СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка "Тайны русского языка"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка "Тайны русского языка"»

Программа кружка

«Тайны русского языка»

МБОУ СОШ №15 им. А.З. Потапова ст. Лысогорской Георгиевского городского округа Ставропольского края



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Общая характеристика курса

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в IX классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Курс русского языка для основной школы направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи.

Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.

Введение в качестве итоговой формы аттестации по русскому языку в 9 классе новой формы, частями которой задаются новые требования к качеству подготовки выпускников, ставит учителя перед необходимостью пере­смотра системы предэкзаменационной подготовки учащихся 9 классов. Ос­тавшись один на один с заданием, выпускники должны продемонстрировать не только знания и умения, которые в основном охватывают 1, 2, 3 части КИМ, но и уровень компетентности.

Наша задача сегодня – разобраться в причинах неуспехов школьников, выде­лить проблемы, находящиеся в компетентности учителя русского языка и ли­тературы, и искать адекватные способы их решения, поскольку предыдущие формы, методы, приемы подготовки к экзамену, какими бы они ни казались хо­рошими, привычными и т.д., оказались как минимум недостаточными.

Подготовка к ОГЭ – процесс специфический и имеет массу особенностей. Для успешной сдачи ОГЭ по русскому языку мало грамотно писать, необходимо понять саму специфику экзамена. Анализ работ показывает, что объектом контроля являются не отдельные знания, умения и навыки, а их комплексы, составляющие ту или иную компетенцию. Следовательно, контрольно-измерительные материалы надо готовить тоже в компетентностном ключе. Задания, предлагаемые учащимся на итоговой аттестации, проверяют все виды компетенций: 1) лингвистическую; 2) языковую; 3) коммуникативную.

Анализ работ учащихся по русскому языку в новой форме выявил ряд проблем:

  • проблему адекватности восприятия текста на слух;

  • проблему организации планомерной и постоянной работы над освоением учениками лексического богатства русского языка;

  • проблема недостаточного владения учащимися методами морфемного анализа слова;

  • проблема определения грамматической основы предложения

Результаты экзамена позволяют сделать вывод о том, что в курсе русского языка в основной школе большее внимание уделяется теоретической составляющей в освоении норм орфографии и пунктуации, чем практическому овладению этими нормами. Усиление практической направленности обучения русскому языку и соединение теории с практикой может быть достигнуто на основе многоплановой, системной и систематической работы. Поэтому считаю необходимым курс занятий кружка «Тайны русского языка».

Данный курс актуален, открывает новые возможности для углубления содержания лингвистического образования учащихся. Он способствует практической подготовке учащихся к сдаче ОГЭ по русскому языку, к успешному прохождению итогового контроля по завершении основного образования, призван помочь в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности, так как грамотность – залог успешности человека. ОГЭ в 9 классе проверяет  умение писать сжатое изложение, используя различные способы компрессии текста, читать текст и анализировать его содержание, выполнять тестовые задания, проверяющие знания и умения в разных областях школьного курса русского языка, то есть выполнять комплексный  анализ  текста.
В программах основной школы по русскому языку на отработку этих навыков отведено минимальное количество времени, а некоторые темы и термины не включены в программу средней школы. Например, определение микротем, ключевых выражений, определения главной и второстепенной информации, формирование умения абзацного членения текста. Поэтому необходим специальный дополнительный курс, основной целью которого  является подготовка учащихся к новой форме сдачи экзамена (ОГЭ) и преодоление трудностей в изучении русского языка.

Достаточно высокая степень научности (опора на вузовские учебники, специальную литературу) должна обеспечить условия для осознанного усвоения трудных вопросов орфографии, поскольку разговор об уже известных правилах ведется на качественно новом уровне. В ходе работы не просто перечисляются вопросы и даются ответы на них, а описываются отдельные трудности русской орфографии и пунктуации на фоне общей системы русского правописания.

Кроме этого данный курс направлен на организацию систематичной работы над пониманием текста и способами его выражения, а также практического применения полу­ченных знаний и умений в ситуации необходимости самостоятельного по­строения собственного монологического высказывания.

Цели курса:

- обеспечение подготовки учащихся 9-х классов к прохождению итоговой аттестации в форме ОГЭ.

-воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку

-развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков;

-освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;

-формирование умений осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовать необходимую информацию;

применение полученных знаний и умений в речевой практике.

Достижение вышеуказанных целей осуществляется в процессе формирования коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.

-Коммуникативная компетенция – знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и создания собственных высказываний в соответствии с целями и условиями общения и обеспечивающие вступление в коммуникацию с целью быть понятым.

-Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенция – это знания основ науки о языке, и навыками действий с изучаемым и изученным языковым материалом.

-Культуроведческая компетенция – это знания, умения и навыки, необходимые для усвоения национально-культурной специфики русского языка, овладения русским речевым этикетом.


Задачи курса:


- формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации.

- формировать умения обучающихся ориентироваться в многообразных явлениях письма, выбирать из правил соответствующее конкретному правописанию;

- обучение созданию текста типа речи рассуждение с учетом основных признаков текста: смысловой и грамматической целостности, подчиненности коммуникатив­ной задаче и т.д.

- расширить навыки самостоятельной работы;

- развивать навыки работы со справочной литературой;

- формировать навыки исследовательской работы;

- учить самоанализу, применять знания в практической деятельности.


В ходе занятий учащиеся должны научиться:

  • работать с тестовыми заданиями (внимательно читать формулировку задания и понимать его смысл (без возможности обратиться за консультацией к учителю);

  • четко следовать инструкциям, сопровождающим задание;

  • выполнять различные типы тестовых заданий;

  • самостоятельно распределять время на выполнение заданий;

  • хорошо ориентироваться в полях заполняемого на экзамене бланка;

  • правильно отмечать в бланке вариант ответа;

  • писать сочинение части С ;

  • сокращать текст изложения.

  • ОГЭ-9. Обучение написанию сжатого изложения.

  • Изложение. Виды изложений. Способы и приемы компрессии текста. Написание сжатого изложения и его анализ.

  • Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка.

  • Тема, идея, проблема и способы их определения и формулирования.

  • Композиция, логическая, грамматическая структура текста. Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Представление об абзаце как о пунктуационном знаке.

  • Главная и второстепенная информация в тексте. Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации.

  • Способы компрессии (сокращения) текста: грамматические, логические, синтаксические. Адекватное понимание письменной речи в различных сферах и ситуациях общения.

  • Текст как продукт речевой деятельности. Смысловая и композиционная целостность текста.

  • Извлечение информации из различных источников.

  • Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста).

  • ОГЭ-9. Сочинение-рассуждение.

  • Структура сочинения-рассуждения. Алгоритм написания сочинения – рассуждения.

  • Как начать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении. Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально- смысловым типом речи.

  • Композиция сочинения-рассуждения на морально-этическую тему : тезис – аргументы – вывод. Средства межфразовой связи.

  • Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.


 Задачи занятий:

  • систематизация УУД, проверяемых в ходе проведения ОГЭ;

  • совершенствование умения излагать текст в сжатой форме с использованием разных способов компрессии текста;

  • совершенствование умения создавать собственное высказывание (сочинение) на заданную тему.

Главные принципы, на которых строится курс, - научность, системность, доступность. Это позволит школьникам лучше подготовиться к экзаменам.

Информационный материал сочетается с активными формами работы, которые позволят учащимся повысить уровень ЗУН, необходимых для успешной сдачи экзаменов, и с промежуточным контролем ЗУН

На занятиях используются:

  • Лекции учителя с различными видами заданий;

  • Составление обобщающих таблиц и опорных схем;

  • Самостоятельная работа учащихся (наблюдения над языковым материалом, их анализ, выводы);

  • Самостоятельный отбор материала;

  • Работа в группах;

  • Работа с пакетами КИМов;

  • Написание изложений и сочинений.

В результате изучения курса учащиеся должны:

-систематизировать полученные в ходе изучения русского языка знания;

-уметь писать сочинения-рассуждения на заданные темы;

-уметь писать сжатые изложения

- знать нормы литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические).

В процессе подготовки к итоговой аттестации необходимо уделить внимание обязательному обобщению и повторению следующих тем:

  • текст как речевое произведение;

  • смысловая и композиционная цельность, связность текста;

  • функциональные стили и функционально-смысловые типы речи;

  • средства связи предложений в тексте;

  • анализ содержания текста;

  • анализ средств выразительности текста;

  • лексическое значение слова и фразеологического оборота;

  • морфемно-словообразовательный анализ слова;

  • основные способы словообразования;

  • морфологический анализ знаменательных частей речи;

  • морфологический анализ служебных частей речи;

  • орфографический анализ слова

  • словосочетание, способы подчинительной связи в словосочетаниях, синтаксический анализ словосочетания;

  • простое предложение: главные и второстепенные члены;

  • двусоставные и односоставные предложения;

  • сложносочиненное предложение;

  • сложноподчиненное предложение;

  • сложное бессоюзное предложение. Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения;

  • сложные предложения с разными видами связи между частями;

  • пунктуационный анализ предложений;

  • синтаксический анализ простого предложения;

  • синтаксический анализ сложного предложения.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Введение. Постигаем тайны ОГЭ. Знакомство с целями, задачами, содержанием кружка «Тайны русского языка», со спецификой ОГЭ, со структурой и содержанием экзаменационной работы, с критериями оценивания экзаменационной работы. Знакомство с демоверсией.

