муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска
«Средняя общеобразовательная школа № 197»
Рассмотрено на МО Руководитель МО С.Ю.Кичигина Рекомендовано к утверждению на ПС № 2 от «27» августа 2021 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ № 197 Т.В. Смердина |
Рабочая программа курса
«Анализ текстов разных функциональных стилей»
для ученицы 10б класса
(основное общее образование)
на 2021-2022 учебный год
учителя русского языка и литературы
Литовкиной Оксаны Юрьевны
Пояснительная записка
Программа ориентирована на специальные уроки, развивающие творческие способности школьницы. Предлагаемый курс рассчитан на 9 часов (0,25 часа в неделю). Программа курса “Анализ текстов разных функциональных стилей” предусматривает более глубокое овладение рядом специальных понятий, которые хотя и анализируются на уроках русского языка и литературы (по основной программе), но не рассматриваются в достаточно полном объеме и в определенной системе. Курс имеет как теоретическую, так и практическую направленность: в программе представлены понятия и категории теории художественной речи, научных методов филологического анализа текстов разных стилей и методики их комментирования, а также самореализация школьницы в деятельностной сфере на практических занятиях.
Цели и задачи курса:
ознакомить учащихся с разными подходами к анализу тексов разных стилей;
сформировать навыки анализа текстов разных стилей;
сформировать интерес к языкознанию, литературе, используя комплексный анализ текстов художественных, научных, публицистических произведений;
научить рассматривать художественные произведения в единстве форм и содержания;
организовать практическую деятельность учащихся, развивающую их творческие способности;
создать психологические речевые ситуации, способствующие овладению учащимися различными видами речевой деятельности;
сформировать навыки и умения анализа и комментирования текстов разных стилей;
воспитать грамотного читателя, способного по достоинству оценить художественно-эстетические ценности произведения;
развить творческое отношение к языку, умение владеть художественным словом.
Контроль: тестирование, сочинения-рассуждения, рефераты.
Курс “Анализ текстов разных функциональных стилей” направлен не только на образовательное, но и духовное, эстетическое развитие учащейся. Поэтому предполагается использование таких форм занятий, когда на уроках создается творческая атмосфера совместной деятельности, учителя и учащейся, атмосфера духовного общения. Учитель отбирает для работы материал с учетом как его эстетической ценности, так и значимости для раскрытия темы и идеи художественного произведения.
Планируемые результаты
Курс направлен на образовательное развитие учащихся:
углубление знаний об основных литературных направлениях, родах, жанрах;
умение владеть различными видами речевой деятельности,
создание творческих текстов различных жанров;
развитие представления об эстетической ценности языковых средств выразительности.
Программа “Анализ текстов разных стилей ” направлена на выработку у учащихся следующих основных умений:
анализ художественного произведения в контексте сюжетно - композиционного единства;
умение видеть эстетическую функцию языковых средств и художественных деталей произведения;
умение определять жанрово-родовую природу произведения как воплощение историко- культурного развития искусства слова;
умение давать эстетическую оценку произведению и аргументировать ее: интерпретировать в контексте художественной культуры и традиции;
умение выполнять исследовательские работы по художественному анализу текста, умение выполнять письменные творческие работы различных жанров.
Содержание программы
Понятие о тексте. (0,25 ч). Знакомство с понятием о тексте , с его основными признаками: цельность и связность . Понятие об основной мысли текста
Тема текста и проблема, поднятая в тексте (0,75 ч). Понятие о проблеме. Типы проблем. Тема и идея текста. Основная мысль текста.
Опорные (ключевые) слова. (0,25 ч.). Понятие об опорных(ключевых) словах. Роль ключевых слов при формулировании проблемы., поднятой в тексте. Использование ключевых слов для формулирования проблемы, поднятой в тексте.
Комментарий проблемы (0,75 ч). Понятие комментария. Комментарий к проблеме. Типы информации в тексте. Способы оформления комментария к проблеме. Цитирование при комментарии проблемы, поднятой в тексте.
Авторская позиция. ( 0,75 ч.) Понятие об авторской позиции в текстах разных типов (художественных, публицистических текстах). Автор и рассказчик. Способы выражения авторской позиции.
Композиция текста (1,25 ч). Понятие о композиции текста. Композиция текстов разных стилей. Виды вступлений и заключений. Особенности построение рассуждения. Композиция сочинения-рассуждения.
Синтаксис текста. (0,5 ч). Предложения в составе текста. Количество предложений в тексте. Абзацное членение текста. Композиция текста. Виды и формы вступлений. Виды заключений.
Способы связи предложений в тексте. (1,25 ч) Основные средства связи между предложениями в тексте. Способы связи предложений в тексте. Цепная и параллельная связь предложений в тексте. Лексические и грамматические средства связи в тексте.
Средства связи смысловых частей текста (0,5 ч). Изобразительно-выразительные средства в тексте. Однокоренные слова и их роль в связи предложений в тексте.
Лексические средства связи. (0,5 ч) Понятие о синонимах, антонимах, паронимах, многозначных и однозначных словах и их роль в связи предложений в тексте. Эмоционально-экспрессивная лексика.
