СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка "Волшебная палитра"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка программы кружка "Волшебная палитра", реализованная в МБОУ "Средняя школа №2 им.А.С. Пушкина" г. Арзамаса

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка "Волшебная палитра"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №2 им.А.С.Пушкина




РАССМОТРЕНО

на заседании методического совета

МБОУ СШ №2 им. А.С. Пушкина

протокол №

от " 01 " 09 2020г.




УТВЕРЖДЕНО

Приказом

МБОУ СШ №2 им. А.С. Пушкина

от " 01 " 09 2020г.





Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

«Волшебная палитра»


Направленность: художественная

Возраст: 9-11 лет

Срок реализации: 1 год





Составитель:

Маркова Юлия Владимировна,

учитель ИЗО и МХК















Арзамас, 2020


Пояснительная записка.

Направленность программы  «Волшебная палитра» является программой художественно-творческой направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по времени реализации –1 год обучения.

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.

В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения  детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки  воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.

Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения учащиеся получают знания о закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах лепки, рисования, аппликации, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств.

Педагогическая целесообразность  программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа  направлена  на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.

1.2Основная  цель  программы: создание условий для обучения детей основам изобразительной грамоты и их активное творческое развитие посредством занятий изобразительной деятельностью.

Задачи: основная цель программы раскрывается в триединстве следующих задач:

воспитательные:

- формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему

миру через художественное творчество;

- воспитывать стремление к общению с искусством в различных его

проявлениях;

- формировать навыки общения и культуры поведения.

развивающие:

- развивать творческие способности, фантазию и воображение, образное

мышление, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей;

- способствовать формированию эстетической образованности учащегося;

- способствовать расширению познавательной активности в области

эстетики, истории искусства, технологий;

- содействовать развитию внимания, памяти, сенсомоторики.

- поддерживать стремление к творческой активности;

- создание условий для формирования творческой, созидающей личности;

- развитие эмоциональной отзывчивости.

обучающие:

- научить практическим приемам и навыкам изобразительного мастерства

(рисунка, живописи и композиции);

- познакомить с теорией цветоведения, историей искусства, теоретическими основами рисунка, живописи, композиции;

- приобщение к достижениям мировой художественной культуры;

- познакомить с технологическими приёмами создания художественного

произведения декоративно-прикладной направленности.

В целом занятия способствуют разностороннему и гармоническому

развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению

задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.

Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной образовательной программы – ученики 4-5класса.

Принцип построения программы:

На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности и возраста воспитанников:

I группа – 4 кл.,

II группа – 5 кл.

Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Например, в первой группе  дети  выполняют  творческие задания, во второй группе – тоже, но на более сложном творческом и техническом уровне, оттачивая свое мастерство, исправляя ошибки. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учётом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.

Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству.

Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.

Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:

  • занятия в свободное время;

  • обучение организовано на добровольных началах всех сторон (обучающиеся, родители, педагоги);

  • обучающимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия.


Обучающиеся по программе

Образовательная программа «Волшебная палитра» реализуется на базе МБОУ СШ №2 им.А.С.Пушкина

Программа охватывает возрастные группы от 9 до 11 лет, набор детей свободный. В старшую и младшую группу обучения принимаются все желающие.

Сроки реализации программы (продолжительность образовательного процесса, этапы)

Программа рассчитана на один год. Для успешного освоения программы численность детей в группе кружка составляет 15 человек. Занятия каждой группы проводятся один раз в неделю по 2 часа. Годовой курс программы рассчитан на 76 часов. Общее количество часов - 152.

Организация деятельности кружкового направления позволяет создать атмосферу сотрудничества и увлеченности совместной творческой деятельностью обучающихся и педагога:

• деятельность организована на добровольных началах;

• дети занимаются в свободное и удобное для них время;

• учитываются возрастные психологические закономерности;

• доступность программного материала и его вариативность.

Основная форма занятий – групповая.

Режим занятий –4 часа в неделю. Занятия проводятся по понедельникам в 14:30(младшая группа), по средам в 15:00 (старшая группа)


Формы и методы обучения


Для реализации программы используются несколько форм занятий:

Вводное занятие – педагог знакомит обучающихся с техникой безопасности, особенностями организации обучения и предлагаемой программой работы на текущий год.

Ознакомительное занятие – педагог знакомит детей с новыми методами работы в тех или иных техниках с различными материалами (обучающиеся получают преимущественно теоретические знания).

Занятие с натуры – специальное занятие, предоставляющее возможность изучать азы рисунка и живописи, используя натуру.

Занятие по памяти – проводится после усвоения детьми полученных знаний в работе с натуры; оно дает ребёнку возможность тренировать свою зрительную память.

Тематическое занятие – детям предлагается работать на определенную тематику. Занятие содействует развитию творческого воображения ребёнка.

Занятие-импровизацияна таком занятии обучающиеся получают полную свободу в выборе художественных материалов и использовании различных техник. Подобные занятия пробуждают фантазию ребёнка, раскрепощают его; пользуются популярностью у детей и родителей.

Занятие проверочное – (на повторение) помогает педагогу после изучения сложной темы проверить усвоение данного материала и выявить детей, которым нужна помощь педагога.

Конкурсное игровое занятие – строится в виде соревнования в игровой форме для стимулирования творчества детей.

Занятие-экскурсия – проводится в музее, на выставке с последующим обсуждением в изостудии.

Комбинированное занятие проводится для решения нескольких учебных задач.

Итоговое занятие подводит итоги работы детского объединения за учебный год. Может проходить в виде мини-выставок, просмотров творческих работ, их отбора и подготовки к отчетным выставкам.


1.8. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих универсальных учебных действий:

Познавательные УУД:

• использует полученные знания на высоком уровне самостоятельности;

• ЗУНы соответствуют программным требованиям, усвоены точно и

глубоко;

• предпринимает попытки самостоятельного исследования;

• выполнение заданий и ведение работы на высоком уровне

самостоятельности;

• осмысленное получение знаний;

• проявление глубокого интереса к предмету.

Регулятивные УУД:

• выполняет инструкции и указания педагога по работе с инструментами,

материалами и правилами ведения работы;

• планирует совместно с педагогом свои действия в соответствии с

поставленной задачей;

• обучающийся обладает достаточными волевыми качествами для ведения

долгосрочных работ, доводит начатую работу до конца;

• обучающийся имеет достаточное внимание, умеет удерживать его на продолжительное время, умеет подмечать детали;

• способен самостоятельно доводить работу до конца;

• обучающийся обладает достаточной памятью для выполнения заданий по

памяти;

• участвует в обсуждениях, проявляет инициативу, предлагает решения;

• осуществляет самоконтроль, пошаговый контроль;

• умеет работать в коллективе, соотносить свои желания и интересы других

людей.

Личностные УУД:

• осознание своих творческих способностей;

• способность проявлять инициативу;

• проявление познавательных мотивов;

• развитие чувства прекрасного и эстетического чувства на основе

знакомства с мировой и художественной культурой;

• адекватно воспринимает оценку, спокойно отстаивает свое мнение,

может критически оценить свою работу;

• проявляет стойкий интерес к изобразительной деятельности;

• эмоционально отзывчив.

Коммуникативные УУД:

- идет на активный контакт со сверстниками и педагогом;

- умеет договариваться и плодотворно сотрудничать;

- проявляет интерес к личности другого человека;

- допускает возможность существования у людей различных точек зрения;

- способен обратиться в случае необходимости за помощью к

одногруппнику и педагогу.

