СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа курса "Основы массажа"

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа курса «Основы массажа» для обучающихся 9-12 классов школы интерната для слепых и слабовидящих детей срок реализации программы 4 года

 

 

Просмотр содержимого документа
«Программа курса "Основы массажа"»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

«СИМФЕРОПОЛЬСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ

ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №1»











Программа курса «Основы массажа»

для обучающихся 9-12 классов

школы интерната

для слепых и слабовидящих детей

срок реализации программы 4 года

















Автор-составитель

Мрыхина И.В.,

учитель технологии массажа

г. Симферополь

2017год

АННОТАЦИЯ

Программа курса «Основы массажа» для обучающихся 9-12 классов, Государственного бюджетного учреждения Республики Крым «Симферопольская специальная школа интернат №1» разработана на основе единой концепции школьного биологического образования.

Современная биология характеризуется бурным развитием наук, смежных с практическим использованием теоретических и практических знаний. Важное место занимают науки, имеющие практический интерес и профессиональную направленность.

Курс «Основы массажа» ориентирован не только на получение учениками, инвалидами по зрению, набора теоретических знаний, но и учит их деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных задач или проблемных ситуаций, умению взаимодействовать в реальных жизненных условиях. Кроме того, компетентностный подход предполагает четкую ориентацию на будущее, которая проявляется в возможности построения своего образования с учетом успешности в личностной и профессиональной деятельности. Компетенция проявляется в умении осуществлять выбор исходя из адекватной оценки своих возможностей в конкретной ситуации и связана с мотивацией на непрерывное образование.

Профориентационная работа в школе для детей с нарушением зрения имеет свои специфические трудности, одной из которых является психологическая подготовка слабовидящих и слепых, учащихся к выбору профессии в соответствии с их психофизиологическими возможностями. Поэтому данный курс для слабовидящих детей должен учитывать возможность сохранных анализаторов (тактильный, двигательный, слуховой, обонятельный, и другие) в выборе будущей профессии.

Программа курса «Основы массажа» является важным средством компенсаторного развития, социальной адаптации и реабилитации слепых и слабовидящих учащихся в обществе. Известно, что новые стандарты российского образования создаются с позиции компетентного подхода. Теперь в основу обучения должны быть положены социально-конструируемые педагогические ситуации, деятельность учащихся, в которых и будут воспитываться требуемые качества личности. Например, умение брать ответственность на себя, принимать решение, выдвигать гипотезы, критиковать, оказывать помощь другим, заботиться о собственном здоровье, личной безопасности, умение обучаться и многое другое.

Данный курс предназначен для повышения интереса учащихся к своему организму и своему здоровью. Также способствует самоопределению учащихся относительно профиля обучения в старшей школе и дальнейшему выбору профессии.





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

При разработке содержания программы курса «Основы массажа» принималась во внимание специфика, которая заключается в следующем:

- направленность на формирование у обучающихся инвалидов по зрению современных знаний по анатомии;

- направленность на формирование у слепых и слабовидящих обучающихся пространственных и предметных представлений об окружающем мире при вовлечении в процессе обучения всех анализаторных систем;

- направленность на формирование и целенаправленного накопления у слепых и слабовидящих обучающихся знаний по вопросам гигиены и санитарии в профессиональной деятельности и в различных бытовых ситуациях.

Программа курса «Основы массажа» направленна на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного вы бора и освоения профессиональных образовательных программ.

Программа курса «Основы массажа» должна помочь ученикам осознать социальный смысл и содержание их будущей специальности, активно включиться в самостоятельную трудовую деятельность. Данный курс должен способствовать формированию профессиональной направленности, развития научного мышления и деятельности будущих массажистов.

В подготовке обучающихся, инвалидов по зрению, к трудовой жизни обучение профессии «массажист» выступает не только как средство формирования трудовых навыков, представления о профессии и профессиональных интересов, но и как важное средство формирования личности в целом. Старшеклассники получают знания по массажу, знакомятся практически с профессией массажист и осваивают начальный курс введения в специальность.

Актуальность программы курса «Основы массажа» в том, что помимо образовательных задач, программа решает также ряд задач коррекционной направленности. Она основана на вовлечении в процессе обучения всех анализаторных систем обучающихся, особенно осязания, как ведущего анализатора, также и в методических приёмах, используемых на уроках: работа по подгруппам, преобладание практических занятий.


Новизна программы курса «Основы массажа» состоит в том, что слепым и слабовидящим обучающимся старших классов предложено овладеть теоретическими знаниями и практическими навыками по профессии массажист, максимально используя возможности инвалида по зрению. Данная информация не прописана в учебниках общеобразовательной школы. Данная программа адаптирована к усвоению материала школьниками. Она не загружена глубоким изучением аспектов медицины (клинические проявления, этиология…), больше разбираются профилактические аспекты.


Особенность программы курса «Основы массажа». Распределение материала строится по принципу «усложнение изучаемого материала из года в год». Для слепых и слабовидящих обучающихся подобраны выпуклые, динамические, разборные пособия, обладающие достаточной наглядностью и позволяющие слепому человеку представить изучаемый объект. Использование в обучении незрячих учащихся приёмам «сопряжённых действий»; приёмам «дробления на составные элементы»; отработка «рабочей позы», преобладание индивидуального подхода; тактильный контроль со стороны ученика-пациента, в преобладании индивидуального подхода; в коррекционной направленности каждого урока.

При организации учебного процесса необходимо учитывать гигиенические требования. Из-за быстрой утомляемости зрения возникает особая необходимость в уменьшении зрительной нагрузки. В целях охраны зрения детей и обеспечения работоспособности необходимо:

- рассаживание обучающихся с учётом особенностей остаточного зрения (переносимость света, наличие цветового восприятия)

- проведение физкультминутки;

- чередование слуховой и тактильной нагрузки; фронтальной и индивидуальной формы работы;

- теоретической и практической работы.


