СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка " Краеведение"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка " Краеведение"»

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СМОЛЕНСКА

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Средняя школа №9» города Смоленска

( МБОУ «СШ № 9»)




Рассмотрено Утверждаю:

На заседании педагогического совета Директор

Протокол №1 от 30. 08.2019 г. О.В.Антышева

Приказ №201-ОД

от 30.08.2019г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


кружка «Краеведение»


Луниной Татьяны Александровны


учителя истории и обществознания, первая категория

















2019 год


Пояснительная записка

Рабочая программа кружка составлена на основе:

1.Положения о дополнительном образовании в МБОУ «СШ №9» от 30.08.2019 года


В современных условиях значительно возросла роль истории краев, областей, районов, городов, сельских населенных пунктов в воспитании чувства патриотизма, национальной гордости, интернационализма у подрастающих поколений. Благодаря изучению так называемой "малой" истории происходит формирование и трансформация этих понятий и на историю всего государства.


Актуальность данной проблемы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение краеведения в школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему формированию гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную роль в нравственном, эстетическом, трудовом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы учащиеся хорошо знали свои истоки, историю, культуру и традиции своего края.

Цель кружка: 1) Показать роль Смоленского края в истории России, оп¬ределенное своеобразие истории Смоленского края, отличающее её от истории других регионов России: 2) Познакомить учащихся с его огромным и многообразным историческим и культурным наследием края, изучить и проанализировать духовно-нравственный опыт поколений: 3) Способствовать воспитанию гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край (его традиции, памятники истории и культуры, имена знаменитых земляков), и желающего принять активное участие в его развитии: 4)Формирование гражданского самосознания, чувства гордости за достижения своих земляков.



В основные задачи кружка входит:

 сформировать у учащихся целостное представление о месте Смоленщины в истории России;

 осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие Смоленщины в разные периоды истории нашей страны;

 охарактеризовать наиболее яркие личности Смоленского края, их роль в истории и вклад в культуру Смоленщины и России.


Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю.


Содержание тем кружка краеведение


ТЕМА 1. Летопись края с древних времен до ХIХ века (11 ч)

Введение в краеведение (1ч)

Что изучает краеведение? Исторические источники, виды источников. Археология - вспомогательная историческая дисциплина.

Мой край на карте Родины (1 ч)

Место родной Смоленщины на карте России. Знакомство с достопримечательностями и культурными ценностями родного города и области. Неразрывная связь истории и развития Смоленщины с историей развития нашего государства.

Моя малая Родина (1ч)

История возникновения города Смоленска. Различные версии название города. Работа с картой Смоленской области, история происхождения и названий улиц родного города

В Верховьях Днепра (1 ч)

Место возникновение Смоленска. Основные занятия кривичей. Первое упоминание о Смоленске. Гнездовский курганный могильник. Волоки. Развитие ремесла. Торговые отношения. Находки гнездовских курганов. Значение водного пути «из варяг в греки». Военные походы против половцев.

Ключ – город (1ч)

Смоленск – город – ключ к Русскому государству. «Сказание о Меркурии Смоленском»

«Черная смерть» . Смоленск в составе ВКЛР. «Великая замятня». Юрий Сологуб. Смоленск в составе России.

«Ожерелье Земли Русской» (1ч)

Подготовительный этап строительства крепости. Зодчий Федор Конь. Василий Звенигородский. Нечай Перфирьев. «Конная посоха». Архитектурные особенности крепости. Происхождение названий башен крепости.( Веселуха, Маховая, Лучинская, Крылошевская)

Героическая оборона Смоленска (1ч)

Экспансия польских феодалов. Оборона Смоленска. М,Б. Шеин. Резня на Родницкой улице. Взрыв на Соборном холме. Падение Смоленска.

«Достойные сыны России». (1 ч)

Война с Наполеоном 1812 г. Подвиг П.И. Энгельгарда. «Львиное отступление» Неверовского. Бой у Молоховских ворот. Подвиг генерала А,А. Скалона. Бой у Валутиной горе. Партизанское движение на Смоленщине. Отступление французов. Подрыв башен крепости.

Смоляне – декабристы. (1ч)

История движения декабристов. Смоляне в движении декабристов. Якушкин Д. И. Глинка Ф.Д. Повало – Швейковский С.Т. Расправа над декабристами. Ссылки, каторга.