Творческие способности:

- способен находить нестандартные решения;

- обладает развитым воображением и фантазией;

- работы эмоциональны, выразительны, оригинальны;

- выполняет задания на высоком уровне самостоятельности;

- владеет техниками, способен придумать новое, экспериментировать;

- использует в работах различные средства выразительности;

- передает в работах пространство, светотень, пропорции, гармонично

подбирает цвета;

- стремиться к созданию гармоничной композиции.

Ожидаемые результаты и способы их проверки: Результатом освоения

данной программы для детей являются усвоение теоретических и практических знаний в области эстетического компонента предметного мира.

В процессе освоения программы дети должны:

Знать:

- виды и жанры искусства;

- понятия: перспектива, линия горизонта, точка схода, пространство,

объем, пропорции;

- понятия: цветовое отношение, колорит, контраст, тон, насыщенность,

светлотность, тёплые, холодные, дополнительные цвета;

- понятия: живопись, рисунок, композиция, композиционный центр,

компоновка, подмалевок;

- основные приемы и техники владения художественными материалами в

графике, живописи;

- имена наиболее значимых для искусства художников;

- особенности использования и правильного применения материалов и

инструментов.

Уметь:

- создать изображение предмета с характерными пропорциями и согласно

творческому замыслу;

- подобрать цветовую палитру для будущего произведения;

- применять в своем творчестве, полученные теоретические знания;

- грамотно разместить изображение на листе, получить необходимый

оттенок цвета, передать пропорции предметов, объем;

- компоновать изображение;

- создавать выразительный образ;

- самостоятельно подбирать дополнительную информацию при

подготовке заданий по композиции.

Овладеть навыками:

- специфических приемов использования акварельных, гуашевых красок,

графических материалов, пластилина;

- овладеть на определенном уровне нетрадиционными техниками

рисования;

- грамотно рассказать о произведении искусства с использованием

специальных терминов;

-объяснить «зрителям» непонятные специальные термины.

По окончании программы обучающиеся способны проявлять

следующие качества:

- проявлять интерес к изобразительной деятельности;

- проявлять интерес к первым творческим успехам товарищей;

- эмоционально откликаться на события окружающей жизни;

- проявлять интерес к обсуждению выставок, собственных работ;

- творчески откликаться на красоту времен года, явления окружающей

жизни, видеть красоту людей, их поступков.

- слушать собеседника и высказывать свою точку зрения;

- предлагать свою помощь и просить о помощи товарища;

- понимать необходимость добросовестного отношения к общественно-

полезному труду и учебе;

- способен проявлять самоконтроль и самооценку.

Формы контроля и подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

Способы проверки результатов

В процессе обучения детей по данной программе отслеживаются три вида результатов:

-текущие (цель – выявление ошибок и успехов в работах обучающихся);

-промежуточные (проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие);

-итоговые (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы за весь учебный год и по окончании всего курса обучения).

Выявление достигнутых результатов осуществляется:

1)через механизм тестирования (устный фронтальный опрос по отдельным темам пройденного материала);

2)через отчётные просмотры законченных работ.

Отслеживание личностного развития детей осуществляется методом наблюдения и фиксируется в рабочей тетради педагога.


2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

2. 1. Учебно-тематический план 1 группы обучения(4 класс)

п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Форма аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

1

Введение в программу

2

1

1

Беседа, наблюдение, групповая оценка работ

2

Огромный мир графических материалов

18

4

14

Беседа, наблюдение, выставка, участие в творческих конкурсах

3

Кто такая королева Живопись

18

4

14

Беседа, наблюдение, выставка, участие в творческих конкурсах

4

Мы – юные иллюстраторы

10

2

8

Беседа, наблюдение, выставка, участие в творческих конкурсах

5

Мы - юные декораторы


14

2

10

Беседа, наблюдение, выставка, участие в творческих конкурсах

6

Волшебное путешествие на пленер


6


-

6

Беседа, наблюдение, выставка, участие в творческих конкурсах

7

Промежуточная аттестация


2

1

1

Зачет

7

Экскурсии в музеи и на выставки

4

6

-

Беседа, наблюдение

8

Итоговая выставка

2

-

2

Беседа, наблюдение, групповая оценка работ


Итого

76

20

56










Календарно-тематическое планирование (4 класс)


п/п

Тема

Количество часов

Дата


Введение в программу

2


1-2

Знакомство с программой. Определение художественных способностей.

2



Огромный мир

графических

материалов

18


3-4

Так ли «прост» карандаш?

2


5-8

Цветные карандаши. Создаем мир в цвете.

4


9-10

Гелевые ручки, тушь.

2


11-12

Восковые мелки, фломастеры.

2


13-16

Пастель, уголь.

4


17-18

Необычные техники графического рисунка

2


19-20

Промежуточный контроль.

2



Кто такая «Королева Живопись?»

18


21-22

Свойства красок

2


23-24

Королева Кисточка и волшебные превращения красок.

2


25-26

Праздник тёплых и холодных цветов.

2


27-28

Серо-чёрный мир красок.

2


29-30

Живописные материалы. Гуашь.

2


31-32

Живописные материалы. Акварель.

2


33-34

Живописные материалы. Акрил.

2


35-36

Мастер-класс «Пейзаж акварелью»

2


37-38

Промежуточный контроль. Волшебные краски

2



Мы художники – иллюстраторы

10


39-42

Кто такой иллюстратор? Создание иллюстраций к любимым сказкам.


4


43-46

Создание своей книги

4


47-48

Графическая иллюстрация. Проба пера.

2



Мы художники-декораторы


14


49-50

Лепка

2


51-54

Русские узоры

4


55-56

Декупаж.

2


57-58

Витраж.

2


59-62

Аппликация и коллаж

4


63-68

Волшебное путешествие на пленер.

6


69-70

Промежуточная аттестация


2


71-74

Экскурсии в музеи и на выставки

4


75-76

Итоговая выставка

2



Итого

76







СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 группы обучения (4 класс)


Раздел 1. Введение в программу.

Тема 1.1. Знакомство с программой. Определение художественных способностей.

Цель и задачи программы. Знакомство с учебным планом первого года обучения. Основные формы работы. Знакомство детей друг с другом.

Техника безопасности в изостудии. Организация рабочего места. Знакомство с художественными материалами и оборудованием.

Практическая часть. Задания на определение художественных способностей «Чего на свете не бывает?», «Чудо-бабочка», «На что это похоже».

Раздел 2. Выразительные средства графических материалов

Разнообразие выразительных средств графических материалов. Художественные образы, создаваемые с помощью графических материалов: добрые и злые, весёлые и грустные, простые и загадочные.

Тема 2.1. Так ли «прост» карандаш. Знакомство с простым карандашом. Техники рисования простым карандашом. Определение карандашей по жесткости/мягкости. Как выбрать карандаш?

Практическое задание «Тональная шкала», «Объемные фигуры»

Тема 2.2. Цветные карандаши.

Техника работы цветными карандашами. Создание многочисленных оттенков цвета путем мягкого сплавления разных цветных карандашей.

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Яблоко», «Кактус», «Авокадо»

Тема 2.3. Гелевые ручки, тушь.

Знакомство с выразительными возможностями работы гелевой ручкой и тушью. Создание разнообразных линий (изящных и тонких или резких и жёстких). Рисование непрерывной линией и короткими мини-черточками (штрихами). Работа пером и тушью по влажной бумаге для передачи в рисунке характера «пушистого» пятна.

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Лесной волшебник», «В траве», «Муравей».

Тема 2.4. Восковые мелки, фломастеры.

Знакомство с техникой работы восковыми мелками и фломастерами. Экспериментирование с цветом (накладывание одного слоя на другой).

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Бабочка» «Осенний лист».

Тема 2.5. Пастель, уголь.

