | Пищевые добавки в продуктах. |
8 | 26 | Нитраты в продуктах. |
9 | 09.11 | Жевательная резинка. |
10 | 16 | Газированные напитки. |
11 | 23 | Питьевая вода. |
12 | 30 | Белки. |
13 | 07.12 | Жиры. |
14 | 14 | Углеводы. |
15 | 21 | Витамины. |
16 | 28 | Минеральные вещества. |
17 | 11.01 | Мы – то, что мы едим. |
3.Влияние вредных привычек на организм человека (9 ч.) |
18 | 18 | Сигарета – «химическая фабрика». |
19 | 25 | Никотин. |
20 | 01.02 | Деготь. |
21 | 08 | Химические реакции с табачным дымом. |
22 | 15 | Влияние табачного дыма на биообъекты. |
23 | 22 | Алкоголь. |
24 | 01.03 | Токсическое действие алкоголя на организм человека. |
25 | 08 | Наркотические вещества. |
26 | 15 | Влияние наркотиков на организм человека. |
4.Лекарства в домашней аптечке (4 ч.) |
27 | 22 | Лекарственные препараты. |
28 | 05.04 | Антисептические средства. |
29 | 12 | Антибиотики. |
30 | 19 | Противогриппозные препараты. |
5.Бытовая химия (5 ч.) |
31 | 26 | Моющие средства. |
32 | 03.05 | Влияние вредных химических факторов на зубную эмаль. |
33 | 10 | Средства по уходу за сантехникой. |
34 | 17 | Экология дома. |
35 | 24 | Обобщение материала курса. |
5