Цель программы курса «Основы массажа» - сформировать правильное отношение учащихся к выбранной профессии, дать знания по основам нормальной анатомии и физиологии организма человека, раскрыть специфику учебного курса элективного курса. Обучить учащихся, инвалидов по зрению основам массажа для обеспечения социально-профессионального самоопределения к моменту окончания школы-интерната. Сформировать навыки самостоятельной работы, ознакомить с правилами и обязанностями будущего массажиста.


Задачами программы курса «Основы массажа» являются:

Дидактические:

- формировать интеллектуальную компетенцию через самостоятельную, познавательную, исследовательскую, творческую деятельность учащихся по овладению основными медицинскими терминами и понятиями;

- сформировать представления об общих основах анатомии и физиологии организма человека;

- формировать информационную компетенцию через использование слепыми и слабовидящими учащимися различных источников информации;

- обучить определять различные анатомические объекты на пособиях, муляжах, динамических моделях и на теле человека;

- формировать здоровье сберегающую компетенцию через освоение видов медицинской помощи и использование полученных знаний на практике в

реальных жизненных условиях,

- дать знания о видах массажа, методиках классического массажа, практическом применении их;

- формировать умения по выполнению приёмов классического массажа и выбору методики массажа в зависимости от поставленной задачи;

- формировать умение объяснять приёмы и технику выполняемой методики;

- вырабатывать (совершенствовать) навыки работы с методиками практического характера.


Воспитательные:

- формировать навыки санитарии и личной гигиены;

- способствовать социально-профессиональному самоопределению;

- развивать самостоятельность в ситуации профессиональной деятельности;

- способствовать саморазвитию.

- развивать коммуникативные компетенции учащихся, инвалидов по зрению, через работу в группах, публичные выступления, использование дискуссионных форм обучения и интерес к профессии массажист;

- воспитывать потребность в здоровом образе жизни.

- формировать бережное и чуткое отношение к человеку (при работе в паре).


Коррекционные:

- формировать алгоритм действий в ситуации профессиональной деятельности;

-формировать навыки пространственной ориентировки в малом (при определении анатомических объектов, при обработке зон на теле человека) и большом (в условиях кабинета и рабочего места – парта, кушетка, интерактивная доска…) пространствах;

- развивать логическое мышление при решении ситуационных задач;

- развивать процессы сопоставления анатомических объектов при исследовании их на пособиях, муляжах, моделях и на теле человека;

- развивать умение концентрироваться на осязательной чувствительности при отыскании различных анатомических ориентиров, а также в процессе выполнения приёмов классического массажа.


Коммуникативные:

- научить владеть навыками работы в паре или индивидуально;

- формировать умение грамотно выразить свои мысли или сформулировать вопрос, возникший в процессе теоретического освоения курса или при практическом выполнении массажа;

- формировать умение объяснять приёмы и технику выполнения конкретного приёма;

- формировать бережное и чуткое отношение к человеку (при работе в паре).

Предлагаемый курс не дублирует базовый курс школьной биологии, а опирается на знания и умения, полученные учащимися при изучении анатомии. Теоретический материал курса неразрывно связан с практикой, и каждое занятие является логическим продолжением предыдущего, а овладение практическими навыками предполагает активную самостоятельную и исследовательскую работу учащихся, что обеспечивает реализацию деятельностного подхода в обучении. Система занятий ориентирована на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Кроме того, курс предоставляет обучающимся возможность реализовать свой интерес к образовательным областям «Физическая культура» и «Основы безопасности жизнедеятельности».


Сроки реализации программы курса «Основы массажа»

Данный курс, как составляющая часть трудового обучения, в соответствии с типовым учебным планом для школ- интерната слепых и слабовидящих, предназначена для учащихся 9 - 12 классов, рассчитана на 4 года обучения, 2 занятия в неделю, на 136 часов лекционных и 136 практических занятий всего на 272 часа обучения.


Принципы программы курса «Основы массажа».

Организация образования слепых и слабовидящих детей в условиях школы-интерната опирается на ряд принципов, определяющих его специфику:

- принцип коррекционно-развивающей направленности процесса обучения и воспитания детей с патологией зрения, который предусматривает отбор специальных методов и приёмов педагогического воздействия на личность обучающегося, направленных на преодоление недостатков ее развития;

- принцип индивидуально-дифференцированного обучения и воспитания, диктующий необходимость учёта индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития слепых и слабовидящих школьников в осуществлении педагогической деятельности;

- принцип комплексного подхода в реализации образовательным учреждением своих функций.


Требования к уровню подготовленности обучающихся по курсу «Основы массажа».

В результате изучения курса 2Основы массажа», учащиеся должны применять полученные знания на практике и владеть следующими компетенциями:

интеллектуальной (владеть разными способами учения, самообразования, действий в нестандартных ситуациях, анализировать, делать выводы; уметь оценивать свою деятельность);

информационной (работать с основными источниками информации: учебники, справочники, энциклопедии, каталоги, интернет); поиск, анализ и отбор необходимой информации, её преобразование, сохранение и передача;

здоровье сберегающей (применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности, безопасности по охране труда);

коммуникативной (владеть навыками совместной деятельности в группе, различными социальными ролями в коллективе, через различную деятельность: интеллектуальную, игровую, исследовательскую; правильно задать вопрос, вести опрос, дискуссию, организовать работу группы, проанализировать результаты деятельности).


Учащийся 9-го класса должен знать:

- Историю возникновения массажа. Виды массажа: гигиенический, спортивный, лечебный. Механизм действия массажа.

- Общие сведения о строении скелета человека. Суставы и их строение (одноосные, двухосные, и трехосные). Скелет туловища. Скелет грудной клетки. Скелет верхней конечности. Скелет нижней конечности.

- Правила и гигиенические основы массажа.

- Разновидности основных и дополнительных приемов массажа.

- Медицинскую терминологию.

- Анатомию скелета человека, функциональное его значение, разновидности и особенности соединения костей.

