Хорошее знание языка, свободное владение его ресурсами, любовь к чтению художественной и научно-популярной литературы свидетельствуют о высоко развитых мыслительных способностях человека, его образованности и начитанности. Воспитание художественно-эстетического вкуса, интереса к чтению, формирование языковой личности являются актуальными проблемами воспитания подрастающего поколения в современном обществе. Программа кружка «Открытая книга» призвана на основе занимательности ввести учащихся 5-7 классов в сложный и увлекательный мир русской речи, проникнуть в тайны живого слова, в историю развития родного языка, что будет способствовать развитию мотивации к обучению русскому языку и литературе. Кроме того, занятия кружка позволят проводить специальную работу с детьми, мотивированными на изучение русского языка, литературы, с целью развития и реализации их интеллектуальных и творческих способностей.
воспитание интереса к русскому языку и литературе как к учебным предметам;
углубление знаний, умений, навыков по лексике, фразеологии русского языка;
развитие мотивации к изучению русского языка и литературы;
развитие творческих способностей, критического мышления;
совершенствование общего языкового развития и коммуникативной культуры учащихся;
расширение и углубление знаний по теории литературы;
воспитание читательского вкуса, интереса к чтению литературы, культуры обращения с книгой;
обогащение опыта разнообразных читательских переживаний, развитие эмоциональной культуры читателя-школьника;
формирование личностного отношения к прочитанному;
приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
формирование у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;
развитие умений пользоваться словарями и справочниками по русскому языку, осуществлять поиск информации в сети Интернет по языку и литературе.
Наименование раздела, темы. | Содержание материала, виды работы на занятии. | Объём часов. | Дата. |
Тайна языка и загадки языков. Язык и человек. |
Что такое язык? Языковые семьи. | Представления о языке. Что такое языковая семья? Родственные и неродственные языки. Языки подают друг другу руки. | 1,5 ч. | |
Биография нашего письма. | Рождение букв. История создания русской азбуки. Творческая работа «Расшифруй письмо». | 1,5 ч. | |
Занимательная этимология. | «К словам привыкаешь день ото дня, а они первородного смысла полны...» С. Островой. Загадки этимологии. Что такое ономастика? Работа с этимологическим словарём. «Лингвистический брейн-ринг». | 1,5 ч. | |
Русский язык в сети Интернет | Популяризация известных интернет-ресурсов по русскому языку. Дискуссия «Правила общения в сети». | 1 ч. | |
Качества хорошей речи. | Какую речь можно назвать хорошей? Как я могу сделать речь богатой, точной, понятной? Обогащаем свой словарь. Творческая мастерская. Файндворд. | 2 ч. | |
Письменная речь и устная речь. | «Знаки препинания служат нотами при чтении». А. Чехов. Чудеса пунктуации. «Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокрёнка» Щерба. Творческая мастерская (переведём на русский). | 1,5 ч. | |
Мир словарей. | «Словарь –это вся вселенная в алфавитном порядке» А. Франц. Квест по лингвистическим словарям. | 1,5 ч. | |
Основы речевой культуры. | Знакомимся с распространёнными лексическими и грамматическими ошибками. Коллективная работа по исправлению ошибок. Игра «Грамотей». | 3 ч. | |
Текст. Как с ним работать? | Текст как речевое произведение. Тема, микротема, основная мысль, ключевые слова, виды связи предложений в тексте. Типы речи. Творческая мастерская «изложение с продолжением». | 3 ч. | |
Умеем ли мы общаться? | Традиционные и современные формы общения, слагаемые общения. Виды общения, условия и правила хорошего слушания. Этика общения. | 1 ч. | |
Изобразительно-выразительные средства языка. | Знакомимся со сравнениями, эпитетами, метафорами, олицетворением, гиперболой, оксюмороном и т.д. Практическая работа «Средства создания образности текста». | 3 ч. | |
Своё и чужое в русском языке. | История развития русского языка. Устаревшие слова. Заимствования, их типы. Почему не склоняется слово? Практическая работа по теме. | 1,5 ч. | |
Владеете ли вы русским языком? | Практическая работа в микро-группах. «Как это по-русски?». | 1 ч. | |
Мир художественного слова. Становление читателя. |
Загадки поэзии | Учимся анализировать поэтический текст. Восприятие, истолкование, оценка. Тропика стихотворений. | 3 ч. | |
Основы стихосложения. | Ритм и рифма. Стихи в прозе. Творческая мастерская. | 1,5 ч. | |
Живопись и литература. | В. М. Васнецов и его работы. | 1,5 ч. | |
Музыка и литература. | «Два посвящения» (А. Пушкин и М. Глинка). Романсы на стихи С. Есенина. Басня И. Крылова «Квартет». | 1,5 ч. | |
Праздничные рассказы | Необычный жанр в русской литературе. Ф. Достоевский, А. Чехов, Н. Колосов и праздничные рассказы. | 1,5 ч. | |
Человек и природа в литературе. | Времена года в русской литературе. В.Бианки, М.Пришвин, А. Яшин, В. Астафьев, П. Бажов, Ю. Нагибин, Д. Мамин-Сибиряк, И. Соколов-Микитов. К. Паустовский «Прощание с летом». | 3 ч. | |
«Мы в ответе за тех, кого приручили» | В. Инбер «Сеттер Джек». Д. Даррел и его книги. К. Паустовский «Старик в станционном буфете». | 1,5 ч. | |
Нравственные ценности в жизни героев. | Светлые рассказы О. Генри. Красота души героев. | 1,5 ч. | |
Тема милосердия и сострадания в литературе. | Н. Назаркин «Изумрудная рыбка» (палатные рассказы). Стихи особого детства. | 1,5 ч. | |
Литературная гостиная. | Творческая мастерская «В гостях у …». Обзор сайтов о писателях и поэтах. | 3 ч. | |
«Становление читателя». | Средства характеристики героя. Роль детали в произведениях. | 1,5 ч. | |
Тема детства в русской литературе. | С. Аксаков, Л. Толстой, А. Чехов и др. Н. Заболоцкий «Некрасивая девчонка». Д. Самойлов «Из детства». | 1,5 ч. | |
Эхо войны. | Произведения отечественных поэтов и писателей о Великой Отечественной войне. | 1,5 ч. | |
Современные писатели о главном. | Популярная современная литература для детей. | 1,5 ч. | |
Смех сквозь слёзы. | А. Чехов, М. Зощенко, Н. Тэффи. | 1,5 ч. | |
«Открытая книга» | Творческая мастерская «Мои любимые произведения» (презентация, дневник читателя, эссе, выставка). | 1 ч. | |
Итого: 51 ч. |
Н. В. Безденежных «Новые олимпиады по русскому языку» Феникс, 2015
А. Бойко «Методическое приложение к репродукциям картин русских художников» Айрис Пресс, 2014 г.
А. Леонтьев «Путешествие по карте языков мира» Москва, 2008 г.
В. Я Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин «Фонохрестоматия к учебнику литературы» (5-7 класс) Просвещение, 2014 г.
Ф. П. Сергеев «Речевые ошибки и их предупреждение» Волгоград, издательство «Учитель», 2002 г.
Е. С. Симакова «Выразительность русской речи» «Астрель», 2008 г.
Программа по литературе 5-11 классы Интернет-источник. Режим доступа: http://www.uroki.net/docrus/docrus10.htm