СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа курса "Практикум написания сочинения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа курса "Практикум написания сочинения". 11 класс

Просмотр содержимого документа
«Программа курса "Практикум написания сочинения"»


Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Практикум написания сочинения» по русскому языку в 10-11 классах разработана на основе действующих образовательных стандартов по русскому языку, развивает содержание базового курса «Русский язык», позволяет удовлетворить познавательные потребности учащихся и создает условия для дополнительной подготовки к сдаче ЕГЭ по русскому языку.

Программа учитывает специфику КИМов. При этом рассматриваются наиболее сложные случаи в орфографии и пунктуации, незнание которых приводит к наибольшему количеству ошибок.

Русский язык - это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации и единения народов России; основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе.

Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Цели курса «Практикум написания сочинения»:

• осмысление русского языка как национально-культурного достояния народа, как средства основного общения; понимание ценности и значимости совершенного владения родным языком для овладения будущей профессией, самообразования и социализации в обществе;

• расширение знаний об устройстве языковой системы; закрепление орфографических и пунктуационных навыков учащихся на базе повторения лексики, словообразования и грамматики, осознания принципов русской орфографии и пунктуации и систематизации их правил; углубление представлений старшеклассников о стилях современного русского литературного языка, о стилистических возможностях языковых средств разных уровней;

• овладение основными орфоэпическими, лексическими, словообразовательными и грамматическими нормами литературного языка и развитие способности применять приобретенные знания, умения и навыки на практике (в учебной деятельности, в общении в разных коммуникативных ситуациях);

• овладение универсальными учебными действиями (информационная переработка текста, извлечение необходимой информации из словарей разных типов и справочников, преобразование полученной информации, редактирование текста и др.)

Задачами курса:

  • создание условий, способствующих эффективной организации деятельности учащихся по освоению и закреплению учебного материала;

  • ознакомление с основными разделами языка, входящими в объем знаний, требуемых для выполнения КИМов;

  • отработка этапов формирования и развития речеведческих умений в написании сочинения-рассуждения;

  • использование при подготовке к ЕГЭ эффективные образовательные технологии, позволяющие формировать у учащихся языковую, лингвистическую, коммуникативную компетенции.


Общая характеристика курса

«Практикум написания сочинения»

Данный курс направлен на развитие и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Личностные, метапредметные, предметные результаты

освоения курса «Практикум написания сочинения»


Личностными результатами освоения выпускниками средней школы программы курса являются:

1) понимание русского языка как одной из величайших духовных и национально-культурных ценностей народа;

2) воспитание любви к русскому языку, гордости за него; осознание потребности сохранят чистоту и поддерживать нормы литературного языка;

3) расширение словарного запаса; овладение лексической и грамматической синонимией для успешного и эффективного речевого общения в разных коммуникативных ситуациях;

4) способность к продуцированию текстов разных жанров;

5) стремление к постоянному совершенствованию собственной речи, развитие эстетического вкуса.

  Метапредметными результатами освоения выпускниками средней школы программы курса являются:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

аудирование и чтение:

  • умение извлекать информацию из разных источников, пользоваться словарями разных типов, справочной литературой;

  • способность преобразовать полученную в процессе чтения информацию;

  • адекватное понимание темы текста, соотношения текста и подтекста, определение коммуникативной установки и основной мысли прочитанного речевого произведения;

  говорение и письмо:

  • умение создавать тексты (устные и письменные) разных жанров с учетом их целевой установки, предполагаемого адресата и характера общения;

  • умение свертывать и преобразовывать прослушанный и прочитанный текст (план, аннотация, конспект и.т.д.);

  • владение нормами правильной письменной речи; умение оценивать как слово, так и чужую речь, редактировать текст и исправлять в нем грамматические, стилистические и речевые ошибки;

  • умение выступать с докладами и рефератами, участвовать в дискуссиях и обсуждениях различных тем;

2) использование полученных знаний, умений и навыков на занятиях по другим предметам (истории, литературе, обществоведению и др.), а также в повседневном общении.

