СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка по истории «Личность в истории. История России в лицах» ( 1 – 2 курс)

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Авторская программа кружка ориентирована на дополнение и углубление знаний учащихся о важнейших деятелях российской истории, чьи имена остались в памяти человечества. Актуальность определяется важностью изучения персоналий для понимания изучаемой эпохи.

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка по истории «Личность в истории. История России в лицах» ( 1 – 2 курс)»

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Саратовской области

«Вольский медицинский колледж им. З.И. Маресевой»



Утверждаю

Директор ГАПОУ СО «ВМК

им. З.И. Маресевой»

_____________ Н.Ю. Матвеева

"_____"_________2017 г.




Программа кружка

по истории «Личность в истории. История России в лицах»

( 1 – 2 курс)


Специальность:

34.02.01 Сестринское дело,

33.02.01  Фармация                    

 31.02.01 Лечебное дело      




Составитель программы кружка:

Климентьева О.А., преподаватель

высшей квалификационной категории




Рассмотрена:

на заседании ЦМК

общеобразовательной дисциплины

Пр. № ___ от __________________

Председатель __________________

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Предметный кружок “Личность в истории” предназначен для обучающихся 1-х – 2-х курсов, изучающих историю России с древнейших времен до современности. Программа ориентирована на дополнение и углубление знаний учащихся о важнейших деятелях российской истории, чьи имена остались в памяти человечества. Учитывая сложность вопроса об исторических личностях, их роли в истории, учащимся полезно будет разобраться, чем объясняется выдвижение того или иного человека в качестве общественного, политического, духовного или иного лидера, на чем основаны его власть, влияние на судьбы других людей.

Актуальность определяется важностью изучения персоналий для понимания изучаемой эпохи, а также имеет практическое значение – подготовку к успешной итоговой аттестации в форме ЕГЭ.

Цели кружка:

- осмысление роли великих деятелей в судьбе России;

- осознание роли личности в истории;

- ознакомление учащихся с различными точками зрения по поводу деятельности отдельных личностей в различный период истории нашего государства;

- формирование представлений о лидерах регионального масштаба;

- развитие умения самостоятельно работать с исторической, справочной, энциклопедической литературой, решать творческие задачи;

- совершенствование умения формулировать и обоснованно отстаивать собственную позицию в отношении к событиям и личностям прошлого, вести дискуссию, что позволит учащимся подготовиться к сдаче ЕГЭ.

Задачи кружка:

- расширить и углубить знания учащихся об исторических личностях;

- через призму деятельности великих исторических личностей рассмотреть их влияние на исторические процессы в истории Российского государства;

- развивать умения составлять характеристику исторической личности;

- определять и объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям, давать оценку;

- воспитывать устойчивый интерес к изучению истории Отечества;

- воспитывать патриотические чувства и активную жизненную позицию.

Тематика и характер кружка предопределяют следующие особенности его работы:

- проблемное изложение и изучение материала (выделение ключевых вопросов, проблемный, эвристический характер их рассмотрения);

- создание открытых, проблемных, познавательных ситуаций;

-большая часть времени отводится для самостоятельной поисковой, творческой работы учащихся;

- в ходе работы кружка актуализируется ранее изученный материал;

- формируются навыки исследовательской деятельности.

Данная программа рассчитана на 69 часов:

1 курс – 35 часов, включает введение, 2 раздела, состоящих из 6 тем;

2 курс – 34 часа, включает 2 раздела, состоящих из 10 тем.

Рассмотрение вопросов курса важно в контексте с событиями мировой истории, так как многие процессы взаимосвязаны. Необходимость и актуальность курса очевидна, так как в программе основной общеобразовательной школы невозможно подробно и объективно оценить ту или иную личность, ее роль в истории. Познакомиться с малоизвестными фактами биографии; всесторонне рассмотреть историческое событие и роль личности в этом событии в связи с большим объемом программного материала и ограниченным количеством часов.

Между тем именно углубленное изучение истории дает полную и объективную оценку исторических событий и явлений; позволяет учащимся сформулировать собственную точку зрения на происходившие события, выявить причинно-следственные связи.

Методы изучения курса:

1) Работа с документами, первоисточниками, воспоминаниями, энциклопедическим материалом.