Художественная возможность пастели, угля. Различные приемы работы: растушевка пальцем, рисование боковинкой и кончиком. Рисование на шероховатой тонированной бумаге: техника свободного, размашистого штриха с эффектом воздушности (пастель) и бархатностью (уголь).

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Сова», «Морской пейзаж», «Экзотическое животное», «Два приятеля».

Тема 2.6. Необычные техники графического рисунка.

Дети пробуют различные необычные техники рисунка: граттаж, ниткография, штампование.

Тема 2.7. Промежуточный контроль. Обобщение материала. Создание картины на свободную тему.

Раздел 3. Кто такая «Королева Живопись?»

Живопись как язык цвета, цветное изображение мира. Отождествление художника и волшебника в древние времена.

Тема 3.1. Свойства красок.

Особенности гуаши: плотность, густая консистенция, возможность использования для перекрытия одного слоя краски другим, легкость смешивания, возможность получения разнообразных спецэффектов.

Особенности акварели: прозрачность, «нежность». Знакомство с различными приемами работы акварелью. Особенности рисования по сухой и влажной бумаге (вливания цвета в цвет).

Экспериментирование в работе с акварелью (снятие краски губкой, использование соли и выдувание соломинкой акварельных клякс).

Практическое занятие. Работа с красками. Выполнение заданий: «Танец дружных красок», «Звёздное небо» акварелью и гуашью.

Тема 3.2. Королева Кисточка и волшебные превращения красок.

Знакомство с историей возникновения кисти. Различные типы кистей: жёсткие и мягкие, круглые и плоские, большие и маленькие. Правила работы и уход за кистями. Понятие различных видов мазков, полученных при разном нажиме на кисть: «штрих-дождик», «звёздочка», «кирпичик», «волна». Главные краски на службе у Королевы Кисточки (красная, синяя, жёлтая), секрет их волшебства. Способы получения составных цветов путем смешивания главных красок.

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Волшебный пейзаж», «Праздничный букет», «Салют».

Тема 3.3. Праздник тёплых и холодных цветов.

Знакомство с богатой красочной палитрой на примере природных явлений (гроза, снежная буря, огонь, извержение вулкана). Деление цветов на тёплые и холодные. Особенности тёплых цветов (ощущение тепла, согревания). Особенности холодных цветов (чувство прохлады). Взаимодополнения тёплых и холодных цветов.

Практическое занятие. Выполнение заданий: упражнение на зрительную и ассоциативную память «Холод – тепло». Создание осеннего пейзажа в теплых цветах «Пейзаж родного края».

Тема 3.4. Серо-чёрный мир красок.

Ахроматические цвета (цвета бесцветные, различающиеся по светлоте). Богатство оттенков серого цвета. «Волшебные» возможности ахроматической палитры и деление цветов от светло-серого до чёрного. Понятие возможной перспективы при использовании ахроматических цветов (дальше – светлее, ближе – темнее).

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Сказочные горы», «Кошка у окошка», «Туман».

Тема 3.5. Живописные материалы. Гуашь

Знакомство с живописным материалом – гуашь. Особенности краски. Применяемые техники.

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Царь зверей», «Букет цветов».

Тема 3.6. Живописные материалы. Акварель.

Знакомство с живописным материалом – акварель. Особенности краски. Применяемые техники.

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Летний дождь», «Лесная прогулка».

Тема 3.7. Живописные материалы. Акрил.

Знакомство с живописным материалом – акрил. Особенности краски. Применяемые техники.

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Космос», «Маяк».


Тема 3.8. Мастер-класс «Пейзаж акварелью»

Создание учителем картины акварелью. Нюансы, техники при работе акварелью. Какую бумагу и краски выбрать для акварели?

Практическое занятие. Выполнение задания: «Закат в теплых тонах»


Тема 3.9. Промежуточный контроль. Волшебные краски.

Обобщение материала. Создание живописной картины на свободную тему.

Раздел 4. Мы – художники иллюстраторы.

Тема 4.1. Кто такой иллюстратор? Создание иллюстрации к любимым сказкам.

Знакомство с профессией «Иллюстратор». Кто они – иллюстраторы детских книг? Виды иллюстраций. Просмотр книг.

Практическое занятие. Выполнение задания: «Иллюстрации к любимым сказкам»

Тема 4.2. Создание своей книги.

Ознакомление с процессом создания книги. Техники и приемы. Оформление книги.

Практическое занятие. Выполнение задания «Моя первая книга».


Тема 4.3. Графическая иллюстрация. Проба пера.

Что такое графическая иллюстрация? Что такое графический планшет и как им пользоваться.

Практическое занятие. Выполнение задания: «Набросок на планшете»

Раздел 5. Мы – художники декораторы.

Тема 5.1. Лепка.

Знакомство со скульптурой как видом изобразительного искусства; изучение особенностей композиции трёхмерного изображения знакомство с техникой безопасности, оборудованием и пластическими материалами.

Практическое занятие. Создание композиции скульптурными материалами.

Тема 5.2. Русские узоры.

Понятие «Декоративно-прикладное искусство». Знакомство детей с русскими народными промыслами. Рассказ о видах росписи (Хохломская, городецкая, гжельская роспись) Разбор техник выполнения каждой росписи.

Практическое занятие. Хохломская, городецкая роспись деревянных изделий. Гжельская роспись предметов быта (тарелок, чашек).

Тема 5.3. Декупаж.

Знакомство с понятием «Декупаж». Выбор материалов и инструментов. Разбор схем. Пошаговая техника выполнения работы. Практическое занятие. Создание композиции в технике «Декупаж».

Тема 5.4. Витражная фантазия.

Знакомство с понятием «Витраж». Выбор материалов и инструментов. Разбор схем. Пошаговая техника выполнения работы. Практическое занятие. Создание композиции в технике «Витраж».

Тема 5.5. Аппликация и коллаж.

Знакомство с понятиями «аппликация», «коллаж». Выбор материалов и инструментов. Разбор схем. Пошаговая техника выполнения работы. Практическое занятие. Создание композиции в технике «аппликация», создание композиции в технике «коллаж».


Тема 6. Волшебное путешествие на пленер.

Выход на пленер. Выполнение графических зарисовок ландшафта, растительных форм, фигуры человека, живой и неживой природы.

Раздел 7. Промежуточная аттестация. Тестирование для проверки теоретических знаний обучающихся. Практическая работа в свободной технике.

Раздел 8. Экскурсии в музеи и на выставки

Посещение художественных музеев и выставок, знакомство с произведенииями искусства (живописью, графикой, скульптурой).

Раздел 9. Итоговое занятие

Итоговая выставка работ учащихся. Групповая оценка работ.



Учебно-тематический план 2 группы обучения(6-7 класс)

п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Форма аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

1

Введение в программу

2

1

1

Беседа, наблюдение, групповая оценка работ

2

Королева Живопись


10

3

7

Беседа, наблюдение, выставка, участие в творческих конкурсах

3

Азбука рисования


14

4

10

Беседа, наблюдение, выставка, участие в творческих конкурсах

4

Графика


6

3

3

Беседа, наблюдение, выставка, участие в творческих конкурсах

5

Натюрморт и его изобразительные возможности

6

2

4

Беседа, наблюдение, выставка, участие в творческих конкурсах

6

Фигура и портрет человека

12


4

8

Беседа, наблюдение, выставка, участие в творческих конкурсах

7.

Образ природы.

8

2

6

Беседа, наблюдение, выставка, участие в творческих конкурсах

8

Мы –юные декораторы.