Знатные люди Смоленщины. ( 1ч)

Просвещение и печать (открытие смоленской гимназии, деятельность И.Я.Сытина, "Смоленские губернские ведомости", первые библиотеки). Первая губернская выставка в Рос¬сии. Архитектура и градостроительство. М. И. Глинка. П.С.Нахимов.

Экскурсия в Исторический музей г. Смоленска (1ч)


Тема 2 Смоленская земля во 2/2 XIX века (6ч)

«Как птица Феникс» (1ч)

Восстановление Смоленска. Дворянское собрание. Закладка сада Блонье. Создание Лопатинского сада. Каменные мостовые. Памятники, посвященные Отечественной войне 1812 г.

А.Н. Энгельгард «12 писем из деревни»(1ч)

Александр Николаевич Энгельгардт — химик, писатель и общественный деятель60–70-х годов XIX века, широкой публике известен главным образом как автор писем «Из деревни». Это и в самом деле обстоятельные письма, первое из которых было послано в 1872 году в «Отечественные записки» из родового имения Энгельгардтов — деревни Батищево Дорогобужского уезда Смоленской области. Двенадцатое по счету письмо было напечатано уже в «Вестнике Европы» — «Отечественные записки» закрыли.

М К. Тенишева и Талашкино. (1ч)

М.К. Тенишева – княгиня, меценатка, художница, педагог – теоретик. Покупка имения Талашкино. Талашкино – художественный центр. Поддержка художников (И.Е. Репин, А.Н. Бенуа, С.П. Дягилев, К.А. Коровин). Собрание коллекции предметов русской старины. Открытие сельскохозяйственной школы. Почетная гражданка города Смоленска. Передача коллекции в музей «Русская старина».

Знаменитые революционеры из смолян. ( 1ч)

Смоленщина и революция. Создание ВРК. В.З. Соболев. В.А. Смольянинов. И.Ф. Пиндак. С.С. Иоффе .П.Г. Гончаров. Н.И. Кирсанов. К.П. Шкандин.

Знатные люди края. (1ч)

Путешественники Н.М.Пржевальский и П.К.Козлов. Почвовед В.В.Докучаев. Скульпторы М.О.Микешин и С.Т.Коненков. Этнограф В.Н.Добровольский.

Создание проектов (1ч)

ТЕМА 3.Смоленская губерния в начале 20 века (8 ч)

«Голый бунт» в Смоленске. (1ч)

Позиция и роль социал-демократов и эсеров в революционной борьбе. Смоленский совет. "Голый бунт" в Смоленской каторжной тюрьме. Требования восставших. Подавление бунта.

Губернский комиссар А.М. Тухачевский (1ч)

Советский военный деятель, наш земляк, полководец. Маршал Советского Союза. Участие в 1 Мировой войне. Гражданская война. Командир Южного фронта. Начальник Военной академии. Нарком обороны. Арест (1937). Расстрелян. Посмертно реабилитирован.

Политические лидеры края в 1917 году. (1ч)

Вооруженная борьба в Смоленске 30-31 октября 1917 г. Установление советской власти на местах. Политические лидеры края в 1917 г. (Смольянинов В.А., Соболев В.З., Смоленцев М.И., Гальперин С.Е., В.В.Попвицкий, Шур С.П., Якубович М.П. и др.).

С.Д. Ефимов-губернский комиссар эсер (1ч)

Рабочее движение, создание профсоюзов. Губе¬рнские крестьянские съезды. Новый губернский комиссар эсер С.Д.Ефимов. Роль смолян и Смоленска в разгроме Корниловского мятежа.

Гражданская война на территории края. (1ч)

Гражданская война. Смоляне на фронтах гражданской войны. Белогвар¬дейское движение. Политический бандитизм, "зеленые". А.Ф.Мясников и А.Н.Тухачевский - командующий Западным фронтом.

Органы советской власти в уездах губернии. (1ч)

Комитет общественной безопасности. Смоленский Со¬внарком. Формирование органов советской власти на местах (С.В.Иванов, Г.С.Овсяник, Н.Н.Конопацкий, Я.Е.Демидов, М.П.Ремизов, И.Т.Трофимов, И.А.Андреев и др.). Комбеды.

« Новая культура» и ее представители.(1ч)

Национализация культурных ценностей. Ликвидации неграмотности. Развитие художественного творчества народа. Театр и кино. Местный Пролеткульт. Пе¬чать. Библиотеки. Отношение интеллигенции Смоленщины к новой власти.