2) Изучение монографии, исследование жизни и деятельности исторической личности.

Формы контроля:

Оценивание учебных достижений на кружковых занятиях должно отличаться от привычной системы оценивания на уроках. Можно выделить следующие формы контроля:

  • сообщения и доклады (мини);

  • тестирование с использованием заданий ЕГЭ по истории

  • творческий отчет (в любой форме по выбору учащихся);

  • различные упражнения в устной и письменной форме;

  • презентации.








Результаты освоения обучающимися курса внеурочной деятельности

Личностные

Метапредметные


  • освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знаний о народах и этнических группах России на примере историко-культурных традиций, сформировавшихся на территории России в первой половине ХХ в.;

  • уважение к другим народам России и мира и принятие их; межэтническую толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;

  • эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

  • уважение к истории родного края, его культурным и историческим памятникам;

  • гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну и её достижения во всех сферах общественной жизни в изучаемый период;

  • устойчивый познавательный интерес к прошлому своей Родины;

  • уважение к личности и её достоинству, способность давать моральную оценку действиям исторических персонажей, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

  • внимательное отношение к ценностям семьи, осознание её роли в истории страны;

  • развитие эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, формирование чувства сопричастности к прошлому России и своего края;

  • формирование коммуникативной компетентности, умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;

  • готовность к выбору профильного образования, определение своих профессиональных предпочтений.


  • самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта обозначенных учителем ориентиров действия при работе с новым учебным материалом;

  • планировать пути достижения целей, устанавливать целевые приоритеты, адекватно оценивать свои возможности, условия и средства достижения целей;

  • самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

  • адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций путём сотрудничества;

  • работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

  • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • выявлять разные точки зрения и сравнивать их, прежде чем принимать решения и делать выбор;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь путём сотрудничества;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть устной и письменной речью, строить монологические контекстные высказывания;

  • организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;

  • осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;

  • оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;

  • в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

  • проводить сравнение, типологизацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

  • выявлять проблему, аргументировать её актуальность;

  • выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, проводить исследование её объективности (под руководством учителя);

  • делать умозаключения и выводы на основе аргументации;

  • структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, основную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.








Содержание обучения (1 курс)

Введение (1 час)

Влияние личности на историю. Цари-императоры в истории России. Иван IV, Петр I, Екатерина И, Александр II - их влияние на судьбы России. Разные оценки и подходы Российской историографии к данным политическим и государственным деятелям.

Раздел 1. Великие Рюриковичи (24 часов)

Тема 1. 1. Киевская Русь (5 часов)

Рюрик, Синеус, Трувор - легендарные варяги. Легендарное призвание варягов с Рюриком. Норманская теория (Байер, Миллер, Шлецер). Споры норманистов с их противниками об основании Древнерусского государства.

Олег - победитель греков. Олег - основатель государства Киевская Русь, противник проникновения христианства на Русь. Внешняя политика, войны с Византией.

Великие продолжатели дела: Игорь, Ольга Святая, Святослав. Летопись о князе Игоре. Походы князя Игоря на Византию. Игорь и печенеги. Убийство Игоря древлянами. Месть княгини Ольги. Урон и погосты. Ольга - первая христианка на Руси. Святослав - полководец и дипломат.

Дела великого князя Владимира - Красно Солнышко, в крещении Василий. Успешные походы на запад, походы на вятичей, радимичей, волжских булгар. Языческая реформа князя Владимира. Принятие христианства на Руси как государственной.

Тема 2. Эпоха феодальной раздробленности. «Властолюбие вооружает не только брата против брата, но и сына против отца...» (12 часов)

2.1. Начало политической раздробленности (6 часов)

Борис и Глеб - великие святые церкви. Святополк. Начало усобиц между сыновьями Владимира. Убийство Святополком братьев Бориса и Глеба. Месть Ярослава.

Святополк Окаянный и Ярослав Мудрый. Война Ярослава со Святополком. Правление Ярослава Мудрого. «Русская Правда».

Владимир Мономах. Правление Владимира Мономаха. Уставы» Владимира Мономаха. Усобица Владимира Мономаха. Поход Владимира Мономаха на половцев. «Поучение Владимира Мономаха».

