СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа курса "Агрохимия"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа курса "Агрохимия"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №22»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ

СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ



СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР МБОУ

«Средняя общеобразовательная школа №22»

г. Симферополя

____________________ Е.А. Орешкина


УТВЕРЖДЕНО

приказ МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №22»

г. Симферополя

от _________________ № _______











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «АГРОХИМИЯ»

ДЛЯ 11 КЛАССА НА 2022/2023 УЧЕБНЫЙ ГОД





Учитель: Брезгулевская О.В.








РАССМОТРЕНО

на заседании методического объединения

учителей естественно-математического цикла

(протокол от _______________ № _______)












г. Симферополь, 2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа элективного курса «Агрохимия» для 11 класса составлена с учетом рабочей Программы воспитания МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №22» г.Симферополя и реализуется на основании следующих документов:

- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с изменениями);

- авторской рабочей программой «Агрохимия в школе» Маркина И.Ф. – к.п.н. ГБУ ДПО «Мордовский республиканский институт образования».

Элективный курс «Агрохимия» содержит как материалы теоретического характера, раскрывая принципы и механизмы развития агрохимии, её историю и современное состояние, так и практические вопросы и задания. Содержание учебных занятий проявляют определенный интерес к профессиям химика, агронома, биолога и эколога. Расширяя и углубляя знания и умения обучающихся, полученные на уроках химии, биологии и географии, учащиеся овладевают элементами агрохимии и аналитической химии.

Курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

Результатом освоения программы станет овладение учащимися ключевыми компетенциями, обеспечивающими конкретные ожидания учащихся в области агротехники растениеводства, осознанного выбора агрономического профиля обучения и готовности к продолжению своего агрообразования.

  1. Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части:

- ценностного отношения к отечественному культурному, историческому и научному наследию, понимания значения химической науки в жизни современного общества, способности владеть достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной химии, заинтересованности в научных знаниях об устройстве мира и общества;

- представления о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, коммуникативной компетентности в общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

- готовности к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных познавательных задач, выполнения химических экспериментов, создания учебных проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи;

- мировоззренческих представлений для понимания сущности научно картины мира,

- представлений об основных закономерностях развития природы, взаимосвязях человека с природой;

- познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний, необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и явлений;

- познавательной, информационной и читательской культуры;

- интереса к обучению и познанию, любознательности, готовности и способности к самообразованию, проектной и исследовательской деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем;

- осознание ценности жизни, ответственного отношения к своему здоровью, установки на здоровый образ жизни, осознания последствий и неприятия вредных привычек, необходимости соблюдения правил безопасности при обращении с веществами в быту и в реальной жизни;

- успешной профессиональной деятельности и развития необходимых умений;

- готовности адаптироваться в профессиональной среде;

- формирование позитивной динамики личностного развития.

2. Метапредметными результатами освоения курса являются:

2.1 Регулятивные

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить новые задачи в познавательной деятельности, развивать интересы своей познавательной деятельности;

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора;

- умение определять понятия, создавать обобщения и делать выводы при проведении опытнической и исследовательской деятельности.

2.2 Познавательные

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- формирование и развитие компетентностей в области использования информационно-коммуникационных технологий;

- формирование и развитие экологического мышления, умения применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной деятельности.

2.3 Коммуникативные

- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей и потребностей, планирования своей деятельности;

- работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности;

- продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.

3. Предметными результатами будут:

Выпускник научится:

- характеризовать основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент;

- применять знания, полученные при изучении курса в повседневной жизни;

- уметь выполнять качественный анализ почвы;

- различать минеральные и органические удобрения;

- применять удобрения для улучшения качества и количества урожая;

- описывать свойства твердых, жидких и газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;

- оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

- грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни.

Выпускник получит возможность научиться:

- выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических веществах на основе их состава и строения, их способности вступать в химические реакции, о характере и продуктах различных реакций;

- характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;

- использовать приобретенные знания для экологически грамотного поведения в окружающей среде;

- использовать приобретенные ключевые компетенции при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;

- объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах;

- осознать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека;

- создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

- понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию веществ.

В результате изучения данного курса учащиеся должны:

- знать и выполнять правила техники безопасности работы в химической лаборатории с учетом специфики работы с почвами и удобрениями;

- уметь работать с реактивами, обычной и специальной химической лабораторной посудой, нагревательными приборами и простейшим оборудованием;

- иметь понятие об агрохимии и истории ее развития;

- знать основные свойства почвы; количественные показатели содержания тех или иных элементов в почве;

- знать значение азота, фосфора, калия и микроэлементов для жизнедеятельности растений; основы классификации почв и удобрений; основные способы применения удобрений.

- иметь понятия об анализе почв и удобрений;

- уметь определять удобрения; сопоставлять и интерпретировать полученные результаты опытов.

