СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка -Резьба по дереву-

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Типовая программа дополнительного образования детей и молодежи технического профиля представляет собой технический нормативный правовой документ, определяющий модель процесса деятельности по техническому профилю при реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи.

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка -Резьба по дереву-»


Государственное учреждение дополнительного образования

«Столинский районный центр детского творчества»




УТВЕРЖДАЮ

Директор ЦДТ г.Столина

__________Л.Н. Леоновец

_______ 2018 г.





ПРОГРАММА

объединения по интересам

«Резьба по дереву»











Педагог дополнительного образования

Комаров Александр Юрьевич

Возраст учащихся: 10-15 лет






Пояснительная записка

Типовая программа дополнительного образования детей и молодежи технического профиля представляет собой технический нормативный правовой документ, определяющий модель процесса деятельности по техническому профилю при реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи.

Программа имеет социально-педагогическую направленность и ориентирована на развитие личности учащегося, формирование и развитие его творческих способностей, удовлетворение его индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании, адаптацию к жизни в обществе, организацию свободного времени, профессиональную ориентацию.

Технический профиль включает образовательные области (направления): техническое конструирование, техническое моделирование, художественно-техническое направление, предметно-техническое направление, профессионально-техническое направление и иные, которые определяются учебно-программной документацией образовательной программы детей и молодежи.

Срок получения дополнительного образования детей и молодежи определяется учебно-программной документацией образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи (программа объединения по интересам, индивидуальная программа, экспериментальная программа) по техническому профилю.


Цель реализации программы – обеспечение условий для обучения, воспитания и развития учащегося средствами технического творчества.


Задачи:

  • развивать мотивацию учащихся к познанию и творчеству;

  • удовлетворять образовательные потребности учащихся в сфере технического творчества, изобретательства и рационализаторства, информационных технологий;

  • формировать политехническое мировоззрение и пространственное мышление, ценности научно-исследовательской, инженерно-конструкторской и проектной деятельности;

  • профессионально ориентировать учащихся на технические специальности;

  • укреплять физическое и нравственное здоровье учащихся;

  • формировать культуру использования свободного времени учащихся.

Программа рассчитана на 1 год. Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 и 3 часа.

Продолжительность одного учебного часа – 45 минут


Основной формой организации образовательного процесса при реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи технического профиля является занятие (теоретическое и практическое).

В образовательном процессе при реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи технического профиля используются, как правило, смешанные виды занятий: чередование теоретических и практических видов деятельности.

В процессе практических занятий рекомендуется проводить физкультминутки, направленные на активацию дыхания, кровообращения и активный отдых группы мышц, задействованных при основной деятельности.


Направление и вид деятельности

художественно-техническое направление: создание с помощью различных технических устройств, механизмов, приспособлений, приборов и оборудования художественных изделий или объектов духовной культуры;


Учебно-тематический план

п/п

Название дисциплин, разделов и тем

Всего

часов

Теория

часы

Практикачасы

1

Вводное занятие. Организация рабочего места. Охрана труда, пожарная и электробезопасность при изготовлении художественных изделий.

2

2


2

Основы материаловедения.

4

4


3

Виды резьбы по дереву.

2

2


4

Выпиливание лобзиком как разновидность оформление изделия.

4

2

2

5

Материалы, инструменты и приспособления.

2

2


6

Технические приемы выпиливания орнамента.

8

1

7

7

Художественно- эстетическое выполнение

резьбы лобзиком.

8

1

7

8

Построение орнамента.

4

1

3

9

Сборочные и отделочные работы.

6

1

5

10

Работа над конструкцией изделия.

6

1

5

11

Отделка изделия.

4

1

3

12

Изготовление изделия.

20


20

13

Геометрическая резьба по дереву.

2

2


14

Материалы, инструменты и приспособления для геометрической резьбы.

2

2


15

Технические приемы выполнения геометрической резьбы.

8

1

7

16

Художественно- эстетическое выполнение

геометрической резьбы.

8

1

7

17

Построение орнамента.

4

1

3

18

Сборочные и отделочные работы.

6

1

5

19

Работа над конструкцией изделия.

6

1

5

20

Отделка изделия.

4

1

3

21

Изготовление изделия.

12


12

22

Контурная резьба.

2

2


23

Технические приемы вырезания орнамента.

8

1

7

24

Художественно- эстетическое выполнение контурной резьбы.

8

1

7

25

Построение орнамента.

4

1

3

26

Сборочные и отделочные работы.

6

1

5

27

Работа над конструкцией изделия.

6

1

5

28

Отделка изделия.

4

1

3

29

Изготовление изделия.

20


20


Итого

180

36

144


СОДЕРЖАНИЕ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ МАТЕРИАЛА


Вводное занятие.

Руководитель знакомится с детьми, беседует о том, чем они любят заниматься, что умеют, знают. Во время беседы выясняется, любят ли дети трудиться, какие трудовые поручения выполняют в семье. Показывает образцы изделий, какие имеются в мастерской. Проводит инструктаж по технике безопасности. Внутренний распорядок; выбор органов самоуправления; распределение рабочих мест.

Основы материаловедения.

Древесина, используемая для художественных работ. Классификация хвойных и лиственных деревьев. Породы древесины, свойства

( механические, физические обуславливающие широкий спектр применения) Цвет древесины; причины разного рода цвета древесины; обработанная поверхность древесины до покрытия её лаком; необработанная древесина. Уход за древесным материалом.