Юрий Долгорукий. Правление Юрия Долгорукого в Ростово-Суздальском княжестве. Первое летописное упоминание о Москве.

Андрей Боголюбский и Всеволод Большое Гнездо. Правление Андрея Боголюбского во Владимиро-Суздальской земле. Постройка Успенского собора во Владимире, возведение церкви Покрова на Нерли. Взятие Киева и перенесение центра из Киева во Владимир. Правление Всеволода Большое Гнездо - «политика осторожного, но целеустремленного в деле увеличения своих земель».

Мстиславы Храбрые - пример незлобия в мире и ужасных битвах. Правление великого князя Мстислава, князя, знаменитого подвигами славными. Поход против ордена Меченосцев.

2.2. Монголо-татарское иго (6 часов)

Святой Александр Невский. Взаимоотношения Александра Невского и Золотой Орды. Невская битва и битва на Чудском озере. Загадочная смерть Александра Невского.

Великий князь Михаил Ярославович - Отечестволюбец и Юрий - князь Московский. Соперничество Михаила Ярославовича Тверского и князя Юрия Данилович Московского.

Иван Данилович Калита. Образцовый устроитель своего удела, умевший водворить в нем общественную безопасность и тишину... дал почувствовать выгоды своей политики и другим частям Северо-Восточной Руси. Подавление восстания в Твери, строительство Московского Кремля. Образование Великого Московского княжества.

Дмитрий Иванович Донской. Строительство белокаменного Кремля. Битва на р. Воже. Куликовская битва.

Тема 3. Русь неделимая, единая, долговечная... (7 часов)

Самодержцы земли Русской. Самодержавная власть. Условия создания Московского государства.

Иван Васильевич, князь и самодержец. Процесс объединения русских земель вокруг Москвы. Война с Казанским царством. Битва на реке Шелони. Брак с С. Палеолог. Присоединение Ростовской, Новгородской, Тверской, Вятской земель. Строительство Московского кремля, соборов, Грановитой палаты. «Судебник Ивана».

Князь Василий Иванович, великий государь. Окончание процесса политического и территориального объединения русских земель. Появление идеи - «Москва - третий Рим».

Государь Иван Васильевич – Грозный. Удивительный. Борьба боярских группировок за власть в малолетство Ивана IV. 1547 г. - венчание Ивана на царство. Деятельность Избранной рады - реформы. Созыв Земского собора, «Судебник Ивана», военная реформа, стрельцы. Стоглавый собор. Опричнина. Введение заповедных лет. Храм Василий Блаженного. Внешнеполитическая деятельность.

Государь князь Федор - достойный счастья. Борис Годунов. Второй сын Иван IV - болезненный и нерешительный - передача власти шурину царя - Борису Годунову. Строительство городов, гаваней, утверждение Всероссийского патриаршества.

Лжедмитрий I. Царствование Василия Шуйского. Венчание Лжедмитрия на царствие под именем Дмитрий I. Дела Лжедмитрия. Ополячивание Москвы. Боярский заговор против Лжедмитрия

Раздел 2. Великие Романовы (9 часов)

Тема 2.1. Путь к абсолютизму (4 часа)

Державный сын и светоносец во тьме... Государь Михаил Федорович. «Романовы устраивали всех. Таково свойство посредственности». Управление страной с помощью отца - патриарха Филарета. Формирование первых полков иноземного строя. Первая рукописная газета «Куранты». Полки иноземного строя.

Алексей Михайлович - «царь-Солнце». Правительство боярской знати во главе с Морозовым. Соборное уложение, Новоторговый устав. С Полоцкий; экспедиция Семена Дежнева, Хабарова. Соляной и Медный бунты. Составление завещания.

Федор Тишайший. Царевна Софья. Поворот на Запад. Принятие первого государственного бюджета. Отмена местничества; публичные сожжения разрядных книг. Регентство царевны Софьи.

Царь Петр Алексеевич - Великий. Потешные полки. Основание славяно-греколатинской академии. Стрелецкий бунт. Летоисчисление от рождества Христова. Газета «Ведомости». Основание Санкт-Петербурга. Введение гражданского шрифта. Учреждение Сената, ассамблей, коллегий. Кунсткамера. Академия наук.