Предметными результатами освоения выпускниками средней школы программы курса являются:

1) расширение представлений о роли русского языка в современном мире, его основных функциях, взаимосвязи языка и культуры, языка и общества;

2) углубление знаний об основных уровнях и единицах языка, о социальной стратификации языка (литературный язык, диалекты, просторечие, жаргоны);

3) закрепление базовых понятий современной лингвистики: язык и речь, функциональный стиль, функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение), текст и его признаки, основные единицы языка, языковая норма;

4) овладение орфоэпическими, лексическими, словообразовательными, грамматическими, орфографическими и пунктуационными нормами русского литературного языка и использование их в речевой практике; систематизация орфографических и пунктуационных правил;

5) овладение основными стилистическими ресурсами русского языка и углубление представлений о выразительных возможностях фонетических, лексических и грамматических средств;

6) умение проводить различные виды языкового анализа (фонетический, лексический, морфемный и словообразовательный анализ слова, морфологический анализ частей речи, синтаксический анализ словосочетания, простого и сложного предложений, анализ текста);

7) осознание эстетической функции языка; понимание роли языковых средств разных уровней в создании образной системы художественного текста.


Требования к уровню подготовки выпускников


  1. Умение проводить фонетический анализ слова.

  2. Умение оценивать речь с точки зрения соблюдения основных орфоэпических норм русского литературного языка.

  3. Умение оценивать речь с точки зрения соблюдения основных лексических норм русского литературного языка.

  4. Умение оценивать речь с точки зрения соблюдения основных морфологических норм русского литературного языка.

  5. Умение оценивать речь с точки зрения соблюдения основных синтаксических норм русского литературного языка.

  6. Умение использовать основные приемы информационной обработки текста.

  7. Умение оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.

  8. Умение определять принадлежность предложения к определенной синтаксической модели по его смыслу, интонации, грамматическим признакам.

  9. Умение определять принадлежность слова к определенной части по его грамматическим признакам.

  10. Умение определять принадлежность слова к определенной части речи по его признакам.

  11. Умение проводить лексический анализ слов.

  12. Умение объяснять зависимость значения, морфемного строения и написания слова.

  13. Умение проводить орфографический анализ слова, предложения.

  14. Умение применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания.

  15. Умение проводить пунктуационный анализ предложения.

  16. Умение соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка.

  17. Умение определять стили речи.

  18. Умение определять основные способы образования слов.

  19. Умение проводить синтаксический анализ предложения и словосочетания.

  20. Умение определять и интерпретировать содержание исходного текста.

  21. Умение создавать связное высказывание, выражая в нем собственное мнение по поводу прочитанного.

  22. Умение последовательно излагать собственные мысли.

  23. Умение использовать в собственной речи разнообразие грамматических конструкций и лексическое богатство языка.

  24. Умение оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка.

По окончании курса «учащиеся должны знать:

- теоретическое содержание основных разделов курса русского языка.

По окончании курса учащиеся должны уметь:

- выполнять тестовые задания типа А минимум на 60-70%;

- выполнять тестовые задания типа Б минимум на 50 %;

- анализировать содержание текста, выделять его проблематику;

- определять тип и стиль речи предложенного текста;

- создавать собственное письменное высказывание в форме рассуждения (формулировать и комментировать одну из проблем текста, выявлять авторскую позицию и аргументированно выражать свою).


Содержание курса программы индивидуальных уроков

«Практикум написания сочинения»


Введение. Содержание и структура экзаменационной работы в форме ЕГЭ. Критерии оценки.

Фонетика и орфоэпия. Звуки и буквы. Орфоэпические нормы. Выразительные средства русской фонетики.

Лексика и фразеология. Лексическое значение слова. Лексические нормы. Синонимы. Антонимы. Контекстуальные синонимы и антонимы. Омонимы. Паронимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Лексический анализ. Выразительные средства лексики и фразеологии.

Морфемика и словообразование. Морфемы. Морфемный анализ слова. Основные способы словообразования. Словообразовательный анализ слова. Выразительные средства словообразования.

Грамматика. Морфология. Самостоятельные и служебные части речи. Морфологический анализ слова. Омонимия частей речи. Грамматические (морфологические) нормы.

Грамматика. Синтаксис. Словосочетание. Типы связи слов в словосочетании. Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Двусоставные и односоставные предложения. Распространённые и нераспространённые предложения. Полные и неполные предложения. Простое предложение. Сложное предложение. Типы сложных предложений. Способы передачи чужой речи. Синтаксический анализ простого предложения. Синтаксический анализ сложного предложения. Грамматические (синтаксические) нормы. Выразительные средства грамматики.

Орфография. Орфограмма. Употребление гласных букв после шипящих и Ц. Употребление Ь и Ъ. Правописание корней. Правописание приставок. Правописание суффиксов различных частей речи. Правописание Н и НН в различных частях речи. Правописание падежных и родовых окончаний. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени. Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи. Правописание отрицательных местоимений и наречий. Правописание НЕ и НИ. Правописание служебных слов. Слитное, дефисное, раздельное написание. Орфографический анализ.

