РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса адаптации для детей мигрантов по русскому языку
«Великое русское слово»
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 40»
Составители: учителя
русского языка и литературы
Михайлова О.В.
Донская С.В.
Дубина А.П.
Лисовец А.П.
Новикова С.А.
2023-2024 учебный год
Актуальность
В школах России увеличивается количество детей мигрантов. Они испытывают большие трудности в общении со сверстниками и учителями, сложности в социальной и психологической адаптации к новым требованиям, традициям, отношениям в коллективе, так как изменили среду проживания, языковую среду.
Программа ориентирована на создание ситуации успеха.
Пояснительная записка
Каждый педагог должен осознавать, что все обучающиеся – уникальный продукт влияния многих культур. Поэтому необходимо быть очень чувствительным к культурным характеристикам своих учеников, детей из семей мигрантов.
Работа с такими детьми включает в себя систему занятий по межличностному общению детей, так как оно является важным фактором социального развития человека, источником его жизнедеятельности, одним из условий формирования личности.
Данная программа разработана для детей мигрантов 11-15 лет. Она предусматривает помощь в социальной и психологической адаптации детей мигрантов, формированию позитивных жизненных целей.
Рабочая программа курса адаптации детей мигрантов составлена на основе Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», учебного плана МБОУ «СОШ №40» на 2023-2024 учебный год
Рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Цель программы
Создание условий для эффективной адаптации и интеграции детей мигрантов к инокультурной среде класса, школы, города, способствующих разностороннему развитию личности.
Задачи программы
Обучение детей мигрантов русскому языку с учетом уровня владения им, психологических особенностей и закономерностей этнокультурной адаптации
Помощь родителям мигрантам в адаптации и интеграции их детей.
Сопровождение перехода в другую школу, поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития, помощь в решении личностных проблем и проблем социализации.
Формы:
- тренинги;
- родительские собрания;
- индивидуальные коррекционно-развивающие занятия;
- заочные экскурсии по стране, из которой прибыл ребенок;
- уроки.
Методы:
- наглядно-демонстративные;
- сюжетно-ролевые игры;
- проективные методы рисуночного и вербального типа;
- словесные;
- дыхательные и двигательные упражнения.
Принципы:
- личностно-ориентированный подход;
- поддержка индивидуальности детей мигрантов в условиях гуманистического развития;
- развитие национально-культурной идентичности.
Направления:
- психолого-педагогическая адаптация детей мигрантов;
- языковая адаптация;
- социокультурная адаптация.
Практическая значимость и ожидаемые результаты
Программа нацелена на оказание специальной помощи обучающимся, направленной на раскрытие внутреннего потенциала личности.
При этом могут быть решены успешно следующие группы проблем в развитии ребенка:
- личностные проблемы развития;
- сохранение жизни и здоровья;
- расширение пространства досуга;
- адаптация к жизни в школьном социуме.
Показателем результата работы является повышение успеваемости и успешная социализация.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
В результате изучения русского языка на ступени основного общего образования у обучающихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
Личностные УУД
Личностные результаты обучения направлены на понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, а также роли родного языка как основы успешной социализации личности.
Личностные результаты освоения обучающимися:
способность использовать приобретенные знания и умения по русскому языку в школьной и повседневной жизни;
понимание русского языка как необходимого средства приобщения к культурным и духовным ценностям русского народа, народов России и мира;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, бережного отношения к материальным и духовным ценностям;
формирование уважительного отношения к русской культуре и культуре других народов;
ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
осознание «Я» как представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину.
Коммуникативные УУД
Направлены на обучение всем видам речевой деятельности; умение извлекать информацию из различных источников; перерабатывать, систематизировать информацию.
Коммуникативные действия обеспечивают:
умение слушать и вступать в диалог;
участвовать в коллективном обсуждении проблем.
К коммуникативным действиям относится планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия.
Данные УУД выступают важным фактором при обучении детей с разным уровнем языковой компетентности, так как именно эти универсальные учебные действия подготавливают ребенка к социализации в обществе с другим языком и иными культурными традициями.
