Просмотр содержимого документа
«Программа курса внеурочной деятельности "Культура здоровья" для 5-6 классов»
Планируемые результаты освоения учебного курса «Культура здоровья» в соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения образовательных программ основного общего образования.
Личностные результаты освоения обучающимися содержания программы:
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметные результаты освоения обучающимися содержания программы :
характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха;
организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
Предметные результаты освоения обучающимися содержания программы:
планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности;
выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях;
расширять свой двигательный опыт за счёт упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма.
Данные разделы раскрывают три взаимосвязанных компонента здоровья: физическое, психоэмоциональное и социальное здоровье.
Программа основана на овладении учащимися жизненными умениями и навыками по сохранению и укреплению собственного здоровья.
Важным компонентом реализации программы является использование интерактивных методов обучения, которые позволяют создать положительную мотивацию и вызвать интерес к изучаемым материалам.
Содержание учебного предмета
Программа состоит из шести разделов:
Здоровье, здоровый образ жизни; обучение самопознанию; межличностное общение; обучение безопасности и профилактика несчастных случаев; профилактика ПАВ – зависимостей; обучение навыкам семейной жизни, половое воспитание;.
Данные разделы раскрывают три взаимосвязанных компонента здоровья: физическое, психоэмоциональное и социальное здоровье.
На изучение каждого раздела в 7-8 классах отводится:
Здоровье, здоровый образ жизни - 6 часов
Обучение самопознанию - 4часов
Межличностное общение - 4часов
Обучение безопасности и профилактика несчастных случаев - 9 часов
Профилактика ПАВ — зависимостей - 6 часов
Обучение навыкам семейной жизни. Половое воспитание - 5 часов
На изучение каждого раздела в 5-6 классах отводится:
Здоровье, здоровый образ жизни - 6 часов
Обучение самопознанию - 4часов
Межличностное общение - 6 часов
Обучение безопасности и профилактика несчастных случаев - 9 часов
Профилактика ПАВ — зависимостей - 6 часов
Обучение навыкам семейной жизни. Половое воспитание - 5 часов
Тематическое планирование
с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
5-6 КЛАСС
№ п/п | Разделы программы | Количество часов |
-
| Здоровье, здоровый образ жизни | 6 |
-
| Обучение самопознанию | 4 |
-
| Межличностное общение | 6 |
-
| Обучение безопасности и профилактика несчастных случаев | 7 |
-
| Профилактика ПАВ — зависимостей | 6 |
-
| Обучение навыкам семейной жизни. Половое воспитание. | 5 |
| ИТОГО ЧАСОВ | 34 |
7-8 КЛАСС
№ п/п | Разделы программы | Количество часов |
-
| Здоровье, здоровый образ жизни | 6 |
-
| Обучение самопознанию | 4 |
-
| Межличностное общение | 4 |
-
| Обучение безопасности и профилактика несчастных случаев | 9 |
-
| Профилактика ПАВ — зависимостей | 6 |
-
| Обучение навыкам семейной жизни. Половое воспитание. | 5 |
| ИТОГО ЧАСОВ | 34 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
на основе РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА «Культура здоровья »
для обучающихся 5-6 класса
5-6 класс |
№ | Тема | Часы | Содержание | Дата проведения по плану | Дата проведения факт. |
Раздел 1. ЗДОРОВЬЕ, ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ. |
1. | Понятие «здоровье»,«здоровый образ жизни». | 1 | Что такое здоровье, факторы, негативно влияющие на здоровье человека. Составление «паспорта здоровья». | | |
2. | Здоровье и окружающая среда. | 1 | Способы сохранения и укрепления собственного здоровья. | | |
3. | Здоровое питание. | 1 | Значение для здоровья полноценного питания. Как происходит пищеварение. Что такое сбалансированное питание. Питание в особых условиях. | | |
4. | Физиологические нормы потребления пищи. Составление индивидуального меню | 1 | Энергетическая ценность питания, физиологические нормы в основных продуктах питания. Подбор продуктов питания. | | |
5. | Двигательный режим.. | 1 | Двигательный режим как фактор здорового образа жизни. Значение движений для организма. | | |
6. | Гигиенические правила, уход за волосами. | 1 | Выбор гигиенических средств для ухода за телом при различных функциональных состояниях и в различных климатических условиях. Подбор и правила пользования косметическими средствами в соответствии с индивидуальными особенностями кожи. Взаимосвязь чистоты, эстетики и здоровья | | |
Раздел 2. ОБУЧЕНИЕ САМОПОЗНАНИЮ. |
