СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка "Современное рукоделие"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа для кружка в рамках внеклассной работы по предмету "Технология"

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка "Современное рукоделие"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учрежление

Средняя общеобраовательная школа №4 г. Бирска

муниципального района Бирский район



РАССМОТРЕНА УТВЕРЖДАЮ

на заседании Педагогического совета Директор МБОУ СОШ № 4 МБОУ СОШ №4 ______________ /Резнов В.В./

Протокол № от « » 20 года Приказ № от « » 20 г.



Программа

Дополнительного образования

декоративно-прикладного творчества

«Город мастеров»

(Современное рукоделие)



Возраст обучающихся: 10 - 17 лет

Срок реализации: 1 год


Составитель: учитель технологии Сафронова И.К.

г. Бирск

2021











СОДЕРЖАНИЕ Стр.

Пояснительная записка ………………………………………………………... 3

Учебный план …………...…….……………………………………………… 10

Содержание учебного плана………………………………………………… 11

Календарный учебный график ……………………………………………… 16

Методическое обеспечение программы……………………………………… 20

Методическое обеспечение образовательного процесса……………………. 21

Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной общеразвивающей программе ………………………………………………… 25

Протокол аттестации учащихся…………………………………………….. 30

Методические материалы …………………………………………………….. 31

Глоссарий ……………………………………………………………………… 38

Список литературы ……………………………………………………………. 39
















Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Современное рукоделие» является программой декоративно-прикладного творчества.

Программа включает в себя такие подразделы: основы ручного шитья, основы колористики, изготовление интерьерных игрушек, основы декупажа, основы скрапбукинга и кардмейкинга, бумагопластика и папье-маше, валяние, ассамбляж и конструирование, основы флористики.

Новизна программы:

- программа «Современное рукоделие» позволяет одновременно осваивать несколько смежных направлений декоративно-прикладного искусства по принципу «от простого к сложному», что предоставляет больше возможностей для творческой самореализации учащихся;

- в основе программы лежит приобщение детей к инновационным формам и видам современного рукоделия, не отходя от истоков декоративно-прикладного искусства;

- в тесном переплетении различных техник и стилей современного прикладного творчества.

Актуальность программы.

В современном мире постоянно происходит поиск новых форм рукоделия, чтобы мотивировать интерес детей к данному виду творчества. Сейчас в моду вошли такие направления как «Изготовление интерьерных игрушек», «Декупаж», «Скрапбукинг» и «Кардмейкинг» и многие другие. Изделия с маркой «хендмэйд» (ручная работа) имеют огромную ценность и популярность. Сейчас принято украшать дома куклами, игрушками, предметами, сделанными своими руками, растет популярность фотоальбомов в технике «скрапбукинг», открыток ручной работы, валяных изделий и декоративных предметов в технике «ассамбляж», флористических композиций.

Актуальность программы заключается в том, что она отражает общую тенденцию к возрождению популярности рукоделия, поиску инновационных техник, внесению новых веяний и тенденций в традиционные виды декоративно-прикладного искусства. Через приобщение детей к инновационным видам рукоделия оказывается влияние на формирование их художественного вкуса, открывающего простор для последующего совершенствования и в других областях культуры.

Программа соответствует потребностям детей и их родителей, так как ориентирована на разный уровень подготовленности учащихся. Гибкость и многоуровневая структура позволяют заниматься детям с различным уровнем психического и физического развития, и в то же время программа ориентирована на оказание помощи и поддержки одарённым и талантливым учащимся, поднимая всех на качественно новый уровень индивидуального развития. Программа является «зоной ближайшего развития» личности ребенка, которую он выбирает сам или с помощью взрослого в соответствии со своими желаниями, потребностями и возможностями.

Педагогическая целесообразность:

Педагогическая целесообразность программы заключена в эффективной организации образовательных, воспитательных и творческих процессов, основывающихся на единстве формирования сознания, восприятия и поведения детей в условиях социума.

В основе реализации программы лежит активный процесс взаимодействия педагога и воспитанников: в совместном общении выстраивается система жизненных отношений и ценностей в единстве с деятельностью.

Занятия видами рукоделия, представленными в программе, способствуют развитию мелкой моторики, развитию пространственного мышления, эстетического вкуса, воображения, фантазии, воспитанию усидчивости, аккуратности, трудолюбия.

При взаимодействии всех параметров программы формируется благоприятная среда для индивидуального развития детей, происходит самообучение, саморазвитие и самореализация, формируется творчески активная личность.

Цели и задачи программы:

Цель данной программы: формирование и развитие творческих способностей учащихся в процессе постижения мастерства современного рукоделия.

В процессе обучения реализуются следующие задачи:

Обучающие:

- изучение современных видов рукоделия,

- обучение мастерству ручного шитья,

- овладение искусством цветовых сочетаний, смешения цветов;

- освоение технологии самостоятельной разработки выкройки,

- изучение технологических процессов шитья игрушки, скрапбукинга, кардмейкинга и декупажа, фелтинга, флористики.

Развивающие:

- знакомство детей с различными видами декоративно-прикладного искусства,

- знакомство детей с современными популярными видами рукоделия,

- развитие у детей склонности и способности к художественному творчеству, художественного и эстетического вкуса, творческого потенциала,

- развитие образного мышления, внимания, фантазии.


Воспитательные:

- формирование мировоззрения, трудовое, эстетическое воспитание,

- воспитание трудолюбия, аккуратности,

- формирование самостоятельности,

- создание комфортного психологического климата внутри коллектива, способствующего неформальному интересу к образовательному предмету творческому общению учащихся.

Отличительные особенности программы:

Программа «Современное рукоделие» - авторская. Она стала результатом углубленного изучения и освоения автором таких техник и направлений современного рукоделия как изготовление интерьерных игрушек, скрапбукинг, кардмейкинг, декупаж, флористика, ассамбляж и других.

Отличительной особенностью программы является применение педагогической технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (проблемное обучение, игровые технологии), технологии поэтапного формирования творческих способностей учащихся через овладение креативными видами рукоделия.

Уровни сложности программы

Программа «Современное рукоделие» является разноуровневой. Это предполагает реализацию параллельных процессов освоения содержания программы на его разных уровнях углублённости, доступности и степени сложности, исходя из диагностики и стартовых возможностей каждого из участников рассматриваемой программы.

Программа данного курса позволяет вести обучение детей как 11-12 летнего возраста, так и более старших детей.

Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.

Объединение комплектуется из учащихся 11-17 лет, так как возрастные и психофизические особенности детей, базовые знания, умения и навыки соответствуют данному виду творчества.

Сроки реализации программы

Программа рассчитана на один год обучения. Занятия проводятся:

1 раз в неделю 2 часа (всего 72 часа) с группой 12-15 человек.

Формы и режим занятий.

Для результативности обучения задания подобраны так, чтобы процесс обучения осуществлялся непрерывно от простого к более сложному.

Как известно, ручной труд оказывает благоприятное влияние на развитие интеллекта, речи и психологических функций ребенка в целом. Формы занятий выбираются, исходя из возрастных и психологических особенностей воспитанников. В процессе практической деятельности основными формами являются индивидуальные и групповые занятия. Практическая часть преобладает, так как необходимо закрепить полученные знания, умения, навыки. При изучении теории с учетом возрастных особенностей целесообразно использовать методы рассказа с элементами показа, беседы, лекции, мультимедийные презентации.

