СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа курса внеурочной деятельности "Экономика первые шаги"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель программы: формирование у обучающихся начальных классов первичных представлений об окружающих экономических условиях жизни и деятельности людей не только в Российской Федерации, но и за ее пределами.

Просмотр содержимого документа
«Программа курса внеурочной деятельности "Экономика первые шаги"»



Пояснительная записка


Программа курса внеурочной деятельности «Экономика: первые шаги» разработана в соответствии с требованиями:

1. Федерального закона РФ «Об образовании в РФ» от 29.12. 2012 г. № 273 – ФЗ

2.Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого Министерством образования науки РФ 6 октября 2009г. приказ №373; приказа Минобрнауки России "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования» от 31.12.2015г. N 1576

3. Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации, Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи от 18.08.17 №09-1672

4. Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ прогимназии «Кристина» г. Томска, утвержденной приказом от 31.08.2018 № 287.


Цель программы: формирование у обучающихся начальных классов первичных представлений об окружающих экономических условиях жизни и деятельности людей не только в Российской Федерации, но и за ее пределами.

Задачи:

— формировать у учащихся представление об экономике как сфере деятельности человека, связанной с проблемой удовлетворения его потребностей;

— обеспечивать осознание младшими школьниками взаимосвязи труда человека с его результатами, приложенных усилий с успешностью деятельности;

— развивать основы потребительской культуры;

— расширять активный словарь учащихся, включая в него экономические термины;

— способствовать освоению на информационном и эмпирическом уровне новых социальных ролей — «покупатель», «потребитель» — и функций, их характеризующих;

— формировать бережливость, экономность, трудолюбие, щедрость;

— показать необходимость человеческих знаний и образования для формирования нового информационного общества и создания инновационной экономики.



Актуальность программы «Экономика: первые шаги»

Начальное экономическое образование является одним из факторов, оказывающих влияние на становление личности ребёнка в его отношении к материальным и духовным ценностям. Реальность нашего времени требует, чтобы уже младший школьник знал, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения, умел делать осознанный (экономически рациональный) выбор, представлял назначение денег, понимал, из чего складывается бюджет семьи, что такое цена товара и от чего она зависит, как создаётся богатство, как им возможно распорядиться. Поэтому очень важно именно в это время правильно преподнести детям ту экономическую информацию, с которой они сталкиваются в реальной жизни. В связи с тем, что прогимназия «Кристина» имеет поликультурное направление в развитии ребенка, изучение экономических понятий актуально для обучающихся данного образовательного учреждения.

Программа курса внеурочной деятельности «Экономика: первые шаги» дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Окружающий мир» за счёт межпредметной интеграции: введению элементов знаний математического и гуманитарного циклов. Данная программа носит пропедевтический характер и подготавливает младших школьников к изучению экономического компонента предметов «Обществознание», «География», «Технология», «История», «Экономика» в основной школе.

Программа «Экономика: первые шаги» рассчитана: 1 класс – на 33 часа (1 час в неделю), 2,3,4 классы – по 34 часа

(1 часу в неделю). Численность детей- аудитория класса.

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

В конце освоения курса внеурочной деятельности «Экономика: первые шаги»» у обучающихся сформируются следующие результаты, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а именно:

  • Иметь представления о богатстве окружающего мира, воплощённом в природе, искусстве, результатах труда людей;

  • Осознавать зависимость благосостояния общества и человека, удовлетворения его потребностей от уровня образования, от качества труда;

  • Понимать значение природных богатств для человека;

  • Понимать значимость бережного отношения к природе и всем видам ресурсов;

  • Подходить к пониманию роли денег как оценки результата труда людей.



Личностные результаты:

В результате освоения курса обучающиеся получат знания:


- о семье как экономической единице общества, о важности взаимопомощи, поддержки между членами семьи при решении экономических вопросов, о таких качествах личности, как экономность, бережливость.

- о бережном отношении к вещам, так как они представляют собой продукт труда многих людей, и таким образом, актуализируются их представления о бережливости, об аккуратности, уважении к человеческому труду;

- о богатстве и милосердии, понимание как важно заботиться не только о себе, но и о своих близких ( о членах своей семьи, и о тех, кто рядом и нуждается в помощи).


