Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
с.Мокрый Мичкасс
Принято «Утверждено»
на заседании педагогического Директор МОУ СОШ пос. Титово
совета МОУ СОШ с.Мокрый Мичкасс ____________ И.А.Батракова
Протокол №___от_________________ Приказ №_____ от_____________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дополнительного образования
«Здоровейка»
(спортивно-оздоровительное направление)
для 1,2,3,4 классов
Составитель: Кадомцева Валентина
Васильевна, учитель начальных классов,
первой квалификационной категории
2020/2021учебный год
I. Пояснительная записка.
Статус документа.
Рабочая программа внеурочной деятельности учащихся 5- 9 классов кружка «Здоровейка» разработана на основе программы дополнительного образования МОУ СОШ пос. Титово. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.
Направленность образовательной программы – спортивно - оздоровительное
Вид программы – авторская
Вид детского объединения – кружок
Возраст детей – 11 – 15 лет
Срок реализации – 1 год
Форма занятий - аудиторная, внеаудиторная.
Структура документа
Рабочая программа внеурочной деятельности включает: пояснительную записку, цели и задачи обучения, воспитания и развития детей по спортивно-оздоровительному направлению внеурочной деятельности, особенности реализации программы внеурочной деятельности, количество часов программы внеурочной деятельности и их место в учебном плане Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с.Мокрый Мичкасс, планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности, требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести обучающиеся в процессе реализации программы внеурочной деятельности, формы учета знаний и умений, система контролирующих материалов для оценки планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности, учебный план, литература.
II. Общая характеристика программы кружка
«Спортивный калейдоскоп»
Программа «Здоровейка» призвана сформировать у обучающихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической подготовленности, в творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. В программе представлены доступные для обучающихся упражнения, способствующие овладению элементами техники и тактики спортивных игр, развитию физических способностей.
Курс введѐн в часть учебного плана, формируемого участниками образовательного процесса в рамках спортивно-оздоровительного направления.
Программа внеурочной деятельности «Здоровейка» предназначена для физкультурно – спортивной и оздоровительной работы с обучающимися, проявляющими интерес к физической культуре и спорту.
Материал программы предполагает изучение: футбола, общеразвивающихся упражнений, акробатики, лыжных гонок, волейбола.
Программа разработана на основе требований к результатам освоения образовательной программы.
Цель занятий:
-формирование интереса и потребности школьников к занятиям физической культурой и спортом, популяризация подвижных игр, среди учащихся , пропаганда ЗОЖ.
Задача занятий:
-выявить природные данные обучающегося, для быстрого роста мастерства;
-овладеть теоретическими и практическими приёмами игры в футбол и волейбол.
-участвовать в спортивных мероприятиях школы;
-развивать у учащихся основные двигательные качества: силу, ловкость, быстроту движений, скоростно-силовые качества, выносливость;
- воспитывать у учащихся нравственные качества: целеустремлённость и волю, дисциплинированность и умение мобилизовать в нужный момент свои физические и духовные силы;
-воспитывать у учащихся волевые качества: смелость, решительность, настойчивость;
III. Место факультативного курса в учебном плане Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с.Мокрый Мичкасс
Программа рассчитана на 1 год, 34часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 5–9-х классов.
Методы физического воспитания:
1. Словестный метод ( объяснения, указания, команда, убеждение)
2. Наглядный метод ( демонстрация наглядных пособий)
3. Метод разучивания нового материала ( в целом и по частям)
4. Метод развития двигательных качеств ( повторный, равномерный, соревновательный, игровой .
Ожидаемые результаты
1.Развитие природных данных обучающихся, для быстрого роста мастерства;
2.Овладение теоретическими и практическими основами игры в футбол и волейбол .
3.Участие в спортивных мероприятиях школы по всем видам спорта. .
4.Приобретение необходимых волевых, психологических качеств, для стабильности и успешности выступления на ответственных соревнованиях.
5.Содействие гражданскому, физическому и духовному развитию молодёжи.
