ГБОУ АО «Киземская СКОШИ»
Дополнительная
общеобразовательная программа
"Поделки из бросового материала"
для детей с ОВЗ.
(Возраст детей 7-14 лет)
Срок реализации - 1 год
Автор программы: воспитатель Дадыко Татьяна Юрьевна
2018г.
Пояснительная записка
Работа с разными бросовыми материалами имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребенка, способствует развитию мелкой моторики рук.
Используемые в программе виды труда способствуют воспитанию нравственных качеств: трудолюбия, воли, дисциплинированности, желания трудится.
Дети усваивают систему политехнических понятий, познают свойства материалов, овладевают технологическими операциями, учатся применять теоретические знания на практике. Украшая свои изделия, учащиеся приобретают определенные эстетические вкусы.
Бросовый материал даёт огромные возможности для осуществления фантазий. Самое интересное, что такой материал для поделок в этом случае находится под рукой. Для того, чтобы смастерить что-то занятное, не нужно идти в магазин, ехать в лес или идти в парк и собирать природный материал. Все необходимое можно найти у себя в бытовых твердых отходах или в дальнем пыльном закутке гаража. Яичные контейнеры, скорлупа, фантики, коктейльные трубочки, пластиковые и стеклянные бутылки, твердые пакеты из-под молочных продуктов, соков и многое другое являются прекрасным, бесплатным поделочным материалом. В процессе работы дети приобретают трудовые умения и навыки, развивают творческое воображение и конструктивное мышление, осваивают способы работы с различными инструментами, подходящими именно к тому материалу, с которым в данный момент работают. Таким образом, поделки из бросового материала помогут детям ценить каждую мелочь. И главное — включать свое воображение и фантазию относительно того, как можно использовать тот или иной бросовый материал. Кроме того, давая «вторую жизнь» пластиковым бутылкам, мы уменьшаем количество мусора на нашей планете. А ещё этот материал для творчества достаётся нам совершенно бесплатно. Практическая работа с разнообразным бросовым материалом побуждает детей к творчеству, предусматривает развитие навыков ручного труда, конструирования, знакомит с приёмами работы различными инструментами, учит осторожному обращению с ними, способствует развитию координации движений пальцев, развивает мелкую моторику пальцев, воспитывает усидчивость и самостоятельность. Многие из предложенных поделок предполагают использование их в быту, и важным моментом при их изготовлении является прочность конструкции. Работая с разными материалами, дети знакомятся с их свойствами, разнообразной структурой, приобретают трудовые навыки и умения, учатся мыслить. Некоторые операции требуют приложения усилий, использования наиболее опасных инструментов, особенно в подготовительной стадии, и этот этап работы педагог берёт на себя.
Цель:
Развитие эмоционально – образного и художественно – творческого мышления.
Задачи:
развивать эмоциональную сферу ребенка, чувства прекрасного, творческих способностей, формировать коммуникативную и общекультурную компетенцию;
научить детей основным техникам изготовления поделок;
овладение учащимися навыками продуктивной, индивидуальной и коллективной деятельности;
овладение навыками межличностного общения;
воспитывать бережное отношение к природе, навыков соблюдать порядок и чистоту в окружающей действительности.
Должны знать и уметь:
Применение бросового материала.
Подбирать материал, учитывая его форму, величину, цвет.
Название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона, клеенки и других материалов.
Уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить изделие.
Правила общения.
Правила безопасности труда.
Правила личной гигиены.
Соблюдать порядок и чистоту в окружающей действительности.
Формы проведения занятий :
Групповая;
Индивидуальная;
Комбинированная;
Совместная работа детей с педагогом;
Экскурсия;
Конкурс;
Отчетная выставка , участие в выставочных мероприятиях иных учреждений,
Занятия по данной программе состоят из практической и теоретической частей, причем большее количество времени занимает практическая часть.
Методы работы:
Словесный метод - на теоретических и практических занятиях (объяснение, рассказ, беседа, сказка).