Метапредметные результаты:

В результате освоения курса обучающиеся научатся:


— раскрывать причины возникновения денег;

— различать российские и иностранные деньги;

— объяснять, как оплачивают товары и услуги;

— определять размер сдачи при осуществлении покупки;

— устанавливать зависимость между ценой и определяющими её факторами;

— выделять существенные характеристики товара.

— производить выбор товаров в условиях ограниченности семейного бюджета;

— осуществлять простейшие экономические расчёты;

— планировать результаты экономии и бережливости.

— взаимодействовать и договариваться в процессе игры.


Предметные результаты:

В результате освоения курса обучающиеся получат знания:


— о деньгах и их роли в жизни человека и общества;

— о доходах и расходах в семье;

— о формировании бюджета семьи.


Обучающиеся получат возможность научиться:

— составлять свой бюджет;


Уровень результатов освоения курса внеурочной деятельности «Экономика: первые шаги»


1. Результаты первого уровня: приобретение школьником экономических знаний, первичного понимания значения труда и денег в повседневной жизни.

2. Результаты второго уровня: получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (семья, профессия, труд, оценка труда), ценностного отношения к экономике в целом.

3. Результаты третьего уровня: получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

После того, как обучающийся овладеет элементарными представлениями и экономическими понятиями, ему присуждается статус НОВИЧОК.

Диагностика по окончании курса (1-2 классы): выставка рисунков и поделок, защита исследовательской работы или проекта; мастер-класс (ролевая игра).

Когда обучающийся научится составлять свой бюджет, с пониманием подходить к роли денег как оценки результата труда людей, ему присваивается статус УЧЕНИКА.

Диагностика по окончании курса (3 класс): создание и проведение игры экономической направленности, защита проекта или исследовательской работы (классного или прогимназического уровней), инсценирование жизненных ситуаций экономической направленности.

После того, как обучающийся научится самостоятельно действовать при различных ситуациях (без участия взрослых): рассчитывать стоимость покупки, размер сдачи, приобретение нужных вещей, ему присваивается статус ЭКСПЕРТА или МАСТЕРА.

Диагностика по окончании курса (4 класс): создание и проведение игры экономической направленности, защита проекта или исследовательской работы ( прогимназического уровня и выше), инсценирование жизненных ситуаций экономической направленности.

№ п/п

Фамилия, имя обучающегося

Класс

Виды деятельности

Статус

рисунки

поделки

Проект/исследова-

тельская работа

игра

инсценирование


1










2










3










4










5










6












Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

1 класс - 33 часа

Общее количество часов

Теория

Практика

Зачётные мероприятия

33часа

9 часов

20 часов

4 часа

2 класс – 34 часа

Общее количество часов

Теория

Практика

Зачётные мероприятия

34часа

9 часов

22 часов

3 часа

3 класс – 34 часа

Общее количество часов

Теория

Практика

Зачётные мероприятия

34часа

11 часов

19 часов

4 часа

4 класс – 34 часа

Общее количество часов

Теория

Практика

Зачётные мероприятия

34 часа

7 часов

24 часов

3 часа

Отбор содержания программы подчиняется следующим принципам:

1. Учет наглядно-образного характера мышления младших школьников. В содержание программы по экономике вошли те явления, с которыми учащиеся уже встречались в жизни. Это позволяет решить задачу актуализации их жизненного опыта.

2. Ориентация на потребности ребенка младшего школьного возраста и его интерес к разным сферам социальной жизни. В связи с этим, одной из важных задач программы является развитие ценностных ориентаций в экономической сфере.

3. Преемственность и перспективность. В процессе изучения программы по экономике у младших школьников закладываются предпосылки для развития экономического мышления, необходимого для ориентации в современных рыночных условиях жизни, создаются условия для приобретения ими элементарных экономических представлений, на базе которых в основной и старшей школе формируются основные экономические понятия.

Логика программы курса представляет собой систему содержательных линий. Она построена таким образом, что каждая предыдущая тема является основой для изучения последующих.