10

3

3

Беседа, наблюдение, выставка, участие в творческих конкурсах

9

Промежуточная аттестация


2

1

1

Зачет

10

Дизайн

4

2

2

Беседа, наблюдение, выставка

11

Экскурсии в музеи и на выставки

4

4

-

Беседа, наблюдение

12

Итоговая выставка

2

-

2

Беседа, наблюдение, групповая оценка работ


Итого

76

29

47










Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема

Количество часов

Дата


Введение в программу

2


1-2

Знакомство с программой. Правила техники безопасности в изостудии. Творческие задания на определение художественных способностей.




Королева Живопись


10


3-5

Цветоведение. Гармония цвета.


3


6-9

Цветоведение. Контраст. Теплые и холодные цвета. Насыщенность цвета. Цветовой круг.


4


10-12

Живописные материалы. Гуашь, акварель.

3



Азбука рисования


14


13-16

Пропорции


4


17-20

Плоскостное и объемное изображение.


4


21-24



Азы композиции. Линия горизонта. Композиционный центр. Ритм и движение.

4



25-26


Азы перспективы. Линейная, воздушная перспектива.


2



Графика

6


27-28

Каллиграфия и Леттеринг

2


29-30

Монотипия

2


31-32

Гризайль

2



Натюрморт и его изобразительные возможности

6


33-34

Натюрморт в теплой и холодной гамме

2


35-38

Рисование натюрморта с натуры

4



Фигура и портрет человека

12


39-40

Набросок с натуры

2


41-42

Силуэт

2


43-46

Живописный портрет

4


47-48



Фигура человека в движении

2


49-50

Мастер-класс «Графический портрет»

2



Образ природы

8


51-54

Работа на пленэре

4


55-56

Работа по впечатлению

2


57-58

Тематический пейзаж

2



Мы – юные декораторы

6


59-60

Особенности русских народных промыслов

2


61-62


Декоративная композиция (витраж)

2



63-64

Сувенирная открытка

2


65-66

Промежуточная аттестация

2



Дизайн

4


67-68

Карнавальные маски

2


69-70

Фантазийные шляпы

2


71-74

Экскурсии в музеи и выставки.

4


75-76

Итоговое занятие

2



Итого

76


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

2 группы обучения (5 класс)

Раздел 1. Введение в программу.

Тема 1.1. Правила техники безопасности в изостудии.

Повторение правил техники безопасности. Правила личной гигиены при работе в изостудии. Обсуждение учебного плана. Знакомство с новыми художественными материалами и инструментами. Практическая часть. Задания на определение художественных способностей «Волшебный круг», «Веселый узор». «Игра-головоломка», «Дополни изображение».

Раздел 2. Королева Живопись.

Тема 2.1. Основы цветоведения. Гармония цвета.

Различные сочетания одного и того же цвета. Знакомство с гармоническим сочетанием цвета и «красочным винегретом».

Практическое занятие. Примерные задания: «Дары осени», «Праздничный букет», «Закат на пляже»


Тема 2.2. Цветоведение. Контраст. Теплые и холодные цвета. Насыщенность цвета. Цветовой круг. Три пары контрастных цветов: жёлтый – синий, красный – зелёный, оранжевый – фиолетовый. Использование контраста цвета для выделения главного. Умение смешивать краски и получать красивые цветовые пятна. Получение пятна-отпечатка в технике «монотипия». Дорисовка красочного пятна.

Практическое занятие. Примерные задания: «Волшебная палитра», «Пейзаж родного края»

Тема 2.3. Живописные материалы. Гуашь, акварель.

Свойства красок. Особенности гуаши: плотность, густая консистенция, возможность использования для перекрытия одного слоя краски другим, легкость смешивания, возможность получения разнообразных спецэффектов.

Особенности акварели: прозрачность, «нежность». Знакомство с различными приемами работы акварелью. Особенности рисования по сухой и влажной бумаге (вливания цвета в цвет).

Практическое занятие. Создание пейзажа гуашью и акварелью.

Раздел 3. Азбука рисования.

Тема 3.1. Пропорции.

Пропорции – соотношение частей по величине. Изучение натуры. Изображение натуры с «нужными» деталями. Рисование с натуры. Рисование по памяти.

Практическое занятие. Зарисовка предметов быта с натуры.

Тема 3.2. Плоскостное и объёмное изображение.

Плоскостное или объёмное изображение предметов в рисунке. Передача плоской фигуры линией, а объёмной фигуры – линиями и светотенью. Длина, ширина и высота объёмных тел (куб, шар, пирамида). Похожесть плоских форм (фигуры) на силуэты (квадрат, круг, треугольник).

Практическое занятие. Рисование геометрических фигур с натуры.

Тема 3.3. Азы композиции.

Знакомство с основными правилами композиционного построения на листе бумаги (вертикальный и горизонтальный формат листа).

Изменение горизонта и его высоты от точки зрения. Линия горизонта – граница между небом и землей.

Композиционный центр – это доминирующее пятно. Оно может менять свое место на листе бумаги в зависимости от желания художника.


Композиция как ритм пятен. Разнообразные варианты ритмических пятен для передачи движения в композиции.

Практическое занятие. Примерные задания: «Восход солнца», «Полёт птиц».

3.4. Азы перспективы.

Знакомство с основными правилами перспективного изображения.

Линейная перспектива. Свойства человеческого глаза видеть параллельные линии сливающимися в точке на линии горизонта.

Практическое занятие. Примерные задания-упражнения: «Моя улица», «Дорога уходит в даль».

Воздушная цветоперспектива. Соотношение первого и заднего плана в композиции (изменение тона и цвета).

Практическое занятие. Примерные задания-упражнения: «Утро в лесу», «У горного озера».

Раздел 4. Графика.

Знакомство с разными видами графики и её характерными особенностями (штрих, линия, контраст чёрного и белого).

Тема 4.1. Каллиграфия и Леттеринг

Каллиграфия – искусство красивого письма. Леттеринг – это единственные в своем роде буквы, написанные для уникальной надписи, названия или проекта. Это надпись, где каждый символ пишется вручную. Техники и приемы.

Практическое занятие. Примерные задания: «Свое имя в технике каллиграфия и леттеринг»


Тема 4.2. Монотипия.

Простота исполнения и увлекательность монотипии. Создание фантазийных рисунков посредством разнообразных спецэффектов в оттиске.

Практическое занятие. Примерные задания: «Волшебные бабочки», «Чудо-рыба», «Цветочная поляна».

Тема 4.3. Гризайль.

Гризайль – одноцветная живопись с использованием тоновой растяжки. Знакомство с различными приёмами работы в этой технике для получения тоновых отношений.

Практическое занятие. Примерные задания: «Метель в лесу», «Вид из окна», «Садовник».


Раздел 5. Натюрморт и его изобразительные возможности.

Тематические натюрморты выражают отношение художника к миру и умение группировать «говорящие вещи». Знакомство с историей появления этого жанра в изобразительном искусстве.

Тема 5.1. Натюрморт в теплой и холодной гамме.

Использование предметов холодных цветов (синих, голубых, фиолетовых, белых). Создание живописного натюрморта в тёплой гамме для передачи красочного богатства осенней палитры.

Практическое занятие. Примерные задания: натюрморт на тему «Гжельская сказка», «Зимняя фантазия», «Дары осени», «Осенний букет».

Тема 5.2. Рисование натюрморта с натуры.

Практическое занятие. Составление композиции. Зарисовка с натуры натюрморта.

Раздел 6. Фигура и портрет человека.

Образ человека – главная тема в изобразительном искусстве. Знакомство с основными пропорциями фигуры и головы человека. Изображение человека в искусстве древнего мира.

Тема 6.1. Набросок с натуры.

