СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка по шашкам

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности. Кружок "Шашки" разработан для проведения занятий в 4-6 классах.

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка по шашкам»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа кружка «Чудо-шашки» имеет связь с учебными предметами: математика и физическая культура. Программа предназначена для шашечного кружка и предусматривает изучение детьми материала по теории и истории шашек, участие в соревнованиях, организационно - судейскую практику. В кружке ведётся работа по правильной организации досуга школьников, воспитанию у них общественной активности, развитию норм и принципов нравственного поведения. В процессе занятий шашками обучающиеся получают целый комплекс полезных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и жизни. Занятия шашками развивают у детей мышление, память, внимание, творческое воображение, наблюдательность, строгую последовательность рассуждений. На протяжении всего периода обучения юные шашисты овладевают важными логическими операциями: анализом и синтезом, сравнением, обобщением, обоснованием выводов. Курс «Чудо – шашки» содержит материал для ознакомления детей с русскими шашками, шашечными понятиями. Формы занятий: беседа, практические занятия, дискуссия, творческая группа, соревнования по шашкам среди сверстников, участие в интеллектуальных играх. Виды деятельности: работа в творческих группах, решение комбинаций, знакомство с шашечной теорией, участие в играх, шашечных турнирах и других. Форма занятий: коллективная, групповая и индивидуальная в зависимости от темы занятия.

При составлении программы «Чудо-шашки» использованы следующие документы:

- Закон “Об образовании в Российской Федерации” от 29.12.2012 года №273-Ф3 (с изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18декабря 2012 г.,29 декабря 2014 г., 18 мая 2015г).

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального и общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября2009 г. N 373) с изменениями и дополнениями от 26 ноября 2010 г., 22 сентября 201 1 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., от 31.12.2015 № 1576

- Санитарные правила СанПиН 2.4.2.2821-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях” (постановление Главного санитарного врача России от 29.12.2010 №189, зарегистрированное в Минюсте России 03.03.2011 №189).

- Письмо Минобрнауки России от 14.12.2015 N 09-356 "О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ" (вместе с "Методическими рекомендациями по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ")

- Письмо Министерства просвещения РФ от 7 мая 2020 г. № ВБ-976/04 “О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий”


РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Содержание предмета “Чудо-шашки” разделено на несколько уровней. Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний о правилах, шашечном кодексе. Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Освоение знаний идет преимущественно в игровой методике. Дети осваивают понятия: оппозиция, зажим, окружение и другие. В процессе обучения осваиваются такие УУД:

Личностные:

  • оценивать разные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей шашечной игры;

  • оценивать конкретные ходы хорошие или плохие;

  • умение выражать свои эмоции;

  • определять и форм кровать цель деятельности с помощью учителя;

  • проговаривать последовательность действий во время занятия;

  • учиться работать по определенному алгоритму

  • Познавательные:

  • уметь делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  • сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным и самостоятельно выбранным основаниям;

  • осуществлять поиск необходимой информации в специальной и учебной литературе для выполнения заданий и решения задач;

  • задавать вопросы, экспериментировать, устанавливать причинно-следственные связи.

  • Коммуникативные:

  • умение оформлять свои мысли на практике

  • слушать и понимать речь других;

  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведениях общения и следовать им;

  • учиться работать в паре, группе;

  • выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Календарно-тематическое планирование

Дата

Тема


Универсальные учебные действия

Содержание

Форма организации учебного занятия

Шахматная доска и фигуры (2 ч)

1.


Место шашек в мировой культуре


Регулятивные: определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками. Познавательные: сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным и самостоятельно выбранным основаниям. Коммуникативные: стараться договариваться, уметь уступать, находить общее решение при работе в паре и группе

Роль шашек в воспитании и развитии личности. Особенности психологической подготовки юного шашиста. Понятие о здоровом образе жизни. Шахматная доска. Поля, линии, их обозначение. Легенда о возникновении шашек.

Беседа, видео.

2.


Шахматная доска. Поля, линии, их обозначение.

Ходы и взятие фигур (4 ч)

3.


Ходы пешкой.

Регулятивные: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации в специальной и учебной литературе для выполнения заданий и решения задач. Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве уметь работать по предложенному плану, используя необходимые средства.

Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

Видео, лекция, настольные игры.

4.


Упражнения на выполнение ходов пешками.

5.


Маршруты движения фигур.

6.


Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

Цель и результат шашечной партии (4 ч).



7.


Обучение алгоритму хода.

Регулятивные: уметь работать по предложенному плану, используя необходимые средства. Познавательные: задавать вопросы, экспериментировать, устанавливать причинно-следственные связи (в рамках доступного). Коммуникативные: уметь в рамках совместной учебной деятельности слушать других, высказывать свою точку зрения, вступать в беседу, на уроке, в жизни

Способы защиты. Обучение алгоритму хода. Открытые и двойные ходы. Выигрыш, ничья, виды ничьей. Решение упражнений на выигрыш в различное количество ходов.