Игровой метод - для активизации трудовой деятельности и лучшего усвоения навыков ручного труда.
Наглядный метод - для концентрации внимания и формирования у обучающихся умения планировать свою предстоящую работу.
Последовательный метод- позволяет реже прибегать к прямому обучению, так как ранее усвоенный материал повторяется в той или иной форме
Познавательный метод- формирует у обучающихся навыки самостоятельной работы, способствует активному применению ранее полученных знаний, развивает мыслительную деятельность.
Репродуктивный метод- закрепляет навыки последовательной работы.
Метод коллективной, творческой деятельности- позволяет развивать творческое мышление, учит решать поставленные задачи совместно с коллективом единомышленников.
Обьяснительно-иллюстративный метод;
Частично-поисковый метод;
Метод самостоятельной работы;
Создание ситуации успеха;
Метод поощрения;
Срок реализации - 1 год ( 2 ч. в неделю, итого - 51 час )
Возраст детей – от 7 до 14 лет
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Количество часов | Месяц |
1 | Вводное занятие. Инструктаж. | 1ч | октябрь |
2-3 | Сбор бросового материала. Рассматривание образцов игрушек. Объяснение преимуществ этих игрушек. | 2ч | октябрь |
4-5 | Общее понятие о пластиковых бутылках. Изготовление бабочек из пластиковых бутылок. | 2ч | октябрь |
6-7 | Работа со стеклянными банками: сад в бутылке. Декор вазы для цветов | 2ч | октябрь |
8-9 | Скорлупа яичная: тюльпаны из скорлупы. Панно из скорлупы. | 2ч | октябрь |
10-11 | Общее понятие о бусинах. Декор ведёрка из–под мороженого бусинками | 2ч | ноябрь |
12-13 | Органайзер из коробки. Игольница из конфетных коробок. | 2ч | ноябрь |
14-15 | Работа с пуговицами. Пуговичное дерево. Уточка из пуговиц. | 2ч | ноябрь |
16-17 | Работа с фантиками. Аппликация из фантиков: ёлочные шары, снеговик . | 2ч | декабрь |
18-19 | Ёлочка из зелёных тетрадных обложек. Украшение ёлочки. | 2ч | декабрь |
20-21 | Ёлочка из коктейльных трубочек. | 2ч | декабрь |
22-23 | Символ года из коктейльных трубочек | 2ч | декабрь |
24-26 | Работа с лентами. Цветок-заколка из лент для сестрёнки. Панно из цветов. | 3ч | январь |
27-29 | Работа с лоскутками. Групповая работа из лоскутков: «Змея». Ручное шитьё. | 3ч | январь |
30-31 | Животные из пробок. Аппликация. | 2ч | февраль |
32- 35 | Групповая работа. Картина из крышечек от пластмассовых бутылок к 23 февраля | 4ч | февраль |
36- 37 | Работа с бобинами. Подарок в виде 8ки маме. Органайзер из бобин для малышей. | 2ч | февраль |
38-39 | Аппликация из ватных дисков. Подарок маме . | 2ч | март |
40-42 | Работа с мятыми газетами. Дерево счастья. Мимоза | 3ч | март |
43-44 | Игрушки из скорлупы ореха :вертолёт, кораблик, сова, рыба, черепаха. | 2ч | апрель |
45-46 | Колокольчики из пластиковых бутылок | 2ч | апрель |
47-48 | Изготовление пасхального яйца из бумажных салфеток. | 2ч | апрель |
49-50 | Групповая работа . Панно из ракушек «Аквариум» | 2ч | апрель |
51 | Выставка лучших работ. Подведение итогов кружка | 1ч | апрель |
.
Литература:
1. Учебное пособие для руководителей кружков.
2.И.Г. Майорова. Трудовое обучение в начальных классах
3. Н. Докучаева. Мастерим бумажный мир.
4. С. Шухова. Поделки из всякой всячины
5. Н. Сарафонова. Подарки к праздникам
6. М. Нагибина. Чудеса для детей из ненужных вещей.
7.Интернет ресурсы
.