СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка по физике

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа кружка помогает спланировать работу с одарёнными детьми. Помогает расширить свои знания по физике.

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка по физике»


МКОУ Заречная общеобразовательная школа.




Программа

дополнительного образования





«Физика для любознательных»




В 7 -8 классах


Срок реализации 1 год


Направление: естественно-научное.




Автор: Зайцева Ольга Николаевна –

учитель физики первой квалификационной категории









2018 – 2019 учебный год.

Пояснительная записка



Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, ее влиянием на темпы развития научно-технического прогресса.

Социальные и экономические условия в быстро ме­няющемся современном мире требуют, чтобы нынешние выпускники получили целостное компетентностное об­разование. Успешное формирование компетенций мо­жет происходить только в личностно-ориентированном образовательном процессе на основе личностно-деятельностного подхода, когда ребёнок выступает как субъект деятельности, субъект развития.

Приобретение компетенций базируется на опыте деятельности обучающихся и зависит от их актив­ности. Самый высокий уровень активности - творче­ская активность - предполагает стремление ученика к творческому осмыслению знаний, самостоятельному поиску решения проблем. Именно компетентностно-деятельностный подход может подготовить человека умелого, мобильного, владеющего не набором фактов, а способами и технологиями их получения, легко адап­тирующегося к различным жизненным ситуациям.

Программа дополнительного образования рассчитана на учащихся 7- 8 класса, обладающим определенным багажом знаний, умений и навыков, полученных на уроках физики. Занятия кружкового объединения способствуют развитию и поддержке интереса учащихся к деятельности определенного направления, дает возможность расширить и углубить знания и умения, полученные в процессе учебы, и создает условия для всестороннего развития личности. Занятия кружка являются источником мотивации учебной деятельности учащихся, дают им глубокий эмоциональный заряд.

Воспитание творческой активности учащихся в процессе изучения ими физики является одной из актуальных задач, стоящих перед учителями физики в современной школе. Основными средствами такого воспитания и развития способностей учащихся являются экспериментальные исследования и задачи. Умением решать задачи характеризуется в первую очередь состояние подготовки учащихся, глубина усвоения учебного материала. Решение нестандартных задач и проведение занимательных экспериментальных заданий способствует пробуждению и развитию у них устойчивого интереса к физике.

Планирование работы кружкового объединения рассчитано на 1 час в неделю.


Цели и задачи кружкового объединения «Физика для любознательных»

Цели:

  1. Создание условий для развития личности ребенка.

  2. Формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах практической деятельности.

  3. Приобретение опыта индивидуальной и коллективной деятельности при проведении исследовательских работ.

  4. Развитие мотивации личности к познанию и творчеству.

  5. Подготовка к осуществлению осознанного выбора профессиональной ориентации.



Задачи:

  1. Образовательные: способствовать самореализации кружковцев изучении конкретных тем физики, развивать и поддерживать познавательный интерес к изучению физики как науки, знакомить учащихся с последними достижениями науки и техники, научить
    решать задачи нестандартными методами, развитие познавательных интересов при выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий.

  2. Воспитательные: воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и техники, воспитание уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу
    общечеловеческой культуры.

  3. Развивающие: развитие умений и навыков учащихся самостоятельно работать с научно-популярной литературой, умений практически применять физические знания в жизни,
    развитие творческих способностей, формирование у учащихся активности и самостоятельности, инициативы. Повышение культуры общения и поведения.

Виды деятельности:

  • Решение разных типов задач

  • Занимательные опыты по разным разделам физики

  • Конструирование и ремонт простейших приборов, используемых в учебном процессе

  • Применение ИКТ

  • Занимательные экскурсии в область истории физики

  • Применение физики в практической жизни

  • Наблюдения за звездным небом и явлениями природы

Форма проведения занятий кружка:

  • Беседа

  • Практикум

  • Вечера физики

  • Экскурсии

  • Выпуск стенгазет

  • Проектная работа

  • Школьная олимпиада

Ожидаемый результат:

  • Навыки к выполнению работ исследовательского характера

  • Навыки решения разных типов задач

  • Навыки постановки эксперимента

  • Навыки работы с дополнительными источниками информации, в том числе электронными, а также умениями пользоваться ресурсами Интернет

  • Профессиональное самоопределение.


Содержание.

1.Вводное занятие.(1ч) Инструктаж по охране труда на занятиях кружка. Планирование работы кружка, выборы старосты.

2.Измерение физических величин.(1ч)

Растения-«хронометры». Цветочные часы.

3.Первоначальные сведения о строении вещества.(3ч)

Диффузия . Роль диффузии в природе. Явление осмоса.

Роль диффузии в загрязнении атмосферы и водоёмов.

4. Взаимодействие тел.(16ч)

Бионика. Использование в технике принципов движения живых существ.

