СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка по окружающему миру

Нажмите, чтобы узнать подробности

Новизна программы состоит в том, что она направлена не только на пробуждение интереса к предмету  экологии, но и в том, что она соединила в себе  теоретические знания вместе с практическим их применением.

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка по окружающему миру»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

муниципального образования «Город Архангельск»

«Средняя школа № 37»



Рассмотрено Согласовано. Утверждаю. На заседании методического объединения Зам. директора по УВР Директор МБОУ СШ № 37

протокол № ___ от «___» июня 201__ г. ___________/Воднева С. В./ __________/Козяр С. В./

_____________ /Садовина В.Е./ "_____"_______201__ г. "_____"_______201__ г.









Дополнительная образовательная программа курса

«Эврика для малышей» (окружающий мир»)

Разработана на основе ФГОС основного общего образования,

сборника программ внеурочной деятельности начального и основного образования

( /под ред.Н.Ф. Виноградовой. – М.: Вентана – Граф, 2012 г.)


Возраст обучающихся 9 -10 лет

Срок реализации 2017 – 2018 учебный год.

Количество часов 1/34









Педагог дополнительного образования

Афанасова Н.А.



Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности

общеинтеллектуальное направление

3 – 4 классы

1 час в неделю (всего 34 часа)

Пояснительная записка


История человечества неразрывно связана с историей природы. В наши дни вопросы взаимодействия природы и человека выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. Что бы этого не произошло, надо воспитывать экологическую культуру и ответственность каждого человека. И начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания преобразуются в убеждения.

Природа – это живая, чувствительная, очень сложная система: даже самый тихий наш шаг для нее ощутим. От каждого из нас зависит, что останется в этом мире будущим поколениям. Дети - это будущие взрослые. Необходимо вложить в умы детей понимание того, что ответственность за всё живое лежит на каждом человеке. Каждое растение, каждое животное играет огромную роль в своей экосистеме, а значит бесценно и для всей природы. Человек – сам часть природы. Без здоровой экологии не может быть здоровья у людей. Важно не только дать ученикам знания, но и создать все условия для воспитания заботливого отношения к окружающей среде.

Учащиеся должны не только говорить об экологии на занятиях, но иметь возможность выполнять конкретные дела, направленные на улучшение экологического состояния своего края.

Экологическое воспитание - самое важное в наше время. Дети, получившие определенные экологические знания, будут в будущем, бережно относится к природе.

Новизна программы состоит в том, что она направлена не только на пробуждение интереса к предмету экологии, но и в том, что она соединила в себе теоретические знания вместе с практическим их применением. Слово «Экология» дословно переводится как «наука о доме», то есть о том, что окружает человека. Изучение окружающего мира и его составляющих – растений и животных – помогает ребёнку по–новому взглянуть на природу. Знание закономерностей её развития поможет бережнее относиться к окружающему миру.

Ребёнок душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира.

Актуальность создания авторской учебной программы продиктована прежде всего обострением экологической обстановки вследствие техногенных катастроф и аварий, экологически неграмотного ведения хозяйства и безответственного отношения к природе.

Актуальность также состоит в отсутствии образовательной программы экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения. В начальной школе есть предмет «Окружающий мир», на уроках которого дети знакомятся с природой, причём знания даются в общем виде, изучаются общие законы природы. При этом теряется самое главное: за общим мы порой не видим отдельное, конкретное. Дети часто не знают о тех растениях, грибах, рыбах, птицах, зверях, которые их окружают.

Цель программы:

Формирование основ экологической грамотности обучающихся начальной школы, воспитание ответственного отношения к окружающей среде, активной деятельности по изучению и охране природы своего края - Архангельской области.

Создание условий для творческой самореализации детей, приобщение их к исследовательской деятельности.

Задачи:

  • формировать интерес к изучению природы родного края;

  • воспитывать умения видеть в обычном необычное и удивительное;

  • углублять уже имеющихся знаний о родном крае;

  • изучать и исследовать с детьми конкретные объекты природы;

  • формировать представления о природных сообществах области;

  • иметь представления об охраняемых территориях России и своей области;

  • привлекать детей к практической деятельности по охране природных ресурсов своего края - Архангельской области;

  • воспитывать ответственное отношение учащихся к окружающей среде своего края и всей страны;

  • формировать в детях нравственно- эстетические качества и экологическую культуру;

  • повышать экологическую грамотность учащихся.


Методы работы:

- словесный;

- исследовательский;

- поисковый;

- наглядный;

- практический;

- игровой;

- метод коллективного творчества

Формы работы:

-работа со справочной литературой;

-создание тематических папок и стендов;

-подготовка и проведение мастер-классов;

-экскурсии;

-создание экологических проектов;

-исследовательская деятельность;

-создание буклетов экологического содержания;

-экологические выставки;

-литературное творчество;

-демонстрации фильмов о природе.

