Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 22»
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Дружим с математикой»
1 класс
Составитель:
Ефимова Анна Николаевна,
учитель начальных классов
Нижневартовск
Пояснительная записка
Программа курсавнеурочной деятельности «Дружим с математикой»предназначена для обучающихся1 класса МБОУ «СШ№22».
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО и направлена на расширение математического кругозора и эрудицию обучающихся, способствует формированию познавательных универсальных учебных действий.
Цель курса внеурочной деятельности:
формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
освоение эвристических приемов рассуждений;
формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
Результаты курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
воспитание чувства справедливости, ответственности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты:
Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Предметные результаты:
Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков.
Числа от 1 до 20. Решение и составление ребусов, содержащих числа.
Сложение и вычитание чисел в пределах 20. Таблица сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания.
Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений.
Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.
Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.)
Числа от 1 до 100.
Числа-великаны. Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.
Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).
Занимательные задания с римскими цифрами.
Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.
Воспитательные:
Способствовать формированию у обучающихся правильных представлений о природе математики.
Содействовать нравственному воспитанию обучающихся, общему их развитию, в том числе развитию пространственных представлений, воображения, творческих способностей.
Формирование у обучающихся умений и навыков, необходимых в практической деятельности человека, а так же трудовых навыков, навыков учебной работы.
Содержание курса внеурочной деятельности
с указанием форм организации и видов деятельности
Основное содержание | Формы организации | Виды деятельности |
Однозначные и двузначные числа. Их запись(7 часов) Однозначные и двузначные числа и их запись. Состав числа. Чтение и запись двузначных чисел цифрами. Сложение и вычитание однозначных и двузначных чисел. Решение неравенств на соотношение между единицами длины Решение задач на нахождение остатка. | Дидактическая игра Работа в парах Работа в группах Викторина | Различать число и цифру. Называние числа, большего (меньшего) данного числа (на несколько единиц). Объединение множеств предметов. Установление соответствия между множеством предметов и числом, между числом и множеством предметов. Шкала линейки. Выделение на рисунках двух множеств предметов и их объединения. Выделение или удаление из данного множества его части. Разные способы получения результатов увеличения (уменьшения) числа. Признаки арифметической задачи: условие и вопрос. Тексты, не являющиеся арифметическими задачами. Решение задач по схемам и моделям. Запись решения задачи с помощью знаков арифметических действий и знака равенства. Выбор верного решения задачи из нескольких предложенных вариантов решения. |
Сложение и вычитание однозначных и двузначных чисел(9 часов) Сравнение чисел. Решение задач на сравнение. Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданнойпоследовательностью «шагов» ( по алгоритму). Соотношение между единицами длины – работа с отрезками. Решение задач разных видов. Решение нестандартных задач. Соотношение между единицами длины – работа с геометрическими фигурами. | Дидактическая игра Работа в парах Работа в группах Викторина | Понятия «меньше на» и «больше на». Сравнение множеств с целью определения, на сколько предметов в одном из них больше или меньше, чем в другом. Моделирование соответствующих ситуаций с помощью фишек. |
Решаем примеры и задачи(8 часов) Практические способы сложения и вычитания с 0. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.Задачи, допускающиенесколько способов решения. Практический способ выполнения сложения и вычитания. Решение задач разных видов. Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданнойпоследовательностью «шагов» ( по алгоритму). | Дидактическая игра Работа в парах Работа в группах Викторина | Сложение с числом 0 с помощью шкалы линейки. Получаемые результаты и формулирование выводов. Решение арифметических задач, в которых одно из двух данных – число 0. Моделирование соответствующих ситуаций с помощью фишек. |
На сколько больше или меньше(9 часов) Табличное сложение и вычитание чисел. Перестановка чисел при сложении. Перестановка чисел при вычитании. Свойства сложения и вычитания. Отношения «меньше на» и «больше на». Решение задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. Решение задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. | Дидактическая игра Работа в парах Работа в группах Викторина | Табличные случаи прибавления чисел. Разные способы вычисления. Таблица сложения любых однозначных чисел. Тренировочные упражнения. Решение задач. |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема занятия | Количество часов |
По плану | Факти чески |
Раздел «Однозначные и двузначные числа. Их запись» | 7 ч |
| 04.09 | | Однозначные и двузначные числа и их запись. Состав числа. | 1 |
| 11.09 | | Упражнения в определении места числа на числовой прямой, чтение и запись двузначных чисел цифрами. | 1 |
| 18.09 | | Сложение и вычитание однозначных и двузначных чисел. Решение неравенств на соотношение между единицами длины. | 1 |
| 25.09 | | Практические способы сложения и вычитания однозначных чисел. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнениекроссворда. | 1 |
| 02.10 | | Решение задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие несколько способов решения. | 1 |
| 09.10 | | Прибавление и вычитание чисел по частям. Решение задач. | 1 |
| 16.10 | | Решение задач на нахождение остатка. Сложение и вычитание чисел по частям. | 1 |
Раздел «Сложение и вычитание однозначных и двузначных чисел» | 9 ч |
| 23.10 | | Сравнение чисел. Решение задач на сравнение. | 1 |
| 30.10 | | Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданнойпоследовательностью «шагов» ( по алгоритму). | 1 |
| 13.11 | | Соотношение между единицами длины – работа с отрезками. | 1 |
| 20.11 | . | Решение задач разных видов. Решение задач на сравнение длины. | 1 |
| 27.11 | | Решение задач разных видов. Составлениемногоугольников с заданным разбиением на части. | 1 |
| 04.12 | | Задачи, допускающие несколько способов решения. | 1 |
| 11.12 | | Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданнойпоследовательностью «шагов» ( по алгоритму). Решение задач. | 1 |
| 18.12 | | Решение нестандартных задач. Соотношение между единицами длины – работа с геометрическими фигурами. | 1 |
| 25.12 | | Решение задач разных видов. | 1 |
Раздел «Решаем примеры и задачи» | 8 ч |
| 15.01 | | Практические способы сложения и вычитания с 0 | 1 |
| 22.01 | | Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.Задачи, допускающиенесколько способов решения. | 1 |
| 29.01 | . | Построение рисунка по алгоритму. | 1 |
| 05.02 | | Построение конструкции по заданному образцу. | 1 |
| 12.02 | | Решение задач разных видов. Построение рисунка в соответствии с заданнойпоследовательностью «шагов». | 1 |
| 26.02 | | Практический способ выполнения сложения и вычитания. | 1 |
| 05.03 | | Решение задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. | 1 |
| 12.03 | | Практический способ выполнения сложения и вычитания . | 1 |
Раздел «На сколько больше или меньше» | 9 ч |
| 19.03 | | Табличное сложение и вычитание чисел. | 1 |
| 02.04 | | Перестановка чисел при сложении. | 1 |
| 09.04 | | Перестановка чисел при вычитании. | 1 |
| 16.04 | | Свойства сложения и вычитания. | 1 |
| 23.04 | | Свойства сложения и вычитания. | 1 |
| 30.04 | | Отношения «меньше на» и «больше на». Решение задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. | 1 |
| 07.05, 14.05 | | Практические способы нахождения площадей фигур. Решение задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. | 1 |
| 21.05 | | Решение задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. | 1 |
| | | Решение задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. | 1 |
Итого | 33ч |