Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
муниципального образования «Город Архангельск»
«Средняя школа № 37»
Рассмотрено Согласовано. Утверждаю. На заседании методического объединения Зам. директора по УВР Директор МБОУ СШ № 37
протокол № ___ от «___» июня 201__ г. ___________/Воднева С. В./ __________/Козяр С. В./
_____________ /Садовина В.Е./ "_____"_______201__ г. "_____"_______201__ г.
Дополнительная образовательная программа курса
«Эврика для малышей» (окружающий мир»)
Разработана на основе ФГОС основного общего образования,
сборника программ внеурочной деятельности начального и основного образования
( /под ред.Н.Ф. Виноградовой. – М.: Вентана – Граф, 2012 г.)
Возраст обучающихся 9 -10 лет
Срок реализации 2017 – 2018 учебный год.
Количество часов 1/34
Педагог дополнительного образования
Афанасова Н.А.
Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности
общеинтеллектуальное направление
3 – 4 классы
1 час в неделю (всего 34 часа)
Пояснительная записка
История человечества неразрывно связана с историей природы. В наши дни вопросы взаимодействия природы и человека выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. Что бы этого не произошло, надо воспитывать экологическую культуру и ответственность каждого человека. И начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания преобразуются в убеждения.
Природа – это живая, чувствительная, очень сложная система: даже самый тихий наш шаг для нее ощутим. От каждого из нас зависит, что останется в этом мире будущим поколениям. Дети - это будущие взрослые. Необходимо вложить в умы детей понимание того, что ответственность за всё живое лежит на каждом человеке. Каждое растение, каждое животное играет огромную роль в своей экосистеме, а значит бесценно и для всей природы. Человек – сам часть природы. Без здоровой экологии не может быть здоровья у людей. Важно не только дать ученикам знания, но и создать все условия для воспитания заботливого отношения к окружающей среде.
Учащиеся должны не только говорить об экологии на занятиях, но иметь возможность выполнять конкретные дела, направленные на улучшение экологического состояния своего края.
Экологическое воспитание - самое важное в наше время. Дети, получившие определенные экологические знания, будут в будущем, бережно относится к природе.
Новизна программы состоит в том, что она направлена не только на пробуждение интереса к предмету экологии, но и в том, что она соединила в себе теоретические знания вместе с практическим их применением. Слово «Экология» дословно переводится как «наука о доме», то есть о том, что окружает человека. Изучение окружающего мира и его составляющих – растений и животных – помогает ребёнку по–новому взглянуть на природу. Знание закономерностей её развития поможет бережнее относиться к окружающему миру.
Ребёнок душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира.
Актуальность создания авторской учебной программы продиктована прежде всего обострением экологической обстановки вследствие техногенных катастроф и аварий, экологически неграмотного ведения хозяйства и безответственного отношения к природе.
Актуальность также состоит в отсутствии образовательной программы экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения. В начальной школе есть предмет «Окружающий мир», на уроках которого дети знакомятся с природой, причём знания даются в общем виде, изучаются общие законы природы. При этом теряется самое главное: за общим мы порой не видим отдельное, конкретное. Дети часто не знают о тех растениях, грибах, рыбах, птицах, зверях, которые их окружают.
Цель программы:
Формирование основ экологической грамотности обучающихся начальной школы, воспитание ответственного отношения к окружающей среде, активной деятельности по изучению и охране природы своего края - Архангельской области.
Создание условий для творческой самореализации детей, приобщение их к исследовательской деятельности.
Задачи:
формировать интерес к изучению природы родного края;
воспитывать умения видеть в обычном необычное и удивительное;
углублять уже имеющихся знаний о родном крае;
изучать и исследовать с детьми конкретные объекты природы;
формировать представления о природных сообществах области;
иметь представления об охраняемых территориях России и своей области;
привлекать детей к практической деятельности по охране природных ресурсов своего края - Архангельской области;
воспитывать ответственное отношение учащихся к окружающей среде своего края и всей страны;
формировать в детях нравственно- эстетические качества и экологическую культуру;
повышать экологическую грамотность учащихся.
Методы работы:
- словесный;
- исследовательский;
- поисковый;
- наглядный;
- практический;
- игровой;
- метод коллективного творчества
Формы работы:
-работа со справочной литературой;
-создание тематических папок и стендов;
-подготовка и проведение мастер-классов;
-экскурсии;
-создание экологических проектов;
-исследовательская деятельность;
-создание буклетов экологического содержания;
-экологические выставки;
-литературное творчество;
-демонстрации фильмов о природе.
Принципы работы:
- научность;
- доступность;
- сотрудничество;
- последовательность;
- систематичность;
- чередование разнообразных видов деятельности;
- обратная связь;
- творчество;
- опора на интерес;
- результативность;
- учет возрастных особенностей.