- Основы здорового образа жизни.

- Значение двигательной активности для здоровья человека.

- Факторы риска окружающей среды, влияющие на здоровье человека.


Учащийся 9-го класса должен уметь:

- Пальпаторно находить различные анатомические объекты на пособиях, макетах и на определённых зонах тела человека.

- Уметь применять основные приемы массажа на практике (поглаживание, растирание, разминание, вибрация).

- Поддерживать работоспособность и здоровье своего организма в соответствии с личным биоритмом.

- Грамотно использовать анатомическую терминологию.

- Владеть разными способами, самообразования, действий в нестандартных ситуациях, анализировать, делать выводы; уметь оценивать свою деятельность.

- Работать с основными источниками информации: учебниками, справочниками, энциклопедиями, каталогами, интернет источниками.

- Применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности, безопасности по охране труда.




Учащийся 10-го класса должен знать:

- Виды мышечных тканей, классификацию мышц.

- Особенности строения мышечных тканей.

- Форму мышц и их функции. Понятие о фасциях.

- Анатомию мышечно-связочного аппарата человека.

- Анатомические ориентиры на различных областях тела человека.

- Показания и противопоказания к проведению массажа.

- Общую методику и технику массажа.

- Особенности работы массажиста.

- Виды и условия трудовой деятельности человека, имеющего нарушения зрения.

- Физиологическое влияние массажных приемов на организм человека.

- Роль и значение массажа в комплексе с другими лечебными средствами.


Учащийся 10-го класса должен уметь:

- На основе тактильного контроля выбирать заданные пособия по определённым свойствам и критериям.

- Владеть техникой основных приемов классического массажа.

- Определять при пальпации, какие ткани или анатомические объекты тела пациента находятся под рукой, их симметричность и функциональное состояние.

- Определять имеющиеся изменения в тканях и системах организма, подлежащих массажу.

- Грамотно использовать анатомическую терминологию.

- Работать с основными источниками информации: учебниками, справочниками, энциклопедиями, каталогами и интернетом.

- Использовать технические приемы самомассажа.

- Использовать комбинации массажа с физическими факторами.


Учащийся 11-го класса должен знать:

- Топографию центральной и периферической нервной системы.

- Строение кожи, и ее рецепторы.

- Топографию органов пищеварения и дыхания.

- Технику массажа отдельных анатомических областей:

1). Массаж верхней конечности.     

2). Массаж нижних конечностей.

3). Массаж спины.
4). Массаж груди.

5). Массаж шеи.

6). Массаж живота.

7). Массаж головы

- Важность режима дня и правильного питания.

-Методы профилактики физического и умственного переутомления, методы или способы самоконтроля;

- Правила безопасного поведения инвалида по зрению.

- Правила выполнения массажной процедуры;

- Правила поддержания работоспособности массажиста;

- Требования охраны труда к массажисту и к пациенту.



Учащийся 11-го класса должен уметь:

- Находить мышцы на муляжах, пособиях и на теле человека.

- Определять расположение поверхностных мышц тела человека.

- Владеть техникой основных приемов классического массажа.

- Определять гипотонус или гипертонус мышц.

- Определять при пальпации, какие ткани или анатомические объекты тела пациента находятся под рукой, их симметричность и функциональное состояние.

- Применять технику массажа отдельных анатомических областей (шейно-воротниковую, зону верхней конечности, нижней конечности, живота, спины, грудной клетки, головы).

- Грамотно использовать анатомическую терминологию.

- Владеть разными способами, самообразования, действий в нестандартных ситуациях, анализировать, делать выводы; уметь оценивать свою деятельность.

- Работать с основными источниками информации: учебниками, справочниками, энциклопедиями, каталогами и интернетом.

- Применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности, безопасности по охране труда.


Учащийся 12-го класса должен знать:

- Понятия о хирургических заболеваниях и о значении массажа при них.

- Понятия об ортопедических заболеваниях и о значении массажа при них.

- Понятия о неврологических заболеваниях и о значении массажа при них.

- Понятия о заболеваниях органов дыхания и о значении массажа при них.

- Понятия о заболеваниях органов пищеварения и значении массажа при них.

- Понятия о заболеваниях органов сердечно сосудистой системы и значении массажа при них.

- Особенности развития детского организма.

- Дополнительные средства реабилитации.


Учащийся 12-го класса должен уметь:

- Выполнять лечебный массаж при хирургических заболеваниях.

- Выполнять лечебный массаж при ортопедических заболеваниях.

- Выполнять лечебный массаж при неврологических заболеваниях.

- Выполнять лечебный массаж при заболеваниях сердечно-сосудистой системы.

- Выполнять лечебный массаж при заболеваниях дыхательной системы.

- Выполнять лечебный массаж при заболеваниях пищеварительной системы.

- Выполнять методику и технику массажа в детской практике.

Основные формы и методы изучения курса – теоретические занятия, практические работы, беседы, лекции, семинары, проведение презентаций, дидактические игры. Для углубления и закрепления знаний, а также расширения кругозора проводятся экскурсии.


Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.


Результатами данного курса будут:

- новые дополнительные знания по биологии, расширяющие и углубляющие базовый курс;

- умение применять полученные знания на практике, выбирать средства для решения поставленных задач, что воспитывает целеустремленность, собранность, желание помогать другим;

- профессиональная ориентация.


Формы контроля уровня достижений, обучающихся: анкетирование, тестирование и решение ситуационных задач, отчет по практическим работам, презентации, сообщения, доклады.




























Критерии сформированности ключевых компетенций учащихся.


Неудовле

творительный

уровень

Критический уровень

Достаточный уровень

Творческий уровень

Интеллектуальная

компетенция

-демонстрирует понимание цели и задачи деятельности,

- не всегда демонстрирует понимание последовательности действий,

- организовать и доводить свои действия без внешней помощи не может,

- не всегда имеет общее представление о предполагаемом результате своей деятельности,

- затрудняется высказываться по поводу полученного результата.