IV. Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности:
Освоение курса «Здоровейка» вносит существенный вклад в достижение личностных, метапредметных, предметных результатов среднего образования. Требования к результатам изучения учебного предмета выполняют двоякую функцию. Они, с одной стороны, предназначены для оценки успешности овладения программным содержанием, а с другой стороны, устанавливают минимальное содержание образования, которое в обязательном порядке должно быть освоено каждым ребенком, оканчивающим основную школу.
Личностные результаты освоения предмета физической культуры
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые приобретаются в процессе освоения учебного курса. Эти качественные свойства проявляются, прежде всего, в положительном отношении учащихся к занятиям двигательной (физкультурной) деятельностью, накоплении необходимых знаний, а также в умении использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве.
Личностные результаты могут проявляться в разных областях культуры.
В области познавательной культуры:
владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их возрастным и половым нормативам;
владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний и перенапряжения средствами физической культуры;
владение знаниями по основам организации и проведения занятий физической культурой оздоровительной и тренировочной направленности, составлению содержания занятий в соответствии с собственными задачами, индивидуальными особенностями физического развития и физической подготовленности.
В области нравственной культуры:
способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий физической культурой, игровой и соревновательной деятельности;
способность активно включаться в совместные физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия, принимать участие в их организации и проведении;
владение умением предупреждать конфликтные ситуации во время совместных занятий физической культурой и спортом, разрешать спорные проблемы на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.
В области трудовой культуры:
умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание нагрузки и отдыха;
умение проводить туристские пешие походы, готовить снаряжение, организовывать и благоустраивать места стоянок, соблюдать правила безопасности;
умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.
В области эстетической культуры:
красивая (правильная) осанка, умение ее длительно сохранять при разнообразных формах движения и пере движений;
хорошее телосложение, желание поддерживать его в рамках принятых норм и представлений посредством занятий физической культурой;
культура движения, умение передвигаться красиво, легко и непринужденно.
В области коммуникативной культуры:
владение умением осуществлять поиск информации по вопросам развития современных оздоровительных систем, обобщать, анализировать и творчески применять полученные знания в самостоятельных занятиях физической культурой;
владение умением достаточно полно и точно формулировать цель и задачи совместных с другими детьми занятий физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью, излагать их содержание;
владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности.
В области физической культуры:
владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, лазанья и др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних условиях;
владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений различной функциональной направленности, технических действий базовых видов спорта, а также применения их в игровой и соревновательной деятельности;
умение максимально проявлять физические способности (качества) при выполнении тестовых упражнений по физической культуре.
Метапредметные результаты освоения физической культуры
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных универсальных способностей учащихся, проявляющихся в активном применении знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности. Приобретенные на базе освоения содержания курса «Лыжная подготовка», в единстве с освоением программного материала других образовательных дисциплин, универсальные способности потребуются как в рамках образовательного процесса (умение учиться), так и в реальной повседневной жизни учащихся.
Метапредметные результаты проявляются в различных областях культуры.
В области познавательной культуры:
понимание физической культуры как явления культуры, способствующего развитию целостной личности человека, сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств;
понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации человека, расширяющего свободу выбора профессиональной деятельности и обеспечивающего долгую сохранность творческой активности;
понимание физической культуры как средства организации здорового образа жизни, профилактики вредных привычек и девиантного (отклоняющегося) поведения.
В области нравственной культуры:
бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченные возможности и нарушения в состоянии здоровья;
уважительное отношение к окружающим, проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности;
ответственное отношение к порученному делу, проявление осознанной дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты собственной деятельности.
В области трудовой культуры:
добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, качественно повышающих результативность выполнения заданий;
рациональное планирование учебной деятельности, умение организовывать места занятий и обеспечивать их безопасность;
поддержание оптимального уровня работоспособности в процессе учебной деятельности, активное использование занятий физической культурой для профилактики психического и физического утомления.
В области эстетической культуры:
восприятие красоты телосложения и осанки человека в соответствии с культурными образцами и эстетическими канонами, формирование физической красоты с позиций укрепления и сохранения здоровья;
понимание культуры движений человека, постижение жизненно важных двигательных умений в соответствии с их целесообразностью и эстетической привлекательностью;
восприятие спортивного соревнования как культурно-массового зрелищного мероприятия, проявление адекватных норм поведения, неантагонистических способов общения и взаимодействия.
