СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка по русскому языку «КУЛЬТУРА РЕЧИ»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кружок по русскому языку направлен на развитие речи, повышение уровня культуры речи учащихся 7-8 классов.  Владение грамотной речью является непременным условием активного творчества участия каждого ученика в настоящее время в жизни школы, в будущем в производственной и общественной жизни. Творческие задания, игровые формы проведения занятий стимулируют развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность учащегося.  

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка по русскому языку «КУЛЬТУРА РЕЧИ»»

Муниципальное общеобразовательное казенное учреждение

«Специальная (коррекционная) основная общеобразовательная школа № 22 (VII вида)»

городского округа «город Якутск»

677009 г. Якутск, ул. Рыдзинского, д. 5, факс/телефон 8 (4112) 43-90-28/43-94-68


СОГЛАСОВАНО. УТВЕРЖДАЮ.

Зам. директора по ВР: Директор:

_____________ В.И. Праведных _______________ Л. Ф. Харюзова

« »_________________ 2014г. « »________________ 2014г.




Программа кружка по русскому языку

«КУЛЬТУРА РЕЧИ»


Составитель программы: Учитель русского языка и литературы Праведных В.И.

2014-2015 учебный год





г. Якутск



Пояснительная записка

Цель Владение грамотной речью является непременным условием активного творческого участия каждого ученика в настоящее время в жизни школы, в будущем в производственной и общественной жизни. Необходимо привлекать учащихся к активной борьбе за чистоту и правильность русской речи, так как родной язык не только предмет изучения, но и средство обучения основам всех других наук.

"Кружок культуры речи" по русскому языку в 7-8 классах - это самодеятельное объединение учащихся под руководством учителя русского языка, в рамках которого проводятся систематические занятия с учащимися во внеурочное время.

кружковых занятий - повышение уровня речевой культуры учащихся.

Задачи  курса:

- привитие интереса учащихся к русскому языку;

- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;

- формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме;

- развивать умение учащихся самостоятельно работать с книгами, словарями;

- развитие языкового кругозора, мышления, исследовательских умений;

- воспитание инициативы, целеустремленности;

- способствовать повышению общей языковой культуры;

- активизация работы по формированию навыков выразительного чтения;

- развивать у учащихся стремление следить за правильностью речи, учиться анализировать свою речь и речь своих товарищей с точки зрения её соответствия литературным нормам.

Основные принципы организации кружка:

- принцип добровольности;

- принцип равного права как сильных, так и слабых школьников на участие в любом внеклассном мероприятии по языку;

- принцип индивидуального подхода к учащимся;

- принцип систематичности;

- принцип занимательности;

- принцип укрепления связи обучения с жизнью.

Организация работы кружка

Основой работы кружка по русскому языка является принцип добровольности. Кружок могут посещать как хорошо успевающие учащиеся 7- 8 -х классов, так и все желающие.

На одном из первых уроков русского языка учащимся объявляется, что для желающих будет организован кружок культуры речи, рассказывается, чем будут заниматься учащиеся на кружке, что нового и интересного они узнают, в чем польза кружковых занятий, как они будут проходить. Оптимальное количество для занятий в кружке - от 5 до 15 учащихся.

Работа кружка начинается в середине сентября, а завершается в начале мая. В течение года кружковые занятия увязываются с другими формами внеклассной работы по русскому языку, в подготовке и проведении которых активное участие должны принимать члены кружка.

Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю, продолжительность занятий кружка - 30 мин.

В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

- передавать мысли правильно, точно и выразительно;

- самостоятельно работать с книгами, словарями справками, подбирать материал;

- выступать перед аудиторией, в стенной печати, организовывать вечера, конкурсы; создавать самостоятельные устные или письменные сообщения, использовать при этом изобразительные средства языка;

- вести полемику аргументировать свои суждения, приводить контраргументы; пользоваться основными источниками информации, владеть приемами работы с информацией;

-  выразительно читать: различать звуки в слове, отчётливо произносить слова, различать ударные и безударные слоги, определять границы предложения, повышать и понижать голос, убыстрять и замедлять темп речи.

По данной программе в занимательной, доступной для учащихся форме повышается уровень речевой культуры учащихся. Творческие задания, игровые формы проведения занятий кружка, конференции, телепередачи, диалоги, исследование, комментарии, интервью, репортаж стимулируют развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность учащихся.

Учебно-тематический план



п/п

Название тем курса

Всего часов

Содержание занятия и виды деятельности учащихся

1.

Что такое культура речи?

1

Понятие "культура речи". 2 уровня речевой культуры. Труды Ф.И.Буслаева, К.Д.Ушинского, С.И.Ожегова, Л.В.Щербы, В.В.Виноградова, А.М. Пешковского. Беседа.

2.


Задача культуры речи.

1

4 основных аспекта понятия культуры речи. Лекция, тренировочные упражнения.

3.

4.

5.

Типы речевой культуры.

3

10 типов речи. Диалог с собой. Составление плана. Подбор материала.

6.

Особенности устной публичной речи.

1

Термин "ораторская речь", "публичная речь".

7.

8.

