МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №22»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ
СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №22» г. Симферополя ____________________ Е.А. Орешкина | УТВЕРЖДЕНО приказ МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №22» г. Симферополя от _________________ № _______ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «АГРОХИМИЯ»
ДЛЯ 11 КЛАССА НА 2022/2023 УЧЕБНЫЙ ГОД
Учитель: Брезгулевская О.В.
РАССМОТРЕНО
на заседании методического объединения
учителей естественно-математического цикла
(протокол от _______________ № _______)
г. Симферополь, 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа элективного курса «Агрохимия» для 11 класса составлена с учетом рабочей Программы воспитания МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №22» г.Симферополя и реализуется на основании следующих документов:
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с изменениями);
- авторской рабочей программой «Агрохимия в школе» Маркина И.Ф. – к.п.н. ГБУ ДПО «Мордовский республиканский институт образования».
Элективный курс «Агрохимия» содержит как материалы теоретического характера, раскрывая принципы и механизмы развития агрохимии, её историю и современное состояние, так и практические вопросы и задания. Содержание учебных занятий проявляют определенный интерес к профессиям химика, агронома, биолога и эколога. Расширяя и углубляя знания и умения обучающихся, полученные на уроках химии, биологии и географии, учащиеся овладевают элементами агрохимии и аналитической химии.
Курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
Результатом освоения программы станет овладение учащимися ключевыми компетенциями, обеспечивающими конкретные ожидания учащихся в области агротехники растениеводства, осознанного выбора агрономического профиля обучения и готовности к продолжению своего агрообразования.
Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части:
- ценностного отношения к отечественному культурному, историческому и научному наследию, понимания значения химической науки в жизни современного общества, способности владеть достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной химии, заинтересованности в научных знаниях об устройстве мира и общества;
- представления о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, коммуникативной компетентности в общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- готовности к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных познавательных задач, выполнения химических экспериментов, создания учебных проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи;
- мировоззренческих представлений для понимания сущности научно картины мира,
- представлений об основных закономерностях развития природы, взаимосвязях человека с природой;
- познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний, необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и явлений;
- познавательной, информационной и читательской культуры;
- интереса к обучению и познанию, любознательности, готовности и способности к самообразованию, проектной и исследовательской деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем;
- осознание ценности жизни, ответственного отношения к своему здоровью, установки на здоровый образ жизни, осознания последствий и неприятия вредных привычек, необходимости соблюдения правил безопасности при обращении с веществами в быту и в реальной жизни;
- успешной профессиональной деятельности и развития необходимых умений;
- готовности адаптироваться в профессиональной среде;
- формирование позитивной динамики личностного развития.
2. Метапредметными результатами освоения курса являются:
2.1 Регулятивные
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить новые задачи в познавательной деятельности, развивать интересы своей познавательной деятельности;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора;
- умение определять понятия, создавать обобщения и делать выводы при проведении опытнической и исследовательской деятельности.
2.2 Познавательные
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- формирование и развитие компетентностей в области использования информационно-коммуникационных технологий;
- формирование и развитие экологического мышления, умения применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной деятельности.
2.3 Коммуникативные
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей и потребностей, планирования своей деятельности;
- работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности;
- продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.
3. Предметными результатами будут:
Выпускник научится:
- характеризовать основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент;
- применять знания, полученные при изучении курса в повседневной жизни;
- уметь выполнять качественный анализ почвы;
- различать минеральные и органические удобрения;
- применять удобрения для улучшения качества и количества урожая;
- описывать свойства твердых, жидких и газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;
- оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
- грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
- выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических веществах на основе их состава и строения, их способности вступать в химические реакции, о характере и продуктах различных реакций;
- характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;
- использовать приобретенные знания для экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- использовать приобретенные ключевые компетенции при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;
- объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах;
- осознать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека;
- создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию веществ.
В результате изучения данного курса учащиеся должны:
- знать и выполнять правила техники безопасности работы в химической лаборатории с учетом специфики работы с почвами и удобрениями;
- уметь работать с реактивами, обычной и специальной химической лабораторной посудой, нагревательными приборами и простейшим оборудованием;
- иметь понятие об агрохимии и истории ее развития;
- знать основные свойства почвы; количественные показатели содержания тех или иных элементов в почве;
- знать значение азота, фосфора, калия и микроэлементов для жизнедеятельности растений; основы классификации почв и удобрений; основные способы применения удобрений.
- иметь понятия об анализе почв и удобрений;
- уметь определять удобрения; сопоставлять и интерпретировать полученные результаты опытов.