Тема 2.2. Эпоха дворцовых переворотов (3 часа)

Екатерина I. Воцарение Петра II. Правление Анны Иоанновны. Учреждение Верховного тайного совета. Внук Петра Великого. Ссылка А. Д. Меншикова. Смерть 14-летнего Петра от оспы. Правление Анны Иоанновны - «это был грубый вызов русскому чувству национальной чести».

Елизавета Петровна и Петр III.

«Ни одно царствования до 1762 г. не оставляло по себе такого приятного воспоминания» (В. О. Ключеский). Петр III - «он не был злым, но его ограниченность - недостаток воспитания... Из него вышел бы хороший прусский капрал, но не государь великой империи» (Е. Данекова). «Манифест о вольности дворянской».

Екатерина II. Павел I и Александр I.

«Екатерина II умела на только сообразовывать дела своего царствования с запросами времени, но обставлять их пышной декоративной обстановкой и помпезным блеском, с ловким подчеркиванием материнских своих забот о подданных».

Правление Павла I - время радикальной реакции. Он не считал себя обязанным уважать права своих подданных.

Правление Александра I. «Александровская эпоха завершилась, как и началась, насилием». Негласный комитет. Учреждение министерств, организация гимназий. Указ о вольных хлебопашцах. Военные поселения. Указы Сперанского. «Сфинкс - неразгаданный до гроба» (А. С. Пушкин).

Тема 2.3. Эпоха самодержавных преобразований (2 часа)

Николай I - жандарм Европы и Александр II - Освободитель. Создание бюрократической системы. Реформы П. Д. Киселева и Е. Ф. Канкрина. Указ об «обязанных крестьянах». Николай I - умный и расчетливый политик.

Александр П. Отмена крепостного права и либеральные реформы.

Александр III. Контрреформы Александра III.

Царствование Николая П. «На рубеже веков у царской власти была лишь одно насущная политическая задача - во что бы то ни стало сохранить самодержавие» (Н. Верт).

Итоговое занятие (1 час)

Содержание обучения (2 курс)

Раздел 1. Россия в первой половине ХХ века (21 час)

Тема 1. 1. Россия 1900 -1917 гг. (4 часа)

Самодержавное правление. Николай 2 - как личность и государственный деятель.

Общественно-политические идеалы Николая 2, его отношение к назревшим реформам в обществе, государстве и экономике.

Царствование последнего российского императора в воспоминаниях его современников, противоречивых отзывы о нем и его деятельности. Судьба последнего императора из династии Романовых и его семьи. Лидеры политических партий России начала 20 века.

Особенности политического развития России начала 20 века. Формирование политических партий: социалистических, либеральных, монархических. Политические лидеры: Гучков, Милюков, Ленин, Мартов, Чернов, Пуришкевич.

Витте С.Ю.- личность и человек. Реформы: денежная, промышленное строительство. Политика России на Дальнем Востоке. Титул графа за подписание Портсмутского мира. Разработка Манифеста 17 октября 1905 года. Попытки Российского парламентаризма. Отставка Витте. Столыпин П.А. Аграрная реформа- успокоение России. Отношение различных партий к деятельности П.А. Столыпина на послу премьерминистра. Результаты столыпинской реформы.

Тема 1.2. Советская Россия 1918-1928 гг. (3 часа)

Владимир Ильич Ленин - основатель советского государства. Роль Ленина в октябрьских событиях 1917 года. Человек и политик. В.И. Ленин - глава советского правительства. Неоднозначность оценок личности Ленина и его роли в российской истории. Герои и изгои революции.

Каменев, Зиновьев, Троцкий - факты биографии, политическая деятельность. Сокольников, Бухарин, Рыков - факты биографии, политическая деятельность.

Тема 1.3. Белые и красные в гражданской войне. (5 часов)

Белые генералы: Колчак, Деникин, Врангель, Юденич, Миллер. Биографии, деятельность на фронтах гражданской войны, послевоенные судьбы.

Красные командиры. Тухачевский, Фрунзе, Буденный, Чапаев, Котовский. Политические портреты. Политические идеалы. Социальная база. Трагедия русского народа - «Война без героев». Движение зеленых. Батька Махно.