I. Подготовка к выполнению части 1 - написанию сжатого изложения

Слушание. Адекватное понимание устной речи. Изложение. Виды изложений Способы и приемы компрессии текста. Написание сжатого изложения и его анализ. Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема и способы их определения и формулирования. Композиция, логическая, грамматическая структура текста. Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Представление об абзаце как о пунктуационном знаке. Главная и второстепенная информация в тексте. Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации. Способы компрессии (сокращения) текста: грамматические, логические, синтаксические. . Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста).

II. Подготовка к выполнению части 2

Адекватное понимание письменной речи. Текст как речевое произведение. Анализ текста. Смысловая и композиционная целостность текста. Тестовые задания.

Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты. Понятие о контексте. Слово в контексте. Группы слов по происхождению и употреблению. Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением – важное условие речевого общения. Лексическая сочетаемость. Смешение паронимов. Жаргонизмы. Речевая избыточность и речевая недостаточность. Лексический анализ. Тестовые задания.

Выразительность русской речи. Выбор и организация языковых средств в соот­ветствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения. Выразительные средства лексики и фразеологии. Выразительные средства грамматики. Разграничение понятий «тропы, фигуры речи, приемы» Анализ средств выразительности. Тестовые задания.

Правописание корней, словарных слов, корней с чередованием.

Правописание приставок Слитное, дефисное, раздельное написание.

Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-). Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени. 

Лексика и фразеология. Синонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Синтаксические нормы.

Словосочетание Типы подчинительной связи в словосочетаниях Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний.

Тест. Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Типы сказуемых. Простое осложнённое предложение. Правильное построение предложений с обособленными членами. Знаки препинания в простом осложнённом предложении

Практикум. Пунктуационный анализ. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами

Тест. Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Типы сказуемых.

Синтаксический анализ сложного предложения.

Сложные предложения, виды подчинения в сложном предложении.

Сложные предложения с разными видами связи.

IV. Подготовка к выполнению части 3,

Сочинение-рассуждение. Структура сочинения-рассуждения. Алгоритм написания сочинения – рассуждения 9.1, 9.2, 9.3. Как начать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему, на морально-нравственную тему, сочинение по трактовке текста. Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении. Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи. Композиция сочинения-рассуждения: тезис – аргументы – вывод. Средства межфразовой связи.

Итоговое занятие. Работа с бланками ответов.











КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



п/п

Дата

Тема


Введение. Постигаем тайны ОГЭ: знакомство с демонстрационным вариантом КИМ ОГЭ по русскому языку, с бланками, критериями оценивания.


Виды изложений. Особенности сжатого изложения

Текст как единицы языка.

Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста

Главная и второстепенная информация в тексте

Способы и приемы компрессии текста


Сжатое изложение с использованием приема сокращения. Сжатое изложение с использованием приема обобщения. Анализ сжатых изложений. Адекватное понимание письменной речи. Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. 


Задание 1. Написание сжатого изложения.


Задание 1. Написание сжатого изложения.


Задание 13. Сочинение-рассуждение. Структура сочинения-рассуждения. Алгоритм написания. Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении.


Задание 13. Сочинение-рассуждение. Композиция сочинения-рассуждения: тезис – аргумент – вывод. Оформление вступления и заключения. Корректировка текста.


Задание 13.1 Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Алгоритм написания. Отработка навыка написания сочинения на лингвистическую тему.


Задание 13.2 Сочинение-рассуждение на понимание фрагмента текста. Алгоритм написания. Отработка навыка написания сочинения на понимание фрагмента текста.


Задание 13.3 Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему. Алгоритм написания. Отработка навыка написания сочинения на морально-этическую тему.


Классификация речевых и грамматических ошибок, допускаемых в задании 1 и 13.


Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Типы сказуемых. Синтаксический анализ простого неосложненного предложения.


Простое осложненное предложение. Однородные члены. Обобщающие слова при однородных членах предложения.


Простое осложненное предложение. Обособленные члены предложения (определения, дополнения, обстоятельства).


Простое осложненное предложение. Вводные слова. Обращения.


Синтаксический анализ простого осложненного предложения.


Сложное предложение. Союзные и бессоюзные сложные предложения. Средства союзной связи в сложных предложениях.


Сложносочиненное предложение. Сложноподчиненное предложение (типы придаточных частей и типы связи).


Сложное предложение с разными видами связи. Предложение с прямой речью.