Другие формы:

Для среднего возраста: практикумы, экскурсии, тематические праздники, посиделки, оформление выставок и экспозиций, обсуждение, конкурс.

Для старшего возраста: творческие лаборатории по созданию художественного образа в авторских композициях, изучение культурологических материалов, работа с Интернет-ресурсами, создание мультимедийных презентаций, экскурсии.

Планируемые результаты освоения учащимися программы

«Современный hand made»_(универсальные учебные действия)

Личностные результаты:

  • формирование и развитие художественного вкуса, интереса к художественному искусству и творческой деятельности;

  • формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознание своей национальной принадлежности в процессе изготовления художественных произведений;

  • становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к истории и культуре разных народов на основе знакомства с национальным творчеством разных стран и эпох;

  • формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

  • формирование мотивации к художественному творчеству, целеустремлённости и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности художественно-творческой деятельности учащихся.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

учащиеся научатся:

  • сознательно усваивать сложную информацию абстрактного характера и использовать её для решения разнообразных учебных и поисково-творческих задач;

  • находить необходимую для выполнения работы информацию в различных источниках; анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели);

  • сравнивать, характеризовать и оценивать возможности её использования в собственной деятельности;

  • анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей;

  • выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму;

  • использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной или материализованной форме;

  • выполнять символические действия моделирования и преобразования модели.

  • учащиеся получат возможность:

  • научиться реализовывать собственные творческие замыслы, подготавливая инсценировки и выступая перед зрителями;

  • удовлетворять потребность в культурно-досуговой деятельности, интеллектуально обогащающей личность, расширяющей и углубляющей знания о данной предметной области.

Регулятивные УУД:

учащиеся научатся:

  • планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью, устанавливая причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатом и прогнозировать действия, необходимые для получения планируемых результатов;

  • осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы;

  • самостоятельно организовывать своё рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы.

учащиеся получат возможность:

  • формулировать задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе совместной деятельности;

  • действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха, за счёт умения осуществлять поиск с учётом имеющихся условий.

Коммуникативные УУД:

учащиеся научатся:

  • организовывать совместную работу в паре или группе: распределять роли, осуществлять деловое сотрудничество и взаимопомощь;

  • формулировать собственное мнение и варианты решения, аргументировано их излагать, выслушивать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;

  • проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы, комментировать и оценивать их достижения в доброжелательной форме, высказывать им свои предложения и пожелания.

учащиеся получат возможность: 

  • совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на приобретённый опыт в ходе занятий.

Предметные результаты:

к концу первого года обучения учащиеся обладают следующими знаниями и умениями;

- правила безопасности труда при работе с ножницами, иглой, утюгом;

- основные инструменты и материалы, необходимые для работы в видах рукоделия, представленных в программе;

- история всех видов рукоделия, представленных в данной программе;

- основные виды ручных швов;

- отличительные особенности интерьерных игрушек (примитивных, чердачных, кукол «тильда», игрушек с функциональным назначением;

- особенности таких техник как скрапбукинг и кардмейкинг, декупаж, валяние, искусство топиария, флористика;

- технология изготовления интерьерных игрушек, технология работы с готовыми выкройками, шаблонами, скетчами;

- подбирать и готовить нужные инструменты и материалы соответственно стилю и технике;

- работать с готовыми выкройками, шаблонами, скетчами;

- делать основные виды ручных швов;

- правильно набивать игрушки и обрабатывать «потайной шов»;

- оформлять готовые изделия;

- определять качество выполняемых работ и изготавливаемых изделий.

Формы подведения итогов реализации

дополнительной общеобразовательной программы

Промежуточная и итоговая аттестация; наблюдение; опрос; анкетирование; тестирование; практические задания; индивидуальные задания; творческие задания; выполнение творческих проектов; участие в конкурсах и выставках различного уровня; итоговая выставка работ.

Система отслеживания и оценивания результатов

В систему отслеживания и оценивания результатов входят: мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной общеразвивающей программе, промежуточная и итоговая аттестация.

Мониторинг результатов обучения учащегося по дополнительной общеразвивающей программе проводится два раза в год (декабрь, май) с целью отслеживания результативности обучения учащихся по программам.

Программой предусмотрено проведение промежуточной и итоговой аттестации. Промежуточная аттестация проводится в конце каждого года обучения. Итоговая аттестация проводится в конце всего курса обучения по общеразвивающей программе.

Аттестация учащихся творческих объединений может проводиться в следующих формах: итоговое занятие, контрольное занятие, зачет, тестирование, прослушивание, защита творческих работ и проектов, выставочный просмотр, конкурс, чемпионат, турнир, викторина и др.

При оценке результативности освоения учащимися образовательной программы учитывается их участие в концертах, выставках, чемпионатах, конкурсах и фестивалях детского и юношеского творчества.















УЧЕБНЫЙ ПЛАН

I год обучения

Содержание программы

Количество часов

Формы контроля/

аттестации

Всего

Теория

Практика

1.

Введение в образовательную программу. Вводный инструктаж. Инструктаж по охране труда. Принятие норм и правил групповой работы. Игры и упражнения на знакомство.

1

1

-

Наблюдение

2.

Рукоделие: история, виды, техники, стили, материалы и инструменты

3

3

-

Тестирование

3.

Основы ручного шитья

2

1

1

Практическая работа

4.

Основы колористики

2

1

1

Тестирование

5.

Скрапбукинг и кардмейкинг

13

3

10

Практическая работа, выставка работ

6.

Шитье интерьерных игрушек: примитивных, чердачных, тильда.

21

4

17

Практическая работа, выставка работ

7.

Искусство топиария

4

1

3

Выставка работ

8.

Основы флористики

3

1

2

Опрос, тестирование, выставка работ

9.

Декупаж

10

1

9

Практическая работа, выставка работ

10.

Бумагопластика

3

1

2

Тестирование

11.

Основы валяния

3

1

2

Опрос, практическая работа

12.

Ассамбляж

3

1

2


13.

Праздники, экскурсии, выставки

3

-

3

Отчеты об экскурсиях, выставках

14.

Итоговое занятие. Подведение итогов работы.

1

-

1

Опрос


ИТОГО:

72

19

53

-




Содержание учебного плана

I. Вводное занятие (2 часа).

1. Введение в дополнительную общеобразовательную программу.

Запись в творческое объединение. Вводный инструктаж. Инструктаж по технике безопасности. План работы на год. Принятие норм и правил групповой работы, таблица «Золотые правила» (1час).

Практическая работа №1: Игры и упражнения на знакомство (1 час).

II. Рукоделие: история, виды, техники, стили, материалы и инструменты (3 часа).

1. История рукоделия: от древности до настоящего времени. Особенности ручного труда. Виды рукоделия, история каждого вида рукоделия, отличительные особенности и принципы. (1 час).

2. Техники рукоделия: краткая характеристика техник рукоделия. Материалы и инструменты, используемые в рукоделии. Шитье интерьерных игрушек, скрапбукинг и кардмейкинг, декупаж: характеристика, особенности, принципы (1 час).

3. Валяние, флористика, ассамбляж, искусство топиария: характеристика, особенности, принципы. Стили современного рукоделия (1 час).