- демонстрирует понимание цели и задачи деятельности,

- демонстрирует понимание последовательности действий,

- без внешней помощи организовать свои действия и доводить их до конца не может,

- имеет общее представление о предполагаемом результате своей деятельности,

- высказывается по поводу полученного результата.

- формулирует цель и задачи деятельности с помощью учителя,

- планирует и организует свою деятельность по готовому алгоритму,

- формулирует детальное представление об ожидаемом результате деятельности,

- оценивает результат и процесс деятельности.


-формулирует цель и задачи деятельности самостоятельно,

- планирует и организует свою деятельность самостоятельно,

- проводит текущий контроль реализации плана деятельности,

- предполагает последствия достижения результатов,

- анализирует результаты и процесс деятельности.

Информационная

компетенция

- осознает недостаток информации в процессе реализации деятельности,

- применяет предложенный учителем способ получать информацию из одного источника,

- не всегда демонстрирует понимание полученной информации,

- не может сделать выводы по определенному вопросу,

- осознает недостаток информации в процессе реализации деятельности,

- применяет предложенный учителем способ получать информацию из одного источника,

- демонстрирует понимание полученной информации,

- демонстрирует понимание выводов по определенному вопросу,

- осознает, какой информацией по вопросу он обладает, а какой – нет,

- применяет предложенный учителем способ получать информацию из нескольких источников (в том числе – каталогов),



интерпретирует полученную информацию в контексте своей деятельности,

- приводит аргументы,

- планирует информационн

ый поиск,

- выбирает информационные источники,

- владеет способами систематизации информации,

- критически относится к полученной информации,



- делает выводы,

Коммуникативная

компетенция

- соблюдает нормы речи в простом высказывании,

- не всегда соблюдает нормы изложения простого текста,

- соблюдает процедуру при работе в группе,

- соблюдает нормы речи в простом высказывании,

- соблюдает нормы изложения простого текста,

- работает с вопросами на уточнение,

- соблюдает процедуру при работе в группе.

- соблюдает нормы речи в сложном высказывании,

- соблюдает нормы изложения сложного текста,

- работает с вопросами на понимание, взаимодействует с членами группы.

- использует риторические и логические приемы воздействия на аудиторию,

- определяет цель и адекватную форму письменных коммуникаций,

- работает с вопросами в развитии темы,


Для контроля пройденного материала и определения степени его усвоения могут применяться следующие методы:


Теоретическая часть:

- устный или письменный опрос учащихся по заданному вопросу с элементами самопроверки и взаимопроверки;

- зачётные работы в виде индивидуального тестирования (индивидуальные карточки, фронтальные задания) и группового тестирования (решение ситуационных задач);

- тестирование в виде выполнения тестов, кроссвордов,

- работы малыми группами: класс разбивается на несколько подгрупп; каждой подгруппе даётся определённое задание по теме, время на подготовку и взаимоконтроль внутри группы; далее учащиеся проводят самопроверку по подгруппам по заданной теме под контролем учителя;

- индивидуальная работа с использованием пособий по анатомии;

- групповая или индивидуальная работа с использованием интерактивной компьютерной техники (работа в блоге, тестирование, задания с элементами игры).


Практическая часть:

- визуальный контроль за работающими учениками-массажистами правильность укладки пациента и рабочей позы массажиста, синхронность и ритмичность работы рук; ответная реакция кожи и тканей пациента (ткань должна смещаться, а она не смещается; кожа должна покраснеть, а она не краснеет; мышца должна расслабиться, а она не расслабляется…)

- Тактильный контроль со стороны ученика-пациента (учащийся вербализирует свои ощущения на проведённые учеником-массажистом манипуляции). Учащийся "Пациент" учитывает замечания преподавателя об ощущениях, которые должны быть при правильном выпол­нении приема, чтобы сравнивать их со своими при выполне­нии приема массажистом и корректировать последнего.


Для контроля пройденного материала и определения степени его усвоения, обучающиеся 9-10 классов курса «Основы массажа», оцениваются каждую четверть и за год, а обучающиеся 11-12 классов по полугодиям и за год.











Учебно - тематическое планирование

Название темы

Теорет.

занятия

Практ.

занятия


9 класс



1

Общие понятия о массаже

3

3

2

Общие сведения о строении скелета человека

14

14

3

Правила и гигиенические основы массажа

4

4

4

Общая методика и техника массажа

10

10

5

Основы здорового образа жизни.

3

3


Всего за год в 9 классе

34

34


10 класс



1

Общие сведения о мышечной системе человека

10

10

2

Общие физиологические основы массажа.

14

14

3

Общие сведения о строении сердечно-сосудистой системе человека.

6

6

4

Профилактика травматизма

4

4


Всего за год в 10 классе

34

34


11 класс



1

Общие сведения о нервной системе человека, кожа.

8

8

2

Общие сведения о строении органов пищеварения дыхания.

4

4

4

Техника массажа отдельных анатомических областей

22

22


Всего за год в 11 классе

34

34


12 класс



1

Понятия о заболеваниях и технике массажа при хирургических заболеваниях.

6

6

2

Понятия о заболеваниях и технике массажа в ортопедии

5

5

3

Понятия о заболеваниях и значении массажа при заболеваниях органов сердечно сосудистой системы

8

8

4

Понятия о заболеваниях и технике массажа при неврологических заболеваниях

7

7

5

Понятия о заболеваниях и технике массажа при заболеваниях органов дыхания и пищеварения

5

5

6

Массаж и гимнастика в детской практике


3

3


Всего за год в 12 классе

34

34



136

136


Всего за период обучения 9 – 12 классы

272 часа


Организационные условия.


Программа курса «Основы массажа» разделена на две части.