Используются как групповая, так и индивидуальная формы организации занятий. Каждый раздел программы предусматривает использование игровой и практической деятельности: работа с текстами и иллюстрациями, познавательными заданиями, игры ролевые, дидактические и имитационные, учебные задания.

1 класс

Раздел: Я и моя семья (12 часов)

Семья — родственники, живущие вместе и имеющие общее хозяйство. Состав семьи.

Дом, в котором мы живём, — место для жизни семьи. Важность уюта, целесообразность порядка.

Хозяйство — всё имущество, принадлежащее семье и её членам.

Экономика как правила ведения домашнего хозяйства. Качества, присущие хорошему хозяину: бережливость, экономность (умение правильно рассчитать средства), щедрость. 

Практическая и игровая деятельность:

— игра «Генеральная уборка»;

— игра «Я — хозяин большого дома».


Раздел: Моё и чужое (6 часов)

Всё, что принадлежит человеку, — это его собственность. Личные вещи человека. Собственность — это не только вещи, но и произведения человека (стихи, музыка, научные открытия).

Как человек становится собственником: производит сам, покупает, получает в дар, обменивает одну вещь на другую.

Как нужно относиться к своей и чужой собственности.

Игровая и исследовательская деятельность:

— тема исследования «Как становятся собственниками»;

— игра «Страна Обмения».


Раздел: Почему люди трудятся (8 часов)

Труд — это полезная деятельность людей. Безделье, праздность, леность — предмет осуждения.

Хорошая работа, интересная профессия — блага, которыми следует дорожить. Ценность труда людей разных профессий. Важность домашнего труда для ведения хозяйства.

Учение — это тоже труд. Учебный труд как источник знаний и залог будущего мастерства.

Практическая и игровая деятельность:

— экскурсия в школьную столовую;

— экскурсия в библиотеку;

— экскурсия в художественный музей;

— сюжетно-ролевые игры;

— темы проектов: «Как создаётся произведение искусства», «Что и как производят на заводе», «Трудовые награды в моей семье».


Раздел: Все работы хороши (7 часов)

Каждый человек имеет профессию — работу (врач, инженер, педагог, космонавт, инженер).

Какие бывают профессии по предмету труда (связанные с работой с людьми, с техникой, с созданием произведений искусства и культуры, с работой в природе, с бизнесом).

Как люди выбирают профессию. Профессии членов семьи. Как люди получают профессию.

Практическая и игровая деятельность:

— встреча с человеком интересной профессии;

— рисование на тему профессий;

— темы проектов: «Профессии в моей семье», «Как получить профессию и как стать мастером своего дела.


2 класс


Раздел: Что нам нужно для жизни (7 часов)

Потребности — это всё то, что требуется для жизни. Естественные потребности, характерные для всего живого: в пище, воде, тепле, безопасности (на примере домашних питомцев).

Культурные потребности, характерные только для человека: общение, образование, проявление своих интересов.

Потребности и желания людей разного возраста, имеющих разные условия жизни и профессии.

Практическая и игровая деятельность:

— игры: «Собираемся в поход», «Собери портфель»;

— рисование на тему «Что я возьму с собой на необитаемый остров».


Раздел: Хочу, могу и надо (7 часов)

Желания как первый шаг появления культурных потребностей, усилия человека, направленные на их достижение.

Безграничность человеческих желаний и невозможность исполнить все желания. Желания (потребности) членов семьи, которые удовлетворяются в первую очередь. Ценность желаний, направленных на других людей (из таких желаний рождаются открытия и изобретения). Как можно помочь своим близким в исполнении их желаний (сделать подарок к празднику своими руками, отказаться от своего желания в пользу желания близкого, если оно важнее)..

Практическая и игровая деятельность:

— рисование на темы «Мои желания», «Что я изобрету для того, чтобы помочь людям?».


Раздел: Как товары и услуги исполняют желания (11 часов)

Многие желания и потребности человек может исполнить (удовлетворить) с помощью товаров. Товары — предметы, вещи, продукты питания, которые мы можем купить. Продовольственные (пища и питьё) и промышленные (одежда, обувь, мебель, игрушки и др.) товары. Товары приобретают в магазинах, на рынке, на ярмарке. Продавец — профессия человека, который продаёт товары. Покупатель — человек, покупающий товары.      Многие потребности человека удовлетворяются не товарами, а услугами (получение образования, сохранение здоровья, быстрое перемещение и т. п.). Услуги — действия, которые оказывают человеку различные люди и организации (учреждения). Человек обращается за услугами в дом быта, школу, больницу, поликлинику, на почту и др.