III. Основы ручного шитья (2 часа).

1. Основные виды ручных швов. Практическая работа №1: Швы «смёточный», «назад иголку», «потайной». Отработка навыков ручного шитья (1 час).

2. Охрана труда при работе с иголкой, ножницами. Правила безопасности дорожного движения. Практическая работа №2: Изготовление игольницы «Фантазия». Выбор дизайна игольницы. Изготовление, декор (1 час).

IV. Основы колористики (2 часа).

1. Основы цветоведения и колористики. Понятия «основные цвета», «холодные цвета», «тёплые цвета». Практическая работа № 1: Выполнение цветовых карт «Основные цвета», «Тёплые цвета», «Холодные цвета» (1 час).

2. Цветовой круг. Понятие «контрастные цвета». Практическая работа № 2: Выполнение цветовых карт «Контрастные цвета», «Цветовой круг (1 час).

V. Скрапбукинг и кардмейкинг (13 часов).

1. Скрапбукинг. Кардмейкинг как разновидность скрапбукинга.

Практическая работа №1: Открытка ко Дню учителя. Изготовление тематической открытки по образцу, декор (1 час).

Практическая работа №2: Подарок маме: открытка в технике «кардмейкинг». Изготовление открытки по образцу, декор различными элементами - полубусинами, лентами, бумажными цветами, кружевами. (1 час).

2. Основы скрапбукинга, кардмейкинга (1 час).

Практическая работа №3: Техника работы с дыроколами, фигурными ножницами. Изготовление декоративных элементов для украшения открыток (1 час).

3. Кардмейкинг. Работа со скетчами (1 час).

Практическая работа №4: Изготовление открыток ко Дню всех влюбленных и к 8 Марта. Выбор образца открытки. Изготовление основы для открыток. Декор. (2 часа).

4. Практическая работа №5: Корзинки для пасхальных яиц из картона (скрапбукинг) (1 час).

5. Великая Отечественная война. Подарок ветеранам (1 час).

Практическая работа №6: Подарок ветерану – открытка в технике «кардмейкинг». Выбор образца открытки. Изготовление основы для открыток. Декор. (1 час).

Практическая работа №7: Изготовление основы для открыток. Декор. (1 часа).

6. Техника скрапбукинг. Коробочка в технике «Скрапбукинг».

Практическая работа №8: Изготовление коробочки по шаблону. (1 часа)

Практическая работа №9: Расположение декора на коробочке. Приклеивание деталей. Финальное декорирование (1 часа).

VI. Шитье интерьерных игрушек: примитивных, чердачных, тильда. (21 час)

1. Интерьерные игрушки: история возникновения, основные виды игрушек (чердачные, тильда, примитивные).

Практическая работа №1: Чердачный кот без пришивных элементов. Выбор ткани и выкраивание деталей. Сшивание и набивка. (1 час)

Практическая работа №2: Приготовление раствора для окрашивания игрушки «Кот». Технология покраски чердачных игрушек. Покраска и сушка игрушки (1 час).

Практическая работа №3: Разрисовывание мордочки для игрушки «Кот». Итоговое оформление. (1 час)

2. Чердачная игрушка «Сердечко в стиле «Винтаж»: основные принципы пошива и декора.

Практическая работа №4: Изготовление чердачной игрушки «Сердечко в стиле «Винтаж». Выбор ткани и выкраивание деталей.

Практическая работа №5: Сшивание деталей и набивка изделия. Приготовление раствора для окрашивания. Покраска изделия и сушка. (1 час).

Практическая работа №6: Оформление игрушки «Сердечко» в винтажном стиле. Принципы пришивания кружев, бусин и декоративных элементов. (1 час).

3. Игрушка «Тильда»: история возникновения, отличительные особенности. Об авторе: Тони Финангер.

Практическая работа №7: Изготовление игрушки «тильда-стрекоза». Выбор тканей и выкраивание деталей. Сшивание деталей и набивка изделия. Финальное оформление игрушки «тильда-стрекоза» (2 часа).

4. Новогодние игрушки (эксклюзивные елочные игрушки).

Практическая работа №8: Елочные текстильные игрушки в технике «чердачная игрушка» в стиле «винтаж». Выбор ткани и выкраивание деталей. Сшивание деталей. (1 час)

Практическая работа №9: Сшивание деталей. Набивка игрушек. Приготовление раствора для окрашивания игрушек. Покраска и сушка игрушек. (1 час)

Практическая работа №10: Декорирование игрушек бусинами, кружева, блестками, стразами, акриловыми красками (1 час)

5. Практическая работа №12: Текстильная елочка. Выбор ткани и выкраивание деталей. Сшивание деталей и набивка (1 час)

Практическая работа №13: Изготовление и декор основы для елочки (ствол и горшочек). Установка елочки в горшок, имитация почвы из чайной заварки. Финальное декорирование с помощью блесток, пайеток (1 час).

6. Символ года.

Практическая работа №14: Текстильная игрушка-символ года в техниках «примитивная игрушка», «чердачная игрушка». Выбор ткани и выкраивание деталей (1 час).

Практическая работа №15: Сшивание деталей. Набивка игрушки. Приготовление раствора для окрашивания. Покраска игрушки. Сушка (1 час).

Практическая работа №16: Финальное декорирование. (1 час).

7. Пасха. Пасхальные украшения.

Практическая работа №17: Пасхальные украшения в технике «Чердачная игрушка»: выбор тканей, выкроек (1 час)

Практическая работа №18: Выкраивание деталей, сшивание. Сшивание деталей, набивка. Финальное декорирование (1 час).

8. Народные куклы-обереги. История и современность.

Практическая работа №19: Кукла-оберег «Крупеничка». Рассматривание готовой куклы. Выбор тканей. Раскрой деталей. (1 час)

Практическая работа №20: Изготовление основы для куклы из мешковины или льна. Набивка куклы крупой. Подбор тканей для одежды куклы (1 час).

Практическая работа №21: Изготовление одежды. Итоговое оформление куклы. (2 часа)


VI. Искусство топиария (4 часа).

1. Искусство топиария: история возникновения, особенности изготовления (1 час).

Практическая работа №1: Выполнение топиария из искусственных цветов. Подготовка основы для топиария (1 час).

Практическая работа №2: Выполнение ствола для топиария, закрепление кроны, выполнение кроны из искусственных цветов (1 час).

Практическая работа №3: Выполнение кроны из искусственных цветов, финальное декорирование (1 час).

VII. Основы флористики (3 часов).

1. Флористика: история, основные направления, виды флористических работ (1 час).

Практическая работа №1: Выполнение панно из флористических материалов по образцу (сухих цветов, листьев, фруктов, шишек). Подготовка материалов, выполнение эскиза. Подготовка основы для панно (1 час).

Практическая работа №1: Расположение материалов на панно в соответствии с эскизом, закрепление элементов панно, финальное декорирование (1 час).

VIII. Декупаж (10 часов).

1. Основы техники «декупаж».

Практическая работа №1: Декоративные леечки в технике «декупаж». Изготовление основы-леечки из картона. Покраска базовой краской. Выбор салфеток для декора. (2 часа)

Практическая работа №2: Покрытие леечки лаком. Сушка. Вырывание или вырезание фрагментов узора из салфетки. Приклеивание на леечку. (1 часа)

Практическая работа №3: Покрытие лаком леечки. Покраска фона акриловыми красками. Покрытие лаком и финальное оформление леечки (2 часа).