Регулятивные УУД
Направлены на обучение управлением своей деятельностью; умение контролировать и оценивать достигнутые результаты своей и чужой деятельности, формулировать их в устной и письменной форме.
Процесс достижения регулятивных УУД соответствует формированию у учащихся умений и навыков:
следовать режиму организации учебной и внеурочной деятельности;
определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно;
соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.
Познавательные УУД
В процессе изучения русского языка в школах со смешанным составом учащихся с помощью познавательных УУД формируются следующие умения и навыки:
опознавание звукового образа слова и соотнесение его с определенным значением;
понимание значения производных слов с различными суффиксами и приставками;
установление взаимосвязи слов друг с другом и определение характера семантико-синтаксических отношений;
различение интонационных схем предложений.
Метапредметные результаты
Следствием использования УУД должны явиться метапредметные результаты изучения русского языка в школах со смешанным составом учащихся:
умения и навыки произносить слова, слоги, звуки и звукосочетания, строить предложения;
умение осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым и видовым признакам;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях общения;
умение составлять тексты разного речевого предназначения в устной и письменной формах;
использование различных способов сбора информации в соответствии с коммуникативными задачами;
умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
умения составлять диалог на заданную тему, давать развернутые и краткие ответы на вопросы;
умение проверять свою работу и применять знание русского языка на других уроках.
Предметные результаты
Предметные результаты освоения учащимися в классах со смешанным составом:
восприятие речи на слух и понимание основного содержания;
овладение диалогической формой речи;
знание основных единиц фонетического строя русского языка: различение гласных и согласных, звуков и букв, деление на слоги, произношение и ударение;
различение на слух и правильное произношение звуков и сочетаний звуков, отсутствующих в родном языке;
знание правил правописания: заглавные буквы, перенос слов по слогам, знаки препинания;
применение полученных знаний и навыков в условиях учебного и повседневного общения: вести диалог, отвечать на вопросы и самостоятельно задавать вопросы в пределах усвоенной лексики, пересказывать текст, составлять предложения по картинкам, по определенным тематическим образцам, короткие монологические тексты (несложное описание, повествование, рассуждение) на различные темы;
умение читать вслух и про себя, интонировать и выразительно читать отдельные предложения и текст в целом;
умение делить текст на части и придумывать заглавия к ним, составлять план, описывать предметы или картинки.
Календарно-тематическое планирование
№ п\п | Тема урока | Форма проведения занятия | Виды деятельности (элементы содержания, контроль) |
1 | Расскажи мне о себе | Занятие-знакомство | Индивидуальная и парная работа. Беседа. Диалог. |
2 | Я горжусь своей семьей | Занятие по развитию речи | Составление текста по данному началу. |
3 | Я в мире людей | Сюжетно-ролевая игра | Работа с тренировочными упражнениями. Нахождение орфограмм в приставках и корнях. |
4 | Я человек, создающий свое будущее | Занятие по развитию речи | Сочинение-миниатюра по заданной теме |
5 | Ритмически двигаюсь – правильно говорю | Игра | Выполнение логоритмических упражнений. Упражнения на активизацию внимания и памяти. |
6 | Школа – территория здоровья и спорта | Экскурсия по школе | Выполнение дыхательных и двигательных упражнений. Упражнения на составление текстов из предложенных слов. |
7 | Заочная экскурсия по моему городу | Экскурсия по городу | Просмотр презентации о городе с комментариями ученика. Создание небольшого текста-описания. |
8 | День родного языка | Литератур-ный вечер совместно с родителям | Решение ребусов и лингвистических задач. Составление опорных схем и словообразовательных цепочек. |
9 | Мои друзья | Урок- беседа | Коллаж по теме. Устный опрос. Составление предложений из предложенных слов. |
10 | Я начинаю, а ты должен продолжить | Дидактическая игра | Упражнения для развития словарного запаса. |