Школа (вуз, колледж) как учреждение, которое предоставляет образовательные услуги и удовлетворяет потребности людей в образовании. Важность школы и образовательных услуг в жизни человека. Какие мечты и желания человека помогает исполнить образование.

Практическая и игровая деятельность:

— изготовление изделий из природного материала для подарка;

— игры: «Парикмахерская», «Больница», «Школа», «Супермаркет», «Ярмарка»;

— экскурсия в магазин;

— экскурсия на почту;

— мастер-классы «Я умею и могу научить всех».


Раздел «Энергосбережение» ( 9 часов)

Каждый человек должен понимать, что очень важно относиться экономно к расходованию природных ресурсов. В современном сложном мире, экологические проблемы приобрели глобальные масштабы. Любая деятельность человека, и главным образом хозяйственная, влияет на состояние окружающей среды. Особенно остро стоят проблемы чистой воды, атмосферного воздуха, загрязнения почвы, неэкономного расходования природных ресурсов. Необходимо принимать меры по защите окружающей среды от загрязнения и разрушения, экономии воды, света, природного

3 класс

Раздел: Жила-была денежка (9 часов)

Если бы люди делали всё сами. Натуральное хозяйство то, в котором люди делают все необходимые вещи своими руками. Как появились ремёсла — умения людей изготавливать различные вещи. Необходимость обмена. Бартер.

Как появились деньги. Монеты — металлические деньги. Две стороны монет: аверс — лицевая сторона монеты, реверс — оборотная. Купюры — бумажные деньги. Рубли и копейки — деньги России. Валюта — иностранные деньги. Доллар — валюта США, евро — валюта стран Евросоюза. Курс валюты показывает, сколько рублей стоит доллар, евро.

Практическая и игровая деятельность:

— рисование страны Натурального хозяйства;

— рисование денег страны Экономики;

— игра «Путешествие в страну Обмению»;

— рассматривание коллекций разных монет.


Раздел: У всякого товара есть цена (5 часов)

Деньги — средство для оплаты товаров и услуг. Цена товара показывает, сколько денег нужно заплатить, чтобы товар приобрести. Сдача — это разница между деньгами, которыми расплатился покупатель, и ценой купленного товара.

Как расплачиваться на кассе. О чём может рассказать чек. В чеке отражаются цена товаров, стоимость покупки и размер сдачи.

Практическая и игровая деятельность:

— экскурсия в магазин;

— игра «Магазин» и другие сюжетно-ролевые игры на тему предприятий сферы услуг.


Раздел: Что нужно знать, чтобы товары покупать? (5 часов)

Свойства товаров: цена и качество. Зависимость цены от качества товара, от затрат на его производство, доставку. Покупатель имеет право на покупку качественного товара. Это право закреплено законом. Чек как документ, подтверждающий покупку.

Реклама как источник информации о различных товарах и услугах. Нужны ли нам на самом деле те товары, которые рекламируются?

Вдумчивый покупатель. Выгодная покупка. Выбор товара в зависимости от его цены и качества, от его необходимости для удовлетворения потребностей семьи или её членов.

Практическая, игровая и исследовательская деятельность:

— игры: «Магазин», «Выгодно покупателю — выгодно продавцу»;

— тема проекта «Реклама продукта»;

— исследования: «От чего зависит цена молока», «От чего зависит цена табурета», «Цена и качество товара в различных магазинах», «Где выгоднее покупать», «О чём нам говорит реклама: правда и вымысел»;

— изготовление упаковки для подарка.


Раздел: Доход не бывает без хлопот (6 часов)

Доходы семьи — деньги, которые поступают в семью. Заработная плата, пенсия, стипендия, пособие. Расходы семьи — деньги, которые тратит семья на нужды (потребности) всех её членов. Бюджет семьи — соотнесение доходов, расходов и сбережений. Учёт доходов и расходов. Банк как место сбережения и накопления денег. Хранение и вклад денег в банке.

