ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа кружка «Чудо-шашки» имеет связь с учебными предметами: математика и физическая культура. Программа предназначена для шашечного кружка и предусматривает изучение детьми материала по теории и истории шашек, участие в соревнованиях, организационно - судейскую практику. В кружке ведётся работа по правильной организации досуга школьников, воспитанию у них общественной активности, развитию норм и принципов нравственного поведения. В процессе занятий шашками обучающиеся получают целый комплекс полезных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и жизни. Занятия шашками развивают у детей мышление, память, внимание, творческое воображение, наблюдательность, строгую последовательность рассуждений. На протяжении всего периода обучения юные шашисты овладевают важными логическими операциями: анализом и синтезом, сравнением, обобщением, обоснованием выводов. Курс «Чудо – шашки» содержит материал для ознакомления детей с русскими шашками, шашечными понятиями. Формы занятий: беседа, практические занятия, дискуссия, творческая группа, соревнования по шашкам среди сверстников, участие в интеллектуальных играх. Виды деятельности: работа в творческих группах, решение комбинаций, знакомство с шашечной теорией, участие в играх, шашечных турнирах и других. Форма занятий: коллективная, групповая и индивидуальная в зависимости от темы занятия.
При составлении программы «Чудо-шашки» использованы следующие документы:
- Закон “Об образовании в Российской Федерации” от 29.12.2012 года №273-Ф3 (с изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18декабря 2012 г.,29 декабря 2014 г., 18 мая 2015г).
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального и общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября2009 г. N 373) с изменениями и дополнениями от 26 ноября 2010 г., 22 сентября 201 1 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., от 31.12.2015 № 1576
- Санитарные правила СанПиН 2.4.2.2821-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях” (постановление Главного санитарного врача России от 29.12.2010 №189, зарегистрированное в Минюсте России 03.03.2011 №189).
- Письмо Минобрнауки России от 14.12.2015 N 09-356 "О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ" (вместе с "Методическими рекомендациями по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ")
- Письмо Министерства просвещения РФ от 7 мая 2020 г. № ВБ-976/04 “О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий”
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Содержание предмета “Чудо-шашки” разделено на несколько уровней. Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний о правилах, шашечном кодексе. Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Освоение знаний идет преимущественно в игровой методике. Дети осваивают понятия: оппозиция, зажим, окружение и другие. В процессе обучения осваиваются такие УУД:
Личностные:
оценивать разные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей шашечной игры;
оценивать конкретные ходы хорошие или плохие;
умение выражать свои эмоции;
определять и форм кровать цель деятельности с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий во время занятия;
учиться работать по определенному алгоритму
Познавательные:
уметь делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным и самостоятельно выбранным основаниям;
осуществлять поиск необходимой информации в специальной и учебной литературе для выполнения заданий и решения задач;
задавать вопросы, экспериментировать, устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные:
умение оформлять свои мысли на практике
слушать и понимать речь других;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведениях общения и следовать им;
учиться работать в паре, группе;
выполнять различные роли (лидера исполнителя).
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата | Тема | Универсальные учебные действия | Содержание | Форма организации учебного занятия |
Шахматная доска и фигуры (2 ч) |
1. | | Место шашек в мировой культуре | | Регулятивные: определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками. Познавательные: сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным и самостоятельно выбранным основаниям. Коммуникативные: стараться договариваться, уметь уступать, находить общее решение при работе в паре и группе | Роль шашек в воспитании и развитии личности. Особенности психологической подготовки юного шашиста. Понятие о здоровом образе жизни. Шахматная доска. Поля, линии, их обозначение. Легенда о возникновении шашек. | Беседа, видео. |
2. | | Шахматная доска. Поля, линии, их обозначение. |
Ходы и взятие фигур (4 ч) |
3. | | Ходы пешкой. | Регулятивные: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации в специальной и учебной литературе для выполнения заданий и решения задач. Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве уметь работать по предложенному плану, используя необходимые средства. | Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. | Видео, лекция, настольные игры. |
4. | | Упражнения на выполнение ходов пешками. |
5. | | Маршруты движения фигур. |
6. | | Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. |
Цель и результат шашечной партии (4 ч). | | |