Уроки развития речи. (1,25 ч) Составление текстов разных стилей и типов речи.
Календарно-тематическое планирование
№ | Рабочая неделя | Тема | Час. | Характеристика основных видов деятельности ( на уровне учебных действий) | Дополнительная информация |
1 | 01.09-07.09 | Понятие о тексте. Признаки текста. Строение текста. | 0,25 | Составление плана лекции учителя. | |
2 3 | 08.09-14.09 15.09-21.09 | Признаки текста. Основная мысль теста. | 0,5 | Практическая работа: анализ текстов и выявление особенностей. | |
4 | 22.09-28.09 | Понятие о проблеме. Типы проблем. | 0,25 | Составление плана лекции. Определяет основную мысль предложенного текста, очерчивает круг проблем. Аргументирует свое мнение. | |
5 | 29.09-05.10 | Опорные (ключевые) слова. Использование опорных слов при формулировании проблемы , поднятой в тексте. | 0,25 | Анализ текстов. Работа со словарями разных типов. | Практическая работа |
6 | 06.10-12.10 | Способы формулировки проблем, поднятых в тексте. | 0,25 | Работает над выявлением проблем, поднятых в тексте. Составление текста | |
7 | 13.10-19.10 | Комментарий к проблеме, поднятой в тексте. Типы информации в тексте. | 0,25 | Анализ текста. | Практическая работа |
8 9 | 20.10-26.10 27.10-31.10 | Способы комментирования проблемы, поднятой в тексте. Введение цитат в комментарий проблемы, поднятой в тексте. | 0,5 | Анализирует содержание лингвистические особенности исходного текста. Находят характерные для исходного текста языковые средства. Учатся выявлять проблему исходного текста, комментировать ее, определять позицию автора. | |
10 | 09.11-14.11 | Авторская позиция в художественном тексте. Автор и рассказчик. | 0,25 | Определяет основную мысль текста, стиль текста, авторскую позицию. Аргументирует свое мнение. Учится выделять индивидуальный стиль автора. Различает автора и рассказчика в тексте. | |
11 12 | 16.11-21.11 23.11-28.11 | Способы определения авторской позиции в исходном тексте. Способы формулирования авторской позиции по поднятой в тексте проблеме. | 0,5 | Узнаёт способы определения авторской позиции. | |
13 14 | 30.11-5.12 07.12-12.12 | Аргументация собственного мнения в сочинении – рассуждении. | 0,5 | Моделирует собственное мнение в сочинении-рассуждении | Практическая работа |
15 16 | 14.12-19.12 21.12-26.12 | Виды аргументов. Структуры аргументов. | 0,5 | Устанавливает причинно- следственных связи; строит логическую цепочку рассуждений, выдвигает различные виды аргументов. | |
17 18 | 11.01-16.01 18.01-23.01 | Синтаксис текста. Композиция сочинения. Виды и формы вступления. | 0,5 | Осознаёт (понимает) роль синтаксиса в формировании и выражении мысли. Узнаёт виды и формы вступления. | |
19 20 | 25.01-30.01 01.02-06.02 | Виды заключения. | 0,5 | Узнаёт виды и формы заключения. | |
21 | 8.02-13.02 | Основные средства связи между предложениями в тексте. | 0,25 | Анализирует тексты разных стилей, определяет стилевые особенности. Рассматривает особенности построения текстов разных типов и стилей речи. Выделяет средства связи между предложениями, между абзацами. | |
22 23 | 15.02-20.02 22.02-27.02 | Способы связи предложений в тексте. Цепная и параллельная связь предложений в тексте | 0,5 | Анализирует текст, устанавливает способы связи предложений (цепная, параллельная). | |
24 25 | 01.03-06.03 09.03-15.03 | Лексические средства связи предложений в тексте. | 0,5 | С помощью учителя составляет памятку «Комплексный анализ текста».Выделяет в тексте лексические средства организации текста. | |
26 27 | 16.03-20.03 31.03-06.04 | Смысловые средства связи частей в текстах различных стилей. | 0,5 | Выделяет в тексте смысловые средства связи частей организации текста. | |
28 29 | 07.04-13.04 14.04-20.04 | Изобразительно-выразительные средства в текстах различных стилей. | 0,5 | Работает над выявлением языковых средств выразительности, определяет их роль в тексте. | |
30 31 | 21.04-27.04 28.04-04.05 | Использование различных средств связи при конструировании текстов разных стилей. | 0,5 | Выделяет в тексте лексические, морфологические и синтаксические способы и средства организации текста. | |
32 33 34 | 05.05-11.05 12.05-18.05 19.05-25.05 | Самостоятельное конструирование текстов разных стилей. | 0,75 | Учится создавать связное высказывание; излагать Последовательно мысли; использовать в собственной речи разнообразие грамматических конструкций и лексическое богатство языка. Работает над оформлением речи в соответствии с орфографическими, грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка. | Практическая работа |
35 36 | 26.05-01.06 02.06-09.06 | Анализ самостоятельно составленных текстов. | 0,5 | Анализирует смысловую и стилистическую роль порядка слов В предложении. Использует полученные знания об изобразительно- выразительных средствах языка при анализе текста. | |