СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка по русскому языку и литературе "Открытая книга" "для учащихся 5-7 классов

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа кружка по русскому языку и литературе "Открытая книга" "для учащихся 5-7 классов

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка по русскому языку и литературе "Открытая книга" "для учащихся 5-7 классов»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №17»





Рабочая программа кружка по русскому языку и литературе







Учитель русского языка и литературы

Кафланова З.М.-К.






г. Махачкала – 2016 г


«Даже гениальным педагогам очень непросто

в отведенное время превратить

литературу и русский язык

в интересный и увлекательный предмет»

И. Мурзак.

Хорошее знание языка, свободное владение его ресурсами, любовь к чтению художественной и научно-популярной литературы свидетельствуют о высоко развитых мыслительных способностях человека, его образованности и начитанности. Воспитание художественно-эстетического вкуса, интереса к чтению, формирование языковой личности являются актуальными проблемами воспитания подрастающего поколения в современном обществе. Программа кружка «Открытая книга» призвана на основе занимательности ввести учащихся 5-7 классов в сложный и увлекательный мир русской речи, проникнуть в тайны живого слова, в историю развития родного языка, что будет способствовать развитию мотивации к обучению русскому языку и литературе.  Кроме того, занятия кружка позволят проводить специальную работу с детьми, мотивированными на изучение русского языка, литературы, с целью развития и реализации их интеллектуальных и творческих способностей.

Цель: формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, литературе и культуре, развитие навыков речевой интуиции, воспитание интереса к родному языку, ценнейшему народному достоянию; литературе, важнейшей части культурного богатства человечества.

Задачи программы:

  • воспитание интереса к русскому языку и литературе как к учебным предметам;

  • углубление знаний, умений, навыков по лексике, фразеологии русского языка;

  • развитие мотивации к изучению русского языка и литературы;

  • развитие творческих способностей, критического мышления;

  • совершенствование общего языкового развития и коммуникативной культуры учащихся;

  • расширение и углубление знаний по теории литературы;

  • воспитание читательского вкуса, интереса к чтению литературы, культуры обращения с книгой;

  • обогащение опыта разнообразных читательских переживаний, развитие эмоциональной культуры читателя-школьника;

  • формирование личностного отношения к прочитанному;

  • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

  • формирование у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;

  • развитие умений пользоваться словарями и справочниками по русскому языку, осуществлять поиск информации в сети Интернет по языку и литературе.

В основу отбора текстов для чтения и интерпретации на занятиях кружка положены следующие критерии:

  • соответствие высоким духовным и эстетическим стандартам гуманитарного образования;

  • эмоциональная ценность произведения, опора на предыдущий читательский опыт учащихся;

  • психологические и интеллектуальные возможности, интересы и проблемы школьников определенной возрастной группы.


Общее количество часов: 51ч. При нагрузке 1,5 ч. в неделю.


Календарно-тематический план работы кружка «Открытая книга»


Наименование раздела, темы.

Содержание материала, виды работы на занятии.

Объём часов.

Дата.

Тайна языка и загадки языков. Язык и человек.

Что такое язык? Языковые семьи.

Представления о языке. Что такое языковая семья? Родственные и неродственные языки. Языки подают друг другу руки.

1,5 ч.


Биография нашего письма.

Рождение букв. История создания русской азбуки. Творческая работа «Расшифруй письмо».

1,5 ч.


Занимательная этимология.

«К словам привыкаешь день ото дня, а они первородного смысла полны...» С. Островой. Загадки этимологии. Что такое ономастика? Работа с этимологическим словарём. «Лингвистический брейн-ринг».

1,5 ч.


Русский язык в сети Интернет

Популяризация известных интернет-ресурсов по русскому языку. Дискуссия «Правила общения в сети».

1 ч.


Качества хорошей речи.

Какую речь можно назвать хорошей? Как я могу сделать речь богатой, точной, понятной? Обогащаем свой словарь. Творческая мастерская. Файндворд.

2 ч.


Письменная речь и устная речь.

«Знаки препинания служат нотами при чтении». А. Чехов.

Чудеса пунктуации.

«Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокрёнка» Щерба. Творческая мастерская (переведём на русский).

1,5 ч.


Мир словарей.

«Словарь –это вся вселенная в алфавитном порядке» А. Франц. Квест по лингвистическим словарям.