Программа курса предусматривает исследовательскую и проектную работу учащихся.
Основными организационными формами являются:
урок – викторина,
урок – путешествие,
урок – исследование,
урок – дискуссия,
урок – сказка,
компьютерные презентации
Большое внимание уделяется совместной со взрослыми практической деятельности: проведению наблюдений, опытов, использование дискуссий, моделирования, ролевых игр, анализа ситуации общения, коллективного сочинения сказок, рисования; чтение энциклопедий, работа с картой, составление проекта и т.д. Учитель проводит тестирования и анкетирования с целью закрепления изученного материала и подготовки к изучению нового.
К концу изучения курса учащиеся должны знать:
основы экологической культуры;
особенности природы своего края;
основные признаки времен года;
значение природы для человека;
группы растений и животных;
охраняемые растения и животные своего края;
правила поведения в природе;
особенности труда людей наиболее распространенных профессий;
растительный и животный мир родного края;
современные экологические проблемы;
Должны уметь:
различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе;
различать изученные растения, животных;
вести наблюдения в природе ;
подкармливать птиц в простейших кормушках;
ухаживать за комнатными растениями и домашними животными;
проводить поисково-исследовательскую деятельность;
применять полученные знания на практике;
работать самостоятельно и в коллективе, логически и творчески мыслить;
пользоваться коммуникативными умениями;
осознавать себя носителями различных социальных ролей одновременно, умело и свободно пользоваться ими;
различать истинные ценности человека от мнимых или второстепенных;
адекватно оценивать себя и окружающий мир в целом.
В результате реализации программы «Я планируются следующие результаты:
создание основы для дальнейшего изучения курса;
умение оценивать себя и свои возможности;
развитие интереса к человеку, к общению, к миру;
развитие познавательных интересов, творческих способностей; позитивных черт личности, соответствующих требованиям современной жизни.
ориентироваться в современном животном и растительном мире;
ориентироваться в доступных научных и обществоведческих понятиях;
оказывать посильную помощь животным, птицам, ухаживать за растениями;
экологически грамотно вести себя на природе;
экономно относиться к природным ресурсам;
принимать участие совместно со взрослыми в практической природоохранной деятельности;
видеть красоту природы при разных условиях;
пользоваться стратегией здорового образа жизни;
высказывать свою точку зрения;
выделять главное, обобщать;
фиксировать наблюдения, осознавать события;
осознавать себя частью природы;
осознавать ежедневную ответственность за будущее планеты, родной природы, а значит за свое будущее и будущее своих близких людей.
Личностные результаты:
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД:
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Познавательные УУД:
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Коммуникативные УУД:
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться
Содержание программы
№ | Дата | Тема | Содержание занятий | Методы обучения. Практические задания. |
1 | | Человек - водный объект? | Понятие об организме человека, как водном объекте- 80% - вода | Обсудить проблемный вопрос: каким был бы организм человека без воды? |
2 | | Человек – часть природы. | Палка и камень – оружие и орудие. Добывание огня. Первая рыбная ловля. Первое жилище. Приручение животных. Первые законы. На примере жизни древних людей подвести к выводу, что человек неразрывно связан с природой. Значение природы в жизни современного человека. | Устное сочинение – рассуждение «Назначение человека на Земле». Рисунки на тему: « Я - Человек разумный» |
3 | | Вода. | Вода в природе. Свойства, состояния воды. Круговорот воды в природе. | Практическая работа: изучение свойств воды. Сочинение сказки «Путешествие капельки». |
4 | | Вода в жизни человека | Значение воды для человека. Использование воды человеком. Вода на работе у людей. | Сообщения на тему: « Использование воды человеком» |
5 | | Наш комбинат | Использование воды человеком. Вода на работе у людей. | Встреча с работником комбината. « Вода - помощник человека» |
6 | | Значение воды для животного мира | Вода в жизни животных. Могут ли животные обходиться без воды? | Исследование « Значение воды для животного мира» |
7 | | Значение воды для существования растительного мира | Вода в жизни растений. Как действует вода на жизнь растительного мира. | Сообщения: « Какие растения и сколько потребляют воды» |
8 | | Экология. Вода. | Сохранение, очищение и сбережение водных запасов области. Экономия воды. Загрязнение водоемов. Вода и наше здоровье. | Сообщение на тему: возможности сохранения водных запасов. Практические предложения по очистке воздуха, воды, лесов в нашем городе. |
