СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка "Основы православной культуры"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа кружка "Основы православной культуры" расчитана на обучающихся с 1 по 4 класс.

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка "Основы православной культуры"»

Программа курса «Основы православной культуры» для четырехлетней начальной школы.

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Основы православной культуры» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и составлена на основе комплекта программ А.В. Бородиной «История религиозной культуры».

Общая характеристика курса

Цель кvpca - расширение историко-культурологического образования и ду­ховно-нравственное воспитание средствами религиозно-познавательного содер­жания.

Образовательные и психолого-адаптационные задачи кvpca:

- изучение православной религиозной традиции, истории христианства;

- изучение содержания Евангелия и ознакомление с основными сюжетами

Ветхого Завета;

- изучение православной этики;

- ознакомление с православным календарем;

- знакомство с агиографией;

- ознакомление с особенностями церковного искусства;

- изучение устройства православного храма;

- ознакомление с мировыми религиями и сектами;

- ознакомление с древними религиями, включая в общих чертах славянскую

мифологию;

- ознакомление с особенностями культовой архитектуры разных религий;

- ознакомление с основными видами православного богослужения;

- изучение церковнославянского языка;

- формирование целостного восприятия мира;

- воспитание уважения к внутреннему миру каждого человека;

- формирование культуры общения;

- предупреждение возможных тупиков личностного развития;

- воспитание волевых качеств, культуры мышления и культуры чувств;

- выработка этических принципов на основе традиций отечественной культуры;

- предупреждение религиозной эксплуатации и конфликтов на национальной

'и религиозной почве;

- воспитание патриотизма;

- формирование представления о культурном и историческом единстве России и российского народа и важности сохранения культурно-национального един­ства;

. - духовно-нравственное воспитание через приобщение к традиционным цен­ностям отечественной культуры;

- приобщение к художественно-эстетическим отечественным традициям;

- расширение и активизация словаря школьников путем дополнения его лексикой духовного и историко-культурологического значения;

- оказание помощи молодежи в успешной социализации в отечественную культуру;

- возрождение православных основ семьи;

- пробуждение интереса и формирование мотивации к изучению отечественной культуры и истории;

- творческое развитие ребенка на основе знаний об отечественной культуре и "'истории;

- воспитание потребности школьника в творческом участии в жизни России, в сохранении природы и созидании культуры Отечества.

Огромный интерес педагогов, ученых и руководителей-организаторов учебного процесса к религиозно-познавательному содержанию обусловлен целым рядом причин, связанных с коренными изменениями в жизни россиян и реформами в области образования.

К таким причинам следует отнести необходимость оказания подрастающему поколению помощи в социальной и психологической адаптации в условиях глубокого социокультурного кризиса, пропаганды насилия и распространения информации, оказывающей негативное воздействие на психику, провоцирующей социальные, семейные, межнациональные и межконфессиональные конфликты.

Другой важной причиной является разрушение лучших отечественных куль­турных и образовательных традиций, русского языка как основного инструмента образования и передачи социально-культурного опыта. Восприятие школьниками, например, поэтического языка все более осложняется из-за незнания происхождения части лексики, особенно духовной, религиозно-философской, и непонимания значения ее, а также смысла символических образов. Историко­культурологическое образование в области религиозной культуры, как доказала практика, позволяет решать эти проблемы.

С двумя первыми причинами тесно связана и в значительной степени ими вызвана третья причина - снижение качества школьного базового образования. Эта проблема требует обновления содержания образования путем включения и систематизации знаний об истоках и религиозно-эстетических традициях отечест­венной и мировой культуры.

Следующая причина вызвана потребностью в организации повышенного уровня гуманитарного образования, что невозможно выполнить без углубления и расширения знаний в области культуры, истории, словесности, искусства. Религи­озная культура представляет собой важную часть жизни и культуры любого со­временного народа, в историческом прошлом же религия являлась определяю­щим факторам формирования культуры, развития государственности, взаимоот­ношений разных стран и народов.