В области коммуникативной культуры:
владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление к собеседнику внимания, интереса и уважения;
владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений;
владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать собственную точку зрения, доводить ее до собеседника.
В области физической культуры:
владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физической культурой, их планирования и содержательного наполнения;
владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений из базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активное их использование в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности;
владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой.
Предметные результаты освоения физической культуры
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в творческой двигательной деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного курса. Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий физической культурой.
Предметные результаты, так же как и метапредметные, проявляются в разных областях культуры.
В области познавательной культуры:
знания по истории и развитию спорта и олимпийского движения, о положительном их влиянии на укрепление мира и дружбы между народами;
знание основных направлений развития физической культуры в обществе, их целей, задач и форм организации;
знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической культуры в организации здорового образа жизни.
В области нравственной культуры:
способность проявлять инициативу и творчество при организации совместных занятий физической культурой, доброжелательное и уважительное отношение к занимающимся, независимо от особенностей их здоровья, физической и технической подготовленности;
умение оказывать помощь занимающимся при освоении новых двигательных действий, корректно объяснять и объективно оценивать технику их выполнения;
способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к сопернику в условиях игровой и соревновательной деятельности, соблюдать правила игры и соревнований.
В области трудовой культуры:
способность преодолевать трудности, выполнять учебные задания по технической и физической подготовке в полном объеме;
способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой разной направленности, обеспечивать безопасность мест занятий, спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды;
способность самостоятельно организовывать и проводить занятия профессионально-прикладной физической подготовкой, подбирать физические упражнения в зависимости от индивидуальной ориентации на будущую профессиональную деятельность.
В области эстетической культуры:
способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой по формированию телосложения и правильной осанки, подбирать комплексы физических упражнений и режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физического развития;
способность организовывать самостоятельные занятия по формированию культуры движений, подбирать упражнения координационной, ритмической и пластической направленности, режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физической подготовленности;
способность вести наблюдения за динамикой показателей физического развития и осанки, объективно оценивать их, соотнося с общепринятыми нормами и представлениями.
В области коммуникативной культуры:
способность интересно и доступно излагать знания о физической культуре, грамотно пользоваться понятийным аппаратом;
способность формулировать цели и задачи занятий физическими упражнениями, аргументировано вести диалог по основам их организации и проведения;
способность осуществлять судейство соревнований по одному из видов спорта, владеть информационными жестами судьи.
В области физической культуры:
способность отбирать физические упражнения по их функциональной направленности, составлять из них индивидуальные комплексы для оздоровительной гимнастики и физической подготовки;
способность составлять планы занятий физической культурой с различной педагогической направленностью, регулировать величину физической нагрузки в зависимости от задач занятия и индивидуальных особенностей организма;
способность проводить самостоятельные занятия по освоению новых двигательных действий и развитию основных физических качеств, контролировать и анализировать эффективность этих занятий.
V. Содержание тем учебного курса кружка
Футбол (5ч )
Техника безопасности на занятиях футболом. Удары по катящемуся мячу. Передвижения и прыжки; удары по мячу внутренней и внешней стороной стопы, носком; удары головой – лбом; Тактические приемы и нападения – индивидуальные групповые и командные действии.
