СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка "Самоделкин"

Нажмите, чтобы узнать подробности

чальной школыПрограмма кружка ДО"Самоделкин" 1-4 классы

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка "Самоделкин"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Токарёвская средняя общеобразовательная школа №2



ПРИНЯТА

на заседании педагогического совета

МБОУ Токарёвской СОШ № 2

Протокол от «___» ________ 20___ г. № ___

УТВЕРЖДАЮ

директор МБОУ Токарёвской СОШ № 2

___________ С.Н. Устинова

Приказ от «___»_______20___ г. № ____






Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

программа художественно-эстетической направленности

"Самоделкин"


Возраст обучающихся: 6-10 лет

Срок реализации: 1 год


Автор-составитель:

Алексеева Наталия Александровна,

педагог дополнительного образования

























р.п. Токарёвка 2016





1. Комплекс основных характеристик программы

1.1 Пояснительная записка


Данная образовательная программа носит художественно-эстетическую направленность, так как она ориентирована на развитие мотивации личности к познанию, творчеству и способствует воспитанию художественного вкуса.

Актуальность программы. Потребность общества в личности нового типа - творчески активной и свободно мыслящей - несомненно, будет возрастать по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий жизни. Реализация такого направления в образовании требует обращения к общеразвивающим педагогическим системам интеллектуального типа. В этой системе одно из заметных мест может занять дополнительная образовательная программа «Самоделкин».

Художественная деятельность - наиболее эмоциональная сфера деятельности детей.

Кружок «Самоделкин» направлен развивать творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Предлагаемая  программа   по различным видам рукоделия   является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности.

Работа кружка представляет широкие возможности для профессиональной ориентации детей. Работа на кружке является составной частью воспитательного процесса, продолжает формирование у подрастающего поколения интереса к различным профессиям, к истории народного творчества, уважения к людям. Дети на кружке знакомятся с традициями народного искусства. Самодельные игрушки, поделки все чаще входят в разряд современных сувениров, они завоевывают симпатии детей и взрослых.

Отличительная особенность программы в том, что она носит комплексный характер овладения процессом технологии с различными материалами, включая изучение различных технологических приемов их обработки, расширяет круг возможностей детей, развивает пространственное воображение, эстетический вкус, творческие способности.

Приобретая теоретические знания и практические навыки работы с разными материалами, ребята не только создают своими руками полезные изделия, но и познают радость творчества. Творческий подход к работе, воспитанный в процессе занятий, дети перенесут в дальнейшем во все виды общественно-полезной деятельности.

Занятия ручным трудом, позволяют проявить себя детям с теми особенностями интеллекта, которые в меньшей степени востребованы на других учебных предметах. Программа кружка «Самоделкин» должна помочь стимулировать развитие учащихся путем тренировки движений пальцев рук, развивать познавательные потребности и способности каждого учащегося, создать условия для социального и культурного самовыражения личности ребенка.

Недостаточная сформированность пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций является причиной возникновения трудностей в обучении детей .

Учеными установлено, что активные физические действия пальцами благотворно влияют на весь организм. Приблизительно треть мозговых центров, отвечающих за развитие человека, непосредственно связано с руками. Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Ученые и педагоги, изучавшие деятельность мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функций руки. Ни один предмет не даст возможности для такого разнообразия движений пальцами кисти руки, как ручной труд. На

занятиях предметно-практической деятельности развиваются тонко-координированные движения: точность, ловкость, скорость. Поэтому занятия в кружке «Самоделкин» дают возможность для развития зрительно - пространственного восприятия воспитанников, творческого воображения, разных видов мышления, интеллектуальной активности, речи, воли, чувств.


Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 7-10лет.

Программа рассчитана на один год обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 учебных часа,(продолжительностью 30 минут- один час) с перерывом 10 минут.


Формы и методы обучения: рассказ, беседа, объяснение, а также теоретические и практические занятия. Сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм работы.

Беседа – метод обучения, при котором педагог использует имеющиеся у обучающихся знания и опыт. С помощью вопросов и полученных ответов подводит к пониманию и усвоению материала, а также осуществляет повторение и проверку пройденного.