Набросок с натуры – средство быстро увидеть конечный результат и в дальнейшей работе исправить свои ошибки. Обучение пятновому и линейному наброску. Передача в быстром рисунке характерность образа.

Практическое занятие. Примерные задания: «Наброски, выполненные в жанре карикатуры, шаржа», «Наброски фигуры человека, выполненные одним цветом и кистью».

Тема 6.2. Силуэт.

Графический портретный рисунок в технике силуэта создаёт возможность необыкновенной выразительности образа человека.

Практическое занятие. Примерное задание «Добрый и злой сказочный герой».

Тема 6.3. Живописный портрет.

Цветовое решение образа в портрете. Цвет как выражение характера человека, его настроения. Влияние живописного фона на создание образа.

Практическое занятие. Примерные задания: «Автопортрет», «Семейный портрет».

Тема 6.4. Фигура человека в движении.

Образная выразительность фигуры человека, изображенной в движении. Конструкция фигуры, основные пропорции и их индивидуальность.

Практическое занятие. Примерные задания: «Фигурное катание», «Спортивные соревнования», «Танец».

Тема 6.5. Мастер-класс «Рисунок карандашом».

Мастер-класс от художника-графика Маркова Джулиана по рисованию карандашом в анималистическом жанре. Практическое занятие. Создание рисунка карандашом в жанре «Портрет».


Раздел 7. Образ природы.

Красота природы в разное время года и её изображение в разных состояниях. Умение передавать контрастные состояния природы.

Тема 7.1. Работа на пленэре.

Выбор мотива. Составление эскизов с натуры (пастель, уголь, карандаш)

Практическое занятие. Примерные задания: зарисовки с натуры деревьев, цветов.

Тема 7.2. Работа по впечатлению.

Передача различными художественными материалами разного состояния природы (дождь, снег, ледоход, солнечный день, туман).

Практическое занятие. Примерные задания: «Разноцветный дождь», «Первый снег», «Весна поёт».

Тема 7.3. Тематический пейзаж.

Выражение эмоционального отношения к природе в разные времена года. Связь человека и природы.

Практическое занятие. Примерные задания: «Огонь в лесу», «На рыбалке», «Лыжная прогулка в зимнем лесу».

Раздел 8. Декоративно-прикладное рисование.

Знакомство с основными законами декоративной росписи. Стилизация природных форм.

Тема 8.1. Особенности русских народных промыслов.

Любимые персонажи народного творчества (Конь-огонь, Птица счастья, Древо жизни).

Практическое занятие. Примерные задания: «Дымковская сказка», «Гжельский букет», «На ярмарке».

Тема 8.2. Декоративная композиция (витраж).

Знакомство с техникой витража и её основными правилами (стилизация изображения, условный цвет, выразительные линии контура).

Практическое занятие. Примерные задания: Роспись стеклянных бутылочек и тарелочек.

Тема 8.3. Сувенирные открытки.

Разные технические приёмы работы с бумагой (сгибание, надрезание, скручивание)

Практическое занятие. Примерные задания: «Поздравительная открытка».

Раздел 9. Дизайн.

Изготовление по своим эскизам различных объёмных композиций, используя цветную бумагу, картон, газету.

Тема 9.1. Карнавальные маски.

Знакомство с техникой «папье-маше». Создание объёмных и полуобъёмных масок.

Практическое занятие. Примерное задание: «Сказочные герои».

Тема 9.2. Фантазийные шляпы.

Использование различных приёмов работы с плотной бумагой (надрезание, сгибание, склеивание) при конструировании шляп.

Практическое занятие. Примерные задания: «Шляпа-сад», «Шляпа-аквариум».

Раздел 10. Экскурсии в музеи.

Посещение музеев и выставок города Арзамаса.

Раздел 11. Итоговое занятие.

Проведение итогового тестирования для выявления степени усвоения теоретических знаний. Просмотр учебных творческих работ обучающихся в форме мини-выставки, обсуждение результатов работы.


МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


1. Обеспечение программы различными видами методической продукции.

Программа обеспечена разнообразными видами методической продукции. Это, прежде всего, художественно-творческая игра. Это и ситуативные импровизационные игры, возникающие прямо по ходу отдельных занятий, и заранее спланированные педагогом игры и игровые ситуации, в которые дети охотно включаются, изучая те или иные разделы и темы Чтобы занятия были увлекательными и интересными, а работа вызывала у детей чувство радости и удовлетворения, педагогу необходимо создать такие условия для проведения образовательного процесса, при которых познавательная и созидательная деятельность переплетались бы со зрелищно-игровым процессом. Такая установка не только соответствует возрасту детей, для которых предназначена программа, но и помогает выявить творческие способности детей с учетом возраста и индивидуальности каждого ребенка, ведь дети принимаются в студию с разной степенью одаренности и различным уровнем исходной базовой подготовки. Поэтому так важно обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку.

Также игра объединяет детей, содействует формированию детского коллектива. С этой целью используются практические задания, выполнение которых предполагает организацию коллективной работы детей.

Применяются технологические схемы выполнения коллективных работ. На 1-м году обучения – это «Бумажная пластика»; 2-м году – художественные композиции «Гжельская сказка», «Дымковская сказка».

Для активизации детей используются разработанные задания-игры на развитие фантазии и воображения: «Чего на свете не бывает?», «Чудо-бабочка», «Образ из пятна»;

игры-импровизации, где каждый может стать «великим художником» (Ван Гогом, Рафаэлем, Левитаном, Айвазовским и т.д.). Вовремя показанная нужная картинка, репродукция, иллюстрация может наиболее доходчиво и наглядно подсказать основные задачи учебного задания.

Программой предусмотрено методическое обоснование процесса организации образовательной деятельности и форм проведения занятий, методика структурирования занятий по ИЗО.

Оптимален следующий способ построения учебного процесса: сначала педагог объясняет обучающимся тему занятия, задачи, которые они должны решить, средства и способы их выполнения. Параллельно с этим может идти показ вспомогательного материала, иллюстрирующего тему занятия: художественные фотографии, репродукции работ известных художников, альбомы по изобразительному искусству, изделия народных мастеров.

При этом педагог может предложить детям просмотреть дидактические материалы, методические таблицы и пособия. Это создает благоприятную почву для развития познавательного интереса обучающихся и появления творческого настроения.

После изложения теоретических сведений педагог вместе с детьми переходит к практической деятельности. Метод непосредственного показа очень важен, т.к. учит детей технике обращения с различными художественными материалами (акварель, гуашь, пастель, тушь, восковые мелки). Педагог демонстрирует, как нужно работать с разными инструментами (кисть, карандаш, перо, палитра, мастихин и др.). При этом используется для показа учебная доска или лист бумаги, прикрепленный на мольберт. Таким образом педагог раскрывает творческие возможности работы над определённым заданием.

Дети после объяснения приступают к работе. Практическая деятельность обучающихся строится от простого к сложному, от учебных упражнений до построения композиции.

В конце занятия для закрепления полученных знаний и умений уместно провести анализ выполненной работы и разбор типичных ошибок. После подведения итогов занятия педагог может дать рекомендации детям в виде домашнего задания.

На первых занятиях особенно важно похвалить каждого ребёнка за выполненную работу, внушить уверенность в себе, воодушевить на продолжение обучения.

Эффективно включиться в процесс работы детям помогает на занятиях музыка. Автором собрана соответствующая коллекция аудиозаписей, составляющая значимую часть методического сопровождения программы.

Перед началом занятий, а также когда дети устают, полезно проводить игровую разминку для кистей рук.

Игровая гимнастика в виде упражнений (рисунок в воздухе) помогает ребёнку быстрее освоить основы изобразительного творчества.

