Формирование правильного отношения учеников со зрительной депривацией к природе является новой педагогической задачей в ее качественном осуществлении, в насыщенности коррекционного воздействия на процесс познания. Недостаток, односторонний характер или ограниченность зрительной информации, которую получают слепые и слабовидящие школьники при общении с природой, при наблюдении биологических объектов и явлений затрудняют процесс формирования полноценных биологических знаний. Представления слабовидящих учащихся об окружающем мире неполны, фрагментарны, а в ряде случаев искажены, что, в свою очередь, ведет к неадекватному мышлению, к ослаблению практического участия в природоохранительных мероприятиях, в доступных видах сельскохозяйственного труда, исследовательской деятельности.
У детей с нарушениями зрения ограничены практический опыт и непосредственное чувственное восприятие природы, функционально бедны наблюдательные процессы и сравнительные оценки. Вследствие этого их представления и мышление пополняются чужим опытом, их мыслительные процессы не столь насыщены и полны по сравнению с аналогичными процессами зрячих одноклассников.
Нарушение зрения у детей не должно являться причиной ослабления биологического образования учащихся, напротив, чем шире общение слепого и слабовидящего ребенка с природой, тем более достоверными и адекватными будут представления учащихся об окружающем их реальном мире, глубже понятия и арсенал мыслительной деятельности.
С этой целью для слабовидящих учащихся 8-12 классов создан кружок «Прикладная биология и экология». Благодаря занятиям в этом кружке школьники смогут расширить свои знания и навыки в области практической биологии, получат возможность наряду с нормальновидящими сверстниками участвовать в городских природоохранительных и научно-исследовательских мероприятиях; научиться общаться с природой и, развивая сохранные виды чувствительности, постигать ее красоту.
Практическое значение биологии. Опыты и наблюдения как методы исследования в биологии, экологический мониторинг. Оформление отчетов, рефератов, исследовательских работ, дневников, проектов.
Изготовление самодельных пособий: правила сбора и хранения биологического материала, изготовление гербариев и коллекций, определение растений и животных.
Комнатные, древесно-кустарниковые породы, цветочно-декоративные, сельскохозяйственные культуры, их выращивание и значение (гигиеническое, познавательное, эстетическое, нравственное, экономическое). Значение озеленения для сохранения и улучшения среды жизни людей. Технология выращивания растений для оформления помещений, озеленения территории школы и города. Эколого-биологическая характеристика основных видов комнатных растений и способов ухода за ними. Способы вегетативного размножения комнатных растений. Выращивание плодово-ягодных и овощных культур. Значение работы на пришкольном участке для сохранения и улучшения окружающей человека среды в своей местности.
№ занятия | Дата | Наименование разделов и тем | Примечания |
Практическое значение биологии и основы исследовательской деятельности (26 ч) |
1 | | Практическое значение биологических наук. Методы биологических исследований и виды исследовательских работ | |
2 | | Экскурсия в парк. Объекты биологических исследований и сбор биологического материала | |
3 | | Методика изготовления гербария и коллекций | |
4 | | Практическая работа «Изготовление наглядных пособий для кабинета биологии» | |
5 | | Выбор темы и структура исследовательской работы | |
6 | | Структура научного текста. Введение: цели и задачи | |
7 | | Структура научного текста. Основная часть: описание, методы, экспериментальная часть | |
8 | | Выбор источников исследования и правила работы с ними | |
9 | | Практическая работа «Закладка опытов с комнатными растениями» | |
10 | | Наблюдение и качественное описание изучаемого объекта и явления | |
11 | | Количественные методики исследования | |
12 | | Наглядно-иллюстративные материалы: таблиц и схемы, графики и диаграммы | |
13 | | Структура научного текста. Заключение: результаты, выводы, рекомендации | |
14 | | Правила выступления с докладом | |
15 | | Методика определения растений. Практическая работа «Определение растений с помощью определительных карточек» | |
16 | | Изучение экологического состояния территории школы. Практическая работа «Составление карты экологического состояния территории школы» | |
17 | | Семинар-практикум по теме «Информационный реферат» | |
18 | | Семинар-практикум по теме «Проблемный реферат» | |
19 | | Семинар-практикум по теме «Экспериментальная работа» | |