1,5 ч.


Основы речевой культуры.

Знакомимся с распространёнными лексическими и грамматическими ошибками. Коллективная работа по исправлению ошибок. Игра «Грамотей».

3 ч.


Текст. Как с ним работать?

Текст как речевое произведение. Тема, микротема, основная мысль, ключевые слова, виды связи предложений в тексте. Типы речи. Творческая мастерская «изложение с продолжением».

3 ч.


Умеем ли мы общаться?

Традиционные и современные формы общения, слагаемые общения. Виды общения, условия и правила хорошего слушания. Этика общения.

1 ч.


Изобразительно-выразительные средства языка.

Знакомимся со сравнениями, эпитетами, метафорами, олицетворением, гиперболой, оксюмороном и т.д. Практическая работа «Средства создания образности текста».

3 ч.


Своё и чужое в русском языке.

История развития русского языка. Устаревшие слова. Заимствования, их типы. Почему не склоняется слово? Практическая работа по теме.

1,5 ч.


Владеете ли вы русским языком?

Практическая работа в микро-группах. «Как это по-русски?».

1 ч.


Мир художественного слова. Становление читателя.

Загадки поэзии

Учимся анализировать поэтический текст. Восприятие, истолкование, оценка. Тропика стихотворений.

3 ч.


Основы стихосложения.

Ритм и рифма. Стихи в прозе. Творческая мастерская.

1,5 ч.


Живопись и литература.

В. М. Васнецов и его работы.

1,5 ч.


Музыка и литература.

«Два посвящения» (А. Пушкин и М. Глинка). Романсы на стихи С. Есенина. Басня И. Крылова «Квартет».

1,5 ч.


Праздничные рассказы

Необычный жанр в русской литературе. Ф. Достоевский, А. Чехов, Н. Колосов и праздничные рассказы.

1,5 ч.


Человек и природа в литературе.

Времена года в русской литературе. В.Бианки, М.Пришвин, А. Яшин, В. Астафьев, П. Бажов, Ю. Нагибин, Д. Мамин-Сибиряк, И. Соколов-Микитов. К. Паустовский «Прощание с летом».

3 ч.


«Мы в ответе за тех, кого приручили»

В. Инбер «Сеттер Джек». Д. Даррел и его книги. К. Паустовский «Старик в станционном буфете».

1,5 ч.


Нравственные ценности в жизни героев.

Светлые рассказы О. Генри. Красота души героев.

1,5 ч.


Тема милосердия и сострадания в литературе.

Н. Назаркин «Изумрудная рыбка» (палатные рассказы). Стихи особого детства.

1,5 ч.


Литературная гостиная.

Творческая мастерская «В гостях у …». Обзор сайтов о писателях и поэтах.

3 ч.


«Становление читателя».

Средства характеристики героя. Роль детали в произведениях.

1,5 ч.


Тема детства в русской литературе.

С. Аксаков, Л. Толстой, А. Чехов и др. Н. Заболоцкий «Некрасивая девчонка». Д. Самойлов «Из детства».

1,5 ч.


Эхо войны.

Произведения отечественных поэтов и писателей о Великой Отечественной войне.

1,5 ч.


Современные писатели о главном.

Популярная современная литература для детей.

1,5 ч.


Смех сквозь слёзы.

А. Чехов, М. Зощенко, Н. Тэффи.

1,5 ч.


«Открытая книга»

Творческая мастерская «Мои любимые произведения» (презентация, дневник читателя, эссе, выставка).

1 ч.


Итого: 51 ч.


Список использованной литературы:

  1. Н. В. Безденежных «Новые олимпиады по русскому языку» Феникс, 2015

  2. А. Бойко «Методическое приложение к репродукциям картин русских художников» Айрис Пресс, 2014 г.

  3. А. Леонтьев «Путешествие по карте языков мира» Москва, 2008 г.

  4. В. Я Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин «Фонохрестоматия к учебнику литературы» (5-7 класс) Просвещение, 2014 г.

  5. Ф. П. Сергеев «Речевые ошибки и их предупреждение» Волгоград, издательство «Учитель», 2002 г.

  6. Е. С. Симакова «Выразительность русской речи» «Астрель», 2008 г.

  7. Программа по литературе 5-11 классы Интернет-источник. Режим доступа: http://www.uroki.net/docrus/docrus10.htm