Чтобы дети быстро не утомлялись и не теряли интерес к предмету, полезно вводить смену видов деятельности и чередование технических приёмов с игровыми заданиями.

Например, любой акварельный «подмалевок» может послужить фоном для следующих заданий, где могут быть использованы трафарет, аппликация, дорисовка тушью, пастелью, мелками и др.


2. Дидактические материалы

Дидактические материалы (таблицы, наглядные пособия, демонстрационные карточки, образцы выполненных заданий и др.) используются на каждом занятии, кроме занятий по развитию фантазии, воображения и проверочных занятий.

Аннотированный каталог дидактических материалов, используемых в процессе реализации данной программы.


Аннотированный каталог дидактических материалов к программе

«Основы изобразительного искусства»


Форма дидактического материала

Название дидактического материала

Раздел, темы (примерные)

Цель использования

1

Наглядное пособие

«Природные формы»


«Азбука рисования»

Наброски

Рисунок:

  • зарисовки трав, цветов;

  • силуэты деревьев

Визуальная форма объяснения задания

2

Наглядное пособие

«Техника и характер штриховки»


«Линия и образ»

Рисунок:

  • линейный рисунок с натуры, по памяти;

  • объёмный рисунок с натуры, по памяти

Объяснение технических приёмов работы

3

Наглядные пособия

«Цветовая гамма. Теплые и холодные цвета»


«Цветовой круг»


«Основные и дополнительные цвета»

«Ахроматические и хроматические цвета»

Живопись:

  • цветовая гамма осени;

  • дары природы;

  • холодная гамма зимы;

  • танец контрастных цветов;

  • царство ночи и царство дня

Наглядная помощь в решении учебных упражнений по цветоведению

5

Наглядные пособия


Подборка образцов

«Стилизация природных форм»

«Различные виды орнамента (зооморфный, геометрический, растительный)»

«Орнамент в круге, треугольнике, прямоугольнике»

Орнамент:

  • деревянное кружево;

  • ковер из снежинок;

  • гжельские узоры

Демонстрация возможных вариантов построения орнамента

6

Наглядные пособия



Подборка образцов

«Выразительные возможности графических материалов»

Графика:

  • рисуем пером птиц, растения;

  • рисуем кистью и черной тушью фантастических животных;

  • рисуем палочкой и цветной тушью;

  • рисуем цветными карандашами, фломастерами веселых и грустных клоунов;

  • рисуем углем деревья;

  • рисуем пастелью букеты

Наглядная помощь в решении учебных задач

7

Наглядные пособия


Образцы лучших работ из фонда студии

«Линейная и воздушная перспектива»


«Поэтапная работа над натюрмортом»


«Формы и строение предметов»


«Изображение перспективы с 1,

с 2 точками схода»

Натюрморт:

  • натюрморт из 1-2 предметов на нейтральном фоне (предметы быта);

  • натюрморт из геометрических фигур;

  • натюрморт тематический на фоне драпировок со складками

Повышение результатов исполнения

9

Наглядные пособия



«Пропорции головы человека»


«Использование различных техник в работе над портретом»

Изображение человека:

  • портрет мамы;

  • автопортрет с другом;

  • спортивные игры;

  • веселый и грустный клоун

Помощь в объяснении задания

10

Наглядное пособие


Лучшие пленэрные работы из фонда

«Линейная и воздушная перспектива»


«Различные формы деревьев»


«Образ дерева»

Пейзаж:

  • этюды деревьев с натуры;

  • зарисовки природных мотивов;

  • живописные этюды неба на состояние;

  • тематический пейзаж (осень, зима, весна, лето)

Повышение результатов исполнения


Примерная форма для подражания


Составной частью дидактических материалов является подобранный к программе натюрмортный фонд.


4. Материально-техническое обеспечение программы


  1. Предметы быта:

а) стеклянные (бутылки разной формы, вазы, чашки, стаканы, блюда, салатницы);

б) деревянные (шкатулки, ложки, бочонки, коробочки, разделочные доски);

в) металлические (самовары, чайники, утюги, ложки, ножи, кастрюли, кофейники);

г) керамические (крынки, блюда, чайники, чашки, вазы).

  1. Предметы декоративно-прикладного искусства (вышитые полотенца, расписные доски, образцы народной игрушки, жостовские подносы, гжельская посуда, керамические предметы).

  2. Музыкальные инструменты (гитара, гармошка, бубен, горн).

  3. Природные элементы (букеты из сухоцветов, искусственные цветы, гербарий из цветов, листьев, бабочек, набор морских раковин, кораллов, звезд, набор камней).

  4. Муляжи (грибы, фрукты, овощи).

  5. Драпировки (однотонные, с цветным и геометрическим орнаментом, ткань разной фактуры – бархат, шелк, ситец, холст, шерсть, тюль).

  6. Гипсовые предметы (геометрические фигуры, орнаменты, головы с античных слепков).

9. Материалы и инструменты, необходимые для работы:

1. Бумага разного формата и цвета.

2. Акварельные краски.

3. Гуашевые краски 12-24 цвета.

4. Палитра

5. Кисти круглые и плоские разного размера.

6. Карандаши разной твердости, ластики.

7. Гелевые ручки, ватные палочки.

8. Фломастеры, восковые мелки, цветные карандаши.

9. Пластилин, глина, доски для лепки, стеки.

10. Баночки для воды.

11. Салфетки

12. Зубная щетка, губка, полиэтиленовые пакеты

13. Краски для батика и инструменты к ним

14. Рамка для гобелена, шерстяные нитки разных цветов

15. Витражные краски и стекло

Санитарно-гигиеническое обеспечение:

Площадь помещения51 кв.м.

Численность группы не должна превышать 15 человек. Окна должны

быть чистыми и ничем не заставленными.

Нормативно-правовое обеспечение:

Основными законодательными актами, регулирующими организацию

данной программы, являются:

- Конституция РФ, гарантирующая права на получение бесплатного

образования;

- Закон «Об образовании»;

- Федеральная программа развития образования;

- Типовые положения об учреждениях дополнительного образования;

- Концепция модернизации дополнительного образования;

- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности

гражданина России;

-Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям

дополнительного образования.



5.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Литература для обучающихся


Белашов А. М. Как рисовать животных. – М.: Юный художник, 2002.

Брагинский В. Э. Пастель. – М.: Юный художник, 2002.

Дикинс Р., Маккафферти Я. Как научиться рисовать лица. – М.: РОСМЭН, 2002.

Иванов В. И. О тоне и цвете (в 2-х частях). – М.: Юный художник, 2001-2002.

Лахути М. Д. Как научиться рисовать. – М.: РОСМЭН, 2000.

Панов В. П. Искусство силуэта. – М.: Юный художник, 2005.

Сэвидж Хаббард К., Спейшер Р. Приключения в мире живописи. – М.: РОСМЭН, 2003.

Ткаченко Е. И. Мир цвета. – М.: Юный художник, 1999.

Уотт Ф. Я умею рисовать. – М.: РОСМЭН, 2003.

Чивиков Е. К. Городской пейзаж. – М.: Юный художник, 2006.

Шабаев М. Б. Цветные карандаши. – М.: Юный художник, 2002.


Литература для родителей


Алексеева В. В. Что такое искусство. – М.: Советский художник, 1991.

Берсенева Г. К. Ткань. Бумага. Тесто. Домашнее рукоделие. – М.: Астрель, 2001.

Дрезнина М. Г. Каждый ребенок – художник. – М.: ЮВЕНТА, 2002.

Лопатина А., Скребцова М. Краски рассказывают сказки. – М.: Амрита-Русь, 2005.

Мейстер А. Г. Бумажная пластика. Домашнее рукоделие. – М.: Астрель, 2001.