20 | | Семинар-практикум по теме «Исследовательская работа» | |
21 | | Семинар-практикум по теме «Натуралистическая работа» | |
22 | | Правила оформления работы | |
23 | | Правила выступления с докладом | |
24 | | Семинар-практикум по теме «Выступление с докладом» | |
25 | | Защита исследовательских работ. Оценка и анализ выступлений | |
26 | | Итоговое занятие по теме «Практическое значение биологии и основы исследовательской деятельности» | |
Растения, их значение и основы технологии выращивания (42 занятия) |
27 | | Вводное занятие. Универсальное значение растений, озеленение | |
28 | | Комнатные растения, их значение, характеристика экологических особенностей наиболее распространенных видов комнатных растений в связи с их происхождением | |
29 | | Уход за комнатными растениями: эколого-биологическое значение полива, рыхления почвы, уборки сухих и пораженных листьев, уничтожения вредителей, опрыскивания листьев | |
30 | | Оборудование и инвентарь для комнатного цветоводства, правила пользования, техника безопасности | |
31 | | Практическая работа «Уход за комнатными растениями» | |
32 | | Почва. Почвенные смеси. Питание горшечных растений, удобрения | |
33 | | Практическая работа «Приготовление почвенных смесей и подкормка растений» | |
34 | | Размножение комнатных растений | |
35 | | Практическая работа «Размножение комнатных растений» | |
36 | | Украшение контейнеров. Практическая работа «Украшение цветочных горшков» | |
37 | | Цветочные композиции: создание, размещение, цветовая гамма | |
38 | | Мини-сады, висячие корзины, настольные украшения, гирлянды из цветов | |
39 | | Практическая работа «Создание цветочных композиций» | |
40 | | Альпинарии: виды, устройство, подбор растений | |
41 | | Практическая работа «Создание мини-альпинария» | |
42 | | Выполнение эскизов альпинария для пришкольного участка | |
43 | | Огород на подоконнике: выбор и размещение растений, посев семян | |
44 | | Лекарственный огородик. Использование комнатных растений в лечебных целях | |
45 | | Комнатный водоем, его устройство и виды. Водяные растения. Растения в террариуме | |
46 | | Разнообразие комнатных растений | |
47 | | Практическая работа «Изготовление этикеток для комнатных растений» | |
48 | | Правила обрезки кустов, побегов деревьев и кустарников | |
49 | | Практическая работа «Обрезка растений» | |
50 | | Экскурсия по школе «Озеленение школьных помещений» | |
51 | | Подведение итогов по теме «Растения в жизни человека и основы технологии их выращивания» | |
52 | | Окружающая человека среда. Особенности городской среды. Значение озеленения городов и поселков | |
53 | | Экскурсия «Экосистема пришкольного участка» | |
54 | | Проектирование благоустройства школьной территории | |
55 | | Практическая работа «Составление плана учебно-опытного участка школы» | |
56 | | Цветочно-декоративные растения для оформления клумб | |
57 | | Планировка и оформление цветника | |
58 | | Практическая работа «Проектирование и выполнение эскизов школьного цветника» | |
59 | | Практическая работа «Расфасовка и определение всхожести семян, подготавливаемых к посеву» | |
60 | | Практическая работа «Подготовка почвы, посев семян» | |
61 | | Экскурсия в парк «Наблюдение за жизнью растений и животных в природе» | |
62 | | Виды весенних работ на пришкольном участке | |
63 | | Практическая работа «Рыхление почвы в газонах» | |
64 | | Практическая работа «Высадка цветочной рассады» | |
65 | | Учет и этикетирование посадок | |
66 | | Факторы, определяющие экологическое состояние школьной территории | |
67 | | Практическая работа «Благоустройство территории школы» | |
68 | | Итоговое занятие | |
В.В. Вакуленко и др. «Декоративное садоводство», М., «Просвещение», 1982г.
Н.М. Верзилин «Сады и парки мира», Л., 1968г.
Н.А. Пугал «Экология и эстетика пришкольного участка»,// «Школьные технологии», № 3, 1998г.
И.Л. Заливский «Приусадебный цветник», М., 1959г.
В.В. Петров «Растительный мир нашей Родины», М., «Просвещение», 1991г.
Б.К. Тупоногов «Коррекционная направленность экологического образования слепых и слабовидящих школьников», М., 1999г.
С.Б. Хмыров «Обучение слабовидящих школьников сельскохозяйственному труду», М., «Просвещение», 1975г.
С. Доналдсон «Практическая энциклопедия цветоводства», М., «Росмэн», 2001г.
М.Е. Павлова, И.В. Ягодовская «Школьный гербарий. Изготовление и хранение», библиотечка «Первого сентября», Биология, №1(7)/2006г.
З.А. Мамонтова «Засушивание растений с сохранением их цвета и формы», М, 1959г.
Е.В. Тяглова «Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии», М, «Планета», 2010г.