Одной из причин становится рост самосознания и интерес к национальной ис­тории, наблюдающиеся на фоне политических споров о путях дальнейшего разви­тия России. В центре внимания наших соотечественников, в том числе и молоде­жи, оказываются вопросы глобализации, традиции и ошибки прошлого. Россияне требуют от государства обеспечения их права на свою национальную культуру, полноценных знаний о ней, а также хотят познакомиться с условиями формирова­ния культурных и религиозных традиций других народов.

Место курса в учебном плане

Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1 – 4 классов. Программа рассчитана на 4 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю. В 1-х классах 33 часа, во 2 - 4 классах 34 часа в год.

Описание ценностных ориентиров содержания курса

Содержание программы курса «Основы православной культуры» направлено на:

- изучение православной религиозной традиции, истории христианства;

- изучение содержания Евангелия и ознакомление с основными сюжетами

Ветхого Завета;

- изучение православной этики;

- ознакомление с православным календарем;

- знакомство с агиографией;

- ознакомление с особенностями церковного искусства;

- изучение устройства православного храма;

- ознакомление с мировыми религиями и сектами;

- ознакомление с древними религиями, включая в общих чертах славянскую

мифологию;

- ознакомление с особенностями культовой архитектуры разных религий;

- ознакомление с основными видами православного богослужения;

- изучение церковнославянского языка;

- формирование целостного восприятия мира;

- воспитание уважения к внутреннему миру каждого человека;

- формирование культуры общения;

- предупреждение возможных тупиков личностного развития;

- воспитание волевых качеств, культуры мышления и культуры чувств;

- выработка этических принципов на основе традиций отечественной культуры;

- предупреждение религиозной эксплуатации и конфликтов на национальной

'и религиозной почве;

- воспитание патриотизма;

- формирование представления о культурном и историческом единстве России и российского народа и важности сохранения культурно-национального един­ства;

. - духовно-нравственное воспитание через приобщение к традиционным цен­ностям отечественной культуры;

- приобщение к художественно-эстетическим отечественным традициям;

- расширение и активизация словаря школьников путем дополнения его лексикой духовного и историко-культурологического значения;

- оказание помощи молодежи в успешной социализации в отечественную культуру;

- возрождение православных основ семьи;

- пробуждение интереса и формирование мотивации к изучению отечественной культуры и истории;

- творческое развитие ребенка на основе знаний об отечественной культуре и "'истории;

- воспитание потребности школьника в творческом участии в жизни России, в сохранении природы и созидании культуры Отечества.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.

В результате освоения программы курса «Основы православной культуры» формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требования ФГОС НОО:

Личностные результаты:

- развитие любознательности и формирование интереса к изучению православной религиозной традиции, истории христианства;

- развитие духовно – нравственного воспитания через приобщение к традиционным ценностям отечественной культуры;

- воспитание уважения к внутреннему миру каждого человека;

- формирование мотивации дальнейшего изучения православной культуры.

Метапредметные результаты:

- овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;

- освоение элементарных приемов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление плана, фиксирование результатов, , формулировка выводов по результатам исследования;

- формирование приемов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме – в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и др.;

- развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.

Предметные результаты:

обучающиеся должны знать некоторые сюжеты Ветхого Завета, Нового Завета, значение и традиции некоторых православных праздников.







Тематическое планирование 1 класс

п.п

Тема

Дата

Раздел «Мы и наша культура.

1

Красота в мире.


2

Красота в мире.


3

Красота в мире.


4

Хранилища культуры.


5

Хранилища культуры.


6

Хранилища культуры.


7

Хранилища культуры.


8

Хранилища культуры.


9

Всегда живое.


10

Всегда живое.


11

Всегда живое.


12

Всегда живое.


13

Всегда живое.


14

Всегда живое.


15

Наша Родина.


16

Наша Родина.


17

Наша Родина.


18

Наша Родина.


19

Наша Родина.


20

Наша Родина.


21

Наша Родина.


22

Наша Родина.


23

Наша Родина.


24

Наша Родина.


25

Спаситель.


26

Спаситель.


27

Спаситель.


28

Спаситель.


29

Спаситель.


30

Спаситель.


31

Семья.