2. История Новогодних праздников. Правила поведения на утренниках, елках во время новогодних каникул.

Практическая работа №4: Елочные шары в технике «декупаж». Покраска заготовок для шаров белой акриловой краской. Вырезание и приклеивание фрагментов салфеток на заготовку. Финальное декорирование акриловыми красками, блестками, пайетками. Покрытие лаком и сушка. (2 часа).

3. Декупаж шкатулки. Основные принципы прямого декупажа готовых изделий.

Практическая работа №1: Подготовка основы шкатулки, выбор рисунка, подготовка фрагментов салфетки, расположение на основе (1 час).

Практическая работа №2: Приклеивание рисунка. Сушка. Подрисовка фона акриловыми красками. Финальное декорирование (2 час).


IX. Бумагопластика (3 часа).

1. Бумагопластика. Технология изготовления изделий в этой технике.

Практическая работа №1: Цветы из акварельной бумаги. Изготовление простых цветов. Вырезание шаблонов. Тонирование лепестков акварелью. Сборка цветов (1 час).

Практическая работа №2: Выполнение панно «Цветочный луг» из бумажных цветов. Подготовка основы, фона, выполнение рамки из бумаги (1 час).

Практическая работа №3: Расположение цветов на основе по образцу, закрепление деталей. Финальное декорирование (1 час).

X. Основы валяния (3 часов).

1. Валяние: виды, основные принципы, материалы и инструменты (1 час).

Практическая работа №1: Технология сухого валяния. Отработка навыка (1 час).

Практическая работа №2: Изготовление колобка в технике «сухое валяние» (1 час).

XI. Ассамбляж (3 часов).

1. Ассамбляж: характеристика, принципы составления композиции.

Практическая работа №1: Выполнение панно из пуговиц «Воздушный шар». Подготовка основы, фона, рамки, выбор пуговиц (1 час).

Практическая работа №2: Расположение пуговиц на панно по образцу, выполнение корзины для воздушного шара. Приклеивание деталей (1 час).

Практическая работа №3: Приклеивание деталей, финальное декорирование (1 час).

XII. Праздники, выставки, экскурсии (3 часа).

1. Экскурсия в городской музей (1 час).

2. Новогодний огонек (1 час).

3. Выставка работ учащихся студии креативного рукоделия «Чердачок» (1 час).

XIII. Итоговое занятие. Подведение итогов работы (1 час).












КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

I год обучения

п\п

Месяц

Тема занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Форма контроля

1

Сентябрь

Введение в дополнительную общеобразовательную программу

Беседа, практическое занятие

1

Наблюдение

История рукоделия: от древности до настоящего времени. Особенности ручного труда.

Виды рукоделия, история каждого вида рукоделия, отличительные особенности и принципы


Лекция

1

Тестирование

Основные виды ручных швов. Отработка навыков ручного шитья.

Рассказ, практическое занятие

1

Контрольная работа

Охрана труда при работе с инструментами. Изготовление игольницы

Беседа, практикум

1

Практическая работа

Техники рукоделия: краткая характеристика техник рукоделия. Материалы и инструменты, используемые в рукоделии.

Шитье интерьерных игрушек, скрапбукинг и кардмейкинг, декупаж: характеристика, особенности, принципы

Лекция

1

Опрос

Скрапбукинг. Кардмейкинг как разновидность скрапбукинга.

Открытка ко Дню учителя.

Рассказ, практикум

2

Опрос, выставка работ

Валяние, флористика, ассамбляж, искусство топиария: характеристика, особенности, принципы. Стили современного рукоделия

Лекция

1

Тестирование

2

Октябрь

Основы цветоведения и колористики. Понятия «основные цвета», «холодные цвета», «теплые цвета»

Рассказ, практическое занятие

1

Тестирование

Цветовой круг. Понятие «контрастные цвета»

Рассказ, практическое занятие

1

Опрос

Интерьерные игрушки: история возникновения, основные виды игрушек. «Чердачный кот» без пришивных элементов

Рассказ, практическое занятие

3

Опрос, выставка работ

Флористика: история, основные направления, виды флористических работ. Панно из флористических материалов.

Рассказ, практическое занятие

3

Опрос, выставка работ

3

Ноябрь

Искусство топиария: история возникновения, особенности изготовления. Топиарий из искусственных цветов

Рассказ-лекция, практическое занятие

4

Выставка работ

Основы техники «декупаж». Декоративные леечки в технике «декупаж»

Лекция. Практическое занятие

4

Тестирование, выставка работ

История Новогодних праздников. Правила поведения на новогодних мероприятиях

Беседа


Опрос

Елочные шары в технике «декупаж»

Практическое занятие

2

Выставка работ

4

Декабрь

Новогодние игрушки (эксклюзивные елочные игрушки). Елочные текстильные игрушки в технике «чердачная игрушка» в стиле «винтаж».

Рассказ. Практическое занятие

3

Опрос, практическая работа

Текстильная елочка

Практикум

2

Практическая работа

Символ года. Текстильная игрушка-символ года в техниках «примитивная игрушка», «чердачная игрушка»

Беседа, практическая работа

3

Выставка работ

Новогодний праздничный огонек

Чаепитие

1

-

5

Январь

Валяние: виды, основные принципы, материалы и инструменты

Лекция

1

Опрос

Технология сухого валяния. Отработка навыка.

Рассказ, практикум

1

Тестирование

Колобок в технике «сухого валяния»

Практическое занятие

1

Практическая работа

Ассамбляж: характеристика, принципы составления композиции. Панно «Воздушный шар» из пуговиц

Рассказ, практическое занятие

3

Опрос, выставка работ

6

Февраль

Экскурсия в Ярцевский музей

Экскурсия

1

Отчет об экскурсии

Основы скрапбукинга, кардмейкинга. Техника работы с дыроколами, фигурными ножницами

Беседа, практическое занятие

2

Тестирование

Кардмейкинг. Работа со скетчами. Открытки к праздникам

Рассказ. Практическое занятие

3

Выставка работ

Подарок маме – открытка в технике «кардмейкинг»

Практикум

1

Выставка работ

7

Март

Пасха. Пасхальные украшения в технике «чердачная игрушка»

Беседа, практическое занятие

2

Опрос, выставка работ

Корзинки для пасхальных яиц из картона (скрапбукинг)

Практикум

1

Выставка работ

Народные куклы-обереги. История и современность. Кукла-оберег «Крупеничка»

Рассказ, практическое занятие

3

Опрос, практическая работа

Декупаж шкатулки. Основные принципы прямого декупажа готовых изделий

Беседа, практическое занятие

3

Выставка работ

8

Апрель

Бумагопластика. Технология изготовления изделий в этой технике. Цветы из акварельной бумаги

Рассказ, практикум

1

Опрос

Панно «Цветочный луг» из акварельной бумаги

Практическая работа

2

Выставка работ

Чердачная игрушка «Сердечко» в стиле «винтаж»: основные принципы пошива и декора

Рассказ, практикум

3

Практическая работа

Великая Отечественная война. Подарок ветерану – открытка в технике «кардмейкинг»

Урок мужества, практическое занятие

2

Опрос

9

Май

Игрушка «Тильда»: история возникновения, отличительные особенности. Об авторе: Тони Финангер

Лекция

1

Опрос

Изготовление игрушки «тильда-стрекоза»

Практикум

1

Выставка работ

Техника «скрапбукинг». Коробочка в технике «скрапбукинг»

Рассказ, практикум

3

Опрос, самостоятельная работа

Выставка работ учащихся студии креативного рукоделия «Чердачок»

Выставка

1

Отчет об участии в выставке

Итоговое занятие

Практическая работа

1

Опрос















МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ













Методическое обеспечение образовательного процесса



п /п


Темы


Формы занятий


Приёмы и методы


Дидактический материал

Техническое оснащение, материалы и инструменты

Формы

подведения итогов

1.