Теоретическая часть – изучение санитарно-гигиенических требований к

проведению массажа, показаний и противопоказаний к массажу, видов

массажа, приёмов и техник классического массажа. Предлагаемый курс

опирается на знания и умения, полученные учащимися при изучении

анатомии. В процессе обучения, учащиеся приобретут информацию по

оказанию первой помощи, сведения об основных источниках инфекций, по

уходу за больными и ребенком, общие нормы санитарной гигиены.

Практическая часть – практическое выполнение и отработка приёмов

классического массажа, а также выполнение приёмов классического массажа

на определённых областях тела. Теоретический материал курса неразрывно

связан с практикой, и каждое занятие является логическим продолжением

предыдущего, а овладение практическими навыками предполагает активную

самостоятельную и исследовательскую работу учащихся, что обеспечивает

реализацию деятельностного подхода в обучении. Система занятий

ориентирована на формирование активной личности, мотивированной к

самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими

установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию

информации.

При изучении анатомических основ массажа наибольшее внимание следует сосредоточить на освоении топографии костной системы, главных мышечных групп, сосудов, нервов, пищеварительной и дыхательной системы человека.

Ученики должны хорошо усвоить знания о наиболее выступающих костных образованиях, значительных мышечных группах туловища и конечностей, уметь определять проекцию на поверхности тела важных внутренних органов, нервных стволов, сосудов и лимфатических узлов, а также знать строение суставов и их функции.
   При изучении суставов и мышц большое внимание нужно уделять динамической анатомии - науке о движении человеческого тела, на размещение мышечных групп и их функций.

      Нужно отметить заслуги известных отечественных и зарубежных ученых в развитии анатомии и физиологии.

С целью лучшего закрепления теоретических знаний о строении живого человеческого тела необходимо обработки материала на практических занятиях. Осуществить такие отработки возможно посредством изучения учащимися друг на друге топографии костей, связок, прикрепления мышц, нервных стволов, сосудов и лимфатических узлов.

Изучение физиологических основ массажа следует проводить в разрезе современных знаний физиологии (учение Павлова). При этом необходимо особо подчеркивать основное действие массажа нервно-рефлекторное, которое состоит в возбуждении кожного рефлекса. Необходимо остановиться на описании рефлекторной дуги, по которой идут импульсы от механических раздражителей. Показать, что нервные рефлекторы кожи и подлежащих тканей, воспринимая те или иные раздражения, передают их в виде нервных импульсов в центральные отделы нервной системы, где в ответ на раздражение нервных клеток возникают импульсы, которые по центральным путям распространяются в различные системы, органы и ткани организма, стимулируя или задерживая их деятельность.       Необходимо показать, что изменения лимфы и кровообращения в коже, которые возникают во время массажа, в основном имеют нервно-рефлекторный характер и подчиняются центральной нервной регуляции. Фактор механического воздействия играет повторную, а не главную роль. Необходимо четко изложить взаимообусловленность местной и общей реакции на массаж, показать, как, действуя рефлекторно, массаж вызывает местную реакцию на месте механического раздражения: в общей реакции в большей или меньшей степени участвуют все органы и ткани.

Излагая современные взгляды на механизм действия различных приемов массажа, необходимо подчеркивать вопрос о значении начального функционального состояния организма, его реактивных свойств, функционального состояния центральной нервной системы. В связи с этим привести высказывание И.П. Павлова и его учеников о роли, взаимодействия внешней и внутренней среды организма, о том, что состояние кожи нельзя отделить от общего состояния организма, от функциональных особенностей центральной нервной системы на каждый данный момент.

В вопросе влияние массажа на нервную систему человека, необходимо подчеркнуть, что массаж является сильным фактором, благодаря которому мы можем улучшить функциональную особенность центральной нервной системы, усилить ее регулирующую и координирующую функцию; восстановить жизнедеятельность различных органов и тканей.

При объяснении общей методики и техники массажа необходимо подробно остановиться на клинико-физиологических основах физиологического действия массажа, употреблении различных соединений массажных приемов, на противопоказаниях и методических замечаниях при проведении массажа при том или ином заболевании. Такой метод преподавания будет способствовать скорейшему и полному усвоению не только общей, но и частной методики массажа, будет способствовать выработке у массажиста вдумчивого отношения к выполнению процедур массажа, целенаправленному подбору и комбинированию массажных приемов в каждом отдельном случае.

Часы, выделенные на практические занятия, должны быть использованы не только для обучения, но и для проверки правильности выполнения учащимися практических контрольных заданий.

      В связи с тем, что массажист должен одинаково хорошо владеть как методикой массажа, так и методом лечебной физкультуры наравне с прохождением практики по массажу учащихся необходимо познакомить с методикой выполнения пассивных и пассивно - активных движений.

При рассмотрении вопросов массажа при различных заболеваниях нужно обратить особое внимание на применение массажа в комплексе с другими лечебными средствами, особенно с физиотерапевтическими процедурами, лечебной гимнастикой и дополнительными средствами реабилитации. Показать, что комплексное лечение наиболее широко применяется при различных заболеваниях и травматологических повреждениях костно-мышечной системы, при повреждениях центральной и периферической нервной системы и при заболеваниях сердечно-сосудистой, дыхательной и пищеварительной системы. При этом подчеркнуть, что при многих травматических повреждениях, особенно при травмах конечностей, в зависимости от лечебных задач массаж применяют не только в разные периоды восстановления, но и в самые ранние периоды, в первые дни, после травмы. Здесь необходимо остановить внимание учащихся на основных принципах массажа при травматических повреждениях в раннем периоде, а именно:

- применять очень легкие массажные приемы (приятные для больного), которые способствуют расслаблению мышц, снимают спазм мышц, улучшают кровообращение;
- массировать участки кожи выше повреждения;

- ни в коем случае не допускать во время массажа усиление боли, потому что цель массажа - снять боль, если она есть;

- массажные приемы по возможности комбинировать с легкими движениями, так как основная цель массажа - подготовка к движению.

