Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности по профориентации "Мир профессий" составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования МБОУ СШ № 4 имени Героя Советского Союза А.Б. Михайлова и авторской программой развивающего курса «Мир профессий», Прилипской Е.В., Сухаревской Е.Ю. (Издательство «БАРО-ПРЕСС», Ростов-на-Дону, 2008 г.).
Программа внеурочной деятельности «Мир профессий» предназначена для детей в возрасте от 7до10 лет, т.к. представления о профессиях у ребенка 7-10 лет ограничены его пока небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду и учителя в школе, профессии летчика, милиционера, разведчика, но об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно.
Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка. В школах формирование представлений о мире труда и профессий подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически. В то время как именно школа должна стать решающим звеном процесса профессионального самоопределения учащихся, оказать действенное влияние на целенаправленное формирование представлений о мире труда и профессий.
В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Учеба в школе выявляет избирательное отношение школьника к разным учебным предметам. У отдельных детей очень рано обнаруживается интерес к некоторым из них, склонность к определенному виду деятельности: изобразительной, музыкальной, конструктивной.
Перед младшими школьниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то младший школьный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем.
Цели курса «Мир профессий»:
- создать условия для расширения знаний учащихся о мире профессий, формирование интереса к познанию мира и успешной социализации младших школьников.
Задачи курса:
познакомить с миром профессий, особенностями разных профессий;
способствовать формированию уважительного отношения к людям разных профессий и результатам их труда;
способствовать развитию интеллектуальных и творческих возможностей ребёнка;
способствовать формированию нравственных качеств: доброты, взаимовыручки, внимания, справедливости и т.д.;
способствовать формированию навыков здорового и безопасного образа жизни.
На реализацию данной программы «Мир профессий» в 1-м классе отводится 33 часа (1 раз в неделю), во 2-4 классах – по 34 часа в год (1 раз в неделю). Общий объём составляет 135 часов.
Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определённой профессии.
Планируемые результаты освоения программы
В ходе реализации программы, обучающиеся должны овладевать специальными знаниями, умениями и навыками. К ним относятся:
- когнитивные – знания обучающихся о труде, о мире профессий;
- мотивационно-личностные – отношение к труду, интерес к профессиям, желание овладеть какой-либо профессиональной деятельностью;
- поведенческие - навыки трудовой деятельности, ответственность, дисциплинированность, самостоятельность в труде.
Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
1. Регулятивные УУД:
- Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
- Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
- Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
-Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
-Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Коммуникативные УУД:
- Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.
Предметные результаты:
1 класс
отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения;
основные сферы профессиональной деятельности человека; основные понятия, признаки профессий, их значение в окружающем обществе;
предприятия и учреждения населенного пункта, района;
оперировать основными понятиями и категориями, основными приемами выполнения учебных проектов;
-рассказывать о профессии и обосновывать ее значение в жизни общества;
-переносить теоретические сведения о сферах человеческой деятельности на конкретные жизненные ситуации;
выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с принятыми в обществе морально-этическими принципами.
2 класс
осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества с ориентацией на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;
стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые способы действия;
преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать;
стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми;
оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме;
ставить учебно-познавательные задачи перед выполнением разных заданий;
проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения;
адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях.
3 класс
стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые способы действия;
преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать;
стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми;
оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме;
ставить учебно-познавательные задачи перед выполнением разных заданий;
проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения;
адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях;
владение практически значимыми информационными умениями и навыками, их применением к решению информатических и неинформатических задач:
выделение, построение и достраивание по системе условий: цепочки, дерева, мешка;
проведение полного перебора объектов;
определение значения истинности утверждений для данного объекта; понимание описания объекта с помощью истинных и ложных утверждений.