Нагибина М. И. Из простой бумаги мастерим как маги. – Ярославль: Академия холдинг, 2001.

Синицына Е. Умные занятия и игры. – М.: Лист Нью, Вече, 2002.


Литература для педагога


Базанова М. Д. Пленэр. – М.: Изобразительное искусство, 1994.

Гусакова М. А. Аппликация. – М.: Просвещение, 1987.

Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству. – СПб.: Детство-Пресс, 2004.

Комарова Т. С., Размыслова А. В. Цвет в детском изобразительном творчестве. – М.: Педагогическое общество России, 2002.

Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение, 1985.

Корнева Г. Бумага. – СПб.: Кристалл, 2001.

Луковенко Б. А. Рисунок пером. – М.: Изобразительное искусство, 2000.

Митителло К. Аппликация. Техника и искусство. – М.: Эксмо-Пресс, 2002.

Михайлов А. М. Искусство акварели. – М.: Изобразительное искусство, 1995.

Неменский Б. М. Образовательная область «искусство». – М.: ГОМЦ, Школьная книга, 2000.

Неменский Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд. – М.: МИПКРО, 2003.

Полунина В. Н. Искусство и дети. – М.: Правда, 1982.

Полунина В. Н. Солнечный круг. У Лукоморья. – М.: Искусство и образование, 2001.

Полунина В. Н., Капитунова А. А. Гербарий. – М.: Астрель, 2001.

Смит С. Рисунок. Полный курс. – М.: Внешсигма, 1997.

6. Приложение

Словарь терминов

Графика - изобразительного искусства, который связан с изображением на

плоскости. Графика объединяет рисунок, как самостоятельную область, и

газличные виды печатной графики: гравюру на металле (офорт), на дереве

(ксилография), литографию, гравюру на картоне, линогравюру.

Живопись - вид изобразительного искусства, связанный с передачей

зрительных образов посредством нанесения красок на твёрдую или гибкую

поверхность.

Рисунок – изображение, выполненное от руки с помощью графических

средств – контурной линии, штриха, пятна.

Декоративно – прикладное искусство – вид пластического искусства, тесно

связанного с бытом народа и поэтому использующего народные традиции.

Дизайн - область художественного творчества, связанная с

конструированием и созданием предметов быта, машин, станков и др.

Естественное освещение – природное освещение

Искусственное освещение - освещение созданное человеком (лампа, свеча,

прожектор и т.д.)

Фронтальное освещение – источник света освещает предмет прямо, так как

находится перед ним.

Боковое освещение – источник света находится и освещает предмет сбоку

(такое освещение хорошо выявляет форму, фактуру, объем предмета,

наиболее распространен в учебных постановках)

Контражурное освещение – источник света находится за предметом и

освещает его сзади

Тон - степень светлоты того или иного пятна

Тональные отношения – соотношение по насыщенности и светлоте в

графике.

Светлотность – степень светлоты или темноты того или иного предмета

Тональный масштаб – передача света, тени, полутонов пропорционально

тому, что мы наблюдаем в натуре. Создание тонального масштаба необходимо

(тональной шкалы) тк художественные средства для передачи натуры (бумага,

холст, карандаш, уголь и тд) имеют значительно меньший диапазон темного и светлого, чем сама натура.

Свет – самое светлое место на предмете

Блик – самое яркое место на предмете, образуется на блестящих

поверхностях, путем отражения света

Полутень – место на предмете, где лучи света скользят по поверхности

(находится между светом и тенью)

Тень или собственная тень – место на предмете, куда свет не проникает

Рефлекс – отсвет от освещенной плоскости, находящейся рядом

Падающая тень – тень, которую отбрасывает предмет.

Тоновое изображение – изображение с различными тоновыми переходами от света к тени, то есть с участками, имеющими разную силу тона.

Штрих – это короткая отрывистая линия. (не зигзаг). Штриховка – это

множественные линия.

Штриховка – совокупности линий разной толщины, направлений и

плотности.

Перспектива – техника изображения предметов на плоскости или какой-

либо поверхности в соответствии с теми кажущимися сокращениями их

размеров, изменениями очертаний формы и светотеневых отношений,

которые наблюдаются в натуре.

Линейная перспектива – точная наука, которая учит изображать на

плоскости предметы окружающей действительности так, чтобы создавалось

впечатление как в натуре.

Воздушная перспектива – изменение цвета, очертания и степени

освещенности предметов, возникающее по мере удаления натуры от глаз

наблюдателя, вследствие увеличения световоздушной прослойки между

наблюдателем и предметом.

Линия горизонта – место, где сходится небо и земля или же вертикальная и

горизонтальная плоскости. Она всегда будет на уровне глаз.

Перспективный горизонт – та видимая или даже слегка намечаемая в

изображении горизонтальная линия, называемая линией горизонта, играющая основную роль в перспективном построении.

Линия уровня глаз – линия на листе, определяющая местоположение глаз

относительно изображаемых объектов

Точка зрения – условное расположение взгляда художника относительно

изображаемого предмета.

Точка схода – точка на рисунке, где будут сходиться все линии рисунка.

Всегда находится на линии горизонта.

Пропорция – это отношение одной части чего- то к другой.

Фронтальная перспектива – изображение предметов расположенных прямо

перед рисующим, не повернутых к ним углом.

Угловая перспектива – изображение предмета расположенного к

рисующему под углом.

Конструкция – сущность, характерная особенность строения любой формы

в натуре и в изображении, предполагающая взаимосвязь частей в целом и их

соотношение.

Композиция- составление, объединение и гармоничное сочетание частей в

одно целое, структура произведения, согласованность его частей, отвечающая

его содержанию; поиски наилучшего воплощения замысла художника.

Композиционный центр – то место, куда в первую очередь падает взгляд

зрителя.

Компоновка на листе – процесс гармоничного расположения предметов,

объектов на листе, формате картины

Открытая композиция - глубокая, многоплановая композиция

Закрытая композиция - ограничение пространства картины 2-3 планами

Статика - впечатление покоя в картине

Динамика - создание впечатление движения

Симметрия - равномерное размещение объектов относительно оси

Асимметрия - неравномерное размещение объектов

Правило вертикали и горизонтали Рисунок может выстраиваться на

сочетании вертикальных и горизонтальных объектов и направлений. Главное, чтобы они были уравновешены.

Формат картины - различное соотношение ширины и высоты картины и их

соотношение производит различное воздействие на зрителя, помогает решать

задачи по передаче задуманных автором идей.

Ритм – чередование каких – либо элементов в определенной

последовательности.

Контраст – художественный прием, представляющий собой сопоставление

каких-либо противоположных качеств, способствующий их усилению.

Доминанта – главный элемент композиции, которому подчинены все

остальные.

Акцент – прием подчеркивания цветом, светом, линией или расположением в пространстве какой - либо детали изображения, на которую нужно обратить

внимание зрителя.

Цветоведение – наука о цвете.

Цвет – одно из основных художественных средств в живописи. К основным

качествам цвета относятся: цветовой тон – особенность цвета отличаться от

других цветов спектра; светосила; насыщенность.

Ахроматические цвета- черный, белый и все оттенки серого.

Хроматические – все остальные цвета и их оттенки.

Теплые цвета - красный, желтый, оранжевый и все цвета, которые имеют

частичку этого цвета. Они ассоциируются у нас с цветом солнца, огня и и т.д

Холодные цвета - синий, голубой, сине – зеленый, фиолетовый и все цвета и

оттенки, которые имеют частичку этого цвета. Ассоциируются с холодом.