Пунктуация. Тире между подлежащим и сказуемым. Знаки препинания в простом осложнённом предложении (при обращении, однородных членах предложения, обособленных определениях,  обособленных обстоятельствах,  сравнительных оборотах,  уточняющих членах предложения, вводных словах и предложениях). Знаки препинания при прямой речи, цитировании. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Пунктуационный анализ.

Речеведение. Текст как речевое произведение. Стили и функционально-смысловые типы речи. Смысловая и композиционная целостность текста. Средства связи предложений в тексте. Информационная обработка текстов различных стилей и жанров. Отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения. Анализ текста. Создание текстов – рассуждений.

Выразительные средства языка. Эпитет, сравнение, метафора, оксюморон, олицетворение, гипербола, литота, экспрессивная лексика, анафора, эпифора, антитеза, инверсия, градация, парцелляция, повтор, риторический вопрос, риторическое восклицание, синтаксический параллелизм.






Календарно-тематическое планирование

(10-11 класс, 34 часа в год)

п/п

Тема курса, содержание занятия

Кол/во часов

Дата

1

Введение. Цель и задачи учебного курса «Практикум написания сочинения». Требования к сочинению и критерии оценки сочинения. Условия подготовки к итоговому сочинению. Общая характеристика направлений сочинения.

1


2

Литературный диктант. Беседа – размышление о смыслах концептов «Верность» и «Измена»: работа со словарными статьями, осмысление афоризмов.

1


3

Литературный диктант на основе фрагментов произведения N. Стилистическая работа: редактирование фрагментов текстов сочинений учеников. Грамотность текста.

1


4-5

Литературный диктант по фрагментам произведений второго направления («Равнодушие и отзывчивость») сочинения. Комментирование словарных статей и афоризмов с объяснением смысла концептов. Составление плана сочинения.

2


6

Литературный диктант по тексту произведения D. Анализ эпизодов произведения D с объяснением выражения концептов в образах героев, в развитии конфликта. Формулирование вывода и обсуждение тезисов заключения.


1


7

Литературный диктант по фрагментам произведений контекста третьего направления («Цели и средства»). Обзорная характеристика произведений третьего контекста с определением произведения для подробной характеристики. Вступление. Формулирование тезисов.

1


8

Литературный диктант по фрагментам произведений контекста четвертого направления («Смелость и трусость»). Обзорная характеристика произведений четвертого контекста с определением произведения для подробной характеристики. Вступление. Формулирование тезисов.

1


9

Литературный диктант по фрагментам произведений контекста пятого направления («Человек и общество»). Обзорная характеристика произведений пятого контекста с определением произведения для подробной характеристики. Вступление. Формулирование тезисов.

1


10

Коллективная беседа: обсуждение тезисов основной части сочинения. Анализ эпизодов эпического или драматического произведения. Редактирование заключительной части сочинения.

1


11

Редактирование тезисов основной части, формулирование тезисов заключительной части.

1


12

Литературный диктант с комментированием фрагментов текстов, объяснением возможности включения в определенный контекст. Разбор формулировок тем сочинения с аргументацией выявленных концептов.

1


13

Требования к сочинению-рассуждению части 2 ЕГЭ и критерии оценки сочинения. Условия подготовки к выполнению части 2 ЕГЭ.

1


14-16

Тема, проблема, идея текста. Способы формулировки проблемы текста

3


17-19

Виды комментария к проблеме (текстуальный и концептуальный комментарий)

3


20-21

Выявление и формулировка авторской позиции

2


22-23

Способы аргументации собственного мнения

2


24-25

Композиция сочинения. Речевое оформление композиционных частей сочинения

2


25-26

Способы выражения авторской позиции в сочинении: прямые формы, косвенные формы.

Способы выражения авторского отношения к персонажу.

2


27-28

Тема, заданная цитатой. Особенности такого сочинения. Анализ подобных тем из перечня для выпускного экзамена.

2


29-30

Сочинение на свободную тему. Особенности такого вида сочинений. “Подводные” камни “легкой” темы.

2


31

Практическая работа № 1. Отработка теоретического материала по теме “Сочинение-рассуждение”.

1


32-33

Практическая работа № 2. Отработка теоретического материала по теме “Выражение личного отношения к персонажу”, “Способы выражения авторской позиции и авторского отношения к персонажу”.

2


34-35

Практическая работа № 3 по теме «Написания сочинения-рассуждения по данному тексту»

2




Учебно-методическое обеспечение

  1. Воскресенская Е.О., Ткаченко Е.М., Слаутина Н.В. ЕГЭ. Русский язык. Универсальный справочник. - М.: Эксмо, 2013.