Тема 1. 4. СССР в 30-е годы» (5 часов)

Сталин - человек и политик. От однопартийной диктатуры к диктатуре вождя. Партийные чистки. Убийство С.М. Кирова. Роль Сталина в Великой Отечественной войне. Неоднозначность оценок его личности и роли в российской истории.

Соратники В.И. Ленина и политические процессы 30-х годов. Судьбы Бухарина, Зиновьева, Каменева, Рыкова, Троцкого. Палачи, жертвы и те, кто оказался между ними. Процесс по делу военных 1937 года и последствия для страны большого террора. Кумиры и герои советских людей 1930 годы.

Успехи советской страны в развитии авиации (Чкалов). Развитие стахановского движения. Паша Ангелина. Герои первых пятилеток. Советская дипломатия накануне Второй мировой войны. Попытки создания системы коллективной безопасности. Литвинов. Молотов - наркомы иностранных дел СССР. Пакт Риббентропа - Молотова. Секретные протоколы о разделе сфер влияния в Европе.

Тема 1. 5. СССР в годы Великой Отечественной войны (1941 -1945) и послевоенное время. (4 часа)

Полководцы и солдаты Великой Отечественной войны. Героизм советских людей в тылу и на фронте. Примеры стойкости советского солдата на фронте, в плену ( Космодемьянская, Матросов, Лиза Чайкина, Гастелло). Роль полководцев Великой Отечественной войны (Т.К. Жуков, А.М. Василевский, И.С. Конев, К.К. Рокоссовский, Б.М. Шапошников), причины просчетов и неудач. Партизанское движение. С.А. Ковпак, Сабуров, Фѐдоров.

Раздел 2. Россия во второй половине ХХ века (12 часов)

Тема2.1. СССР в 1953 -1964гг. (2 часа)

Н.С. Хрущѐв - человек и политик. Борьба за власть. Победа Н.С. Хрущѐва. Экономические и политические реформы. Экономические проблемы и нарастание недовольства населения. Заговор и снятие Хрущева с руководящих постов. Отношение к нему и его деятельности в обществе и высшем руководстве.

Тема 2.2. СССР в 1964-1982 гг. (3 часа)

Л.И. Брежнев — Генеральный секретарь КПСС и руководитель государства. Характеристика личности. Роль Леонида Ильич Брежнева в партии.

Неосталинизм. Кризис в советской системе и влияние его на духовную жизнь общества. Члены Политбюро ЦК КПСС Косыгин, Ю. Андропов, А. Громыко, К. Черненко, М. Суслов. Диссиденты и их общественно-политическая деятельность в 19601970 гг. Правозащитное движение в СССР. Эмиграция оппозиционных деятелей литературы и искусства. Отражение советской действительности в произведениях литературы, искусства и в кинематографе. А.Д. Сахаров, А.И. Солженицын, М.Л. Ростропович.

Тема 2.3. М.С. Горбачев и период перестройки в СССР. (2 часа)

М.С. Горбачев. Итоги и исторические уроки в перестройке. Горбачев как политик нового поколения в государственных руководителей. Разные оценки реформ Горбачева историками и политологами. Международное положение СССР в результате внешнеполитического курса М.С. Горбачева. Августовские события 1991 года в Москве. Соперничество Б.Н. Ельцина. Отставка М.С. Горбачева.

Тема 2.4. Б.Н. Ельцин и суверенная Россия. (3 часа)

В.Н. Ельцин первый президент России. Личность и политик. Реформы и их влияние на жизнь россиян. Время компромиссов. Политические лидеры 1990-х гг. ( Е. Гайдар, Е. Примаков, А. Чубайс, В. Черномырдин). Последствия для страны и народа распада СССР.

Политические лидеры России 21 века. В.В. Путин президент России. Основные направления в реформаторской деятельности. Возрождение России. Роль России в мире.

В.В. Путин: интересы и увлечения. Оценка деятельности российскими и зарубежными политиками.

Тема 2.5. Деятели культуры в XX веке. (2 часа)

Российские деятели культуры и науки - лауреаты Нобелевской премии. Альфред Нобель, его завещание.

И.П. Павлов, И.И. Мечников, И.А. Бунин, Н.Н. Семенов, Н.А. Шолохов, А.И. Солженицын, А.Д. Сахаров, И.А. Бродский, М.С. Горбачев.