- видеть значимость тщательного и точного исполнения химических лабораторных методов исследования для правильной и своевременной оценки свойств почвы и качества удобрений

Кроме этого программа курса предполагает:

- развитие интереса в области химии, биологии, географии и сельского хозяйства; проведение профориентационной работы;

– дальнейшее развитие познавательных и мыслительных способностей, умений самостоятельно овладевать знаниями, а также понимания роли химической науки в развитии сельского хозяйства.


СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА


Тема 1 «Жизнь и питание растений» (2 часа)

Понятие об агрохимии. Краткий очерк развития агрохимии. Роль химических элементов в жизни растений.

Тема 2 «Почва и её свойства» (14 часов)

Почва. Твёрдая фаза почвы, почвенный воздух, почвенный раствор. Понятие о потенциальном и эффективном плодородии почвы. Почвенный профиль. Понятие о генетических почвенных горизонтах. Мощность почвы. Состав минеральной части почвы: понятие о первичных и вторичных минералах. Состав органической части почвы: негумифицированные и гумусовые органические вещества (гумус); гуминовые кислоты фульвокислоты. Генетическая классификация почв, понятие о почвенном типе. Классификация почв по механическому составу, гранулометрический состав почв. Поглотительная способность почв: биологическое, физическое, механическое, химическое, физико-химическое поглощение; понятие о почвенных коллоидах, почвенном поглощающем комплексе (ППК), емкости обменного поглощения, степени насыщенности основаниями. Кислотность почв: актуальная, обменная, гидролитическая кислотности почвы. Щелочность и буферность почв. Классификация форм воды, содержащейся в почве. Гравитационная, грунтовая, капиллярная, кристаллизационная, гигроскопическая и парообразная вода почвы. Понятие о влажности, влагоемкости и водопроницаемости почвы.

Практические работы 1 Взятие почвенных образцов и подготовка их к анализу, 2 Определение механического состава почвы «методом шнура» Качинского, 3 Определение механического состава почвы методом отстаивания, 4 Определение активной кислотности почвы, 5 Определение влагоёмкости почвы.


Тема 3 «Органические и минеральные удобрения» (16 часов)

Общее понятие об удобрениях, их классификация по различным признакам. Минеральные, органические, органно-минеральные и бактериальные удобрения; простые и комплексные удобрения. Краткий исторический очерк использования удобрений в жизни человека. Азот в жизнедеятельности растений. Формы азота доступные для питания растений. Процессы нитрификации и аммонификации. Классификация азотных удобрений по форме азота содержащегося в них. Аммиачные, нитратные, аммиачно-нитратные и амидные азотные удобрения. Фосфор в жизнедеятельности растений. Источники фосфора доступного для питания растений. Классификация фосфорных удобрений по их растворимости в воде и слабых кислотах. Растворимые в воде фосфаты; полурастворимые фосфорные удобрения; фосфорные удобрения не растворимые ни в воде, ни в слабых кислотах. Калий в жизнедеятельности растений. Классификация калийных удобрений. Зола как местное калийное удобрение. Общее понятие о микроэлементах. Микроэлементы в жизнедеятельности растений: железо, бор, марганец, медь, молибден, цинк. Классификация микроудобрений в зависимости от содержащегося в них микроэлемента. Общее понятие о комплексных удобрениях. Смешанные, сложные и комбинированные удобрения. Общее понятие об органических удобрениях. Значение органических удобрений. Торф и навоз как органические удобрения, компосты, зелёное удобрение (сидераты). Внесение удобрений. Классификация удобрений по срокам внесения: допосевное, припосевное и послепосевное (подкормка) удобрения. Применение фосфорных, азотных, калийных удобрений.

Практические работы 6 Определение содержания нитратного азота в почве, 7 Определение содержания калия в почве, 8 Распознание минеральных удобрений, 9 Распознание минеральных удобрений с помощью определителя.


Тема 4 «Экология и сельское хозяйство» (2 часа)

Естественные и искусственные причины загрязнения окружающей среды. Средства защиты сельскохозяйственных растений от неблагоприятных воздействий окружающей среды.



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

(с учетом рабочей Программы воспитания)

Наименование темы

Модуль рабочей программы воспитания «Школьный урок»

Количество часов

Количество контрольных работ

1.

Жизнь и питание растений

День знаний

2

-

2.

Почва и её свойства

День работника сельского хозяйства

День работника пищевой промышленности

Всемирный день науки за мир и развитие

День работника сельского хозяйства

День работника пищевой промышленности

Всемирный день науки за мир и развитие

Всемирный день информации

День словарей и энциклопедий

14

-

3.

Органические и минеральные удобрения

День заповедников и национальных парков

Всемирный день Земли

День защитников отечества

День воссоединения Крыма с Россией

Всемирный день защиты лесов

День воды

Час Земли

16

-

4.

Экология и сельское хозяйство

День Победы

День экологических знаний

День экологического образования

2

-

Итого

34

-