Комитет по образованию Администрации Крутихинского района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Крутихинская средняя общеобразовательная школа»
«СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по ВР МБОУ «Крутихинкая СОШ» Коминар В.В. __________________________ Протокол №_______ от «26» августа 2019 г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор школы МБОУ «Крутихинская СОШ» Палкин С.В.__________________ Приказ №_______ от «27» августа2019 г. |
Рабочая программа кружковой деятельности
«Оформительское искусство»
Срок реализации программы 2019 - 2020 учебный год
Составитель: Ермакова Ю.В.
учитель начальных классов
с. Крутиха
2019 г.
Пояснительная записка
Категория участников: Курс представлен для проведения кружковых занятий с учащимися 3 классов общеобразовательной школы, желающих как можно больше узнать об оформительском искусстве.
Количество часов: 17 (1 час в 2 недели). По календарю вышло 17 часов.
Цель курса: пробуждать и укреплять интерес и любовь к изобразительному искусству, развивая эстетические чувства и понимание прекрасного; совершенствовать изобразительные способности, художественный вкус, наблюдательность, творческое воображение и мышление; знакомить с искусством родного края, с произведениями изобразительного и декоративно – прикладного искусства, расширять и углублять возможности детского творчества.
Изобразительная деятельность - это своеобразная форма познания реальной действительности окружающего мира, постижения художественного искусства, и поэтому требует углубленного изучения.
Работа в кружке включает руководство практической работой детей, проведение экскурсий в музеи, на выставки, выход на природу (в парк, лес) с целью наблюдения и зарисовок, проведение бесед об изобразительном искусстве.
На занятиях кружка особое внимание необходимо уделять приобретению умений и навыков, которые могут быть использованы в практической деятельности (оформление выставок, плакатов, стенгазет, праздников и т.п.).
Художественная деятельность во внеурочное время позволяет более подробно и более расширенно познакомить учащихся с различными изобразительными техниками – аппликацией, «процарапыванием», монотипией, с различными графическими и живописными материалами.
Кружок базируется на представлениях об искусстве, полученных учащимися в начальной школе, закладывает основы художественных знаний и умений школьников в области искусства. Процесс познания происходит посредством собственного творчества, изучения художественного наследия и выдающихся произведений современности.
Изучению каждого вида искусства уделяется специальное время, в течение которого анализируется его язык, художественно – образная природа, а также его связь с жизнью общества и человека. Полученные знания по разным видам искусства обобщаются при изучении архитектуры, монументальных, синтетических видов искусства, художественных стилей. Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и освоение опыта прошлого. Содержание программы расширяет представления, учащихся о видах, жанрах изобразительного искусства, стилях, знакомит с техниками и оформительской деятельности (графический дизайн), формирует чувство гармонии и эстетического вкуса. Актуальность данной программы обусловлена также ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт при работе над оформлением классной комнаты, школы, участвовать в изготовлении открыток, сувениров, поделок. Предлагаемые занятия основной упор делают на декоративно-прикладную работу с различными материалами, в том числе и с природными, а также на расширенное знакомство с различными живописными и графическими техниками с использованием основ программного материала, его углублением, практическим закреплением в создании разнообразных работ.
В основе формирования способности к оформительской деятельности лежат два главных вида деятельности учащихся: это творческая практика и изучение теории. Ценность необходимых для творчества знаний определяется, прежде всего, их системностью.
Задачами художественного развития учащихся являются:
- формирование нравственно-эстетической отзывчивости: формирование эстетического вкуса,
- понимание роли изобразительного искусства в жизни общества, формирование умения образно воспринимать окружающий мир и откликаться на его красоту.
- формирование художественно-творческой активности:
учащиеся кружка должны уметь анализировать произведения искусства в жанре пейзажа, натюрморта, портрета, проявляя самостоятельность,
-творчески включаться в индивидуальную и коллективную работу, участвовать в обсуждении работ.
- формирование художественных знаний, умений и навыков.
В результате посещения занятий кружка изобразительного искусства
учащиеся должны знать:
- особенности языка основных видов изобразительного искусства: живописи, графики;
- основные жанры изобразительного искусства;
- известные музеи нашей страны и мира
- выдающиеся произведения искусства
- особенности народного искусства своего края, области
- представлять тенденции развития современного повседневного и выставочного декоративного искусства.
Дети должны уметь:
- работать с натуры и по представлению в живописи и графике над натюрмортом, пейзажем, портретом;
- выбирать наиболее подходящий формат при работе над художественной композицией;
- добиваться тональных и цветовых градаций при передаче объема;
- передавать при изображении предмета пропорции и характер формы;
- пользоваться различными графическими и живописными техниками;
- создавать собственные проекты-импровизации в русле образного языка
народного искусства, современных народных промыслов;
- создавать проекты разных предметов среды, объединенных единой стилистикой (одежда, мебель);
- оформлять выставки собственных и коллективных работ.
Ожидаемые результаты:
1. Раскрытие творческого потенциала школьников, повышение уровня духовности.
2. Умение воплощать в живописных и пластических работах свои собственные впечатления.