Введение в образовательную программу. Вводный инструктаж. Инструктаж по охране труда. Принятие норм и правил групповой работы. Игры и упражнения на знакомство.

Теоретические занятия.



Рассказ, беседа, игры и упражнения на знакомство.

Инструктажи, памятки для учащихся, Таблица «Золотые правила».

Тетрадь, ручка, ватман, фломастеры, маркеры.

Анкетирование, опрос, наблюдение

2.

Рукоделие: история, виды, техники, стили, материалы и инструменты

Теоретические занятия.


Словесные методы: рассказ, объяснение.


Мультимедийная презентация, видеоматериалы, образцы готовых изделий, фотографии.

Материалы и инструменты для рукоделия.

Тестирование.


3.

Основы ручного шитья

Теоретические, практические занятия.

Словесные методы: рассказ, объяснение.

Демонстрационный показ технологии выполнения ручных швов. Репродуктивный. Словесные методы: рассказ, объяснение. Демонстрационный показ (выполнение игольницы).

Информационные стенды с образцами ручных швов.

Образец игольницы.

Ткань, иголка, нитки, ножницы, игольница.

Картонные трубочки, ткань, синтепон, простой карандаш, кружева, бусины.

Анализ педагога по результатам практической деятельности.

Рефлексия.

4.

Основы колористики

Теоретические, практические занятия.

Словесные методы: рассказ, объяснение.

Таблицы цветовые, фотографии

Кисти, краски, карандаши, бумага

Тестирование

5.

Скрапбукинг и кардмейкинг

Теоретические и практические занятия

Словесные методы: рассказ, объяснение.

Методы ИКТ: показ мультимедийной презентации «Скрапбукинг. Кардмейкинг».

Демонстрационные: просмотр фотографий по теме.

Образцы и фотографии готовых изделий, мультимедийная презентация

Картон, бумага для скрапбукинга, бумажные цветы, различные декоративные элементы, ножницы, простой карандаш, линейка

Анализ педагога по результатам практической деятельности. Самоанализ. Рефлексия.

6.

Шитье интерьерных игрушек: примитивных, чердачных, тильда.

Теоретические, практические занятия.

Словесные методы: рассказ, объяснение. Методы ИКТ: показ мультимедийных презентаций «Интерьерные игрушки». Демонстрационный: просмотр фотографий, образцов готовых изделий.

Образцы и фотографии готовых изделий, мультимедийная презентация, методическое пособие «Интерьерные игрушки», «Технология покраски чердачных игрушек».

Экран, проектор, ПК.

Ткань, выкройка, простой карандаш, нитки, иголки, ножницы, синтепон (холофайбер), раствор для окрашивания игрушек (вода, кофе, корица, ванилин, кардамон, имбирь).

Анализ педагога по результатам практической деятельности. Самоанализ. Рефлексия.

7.

Искусство топиария

Теоретические, практические занятия.

Словесные методы: рассказ, объяснение. Методы ИКТ: показ мультимедийных презентаций «Искусство топиария». Демонстрационный: просмотр фотографий, образцов готовых изделий.

Образцы и фотографии готовых изделий, мультимедийная презентация, методическое пособие «Топиарии».

Телевизор, ПК.

Горшок, ствол, материалы и инструменты для изготовления топиария

Анализ педагога по результатам практической деятельности. Самоанализ. Рефлексия.

8.

Основы флористики

Теоретические, практические занятия.

Словесные методы: рассказ, объяснение. Методы ИКТ: показ мультимедийных презентаций «Флористика». Демонстрационный: просмотр фотографий, образцов готовых изделий.

Образцы и фотографии готовых изделий, мультимедийная презентация, методическое пособие «Флористические композиции».

Телевизор, ПК.

Материалы и инструменты для изготовления флористических композиций и изделий.

Опрос, тестирование, рефлексия, выставка работ

9.

Декупаж

Теоретические и практические занятия

Словесные методы: рассказ, объяснение. Демонстрационный показ (выполнение работы). Репродуктивный

Образцы готовых изделий

Картонные трубочки от туалетной бумаги, салфетки, клей и лак для декупажа, кисти, акриловые краски, искусственные или сухие цветы

Анализ педагога по результатам практической деятельности. Рефлексия.

10.

Бумагопластика

Теоретические и практические занятия

Словесные методы: рассказ, объяснение.

Демонстрационный показ (выполнение работы). Репродуктивный

Образцы и фотографии готовых изделий.

Бумага, инструменты для работы с бумагой: ножницы, простые карандаши, линейка, лекало

Анализ педагога по результатам практической деятельности. Самоанализ. Рефлексия.

11.

Основы валяния

Теоретические и практические занятия

Словесные методы: рассказ, объяснение.

Демонстрационные: просмотр фотографий, картинок, образцов готовых изделий.

Образцы и фотографии готовых изделий.

Материалы и инструменты для валяния: иглы, губка, шерсть для валяния

Анализ педагога по результатам практической деятельности. Самоанализ. Рефлексия.

12.

Ассамбляж

Теоретические и практические занятия

Словесные методы: рассказ, объяснение.

Демонстрационные: просмотр фотографий, картинок, образцов готовых изделий.

Образцы и фотографии готовых изделий.

Материалы и инструменты для изготовления изделий в технике «ассамбляж»

Анализ педагога по результатам практической деятельности. Самоанализ. Рефлексия.

13.

Итоговое занятие. Подведение итогов работы.

Теоретические занятия

Беседа, тестирование

-

-

Анализ педагога по результатам деятельности за год. Самоанализ. Выставка работ. Рефлексия.













Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе


Показатели (оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Возможное кол-во баллов

Методы диагностик

1

2

3

4

5

П Р Е Д М Е Т Н Ы Е Р Е З У Л Ь Т А Т Ы

Ι. Теоретическая подготовка ребенка:

1.Теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана программы)






2. Владение специальной терминологией







ΙΙ. Практическая подготовка ребенка:

1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно-тематического плана программы)


2. Владение специальным оборудованием и оснащением





3 . Творческие навыки









Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям;






Осмысленность и правильность использования специальной терминологии







Соответствие практических умений и навыков программным требованиям








Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения






Креативность в выполнении практических заданий

  • минимальный уровень (ребенок овладел менее 1\2 объема знаний, предусмотренных программой);

  • средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более 1\2);

  • максимальный уровень (ребенок освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период).



  • минимальный уровень (ребенок, как правило, избегает употреблять специальные термины);

  • средний уровень (ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой);

  • максимальный уровень (специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием)


  • минимальный уровень (ребенок овладел менее чем 1\2 предусмотренных умений и навыков);

  • средний уровень (объем усвоенных умений и навыков составляет более 1\2);

  • максимальный уровень (ребенок овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период).