В обучении используется разновидность рассказа-объяснения, когда рассуждения и доказательства сопровождаются учебной демонстрацией. Наглядные: использование схем, таблиц, рисунков, моделей, образцов; Нестандартные: эстафета творческих дел, конкурс, выставка-презентация, викторина, аукцион, чаепитие;

Теоретическая работа включает в себя беседы и пояснения по ходу выполнения работы. Чтобы интерес к теории был устойчивым и глубоким, необходимо развивать его постепенно, излагая теоретический материал по мере необходимости применения его к практике. Он может включать в себя – краткое пояснение руководителя кружка по темам занятий с показом дидактического материала и приёмов работы.

Практическая работа составляет основную часть времени каждой темы. Она имеет общественно полезную направленность. Состоит из нескольких заданий. На начальном этапе работы – осваивание приёмов – по каждому виду отдельно. Это должны быть небольшие работы по объёму, выполняемые по образцу. Все практические работы кружковцев строятся по принципу от простого к сложному. Они могут быть учебными и творческими. Учебная работа может выполняться по готовому образцу – изделию. При её выполнении учащиеся изучают технологические процессы изготовления изделия, приёмы работы. При выполнении творческих работ предусматривается развитие индивидуальных способностей каждого кружковца в конструкторском, художественном и технологическом исполнении.

Дети не любят однообразного монотонного труда, он их быстро утомляет, вследствие этого у детей может пропасть интерес к работе, поэтому на каждом занятии виды поделок необходимо менять. Важно, чтобы в работе дети могли проявить выдумку, творчество, фантазию, что, несомненно, будет способствовать повышению эффективности труда. Правильно поставленная работа кружка имеет большое воспитательное значение. У детей развивается чувство коллективизма, ответственности и гордости за свой труд, уважение к труду других. Работа в кружке «Самоделкин» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.


Цель: – формирование всесторонне развитой личности, развитие художественно-творческой активности детей, знакомство с современными видами рукоделия и традиционной народной культурой и ремеслами, формирование специальных знаний, умений и навыков, необходимых для овладения декоративно-прикладной деятельностью.


Задачи :

личностные:

  • закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, математики, литературы и т.д., и способствовать их систематизации;

  • знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, декоративно – прикладного искусства;

  • формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;

  • совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;


метапредметные:

  • осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников;

  • воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству;

  • добиться максимальной самостоятельности детского творчества.


образовательные:

  • развивать воображение и фантазию, внимание, память, терпение, трудолюбие, интерес к истории родного края, его культуре;

  • учить изготавливать поделки и сувениры с использованием различных материалов: ткани, меха, бумаги, картона, пластилина, бисера, пряжи, бросового и природного материала;

  • учить выполнять работу коллективно, развивать проектные способности школьников, воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, гордость за свой выполненный труд

  • помочь ребенку овладеть теоретическими знаниями и практическими навыками работы с различными материалами, направленными на воспитание художественно-эстетического вкуса.



1.3. Содержание программы


1.3.1 Учебно-тематический план


п/п

Наименование разделов и тем

Всего

часов

Количество часов

Форма контроля

Теорети-ческие

Практи-ческие

1

Работа с бумагой и картоном

16

2

14


1.1

Вводная беседа –ознакомление детей с особенностями занятий в кружке.


1


опрос

1.2

Рассказ «Из истории бумаги», «Оригами».


1


опрос

1.3

Художественное моделирование из бумаги путем складывания. «Пингвиненок»



2

поделка

1.4

Художественное моделирование из бумаги путем складывания. «Цыпленок в скорлупе»



2

поделка

1.5

Художественное моделирование из бумаги путем складывания. «Лебедь»



2

поделка

1.6

Художественное моделирование из бумаги путем складывания. «Замок»



2

поделка

1.7

Знакомство с аппликацией. Изготовление аппликаций по образцу.



2

поделка

1.8

Изготовление карнавальных масок.



2

поделка

1.9

Изготовление поздравительных открыток (по образцу).



2

поделка

2

Работа с тканью

18

5

13


2.1

Знакомство с наперстком.


1


опрос

2.2

Знакомство (практическое) с видами швов « через край», «петельный шов».


1

1

опрос

2.3

Изготовление салфетки с бахромой (по образцу).