9 | | Рыбы, обитающие в реках области | Знакомство с обитателями рек Архангельской области. | Мини - проект « Рыбы, обитающие в реке Вычегда» |
10 | | Промысловые рыбы. Рациональное их использование | Дать значение слова - промысловые рыбы. Рассказать в презентации о значении промысла в жизни человека и об охране промысловых рыб. | Составить план - рекомендацию рыболовам нашего края. |
11 | | Северные насекомые. | Представители насекомых. Их питание, способы передвижения, места обитания. Сезонные изменения. Исчезающие виды насекомых Значение насекомых в природе, для жизни человека. | Экологическая викторина по теме. |
12 | | Ядовитые насекомые. Первая помощь при травмах, нанесённых насекомыми | Познакомить с самым ядовитым насекомым нашего края- клещом. Рассказать о мерах безопасности и первой помои. | Составить памятку для всех детей и взрослых о мерах предосторожности и средствах защиты от клещей. |
13 | | Насекомые – вредители | Познакомить с насекомыми - вредителями и сгруппировать их по месту обитания: вредители в доме, вредители леса, вредители культурных растений, вредители цветов. | Мини - проект: « Насекомые - вредители» |
14 | | Растения – сорняки и вредители | Рассказ учителя о сорняках в садах и огородах, о ядовитых растениях для человека. | Мини - проект « Мокрица - вредный сорняк или полезное растение?» |
15 | | Морские жители | Знакомство с известными видами рыб и других подводных обитателей. | Составление кроссворда по теме. |
16 | | Проекты | Заслушать проекты детей по предыдущим темам. |
17 | | Подводный мир Белого моря | Знакомство с подводным царством и его обитателями. | Игра - путешествие: « Знаешь ли ты жителей Белого моря?» |
18 | | Медузы - жители глубин Белого моря | Узнать новое о беломорской гидромедузе, о Цианее, о Люцернарии. | Рассказ о любой медузе с презентацией. Конкурс рисунков. |
19 | | Рыбий мир Белого моря | Отличительные черты рыб и морских обитателей. Способы передвижения. Питание. | Игра « Рыбье царство» |
20 | | Животный мир Белого моря | Знакомство с такими животными , как нерпа, катран, лахтак, белуха. | Сообщение о морских животных. |
21 | | Птичий базар у Белого моря | Представители птиц. Их питание, способы передвижения, места обитания. Сезонные изменения. Исчезающие виды птиц. Значение птиц для жизни человека. Знакомство с гагой, бакланом, крачками, кайрой. | Мини - проект» «Обитатели Белого моря». |
22 | | Красная книга Архангельской области водной стихии | Знакомство с известными видами рыб и других подводных обитателей, кто занесен в Красную Книгу в Архангельской области. | Выпуск стенгазеты: « Знай и охраняй!» |
23 | | Причины вымирания животного мира – вчера и сегодня. | Определение причин исчезновения многих животных прошлого. Суть понятия «борьба за выживание». Определение причин исчезновения современных живых организмов. Выводы (сходство и различие этих причин).Причины вымирания и исчезновения животных в Архангельской области. | Составление проекта «Книга жалоб животных». |
24 | | Воздух. | Воздух вокруг нас. Свойства воздуха. Ветер. | Сообщение « Какой бывает ветер» « Виды ветров» |
25 | | Воздух и наше здоровье. | Чистый и загрязненный воздух. Источники загрязнения воздуха. Воздух и наше здоровье. | Составление рассказа «Что бы ты сделал для поддержания чистоты воздуха в твоем городе». |
26 | | Разнообразие растений. | Разнообразие растений в природе. Деревья, кустарники, травы – их признаки. | Рассказ о растении и его местонахождение на карте страны. |
27 | | Виды растительного мира. | Понятие о декоративных, культурных, лекарственных, комнатных, ядовитых растениях. | Викторина: « Узнай растение» |
28 | | Растительный мир нашего севера. | Разнообразие растений в природе Архангельской области. | Сообщение « Растительный мир севера» |
29 | | Красная Книга растительного мира Архангельской области. | Исчезающие виды растений. Причины их исчезновения. | Выпуск стенгазеты: « Знай и охраняй!» |
30 | | Причины исчезновения растительного мира – вчера и сегодня. | Определение причин исчезновения многих растений прошлого. Суть понятия «борьба за выживание». Определение причин исчезновения современных живых организмов. Выводы (сходство и различие этих причин). | Конкурс рисунков «Береги лес!» |
31 | | Экологические проблемы страны. | Экологические проблемы планеты, страны, города. | Групповая работа: составить «Кодекс сохранения здоровья нашей планеты Земля» и «Кодекс сохранения моего здоровья». |
32 | | Экология Архангельской области. | Экологические проблемы области и города. | Составление плана сохранения природы для нашего края. |
33 | | Повторение. Мои впечатления. | Ученики делают главные выводы для себя о значении природы в жизни планеты и в жизни каждого человека, делятся впечатлениями. | Составление тестов для проверки знаний друг друга. Викторина «Знатоки природы». |
34 | | Обобщающий урок. «Своя игра» | Проверка знаний детей в виде командной игры. |
|