Филиал Республиканского СРЦН «СРЦН г.Можги»
( структурное подразделение с.Каракулно)
Программа кружка
«Весёлый пластилин»
Выполнил: воспитатель I квалификационной категории
Менькова Е.А.
Каракулино
Пояснительная записка
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Что же понимается под творческими способностями?
В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.
С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.
Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет проведение кружковой работы. Занятия кружка позволяют дать детям дополнительные сведения по трудовому обучению: ребята знакомятся с пластилином – это поистине волшебный материал, ведь из него можно сделать всё, что угодно !Для работы с пластилином совсем не обязательно иметь талант скульптора. Она для тех , кто не умеет лепить и рисовать- все собранные нами поделки создавать легко и весело, ведь состоят они из самых простых фигур : шарики , лепешек ,пирамидок и колбасок.
Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.
Ученики фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.
Направленность программы кружка «Весёлый пластилин» является художественно-эстетической, по функциональному предназначению — общекультурной, по форме организации — кружковой, по времени реализации — годичной,
Новизна программы состоит в том, что развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду – приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.
Актуальность программы обусловлена тем, что является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной деятельности.
Оно способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов
Цели кружковой работы:
1. Развитие творческих способностей младших школьников, детского сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.
2. Освоить разные способы и приёмы работы с пластилином.
3. Воспитание любви и уважения к своему труду и труду взрослого человека.
Задачи:
1.Развивать воображение и фантазию, внимание, память, терпение, трудолюбие;
2. Использование в работе различных материалов ( пластилин, ножи и лопаточки для лепки , дощечка, ножницы, зубочистка и заточенный карандаш .);
3.Учить изготавливать поделки из пластилина( шаг за шагом из шариков , кубиков и конусов создать самых разных животных, цветы, машины и весёлых человечков ;
4.Учить выполнять работу коллективно, развивать проектные способности младших школьников,
5.Воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, гордость за свой выполненный труд.
6.Коррекция мелкой моторики кисти рук.
Прогнозируемые результаты и способы их проверки.
Занимаясь в кружке «Весёлый пластилин» учащиеся должны знать:
- название материала — пластилин ;
- название и назначение ручных инструментов и приспособлений — пластилин, доска для лепки, ножницы, стеки ,ножи;
- правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами.
учащиеся должны уметь:
- анализировать под руководством воспитателя изделие;
- правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
Литература:
1. И.В Степанова . Весёлый пластилин. Простые уроки лепки. Книжный клуб «Клуб Семейного Досуга «- 2014.
2. А .А .Анистратова, Н.И Гришина .Поделки из пластилина и солёного теста. Издательство Оникс – 2008.
3. Н. В. Величко. Поделки из пластилина. Издательство Клуб Семейного Досуга – 2011.
4.А. Ллимос Пластилин чудесные поделки. Книжный клуб « Клуб Семейного Досуга» -2006
5.А. Багрянцева. Зоопарк из пластилина .Издательство « Эксмо»2013.
Тематический план
№ | Раздел. Тема. | Количество часов | Теория | Практика |
1. | Вводное занятие | 1 | 1 | |
2. | Объёмные поделки из шариков | 5 | 0,5 | 4,5 |
3. | Объёмные поделки из пластилиновых колбасок | 5 | 0.5 | 4,5 |
4. | Объёмные поделки из вытянутых шаров(конусы) | 5 | 0,5 | 4,5 |
5. | Объёмные поделки из кубиков | 4 | 0,5 | 3,5 |
6. | Лепешки из пластилина | 4 | 0,5 | 3,5 |
7. | Лепка( смешанная техника) | 2 | 0,5 | 1,5 |
| Всего | 26 | | |
Календарно-тематическое планирование
№ | Раздел Тема | Количество часов | Дата проведения | Форма организации | Задачи |
теория | Практи- ка |
1 | Вводное занятие | 1 | | 1 | | Учить выполнять работу коллективно Воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, гордость за свой выполненный труд. Коррекция мелкой моторики кисти рук. Использование в работе различных материалов |
2 | Объёмные поделки из шариков | 5 | | 1 | 4 | |
| Гусеница Слон Снеговик Заяц Дракон | | | Рассматривание образца, художественное слово. | Выполнение работ | - знакомить с возможностью использования кругов в творчестве; - развивать мелкую моторику, совершенствовать навыки работы с пластилином; - воспитывать художественный вкус, аккуратность. |
3. | Объёмные поделки из пластилиновых колбасок | 5 | | 0,5 | 4,5 | |
| Улитка Удав Корзина Козлик Стрекоза | | | Рассматривание образца, художественное слово | Выполнение работ | формирование умения использовать различные материалы , - развитие эстетического вкуса, развитие мелкой моторики рук, - воспитание трудолюбия и аккуратности при изготовлении поделки. |
4. | Объёмные поделки из вытянутых шаров(конусы) | 5 | | 0,5 | 4,5 | |
| *Пирамидки *Улитка *Ослик *Пес *Носорог | | | Беседа о осени, рассматривание иллюстраций, художественное слово | Выполнение работ | соблюдать технику безопасности во время использования ножа и стеки в работе; развивать воображение, фантазию, творчество; воспитывать усидчивость и аккуратность во время выполнения работы |
5 | Объёмные поделки из кубиков | 4 | | 0,5 | 3,5 | |
| Робот Пожарная машина Грузовик Трактор | | | Рассматривание образца, художественное слово | Выполнение работ | развитие мелкой моторики рук и зрительно-моторной координации; воспитание усидчивости, аккуратности и трудолюбия; развитие творческих способностей и эстетического вкуса детей; развитие положительных эмоций и уверенности в себе. |
6. | Лепешки из пластилина | 4 | | | | |
| | | | Рассматривание образца, художественное слово | Выполнение работ | - закреплять умение работать с пластилином; - познакомить учащихся с новым приёмом работы с пластилином: «лепешки»; - научить выполнять работу в технике накладывание друг на друга; - развивать творческие способности, воображение, фантазию детей; - развивать мелкую моторику, аккуратность при работе с клеем; - воспитывать терпение, уверенность в своих делах. |
7. | Лепка( смешанная техника) | 2 | | | | |
| *Незабудка *Сирень | | | Рассматривание образца, художественное слово | Выполнение работ | отщипывать небольшие комочки пластилина, аккуратно укладывать на дощечку готовые изделия. Развивать глазомер, мелкую моторику рук, речь, внимание, мышление. Составлять изображение предмета из отдельных частей; |
Инструктаж по технике безопасности во время проведения кружковых занятий
Дата | Ф.И. ребенка | Кто проводит инструктаж | Подпись детей |
| Глухов Максим | Менькова Е.А.. | |
| Ганичева Полина | Менькова Е.А. | |
| Мельникова Наташа | Менькова Е.А.. | |
| Чазов Виталий | Менькова Е.А. | |