Лекция, беседа, настольные игры.

8.


Открытые и двойные ходы.

9.


Выигрыш, ничья, виды ничьей.

10


Решение упражнений на выигрыш в различное количество ходов.

Общие принципы разыгрывание партии (6 ч)

11


Понятие о шашечном турнире.


Регулятивные: уметь работать по предложенному плану, используя необходимые средства (учебник, тетрадь открытий). Познавательные: задавать вопросы, экспериментировать, устанавливать причинно-следственные связи (в рамках доступного). Коммуникативные: уметь в рамках совместной учебной деятельности слушать других, высказывать свою точку зрения, вступать в беседу, на уроке, в жизни

Понятие о шашечном турнире. правила поведения при игре в шашечных турнирах. Правила поведения в соревнованиях. Спортивная квалификация. Анализ учебных партий, игровая практика.

Видео, беседа, настольные игры.

12


Правила поведения при игре в шашечных турнирах.

13


Анализ учебных партий.

14


Правила поведения в соревнованиях.

15


Анализ учебных партий.

16


Игровая практика.

Особенности хода «дамки» (2 ч)

17


Понятие «Дамка»


Регулятивные: определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками. Познавательные: использовать готовые и создавать в сотрудничестве с другими учениками и учителем знаково-символические средства для описания свойств качеств изучаемых объектов. Коммуникативные: способность при работе в паре контролировать, корректировать, оценивать действия партнёра

Упражнения на выполнение ходов дамкой. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

Беседа, настольные игры.

18


Упражнения на выполнение ходов дамкой.

Тактические приемы и особенности их применения (8 ч)

19


Слабость крайней горизонтали.


Регулятивные: определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации в специальной и учебной литературе для выполнения заданий и решения задач. Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве перекрытия, освобождение пространства, уничтожение защиты.

Слабость крайней горизонтали, двойной удар, открытое нападение, связка, виды связок и защита от неё. Завлечение, отвлечение, разрушение пешечного перекрытия. Игровая практика. Понятие о комбинации. Решение тестовых позиций, содержащих тактические удары на определенную и на неизвестную темы.

Видео, беседа, настольные игры.

20


Слабость крайней горизонтали.

21


Двойной удар

22


Открытое нападение

23


Понятие о комбинации.

24


Завлечение, отвлечение, разрушение пешечного перекрытия.


25


Освобождение пространств а, уничтожение защиты.

26


Решение тестовых позиций, содержащих тактические удары на определенну ю и на неизвестную темы.

Игра «Уголки » (2 ч )


27


Правила игры «Уголки »

Регулятивные : оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки . Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации в специальной и учебной литературе для выполнения заданий и решения задач . Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве уметь работать по предложенному плану, используя необходимые средства.


Беседа, настольные игры.

28


Игровая практика «Уголки »

Игра «Поддавки» (2 ч)


29


Правила игры «Поддавки»

Регулятивные: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации в специальной и учебной литературе для выполнения заданий и решения задач. Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве уметь работать по предложенному плану, используя необходимые средства


Беседа, видео, настольные игры.

30


Игровая практика. «Поддавки»

Шашечный турнир (4 ч)


31


Правила шашечного турнира

Регулятивные: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации в специальной и учебной литературе для выполнения заданий и решения задач . Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве уметь работать по предложенному плану, используя необходимые средства.


Показательные выступления опытных спортсменов. Презентация успехов юных шашистов с приглашением родителей учащихся.

Настольные игры.

32


Шашечный турнир (игра в парах)

33


Шашечный турнир (игра в парах)

34


Шашечный турнир (командная игра)

Литература

• Пожарский В.А. Шахматный учебник / В.А. Пожарский – М.,1996

• Тимофеев А.А. Межпредметные связи шашек как учебного предмета в начальной школе // Шахматный всеобуч – 1996 - №3

• Тимофеев А.А Общие подходы к концепции «Шашки как учебный предмет» в начальной школе// Начальное образование. – 2006. - №4 Список используемой литературы для учителя

• Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. стандарты второго поколения. Москва «Просвещение» 2011Пожарский В.А. Шахматный учебник / В.А. Пожарский – М.,1996

• Тимофеев А.А. Межпредметные связи шашек как учебного предмета в начальной школе // Шахматный всеобуч – 1996 - №3

• Тимофеев А.А Общие подходы к концепции «Шашки как учебный предмет» в начальной школе// Начальное образование. – 2006. - №4

Интернет-ресурсы:

http://sport.ch-lib.ru/shashki.html

http://www.shashkivsem.ru/shashki-v-internet