  • минимальный уровень умений (ребенок испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием);

  • средний уровень (работает с оборудованием с помощью педагога);

  • максимальный уровень (работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей).


  • начальный (элементарный) уровень развития креативности (ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога);

  • репродуктивный уровень (выполняет в основном задания на основе образца);

  • творческий уровень (выполняет практические задания с элементами творчества).

1



5


10






1



5


10




1



5


10




1



5



10



1




5


10





Наблюдение, тестирование, контрольный опрос и др.








Собеседование










Контрольное задание









Контрольное задание










Контрольное задание

М Е Т А П Р Е Д М Е Т Н Ы Е Р Е З У Л Ь Т А Т Ы

ΙΙΙ. Метапредметные результаты:

1.Учебно-интелектуальные умения:

1.1. Умение подбирать и анализировать специальную литературу

1 .2. Умение пользоваться компьютерными источниками информации

1.3. Умение осуществлять учебно-исследовательскую работу (писать рефераты, проводить самостоятельные учебные исследования

2 . Учебно-коммуникативные умения:


2.1 Умение слушать и слышать педагога


2.2. Умение выступать перед аудиторией


2.3. Умение вести полемику, участвовать в дискуссии


3 . Учебно-организационные умения и навыки:

3.1. Умение организовать свое рабочее (учебное) место.


3.2. Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности



3.3. Умение аккуратно выполнять работу







Самостоятельность в подборе и анализе литературы



Самостоятельность в пользовании компьютерными источниками информации



Самостоятельность в учебно-исследовательской работе










Адекватность восприятия информации, идущей от педагога


Свобода владения и подачи обучающимся подготовленной информации

Самостоятельность в построении дискуссионного выступления, логика в

построении доказательств




Способность самостоятельно готовить свое рабочее место к деятельности и убирать его за собой


Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям



Аккуратность и ответственность в работе

  • минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);

  • средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей);

  • максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не

испытывает особых затруднений).

Уровни – по аналогии с п. 3.1.1.





Уровни по аналогии с п. 3.1.1.












Уровни по аналогии с п. 3.1.1.



Уровни по аналогии с п. 3.1.1.



Уровни по аналогии с п. 3.1.1.



Уровни по аналогии с п. 3.1.1.













Удовлетворительно – хорошо – отлично

1





5



10









































1 – 5 - 10


Анализ исследовательской работы






































Наблюдение




Наблюдение






Л И Ч Н О С Т Н Ы Е Р Е З У Л Ь Т А Т Ы

IV. Личностные результаты:

1. Формирование контрольно-оценочной деятельности.










2. Мотивация учебной деятельности.





3. Психологический комфорт учащегося в группе.







4. Отношение к нравственным ценностям.











  • Умение оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей);

  • анализ собственной работы: соотнесение плана и результатов деятельности;

  • оценивание собственной учебной деятельности: своих достижений и выявление причин неудач в учебной деятельности.


  • Положительное отношение к процессу познания;

  • желание получить больше знаний.


  • Благоприятный психологический климат на занятии;

  • Учащийся на занятии чувствует себя свободно, без напряжения, проявляет инициативу и творчество.


  • Различение основных нравственно-этических понятий;

  • готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения;

  • проявление доброжелательности, доверия, взаимопомощи в окружающей действительности.


Низкий – средний - высокий















Низкий – средний - высокий






Низкий – средний – высокий









Низкий – средний - высокий

1 – 5 - 10

  • Методика «Кто Я?»;

  • «Лесенка» (В.Г. Щур);

  • «Рефлексивная самооценка учебной деятельности» (М.Кун);










  • Опросник мотивации (Р.И. Бардина);

  • Рефлексивная самооценка учебной деятельности.

  • Опросник мотивации;

  • Шкала выраженности учебно-познавательного интереса (по Г.Ю. Ксенозовой).


  • Тест Люшера;

  • графические тесты




  • Задания на учет мотивов героев в решении моральной дилеммы (модифицированная задача Ж.Пиаже).

  • Анкета «Оцени поступок» (по Э.Туриелю);

  • Задания на оценку усвоения нормы взаимопомощи (А.Г. Асмолов).




















Протокол промежуточной аттестации учащихся за 20 -20 учебный год

По дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Современный hand made»

Педагог дополнительного образования: Сафронова И.К.

Форма проведения: контрольное занятие, итоговая выставка работ


ФИО учащегося

Направления оценки

Средний балл обучающегося

(низкий – н; средний – с; высокий - в)

Основы охраны труда на занятиях

Виды, техники и стили современного рукоделия

Виды ручных швов

Понятия «Основные цвета», «теплые», «холодные цвета»

Виды интерьерных игрушек, их особенности

Виды валяния

1.









2.









3.









4.









5.









6.









7.









8.









9.









10.









11.









12.









13.









14.









15.










Средний балл по направлению









Дата: «___» _______________20_____г. Подпись педагога ___________________________



Методические материалы

Дидактический материал

  1. Авторские методические разработки по использованию на занятиях различных технологий:

- Ручные швы, «Академия развития», 1997г. Нагибина М.И. «Чудеса из ткани своими руками».

- Технология изготовления куклы-оберега «Крупеничка».

- Технология вышивания глазок для тильды «французский узелок».

- Книги Т. Финангер «Тильда».

- Технология изготовления волос для куклы-тильда.

  1. Методические пособия по различным видам рукоделия (шитье интерьерных игрушек, скрапбукинг, кардмейкинг, декупаж).

  2. Тематические папки по видам творчества:

- виды швов;

- этапы изготовления чердачных игрушек;

- выкройки;

- «Творческие идеи».

  1. Образцы изделий по всем разделам программы.

  2. Мультимедийные презентации по темам и разделам программы.

Методический материал

Особенность программы «Креативные виды рукоделия» - подбор методики обучения с учетом возраста и развития ребенка. Для результативности обучения задания подобраны так, чтобы процесс обучения осуществлялся непрерывно от простого к более сложному.

По данной программе могут заниматься дети, не имеющие специальной подготовки, так как обучение начинается с самых азов, то есть изучение инструментов, приспособлений и материалов, правил работы с ними, соблюдение техники безопасности, умение пользоваться иглой и нитью, различными видами тканей, изучение основных видов ручных швов и их применение в работе (шитье интерьерных игрушек); фигурными дыроколами, фигурными ножницами, штампами, работа со скетчами (скрапбукинг, кардмейкинг); декупажными картами и салфетками (декупаж).

Методика проведения занятий предусматривает разнообразную практическую деятельность детей:

- репродуктивная – после объяснения педагога повторить данное изделие по заданному образцу или шаблону;

- творческая – самостоятельно изготовить изделие (в основном на третьей ступени обучения).

Принципы обучения по программе:

  • Доверительный стиль общения. При объяснении правил, педагог исходит, прежде всего, из желания детей, избегая принуждения.

  • Возрастной принцип. Опора на возрастные особенности учащихся. Учет возраста при подборе средств и методов обучения.

  • Принцип гуманизма. Всестороннее взаимодействие педагога и учащихся на объективном единстве целей.

  • Принцип поддержки и одобрения учащихся. Поскольку большинство детей нуждаются в поддержке и характеризуются выраженной ориентацией на одобрение окружающих, необходимо использовать положительную обратную связь, которая является надежным средством помощи ребенку.

