Программа курса «Основы православной культуры» для четырехлетней начальной школы.
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Основы православной культуры» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и составлена на основе комплекта программ А.В. Бородиной «История религиозной культуры».
Общая характеристика курса
Цель кvpca - расширение историко-культурологического образования и духовно-нравственное воспитание средствами религиозно-познавательного содержания.
Образовательные и психолого-адаптационные задачи кvpca:
- изучение православной религиозной традиции, истории христианства;
- изучение содержания Евангелия и ознакомление с основными сюжетами
Ветхого Завета;
- изучение православной этики;
- ознакомление с православным календарем;
- знакомство с агиографией;
- ознакомление с особенностями церковного искусства;
- изучение устройства православного храма;
- ознакомление с мировыми религиями и сектами;
- ознакомление с древними религиями, включая в общих чертах славянскую
мифологию;
- ознакомление с особенностями культовой архитектуры разных религий;
- ознакомление с основными видами православного богослужения;
- изучение церковнославянского языка;
- формирование целостного восприятия мира;
- воспитание уважения к внутреннему миру каждого человека;
- формирование культуры общения;
- предупреждение возможных тупиков личностного развития;
- воспитание волевых качеств, культуры мышления и культуры чувств;
- выработка этических принципов на основе традиций отечественной культуры;
- предупреждение религиозной эксплуатации и конфликтов на национальной
'и религиозной почве;
- воспитание патриотизма;
- формирование представления о культурном и историческом единстве России и российского народа и важности сохранения культурно-национального единства;
. - духовно-нравственное воспитание через приобщение к традиционным ценностям отечественной культуры;
- приобщение к художественно-эстетическим отечественным традициям;
- расширение и активизация словаря школьников путем дополнения его лексикой духовного и историко-культурологического значения;
- оказание помощи молодежи в успешной социализации в отечественную культуру;
- возрождение православных основ семьи;
- пробуждение интереса и формирование мотивации к изучению отечественной культуры и истории;
- творческое развитие ребенка на основе знаний об отечественной культуре и "'истории;
- воспитание потребности школьника в творческом участии в жизни России, в сохранении природы и созидании культуры Отечества.
Огромный интерес педагогов, ученых и руководителей-организаторов учебного процесса к религиозно-познавательному содержанию обусловлен целым рядом причин, связанных с коренными изменениями в жизни россиян и реформами в области образования.
К таким причинам следует отнести необходимость оказания подрастающему поколению помощи в социальной и психологической адаптации в условиях глубокого социокультурного кризиса, пропаганды насилия и распространения информации, оказывающей негативное воздействие на психику, провоцирующей социальные, семейные, межнациональные и межконфессиональные конфликты.
Другой важной причиной является разрушение лучших отечественных культурных и образовательных традиций, русского языка как основного инструмента образования и передачи социально-культурного опыта. Восприятие школьниками, например, поэтического языка все более осложняется из-за незнания происхождения части лексики, особенно духовной, религиозно-философской, и непонимания значения ее, а также смысла символических образов. Историкокультурологическое образование в области религиозной культуры, как доказала практика, позволяет решать эти проблемы.
С двумя первыми причинами тесно связана и в значительной степени ими вызвана третья причина - снижение качества школьного базового образования. Эта проблема требует обновления содержания образования путем включения и систематизации знаний об истоках и религиозно-эстетических традициях отечественной и мировой культуры.
Следующая причина вызвана потребностью в организации повышенного уровня гуманитарного образования, что невозможно выполнить без углубления и расширения знаний в области культуры, истории, словесности, искусства. Религиозная культура представляет собой важную часть жизни и культуры любого современного народа, в историческом прошлом же религия являлась определяющим факторам формирования культуры, развития государственности, взаимоотношений разных стран и народов.
Одной из причин становится рост самосознания и интерес к национальной истории, наблюдающиеся на фоне политических споров о путях дальнейшего развития России. В центре внимания наших соотечественников, в том числе и молодежи, оказываются вопросы глобализации, традиции и ошибки прошлого. Россияне требуют от государства обеспечения их права на свою национальную культуру, полноценных знаний о ней, а также хотят познакомиться с условиями формирования культурных и религиозных традиций других народов.