32

Семья.


33

Семья.



















Тематическое планирование 2 класс

п.п

Тема

Дата

Раздел «Мир вокруг и внутри нас».

1

Мир вокруг и внутри нас.


2

Духовное в реальном мире.


3

Духовное в реальном мире.


4

Духовное в реальном мире.


5 - 34

Жизнь Иисуса Христа и православные праздники.






















Тематическое планирование 3 класс

п.п

Тема

Дата

Раздел «О чем рассказывает икона и библия».

1

Что мы знаем о Евангелии?.


2

Что мы знаем о Евангелии?.


3

Что мы знаем о Евангелии?.


4

Что мы знаем о Евангелии?.


5

Библия – записанное откровение Божие.


6

Библия – записанное откровение Божие.


7 - 34

О чем рассказывает Ветхий Завет.




















Тематическое планирование 4 класс

п.п

Тема

Дата

Раздел «Православие – культурообразующая религия России».

1

Культура – всеобщее достояние.


2

Культура – всеобщее достояние.


3

Культура – всеобщее достояние.


4

Как Русь стала православной.


5

Как Русь стала православной.


6

Как Русь стала православной.


7

Как Русь стала православной.


8

Как Русь стала православной.


9

Как Русь стала православной.


10

Как Русь стала православной.


11

Как Русь стала православной.


12

Православие и Российское государство.


13

Православие и Российское государство.


14

Православие и Российское государство.


15

Православие и Российское государство.


16

Православие и Российское государство.


17

Православие и Российское государство.


18

Православный храм.


19

Православный храм.


20

О православном Богослужении.


21

О православном Богослужении.


22

О православном Богослужении.


23

О православном Богослужении.


24

О церковных колоколах.


25

О церковных колоколах.


26

О церковных колоколах.


27

О церковных колоколах.


28

За монастырскими стенами.


29

За монастырскими стенами.


30

Дом и семья.


31

Дом и семья.


32

Дом и семья.


33

Русь святая.


34

Русь святая.


















Учебно – методическое обеспечение

Бородuна А. В. Основы православной культуры: Православие - культурооб­разующая религия России. Учебное пособие для начальной школы - М., Православная педагогика, 2010.

1.Азбука христианства: Словарь-справочник. - М.: Наука, 1997.

2. Александр Шаргунов, протоиерей. Воскресные проповеди: В 2 т. - М.:

Хронос-Пресс, 2001.

З. Александр Шаргунов, протоиерей. Проповеди и выступления. - М.:

АРВИК, 1995.

4. Александр Шаргунов, протоиерей. Чудеса царственных мучеников: В 2 т. ­; М.: Хронос-Пресс, Звонница, 2001.

5. Андрицова М:Ю., Валуев Д. В., Довгий Т. П. История православной куль­туры земли Смоленской: Учебное пособие. - Смоленск: СОИУУ, 2002.

6. Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Вениамин. Новая Скрижаль или объяснение о церкви, литургии и о всех службах и утварях церковных. - м., 1990.

7.Аристарх (Лоханов). Что надо знать о православном этикете. - М., 1999.

8. Архимандрит Никифор. Иллюстрированная полная популярная библей­ская энциклопедия. - М., 1891.

9. Бородина Д. В. История религиозной культуры: Животрепещущая тема // Сто друзей (приложение к «Учительской газете»). - N2 47, 21 ноября 2002.

10. Бородина А. В. История религиозной культуры: Концепция и программа для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий // Сто друзей (приложение к «Учительской газете»). - N2 48, 28 ноября 2002.

11. Бородина Д. В. История религиозной культуры: Методология курса /1 Сто друзей (приложение к «Учительской газете»). - N2 51,19 декабря 2002.

12. Бородина Д. В. История религиозной культуры: Назначение, особенности и задачи курса /1 Сто друзей (приложение к «Учительской газете»). - N2 47, 21 но­ября 2002.

13. Бородина Д. В. История религиозной культуры: Нормативно-правовое обоснование курса /1 Сто друзей (приложение к «Учительской газете»). - N2 49,5 декабря 2002.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!