Принципы работы:

- научность;

- доступность;

- сотрудничество;

- последовательность;

- систематичность;

- чередование разнообразных видов деятельности;

- обратная связь;

- творчество;

- опора на интерес;

- результативность;

- учет возрастных особенностей.


Программа курса предусматривает исследовательскую и проектную работу учащихся.

Основными организационными формами являются:

  • урок – викторина,

  • урок – путешествие,

  • урок – исследование,

  • урок – дискуссия,

  • урок – сказка,

  • компьютерные презентации


Большое внимание уделяется совместной со взрослыми практической деятельности: проведению наблюдений, опытов, использование дискуссий, моделирования, ролевых игр, анализа ситуации общения, коллективного сочинения сказок, рисования; чтение энциклопедий, работа с картой, составление проекта и т.д. Учитель проводит тестирования и анкетирования с целью закрепления изученного материала и подготовки к изучению нового.

К концу изучения курса учащиеся должны знать:

  • основы экологической культуры;

  • особенности природы своего края;

  • основные признаки времен года;

  • значение природы для человека;

  • группы растений и животных;

  • охраняемые растения и животные своего края;

  • правила поведения в природе;

  • особенности труда людей наиболее распространенных профессий;

  • растительный и животный мир родного края;

  • современные экологические проблемы;

Должны уметь:

  • различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе;

  • различать изученные растения, животных;

  • вести наблюдения в природе ;

  • подкармливать птиц в простейших кормушках;

  • ухаживать за комнатными растениями и домашними животными;

  • проводить поисково-исследовательскую деятельность;

  • применять полученные знания на практике;

  • работать самостоятельно и в коллективе, логически и творчески мыслить;

  • пользоваться коммуникативными умениями;

  • осознавать себя носителями различных социальных ролей одновременно, умело и свободно пользоваться ими;

  • различать истинные ценности человека от мнимых или второстепенных;

  • адекватно оценивать себя и окружающий мир в целом.


В результате реализации программы «Я планируются следующие результаты:

  • создание основы для дальнейшего изучения курса;

  • умение оценивать себя и свои возможности;

  • развитие интереса к человеку, к общению, к миру;

  • развитие познавательных интересов, творческих способностей; позитивных черт личности, соответствующих требованиям современной жизни.

  • ориентироваться в современном животном и растительном мире;

  • ориентироваться в доступных научных и обществоведческих понятиях;

  • оказывать посильную помощь животным, птицам, ухаживать за растениями;

  • экологически грамотно вести себя на природе;

  • экономно относиться к природным ресурсам;

  • принимать участие совместно со взрослыми в практической природоохранной деятельности;

  • видеть красоту природы при разных условиях;

  • пользоваться стратегией здорового образа жизни;

  • высказывать свою точку зрения;

  • выделять главное, обобщать;

  • фиксировать наблюдения, осознавать события;

  • осознавать себя частью природы;

  • осознавать ежедневную ответственность за будущее планеты, родной природы, а значит за свое будущее и будущее своих близких людей.



Личностные результаты:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметные результаты.

Регулятивные УУД:

  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

  • Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

  • Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.

  • Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки

  • Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (простейшие приборы и инструменты).

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД:

  • Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

  • Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

  • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

  • Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться



Содержание программы

Дата

Тема

Содержание занятий

Методы обучения.

Практические задания.

1


Человек - водный объект?

Понятие об организме человека, как водном объекте- 80% - вода

Обсудить проблемный вопрос:

каким был бы организм человека без воды?

2


Человек – часть природы.

Палка и камень – оружие и орудие. Добывание огня. Первая рыбная ловля. Первое жилище. Приручение животных. Первые законы. На примере жизни древних людей подвести к выводу, что человек неразрывно связан с природой. Значение природы в жизни современного человека.

Устное сочинение – рассуждение «Назначение человека на Земле».

Рисунки на тему: « Я - Человек разумный»

3


Вода.

Вода в природе. Свойства, состояния воды. Круговорот воды в природе.

Практическая работа: изучение свойств воды.

Сочинение сказки «Путешествие капельки».

4


Вода в жизни человека

Значение воды для человека. Использование воды человеком. Вода на работе у людей.

Сообщения на тему:

« Использование воды человеком»

5


Наш комбинат

Использование воды человеком. Вода на работе у людей.

Встреча с работником комбината.

« Вода - помощник человека»

6


Значение воды для животного мира

Вода в жизни животных. Могут ли животные обходиться без воды?

Исследование

« Значение воды для животного мира»

7


Значение воды для существования растительного мира

Вода в жизни растений. Как действует вода на жизнь растительного мира.

Сообщения:

« Какие растения и сколько потребляют воды»

8


Экология. Вода.

Сохранение, очищение и сбережение водных запасов области. Экономия воды. Загрязнение водоемов. Вода и наше здоровье.

Сообщение на тему: возможности сохранения водных запасов.

Практические предложения по очистке воздуха, воды, лесов в нашем городе.

9




Рыбы, обитающие в реках области

Знакомство с обитателями рек Архангельской области.