- видеть значимость тщательного и точного исполнения химических лабораторных методов исследования для правильной и своевременной оценки свойств почвы и качества удобрений
Кроме этого программа курса предполагает:
- развитие интереса в области химии, биологии, географии и сельского хозяйства; проведение профориентационной работы;
– дальнейшее развитие познавательных и мыслительных способностей, умений самостоятельно овладевать знаниями, а также понимания роли химической науки в развитии сельского хозяйства.
СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
Тема 1 «Жизнь и питание растений» (2 часа)
Понятие об агрохимии. Краткий очерк развития агрохимии. Роль химических элементов в жизни растений.
Тема 2 «Почва и её свойства» (14 часов)
Почва. Твёрдая фаза почвы, почвенный воздух, почвенный раствор. Понятие о потенциальном и эффективном плодородии почвы. Почвенный профиль. Понятие о генетических почвенных горизонтах. Мощность почвы. Состав минеральной части почвы: понятие о первичных и вторичных минералах. Состав органической части почвы: негумифицированные и гумусовые органические вещества (гумус); гуминовые кислоты фульвокислоты. Генетическая классификация почв, понятие о почвенном типе. Классификация почв по механическому составу, гранулометрический состав почв. Поглотительная способность почв: биологическое, физическое, механическое, химическое, физико-химическое поглощение; понятие о почвенных коллоидах, почвенном поглощающем комплексе (ППК), емкости обменного поглощения, степени насыщенности основаниями. Кислотность почв: актуальная, обменная, гидролитическая кислотности почвы. Щелочность и буферность почв. Классификация форм воды, содержащейся в почве. Гравитационная, грунтовая, капиллярная, кристаллизационная, гигроскопическая и парообразная вода почвы. Понятие о влажности, влагоемкости и водопроницаемости почвы.
Практические работы 1 Взятие почвенных образцов и подготовка их к анализу, 2 Определение механического состава почвы «методом шнура» Качинского, 3 Определение механического состава почвы методом отстаивания, 4 Определение активной кислотности почвы, 5 Определение влагоёмкости почвы.
Тема 3 «Органические и минеральные удобрения» (16 часов)
Общее понятие об удобрениях, их классификация по различным признакам. Минеральные, органические, органно-минеральные и бактериальные удобрения; простые и комплексные удобрения. Краткий исторический очерк использования удобрений в жизни человека. Азот в жизнедеятельности растений. Формы азота доступные для питания растений. Процессы нитрификации и аммонификации. Классификация азотных удобрений по форме азота содержащегося в них. Аммиачные, нитратные, аммиачно-нитратные и амидные азотные удобрения. Фосфор в жизнедеятельности растений. Источники фосфора доступного для питания растений. Классификация фосфорных удобрений по их растворимости в воде и слабых кислотах. Растворимые в воде фосфаты; полурастворимые фосфорные удобрения; фосфорные удобрения не растворимые ни в воде, ни в слабых кислотах. Калий в жизнедеятельности растений. Классификация калийных удобрений. Зола как местное калийное удобрение. Общее понятие о микроэлементах. Микроэлементы в жизнедеятельности растений: железо, бор, марганец, медь, молибден, цинк. Классификация микроудобрений в зависимости от содержащегося в них микроэлемента. Общее понятие о комплексных удобрениях. Смешанные, сложные и комбинированные удобрения. Общее понятие об органических удобрениях. Значение органических удобрений. Торф и навоз как органические удобрения, компосты, зелёное удобрение (сидераты). Внесение удобрений. Классификация удобрений по срокам внесения: допосевное, припосевное и послепосевное (подкормка) удобрения. Применение фосфорных, азотных, калийных удобрений.
Практические работы 6 Определение содержания нитратного азота в почве, 7 Определение содержания калия в почве, 8 Распознание минеральных удобрений, 9 Распознание минеральных удобрений с помощью определителя.
Тема 4 «Экология и сельское хозяйство» (2 часа)
Естественные и искусственные причины загрязнения окружающей среды. Средства защиты сельскохозяйственных растений от неблагоприятных воздействий окружающей среды.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(с учетом рабочей Программы воспитания)
№ | Наименование темы | Модуль рабочей программы воспитания «Школьный урок» | Количество часов | Количество контрольных работ |
1. | Жизнь и питание растений | День знаний | 2 | - |
2. | Почва и её свойства | День работника сельского хозяйства День работника пищевой промышленности Всемирный день науки за мир и развитие День работника сельского хозяйства День работника пищевой промышленности Всемирный день науки за мир и развитие Всемирный день информации День словарей и энциклопедий | 14 | - |
3. | Органические и минеральные удобрения | День заповедников и национальных парков Всемирный день Земли День защитников отечества День воссоединения Крыма с Россией Всемирный день защиты лесов День воды Час Земли | 16 | - |
4. | Экология и сельское хозяйство | День Победы День экологических знаний День экологического образования | 2 | - |
Итого | 34 | - |