Программа кружка сценической деятельности «Театральный»
Возраст детей 11-17лет
Руководитель кружка
Воспитатель Буша И.В.
2024-2025
Пояснительная записка
Кружок сценической деятельности «Театральный» относится к кружку художественно-эстетической направленности, так как ориентирован на развитие общей и эстетической культуры обучающихся ,художественных способностей и склонностей, носит ярко выраженный креативный характер, предусматривая возможность творческого самовыражения, творческой импровизации.
Работа кружка актуальна, поскольку сценическая деятельность становится способом самовыражения, инструментом решения характерологических конфликтов и средством снятия психологического напряжения.
Сердцевиной сценического творчества является так называемая «игра в поведение». Дети – актёры от природы. Они сами сочиняют свои роли, сами обрабатывают материал жизни.
Сценическая деятельность должна стать для детей удовольствием, и развлечением, а на самом деле – инструментом решения конфликтов, способствующих взаимопониманию и самораскрытию. Цель. Обеспечение эстетического, нравственного развития воспитанников.
Воспитание творческой индивидуальности ребёнка, развитие интереса к искусству и сценической деятельности.
Задачи.
Развивать интерес к сценическому искусству.
Развивать зрительное и слуховое внимание, память ,наблюдательность, находчивость и фантазию, воображение, образное мышление.
Снимать зажатость и скованность.
Активизировать познавательный интерес.
Развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми.
Воспитывать доброжелательность и контактность в отношении со сверстниками.
Развивать чувство ритма и координацию движений.
Развивать речевое дыхание и артикуляцию.
Развивать дикцию на материале скороговорок и стихов, пополнять словарный запас.
Учить строить диалог, учить пользоваться словами выражающие основные чувства.
Тематический план обучения
№ | Содержание | Всего часов | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие, заключительное | 2 | 2 | |
2 | Театральная игра | 18 | 2 | 16 |
3 | Культура и техника речи | 10 | 2 | 8 |
4 | Ритмопластика | 10 | 2 | 8 |
5 | Основы театральной культуры | 6 | 2 | 0 |
6 | Работа над инсценировками | 16 | 2 | 14 |
7 | Индивидуальная работа | 6 | - | 6 |
Вводное занятие ,заключительное занятие
а) решение организационных вопросов
б) подведение итогов, обсуждение и анализ успехов каждого ребёнка.
Театральная игра.
Игры на развитие памяти, внимания.
Этюды на выразительность жестов.
Этюды на сопоставление разных характеров.
Этюды на развитие эмоций.
Мимические игры.
Этюды на действие с воображаемым предметом.
Этюды по сказкам.в течении года
Разыгрывание мини-сценок. Упражнения на развитие внимания, воображения, фантазии.
Культура и техника речи.
Артикуляционная гимнастика.
Дыхательные упражнения.
Речь в движении.
Активное использование междометий, слов ,стихов и поговорок.
Коллективное сочинение сказок.
| | |
Вводная беседа. Знакомство с планом , выборы актива кружка | 1 | |
| | |
Игры по развитию внимания («Имена», «Цвета», «Краски», «Садовник и цветы», «Айболит», «Адвокаты», «Глухие и немые», «Эхо», «Чепуха, или нелепица»). | 2 | 4,9 09. |
| | |
| | |
Работа над дикцией Заучивание скороговорок. Следить за дыханием. | 2 | 11,16 09. |
Отработка сценического этюда «Обращение» («Знакомство» Чтение сказок В. Сутеева. Чтение по ролям. | 2 | 18,23 09. |
| | |
Знакомство со структурой театра, его основными профессиями. «Осенняя история» Чтение по ролям, заучивание текста. | 2 | 2,7 10. |
Знакомство с новыми куклами, работа с куклой. | 2 | 9,14 10. |
Знакомство со сценарием сказки « Заюшкина избушка» | 2 | 16,21 10. |
Распределение ролей с учетом пожелания юных артистов Выразительное чтение сказки по ролям. | 2 | 23,28 10. |
Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Заучивание скороговорок | 2 | 11,13 11. |
Подбор музыкального сопровождения к сценарию сказки. | 2 | 18,20 11. |
Генеральная репетиция . С декорациями, музыкальным сопровождением и т.п. | 2 | 25,27 11. |
Выступление со спектаклем перед учениками школы и родителями | 2 | 2,4 12. |
Анализ дела организаторами (недостатки, что необходимо предусмотреть) и участниками (интересно ли было работать над спектаклем, нужен ли он был, что будем делать дальше - коллективное планирование следующего дела). | 2 | 9,11 12. |
| | |
Связь этики с общей культурой человека. (Уважение человека к человеку, к природе, к земле, к Родине, к детству, к старости, к матери, к хлебу, к знанию; к тому, чего не знаешь, самоуважение). | 2 | 16,18 12. |
Составление рассказа «Человек – высшая ценность» по фотографиям своих близких. («Людей неинтересных в мире нет») | 2 | 23,25 12. |
Репетиция сценического этюда «Театр начинается с вешалки, а этикет с «волшебных» слов». (Этикет). | 2 | 13,15 01. |
Привычки дурного тона. (Этикет) | 2 | 20,22 01. |
| | |
Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата | 2 | 27,28 01. |
Игры по развитию языковой догадки («Рифма», «Снова ищем начало», «Наборщик», «Ищем вторую половину», «Творческий подход», «По первой букве», | 2 | 3,5 02. |
| | |
Беспредметный этюд (вдеть нитку в иголку, собирать вещи в чемодан, подточить карандаш лезвием и т.п.) | 2 | 10,12 02. |
Сценический этюд «Скульптура». Сценические этюды в паре : «Реклама», «Противоречие». Сценические этюды по группам: «Очень большая картина», «Абстрактная картина», «натюрморт», «Пейзаж». | 2 | 17,19 02. |
Сценические этюды. Шумное оформление по текстам, деление на группы, составление сценических этюдов. | 2 | 24,25 02. |
Тренировка ритмичности движений. | 2 | 2,4 03. |
| | |
Знакомствр со сценарием сказки «Теремок» | 2 | 9,11 03. |
Развитие наблюдательности. (На основе своих наблюдений показать этюд. Понять и воспроизвести характер человека, его отношение к окружающему миру). | 2 | 16,18 03. |
Развитие воображения и умения работать в остром рисунке («в маске»). | 2 | 23,25 03. |
Работа над органами артикуляции, дикции и знакомство с нормами орфоэпии. ( работа над пословицами и скороговорками). | 2 | 1,6 04. |
Работа над образом. Четкое выполнение движений и произношение слов одновременно | 2 | 8,13 04. |
Работа над текстом. Заучивание скороговорок, работа над дыханием. | 2 | 15,20 04. |
Этюды на отработку движений под музыку. | 2 | 22,27 04. |
Репетиция пантомимных движений. Изготовление афиш. | 2 | 4,6 05. |
Генеральная репетиция с декорациями, с музыкальным сопровождением. | 2 | 11,13 05. |
Выступление на родительском собрании | 2 | 18,20 05. |
Анализ работы за год. | 1 | 25 05. |
| | |
План составлен из расчёта два часа в неделю.
Литература для руководителя кружка.
1.Основы актерского мастерства. З.Я. Корогодского
2.Пьесы-сказки для театра. Першин М.С.
3.Формирование речевого творчества детей Ганников Е.Б.
4.Академия затей. Пивненко О.В.
5.Скороговорки Куликовская Г.А.