СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа курса “Анализ текстов разных функциональных стилей”

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа ориентирована на специальные уроки, развивающие творческие способности школьницы, находящейся на индивидуальном обучении. Предлагаемый курс рассчитан на 9 часов (0,25 часа в неделю). Программа курса “Анализ текстов разных функциональных стилей” предусматривает более глубокое овладение рядом специальных понятий, которые хотя и анализируются на уроках русского языка и литературы (по основной программе), но не рассматриваются в достаточно полном объеме и в определенной системе. Курс имеет как теоретическую, так и практическую направленность: в программе представлены понятия и категории теории художественной речи, научных методов филологического анализа текстов разных стилей и методики их комментирования, а также самореализация школьницы в деятельностной сфере на практических занятиях.

Просмотр содержимого документа
«Программа курса “Анализ текстов разных функциональных стилей”»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска

«Средняя общеобразовательная школа № 197»







Рассмотрено на МО


Руководитель МО

С.Ю.Кичигина


Рекомендовано

к утверждению

на ПС № 2 от «27» августа 2021 г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ № 197


Т.В. Смердина











Рабочая программа курса

«Анализ текстов разных функциональных стилей»

для ученицы 10б класса

(основное общее образование)

на 2021-2022 учебный год

учителя русского языка и литературы

Литовкиной Оксаны Юрьевны












Пояснительная записка

Программа ориентирована на специальные уроки, развивающие творческие способности школьницы. Предлагаемый курс рассчитан на 9 часов (0,25 часа в неделю). Программа курса “Анализ текстов разных функциональных стилей” предусматривает более глубокое овладение рядом специальных понятий, которые хотя и анализируются на уроках русского языка и литературы (по основной программе), но не рассматриваются в достаточно полном объеме и в определенной системе. Курс имеет как теоретическую, так и практическую направленность: в программе представлены понятия и категории теории художественной речи, научных методов филологического анализа текстов разных стилей и методики их комментирования, а также самореализация школьницы в деятельностной сфере на практических занятиях.

Цели и задачи курса:

  • ознакомить учащихся с разными подходами к анализу тексов разных стилей;

  • сформировать навыки анализа текстов разных стилей;

  • сформировать интерес к языкознанию, литературе, используя комплексный анализ текстов художественных, научных, публицистических произведений;

  • научить рассматривать художественные произведения в единстве форм и содержания;

  • организовать практическую деятельность учащихся, развивающую их творческие способности;

  • создать психологические речевые ситуации, способствующие овладению учащимися различными видами речевой деятельности;

  • сформировать навыки и умения анализа и комментирования текстов разных стилей;

  • воспитать грамотного читателя, способного по достоинству оценить художественно-эстетические ценности произведения;

  • развить творческое отношение к языку, умение владеть художественным словом.

Контроль: тестирование, сочинения-рассуждения, рефераты.

Курс “Анализ текстов разных функциональных стилей” направлен не только на образовательное, но и духовное, эстетическое развитие учащейся. Поэтому предполагается использование таких форм занятий, когда на уроках создается творческая атмосфера совместной деятельности, учителя и учащейся, атмосфера духовного общения. Учитель отбирает для работы материал с учетом как его эстетической ценности, так и значимости для раскрытия темы и идеи художественного произведения.

Планируемые результаты


Курс направлен на образовательное развитие учащихся:

  • углубление знаний об основных литературных направлениях, родах, жанрах;

  • умение владеть различными видами речевой деятельности,

  • создание творческих текстов различных жанров;

  • развитие представления об эстетической ценности языковых средств выразительности.

Программа “Анализ текстов разных стилей ” направлена на выработку у учащихся следующих основных умений:

  • анализ художественного произведения в контексте сюжетно - композиционного единства;

  • умение видеть эстетическую функцию языковых средств и художественных деталей произведения;

  • умение определять жанрово-родовую природу произведения как воплощение историко- культурного развития искусства слова;

  • умение давать эстетическую оценку произведению и аргументировать ее: интерпретировать в контексте художественной культуры и традиции;

  • умение выполнять исследовательские работы по художественному анализу текста, умение выполнять письменные творческие работы различных жанров.

Содержание программы

Понятие о тексте. (0,25 ч). Знакомство с понятием о тексте , с его основными признаками: цельность и связность . Понятие об основной мысли текста

Тема текста и проблема, поднятая в тексте (0,75 ч). Понятие о проблемеТипы проблемТема и идея текста. Основная мысль текста.

Опорные (ключевые) слова. (0,25 ч.). Понятие об опорных(ключевых) словах. Роль ключевых слов при формулировании проблемы., поднятой в тексте. Использование ключевых слов для формулирования проблемы, поднятой в тексте.

Комментарий проблемы (0,75 ч). Понятие комментария. Комментарий к проблеме. Типы информации в тексте. Способы оформления комментария к проблеме. Цитирование при комментарии проблемы, поднятой в тексте.

Авторская позиция. ( 0,75 ч.) Понятие об авторской позиции в текстах разных типов (художественных, публицистических текстах). Автор и рассказчик. Способы выражения авторской позиции.

Композиция текста (1,25 ч). Понятие о композиции текста. Композиция текстов разных стилей. Виды вступлений и заключений. Особенности построение рассуждения. Композиция сочинения-рассуждения.

Синтаксис текста. (0,5 ч). Предложения в составе текста. Количество предложений в тексте. Абзацное членение текста. Композиция текста. Виды и формы вступлений. Виды заключений.