4 класс
рациональное использование распространённых технических средств информационных технологий для решения общепользовательских задач и задач учебного процесса, усовершенствование навыков полученных в начальной школе;
выбор средств информационных технологий для решения поставленной задачи;
отвечающей данной задаче диалоговой или автоматической обработки информации (таблицы, схемы, графы, диаграммы);
преобразование информации из одной формы представления в другую без потери её смысла и полноты;
решение задач из разных сфер человеческой деятельности с применением средств информационных технологий.
Оценка достижения планируемых результатов
В процессе оценки достижения планируемых результатов будут использованы разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (тестовые материалы, проекты, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения). Контролирующие материалы для оценки планируемых результатов освоения программы: опросные листы, тесты, беседы. Методы текущего контроля: наблюдение за работой учеников, устный фронтальный опрос, беседа.
Обработка полученных материалов может включать классификацию профессий, классификацию мотивов их выбора, сравнение рисунков, ответов, письменных работ, выявление влияния родителей на выбор профессии.
Содержание курса
Содержание определяется возрастными особенностями младших школьников. Каждое занятие внеурочной деятельности имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определенной профессии.
Программа состоит из четырёх блоков:
«Труд в жизни человека» (1 класс);
«Профессии наших родителей» (2 класс);
«Мир профессий» (3 класс);
«Я в мире профессий» (4 класс).
1 класс (33 часа)
Блок "Труд в жизни человека".
Профессии, связанные с природой. (9 ч.) Профессии наших мам. (8ч.) Профессии наших пап. (8ч.) Профессии, связанные с путешествиями. (8ч.)
2 класс (34 часа)
Блок «Профессии наших родителей» .
Профессии, связанные с природой. (8ч.) Профессии, которые нас охраняют. (9ч.) Профессии, которые нас лечат. (8ч.) Профессии в школе. (9ч.)
3 класс (34 часа)
Блок «Мир профессий».
Профессии в моей семье. (21 ч.) Мир профессий. (13 ч.)
4 класс (34 часа)
Блок «Я в мире профессий».
"Кем быть?" (21 ч.) «Я и мир профессий» (13ч.)
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Классы | Темы | Количество часов |
Всего часов | Теория | Практика |
1 | "Труд в жизни человека". |
Профессии, связанные с природой. | 9 ч. | 6ч. | 3ч. |
Профессии наших мам. | 8 ч. | 4ч. | 4ч. |
Профессии наших пап. | 8 ч. | 5ч. | 3ч. |
Профессии, связанные с путешествиями. | 8 ч. | 3ч. | 8ч. |
Итого: | 33 ч. | 18 ч. | 15 ч. |
2 | «Профессии наших родителей» . |
Профессии, связанные с природой. | 2 8 ч. | 5ч. | 3ч. |
Профессии, которые нас охраняют. | 2 9 ч. | 6ч. | 3ч. |
Профессии, которые нас лечат. | 3 8 ч. | 4ч. | 4ч. |
Профессии в школе. | 1 9 ч. | 4ч. | 5ч. |
Итого: | 34 34 ч. | 19 ч. | 15 ч. |
3 | «Мир профессий». |
Профессии в моей семье. | 21 ч. | 11ч. | 10ч. |
Мир профессий | 13 ч. | 6 ч. | 7ч. |
Итого: | 34 ч. | 17 ч. | 17 ч. |
4 | «Я в мире профессий». |
"Кем быть?" | 21 ч. | 5ч. | 16ч. |
«Я и мир профессий» | 13 ч. | 5ч. | 8ч. |
Итого: | 34 ч. | 10 ч. | 24 ч. |
Календарно-тематическое планирование
1 класс
№ | Тема | Дата |
Профессии, связанные с природой |
1 | Путешествие в мир профессий сельского хозяйства | |
2 | У бабушки в деревне | |