7. | Знание своего тела. | 1 | Информацию об органах и частях тела, их функциональное предназначение. Отличия состояния здоровья от состояния болезни. | | |
8. | Функции основных систем организма. | 1 | Индивидуальные особенности строения тела. 12 систем человеческого организма и их функции. | | |
9. | Осознание и признание себя. | 1 | Сильные стороны самого себя. Интересы и способности личности. Самоуважение и самооценка. Тестирование. | | |
10. | Унаследованные и приобретенные черты личности | 1 | Родственные связи – семья. Чем ваша семья отличается от других? Развитие, формирование и становление личности. | | |
Раздел 3. ПРАВИЛА МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ. |
11. | Правила межличностного общения. | 1 | Ролевые позиции в группе, базовые компоненты общения.. | | |
12. | Общие правила коммуникации. | 1 | Девять правил успешной коммуникации. | | |
13. | Критика и ее виды. | 1 | Виды и формы критики. | | |
14. | Способы реагирования на критику. | 2 | Типы критики. Неправильная реакция на критику. Правила, которые обязательно нужно соблюдать при ответе на любой тип критики. | | |
15. | Конфликтные ситуации и способы выхода из них. | 1 | Конфликтные ситуации, способы их предупреждения и выхода из них. | | |
Раздел 4. ОБУЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРОФИЛАКТИКЕ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ. |
16. | Обучение безопасности и профилактике несчастных случаев. | 1 | Правила поведения в различных экстремальных ситуациях. Ответственность за нарушения правил дорожного движения. | | |
17. | Правила пользования пиротехническими средствами | 1 | Опасные факторы, возникающие при срабатывании пиротехнических изделий .Общие правила безопасности при пользовании пиротехникой. Правила безопасности при запуске петард. | | |
18. | Обморожение и первая помощь. | 2 | Обморожение — его степени, первая помощь при обморожении. Профилактика обморожения. | | |
19. | Правила поведения в походе. | 1 | Какая разница между походом и прогулкой. Походное снаряжение и одежда. Ориентирование. | | |
20. | Первая помощь при травмах. | 2 | Оказание первой доврачебной помощи при травмах. Правила поведения в природной среде. | | |
Раздел 5. ПРОФИЛАКТИКА ПАВ-ЗАВИСИМОСТЕЙ. |
21. | Профилактика ПАВ-зависимостей. | 1 | История распространения ПАВ. Ответственность за употребление, хранение и распространения ПАВ. | | |
22. | Аспекты курения | 1 | Медицинские и психологические аспекты | | |
23. | Последствия курения. | 2 | Просмотр видеофильмов. | | |
24. | Влияние курения на потомство. | 1 | Канцерогенные вещества, находящиеся в сигарете. Вред табачного дыма | | |
25. | Как бросить курить. | 1 | Дискуссия «Возможна ли жизнь без сигареты?» | | |
7-8 класс | № | Тема | Часы | Содержание | Дата проведения по плану | Дата проведения факт. | Раздел 1. ЗДОРОВЬЕ, ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ. | 1. | Понятие «здоровье»,«здоровый образ жизни». | 1 | Что такое здоровье, факторы, негативно влияющие на здоровье человека. Ответственность за собственное здоровье. | | | 2. | Здоровое питание. | 1 | Пищевые риски для здоровья. | | | 3. | Двигательный режим. | 1 | Гиподинамия. Последствия гиподинамии. | | | 4. | Гигиенические правила. Профилактика инфекционных заболеваний. | 1 | Реализация органами здравоохранения противоэпидемических действий. Реклама и пропаганда гигиенических навыков и санитарной культуры населения .Создание и укрепление иммунитета у населения. | | | 5. | Правила личной гигиены подростков. | 1 | Основные гигиенические правила. Выбор средств для ухода за собой. Почему важен ежедневный уход? | | | 6. | Подбор предметов личной гигиены . | 1 | Правила личной гигиены подростков. Пользование предметами личной гигиены. | | | Раздел 2. ОБУЧЕНИЕ САМОПОЗНАНИЮ. | 7. | Знание своего тела. | 1 | Информацию об органах и частях тела, их функциональное предназначение. Отличия состояния здоровья от состояния болезни. Индивидуальные особенности строения тела. Функции основных систем организма. | | | 8. | Физиологические процессы в различные периоды взросления | 1 | Индивидуальные особенности строения тела. Функции основных систем организма. | | | 9. | Психические процессы в различные периоды взросления. | 1 | Сильные стороны самого себя. Интересы и способности личности. Самоуважение и самооценка. | | | 10. | Необходимость выражения эмоций. | 1 | Эмоции, типы эмоций, выражение чувств. Ответственность за выражение эмоций. Интересы и способности личности. Биологические основы поведения. | | | Раздел 3. ПРАВИЛА МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ. | 11. | Ролевые позиции в группе. | 1 | Общие правила коммуникации. Ролевые позиции в группе, базовые компоненты общения. Семейное общение. Права ребенка в семье. Конфликты в семье. Отношения между людьми разного пола. Способы реагирования на критику. Поведенческие риски, опасные для здоровья. Навыки противостояния негативным влияниям группы. | | | 12. | Базовые компоненты общения. | 1 | Правила поведения на улице, общение с незнакомыми людьми. | | | 13. | Виды и формы общения. | 2 | Конфликтные ситуации и способы выхода из них. Правовые аспекты взаимоотношений между людьми | | |