Кредит — это денежные средства, которые люди берут у банка в долг на определённый период с уплатой процентов банку за пользование кредитом.

Практическая и игровая деятельность:

— составление семейного бюджета, составление личного бюджета;

— нарисовать своё «изобретение» для получения воды, электричества или тепла;

— экскурсия в банк;

— игры: «Банк», «Кредит и предприниматели»;

— рисование банковской карты. 


Раздел: «Энергосбережение» (9 часов)

Семейное хозяйство. Собственность личная и семейная. Потребности семьи. Распределение обязанностей в семье. Вклад каждого члена семьи в домашнее хозяйство. Экономия и бережливость. Экономить — значит получить возможность приобрести другие блага на неизрасходованные средства. Что нужно экономить в доме (электроэнергию, воду, тепло). Способы экономии: стараться сокращать расходы воды, электричества, тепла; использовать приборы и устройства, помогающие экономить; изобрести новые источники получения электричества, воды, тепла.

Практическая и игровая деятельность:

— путешествие в страну Минуток.


4 класс


Раздел: Богатство и бедность (8 часов)

Как создаётся богатство. Источники богатства государства: природные ресурсы (земли, полезные ископаемые, реки, леса). Источники богатства человека: результаты трудовой деятельности, знания, умения, предприимчивость. Открытия и изобретения. Создание новых технологий. Важность знаний в создании богатства. Ценности материальные и нематериальные. Богатство и культура. Меценаты — люди, помогающие деньгами науке и искусству. Богатство и милосердие. Налоги — часть дохода человека или предприятия, которая перечисляется государству или городу. За счёт налогов строятся и обслуживаются больницы, парки, скверы, библиотеки, школы, интернаты, детские дома.

Практическая, игровая и исследовательская деятельность:

— исследования: «Природные богатства нашей местности», «Подбор пословиц и поговорок о богатстве и бедности, о важности образования»;

— тема проекта «Как распорядиться богатством»;

— тема доклада «Русские меценаты».


Раздел: Труд основа жизни (17 часов)

Ценность и значимость труда. Труд как потребность человека. Труд как источник материальных благ. Оценка труда. Почему труд по-разному ценится. Заработная плата. Трудовые награды. Важность учебного труда школьников. Зависимость успехов в будущей профессии от успехов в учёбе. Причины различий в оплате труда: уровень образования, опыт работы, мастерство, условия работы. В процессе труда люди создают, производят различные ценности, предметы, продукты труда. Труд человека позволяет сохранить и увеличить богатства природы. Трудом создаются и нематериальные ценности (книги, произведения литературы и искусства, памятники). Результатом труда людей является продукт труда. Это полезная и нужная вещь, товар или же услуга (нематериальный продукт труда).

Продукты труда людей заслуживают уважения и бережного отношения.

Практическая и игровая деятельность:

— игра «Служба быта»;

— встреча с человеком интересной профессии;

— экскурсия в школьную столовую;

— экскурсия в библиотеку;

— экскурсия в художественный музей;

— темы проектов: «Как создаётся произведение искусства», «Что и как производят на заводе», «Трудовые награды в моей семье».




Раздел: Как товары производят (9 часов)

Чтобы товары появились, нужны материалы, инструменты, а также мастера, которые бы сделали товар.

Всё, что необходимо для производства товаров, — ресурсы. Природные ресурсы — материалы, которые даёт природа: земля, вода, растения и животные. Материальные ресурсы — это оборудование, инструменты и материалы, сделанные руками человека, необходимые для производства товаров. Трудовые ресурсы — это мастера, люди, которые создают товары. Важность труда людей разных профессий.

Производители — люди, которые создают (производят) товары. Продукт труда одного производителя может быть ресурсом для производства другого товара. Фабрика, завод — места, где производят товары.

Практическая, игровая и исследовательская деятельность:

— прогулка в парк за природным материалом;

— изготовление изделий из природного материала для подарка;

— игры: «Парикмахерская», «Поликлиника», «Супермаркет», «Ярмарка»;

— экскурсия в магазин;

— экскурсия на почту;

— проекты: «Как рубашка в поле выросла», «Как хлеб к нам на стол пришёл», «Родословная книжечки» и т. д.;

— рисование на темы проектов.