3. Создавать прекрасное своими руками.
4. Ценить свой труд, уважать чужой.
5. Уметь применять теоретические знания на практике.
6. Уметь пользоваться художественным материалом.
Одной из ведущих задач занятий кружка - является творческое развитие личности ребёнка. Особое внимание обращается на развитие воображения, фантазии. Важно раскрепостить ребёнка в процессе рисунка, высвободить его творческую энергию, направить её на воспитание мира чувств, эмоциональной чуткости, активной отзывчивости на добро и зло. Объём художественного развития идёт в различных видах занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), по представлению, по памяти, декоративные работы (роспись кухонных дощечек по мотивам Городецкой росписи, декоративных тарелочек и т. д.), выход на экскурсии. Если ребенок тянется к творчеству, нельзя ограничиваться его стандартными формами листов бумаги, карандашами и фломастерами. Творчество ребенка не должно страдать от отсутствия каких-либо материалов. Даже если родители не умеют рисовать, фантазировать, все равно они могут содействовать развитию творческих способностей ребенка, создавать условия, поддерживать, воспитывать у него любовь и стремление к красивому. Взрослые должны четко улавливать интересы детей, развивать их творческую фантазию.
Творите вместе! Творите дружно! Творите весело!
Правила для родителей:
1. Удивляйтесь, переживайте, радуйтесь вместе с ребенком!
2. У ребенка не должно быть недостатка в разнообразии материала для творчества.
3. Давайте ребенку возможность экспериментировать.
4. Работа ребенка не должна подвергаться критике.
5. Сделайте выставку работ, выбранных ребенком.
6. Приучайте ребенка самостоятельно готовить и убирать свое рабочее место.
Календарно - тематическое планирование кружка
«Оформительское искусство»
№ п/п | Тема занятия | Кол- во занятий | Дата проведения |
| Сентябрь | 2 | |
1. 2. | Цвет. Основные и дополнительные цвета. Формы и мотивы. | 1 1 | 06.09 20.09 |
| Октябрь | 2 | |
3. 4. | Построение орнаментальной композиции. Симметрия в орнаменте. | 1 1 | 04.10 18.10 |
| Ноябрь | 2 | |
5. 6. | Шрифты. История развития. Классификация шрифтов. | 1 1 | 08.11 22.11 |
| Декабрь | 2 | |
7. 8. | Книжная графика. Обложка книги. Форзац. Заставка. | 1 1 | 06.12 20.12 |
| Январь | 2 | |
9. 10. | Художественный плакат. День Защитника Отечества. 8 Марта. | 1 1 | 17.01 31.01 |
| Февраль | 2 | |
11. 12. | Оформление упаковки для подарка. | 1 1 | 14.02 28.02 |
| Март | 2 | |
13.14. | Декор рамки для фото. История развития интерьера. Основные принципы построение интерьера | 1 1 | 13.03 03.04 |
| Апрель | 2 | |
15. 16. | Цветы в интерьере. Роспись предметов мебели. | 1 1 | 17.04 08.05 |
| Май | 2 | |
17. | Изготовление открыток. Открытка с днём рождения. Всего часов: 17 часов . | 1 | 22.05 |
Учебно-методический комплекс.
И.П. Волков «Художественная студия в школе», Москва, «Просвещение»,1993 год
Я.Я.Чарнецкий «Изобразительное искусство в школе продлённого дня» М: «Просвещение» 1991 год
А.А. Унковский «Цвет в живописи», Московский государственный педагогический институт, 1983 год
Е.В.Шорохов «Тематическое рисование в школе» М: «Просвещение»
1975 год
В.Б.Косминская, Н.Б.Халезова «Основы изобразительного искусства и методика» М: «Просвещение» 1987 год
«Мировая художественная культура» М: «Интербук» 1998 год
Н.В.Одноралов «Материалы в изобразительном искусстве» М: «Просвещение» 1983 год
Н.П.Никанорова «Наглядные пособия и оборудование для занятий изо» М: «Просвещение» 1975 год
В.С. Кузин «Наброски и зарисовки» М: «Просвещение» 1970 год
Н.С.Богомолов «Лепка на занятиях в школьном кружке» М: «Просвещение» 1979 год
Г.Г.Виноградова «Изобразительное искусство» М: «Просвещение» 1979
В.С.Кузин «Основы обучения изобразительному искусству в школе» М:, «Просвещение» 1997 год
Е.Е.Рожкова «Изобразительное искусство в школе» М:,«Просвещение»
1976 год
В.Н.Соколов «Лепка фигуры» М:, Издательство Академии художеств,1962
Н.Н.Ростовцев «Техническое рисование» М:, «Просвещение» 1997 год
Н.Н.Ростовцев «Методика преподавания изобразительного искусства в школе» М:, «Просвещение» 1980 год
Н.Н.Ростовцев «Учебный рисунок» М:, «Просвещение» 1976 год
Е.В.Шорох «Композиция» М:, «Просвещение» 1986 год
.В.А. Барадулин «Основы художественного ремесла» М:, «Просвещение» 1987 год