1

3

поделка

2.4

Знакомство и шитье мягкой игрушки. «Собачка»


1

3

поделка

2.5

Знакомство и шитье мягкой игрушки «Заяц»



6

поделка

2.6

Из истории лоскутной техники (беседа с показом иллюстраций).


1



2.7

Шитье коврика из лоскутков различной ткани «Летний луг»



4

поделка


3

Работа с бросовым и природным материалом

10

3

7


3.1

Конструирование дома для сказочных героев из конфетных коробок.


1

2

поделка

3.2

Конструирование игрушек из прямоугольных коробок. «Котик»


1

2

поделка

3.3

Игрушки из пластмассовых бутылок. «Петушок»


1

3

поделка

4

Вышивка лентами

14

1

13


4.1

Правила вышивания лентами.


1

3

опрос

4.2

Панно - «Ветка сирени»



5

поделка

4.3

Панно “Стрекозы”.



5

поделка

5

Работа с нитками

8

2

6


5.1

Правила изготовления круга-основы


1

2

опрос

5.2

Изготовление животных и птиц

повторение видов ниток, техники аппликации.


1

2

поделка

5.3

Аппликация из нитяной крошки;



2

поделка


Итого :

66





1.3.2 Содержание учебного плана


Раздел 1. Работа с бумагой и картоном

Теория:

Вводная беседа –ознакомление детей с особенностями занятий в кружке.

Рассказ «Из истории бумаги», «Оригами».


Практика:

Художественное моделирование из бумаги путем складывания. «Пингвиненок»

Художественное моделирование из бумаги путем складывания. «Цыпленок в скорлупе»

Художественное моделирование из бумаги путем складывания. «Лебедь»

Художественное моделирование из бумаги путем складывания. «Замок»

Знакомство с аппликацией. Изготовление аппликаций по образцу.

Изготовление карнавальных масок.

Изготовление поздравительных открыток (по образцу).


Раздел Работа с тканью – 18 ч.

Теория:

Знакомство с наперстком.

Знакомство с видами швов « через край», «петельный шов».

Изготовление салфетки с бахромой .

Знакомство и шитье мягкой игрушки. «Собачка»

Из истории лоскутной техники (беседа с показом иллюстраций).

Знакомство и шитье мягкой игрушки «Заяц»


Практика:


Знакомство (практическое) с видами швов « через край», «петельный шов».

Изготовление салфетки с бахромой (по образцу).

Знакомство и шитье мягкой игрушки. «Собачка»

Из истории лоскутной техники (беседа с показом иллюстраций).

Знакомство и шитье мягкой игрушки «Заяц»

Из истории лоскутной техники (беседа с показом иллюстраций).

Шитье коврика из лоскутков различной ткани »Летний луг»


Раздел Работа с бросовым и природным материалом -10 ч.


Теория:

Конструирование дома для сказочных героев из конфетных коробок.

Конструирование игрушек из прямоугольных коробок. «Котик»

Игрушки из пластмассовых бутылок. «Петушок»

Практика:

Конструирование дома для сказочных героев из конфетных коробок.

Конструирование игрушек из прямоугольных коробок. «Котик»

Игрушки из пластмассовых бутылок. «Петушок»


Раздел Вышивка лентами – 14 ч.


Теория:

Правила вышивания лентами.


Практика:

Правила вышивания лентами.

Панно -«Ветка сирени»

Панно “Стрекозы”.


Раздел Работа с нитками - 8 ч.

Теория:

Правила изготовления круга-основы

Изготовление животных и птиц, повторение видов ниток, техники аппликации.

Аппликация из нитяной крошки.

Практика:

Изготовление животных и птиц, повторение видов ниток, техники аппликации.

Аппликация из нитяной крошки.



1.4 Планируемые результаты

Прогнозируемый результат:

Скоординированы движения кистей рук воспитанников;

- развито творческое воображение у воспитанников;

- сформирован интерес к творческой деятельности;

- развита культура общения воспитанников, трудолюбие, усидчивость, терпение.


Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

  • интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;

  • познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;

  • адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

  • выраженной познавательной мотивации;

  • устойчивого интереса к новым способам познания.


Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • планировать свои действия;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

  • адекватно воспринимать оценку учителя;

  • различать способ и результат действия.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • проявлять познавательную инициативу;

  • самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.


Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

  • учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться, приходить к общему решению;

  • соблюдать корректность в высказываниях;

  • задавать вопросы по существу;

  • контролировать действия партнёра.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

  • владеть монологической и диалогической формой речи;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.


Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

  • высказываться в устной и письменной форме;

  • анализировать объекты, выделять главное;

  • осуществлять синтез (целое из частей);

  • проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения об объекте.


Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

  • использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.


В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:

  • развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;

  • расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;

  • познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;

  • использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;

  • познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;

  • совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;

  • оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;

  • достичь оптимального для каждого уровня развития;

  • сформировать навыки работы с информацией.


2. Комплекс организационно-педагогических условий


2.1. Календарный учебный график


N п/п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1



13.10

беседа

1

Ознакомление детей с особенностями занятий в кружке.

кабинет №52

опрос

2



беседа

1

Рассказ «Из истории бумаги», «Оригами».

опрос

3



Практическое занятие

2

Художественное моделирование из бумаги путем складывания. «Пингвиненок»

поделка

4



Практическое занятие

2

Художественное моделирование из бумаги путем складывания. «Цыпленок в скорлупе»


поделка

5



Практическое занятие

2

Художественное моделирование из бумаги путем складывания. «Лебедь»

поделка

6



Практическое занятие

2

Художественное моделирование из бумаги путем складывания. «Замок»

поделка

7



Практическое занятие

2

Знакомство с аппликацией. Изготовление аппликаций по образцу.

поделка

8



Практическое занятие

2

Изготовление карнавальных масок.

поделка

9



Практическое занятие

2

Изготовление поздравительных открыток (по образцу).

поделка

10



Беседа

1

Знакомство с наперстком.

опрос

11



Беседа

1

Знакомство (практическое) с видами швов « через край», «петельный шов».

опрос

12



Беседа

Практическое занятие

4

Изготовление салфетки с бахромой (по образцу).

поделка

13



Беседа

Практическое занятие

4

Знакомство и шитье мягкой игрушки. «Собачка»

поделка

14



Практическое занятие

6

Знакомство и шитье мягкой игрушки «Заяц»

поделка

15




1

Из истории лоскутной техники

опрос

16



Практическое занятие

4

Шитье коврика из лоскутков различной ткани »Летний луг»

поделка

17



Беседа

Практическое занятие

3

Конструирование дома для сказочных героев из конфетных коробок.

поделка

18




Беседа

Практическое занятие

3

Конструирование игрушек из прямоугольных коробок. «Котик»

поделка

19



Беседа

Практическое занятие

4

Игрушки из пластмассовых бутылок. «Петушок»

поделка

20



Беседа

Практическое занятие

4

Правила вышивания лентами.

поделка

21



Практическое занятие

5

Панно - «Ветка сирени»

поделка

22



Практическое занятие

5

Панно “Стрекозы”.

поделка

23



Беседа

Практическое занятие

3

Правила изготовления круга-основы

поделка

24



Беседа

Практическое занятие

3

Изготовление животных и птиц

повторение видов ниток, техники аппликации.

поделка

25



Практическое занятие

2

Аппликация из нитяной крошки;

поделка



2.2 Условия реализации программы

Для индивидуальной работы и самостоятельной деятельности детей необходим уголок ручного труда, в котором выделяют три зоны: рабочее место, шкаф для хранения материалов и незаконченных работ. Рабочие инструменты хранятся также в шкафу в индивидуальных папках.

Таким образом, для работы необходимы:

Хорошо освещенный кабинет, столы, стулья, шкаф.

Набор рабочих инструментов: ножницы, иглы, циркуль, линейка, карандаш, кисти, наперсток, ручка с пустым стержнем.

Материал: ткань, мех, нитки, пуговицы, цветная бумага и картон, акварель, пастель, цветные карандаши, клей ПВА, цветная фольга, бросовый материал (пластиковые бутылки, бумажные коробочки, открытки), бисер, пластилин, природный материал (шишки, желуди, семена, листья, веточки, камешки, песок и др.), стекло с безопасными краями, разделочные доски, металлическая пластина для чеканки.


2.3. Формы аттестации


Формы и виды контроля: практическая работа;

  • тестирование;

  • конкурс;

  • выставка;

  • коллективно-творческое дело.