Общеразвивающие упражнения. (4ч)
Упражнения для мышц рук и плечевого пояса. Для мышц ног, брюшного пресса, тазобедренного сустава, туловища и шеи. Поднимание и опускание рук в различных направлениях (вперёд, в стороны, назад). Быстрые рывковые движения прямыми и согнутыми руками. Сгибание и выпрямление рук - стоя, сидя, лёжа, в упоре присев, в упорах лёжа, в стойке на руках (с помощью). Повороты и круговые движения руками. Повороты рук внутрь и кнаружи. Круги руками в лицевой и боковой плоскостях (одновременные, поочередные, последовательные). Наклоны, повороты головы и туловища - наклоны головы и туловища вправо, влево, вперёд, назад; наклоны вперёд с прямой и круглой спиной, волнообразные движения туловищем. Поднимания и взмахи ногами. Поднимание и взмахи ногой вперёд, назад, в сторону - стоя, сидя, лёжа. Сгибание и выпрямление ног. Сгибание ног стоя, сидя, лёжа; полуприседание и приседание, выпады вперёд, назад, в стороны. Круговые движения ногами - круг одной стоя, сидя, лёжа; круговые движения ногами сидя и лёжа. Сочетания движений руками, туловищем, ногами; упор лёжа со сгибанием рук и подниманием ноги. Седы и упоры. Подскоки, волнообразные движения руками и туловищем. Упражнения с предметами: со скакалками, с гантелями, палками, мячами, набивными мячами (1-2 кг), обручами, на гимнастической скамейке (сидя, лёжа), парные упражнения, упражнения в сопротивлении. Чередование упражнений руками, ногами. Лазание. Лазание по гимнастической стенке; по наклонно поставленной скамейке; лазание по канату с помощью ног в два и три приема, на скорость, без помощи ног (мальчики с 13 лет); перелезание через препятствия: снаряды, лабиринт. Силовые упражнения. Висы, упоры, преодоление полосы препятствий. Мальчики – подтягивание из виса, подъём из виса в упор переворотом, подъём силой на перекладине. Девочки – сгибание и разгибание рук в упоре на скамейке, на полу. Упражнения на преодоление собственного веса: для мышц верхнего плечевого пояса - отжимание из различных положений, продвижение вперёд в упоре лёжа 3-5 м; для мышц туловища - упражнения для мышц брюшного пресса и спины в висе на гимнастической стенке, лёжа на матах (в т.ч. в парах); для мышц нижних конечностей – приседания на одной и двух ногах, упражнения для мышц голени – стоя на возвышении.
Акробатические упражнения (8ч)
Кувырки вперёд, назад, стойка на лопатках. Группировки в приседе, сидя, лёжа на спине. Перекаты в сторону из положения лёжа и упора стоя на коленях. Перекаты вперёд, назад прогнувшись, лёжа на бёдрах, с опорой и без опоры рук. Из положения стоя на коленях перекат вперед прогнувшись. Перекаты назад в группировке и согнувшись стоя на лопатках. Стойка 10 на лопатках с согнутыми и прямыми ногами. Кувырок вперёд из упора присев и со «старта пловца». Кувырок вперёд с трех шагов и небольшого разбега. Кувырок вперёд из стойки ноги врозь и сед с прямыми ногами. Длинный кувырок вперёд. Кувырок назад из упора присев и из основной стойки. Соединение нескольких кувырков вперёд и назад. Подготовительные упражнения для моста у гимнастической стенки, коня, козла. «Мост» из положения лёжа, стоя с помощью партнёра и самостоятельно. Переворот в сторону (вправо и влево) с места и с разбега. Шпагаты- правая, левая, поперечный». Соединение акробатических упражнений в несложные комбинации.
Лыжная подготовка (10ч)
Правила поведения на занятиях лыжной подготовки. Попеременный и одновременный двухшажный ход, бесшажныйодновременный ход. Лыжная эстафета. Прохождение дистанции 1км . Подъем ёлочкой на склон до 45°. Спуски со склонов до 45° в средней стойке. Прохождение дистанции до 2 км. Подъем и спуск с горы. Техника лыжных ходов, спусков и подъемов, круговая эстафета (2-3 раза) с этапом до 230 м. Повороты плугом вправо и влево при спусках с горки. Лыжные гонки.
Волейбол 7ч
Техника безопасности на занятиях волейболом. Верхняя передача мяча над собой. Верхняя передача в парах через сетку. Верхняя прямая подача. Приём мяча двумя руками снизу над собой. Верхняя передача в парах через сетку. Верхняя прямая подача. Одиночное блокирование. Приём мяча двумя руками снизу после подачи. Прямой нападающий удар. Блокирование нападающего удара. Игры «Картошка», «Мяч в воздух Одиночное блокирование е», учебные игры с элементами волейбола.