Цветовой круг – расположение цветов по кругу в определенной

последовательности, согласно закономерностям цветоведения

Основные цвета – цвета, которые нельзя получить смешиванием. (синий,

желтый, красный).

Составные цвета – цвета, которые можно получить путем смешения

основных. (зеленый, оранжевый, фиолетовый).

Взаимодополняемыми цветами (дополнительные цвета) являются

противоположные цвета в спектре. они дополняют друг друга, то есть, когда

эти цвета располагаются рядом они усиливают друг друга. Желтый –

фиолетовый, синий – оранжевый, красный – зеленый

Цветовой тон – определяется названием цвета (желтый, красный, синий и т.

д)

Насыщенность – представляет собой отличие хроматического цвета от

равного с ним по светлоте серого цвета. Проще говоря, если в цвет добавить

серую краску, то он потускнеет. Станет не таким насыщенным.

Светлота – степень отличия цвета от белого или черного. Светлота –

качество, присущее как хроматический, так и ахроматическим цветам.

Светлотные отношения = тональные отношения

Цветовой контраст – цвет изменяется под влиянием других, окружающих

его цветов, или под влиянием цветов, предварительно наблюдавшихся.

Контрасты можно строить и на противопоставлении теплых и холодных

цветов.

Локальный цвет – основной цвет какого – либо предмета без учета внешних

влияний.

Гамма цветовая – цвета, преобладающие в данном произведении и

определяющие характер его живописного решения.

Колорит – гармоничное сочетание, взаимосвязь, тональное объединение

различных цветов, особенность цветового и тонального строя произведения.

Цветовые отношения – влияние цветов друг на друга.

Пространственное смешение цветов получается, если посмотреть на

некотором расстоянии на небольшие, касающиеся друг друга цветовые пятна.

Механическое смешивание цветов – непосредственное смешение краски на

палитре, бумаге, холсте. Здесь следует четко различать, что цвет и краска –

это не одно и то же. Цвет имеет оптическую (физическую) природу, а краска

– химическую.

Гризайль – вид живописи, выполняемой тональными градациями одного

цвета, чаще серого или коричневого.

Лессировками называют тонкие, прозрачные и полупрозрачные слои красок,

наносимы на другие, хорошо уже высохшие слои, для придания последним

желаемой насыщенности и обобщения.

Пастозное письмо – нанесение красок толстым слоем, брать краски густо.

Алла – прима – разновидность техники живописи (акварели и др.),

позволяющая выполнить картину за один сеанс. Художник, использующий

такую технику, заканчивает картину до полного высыхания красок, в то время как традиционный метод рисования предусматривает нанесение красок слой

за слоем и ожидание, пока очередной слой высохнет

Техника заливками – живопись цветными пятнами произвольной формы

краски по сухой бумаге. Работа ведется до того, как это пятно высохнет.

Техника мазками – ведение работы над картиной небольшими цветовыми

пятнышками

Мазок – однородное по тону и цвету пятно размером не больше чем две

величины волосяной части кисти.

Техника акварель по - сухому живопись по сухой бумаге, с просушиванием

каждого красочного слоя перед нанесением предыдущего.

Акварель по – сырому –живопись на предварительно смоченной бумаге.

Монотипия – на идеально гладкую поверхность наносят от руки рисунок

красками в хаотичном порядке, затем снимают оттиск бумагой.

Пастель – техника живописи и рисования по шероховатой поверхности

бумаги или картона пастелью (сухой, масляной, восковой)

Гравюра – вид графики, позволяющий получать печатные оттиски

художественных произведений, выполненных на твердом материале.

Граттаж – способ выполнения рисунка путём процарапывания острым

предметом бумаги или картона, залитых тушью.

Коллаж – аппликация из различных по фактуре материалов: бумаги, ткани,

природных материалов. Текстильный коллаж может быть составлен из тканей одной фактуры, но разных цветов.

Художественные средства – все изобразительные элементы и

художественные приемы, которые использует художник для выражения

содержания произведения.

Эскиз – подготовительный набросок к произведению, отражающий поиски

наилучшего воплощения творческого замысла.

Подмалевок – начальный этап работы над картиной, представляющий собой

нанесение на холст композиции будущей работы, раскладка основных

цветовых «пятен», грубая проработка объема и формы основными тонами

краски.

Зарисовка – рисунок с натуры, выполненный с целью собирания материала

или как упражнение.

Набросок – быстрый рисунок.

Пленэр – работа на открытом воздухе в естественных условиях.

Жанр – понятие, объединяющее произведения по признакам сходства

тематики. В изобразительном искусстве различают жанр: натюрморта,

интерьера, пейзажа, портрета, сюжетной картины.

Натюрморт – жанр, посвященный изображению окружающих человека

вещей.

Портрет – жанр и отдельное произведение, посвященное изображению

отдельного человека или группы людей.

Пейзаж – жанр и отдельное произведение, в котором основной предмет

изображения – природа.

Анималистический - связанный с изображением животных в живописи,

скульптуре и графике; сочетает естественно-научные и художественные

начала.

Батальный – жанр, посвященный изображению войны и военной жизни.

Марина - жанр изобразительного искусства, в котором главным элементом

картины является изображение морского вида

Исторический – жанр, посвященный историческим событиям прошлого и

современности, социально значимым явлениям в истории народов.

Бытовой — связанный с изображением повседневной частной и

общественной жизни человека.

Былинный — жанр изобразительного искусства, в котором изображаются

сцены из былин и народного фольклора.




























Таблица 1

Тестовые материалы для итогового контрольного опроса обучающихся на выявление уровня знаний теоретического материала


Первая группа обучения


Фамилия, имя ребёнка



Перечень вопросов

Ответы (в баллах)


Оценка

Правильный

ответ

Не во всём правильный ответ

Невер-ный

ответ

1

Какие цвета нужно смешать, чтобы получить оранжевый цвет?






фиолетовый цвет?






зелёный цвет?





2

Какие цвета относятся к тёплой гамме?





3

Какие цвета относятся к холодной гамме?





4

Что такое симметрия? Какие предметы имеют симметричную форму?





5

Какие геометрические фигуры ты знаешь?





6

Чем отличаются предметы, изображенные на первом и дальнем планах?





7

Какая разница между вертикальным и горизонтальным форматом листа?





8

С чего лучше начинать рисунок (с мелких деталей или с крупных частей)?





9.

Что такое орнамент?














Вторая группа обучения

Фамилия, имя ребёнка



Перечень вопросов

Ответы (в баллах)


Оценка

Правильный

ответ

Не во всём правильный ответ

Неверный

ответ

1

Назови три основных жанра изобразительного искусства (пейзаж, портрет, натюрморт)





2

Чем отличается эскиз от композиции





3

Какие краски надо смешать на палитре, чтобы получилось грустное настроение?





4

Какие краски надо смешать на палитре, чтобы получилось весёлое настроение?





5

Какие линии используются в рисунке?





6

Чем отличается плоская аппликация от объёмной?





7

Что такое линия горизонта?





8

Чем отличаются акварельные краски от гуаши?





9.

Какие объёмные формы ты знаешь?





10

Какие цвета являются контрастными?







Таблица контроля практических умений и навыков

обучающихся во время итоговых просмотров по окончании учебного года


Фамилия.

имя

ребёнка

Раздел программы

Замечания,

рекомен-

дации

Оценка

по 10-

балльной

системе

Подпись

педагога

Рису-нок

Живо-пись

Композиция

Бума.

контр.













Таблица 2


Таблица учёта участия обучающихся в конкурсах и выставках

за год обучения по программе «Волшебная палитра»


Фамилия, имя ребёнка


Дата

Название конкурса, выставки

Название работы (художественный материал)


Результат








43