Итоговое повторение (1 час)


Календарно - тематическое планирование

п/п

Разделы, темы


Количество часов

Примечание

1 курс

2 курс


1 курс





Введение

1



1.

Раздел 1. Великие Рюриковичи

24



1.1.

Тема 1. Киевская Русь

5



2.2.



2.2.1.

2.2.2.

Тема 2. Эпоха феодальной раздробленности. «Властолюбие вооружает не только брата против брата, но и сына против отца...»






Начало политической

6



Монголо-татарское иго

6



1.3.

Тема 3. Русь неделимая, единая, долговечная...

7



2.

Раздел 2. Великие Романовы

9



2.1.

Тема 4. Путь к абсолютизму

4



2.2.

Тема 5. Эпоха дворцовых переворотов

3



2.3.

Тема 6. Эпоха самодержавных преобразований

2




Итоговое повторение

1




2 курс




1

Раздел 1. Россия в первой половине ХХ века.


21


1.1.

Тема 1. Россия 1900-1917 гг.


4


1.2.

Тема 2. Советская Россия 1918-1928 гг.


3


1.3.

Тема 3. Белые и красные в Гражданской войне.


5


1.4.

Тема 4. СССР в 30-е годы.


5


1.5.

Тема 5. СССР в годы Великой Отечественной войны и послевоенное время.


4


2.

Раздел 2. Россия во второй половине ХХ века.


12


2.1.

Тема 6. СССР в 1953 – 1964 гг.


2


2.2.

Тема 7. СССР в 1964 – 1982 гг.


3


2.3.

Тема 8. М.С. Горбачев и период перестройки в СССР.


2


2.4.

Тема 9. Б.Н. Ельцин и суверенная Россия.


3


2.5.

Тема 10. Деятели культуры в 20 в.


2



Итоговое занятие 1


1



Итого:

35

34


Поурочно-тематическое планирование

Месяц


урока

Наименование разделов и тем

1 курс

Всего часов

сентябрь


1.

Введение

1


Киевская Русь

5

2.

Тема 1. Варяги. Рюрик, Синеус, Трувор.


3.

Тема 2. Игорь. Ольга Святая и его реформы.


4.

Тема 3. Святослав – «Александр Македонский Восточной Европы»


октябрь

5.

Тема 4. Князь Владимир Святой.

Основные направления внешней и внутренней политики.


6.

Тема 5. Принятие христианства.



Начало полической раздробленности.

6

7.

Тема 1. Борис и Глеб Святополк Окаянный.


8.

Тема 2. Ярослав Мудрый. «Русская правда»


9.

Тема 3 Правление Владимира Мономаха. «Поучение Владимира Мономаха».


ноябрь

10.

Тема 4. Юрий Долгорукий.


11.

Тема 5. Андрей Боголюбский и Всеволод Большое Гнездо


12.

Тема 6. Правление великого князя Мстислава,


декабрь


Монголо-татарское нашествие

6


13.

Тема 1. Святой Александр Невский. Взаимоотношения Александра Невского и Золотой Орды. Невская битва и битва на Чудском озере.


14.

Тема 2. Великий князь Михаил Ярославич и Юрий - князь Московский. Соперничество Михаила Ярославовича Тверского и князя Юрия Данилович Московского.


15.

Тема 3 Иван Данилович Калита.


16.

Тема 4 Образование Великого Московского княжества.


17.

Тема 5 Дмитрий Иванович Донской


январь

18.

Тема 6. Битва на реке Воже. Куликовская битва



Русь единая, неделимая

7

19.

Тема 1. Самодержцы земли Русской. Самодержавная власть.



20.

Тема 2 Иван 111 - князь и самодержец. «Судебник Ивана 111».


февраль

21.

Тема 3. Князь Василий Иванович, великий государь. Окончание процесса политического и территориального объединения русских земель. Появление идеи - «Москва - третий Рим».


22.

Тема 4 Государь Иван Васильевич – Грозный.


23.

Тема 5.. Государь князь Федор - достойный счастья. Борис Годунов.


24.

Тема 6. Лжедмитрий I. Венчание Лжедмитрия на царствие под именем Дмитрий I. Дела Лжедмитрия. Ополячивание Москвы. Боярский заговор против Лжедмитрия I.