Тематическое планирование
№ | Темы | Количество часов |
1 | Футбол (5ч) | 5ч |
2 | Общеразвивающие упражнения (4ч) | 4ч |
3 | Акробатика 7 ч. | 8ч |
4 | Лыжная подготовка( 10ч) | 10ч |
5 | Волейбол 7ч | 7ч |
| Итого | 34ч |
VI. Тематическое планирование
№ | Тема занятия | Количество часов | Примечание |
Футбол (5ч) |
1 | Техника безопасности на занятиях футбол. Удары по катящемуся мячу . | 1 | 3.09 |
2 | Передвижения и прыжки; удары по мячу внутренней и внешней стороной стопы, носком. | 1 | 10.09 |
3 | Удары по мячу внутренней и внешней стороной стопы, носком. | 1 | 17.09 |
4 | Удары головой – лбом. | 1 | 24.09 |
5 | Тактические приемы и нападения – индивидуальные групповые и командные действия. | 1 | 1.10 |
Общеразвивающие упражнения (4ч) |
6 | Упражнения для мышц рук и плечевого пояса | 1 | 8.10 |
7 | Седы и упоры. Подскоки, волнообразные движения руками и туловищем. | 1 | 15.10 |
8 | Упражнения с предметами: со скакалками, с гантелями, палками, мячами. | 1 | 22.10 |
9 | Силовые упражнения. Висы, упоры, преодоление полосы препятствий. | 1 | 29.10 |
Акробатика (8 ч) |
10 | Физическая культура и спорт в России. Акробатика.Упражнения на формирование осанки. | 1 | 12.11 |
11 | Гигиена. Предупреждение травм.Перекаты и группировка . | 1 | 19.11 |
12 | Кувырок назад, кувырок вперед, стойка на лопатках. | 1 | 26.11 |
13 | Поддержки.«Мост» с помощью и самостоятельно. | 1 | 312 |
14 | Шпагаты- правая, левая, поперечный». | 1 | 10.12 |
15 | Упражнения на гибкость. | 1 | 17.12 |
16 | Стойка на голове. | 1 | 24.12 |
17 | Комплекс акробатических упражнений | 1 | |
Лыжная подготовка( 10ч) |
18 | Правила поведения на занятиях лыжной подготовки. Попеременный и одновременный двухшажный ход. | 1 | 14.01 |
19 | Бесшажныйодновременный ход. | 1 | 21.01 |
20 | Лыжная эстафета | 1 | 28.01 |
21 | Прохождение дистанции 1км . | 1 | 4.02 |
22 | Подъем ёлочкой на склон до 45°. Спуски со склонов до 45° в средней стойке. | 1 | 11.02 |
23 | Прохождение дистанции до 2 км. | 1 | 18.02 |
24 | Подъем и спуск с горы. | 1 | 25.02 |
25 | Техника лыжных ходов, спусков и подъемов. Круговая эстафета. | 1 | 4.03 |
26 | Повороты плугом вправо и влево при спусках с горки | 1 | 11.03 |
27 | Лыжные гонки. | 1 | 18.03 |
| Волейбол 7ч | | |
28 | Техника безопасности на занятиях волейболом. | 1 | 8.10 |
29 | Верхняя передача мяча над собой | 1 | 15.10 |
30 | Верхняя передача в парах через сетку. | 1 | 22.10 |
31 | Приём мяча двумя руками снизу над собой. | 1 | 29.10 |
32 | Одиночное блокирование. | 1 | |
33 | Блокирование нападающего удара. | 1 | |
34 | Игры «Картошка», «Мяч в воздухе», учебные игры с элементами волейбола. | 1 | |
| Итого | 34 | |
VI. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Литература: 1.Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов под. ред. В.И Ляха Раздел . 5-9 классы
Спортивные игры.
Программный материал по спортивным играм (5-9 классы) Волейбол ( смешанные команды) и футбол ( подростки)
Лыжная подготовка. Программный материал по лыжной подготовки (5-9 классы)
Внеклассная работа.
Учебник для общеобразовательных учреждений 8-9 класс под редакцией В.И.Лях. Москва Просвещение 2019 г
Внеклассные мероприятия по физической культуре в средней школе автор М.В.Видякин
Спортивно-оздоровительные мероприятия в школе (дни здоровья, спортивные праздники, конкурсы) автор О.В.Белоножкина, Г.В.Егунова, В.Г.Смирнова.
15