Календарно-тематическое планирование

1 класс (33 часа)




Темазанятия

Количество

часов

Дата по плану

Дата по факту

Методы контроля

1 четверть (7 часов)

Раздел 1. « Я и моя семья» (8 часов)

1

Вводный инструктаж по ОТ и ТБ.

Семья.

«Семеро по лавкам».

1




2-3

Дом.

«Семья сильна, когда над ней крыша одна».

2



Наблюдение

4-5

Хозяйство.

«Экономный и в дальнем пути нужды не терпит».

2




6-8

Экономика.

«Копейка рубль бережёт».

Экскурсия на хлебозавод.

3



Наблюдение


2 четверть (8часов)

Раздел 2. Моё - чужое«» (8 часов)


8

Инструктаж по ОТ и ТБ.

Собственность.

«На чужой каравай роток не разевай»

1




9

Авторские права.

Закон РФ об интеллектуальной собственности.

1




10

Как стать собственником?

Покупка, производство, дар, обмен.

1



Наблюдение

11

Отношение к своей и чужой собственности.

1




12-13

Проект

«Мое собственное кафе».

2




14-15

Презентация проектов.

«Ура! Сегодня открытие кафе»

2

1


Творческие работы учащихся

3 четверть (9 часов)



Раздел 3. «Почему люди трудятся» (9 часов)

16

Инструктаж по ОТ и ТБ.

«Труд человека кормит, а лень портит».

Труд – это полезная деятельность. Безделье– предмет осуждения.

1




17

«Кто любит труд, того люди чтут».

Такие разные профессии.

1




18

Важность домашнего труда для ведения хозяйства.

1




19-20

Учение – как источник знаний и залог будущего мастерства.

2




21-22

«Жизнь дана на добрые дела».

Встреча с интересными людьми.

2



Наблюдение

23-24

Труд людей.

Экскурсия на обувную фабрику

«Ронокс»

2



Наблюдение

4 четверть (8 часов)


Раздел 4. «Все работы хороши» (8 часов)


25-27

Инструктаж по ОТ и ТБ.

Профессии по предмету труда:

Человек – Природа; Человек – Человек; Человек – Техника; Человек – Худ.образ; Человек – Знак.система.

3




28-29

Проект:

«Профессии в моей семье»

2




30-31

Презентация проектов

2



Творческие работы учащихся

32-33

Семейные профессиональные династии. Праздничное мероприятие

«Все работы хороши, выбирайте для души!».

2



Наблюдение



Календарно-тематическое планирование 2 класс (34 ч.)

Тема

Количество

часов

Дата по плану

Дата по факту

Методы контроля

1

Вводный инструктаж по ОТ и ТБ.

Вводное занятие

1




Раздел 1. «Что нам нужно для жизни»(7 часов)

2-3.

Потребности.

2




4-5

Естественные потребности. Как люди добывают электроэнергию.

2



Наблюдение

6

Культурные потребности

1




7

Потребности и желания людей.

1



Конкурс рисунков

Раздел 2. Хочу, могу и надо.( 8 часов)


8-9.

Желания как первый шаг появления культурных потребностей, усилия человека, направленные на их достижение.

2




10-11.

Безграничность человеческих желаний и невозможность исполнить все желания. Желания (потребности) членов семьи, которые удовлетворяются в первую очередь.

2



Наблюдение

12-13.

Ценность желаний, направленных на других людей. Самые простые решения, которые помогут сберечь энергию.

2




14-15.

Как можно помочь своим близким в исполнении их желаний. Я, учись быть экономным.

2



Творческие работы учащихся

Раздел 3. « Как товары и услуги исполняют желания» (19 часов)

16-17

Товары — предметы, вещи, продукты питания, которые мы можем купить. Продовольственные (пища и питьё) и промышленные (одежда, обувь, мебель, игрушки и др.) товары. Товары приобретают в магазинах, на рынке, на ярмарке.

2



Конкурс рисунков

18-19.

«Продавец — профессия человека, который продаёт товары. Покупатель — человек, покупающий товары»

2




20-21.