Способы связи предложений в тексте. (1,25 ч) Основные средства связи между предложениями в тексте. Способы связи предложений в тексте. Цепная и параллельная связь предложений в тексте. Лексические и грамматические средства связи в тексте.

Средства связи смысловых частей текста (0,5 ч). Изобразительно-выразительные средства в тексте. Однокоренные слова и их роль в связи предложений в тексте.

Лексические средства связи. (0,5 ч) Понятие о синонимах, антонимах, паронимах, многозначных и однозначных словах и их роль в связи предложений в тексте. Эмоционально-экспрессивная лексика.

Уроки развития речи. (1,25 ч) Составление текстов разных стилей и типов речи.

Календарно-тематическое планирование

Рабочая неделя

Тема

Час.

Характеристика основных видов деятельности ( на уровне учебных действий)

Дополнительная информация

 1

 01.09-07.09

Понятие о тексте. Признаки текста. Строение текста.

0,25

Составление плана лекции учителя.


2

3

 08.09-14.09

15.09-21.09

Признаки текста. Основная мысль теста.

0,5

Практическая работа: анализ текстов и выявление особенностей.


 4

 22.09-28.09

Понятие о проблеме. Типы проблем.

0,25

Составление плана лекции. Определяет основную мысль предложенного текста, очерчивает круг проблем. Аргументирует свое мнение.


 5

 29.09-05.10


Опорные (ключевые) слова. Использование опорных слов при формулировании проблемы , поднятой в тексте.

0,25

Анализ текстов. Работа со словарями разных типов.

Практическая работа

 6

 06.10-12.10

Способы формулировки проблем, поднятых в тексте.

0,25

Работает над выявлением проблем, поднятых в тексте. Составление текста


 7

 13.10-19.10

Комментарий к проблеме, поднятой в тексте. Типы информации в тексте.

0,25

Анализ текста.

Практическая работа

8

9

 20.10-26.10

27.10-31.10

Способы комментирования проблемы, поднятой в тексте. Введение цитат в комментарий проблемы, поднятой в тексте.

0,5

Анализирует содержание

лингвистические особенности исходного текста. Находят характерные для исходного

текста языковые средства. Учатся выявлять проблему исходного текста, комментировать

ее, определять позицию автора.


 10

 09.11-14.11

Авторская позиция в художественном тексте. Автор и рассказчик.

0,25

Определяет основную мысль текста, стиль текста, авторскую позицию. Аргументирует свое мнение. Учится выделять индивидуальный стиль автора. Различает автора и рассказчика в тексте.


11

12

 16.11-21.11

23.11-28.11

Способы определения авторской позиции в исходном тексте. Способы формулирования авторской позиции по поднятой в тексте проблеме.

0,5


Узнаёт способы определения авторской позиции.





13

14

 30.11-5.12

07.12-12.12

Аргументация собственного мнения в сочинении – рассуждении.

0,5

Моделирует собственное мнение в сочинении-рассуждении

Практическая работа

15

16

 14.12-19.12

21.12-26.12

Виды аргументов. Структуры аргументов.

0,5

Устанавливает причинно- следственных связи; строит логическую цепочку рассуждений, выдвигает различные виды

аргументов.


17

18

 11.01-16.01

18.01-23.01

Синтаксис текста. Композиция сочинения. Виды и формы вступления.

0,5

Осознаёт (понимает) роль синтаксиса в формировании и выражении мысли. Узнаёт виды и формы вступления.


19

20

 25.01-30.01

01.02-06.02

Виды заключения.

0,5

Узнаёт виды и формы заключения.


 21

 8.02-13.02

Основные средства связи между предложениями в тексте.

0,25

Анализирует тексты разных стилей,

определяет стилевые особенности.

Рассматривает особенности построения текстов разных типов и стилей речи.

Выделяет средства связи между

предложениями, между абзацами.


22

23

 15.02-20.02

22.02-27.02

Способы связи предложений в тексте. Цепная и параллельная связь предложений в тексте

0,5

Анализирует текст, устанавливает способы связи предложений (цепная, параллельная).


24

25

 01.03-06.03

09.03-15.03

Лексические средства связи предложений в тексте.

0,5

С помощью учителя составляет

памятку «Комплексный анализ текста».Выделяет в тексте

лексические средства организации текста.


26

27

 16.03-20.03

31.03-06.04

Смысловые средства связи частей в текстах различных стилей.

0,5

Выделяет в тексте

смысловые средства связи частей организации текста.


28

29

 07.04-13.04

14.04-20.04

Изобразительно-выразительные средства в текстах различных стилей.

0,5

Работает над выявлением языковых средств выразительности, определяет их роль в тексте.


30

31

 21.04-27.04

28.04-04.05

Использование различных средств связи при конструировании текстов разных стилей.

0,5

Выделяет в тексте лексические,

морфологические и синтаксические способы и средства организации текста.


32

33

34

 05.05-11.05

12.05-18.05

19.05-25.05

Самостоятельное конструирование текстов разных стилей.

0,75

Учится создавать связное высказывание; излагать

Последовательно мысли; использовать в собственной речи

разнообразие грамматических конструкций и лексическое богатство языка. Работает над оформлением речи в соответствии с орфографическими, грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка.

Практическая работа

35

36

26.05-01.06

02.06-09.06 

Анализ самостоятельно составленных текстов.

0,5

Анализирует смысловую и стилистическую роль порядка слов

В предложении.

Использует полученные знания об изобразительно- выразительных средствах языка при анализе

текста.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!