Познай себя». ПР «Измерение быстроты реакции человека». Механическое движение в живой природе. Примеры величин, описывающих механическое движение в живой природе.

Решение задач. Решение задач физико-биологического содержания. Плотность. ПР «Определение плотности природных материалов».

Влажность. ПР «Определение запаса влаги на выбранном участке».

Сила тяжести. Сила тяжести на других планетах.

Сила тяжести. Связь силы тяжести с размерами млекопитающих, высотой деревьев.

«Познай себя». ПР «Измерение мышечных усилий человека».

Трение. Роль трения в природе.

5.Давление твёрдых тел, жидкостей и газов (15ч)

Давление твёрдых тел. Режущие и колющие приспособления, встречающиеся в живой природе.

Атмосфера. Атмосфера нашей планеты. Строение, состав, значение.

Атмосферное давление. Роль атмосферного давления в жизни человека. Как мы дышим? Как мы пьём? «Горная болезнь», влияние атмосферного давления на самочувствие.

Атмосферное давление. Роль атмосферного давления в природе. Присоски, рыба прилипала.

Атмосферное давление и медицина.

Атмосферное давление и погода.

Измерение давления. Манометры. Кровяное давление у человека. Пульс. ПР «Измерение давления у человека».

Давление в жидкости. Глубоководные животные и их приспособляемость. Водные растения. Паук – «изобретатель» водолазного колокола.

6.Работа и энергия.(12ч)

Простые механизмы. Рычаги в природе. Человеческая рука – совершенный рычаг.

Энергия движущейся воды и ветра. Ураганы и смерчи. Энергия и мощность потока воды.

7.Электрические явления.(15ч) Сборка электрических цепей, работа с измерительными приборами. Исследование электрических цепей.

8.Световые явления (7ч) Распространение света. Законы отражения и преломления света. Оптические приборы. Глаз и зрение.Близорукость,дальнозоркость.Очки.

Учебно-тематический план

Тема

Количество часов:

теория

Практ.

1

Вводное занятие. Инструктаж по охране труда на занятиях кружка. Планирование работы кружка, выборы старосты.

1


2

Измерение физических величин

1


3

Первоначальные сведения о строении вещества

3


4

Взаимодействие тел

11

5

5

Давление твёрдых тел, жидкостей и газов

10

5

6

Работа и энергия

8

4

7

Электрические явления. Сборка электрических цепей, работа с измерительными приборами. Исследование электрических цепей.

10

5

8

Световые явления

4

3


Итого

70






Календарно-тематическое планирование

занятия

Содержание

Форма занятия

Дата

1

Организационное. Знакомство с планом работы. Что читать по физике и биологии.

Фронтальная беседа

Анкетирование.


2

Растения-«хронометры». Для чего нужны часы живым организмам? Цветочные часы.

Фронтальная иллюстративная беседа.


3

Диффузия. Роль диффузии в природе. Явление осмоса.

Эвристическая беседа.


4

Охрана окружающей среды. Роль диффузии в загрязнении атмосферы и водоёмов.

Индивидуальная работа с дополнительной литературой


5

Охрана окружающей среды. Роль диффузии в загрязнении атмосферы и водоёмов.

Индивидуальная работа с дополнительной литературой


6

Бионика. Использование в технике принципов движения живых существ.

Парная и групповая работа.


7

Познай себя». ПР «Измерение быстроты реакции человека»

Парная работа


8




Механическое движение в живой природе. Примеры величин, описывающих механическое движение в живой природе.

Групповая работа


9

Механическое движение в живой природе. Примеры величин, описывающих механическое движение в живой природе.

Групповая работа


10

Решение задач. Решение задач физико-биологического содержания.

Задачный практикум.


11

Решение задач. Решение задач физико-биологического содержания.

Задачный практикум.


12

Решение задач. Решение задач физико-биологического содержания.

Задачный практикум.


13

Сочинение сказок. Сказки «О скорости, массе и силе».

Индивидуальная и групповая работа


14

Плотность. ПР «Определение плотности природных материалов».

Парная работа.


15

Влажность. ПР «Определение запаса влаги на выбранном участке».

Групповая работа.


16

Сила тяжести. Сила тяжести на других планетах.

Эвристическая беседа


17

Сила тяжести. Связь силы тяжести с размерами млекопитающих, высотой деревьев.

Эвристическая беседа с выдвижением гипотез.


18

«Познай себя». ПР «Измерение мышечных усилий человека».

Парная работа.


19

Трение. Роль трения в природе.

Самостоятельная творческая работа.


20

Трение. Роль трения в природе.

Самостоятельная творческая работа.


21

Трение. Написание сочинения-миниатюры «Мир без трения»

Самостоятельная творческая работа.