Создание проектов (1ч)


ТЕМА 4.Смоленщина в годы Великой Отечественной Войны (1941- 1945) (9ч)

В грозном сорок первом (1ч)

Начало войны. 26 июня 1941 года – первый «визит» фашистов. Оборона Смоленска. М. Ф. Лукин. П.Н.Чернышов.. И. П. Буняшин. Г.Н. Овцинов. Г.И. Поддубный. Боевое крещение «Катюш». Соловьева переправа.

Смоленск в годы оккупации (1ч)

«Особый режим» в оккупации. Советские «агенты». Диверсионная работа. Диверсионный отряд имени Ленина. Патриотическая группа Е.А. Дуюн, Е. Демина. Разведчик «Фредди». Нелегальные патриотические группы. Гибель 165 подпольщиков.

Герои – партизаны (1ч)

Партизанские края на Смоленщине. Подвиг М. И. Вольской. Операция «Дети». Подвиг П. Галецкого. Антифашист Фриц Шменкель. Партизанский отряд «Тринадцать». Операция «Рельсовая война». Вадинский партизанский отряд.

В. Куриленко – юный герой-партизан (1ч)

Боевой путь Владимира Куриленко. Участие в диверсионно - разведывательном отряде А.К. Воропаева. Подвиг комсомольца В. Куриленко (14 мая 1942 года). Посмертное присвоение звания Героя Советского Союза.

Дети войны (1ч)

Работа с документами архивов. Беседа с участниками ВОВ, малолетними узниками, тружениками тыла. Запись их воспоминаний, составление книги учета воспоминаний.

Операция «Суворов» 1943 года (2 ч)

Основные этапы Смоленской наступательной операции. Подвиг Г, С. Кочеткова. О. С. Лосик. Подвиг В.В. Карпова. Подвиг Ивана Громака. Бессмертный подвиг минеров – гвардейцев. Французский полк «Нормадия – Неман» Польская дивизия имени Т. Костюшко.

Смоляне – герои Советского Союза. (1ч)

Понятие Герой Советского Союза. Первый Герой Советского Союза – летчик – испытатель В.А. Туржанский. (1936). Последний Герой Советского Союза - гвардии рядовой И. В. Чмуров. (1986)

Написание исследовательской работы (1ч)







































Тематическое планирование по кружку краеведение

п/п

Тема

Дата

Количество часов

Примечание

ТЕМА 1. Летопись края с древних времен до ХIХ века (11 ч)

Введение в краеведение


1


Мой край на карте Родины


1


Моя малая Родина


1


В Верховьях Днепра


1


Ключ – город


1


«Ожерелье земли Русской»


1


Героическая оборона Смоленска


1


«Достойные сыны Отечества»


1


Смоляне – декабристы


1


Знатные люди Смоленщины




Экскурсия в Исторический музей г. Смоленска


1


Тема 2. Смоленская земля во II половине XIX века (6ч)

«Как птица Феникс»


1


А.Н. Энгельгард «12 писем из деревни»


1


М.К. Тенишева и Талашкино


1


Знаменитые революционеры из смолян


1

Подготовка сообщений

Знатные люди края


1


Создание проектов


1


ТЕМА 3.Смоленская губерния в начале ХХ века (8ч)

«Голый бунт» в Смоленске


1


Губернский комиссар А. М. Тухачевский


1


Политические лидеры края в 1917 году


1


С.Д. Ефимов – губернский комиссар эсер


1


Гражданская война на территории края


1


Органы советской власти в уездах


1


«Новая культура» и ее представители


1


Создание проектов


1


ТЕМА 4.Смоленщина в годы Великой Отечественной Войны (1941- 1945) (9ч)

В грозном сорок первом


1


Смоленск в годы оккупации


1


Герои – партизаны


1


В. Куриленко – юный герой-партизан


1


Дети войны


1


Операция «Суворов» 1943 год


1


Операция «Суворов» 1943 год


1


Смоляне – герои Советского Союза


1


Написание исследовательской работы


1











Планируемые результаты кружка «Краеведение»




Личностные:


1. Воспитание таких качеств личности как - любознательность, усидчивость, коммуникабельность, организованность, ответственность, прилежание, толерантность, взаимоуважение.

2. Формирование целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

4. Формирование способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!