  2. Гостева Ю.Н., Львов В.В., Васильевых И.П. ЕГЭ 2016. Русский язык. 30 вариантов типовых тестовых заданий и подготовка к выполнению части 3 (С). - М.: Экзамен, 2016.

  3. Нарушевич А.Г. Русский язык. 10-11 классы. Тематические тренинги для подготовки к ЕГЭ. - М.: Просвещение, 2013.

  4. Пучкова Л.И. Русский язык. 10-11 класс. Тестовые материалы для оценки качества обучения. - М.: Интеллект-центр, 2012.

  5. Ткаченко Н.Г. Тесты. Грамматика русского языка. - М.: Айрис-пресс, 2013.

  6. Цыбулько И.П., Васильевых И.П., Александров В.Н. ЕГЭ-2017. Русский язык. Тематический сборник заданий. - М.: Национальное образование, 2017.


Список основной и дополнительной литературы для обучающихся:

1. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Русский язык. 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2013.

2. Воскресенская Е.О., Ткаченко Е.М., Слаутина Н.В. ЕГЭ. Русский язык. Универсальный справочник. - М.: Эксмо, 2013.

3. Гостева Ю.Н., Львов В.В., Васильевых И.П. ЕГЭ 2016. Русский язык. 30 вариантов типовых тестовых заданий и подготовка к выполнению части 3 (С). - М.: Экзамен, 2016.

4. Нарушевич А.Г. Русский язык. 10-11 классы. Тематические тренинги для подготовки к ЕГЭ. - М.: Просвещение, 2013.

5. Пучкова Л.И. Русский язык. 10-11 класс. Тестовые материалы для оценки качества обучения. - М.: Интеллект-центр, 2012.

8. Ткаченко Н.Г. Тесты. Грамматика русского языка. - М.: Айрис-пресс, 2013.

9. Цыбулько И.П., Васильевых И.П., Александров В.Н. ЕГЭ-2017. Русский язык. Тематический сборник заданий. - М.: Национальное образование, 2017

Словари и справочники:

  1. Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка. - М.: Просвещение, 2012.

  2. Баранов М.Т. Школьный словарь образования слов русского языка. - М.: Просвещение, 2012.

  3. Горбачевич К.С. Словарь синонимов русского языка. - М.: Эксмо, 2012.

  4. Жуков В.П., Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка. - М. : Просвещение, 2013.

  5. Иванов В.В., Одинцов В.В., Смолицкая Г.П. Школьный словарь иностранных слов. - М.: Просвещение, 2010.

  6. Лекант П.А., Леднева В.В. Школьный орфоэпический словарь. - М.: Просвещение, 2013.

  7. Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка. - М.: Просвещение, 2009.

  8. Николина Н.А. Школьный словарь лингвистических терминов. - М.: Русское слово, 2012.

  9. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Орфография. Пунктуация. Орфографический словарь. - М.: АСТ, 2013.

  10. Розенталь Д.Э., Теленкова М. Словарь трудностей русского языка. - М.: Айрис-Пресс, 2013.

  11. Семенюк А.А., Матюшина М.А. Школьный толковый словарь русского языка. - М.: Просвещение, 2007.

  12. Ушаков Д.И., Крючков С.Е. Орфографический словарь. - М.: Дрофа, 2013.

  13. Школьный толковый словарь русского языка. - М.: ВАКО, 2011.


Список интернет-ресурсов для учителя и учащихся:

1. http://www.gramota.ru/ - справочно-информационный портал «ГРАМОТА.РУ» - русский язык для всех (дата обращения — 30.08.2013, 21:40).

2. http://www.rusword.com.ua/rus/index.php - мир слова русского

3. http://www.slovari.ru/  - русские электронные словари и справочная литература

4. http://www.gramma.ru - портал «Культура письменной речи»  

Основная и дополнительная литература для учителя:

1. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Русский язык. 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2013.

2. Воскресенская Е.О., Ткаченко Е.М., Слаутина Н.В. ЕГЭ. Русский язык. Универсальный справочник. - М.: Эксмо, 2013.

3. Гостева Ю.Н., Львов В.В., Васильевых И.П. ЕГЭ 2016. Русский язык. 30 вариантов типовых тестовых заданий. - М.: Экзамен, 2016.

4. Нарушевич А.Г. Русский язык. 10-11 классы. Тематические тренинги для подготовки к ЕГЭ. - М.: Просвещение, 2013.

5. Пучкова Л.И. Русский язык. 10-11 класс. Тестовые материалы для оценки качества обучения. - М.: Интеллект-центр, 201


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!