Виды резьбы по дереву.

Народные художественные традиции, Виды и особенности резьбы.

Выпиливание лобзиком как разновидность оформление изделия.

Выпиливание лобзиком – вид художественной обработки древесины. Выпиливание лобзиком близко к резьбе по дереву. Подготовка основы из древесных материалов: фанеры, пиломатериалов.

Материалы, инструменты и приспособления.

Традиционные материалы ( фанера, шпон, древесина). Нетрадиционные материалы (металл, кость). Основные инструменты- ручной лобзик, лучковая пила, пилки, шило, нож, надфили. Приспособления для выпиливания; для шлифования; для склеивания, дрель -для просверливания отверстий и протягивания пилок лобзика. Ознакомление с инструментами и заточкой инструментов.

Технические приемы выпиливания орнамента.

Виды орнамента, применяемые в работе лобзиком. Фурнитура, конструкция, форма изделия.Подготовка материалов, рисунка. Перевод рисунка на заготовку. Выпиливание лобзиком частей к корзиночке для конфет.

Художественно- эстетическое выполнение лобзиком.

Назначение и виды орнамента. -симметрия; -орнаментальные розетты и полосы;-сетчатый орнамент.

Построение орнамента.

Перевод рисунка и выполнение орнамента простейшей рамки для фотографии.-Плоские и объёмные изделия; -изделия округлённой формы; -изделия со сложным орнаментом

Сборочные и отделочные работы.

Способы соединения деталей. Отделочные работы: облицование, циклевание, шлифование, Тонирование древесины. Виды лаков, Технология тонирования деревянной поверхности. Правила безопасности при работе с лакокрасочными материалами. Зачистка и протравка морилкой древесины для корзиночки

Работа над конструкцией изделия.

Плоские и объёмные изделия; -изделия округлённой формы; -изделия со сложным орнаментом. Сборка корзиночки для конфет.

Отделка изделия.

Отделочные материалы; -нетрадиционные материалы; -облицовывание шпоном;

-циклование и шлифование;- устранение дефектов; -прозрачная отделка.

Изготовление изделия.

Выбор тематики работ, общественно-полезная направленность изделия. Работа над объектом по образцу: подготовка основы для выпиливания, перевод рисунка на основу. Выпиливание работ по внутреннему и внешнему контуру. Отделка, штриховка, склеивание деталей, лакирование. Оформление выставки работ в школе.

Геометрическая резьба по дереву.

Освоение приемов выполнения геометрической резьбы.

Технология выполнения геометрической резьбы по дереву. Технико-технологические сведения. -история возникновения и развития; -особенности; -элементы геометрической резьбы; -сочетание различных элементов; -материалы, инструменты; -способы выполнения резьбы; -безопасность труда при работе. Освоение приёмов выполнения геометрической резьбы. -Подготовка к резьбе; -резьба прямых выемок. -резьба трёхгранных выемок, -выполнение скобчатых порезок (лунок). Технико-технологические сведения. Сочетание треугольников: -с прямыми и кривыми сторонами; -со сторонами разной длины; -с миндалевидными углублениями; - безопасность труда при резьбе.

Контурная резьба.

Технология выполнения контурной резьбы. Технико-технологические сведения -своеобразие резьбы; -особенности композиции орнаментов; -подготовка изделия к резьбе. Выполнение орнамента контурной резьбой.


Список литературы для педагога:

1. Основы художественного ремесла: Практическое пособие для руководителей школ, кружков
/ В. А. Барадулин. Б. И. Коромыслов и др.; под ред. В. А. Барадулий М.: Просвещение, 1979.

2. Буланин В. Д. Мозаичные работы по дереву. М.: Лесная промышленность, 1981.

3. Внеклассная работа по труду: Работа с разными материалами: Пособие учителей / Сост. А. М. Гукасова.
М.: Просвещение, 1981.

4. Прозоровский Н. И. Технология отделки столярных изделий: Учебник для профтехучилищ.М.: Высшая школа, 1978.

5. Хворостов А. С. Чеканка, инкрустация, резьба по дереву. М., 1977

6. Хворостов А. С. Декоративно-прикладное искусство в школе


Список рекомендуемой литературы для учащихся:

  1. Прекрасное своими руками / Сост. С. С. Газарян.- М.: Детская литература 1980.

  2. Преторов П. Е. КБ спортивных самоделок. М.: Физкультура и спорт, 1978.

  3. Реинке К., Лютьен Л.. Мус И. Постройка яхт. Л.: Судостроение, 1982.

  4. Жегалова С. К. и др. Пряник, прялка и птица Сирин. М., 1983.

  5. Круглова О. В. Русская народная резьба и роспись по дереву. М., 1983.

  6. Матвеева Т. А. Мозаика и резьба по дереву. М 1981.'

  7. Попова О. С., Каплан Н, И. Русские художественные промыслы. М., 1984.

  8. Супрун Л. Я. Резьба и роспись по дереву.М.,1983

  9. Федотов Г. Я. Волшебный мир дерева. М., 1987.

  10. Семенцов Ю.А. Резьба по дереву. Минск. Современное слово, 2002

  11. Рыженков В.И. Выпиливание лобзиком. М.,ТРАСТ ПРЕСС,1999