      При ознакомлении учащихся с особенностями массажа при нарушениях подвижности, поврежденной вследствие поражения периферической и центральной нервной системы, обязательно показать, что у таких больных массаж применяют чаще как метод, который обеспечивает возможность быстрого перехода к подвижности. Поэтому одновременно с массажем применяют пассивные упражнения для расслабления отдельных мышечных групп и пассивно активные движения. В лечебной гимнастике широко используют физические упражнения особого типа - облегчение подвижности выполняемых в горизонтальной плоскости, с исключением веса конечности, а также упражнения с различными приспособлениями, которые помогают и облегчают движения.

      Упражнения в облегченных начальных положениях необходимо комбинировать с массажем. Массажные манипуляции вместе с пассивными движениями должны быть нежными, легкими. Избиение, рубки, а также энергичные разминания противопоказаны.

Необходимо строго дифференцировать массаж парализованных мышечных групп и массаж антагонистов этих мышц.

Во время упражнений нужно избегать натяжения парализованных мышц, так как это приводит к фиксации невидимых положений конечностей, задерживает сокращение мышц, не только ослабленных или парализованных конечностей, но даже здоровых.

Объем пассивных движений должен быть таким, чтобы в ослабленных мышцах не чувствовалось усилий или напряжения. Направление пассивных движений должно быть правильным, так как нужно выполнять только те движения, которые присущи данному суставу.

В описании массажа при сердечно - сосудистых заболеваниях необходимо подчеркнуть, что этот метод лечения особенно эффективен при заболеваниях с нарушением компенсации. При тяжелых нарушениях компенсации (в условиях постельного режима) массаж может быть одним из основных видов лечения.

      Не отрицая целесообразности медикаментозного лечения, нужно показать, что массаж, а позже и физические упражнения являются таким дополнением, которое увеличивает эффект действия лечебных свойств физического состояния и способствует быстрейшему и устойчивому восстановлению компенсации кровообращения.

При ознакомлении учащихся с особенностями массажа в детской практике, необходимо подчеркнуть, что этот метод лечения улучшает состояние здоровья детей. Наравне с прохождением практики по массажу учащихся необходимо познакомить с методикой выполнения пассивных и пассивно активных движений.



Содержание программы курса «Основы массажа»


Основные понятия о массаже. История возникновения массажа. Виды массажа: гигиенический, спортивный, лечебный. Основные приемы массажа. Механизм действия массажа. Местное и общее рефлекторное воздействие массажа. Значение работ И.Н. Сеченова, И.П. Павлова, для понимания сути воздействия массажа. Место массажа и лечебной гимнастике среди других методов лечения. Значение массажа для практической медицины.

Анатомическая терминология. Организм как единое целое. Основы здорового образа жизни. Понятие об органе и системе органов. Части тела. Плоскости и оси движения. Классификация суставов по осям движения. Простые и сложные суставы. Комплексные и комбинированные суставы. Значение двигательной активности для здоровья человека.

Скелет человека

Общие сведения о строении скелета человека. Классификация костей. Вид и форма костей. Виды соединений костей. Основные анатомические ориентиры (туловище, конечности). Плоскости и оси движения.

Скелет позвоночника.

Позвоночник, его строение, изгибы, особенности разных отделов. Обозначения отделов. Позвонок (тело, дуга, отверстия и отростки). Особенности строения позвонков шейного и грудного отделов позвоночника. Особенности строения позвонков поясничного, крестцового и копчикового отделов. Отличие позвонков разных отделов позвоночника.

Скелет грудной клетки. Грудная клетка. Строение грудины. Строение ребра.

Отличие в строении и функции рёбер. Грудная клетка в целом. Виды и формы грудных клеток.

Скелет верхних конечностей. Строение, расположение, функции костей плечевого пояса верхней конечности. Строение, расположение, функции костей свободной верхней конечности. Строение и соединение костей верхней конечности.

Скелет нижних конечностей. Строение, расположение, функции костей тазового пояса нижних конечностей. Строение, расположение, функции костей свободных нижних конечностей. Строение и соединение костей нижней конечности.

Скелет головы. Строение, расположение, функции парных костей головы. Строение, расположение, функции непарных костей головы. Строение и соединение костей головы. Возрастные изменения костей головы.

Правила и гигиенические основы массажа. Помещения и инвентарь. Требования к массажисту (контроль за движениями, одежде, правильность выполнения массажа, позы массажиста, продолжительность общего и частного массажа, внимательное отношение к пациенту). Подготовка к массажу. Схема положения пациента и показатели достаточного расслабления мышц. Массажные препараты (мази, присыпки). Курс массажа и продолжительность отдельных процедур. Понятие о единице массажа.

Общие сведения о мышечной системе человека

Изучение видов мышечных тканей, классификация мышц. Изучение формы и их функции. Понятие о фасциях. Строение и формы мышц человека. Поверхностные и глубокие мышцы шеи. Поверхностные и глубокие мышцы груди. Диафрагма. Поверхностные и глубокие мышцы спины. Поверхностные и глубокие мышцы живота. Поверхностные и глубокие мышцы верхней конечности. Поверхностные и глубокие мышцы нижней конечности.

Общие сведения о сердечно-сосудистой и лимфатической системах человека

Строение и функции кровеносных сосудов. Сердце. Строение и функции большого круга кровообращения. Строение и функции малого круга кровообращения. Кровеносные сосуды отдельных анатомических областей. Лимфатическая система.

Общие сведения о нервной системе человека, кожа

Анатомо-физиологическая характеристика центральной и периферической нервной системы. Строение нейрона, рефлекторная дуга, реактивность организма. Отделы центральной нервной системы. Черепно-мозговые нервы. Спинномозговые нервы. Отделы периферической нервной системы. Органы чувств и осязания.

Общие сведения о системе органов пищеварения и дыхания

Система органов пищеварения органы ротовой полости. Система органов пищеварения. Глотка, пищевод, желудок. Система органов пищеварения. Кишечник тонкий и толстый. Железы внутренней секреции. Печень, поджелудочная железа. Дыхательная система (полость носа, гортань). Дыхательная система: (трахея, бронхи). Дыхательная система: (легкие, плевра).

