МКОУ Заречная общеобразовательная школа.
Программа
дополнительного образования
«Физика для любознательных»
В 7 -8 классах
Срок реализации 1 год
Направление: естественно-научное.
Автор: Зайцева Ольга Николаевна –
учитель физики первой квалификационной категории
2018 – 2019 учебный год.
Пояснительная записка
Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, ее влиянием на темпы развития научно-технического прогресса.
Социальные и экономические условия в быстро меняющемся современном мире требуют, чтобы нынешние выпускники получили целостное компетентностное образование. Успешное формирование компетенций может происходить только в личностно-ориентированном образовательном процессе на основе личностно-деятельностного подхода, когда ребёнок выступает как субъект деятельности, субъект развития.
Приобретение компетенций базируется на опыте деятельности обучающихся и зависит от их активности. Самый высокий уровень активности - творческая активность - предполагает стремление ученика к творческому осмыслению знаний, самостоятельному поиску решения проблем. Именно компетентностно-деятельностный подход может подготовить человека умелого, мобильного, владеющего не набором фактов, а способами и технологиями их получения, легко адаптирующегося к различным жизненным ситуациям.
Программа дополнительного образования рассчитана на учащихся 7- 8 класса, обладающим определенным багажом знаний, умений и навыков, полученных на уроках физики. Занятия кружкового объединения способствуют развитию и поддержке интереса учащихся к деятельности определенного направления, дает возможность расширить и углубить знания и умения, полученные в процессе учебы, и создает условия для всестороннего развития личности. Занятия кружка являются источником мотивации учебной деятельности учащихся, дают им глубокий эмоциональный заряд.
Воспитание творческой активности учащихся в процессе изучения ими физики является одной из актуальных задач, стоящих перед учителями физики в современной школе. Основными средствами такого воспитания и развития способностей учащихся являются экспериментальные исследования и задачи. Умением решать задачи характеризуется в первую очередь состояние подготовки учащихся, глубина усвоения учебного материала. Решение нестандартных задач и проведение занимательных экспериментальных заданий способствует пробуждению и развитию у них устойчивого интереса к физике.
Планирование работы кружкового объединения рассчитано на 1 час в неделю.
Цели и задачи кружкового объединения «Физика для любознательных»
Цели:
Создание условий для развития личности ребенка.
Формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах практической деятельности.
Приобретение опыта индивидуальной и коллективной деятельности при проведении исследовательских работ.
Развитие мотивации личности к познанию и творчеству.
Подготовка к осуществлению осознанного выбора профессиональной ориентации.
Задачи:
Образовательные: способствовать самореализации кружковцев изучении конкретных тем физики, развивать и поддерживать познавательный интерес к изучению физики как науки, знакомить учащихся с последними достижениями науки и техники, научить
решать задачи нестандартными методами, развитие познавательных интересов при выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий.
Воспитательные: воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и техники, воспитание уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу
общечеловеческой культуры.
Развивающие: развитие умений и навыков учащихся самостоятельно работать с научно-популярной литературой, умений практически применять физические знания в жизни,
развитие творческих способностей, формирование у учащихся активности и самостоятельности, инициативы. Повышение культуры общения и поведения.
Виды деятельности:
Решение разных типов задач
Занимательные опыты по разным разделам физики
Конструирование и ремонт простейших приборов, используемых в учебном процессе
Применение ИКТ
Занимательные экскурсии в область истории физики
Применение физики в практической жизни
Наблюдения за звездным небом и явлениями природы
Форма проведения занятий кружка:
Беседа
Практикум
Вечера физики
Экскурсии
Выпуск стенгазет
Проектная работа
Школьная олимпиада
Ожидаемый результат:
Навыки к выполнению работ исследовательского характера
Навыки решения разных типов задач
Навыки постановки эксперимента
Навыки работы с дополнительными источниками информации, в том числе электронными, а также умениями пользоваться ресурсами Интернет
Профессиональное самоопределение.
Содержание.
1.Вводное занятие.(1ч) Инструктаж по охране труда на занятиях кружка. Планирование работы кружка, выборы старосты.
2.Измерение физических величин.(1ч)
Растения-«хронометры». Цветочные часы.
3.Первоначальные сведения о строении вещества.(3ч)
Диффузия . Роль диффузии в природе. Явление осмоса.
Роль диффузии в загрязнении атмосферы и водоёмов.
4. Взаимодействие тел.(16ч)
Бионика. Использование в технике принципов движения живых существ.
Познай себя». ПР «Измерение быстроты реакции человека». Механическое движение в живой природе. Примеры величин, описывающих механическое движение в живой природе.
Решение задач. Решение задач физико-биологического содержания. Плотность. ПР «Определение плотности природных материалов».
Влажность. ПР «Определение запаса влаги на выбранном участке».
Сила тяжести. Сила тяжести на других планетах.