25

Тема 7. Царствование Василия Шуйского. Скопин Шуйский – политик и полководец


март


Путь к абсолютизму

4

26.

Тема 1. Державный сын и светоносец во тьме... Государь Михаил Федорович. Патриарха Филарет.


27.

Тема 2. Алексей Михайлович - «царь-Солнце». С. Полоцкий; Семен Дежнев, Хабаров.



28.

Тема 3. Федор Тишайший. Царевна Софья.



апрель

29.

Тема 4. Царь Петр Алексеевич - Великий




Дворцовые перевороты

3


30

Тема 1. Екатерина I. Воцарение Петра II. Правление Анны Иоанновны.



31.

Тема 2. Елизавета Петровна и Петр III. В. О. Ключевский


май


32.

Тема 3.Екатерина II. Павел I Александр I. М.М. Сперанский




Эпоха самодержавных преобразований.

2


33.

Тема 1. Николай I - жандарм Европы и Александр II - Освободитель. П. Д. Киселев и Е. Ф. Канкрин.



34.

Тема 2 Александр III и Николай II.




Итоговый урок 1

1



Всего

35


.

Месяц

урока

Наименование разделов и тем

2 курс

Всего часов

сентябрь


Россия 1900-1917 гг.

4

1.

Тема 1. Самодержавное правление. Николай 2 - как личность и государственный деятель.


2.

Тема 2. Лидеры политических партий России начала 20 века. Гучков, Милюков, Ленин, Мартов, Чернов, Пуришкевич.


3.

Тема 3. Витте С.Ю.- личность и человек.


4.

Тема 4. П.А.Столыпина



Советская Россия в 1918-1928 гг.

3

5.

Тема 1. Владимир Ильич Ленин - основатель советского государства. Роль Ленина в октябрьских событиях 1917 года. Человек и политик. В.И. Ленин - глава советского правительства. Неоднозначность оценок личности Ленина и его роли в российской истории.


октябрь


6.

Тема 2. Герои и изгои революции. Каменев, Зиновьев, Троцкий - факты биографии, политическая деятельность.


7.

Тема 3 Сокольников, Бухарин, Рыков - факты биографии, политическая деятельность



Белые и красные в гражданской войне.

5

8.

Тема 1 Белые генералы: Колчак, Деникин, Врангель, Юденич, Миллер..


9.

Тема 2 Красные командиры. Тухачевский, Фрунзе, Буденный, Чапаев, Котовский.


10.

Тема 3 Биографии, деятельность на фронтах гражданской войны, послевоенные судьбы


ноябрь

11.

Тема 4 Политические портреты. Политические идеалы.



12.

Тема 5 Трагедия русского народа - «Война без героев». Движение зелѐных. Батька Махно.


декабрь


СССР в 30-е годы.

5


13.

Тема 1. Сталин - человек и политик. Роль Сталина в Великой Отечественной войне. Неоднозначность


14.

Тема 2. Соратники В.И. Ленина и политические процессы 30-х годов. Судьбы Бухарина, Зиновьева, Каменева, Рыкова, Троцкого.


15.

Тема 3. В.П.Чкалов. Развитие стахановского движения. Паша Ангелина. Герои первых пятилеток.


16.

Тема 4 Кумиры и герои советских людей 1930 годы.

7

17.

Тема 5 Литвинов. Молотов - наркомы иностранных дел СССР


январь


СССР в годы Великой Отечественной войны

4

18.

Тема 1 Полководцы Великой Отечественной войны:

Г.К. Жуков, А.М. Василевский, И.С. Конев


19.

Тема 2 Полководцы Великой Отечественной войны:

К.К. Рокоссовский, Б.М. Шапошников


февраль


20.

Тема 3 Героизм советских людей в тылу и на фронте.



21.

Тема 4. Партизанское движение. С.А. Ковпак, Сабуров, Федоров



СССР в 1953-1964 гг.

2

22.

Тема 1 Н.С. Хрущѐв - человек и политик


23.

Тема 2. А.Н.Косыгин, А.А.Громыко


март


СССР в 1964-1982 гг.

3

24.

Тема 1 Л.И. Брежнев — Генеральный секретарь КПСС и руководитель государства.


25.

Тема 2 Ю. Андропов


26.