Мини - проект

« Рыбы, обитающие в реке Вычегда»

10


Промысловые рыбы. Рациональное их использование

Дать значение слова - промысловые рыбы. Рассказать в презентации о значении промысла в жизни человека и об охране промысловых рыб.

Составить план - рекомендацию рыболовам нашего края.

11


Северные насекомые.

Представители насекомых. Их питание, способы передвижения, места обитания. Сезонные изменения. Исчезающие виды насекомых Значение насекомых в природе, для жизни человека.

Экологическая викторина по теме.


12


Ядовитые насекомые. Первая помощь при травмах, нанесённых насекомыми

Познакомить с самым ядовитым насекомым нашего края- клещом. Рассказать о мерах безопасности и первой помои.

Составить памятку для всех детей и взрослых о мерах предосторожности и средствах защиты от клещей.

13


Насекомые – вредители

Познакомить с насекомыми - вредителями и сгруппировать их по месту обитания: вредители в доме, вредители леса, вредители культурных растений, вредители цветов.

Мини - проект:

« Насекомые - вредители»

14


Растения – сорняки и вредители

Рассказ учителя о сорняках в садах и огородах, о ядовитых растениях для человека.

Мини - проект

« Мокрица - вредный сорняк или полезное растение?»

15


Морские жители

Знакомство с известными видами рыб и других подводных обитателей.

Составление кроссворда по теме.

16


Проекты

Заслушать проекты детей по предыдущим темам.

17


Подводный мир Белого моря

Знакомство с подводным царством и его обитателями.

Игра - путешествие:

« Знаешь ли ты жителей Белого моря?»

18


Медузы - жители глубин Белого моря

Узнать новое о беломорской гидромедузе, о Цианее, о Люцернарии.

Рассказ о любой медузе с презентацией.

Конкурс рисунков.

19


Рыбий мир Белого моря

Отличительные черты рыб и морских обитателей. Способы передвижения. Питание.

Игра « Рыбье царство»

20


Животный мир Белого моря

Знакомство с такими животными , как нерпа, катран, лахтак, белуха.

Сообщение о морских животных.

21


Птичий базар у Белого моря

Представители птиц. Их питание, способы передвижения, места обитания. Сезонные изменения. Исчезающие виды птиц. Значение птиц для жизни человека. Знакомство с гагой, бакланом, крачками, кайрой.

Мини - проект» «Обитатели Белого моря».

22


Красная книга Архангельской области водной стихии

Знакомство с известными видами рыб и других подводных обитателей, кто занесен в Красную Книгу в Архангельской области.

Выпуск стенгазеты: « Знай и охраняй!»

23


Причины вымирания животного мира – вчера и сегодня.

Определение причин исчезновения многих животных прошлого. Суть понятия «борьба за выживание». Определение причин исчезновения современных живых организмов. Выводы (сходство и различие этих причин).Причины вымирания и исчезновения животных в Архангельской области.

Составление проекта «Книга жалоб животных».


24


Воздух.

Воздух вокруг нас. Свойства воздуха. Ветер.

Сообщение

« Какой бывает ветер»

« Виды ветров»

25


Воздух и наше здоровье.

Чистый и загрязненный воздух. Источники загрязнения воздуха. Воздух и наше здоровье.

Составление рассказа «Что бы ты сделал для поддержания чистоты воздуха в твоем городе».

26


Разнообразие растений.

Разнообразие растений в природе. Деревья, кустарники, травы – их признаки.

Рассказ о растении и его местонахождение на карте страны.

27


Виды растительного мира.

Понятие о декоративных, культурных, лекарственных, комнатных, ядовитых растениях.

Викторина:

« Узнай растение»

28


Растительный мир нашего севера.

Разнообразие растений в природе Архангельской области.

Сообщение

« Растительный мир севера»

29


Красная Книга растительного мира Архангельской области.

Исчезающие виды растений. Причины их исчезновения.


Выпуск стенгазеты:

« Знай и охраняй!»





30


Причины исчезновения растительного мира – вчера и сегодня.

Определение причин исчезновения многих растений прошлого. Суть понятия «борьба за выживание». Определение причин исчезновения современных живых организмов. Выводы (сходство и различие этих причин).

Конкурс рисунков «Береги лес!»

31


Экологические проблемы страны.

Экологические проблемы планеты, страны, города.

Групповая работа: составить «Кодекс сохранения здоровья нашей планеты Земля» и «Кодекс сохранения моего здоровья».

32


Экология Архангельской области.

Экологические проблемы области и города.

Составление плана сохранения природы для нашего края.

33


Повторение.

Мои впечатления.

Ученики делают главные выводы для себя о значении природы в жизни планеты и в жизни каждого человека, делятся впечатлениями.

Составление тестов для проверки знаний друг друга.

Викторина «Знатоки природы».

34


Обобщающий урок.

«Своя игра»

Проверка знаний детей в виде командной игры.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!