  • Неконкурентный характер отношений. Этот принцип будет соблюден только в том случае, если удалось создать в группе атмосферу доверия, психологической безопасности, обеспечить максимальный комфорт каждому члену группы. Поэтому все занятия строятся так, чтобы свести к минимуму элементы конкуренции, соревнования, победы и поражения. В ходе занятий подчеркивается ценность, уникальность каждого ребенка, его отличие от других.

  • Включенность. Этот принцип предполагает включенность всех детей в работу. Активное участие в происходящем – это норма поведения, согласно которой дети все время активно участвуют в работе группы.

  • Пример других участников. Одним из важнейших принципов групповой работы является обучение каждого учащегося на примере остальных. Часто восприятие других, отличающееся от собственного, становится источником озарения и постижения нового опыта.

Программа строится на следующих принципах обучения:

  • принцип добровольности, гуманизма, приоритета общечеловеческих ценностей, свободного развития личности, самооценки ребенка, создание максимально благоприятной атмосферы для личностного и профессионального развития обучаемого («ситуация успеха», «развивающее обучение»);

  • принцип доступности обучения и посильности труда;

  • принцип природосообразности: учет возрастных возможностей и задатков обучающихся при включении их в различные виды деятельности;

  • принцип индивидуально-личностной ориентации развития творческой инициативы детей;

  • принцип дифференцированности и последовательности: чередование различных видов и форм занятий, постепенное усложнение приемов работы, разумное увеличение нагрузки;

  • принцип культуросообразности: ориентация на потребности детей, адаптация к современным условиям жизни общества с учетом культурных традиций;

  • принцип креативности: развитие творческих способностей обучаемых, применение методов формирования умений переноса и применения знаний в новых условиях;

  • принцип научности;

  • принцип связи теории и практики, связи обучения с жизнью;

  • принцип систематичности и последовательности;

  • принцип сознательности и активности обучаемых;

  • принцип интегрированного обучения (параллельного и взаимодополняющего обучения различным видам деятельности);

  • принцип «зоны ближайшего развития» для каждого ребенка, выбор индивидуального маршрута и темпа его освоения.

Соблюдение принципов позволяет решить двойную организационную задачу: обеспечить занятие каждым ребенком позиции, которая характеризуется активностью, а также предоставляет педагогу избрать оптимальную тактику проведения занятий.

Программа строится с учетом основных методических принципов:

  • Гуманизация учебно-воспитательного процесса (создание условий для максимального раскрытия возможностей и способностей ребенка).

  • Дифференциация и индивидуализация обучения (учет психических и физических способностей каждого ребенка).

  • Наглядности и доступности (комплексное использование всех методов обучения с учетом индивидуальных особенностей ребенка).

  • Сознательности и активности (понимание обучающимся того, что данные умения и знания пригодятся ему в жизни, проявление желания овладеть этими знаниями).

Основные методы реализации программы:

Словесные методы включают в себя:

- объяснение основных законов композиции, технологии работы над куклой, смысл условных обозначений;

- рассказ об истории возникновения того или иного вида творчества, его отличительных особенностях, стилях и техниках декоративно-прикладного творчества и дизайна.

Демонстрационные методы:

- показ готового изделия, фотографий;

- показ технологии изготовления работы;

- показ мультимедийных презентаций по темам программы.

Репродуктивный метод:

- практическое повторение происходит по принципу «посмотри-сделай»;

- закрепление знаний при самостоятельной работе;

- отработка умений и навыков.

Физкультминутки – обеспечивают мышечную разрядку и органически вписываются в занятия. Они представляют собой игровые упражнения, направленные на развитие моторики, зрительно-моторной координации, помогают снять утомление, позволяют разнообразить занятие.

Творческие лаборатории позволяют самостоятельно создать целостный художественный образ в авторских композициях (применяется на третьей ступени работы по программе (пятый год обучения).

Форма занятий.

Занятия организуются с учетом количества детей. При реализации программы используются следующие формы занятий:

Учебное занятие – основная форма работы с детьми. На таких занятиях учащиеся занимаются изучением базовых форм, учатся составлению эскизов, скетчей, выкроек, изучают и выполняют определенные приемы выкраивания деталей для шитья игрушек, приемы скрапбукинга и кардмейкинга, декупажа.

Самостоятельное занятие – дети самостоятельно выполняют работу. Находят пути решения поставленной задачи.

Занятие-конкурс – выполнение заданий происходит в виде соревнования на самую аккуратную работу.

Занятие-игра – на таком занятии группа делится на команды. Выполнение задания происходит в виде соревнования между командами. Такое занятие может использоваться как форма проверки знаний между учащимися.

А также широко используются:

Для младшего возраста – игра, в том числе ролевая, сюжетные занятия.

Для среднего возраста: практикумы, экскурсии, тематические праздники, посиделки, оформление выставок и экспозиций, обсуждение, конкурс.

Для старшего возраста: творческие лаборатории по созданию художественного образа в авторских композициях, изучение культурологических материалов, работа с Интернет-ресурсами, создание мультимедийных презентаций, экскурсии.

На различных стадиях занятия желательно:

  • Применять разнообразные приемы включения в работу, чтобы каждый ребенок проявил активность, высказался в ходе занятия.

  • Поощрять все попытки детей поделиться своими идеями и рассказать о них. Поддерживать всех детей, высказывающих свое мнение.

  • Добиваться сплоченности, особо акцентируя внимание на тех моментах, когда группа чувствует себя как одно целое.

  • Помочь каждому ребенку понять, чего он хочет достигнуть в конце занятия. Осознание целей создает чувство надежды и целенаправленность в их достижении.

  • Немедленно реагировать на негативные процессы, происходящие в группе, и вскрывать их раньше, чем они перейдут в открытую конкуренцию, агрессию или вражду.

  • Установить для себя правило оставлять в конце занятия достаточно времени для того, чтобы получить полную обратную связь от детей о проведенном занятии. В конце каждого занятия обязательно похвалить всех детей, чтобы оставался стимул к продолжению общения.

Результативность программы зависит от предварительной подготовки, которая направлена на формирование условий и пространства для работы группы.

Желательно соблюдать следующие условия:

  • Помещение для занятий должно быть оптимальных размеров. Маленькая комната будет создавать ощущение тесноты, давления, искусственно уменьшать расстояние между участниками занятия. Излишне большое помещение может вызвать чувство потерянности, нарушать атмосферу доверительности.

  • В распоряжении учащихся должны быть удобные столы и стулья, чтобы обеспечить рабочее место каждому ребенку.

  • Кабинет для занятий должен быть хорошо освещен, так как работа на занятиях требует определенных зрительных усилий.

  • В помещении для занятий желательно иметь поверхность для закрепления плакатов (стенды), место для выставки детских работ, шкаф для наглядных принадлежностей, образцов изделий. Методических пособий.

  • В кабинете должен быть шкаф для хранения необходимых материалов и инструментов для работы (для хранения тканей, иголок, ниток, акриловых красок, салфеток, клея и лака и т.д.).

Возрастные особенности учащихся

В реализации программы участвуют ребята в возрасте 11-17 лет. Психолого-педагогические особенности детей этого возраста позволяют в полном объеме освоить предлагаемые техники рукоделия, умение воспринимать материал, фантазировать, создавать интересные образы игрушек, открытки, фотоальбомы. Не у всех детей эти навыки развиты одинаково. Занятия по программе помогут приобрести каждому ребенку уверенность в собственных силах, освоить креативные виды рукоделия, воспитать художественный вкус.