Сила тяжести. Связь силы тяжести с размерами млекопитающих, высотой деревьев.
«Познай себя». ПР «Измерение мышечных усилий человека».
Трение. Роль трения в природе.
5.Давление твёрдых тел, жидкостей и газов (15ч)
Давление твёрдых тел. Режущие и колющие приспособления, встречающиеся в живой природе.
Атмосфера. Атмосфера нашей планеты. Строение, состав, значение.
Атмосферное давление. Роль атмосферного давления в жизни человека. Как мы дышим? Как мы пьём? «Горная болезнь», влияние атмосферного давления на самочувствие.
Атмосферное давление. Роль атмосферного давления в природе. Присоски, рыба прилипала.
Атмосферное давление и медицина.
Атмосферное давление и погода.
Измерение давления. Манометры. Кровяное давление у человека. Пульс. ПР «Измерение давления у человека».
Давление в жидкости. Глубоководные животные и их приспособляемость. Водные растения. Паук – «изобретатель» водолазного колокола.
6.Работа и энергия.(12ч)
Простые механизмы. Рычаги в природе. Человеческая рука – совершенный рычаг.
Энергия движущейся воды и ветра. Ураганы и смерчи. Энергия и мощность потока воды.
7.Электрические явления.(15ч) Сборка электрических цепей, работа с измерительными приборами. Исследование электрических цепей.
8.Световые явления (7ч) Распространение света. Законы отражения и преломления света. Оптические приборы. Глаз и зрение.Близорукость,дальнозоркость.Очки.
Учебно-тематический план
№ | Тема | Количество часов: |
теория | Практ. |
1 | Вводное занятие. Инструктаж по охране труда на занятиях кружка. Планирование работы кружка, выборы старосты. | 1 | |
2 | Измерение физических величин | 1 | |
3 | Первоначальные сведения о строении вещества | 3 | |
4 | Взаимодействие тел | 11 | 5 |
5 | Давление твёрдых тел, жидкостей и газов | 10 | 5 |
6 | Работа и энергия | 8 | 4 |
7 | Электрические явления. Сборка электрических цепей, работа с измерительными приборами. Исследование электрических цепей. | 10 | 5 |
8 | Световые явления | 4 | 3 |
| Итого | 70 | |
Календарно-тематическое планирование
№ занятия | Содержание | Форма занятия | Дата |
1 | Организационное. Знакомство с планом работы. Что читать по физике и биологии. | Фронтальная беседа Анкетирование. | |
2 | Растения-«хронометры». Для чего нужны часы живым организмам? Цветочные часы. | Фронтальная иллюстративная беседа. | |
3 | Диффузия. Роль диффузии в природе. Явление осмоса. | Эвристическая беседа. | |
4 | Охрана окружающей среды. Роль диффузии в загрязнении атмосферы и водоёмов. | Индивидуальная работа с дополнительной литературой | |
5 | Охрана окружающей среды. Роль диффузии в загрязнении атмосферы и водоёмов. | Индивидуальная работа с дополнительной литературой | |
6 | Бионика. Использование в технике принципов движения живых существ. | Парная и групповая работа. | |
7 | Познай себя». ПР «Измерение быстроты реакции человека» | Парная работа | |
8 | Механическое движение в живой природе. Примеры величин, описывающих механическое движение в живой природе. | Групповая работа | |
9 | Механическое движение в живой природе. Примеры величин, описывающих механическое движение в живой природе. | Групповая работа | |
10 | Решение задач. Решение задач физико-биологического содержания. | Задачный практикум. | |
11 | Решение задач. Решение задач физико-биологического содержания. | Задачный практикум. | |
12 | Решение задач. Решение задач физико-биологического содержания. | Задачный практикум. | |
13 | Сочинение сказок. Сказки «О скорости, массе и силе». | Индивидуальная и групповая работа | |
14 | Плотность. ПР «Определение плотности природных материалов». | Парная работа. | |
15 | Влажность. ПР «Определение запаса влаги на выбранном участке». | Групповая работа. | |
16 | Сила тяжести. Сила тяжести на других планетах. | Эвристическая беседа | |
17 | Сила тяжести. Связь силы тяжести с размерами млекопитающих, высотой деревьев. | Эвристическая беседа с выдвижением гипотез. | |
18 | «Познай себя». ПР «Измерение мышечных усилий человека». | Парная работа. | |
19 | Трение. Роль трения в природе. | Самостоятельная творческая работа. | |
20 | Трение. Роль трения в природе. | Самостоятельная творческая работа. | |
21 | Трение. Написание сочинения-миниатюры «Мир без трения» | Самостоятельная творческая работа. | |
22 | Давление твёрдых тел. Режущие и колющие приспособления, встречающиеся в живой природе. | Семинар. | |