Общие физиологические основы массажа.

Влияние различных массажных приемов на кожные покровы человека. Влияние различных массажных приемов на мышечную систему организма человека. Влияние массажа на кровеносную и лимфатическую системы.

Влияние массажа на опорно-двигательную систему организма. Влияние массажа на нервную систему организма. Влияние массажа на обмен веществ и дыхательную систему организма. Массаж как метод активного воздействия на организм. Задачи гигиенического массажа. Самомассаж как широко доступная форма гигиенического массажа. Массаж и лечебно-физическая культура в комплексном лечении травматических повреждений и заболеваний. Технические приемы самомассажа. Дополнения к массажу, которые повышают его эффективность; физические упражнения, тепловые процедуры различного вида. Массаж как подготовка к физиотерапевтическим процедурам в лечебной физкультуре.      Комбинация массажа с физическими факторами (различного вида тепло, электротерапия, водные процедуры). Недопустимые комбинации (ультрафиолетовые облучения и массаж, грязевые процедуры и массаж и другие). Противопоказания к выполнению массажа. Пассивные и пассивно-активные движения. Пассивные и пассивно-активные движения как метод глубокой проработки суставно-связывающего аппарата мышц и их сухожилий. Характер пассивных и пассивно-активных движений в различных суставах (одноосных, двуосных, трехосных). Роль и значение массажа в комплексе с другими лечебными средствами.

Основы здорового образа жизни.

Важность режима дня и правильного питания для поддержания здоровья

человека, имеющего нарушения зрения. Пагубное влияние вредных привычек на организм человека. Вред наркомании и курения. Вред алкогольной зависимости. Профилактика вредных привычек. Личный биоритм человека, имеющего нарушения зрения.

Профилактика травматизма.

Влияние гимнастики и физкультминутки для поддержания умственной и физической работоспособности. Профилактика травматизма, влияние внешней среды на здоровье человека, виды и условия трудовой деятельности человека, имеющего нарушения зрения.

Общая методика и техника массажа.
     Поглаживание. Приемы поглаживания, основные и вспомогательные.

Основные приемы поглаживания: плоскостные, поверхностно - плоскостные, глубокие, обхватывающие, непрерывные и прерывистые.

Вспомогательные приемы поглаживания: граблеобразные, щипцеобразные. Техника выполнения поглаживания. Продольные, поперечные приемы поглаживания. Физическое действие поглаживания. Показания и проведения тех или иных приемов поглаживания. Методические указания к применению различных приемов поглаживания.

Растирание.

Основные и вспомогательные приемы растирания. Основные приемы растирания: прямолинейные, круговые, спиралевидные.

Вспомогательные приемы растирания: пиление, штриховки, строгания.

Техника выполнения растирания. Физиологическое действие растирания. Показания к применению различных приемов растирания. Методические указания к применению приема растирания.

Разминание.

Основные и вспомогательные приемы разминания. Основные приемы разминания: непрерывные, прерывистые. Вспомогательные приемы разминания: валяние, накатывание, смещение, щипки, растяжения, нажатия.
Техника выполнения разминания. Физиологическое действие разминания. Показания к применению различных приемов разминания. Методические указания к применению различных приемов разминание.

Вибрация.

Основные и вспомогательные приемы вибрации.

Основные приемы вибрации: непрерывная и прерывистая вибрация.

Вспомогательные приемы вибрации: тряски, встряхивания, рубление, похлопывание, пунктированние. Техника выполнения приемов вибрации. Физиологическое действие вибрации. Методические указания к применению различных приемов вибрации.

Техника массажа отдельных анатомических областей.

    Массаж шейно-воротниковой области.

Шейно-воротниковая зона. Границы области. Анатомо-физиологические особенности области. Анатомические ориентиры.

Массаж шеи. Массаж мышц шеи. Массаж затылка. Методические указания к массажу шеи.

      Массаж спины. Массаж поверхности и глубоких мышц спины. Массаж межреберных нервов. Методические указания к проведению массажа спины.
Массаж верхней конечности. Массаж пальцев, кисти, лучезапястного сустава, предплечья, локтевой сустава плеча, плечевого сустава. Массаж плечевого пояса. Массаж нервных стволов и окончаний. Методические указания по массажу верхних конечностей.

      Массаж нижней конечности. Массаж пальцев, стопы, голеностопного сустава, голени, коленного сустава, бедра.   Особенности массажа ягодичных мышц. Массаж нервных стволов и окончаний. Методические указания к массажу нижних конечностей.
      Массаж груди. Массаж поверхности и глубоких мышц груди. Массаж межреберных нервов. Влияние массажа спеши и груди на функцию дыхания и кровообращения. Методические указания к проведению массажа мышц грудной клетки.

      Массаж живота. Массаж брюшной стенки. Массаж органов брюшной полости (желудка, тонких и толстых кишок, печени, желчного пузыря, почек). Методические указания к массажу живота.

Массаж головы. Техника проведения массажа головы. Техника проведения массажа лица. Техника проведения массажа волосяной части головы. Методические указания к проведению массажа головы.

Общий массаж. Техника проведения общего массажа. Методические указания к проведению общего массажа.

Понятия о заболеваниях и технике массажа при хирургических заболеваниях

Травматическая болезнь. Общие проявления травматической болезни. Клиника при закрытых и открытых переломах кости. Техника массажа при переломах. Травмы суставов и сухожилий. Техника массажа при травмах суставов и сухожилий. Различные повреждения мягких тканей. Техника массажа при повреждения мягких тканей. Техника массажа при ампутации конечностей. Клинические проявления при ожогах. Техника массажа при ожогах.

Клинические проявления при обморожении. Техника массажа при обморожении.