Место курса в учебном плане
Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1 – 4 классов. Программа рассчитана на 4 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю. В 1-х классах 33 часа, во 2 - 4 классах 34 часа в год.
Описание ценностных ориентиров содержания курса
Содержание программы курса «Основы православной культуры» направлено на:
- изучение православной религиозной традиции, истории христианства;
- изучение содержания Евангелия и ознакомление с основными сюжетами
Ветхого Завета;
- изучение православной этики;
- ознакомление с православным календарем;
- знакомство с агиографией;
- ознакомление с особенностями церковного искусства;
- изучение устройства православного храма;
- ознакомление с мировыми религиями и сектами;
- ознакомление с древними религиями, включая в общих чертах славянскую
мифологию;
- ознакомление с особенностями культовой архитектуры разных религий;
- ознакомление с основными видами православного богослужения;
- изучение церковнославянского языка;
- формирование целостного восприятия мира;
- воспитание уважения к внутреннему миру каждого человека;
- формирование культуры общения;
- предупреждение возможных тупиков личностного развития;
- воспитание волевых качеств, культуры мышления и культуры чувств;
- выработка этических принципов на основе традиций отечественной культуры;
- предупреждение религиозной эксплуатации и конфликтов на национальной
'и религиозной почве;
- воспитание патриотизма;
- формирование представления о культурном и историческом единстве России и российского народа и важности сохранения культурно-национального единства;
. - духовно-нравственное воспитание через приобщение к традиционным ценностям отечественной культуры;
- приобщение к художественно-эстетическим отечественным традициям;
- расширение и активизация словаря школьников путем дополнения его лексикой духовного и историко-культурологического значения;
- оказание помощи молодежи в успешной социализации в отечественную культуру;
- возрождение православных основ семьи;
- пробуждение интереса и формирование мотивации к изучению отечественной культуры и истории;
- творческое развитие ребенка на основе знаний об отечественной культуре и "'истории;
- воспитание потребности школьника в творческом участии в жизни России, в сохранении природы и созидании культуры Отечества.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.
В результате освоения программы курса «Основы православной культуры» формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требования ФГОС НОО:
Личностные результаты:
- развитие любознательности и формирование интереса к изучению православной религиозной традиции, истории христианства;
- развитие духовно – нравственного воспитания через приобщение к традиционным ценностям отечественной культуры;
- воспитание уважения к внутреннему миру каждого человека;
- формирование мотивации дальнейшего изучения православной культуры.
Метапредметные результаты:
- овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
- освоение элементарных приемов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление плана, фиксирование результатов, , формулировка выводов по результатам исследования;
- формирование приемов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме – в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и др.;
- развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
Предметные результаты:
обучающиеся должны знать некоторые сюжеты Ветхого Завета, Нового Завета, значение и традиции некоторых православных праздников.
Тематическое планирование 1 класс
№ п.п | Тема | Дата |
Раздел «Мы и наша культура. |
1 | Красота в мире. | |
2 | Красота в мире. | |
3 | Красота в мире. | |
4 | Хранилища культуры. | |
5 | Хранилища культуры. | |
6 | Хранилища культуры. | |
7 | Хранилища культуры. | |
8 | Хранилища культуры. | |
9 | Всегда живое. | |
10 | Всегда живое. | |
11 | Всегда живое. | |
12 | Всегда живое. | |
13 | Всегда живое. | |
14 | Всегда живое. | |
15 | Наша Родина. | |
16 | Наша Родина. | |
17 | Наша Родина. | |
18 | Наша Родина. | |
19 | Наша Родина. | |
20 | Наша Родина. | |