Оратор и его аудитория.

2

Понятие "оратор", "аудитория". Признаки аудитории слушателей.

Навыки и умения оратора.

Работа со словарём. Коллективная работа в группах.

9.

10.

Ораторское искусство России

2

Анализ системы ораторского искусства в России. Труды М.Усачёва, М.Ломоносова, М.М.Сперанского.

Подбор материала.

11.

12.

Произносительные нормы русского языка.

2

Термин "орфоэпия".Основные черты русского литературного произношения. Классификация стилей. Выполнение игровых упражнений.

13.

14.

Требования к правильной речи.

2

Письменная речь. Правильная речь. Язык. Основные требования к правильной речи. Высказывание своей точки зрения.

15.

16.


Интонация.

2

Интонация как семантико-стилистическое средство в русском языке. Основные принципы риторики. Тренировочные упражнения.

17.

18.

Ударение.

2

Синтагматическое членение предложения и логическое ударение. Работа с карточками над синтагматическим ударением. Упражнения с текстами, скороговорками.

19.

20.


Важнейшие показатели уровня речевой культуры личности.

2

Показатели уровня речевой культуры личности. Информативная насыщенность. Логичность речи.

Беседа по вопросам.

21.

22.

Правила художественной декламации.

2

Задачи, цели декламации. Беседа. Чтение стихотворений и отрывков прозаических отрывков.

23.

24.


Словарный состав русского языка.

2

Упражнения в выявлении лексических пластов художественных произведений. Подготовка докладов.

25.

26.

27.
28.

Выразительность русской речи.

4

Понятие "выразительность русской речи". Эпитет. Метафора. Сравнение. Олицетворение. Выполнение тестовых заданий.

29.

30.

Благозвучие.

2

Важное свойство устной речи. Практикум. Исправление ошибок в сочинениях учащихся.

31.

32.
33.

Этикетные формулы русского языка.

3

Установленный порядок поведения. Этикетные формулы русского языка.

Составление памяток. Подбор материала. Игровые задания.

34.

Итоговое занятие в форме конференции учащихся.

1

Подведение итогов работы кружка.

Содержание программы

1. Что такое культура речи? Понятие "культура речи". Два уровня речевой культуры: высший и низший. Труды Ф.И.Буслаева, К.Д.Ушинского, С.И.Ожегова, Л.В.Щербы, В.В.Виноградова, А.М. Пешковского. Важнейшая закономерность культуры языка и мышления, значение культуры речевого поведения в жизни, формирование чувства уместности высказывания.

Форма занятия: беседа.

2. Задача культуры речи. Основные аспекты понятия культуры речи: коммуникативный, нормативный и этический компоненты. Этикет как внешняя оболочка высказывания. Язык - постоянно изменяющаяся система.

Форма занятия: лекция.

3. Типы речевой культуры. Классификация типов речи. Значение внутреннего диалога в жизни человека.

Форма занятия: беседа.

4. Особенности устной публичной речи. Основа ораторского искусства. Публичная речь.

Форма занятия: беседа.

5. Оратор и его аудитория. Понятие "оратор", "аудитория". Признаки аудитории слушателей. Навыки и умения оратора.

Форма занятия: турнир.

6. Ораторское искусство России. Анализ системы ораторского искусства в России. Труды М.Усачёва, М.В.Ломоносова, М.М.Сперанского.

Форма занятия: устный журнал.

7. Произносительные нормы русского языка. Термин "орфоэпия". Основные черты русского литературного произношения. Полный и неполный стили произношения. Классификация стилей.

Форма занятия: игра.

8. Требования к правильной речи. Письменная речь. Правильная речь. Язык. Основные требования к правильной речи.

Форма занятия: интерактивный опрос "микрофон".

9. Интонация. Интонация как семантико-стилистическое средство в русском языке. Основные принципы риторики.

Форма занятия: практическая работа на основе различных печатных пособий.

10. Ударение. Синтагматическое членение предложения. Логическое ударение.

Форма занятия: практическая.

11. Важнейшие показатели уровня речевой культуры личности. Показатели уровня речевой культуры личности. Информативная насыщенность. Логичность речи. Точность и ясность речи. Чистота речи.

Форма занятия: дискуссия.

12. Правила художественной декламации. Задачи, цели декламации.

Форма занятия: беседа.

13. Словарный состав русского языка. Лексические пласты художественных произведений.

Форма занятия: беседа.

14. Выразительность русской речи. Понятие "выразительность русской речи". Эпитет. Метафора. Сравнение. Олицетворение.

Форма занятия: лекция, тест.

15. Благозвучие. Важное свойство устной речи.

Форма занятия: практикум.

16. Этикетные формулы русского языка. Установленный порядок поведения. Этикетные формулы русского языка.

Форма занятия: ролевая игра.

17. Итоговое занятие в форме конференции учащихся. Подведение итогов работы кружка.

Форма занятия: викторина.































Список использованных источников и литературы

1. Григорян, Л.Т. Язык мой - друг мой. ( Материалы для внеклассной работы по рус.яз.).Пособие для учителей.- М.: Просвещение, 2004

2. Кривоплясова, М. Е. Русский язык и литература. Средства и приемы выразительной речи. - 5-9 классы: тренинговые задания на уроках. - Волгоград: Учитель, 2007.