Задание 2, 3. Синтаксический анализ простого и сложного предложения.


Знаки препинания в простом осложненном (при обособленных, однородных членах предложения, при вводных и вставных словах и конструкциях, при обращениях). Пунктуационный анализ простого осложненного предложения.


Знаки препинания в сложном предложении (при сочинительной, подчинительной и бессоюзной связи). Пунктуационный анализ сложного предложения.


Задание 4. Пунктуационный анализ предложений: правила постановки знаков препинания


Задание 5. Пунктуационный анализ предложений: применение правил постановки знаков препинания


Употребление гласных букв И/Ы, А/Я, У/Ю после шипящих и Ц. Употребление гласных букв О/Е (Ё) после шипящих и Ц. Употребление Ь и Ъ.


Правописание корней. Правописание приставок. Правописание суффиксов различных частей речи. Правописание падежных и родовых окончаний.


Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий. Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи. Правописание НЕ и НИ.


Правописание отрицательных местоимений и наречий. Правописание служебных слов. Слитное, дефисное и раздельное написание слов различных частей речи. Правописание словарных слов.


Задание 6. Орфографический анализ слова. Орфограммы в приставках, корнях, суффиксах и окончаниях слов.


Задание 7. Орфографический анализ слова. Орфограммы в приставках, корнях, суффиксах и окончаниях слов. Применение правил.


Задание 8. Морфологические нормы употребления существительных, прилагательных, глаголов, числительных.


Задание 9. Словосочетание и его типы. Синтаксический анализ словосочетаний


Задание 10. Анализ содержания текста. Определение темы и идеи текста.


Задание 11. Выразительные средства лексики и фразеологии. Выразительные средства грамматики. Анализ средств выразительности текста.


Задание 12. Лексика русского языка с точки зрения происхождения, употребления, количества значений, стилистического окраски, активного и пассивного запаса. Синонимы. Антонимы. Фразеологизмы.


Синтаксический и пунктуационный анализ предложений. Орфографический и лексический анализ слов. Выполнение заданий 2-12 КИМ ОГЭ.










Ресурсное обеспечение программы

Литература            

    I. Для учителя:

  1. Русский язык. Подготовка к ОГЭ-2025. 9 класс. Под редакцией Н.А. Сениной. Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2022год.

  2. Г. Т. Егораева. Русский язык. ОГЭ – 2025.  9 класс. Москва, «Экзамен», 2024 год.

  3.  Материалы сайта ФИПИ. http://www.fipi.ru/

  4. Презентация «Подготовка учащихся 9 класса  к итоговой аттестации по русскому языку в новой форме»            

  5. Презентация «Современные подходы к написанию сжатого изложения и сочинения-размышления на ГИА в 9-м классе»

  6. Презентация «Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему» (9.1)

  7. Презентации по всем основным разделам русского языка

II. Для учащихся:

  1. Учебник: Русский язык . 9 класс.  Авторы Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина и др.), Москва, Просвещение, 2023 год.

  2. Русский язык. Подготовка к ОГЭ-2025. 9 класс. Под редакцией Н.А. Сениной. Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2024 год.

  3. Книгина М.П. Русский язык. 9 класс. Ч.1-2.-Тесты.- 3-е изд.,-Саратов: Лицей, 2020.

  4. Бабайцева В.В., Сальникова О.А. Русский язык. Тренинг по орфографии.М.:Дрофа,2021.

  5. Бабайцева В.В., Беднарская Л.Д. Русский язык. Тренинг по пунктуации.М.:Дрофа,2021.

  6. Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку. 9 класс. М.:Просвещение, 2020

  7. Материалы сайта ФИПИ. http://www.fipi.ru/

СЛОВАРИ

3. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка – М.: Просвещение, 1989

4. Крючков С.Е. Русский язык в таблицах. 5-9 классы. - М.: Айрис-пресс,2022.

5. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка – М.: ООО «А ТЕМП», 2008

6. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. - М.: Айрис-пресс,2020.

7. Скиргайло Т.О, Ахбарова Г.Х. Сочинения на лингвистическую тему. Русский язык. 9 класс: пособие для учащихся.-Казань: Изд-во МОиН РТ,2021

8.Драбкина С.В., Субботин Д.И. Успешная подготовка. Разбор заданий. Алгоритмы. Тесты. Государственная итоговая аттестация в новой форме. Москва. «интеллект-Центр»2014

9.Шипачёва Л.А. Русская орфография и пунктуация. Пособие для старшеклассников. Москва. «Школьная пресса.2022

10.Сенина Н.А. Русский язык. Подготовка к ОГЭ-2025.Ростов-на-Дону.2024