Услуги — действия, которые оказывают человеку различные люди организации (учреждения). Человек обращается за услугами в дом быта, школу, больницу, поликлинику, на почту и др.

2




22-25.

Энергия – важная услуга для человека. Расход эл.энергии в быту.

4



Наблюдение

26- 27.

Школа (вуз, колледж) как учреждение, которое предоставляет образовательные услуги и удовлетворяет потребности людей в образовании.


2




28-30

Важность школы и образовательных услуг в жизни человека. Какие

мечты и желания человека помогает исполнить образование.


3



Наблюдение

31-32

Экскурсия

2



Наблюдение

33-34

Мастер-класс «Я умею и могу научить всех»;

2



Творческие работы учащихся

Итого:

34






Календарно-тематическое планирование

3 класс 


п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Дата проведения (плановая)

Дата проведения (фактическая)

Методы контроля

 

Жила-была денежка

9

 

 


1

Натуральное хозяйство то, в котором люди делают все необходимые вещи своими руками.

1


 


2

Рисование страны Натурального хозяйства

1


 

Творческие работы учащихся

3

Как появились ремёсла — умения людей изготавливать различные вещи.

1


 


4

Необходимость обмена. Бартер. Игра «Путешествие в страну Обмению».

1


 

Наблюдение

5

Как появились деньги.

1


 


6

Монеты — металлические деньги. Две стороны монет: аверс — лицевая сторона монеты, реверс — оборотная. Рассматривание коллекций разных монет.

1


 


7

Купюры — бумажные деньги. Рисование денег страны Экономики.

1


 

Творческие работы учащихся

8

Деньги России  - рубли и копейки.

1


 


9

Валюта — иностранные деньги. Что такое курс валюты.

1


 

Наблюдение

 

У всякого товара есть цена

5

 

 


10

Деньги — средство для оплаты товаров и услуг.

1


 


11

Что показывает цена товара. Что такое сдача.

1


 

Ролевая игра

12-13

Экскурсия в магазин.

2


 

Наблюдение

14

Как расплачиваться на кассе. О чём может рассказать чек. Сюжетно-ролевая игра «Магазин».

1


 


 

Что нужно знать, чтобы товары покупать?

5


 


15

Свойства товаров: цена и качество.

1


 


16

Зависимость цены от качества товара, от затрат на его производство, доставку.

1


 

Наблюдение

17

Покупатель имеет право на покупку качественного товара по закону.

1


 


18

Сочинение-исследование «От чего зависит цена молока?»

1


 

Творческие работы учащихся

19

Чек как документ, подтверждающий покупку. Сюжетно-ролевая игра «Магазин».

1


 


 

Доход не бывает без хлопот

6


 


20

Доходы семьи — деньги, которые поступают в семью.

1


 


21

Расходы семьи — деньги, которые тратит семья на нужды (потребности) всех её членов.

1


 


22

Бюджет семьи — соотнесение доходов, расходов и сбережений. Практическая работа «Составление семейного бюджета, составление личного бюджета»

1


 

Практическая работа

23-24

Банк как место сбережения и накопления денег. Экскурсия в местное отделение сбербанка (виртуальная, с привлечением специалиста)

2


 

Наблюдение

25

Игра «Банк». Рисование банковской карты

1


 

Творческие работы учащихся

 

 Энергосбережение

9

 

 


26/27

Семейное хозяйство.

2


 


28/29

Экономия и бережливость.

2


 

наблюдение

30/31

Способы экономии

2


 


32/33

Игра «Путешествие в страну минуток»

2


 

Наблюдение

34

Итоговое занятие

1


 

Тестирование

 

Итого

34

 

 


Календарно-тематическое планирование

4 класс (34 часа)

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Дата проведения (плановая)

Дата проведения (фактическая)

Методы контроля

 

Богатство и бедность

8

 

 


1

Как создаётся богатство.

1

 

 


2

Источники богатства государства

1

 

 


3

Экскурсия - исследование: «Природные богатства нашей местности»

1

 

 

Наблюдение

4

Источники богатства человека

1

 

 


5

Важность знаний в создании богатства.