Раздел 4. ОБУЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРОФИЛАКТИКЕ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ. | 14. | Обучение безопасности и профилактике несчастных случаев. | 1 | . Правила поведения в различных экстремальных ситуациях. Ответственность за нарушения правил дорожного движения. | | | 15. | Безопасное поведение на дорогах. | 2 | Основные ситуации, в которые обычно попадают дети на дорогах. | | | 16. | Факторы, приводящие к травматизму. | 1 | Ситуации бытового и уличного травматизма, основные факторы приводящие к травматизму в быту и на улице | | | 17. | Способы оказания доврачебной помощи. | 2 | Оказание первой доврачебной помощи при травмах. Правила поведения в природной среде. Оказание первой доврачебной помощи при травмах. Оказание первой доврачебной помощи при травмах. Правила поведения в природной среде | | | 18. | Безопасное поведение в транспорте. | 3 | Правила безопасного проезда в транспорте. Административная и юридическая ответственность при создании травмоопасной ситуации. | | |
Раздел 5. ПРОФИЛАКТИКА ПАВ-ЗАВИСИМОСТЕЙ. | 19. | Почему люди употребляют ПАВ. | 1 | История распространения ПАВ. Ответственность за употребление, хранение и распространения ПАВ. | | | 20. | Аспекты курения | 1 | Почему люди начинают курить. Почему люди продолжают курить. | | | 21. | Последствия курения. | 2 | Просмотр видеофильмов. | | | 22. | Влияние курения на потомство. | 2 | Канцерогенные вещества, находящиеся в сигарете. Вред табачного дыма | | |
Раздел 6. ОБУЧЕНИЕ НАВЫКАМ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ. ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ. | 23. | Перемены в период полового созревания. | 1 | О поло – ролевых различиях между мужчинами и женщинами, о постоянстве пола. О равноправии между мужчинами и женщинами. Изменения, происходящие в организме в процессе развития человека. | | | 24. | Составляющие репродуктивной системы. | 1 | Базовая информация о репродукции человека. Риски, связанные с сексуальным здоровьем человека. | | | 25. | Социальная и физическая готовность к репродукции. | 1 | Семья, ее структура, обязанности членов семьи. Ответственность родителей за воспитание детей. Планирование семьи. Проявление сексуальности, сексуальное здоровье. | | | 26. | Защита творческих проектов. | 2 | Выбор темы проекта. Создание и защита проектно-исследовательской работы. | | | | Итого: | 34 | | Раздел 6. ОБУЧЕНИЕ НАВЫКАМ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ. ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ. |
26. | Обучение навыкам семейной жизни. | 1 | Как строить взаимоотношения в семье. Умение понимать друг друга. |
|
|
27. | Что влияет на развитие гендерных ролей. | 1 | Гендерные роли, их характеристики, происхождение и развитие. |
|
|
28. | Физические изменения в период полового созревания. | 1 | Особенности мужской и женской репродуктивной системы. |
|
|
29. | Защита творческих проектов. | 2 | Выбор темы проекта. Создание и защита проектно-исследовательской работы. |
|
|
| Итого: | 34 |
|
ЛИТЕРАТУРА
Образовательной программа "Культура здоровья" О.Ф.Жуков, М.И.Лукьянова. Ульяновск. УлГУ. 2012 г.
Программа «Обучение здоровью» для 1-11 классов / под общ. Ред. Л.Ф. Шатохиной. – Москва, 2005.
Обучение здоровью: Методические рекомендации по организации учебного процесса / Л.Ф. Шатохина. – 2005.
3.Профилактика подростковой наркомании. Навыки противостояния и сопротивления распространения наркомании: Наглядно-методическое пособие / С.Б. Белогуров, В.Ю. Климович.-2-е изд. стереотипич. - М.: Центр «Планетариум», 2000. - 96 с.
Детство без алкоголя. Профилактика детского и подросткового алкоголизма: Наглядно-методическое пособие / В.Ю. Климович. - М.: Центр «Планетариум», 2004 . - 76 с.
Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы.- М.: АРКТИ, 2003. - 273с.
Настольная книга учителя физической культуры: Справ.-метод. Пособие / сост. Б.И. Мишин.- М.: «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2003. - 526 с.
Левушкин С.П., Жуков О.Ф., Блинков С.Н. Организация оздоровительной работы в образовательных учреждениях: Методическое пособие.- Ульяновск, 2004. - 207 с.
В 8. Вайнер Э.Н. Возможности воспитания культуры здоровья в общеобразовательной школе / Э.Н. Вайнер [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://zdd.1september.ru/2006/13/1.htm.