Прямыми критериями оценки результатов реализации данной учебной программы являются выставки детских работ, как местные (на базе школы), так и районные, областные. Поделки-сувениры используются в качестве подарков для первоклассников, ветеранов, учителей, родителей и т.д.; оформления зала для проведения праздничных утренников.

Косвенными критериями служат: создание коллектива объединения, заинтересованность участников в выбранном виде деятельности, развитие чувства ответственности и товарищества, а в конечном итоге - возможность каждому ребенку попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализоваться в нем .


2.4. Оценочные материалы


Критериями оценки ЗУН следует считать успешное выполнение правил творческой игры «Покажи, чему ты научился», по условиям которой ребенок должен изготовить творческую поделку из предложенных материалов.

«Покажи, чему ты научился»

/Творческий конкурс-игра./

Задача - придумать и сделать поделку из одного или несколь­ких видов материала, которые выпадут во время игры.

Инструменты-помощники:

1/ ножницы 2/ клей 3/ карандаш 4/ линейка
5/ циркуль 6/ шило 7/ иголка с нитками
8/ нож 9/ плоскогубцы

Правила игры:



На игровом поле расположено 25 видов материалов:

1.

Природный материал

14.

Бумажные или пластиковые

стаканчики

2.

Пластилин

15.

Клеенка

3.

Картон

16.

Вата

4.

Фантики от конфет

17.

Пластиковые бутылки

5.

Фольга

18.

Пенопласт

6.

Салфетки

19.

Яичная скорлупа

7.

Коробочки

20.

Футляр от «киндер-сюрприза»

8.

Цветная бумага

21.

Белая бумага

9.

Ткани

22.

Журнальные вырезки

10.

Пуговицы


23.

Пластиковые трубочки

11.

Пряжа или веревочки

24.

Проволока

12.

Гофрированная бумага

25.

Ленты, тесьма, кружево

13.

Упаковки округлой

формы




l). Поставь свою фишку на цифру 1. Брось игральный кубик. Выпавшее на нем число точек - количество материалов, из которых нужно придумать поделку.


2). Сколько выпало материалов, столько раз ты будешь кидать кубик и последовательно двигаться по кружкам. Записывай номера кружков, на которых ты будешь останавливаться. Там твои мате­риалы.


2.5. Методические материалы


Основными формами организации педагогической деятельности в объединении являются:

- индивидуальная работа;

- групповая работа;

- консультативная работа;

Основной формой организации учебного процесса является занятие.

При проведении занятий используются такие методы:

- объяснительно-иллюстративный (лекция, беседа, собеседование экскурсии, встречи с народными умельцами);

-репродуктивный (выполнение работ по образцу);

- метод проблемного обучения ( выполнение и защита творческих работ);

- метод самостоятельной познавательной деятельности (на занятиях в объединении, дома и в библиотеке)

-метод стимулирования и мотивации (создание эмоционально-нравственных ситуаций: поощрение и порицание, участие в выставках);

- метод контроля и самоконтроля (устный и письменный контроль и самоконтроль знаний и умений, контроль выполнения практических работ.

Следуя принципам дифференцированного и индивидуального обучения, технологии свободного выбора, используется вариативный подход при выборе тем программы (в соответствии с индивидуальными запросами и интересами обучающихся).


2.6. Список литературы


  1. Популярное пособие для родителей и педагогов. Плетение для детворы из ниток, прутьев и коры/ Нагибина М. Б. – Ярославль. – Академия развития. – 2003

  2. Популярное пособие для родителей и педагогов. Чудеса из ткани своими руками/ Нагибина М. Б. – Ярославль. – Академия развития. – 2003

  3. Популярное пособие для родителей и педагогов. Природные дары для поделок и игры/ Нагибина М. Б. – Ярославль. – Академия развития. – 2003

  4. Популярное пособие для родителей и педагогов. Чудеса для детей из ненужных вещей/ Нагибина М. Б. – Ярославль. – Академия развития. – 2003

  5. Рукоделие в начальных классах/ Гукасова А.М. - Москва. - Просвещение. - 2005

  6. Внеклассная работа по труду/ Гукасова А.М. - Москва. - Просвещение. - 2005



























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!