7. | | Обучение алгоритму хода. | Регулятивные: уметь работать по предложенному плану, используя необходимые средства. Познавательные: задавать вопросы, экспериментировать, устанавливать причинно-следственные связи (в рамках доступного). Коммуникативные: уметь в рамках совместной учебной деятельности слушать других, высказывать свою точку зрения, вступать в беседу, на уроке, в жизни | Способы защиты. Обучение алгоритму хода. Открытые и двойные ходы. Выигрыш, ничья, виды ничьей. Решение упражнений на выигрыш в различное количество ходов. | Лекция, беседа, настольные игры. |
8. | | Открытые и двойные ходы. |
9. | | Выигрыш, ничья, виды ничьей. |
10 | | Решение упражнений на выигрыш в различное количество ходов. |
Общие принципы разыгрывание партии (6 ч) |
11 | | Понятие о шашечном турнире. | | Регулятивные: уметь работать по предложенному плану, используя необходимые средства (учебник, тетрадь открытий). Познавательные: задавать вопросы, экспериментировать, устанавливать причинно-следственные связи (в рамках доступного). Коммуникативные: уметь в рамках совместной учебной деятельности слушать других, высказывать свою точку зрения, вступать в беседу, на уроке, в жизни | Понятие о шашечном турнире. правила поведения при игре в шашечных турнирах. Правила поведения в соревнованиях. Спортивная квалификация. Анализ учебных партий, игровая практика. | Видео, беседа, настольные игры. |
12 | | Правила поведения при игре в шашечных турнирах. |
13 | | Анализ учебных партий. |
14 | | Правила поведения в соревнованиях. |
15 | | Анализ учебных партий. |
16 | | Игровая практика. |
Особенности хода «дамки» (2 ч) |
17 | | Понятие «Дамка» | | Регулятивные: определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками. Познавательные: использовать готовые и создавать в сотрудничестве с другими учениками и учителем знаково-символические средства для описания свойств качеств изучаемых объектов. Коммуникативные: способность при работе в паре контролировать, корректировать, оценивать действия партнёра | Упражнения на выполнение ходов дамкой. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. | Беседа, настольные игры. |
18 | | Упражнения на выполнение ходов дамкой. |
Тактические приемы и особенности их применения (8 ч) |
19 | | Слабость крайней горизонтали. | | Регулятивные: определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации в специальной и учебной литературе для выполнения заданий и решения задач. Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве перекрытия, освобождение пространства, уничтожение защиты. | Слабость крайней горизонтали, двойной удар, открытое нападение, связка, виды связок и защита от неё. Завлечение, отвлечение, разрушение пешечного перекрытия. Игровая практика. Понятие о комбинации. Решение тестовых позиций, содержащих тактические удары на определенную и на неизвестную темы. | Видео, беседа, настольные игры. |
20 | | Слабость крайней горизонтали. |
21 | | Двойной удар |
22 | | Открытое нападение |
23 | | Понятие о комбинации. |
24 | | Завлечение, отвлечение, разрушение пешечного перекрытия. | |
25 | | Освобождение пространств а, уничтожение защиты. |
26 | | Решение тестовых позиций, содержащих тактические удары на определенну ю и на неизвестную темы. |
Игра «Уголки » (2 ч ) | |
27 | | Правила игры «Уголки » | Регулятивные : оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки . Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации в специальной и учебной литературе для выполнения заданий и решения задач . Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве уметь работать по предложенному плану, используя необходимые средства. | | Беседа, настольные игры. |
28 | | Игровая практика «Уголки » |
Игра «Поддавки» (2 ч) | |
29 | | Правила игры «Поддавки» | Регулятивные: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации в специальной и учебной литературе для выполнения заданий и решения задач. Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве уметь работать по предложенному плану, используя необходимые средства | | Беседа, видео, настольные игры. |
30 | | Игровая практика. «Поддавки» |
Шашечный турнир (4 ч) | |
31 | | Правила шашечного турнира | Регулятивные: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации в специальной и учебной литературе для выполнения заданий и решения задач . Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве уметь работать по предложенному плану, используя необходимые средства. | Показательные выступления опытных спортсменов. Презентация успехов юных шашистов с приглашением родителей учащихся. | Настольные игры. |
32 | | Шашечный турнир (игра в парах) |
33 | | Шашечный турнир (игра в парах) |
34 | | Шашечный турнир (командная игра) |
Литература
• Пожарский В.А. Шахматный учебник / В.А. Пожарский – М.,1996
• Тимофеев А.А. Межпредметные связи шашек как учебного предмета в начальной школе // Шахматный всеобуч – 1996 - №3
• Тимофеев А.А Общие подходы к концепции «Шашки как учебный предмет» в начальной школе// Начальное образование. – 2006. - №4 Список используемой литературы для учителя
• Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. стандарты второго поколения. Москва «Просвещение» 2011Пожарский В.А. Шахматный учебник / В.А. Пожарский – М.,1996
• Тимофеев А.А. Межпредметные связи шашек как учебного предмета в начальной школе // Шахматный всеобуч – 1996 - №3
• Тимофеев А.А Общие подходы к концепции «Шашки как учебный предмет» в начальной школе// Начальное образование. – 2006. - №4
Интернет-ресурсы:
http://sport.ch-lib.ru/shashki.html
http://www.shashkivsem.ru/shashki-v-internet