3. Москвин, В. П. Стилистика русского языка: Приемы и средства выразительной и образной речи (общая классификация). Ч. I , II: Пособие для студентов. - Волгоград: Учитель, 2004.

4. Мурашов, А.А. Культура речи: Учебное пособие / А.А.Мурашов.- 3-е изд., стер.- М.: Издательство МПСИ; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", -2006.

5. Плёнкин, Н.А. Уроки развития речи: 5-9 кл.: Кн. для учителя : Из опыта работы. - М.: Просвещение, 2004

6. Программы для общеобразовательных школ: Русский язык. 5-9 кл. / сост. Л.М.Рыбченкова. - М.: Дрофа, 2001.

7. Ситникова, Л. Н. Сочинения по русскому языку и литературе для учащихся 5-8 классов. - Волгоград: Учитель, 2003.

8. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. проф. В.И.Максимова.- М.: Гардарики,2002.- 413с.

9. Современная энциклопедия. Этикет/ Авт.сост. И.Е.Гусев - Минск- Харвест, 2007.

10. Формановская, Н.И. Вы сказали: " Здравствуйте!" ( Речевой этикет в нашем общении.) - М.: Знание, 2007.-160 с.

























Календарно-тематическое планирование

7 класс

№ п/п

Тема

Содержание занятия и виды деятельности учащихся

Дата

1.

Что такое культура речи?

Понятие "культура речи". 2 уровня речевой культуры. Труды Ф.И.Буслаева, К.Д.Ушинского, С.И.Ожегова, Л.В.Щербы, В.В.Виноградова, А.М. Пешковского. Беседа.

11.09

2.

Задача культуры речи.

4 основных аспекта понятия культуры речи. Лекция, тренировочные упражнения.

25.09

3.


Типы речевой культуры.

10 типов речи.

09.10

4.

Типы речевой культуры.

Диалог с собой.

23.10

5.

Типы речевой культуры.

Составление плана. Подбор материала.

13.11

6.

Оратор и его аудитория.

Понятие "оратор", "аудитория". Признаки аудитории слушателей.

Работа со словарём.

27.11

7.

Оратор и его аудитория.

Навыки и умения оратора. Коллективная работа в группах.

11.12

8.

Особенности устной публичной речи.

Термин "ораторская речь", "публичная речь".

25.12

9.

Ораторское искусство России

Анализ системы ораторского искусства в России. Труды М.Усачёва, М.Ломоносова, М.М.Сперанского.

Подбор материала.

22.01

10.

Ораторское искусство России

Анализ системы ораторского искусства в России. Труды М.Усачёва, М.Ломоносова, М.М.Сперанского.

Подбор материала.

12.02

11.

Произносительные нормы русского языка.

Термин "орфоэпия". Основные черты русского литературного произношения.

26.02

12

Произносительные нормы русского языка.

Классификация стилей. Выполнение игровых упражнений.

12.03

13.

Требования к правильной речи.

Письменная речь. Правильная речь. Язык.

09.04

14.

Интонация.

Интонация как семантико-стилистическое средство в русском языке.

23.04

15.

Интонация.

Основные принципы риторики. Тренировочные упражнения.

14.05

16.

Итоговое занятие

Подведение итогов работы кружка.

28.05





8 класс

№ п/п

Тема

Содержание занятия и виды деятельности учащихся

Дата

1.

Ударение.

Синтагматическое членение предложения и логическое ударение. Работа с карточками над синтагматическим ударением. Упражнения с текстами, скороговорками.


2.

Важнейшие показатели уровня речевой культуры личности.

Показатели уровня речевой культуры личности. Лекция.


3.


Важнейшие показатели уровня речевой культуры личности.

Информативная насыщенность. Логичность речи.

Беседа по вопросам.


4.

Правила художественной декламации.

Задачи, цели декламации. Беседа.


5.

Правила художественной декламации.

Чтение стихотворений и отрывков прозаических отрывков.


6.

Словарный состав русского языка.

Упражнения в выявлении лексических пластов художественных произведений.


7.

Словарный состав русского языка.

Подготовка докладов.


8.

Выразительность русской речи.

Понятие "выразительность русской речи".


9.

Выразительность русской речи.

Эпитет.


10.

Выразительность русской речи.

Метафора.


11.

Выразительность русской речи.

Сравнение. Олицетворение. Выполнение тестовых заданий.


12

Благозвучие.

Важное свойство устной речи. Практикум.


13.

Благозвучие.

Исправление ошибок в сочинениях учащихся

.

14.

Этикетные формулы русского языка.

Установленный порядок поведения. Этикетные формулы русского языка.

Составление памяток. Подбор материала.


15.

Этикетные формулы русского языка.

Этикетные формулы русского языка.

Составление памяток. Подбор материала.


16.

Этикетные формулы русского языка.

Этикетные формулы русского языка. Подбор материала. Игровые задания.


17.

Итоговое занятие

Подведение итогов работы кружка.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!