11 | Составление писем друзьям | Занятие по развитию речи | Работа с карточками-морфемами. |
12 | Буквы и звуки русского языка | Занятие по развитию речи | Составления сочинения-миниатюры с предложенными словами. |
13 | Удивительные словари | Посещение библиотеки | Знакомство со словарями. |
14 | Знакомство с достопримечательностями города | Просмотр достопримечательностей, фотографий города | Составление связного текста с использованием синонимов, омонимов. |
15 | Фольклор разных народов мира | Занятие по развитию речи | Составление текстов. Произношение слов с правильной постановкой ударения. |
16 | Посещение художественной выставки (работы учеников художественной школы). | Посещение школы искусств | Знакомство с работами учеников художественной школы. Речевая зарядка. Умение произносить слова с правильной постановкой ударения. |
17 | Театр сказок | Занятие-игра | Обучение разговорному русскому языку. Развитие умения составлять диалог. |
18 | Диалог культур | Занятие-беседа | Работа по обогащению словарного запаса. Введение и закрепление в речи новых слов и новых значений уже знакомых слов. |
19 | В мире лексики | Занятие по развитию речи | Лексические упражнения на распознавание синонимов, омонимов, антонимов, однозначных и многозначных слов. |
20 | Живем дружно | Занятие по развитию речи | Упражнения по методике рисуночного и вербального типа. Составление текстов с предложенными словами. |
21 | Я такой же, как и все | Занятие по развитию речи | Словесные упражнения с правильным произношением слов. |
22 | Разноцветный мир | Занятие по развитию речи | Нахождение в тексте ответов на вопросы. Совершенствование умения группировать предметы по заданному признаку. |
23 | Диалог – путь к пониманию | Занятие по развитию речи | Совершенствование умения согласовывать имена существительные и прилагательные по родам и числам. |
24 | Проверяю себя | Контрольная работа | Написание диктанта. |
25 | Пишу внимательно и грамотно | Списывание текста | Разработка алгоритма применения орфографических и пунктуационных правил. |
26 | Моя любимая книга | Проверка техники чтения | Развитие умения определять основную мысль текста. |
27 | Правильно произноси слова | Фонетическая разминка | Составление таблицы «Гласные и согласные звуки». Совершенствование умения правильно произносить предложенные слова. |
28 | Русский язык – история добра и любви | Тренинг | Совершенствование умения образовывать формы множественного числа имен существительных. |
29 | Лингвистическое путешествие | Игра | Работа с презентацией. Развитие навыков творческой работы самостоятельно и в группе |
30 | В мире фразеологии | Занятие по развитию речи | Работа с иллюстрациями. |
31 | Происхождение слов | Устный журнал | Знакомство с фактами истории русского языка. |
32 | Эффективность общения | Тренинг | Развитие коммуникативной компетенции. |
33 | Красна речь пословицами и поговорками | Занятие-игра | Знакомство с особенностями русских пословиц и поговорок. Правильное употребление их в речи. |
34 | Чему я научился? | Викторина | Повышение познавательного интереса к изучению русского языка. |
Список литературы
Работа с детьми мигрантов в образовательных организациях : учебно-методическое пособие / Н. Н. Касенова, О. В. Мусатова, Г. К. Джурабаева [и др] ; М-во науки и высшего образования Российской Федерации, Новосиб. гос. пед. ун-т, Новосиб. регион. общ. орг. «Узбекско-русский национально-культурный центр». – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2020. – 198 с.
Технологии психологического сопровождения интеграции мигрантов в образовательной среде: Учебно-методическое пособие для педагогов-психологов. [Электронный ресурс] / под ред. О. Е. Хухлаев, М. Ю. Чибисова.М.: МГППУ. 2013. – 273 с. 1 CD ROM.
Методические рекомендации к учебнику «Изучаем русский язык». 5-7 классы/ Коллектив авторов Быстрова Е.А., Кудрявцева Т.С. - М.: Валент, 2009 г.
Обучение русскому языку детей мигрантов. Статьи и методические материалы / Отв. редактор О. В. Горских. – Томск: ОГБУ «Региональный центр развития образования», 2012 – 294 с.
Учимся в русской школе. Часть 2. Учебно-методический комплект для детей среднего школьного возраста, слабо владеющих русским языком. В двух книгах. Книга для ученика. – О. Н. Каленкова, Т. Л. Феоктистова, Е. В. Менчик).– М., Этносфера, 2010.