Тема 3 К. Черненко, М. Суслов


27-28.

М.С.Горбачев в период перестройки

2

апрель


Б.Н.Ельцин и современная Россия

3

29

Тема 1 В.Н. Ельцин первый президент России. Личность и политик.


30

Тема 2. Политические лидеры 1990-х гг. ( Е. Гайдар, Е. Примаков, А. Чубайс, В. Черномырдин).


31

Тема 3 Политические лидеры России 21 века. В.В. Путин президент России. В.В. Путин: интересы и увлечения. Оценка деятельности российскими и зарубежными политиками.


май


Деятели культуры 20 века

2

32.

Тема 1 Российские деятели культуры и науки - лауреаты Нобелевской премии. Альфред Нобель, его завещание.


33.

Тема 2 И.П. Павлов, И.И. Мечников, И.А. Бунин, Н.Н. Семѐнов, Н.А. Шолохов, А.И. Солженицын, А.Д. Сахаров, И.А. Бродский, М.С. Горбачѐв.


34.

Итоговое занятие

1



Всего

34



Требования к подготовке учащихся по предмету

В процессе изучения курса кружка учащиеся должны овладеть умениями:

• видеть проблему;

• сформулировать проблему;

• выдвинуть гипотезу;

• составить план решения проблемы, задачи;

• делать обобщения и выводы;

• систематизировать материал;

• составить план по теме;

• делать прогноз;

• анализировать свою деятельность (вычленять успешные и неудачные способы, приемы, затруднения, сравнивать результаты с целями);

• оценивать свою и чужую познавательную и коммуникативную деятельность;

• использовать метафоры, аналогии, новые ассоциации и связи, развивать восприимчивость и воображение.

Учащиеся должны знать:

1) Характерные черты исторических личностей, как положительные так и отрицательные.

2) Роль и значение деятельности исторической личности.

3) Оценка персоналии современниками и историками.


Список рекомендуемой учебно-методической литературы

  1. Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

  2. Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: 2 ч: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2015.

  3. Бутромеев В. Чтения и рассказы по истории России // Роман-газета. - 1994. 2. Валишевский К. Вокруг трона. Волгоград, 1990.

  4. Вандал А. Наполеон и Александр I. - Ростов н/Д, 1995. - Т. 1-3.

  5. История Отечества с древнейшего времени до наших дней: энциклопедический словарь / сост. Б. Ю. Иванов, В. М. Карев, Е. И. Куксина, А. С. Орешников О. В. Сухарева.

  6. История Отечества: справочник школьника. М.: Филологическое общество «Слово», 1994.

  7. Ключевский В. О. Курс русской истории: сочинение: в 9 т. М.: Мысль, 1987.

  8. Мироненко С. В. Самодержавие и реформы: политическая борьба в России в начале XIX в. М., 1989.

  9. Пашков Б. Г. Русь. Россия. Российская империя: хроника правлений и событий (8621917 гг.). М., 1977.

  10. Предтеченский А. В. Очерки общественно-политической истории России в первой четверти XIX в. - М.; Л., 1957.

  11. Пресняков А. Е. Российские самодержцы. М., 1990.

  12. Пчелов Е. В. Рюриковичи: история династии. М., 2004.

  13. Сафонов М. М. Проблема реформ в правительственной политике России на рубеже XVIII и XIX вв. Л., 1988.

  14. Триста лет царствования дома Романовых. М.: Информ-Эко, 1990.

  15. Сахаров А. Н. Александр I // Российские самодержцы (1801-1917). М., 1993.

  16. Троицкий Н, А. Александр I и Наполеон. М., 1994.

  17. Р.В. Пазин. История. 170 исторических личностей. Материалы биографий. Справочник. 10-11 классы. «Легион». Ростов - на-Дону. 2015 год

  18. http://100.histrf.ru/commanders/donskoy-dmitriy-ivanovich/ - Сто великих полководцев России

  19. https://uznayvse.ru/interesting-facts/10-politikov-20-veka-izmenivshih-hod-istorii.html - 10 политиков 20 века, изменивших ход истории.

  20. http://russian7.ru/post/20-velichayshikh-polkovodcev-vtoroy-mirov/ - 20 величайших полководцев Второй Мировой войны.













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!