1

 

 


6

Богатство и культура. Богатство и милосердие.

1

 

 


7

Проект на тему «Как распорядиться богатством»

1

 

 

Творческие работы учащихся

8

Налоги. Значение налогов.

Зачетное занятие.

1

 

 

Тестирование

 

Труд основа жизни

17

 

 


9

Ценность и значимость труда.

1

 

 


10

Труд как потребность человека.

1

 

 

Наблюдение

11

Заработная плата.

1

 

 


12

Трудовые награды. Встреча с человеком интересной профессии, имеющем награды за труд

1

 

 

Наблюдение

13

Важность учебного труда школьников.

1

 

 


14-15

Результат труда. Проект «Трудовые награды в моей семье»

2

 

 

Творческие работы учащихся

16

Причины различий в оплате труда

1

 

 


17

Результатом труда людей является продукт труда

1

 

 


18

Продукты труда людей заслуживают уважения и бережного отношения.

1

 

 


19-20

Экскурсия в библиотеку.

Зачетное занятие

2

 

 

Наблюдение

21

Оформление отчётов об экскурсии (альбомы, рисунки, сочинения и др. творческие работы)

1



Творческие работы учащихся

22-23

Экскурсия

2




24

Оформление отчётов об экскурсии (альбомы, рисунки, сочинения и др. творческие работы)

1




25

Игра «Угадай профессию»

1



Наблюдение







 

Энергосбережение

9

 

 


26

Ресурсы для производства товаров. Экономия ресурсов.

1

 

 


27

Прогулка в парк за природным материалом. Экономия природных ресурсов.

1

 

 

Наблюдение

28

Изготовление изделий из природного материала

1

 

 

Творческие работы учащихся

29

Мастера- люди, которые создают товары (гончары, плотники и т.д.)

1

 

 


30

Производители — люди, которые создают (производят) товары

1

 

 


31

Важность труда людей разных профессий.

1

 

 


32-34

Проект на тему: «Как хлеб к нам на стол пришёл»

3

 

 

Творческие работы учащихся

 

Итого

34

 

 




Методическое обеспечение программы

Данная программа рассчитана на обучающихся 7-11 лет.

В данной программе используются словесные методы, наглядные методы (наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия); практические методы (ученики получают знания и вырабатывают умения и навыки, выполняя практические действия – это различного рода упражнения, творческие работы: сочинения, проекты, рисунки и т.д.); методы проблемного обучения (диалогический, частично-поисковый, исследовательский).

Формы организации проведения занятий: групповые, коллективные.

Формы организации обучения – экскурсии, практикумы, семинары, защиты проектов, игры.

Технологии образовательного процесса по данному курсу:

1. Проблемное обучение. Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация самостоятельной деятельности обучающихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.

2. Технология проектно-исследовательского обучения. Развивает индивидуальные творческие способности обучающихся, дает возможность им самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения.

3. Обучение в сотрудничестве. Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей. Суть в том, чтобы идти не от предмета к ребенку, а наоборот.

4. Игровые технологии. Развитие познавательной деятельности, расширение кругозора.

5. Информационно-коммуникативные. Изменение и неограниченное обогащение содержания образования, доступ в интернет.

6. Здоровьесберегающие. Равномерно распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками во время проведения теоретических занятий, нормативно применять ТСО, на 70% использование практических занятий.

Освоение программы детьми с ОВЗ предусматривает индивидуальную образовательную программу данного курса.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. «Дидактические материалы к занятиям по экономике в начальной школе. Занимательные задания и упражнения», автор М.М.Воронина, Волгоград, изд-во «Учитель», 2016

  2. «Школа юного экономиста. Разработки занятий для младших школьников», автор М.М.Воронина, Волгоград, изд-во «Учитель», 2013

  3. «Экономика для младших школьников. Путешествие в компании Белки и ее друзей», автор Т.В.Смирнова, Самара, «Федоров», 2015

  4. «Экономический сказочный словарь», автор Т.В.Смирнова, Самара, изд-во «Учебная литература», 2009

  5. Толковый словарь русского языка.Издательство: М.: ИТИ Технологии; Издание 4-е, доп. 944 страниц; 2006 г.



1