Младший и средний школьный возраст – это важный период для развития и совершенствования координации, быстроты, ловкости и точности движений. В старшем школьном возрасте происходит совершенствование всех этих навыков, а также у каждого учащегося появляется возможность к творческому поиску, саморазвитию, самосовершенствованию. На занятиях формируется и совершенствуется художественный вкус, происходит формирование творчески активной личности.

Педагогический контроль:

Цель контроля: побудить обучающегося к самосовершенствованию, воспитать умение оценивать свои достижения и видеть перспективу развития.

Формы контроля:

Текущий контроль: осуществляется на каждом занятии – наблюдение за деятельностью ребенка, содержательная оценка – рецензия педагога, само- и взаимоконтроль.

Промежуточный контроль: выполнение контрольных и творческих работ по темам, мониторинг.

Итоговый контроль: мониторинг, отчетная выставка детских работ в кабинете творческого объединения «Чердачок» и на отчетном концерте Центра детского творчества.

Критерии отбора работ:

- аккуратность исполнения;

- соблюдение технологии;

- соответствие тематике;

- творческий подход к работе.

Кроме того, в течение года, обучающиеся участвуют в выставках и конкурсах, где происходит оценка их деятельности общественностью и специалистами.

Контроль знаний и умений в группах осуществляется строго дифференцированно, исходя их возрастных, физических, психологических особенностей развития каждого отдельного ребенка.

Средства, необходимые для реализации программы:

Материалы и инструменты: ткани (хлопок, лен, ситец), нитки, иголки, английские булавки, шерстяные нитки или пряжа для валяния, синтепон (синтепух, холофайбер), карандаш простой и белый, краски акриловые, кисти, картон, бумага для скрапбукинга, бусины, полубусины, пуговицы, акварельная бумага, бумажные цветы, проволока, ножницы портновские, ножницы фигурные, фигурные дыроколы, штампы и штемпельные подушечки разных цветов, клей-карандаш, клей «Момент», декоративные элементы, бросовый материал.

Демонстрационный и раздаточный материал: информационные стенды, мультимедийные презентации, выкройки, картинки и фотографии.

Техническое оснащение: компьютер, телевизор.








ГЛОССАРИЙ

Ассамбляж – подрисовка в декупаже.

Винтаж – «ложностаринный» стиль в интерьере и рукоделии. В моде и домашнем декоре под этим словом понимается стилизация под прошлые эпохи. Надо заметить, что речь идет чаще о периоде с 40-х до 60-х годов 20 века.

Декупаж – техника декорирования различных предметов, основанная на присоединении рисунка, картины или орнамента (обычного вырезанного) к предмету, и далее, покрытии полученной композиции лаком ради эффективности, сохранности и долговечности.

Интерьерные игрушки – игрушки ручной работы, служащие не только для детских игр, но и преображают интерьер, и в отличие от детских игрушек, предназначенных для «игры», создаются для украшения, созерцания и любования.

Кардмейкинг – изготовление открыток своими руками. Техника кардмейкинг очень схожа со скрапбукингом.

Примитивные игрушки - это изготовленные вручную игрушки, намеренно стилизованные под примитивную, простую вещь.

Скрапбукинг – вид рукодельного искусства, заключающийся в изготовлении и оформлении семейных или личных фотоальбомов.

Стимпанк - это направление/стиль в искусстве. Научная фантастика, которая моделирует человечество, освоившее в совершенстве технологии и механику, а также паровые машины.

Тильда - это кукла, зверек или предмет интерьера, выполненный по выкройкам норвежской художницы Тони Финнангер (Tone Finnanger). Игрушки Тильда выполнены в примитивно-тряпичном стиле.

Шебби-шик - потёртый шик – это название стиля в интерьере, декоре и моде. Это стиль Викторианской романтики, рождённый в конце 1980-х годов 20-го века.









Литература для учащихся

  1. Ануфриева М.А. Большая энциклопедия рукоделия. – М.: АСТ: Астрель, 2010. – 895с.

  2. Белякова О.В. Большая книга поделок. – М.: АСТ: Астрель, 2011. – 222с.

  3. Горячева И.А. Топиарии. Простые модели. – М.: АСТ-пресс, 2015. – 32с.

  4. Жук С.М. Игрушки-подушки: практическое пособие. – Ростов-На-Дону: Феникс, 2010. – 318с.

  5. Ладонина Л. Декупаж. Первые шаги. – М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2012. – 198с.

  6. Хворостухина С.А. Рукоделие для девочек. – М.: РИПОЛклассик, 2011. – 132с.

  7. Рэри Э. Скрапбукинг. Оригинальные проекты для всей семьи. – М.: Контэнт, 2013. – 80с.

Интернет-ресурсы:

  1. Сайт Страна Мастеров: http://stranamasterov.ru

  2. Сайт Ярмарка Мастеров: http://livemaster.ru

  3. Книги Тони Финангер «Тильда»: http://mirtilda.ru

Литература для педагога

  1. Ануфриева М.А. Большая энциклопедия рукоделия. – М.: АСТ: Астрель, 2010. – 895с.

  2. Белякова О.В. Большая книга поделок. – М.: АСТ: Астрель, 2011. – 222с.

  3. Власов В.Г. Основы теории и истории декоративно-прикладного искусства. Учебно-методическое пособие. – СпбГУ, 2012. – 156с.

  4. Горячева И.А. Топиарии. Простые модели. – М.: АСТ-пресс, 2015. – 32с.

  5. Декупаж. Красивый декор своими руками/ И.В. Резько. – Минск: Харвест, 2010. – 255с.

  6. Жук С.М. Игрушки-подушки: практическое пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 318с.

  7. Зайцева А.А. Техники работы с бумагой: большая энциклопедия. – М.: ЭКСМО, 2010. – 189с.

  8. Ладонина Л. Декупаж. Первые шаги. – М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2012. – 198с.

  9. Методические основы преподавания декоративно-прикладного творчества: учебно-методическое пособие/Под ред. С.В. Астраханцевой. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 152с.

  10. Пэйнтер Л. Декупаж, соленое тесто, лоскутное шитье, папье-маше, декоративное стекло и многое другое: полная энциклопедия рукоделия. – М.: АСТ, 2010. – 511с.

  11. Рэри Э. Скрапбукинг. Оригинальные проекты для всей семьи. – М.: Контэнт, 2013. – 80с.

  12. Хворостухина С.А. Рукоделие для девочек. – М.: РИПОЛклассик, 2011. – 132с.

  13. Хитер Дж. Основы скрапбукинга. Техники, приемы, креативные идеи. – М.: Контэнт, 2015. – 64с.

  14. Юсель С. Декупаж: инструменты и материалы для декупажа, основные приемы работы, уроки мастерства. – М.: Контэнт, 2013. – 80с.

Интернет-ресурсы:

  1. Сайт Страна Мастеров: http://stranamasterov.ru

  2. Сайт Ярмарка Мастеров: http://livemaster.ru

  3. Книги Тони Финангер «Тильда»: http://mirtilda.ru

  4. Блоги по рукоделию: http://liveinternet.ru

http://blogspot.ru

http://ola-la77.blogspot.ru

http://www.nkale.ru

25



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!