22

Давление твёрдых тел. Режущие и колющие приспособления, встречающиеся в живой природе.

Семинар.


23

Атмосфера. Атмосфера нашей планеты. Строение, состав, значение.

Лекция.


24

Атмосферное давление. Роль атмосферного давления в жизни человека. Как мы дышим? Как мы пьём? «Горная болезнь», влияние атмосферного давления на самочувствие.

Лекция.


25

Атмосферное давление. Роль атмосферного давления в жизни человека. Как мы дышим? Как мы пьём? «Горная болезнь», влияние атмосферного давления на самочувствие.

Лекция.


26

Атмосферное давление. Роль атмосферного давления в природе. Присоски, рыба прилипала.

Самостоятельная творческая работа


27

Атмосферное давление. Атмосферное давление и медицина.

Ролевая игра.


28

Атмосферное давление. Атмосферное давление и погода.

Пресс-конференция.


29

Измерение давления. Манометры. Кровяное давление у человека. Пульс. ПР «Измерение давления у человека».

Парная работа.


30

Измерение давления. Манометры. Кровяное давление у человека. Пульс. ПР «Измерение давления у человека».

Парная работа.


31

Давление в жидкости. Глубоководные животные и их приспособляемость. Водные растения. Паук – «изобретатель» водолазного колокола.

Групповая работа над проектом.


32

Давление в жидкости. Глубоководные животные и их приспособляемость. Водные растения. Паук – «изобретатель» водолазного колокола.

Групповая работа над проектом.


33

Давление внутри жидкости.

Защита проектов.


34

Давление внутри жидкости

Защита проектов.


35

Давление внутри жидкости

Защита проектов.


36

Физико-биологическая викторина.

Игра.


37

Простые механизмы. Рычаги в природе. Человеческая рука – совершенный рычаг.

Беседа с элементами семинара.


38

Решение задач по теме: рычаг.



39

Энергия движущейся воды и ветра. Ураганы и смерчи. Энергия и мощность потока воды.

Игра.


40

«Познай себя». ПР «Определение моей максимальной мощности»

Исследовательская работа.

Парная работа.


41

Работа газа

Лекция


43

Работа газа

Лекция


44

Золотое правило механики.

Беседа


45

Кинетическая энергия.

Беседа


46

Потенциальная энергия.

Лекция


47

Решение задач по теме : Энергия.



48

Решение задач по теме : Энергия.



49

Электрические явления. Сборка электрических цепей

Лекция. Парная работа


50

Электрические явления. Сборка электрических цепей.

Лекция. Парная работа


51

Электрические явления. Сборка электрических цепей

Лекция. Парная работа


52

Работа с измерительными приборами.

Лекция. Парная работа


53

Работа с измерительными приборами.

Лекция. Парная работа


54

Лампа накаливания, основные виды ламп применяемых на практике.

Лекция


55

Лампа накаливания, основные виды ламп применяемых на практике.

Лекция


56

Электрические нагревательные приборы.

Лекция


57

Короткое замыкание. Предохранители.

Лекция


58

Решение задач: Закон Ома для участка цепи.

Задачный практикум


59

Решение задач: Закон Ома для участка цепи.

Задачный практикум


60

Решение задач: Закон Ома для участка цепи.

Задачный практикум


61

Расчёт сопротивления проводника.

Задачный практикум


62

Расчёт сопротивления проводника.

Задачный практикум


63

Расчёт сопротивления проводника.

Задачный практикум


64

Источники света. Распространение света

Лекция


65

Отражение и преломление света. Зеркало.

Лекция


66

Оптические приборы и их практическое применение.

Лекция


67

Оптические приборы и их практическое применение.

Лекция


68

Изготовление оптических приборов.

Работа в парах.


69

Оптические приборы и их практическое применение.

Работа в парах.


70

Итоги работы за год.






Литература

  1. Журнал «Физика в школе»

  2. Приложение к газете «Первое сентября» - «Физика»

  3. О.Ф.Кабардин «Тестовые задания по физике» (7 – 11 класс), м., Просвещение, 1994

  4. Я.И Перельман «Занимательная физика», Чебоксары, 1994

  5. Я.И Перельман «Занимательная механика. Знаете ли вы физику?», М, АСТ, 1999

  6. Ландау Л.Д., Китайгородский AM. Физика для всех. - М.: Наука, 1974.

  7. Блудов М.М. Беседы по физике. - М.: Просвещение, 1992.

  8. Компьютерные программы и энциклопедии на CD-ROM: Физика 7-11

  9. Библиотека наглядных пособий; Физика 7-11 кл. Практикум; Открытая физика 1.1 (Долгопрудный, ФИЗИКОН).

  10. ЛукашикВ.И.Сборник задач по физике-7-9. - М.: Просвещение, 2002







2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!