21 | Наша Родина. | |
22 | Наша Родина. | |
23 | Наша Родина. | |
24 | Наша Родина. | |
25 | Спаситель. | |
26 | Спаситель. | |
27 | Спаситель. | |
28 | Спаситель. | |
29 | Спаситель. | |
30 | Спаситель. | |
31 | Семья. | |
32 | Семья. | |
33 | Семья. | |
Тематическое планирование 2 класс
№ п.п | Тема | Дата |
Раздел «Мир вокруг и внутри нас». |
1 | Мир вокруг и внутри нас. | |
2 | Духовное в реальном мире. | |
3 | Духовное в реальном мире. | |
4 | Духовное в реальном мире. | |
5 - 34 | Жизнь Иисуса Христа и православные праздники. | |
Тематическое планирование 3 класс
№ п.п | Тема | Дата |
Раздел «О чем рассказывает икона и библия». |
1 | Что мы знаем о Евангелии?. | |
2 | Что мы знаем о Евангелии?. | |
3 | Что мы знаем о Евангелии?. | |
4 | Что мы знаем о Евангелии?. | |
5 | Библия – записанное откровение Божие. | |
6 | Библия – записанное откровение Божие. | |
7 - 34 | О чем рассказывает Ветхий Завет. | |
Тематическое планирование 4 класс
№ п.п | Тема | Дата |
Раздел «Православие – культурообразующая религия России». |
1 | Культура – всеобщее достояние. | |
2 | Культура – всеобщее достояние. | |
3 | Культура – всеобщее достояние. | |
4 | Как Русь стала православной. | |
5 | Как Русь стала православной. | |
6 | Как Русь стала православной. | |
7 | Как Русь стала православной. | |
8 | Как Русь стала православной. | |
9 | Как Русь стала православной. | |
10 | Как Русь стала православной. | |
11 | Как Русь стала православной. | |
12 | Православие и Российское государство. | |
13 | Православие и Российское государство. | |
14 | Православие и Российское государство. | |
15 | Православие и Российское государство. | |
16 | Православие и Российское государство. | |
17 | Православие и Российское государство. | |
18 | Православный храм. | |
19 | Православный храм. | |
20 | О православном Богослужении. | |
21 | О православном Богослужении. | |
22 | О православном Богослужении. | |
23 | О православном Богослужении. | |
24 | О церковных колоколах. | |
25 | О церковных колоколах. | |
26 | О церковных колоколах. | |
27 | О церковных колоколах. | |
28 | За монастырскими стенами. | |
29 | За монастырскими стенами. | |
30 | Дом и семья. | |
31 | Дом и семья. | |
32 | Дом и семья. | |
33 | Русь святая. | |
34 | Русь святая. | |
Учебно – методическое обеспечение
Бородuна А. В. Основы православной культуры: Православие - культурообразующая религия России. Учебное пособие для начальной школы - М., Православная педагогика, 2010.
1.Азбука христианства: Словарь-справочник. - М.: Наука, 1997.
2. Александр Шаргунов, протоиерей. Воскресные проповеди: В 2 т. - М.:
Хронос-Пресс, 2001.
З. Александр Шаргунов, протоиерей. Проповеди и выступления. - М.:
АРВИК, 1995.
4. Александр Шаргунов, протоиерей. Чудеса царственных мучеников: В 2 т. ; М.: Хронос-Пресс, Звонница, 2001.
5. Андрицова М:Ю., Валуев Д. В., Довгий Т. П. История православной культуры земли Смоленской: Учебное пособие. - Смоленск: СОИУУ, 2002.
6. Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Вениамин. Новая Скрижаль или объяснение о церкви, литургии и о всех службах и утварях церковных. - м., 1990.
7.Аристарх (Лоханов). Что надо знать о православном этикете. - М., 1999.
8. Архимандрит Никифор. Иллюстрированная полная популярная библейская энциклопедия. - М., 1891.
9. Бородина Д. В. История религиозной культуры: Животрепещущая тема // Сто друзей (приложение к «Учительской газете»). - N2 47, 21 ноября 2002.
10. Бородина А. В. История религиозной культуры: Концепция и программа для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий // Сто друзей (приложение к «Учительской газете»). - N2 48, 28 ноября 2002.
11. Бородина Д. В. История религиозной культуры: Методология курса /1 Сто друзей (приложение к «Учительской газете»). - N2 51,19 декабря 2002.
12. Бородина Д. В. История религиозной культуры: Назначение, особенности и задачи курса /1 Сто друзей (приложение к «Учительской газете»). - N2 47, 21 ноября 2002.
13. Бородина Д. В. История религиозной культуры: Нормативно-правовое обоснование курса /1 Сто друзей (приложение к «Учительской газете»). - N2 49,5 декабря 2002.