23 | Атмосфера. Атмосфера нашей планеты. Строение, состав, значение. | Лекция. | |
24 | Атмосферное давление. Роль атмосферного давления в жизни человека. Как мы дышим? Как мы пьём? «Горная болезнь», влияние атмосферного давления на самочувствие. | Лекция. | |
25 | Атмосферное давление. Роль атмосферного давления в жизни человека. Как мы дышим? Как мы пьём? «Горная болезнь», влияние атмосферного давления на самочувствие. | Лекция. | |
26 | Атмосферное давление. Роль атмосферного давления в природе. Присоски, рыба прилипала. | Самостоятельная творческая работа | |
27 | Атмосферное давление. Атмосферное давление и медицина. | Ролевая игра. | |
28 | Атмосферное давление. Атмосферное давление и погода. | Пресс-конференция. | |
29 | Измерение давления. Манометры. Кровяное давление у человека. Пульс. ПР «Измерение давления у человека». | Парная работа. | |
30 | Измерение давления. Манометры. Кровяное давление у человека. Пульс. ПР «Измерение давления у человека». | Парная работа. | |
31 | Давление в жидкости. Глубоководные животные и их приспособляемость. Водные растения. Паук – «изобретатель» водолазного колокола. | Групповая работа над проектом. | |
32 | Давление в жидкости. Глубоководные животные и их приспособляемость. Водные растения. Паук – «изобретатель» водолазного колокола. | Групповая работа над проектом. | |
33 | Давление внутри жидкости. | Защита проектов. | |
34 | Давление внутри жидкости | Защита проектов. | |
35 | Давление внутри жидкости | Защита проектов. | |
36 | Физико-биологическая викторина. | Игра. | |
37 | Простые механизмы. Рычаги в природе. Человеческая рука – совершенный рычаг. | Беседа с элементами семинара. | |
38 | Решение задач по теме: рычаг. | | |
39 | Энергия движущейся воды и ветра. Ураганы и смерчи. Энергия и мощность потока воды. | Игра. | |
40 | «Познай себя». ПР «Определение моей максимальной мощности» Исследовательская работа. | Парная работа. | |
41 | Работа газа | Лекция | |
43 | Работа газа | Лекция | |
44 | Золотое правило механики. | Беседа | |
45 | Кинетическая энергия. | Беседа | |
46 | Потенциальная энергия. | Лекция | |
47 | Решение задач по теме : Энергия. | | |
48 | Решение задач по теме : Энергия. | | |
49 | Электрические явления. Сборка электрических цепей | Лекция. Парная работа | |
50 | Электрические явления. Сборка электрических цепей. | Лекция. Парная работа | |
51 | Электрические явления. Сборка электрических цепей | Лекция. Парная работа | |
52 | Работа с измерительными приборами. | Лекция. Парная работа | |
53 | Работа с измерительными приборами. | Лекция. Парная работа | |
54 | Лампа накаливания, основные виды ламп применяемых на практике. | Лекция | |
55 | Лампа накаливания, основные виды ламп применяемых на практике. | Лекция | |
56 | Электрические нагревательные приборы. | Лекция | |
57 | Короткое замыкание. Предохранители. | Лекция | |
58 | Решение задач: Закон Ома для участка цепи. | Задачный практикум | |
59 | Решение задач: Закон Ома для участка цепи. | Задачный практикум | |
60 | Решение задач: Закон Ома для участка цепи. | Задачный практикум | |
61 | Расчёт сопротивления проводника. | Задачный практикум | |
62 | Расчёт сопротивления проводника. | Задачный практикум | |
63 | Расчёт сопротивления проводника. | Задачный практикум | |
64 | Источники света. Распространение света | Лекция | |
65 | Отражение и преломление света. Зеркало. | Лекция | |
66 | Оптические приборы и их практическое применение. | Лекция | |
67 | Оптические приборы и их практическое применение. | Лекция | |
68 | Изготовление оптических приборов. | Работа в парах. | |
69 | Оптические приборы и их практическое применение. | Работа в парах. | |
70 | Итоги работы за год. | | |
Литература
Журнал «Физика в школе»
Приложение к газете «Первое сентября» - «Физика»
О.Ф.Кабардин «Тестовые задания по физике» (7 – 11 класс), м., Просвещение, 1994
Я.И Перельман «Занимательная физика», Чебоксары, 1994
Я.И Перельман «Занимательная механика. Знаете ли вы физику?», М, АСТ, 1999
Ландау Л.Д., Китайгородский AM. Физика для всех. - М.: Наука, 1974.
Блудов М.М. Беседы по физике. - М.: Просвещение, 1992.
Компьютерные программы и энциклопедии на CD-ROM: Физика 7-11
Библиотека наглядных пособий; Физика 7-11 кл. Практикум; Открытая физика 1.1 (Долгопрудный, ФИЗИКОН).
ЛукашикВ.И.Сборник задач по физике-7-9. - М.: Просвещение, 2002
2