Понятия о заболеваниях и технике массажа в ортопедии

Клинические проявления нарушений осанки. Практическая работа. Техника массажа при нарушениях осанки. Клиника при анкилозах и контрактурах. Практическая работа. Техника массажа при анкилозах и контрактурах. Искривление позвоночника, сколиоз. Практическая работа. Оценка степени деформации при сколиозе. Остеохондроз. Практическая работа. Техника массажа при остеохондрозе. Клиника при плоскостопии. Техника массажа при плоскостопии. Клиника при косолапости. Техника массажа при косолапости. Практическая работа. Определение нарушения осанки, плоскостопия по плантограмме.

Понятия о заболеваниях и технике массажа при неврологических заболеваниях

Клиника травм и заболеваний периферической нервной системы. Массаж при невритах и плекситах. Массаж при вялых и спастических парезах и параличах. Роль исходного положения. Значение общего метода лечения массажем и движениями.  Методика и техника лечебного массажа при заболеваниях и травматических повреждениях центральной и периферической нервной системы. Техника и задачи массажа при нарушении мозгового кровообращения. Инсульты, травмы головного мозга. Клиника при травмах спинного мозга. Спастические и вялые параличи. Детский церебральный паралич. Показания и противопоказания к применению массажа при травматических повреждениях и заболеваниях центральной и периферической нервной системы. Значение общего метода лечения массажем и движениями.

Понятия о заболеваниях и технике массажа при заболеваниях сердечно-сосудистой системы.

Клиника при заболеваниях сердечно – сосудистой системы. Практическая работа. Техника массажа при внезапной остановке сердца и дыхания.

Характеристика нарушений кровообращения и дыхания. Практическая работа. Особенности лечебного массажа при сердечной недостаточности и атеросклерозе. Атеросклерозе сосудов головного мозга. Практическая работа. Техника массажа при атеросклерозе. Клинические проявления при стенокардии. Практическая работа. Техника массажа при стенокардии. Клинические проявления при инфаркте миокарда. Практическая работа. Техника массажа при инфаркте. Клинические проявления при ревматизме. Практическая работа. Техника массажа при ревматизме. Клинические проявления при воспалениях сердечной мышцы. Практическая работа. Техника массажа при воспалениях сердечной мышцы. Клинические проявления при гипертонической болезни. Практическая работа. Техника массажа при гипертонической болезни. Клинические проявления при гипотонической болезни. Практическая работа. Техника массажа при гипотонической болезни. Клинические проявления при застойных явлениях печени. Практическая работа. Техника массажа при застойных явлениях печени. Клинические проявления при варикозном расширении вен, тромбофлебите. Практическая работа. Техника массажа при варикозном расширении вен, тромбофлебите.

Понятия о заболеваниях и технике массажа при заболеваниях органов дыхания и пищеварения.

Клинические проявления при бронхитах и пневмонии. Практическая работа. Техника массажа при бронхитах и пневмонии. Клинические проявления при плеврите и экземе легкого. Практическая работа. Техника массажа при плеврите и экземе легкого. Клинические проявления при остром и хроническом гастрите. Практическая работа. Особенности лечебного массажа при остром и хроническом гастрите. Клинические проявления при язве желудка и двенадцатиперстной кишки. Практическая работа. Особенности лечебного массажа при язве желудка и двенадцатиперстной кишки. Клинические проявления при заболеваниях печени, поджелудочной железы и желчевыводящих путей.

Массаж и гимнастика в детской практике.

Показатели нервно-психического развития детей разных возрастных групп. Практическая работа. Массаж и гимнастика для детей младенцев. Гигиенические условия проведения массажа. Основные средства для проведения индивидуальных занятий по массажу и гимнастике с детьми раннего возраста. Повторить все приемы массажа













Список использованной литературы


Учебно-методический комплекс

  1. Анатомия. Иллюстрированный справочник. Скелет и мускулы человека: Справочник, Астрель, 2009

  2. Билич Г. Л., Крыжановский В. А., Зигалова Е. Ю. Соединения костей. Неподвижные и полу подвижные суставы: Атлас, Эксмо, 2014

  3. Билич Г.Л., Зигалова Е.Ю. Атлас. Анатомия и физиология человека: Атлас, Эксмо, 2014

  4. Билич Г.Л, Крыжановский В.А. Костная система человека: Атлас, М., Эксмо, 2013

  5. Большой атлас анатомии человека, Астрель, 2013

  6. Репродуктивная система человека: Иллюстрированный справочник, Астрель, 2009

  7. Сердце и сердечно-сосудистая система: Иллюстрированный справочник, Астр ель, 2009

  8. Сухо Млинов К. Медики, изменившие мир: Эксмо, 2014

  9. Яковлев М.В.Нормальная анатомия человека: конспект лекций, М., Эксмо, 2007г.

  10. Учебное пособие Р. Петроченко «Массаж»: Издательство «Союз художников» Санкт-Петербург 2016г.




Список литературы, используемый при составлении данной программы

  1. Баенбаева Н.Б.- автор программы «Основы медицинских знаний». (Сборник программ элективных курсов. «Биология. 9 класс / сост. И. Ч. Чередниченко. – Волгоград: Учитель, 2007г.)

  2. Бакулина И. А. «Формирование ключевых компетенций на уроках биологии», 2010г.

  3. Воронин Л.Г., Маш Р.Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1983. – 160 с.: ил;

  4. Зимняя И.А. Статья «Ключевые компетенции – новая парадигма результатов образования». // Интернет-журнал "Эйдос".

  5. Хуторской А.В. Статья «Технология проектирования ключевых компетенций и предметных компетенций». // Интернет-журнал "Эйдос".

  6. А.Г. Литвак. Психология слепых и слабовидящих: учебное пособие. СПб. Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1998

  7. Тупоногов Б.К. Дети со зрительными нарушениями: общение с природой. Сб.: Проблемы этического и эстетического воспитания детей с нарушением зрения. М. 2004г.












































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!