3 | Ловись рыбка | |
4 | Труженики леса | |
5 | Хлеб – всему голова | |
6 | Профессия овощевод | |
7 | Знакомьтесь. Агроном | |
8 | Профессия цветовод | |
9 | Все работы хороши, выбирай на вкус | |
Профессии наших мам. |
10 | В магазине | |
11 | В библиотеке | |
12 | Весёлый портняжка | |
13 | Расти здоровым | |
14 | Я в учителя пойду | |
15 | Кухонный переполох | |
16 | Причёски такие разные | |
17 | Профессии наших мам. Кем быть? | |
Профессии наших пап. |
18 | Строим дом | |
19 | У кого мастерок, у кого молоток | |
20 | Весёлый мастерок | |
21 | Профессия водитель | |
22 | Осторожно огонь | |
23 | Я б в спасатели пошёл пусть меня научат | |
24 | Профессия шахтёр | |
25 | Все профессии нужны, все профессии важны | |
Профессии, связанные с путешествиями. |
26 | Куда уходят поезда | |
27 | Высоко в облаках | |
28 | Космическое путешествие | |
29 | Морское путешествие | |
30 | На арене цирка | |
31 | Профессии наших родителей | |
32 | Кем быть? Каким быть? | |
33 | Профессиоведческий турнир | |
2 класс
№ | Тема | Дата |
Профессии, связанные с природой. |
1 | Многообразие мира профессий. Исследование «Многообразие рабочих профессий» | |
3-4 | Садовник, дворник. | |
5 | Мастер-цветовод | |
6-7 | Профессия продавец | |
8-9 | Почтальон | |
Профессии, которые нас охраняют. |
10 | Охранник | |
11 | Полицейский | |
12 | Пожарный | |
13 | Военный | |
14 | Профессия «Следователь» | |
15 | Следствие ведут второклассники! | |
16 | Разведчик | |
17 | Летчик | |
18 | Водолаз | |
Профессии, которые нас лечат. |
19-20 | Врач скорой помощи | |
20-21 | Детский врач - педиатр | |
22-23 | Зубной врач | |
24-25 | Кто лечит наши глаза | |
Профессии в школе. |
26-27 | Профессия – учитель. | |
28-29 | Профессия - воспитатель | |
30-31 | Как помогает логопед | |
32-33 | Профессия - библиотекарь | |
34 | Создание странички портфолио – «Труд в почете любой» | |
3 класс
№ | Тема | Дата |
Профессии в моей семье. |
1-2 | Представление о труде взрослых. | |
3-4 | Вот у Коли, например, мама – милиционер. | |
5 | «Мама – лётчик? Что ж такого?» | |
6-7 | Имеет ли значение пол человека для выбора и обретения профессии. | |
8-9 | Оформление странички портфолио «Профессия мамы и папы» | |
10-11 | Кем работают мои родные? | |
12-13 | Кем работают(ли) бабушки и дедушки | |
14-15 | Сочинение «Трудовая гордость моей семьи». | |
16-17 | Исследование трудовой истории моей семьи. Оформление страницы портфолио. | |
18-19 | Семейные династии | |
20-21 | Оформление фото-картиночной странички портфолио по теме: «Семейные династии» | |
Мир профессий. |
22-23 | Эволюция профессий – как меняются условия труда и трудовые обязанности в век прогресса. | |
24 | Как рождаются новые профессии. | |
25 | Исчезают ли профессии? | |
26-27 | Как приобрести профессию? «Я бы в летчики пошел – пусть меня научат…» | |
28-29 | Сложности выбора профессии. Книгу переворошив, намотай себе на ус - все работы хороши, выбирай на вкус! В.Маяковский «Кем быть?» | |
30 | Сочинение-эссе «Какой профессией я смог(ла) бы овладеть?» | |
31-34 | Подготовка презентации «Все профессии важны – все профессии нужны!» | |
4 класс
№ | Тема | Дата |
"Кем быть?" |
1 | В гостях у своего «Я». | |
2 | Мое «Я» в гостях у других «Я» | |
3 | Великая радость – работа | |
4-5 | « Быть нужным людям…» | |
6 | Сочинение-рассуждение «Самая нужная профессия» | |
7-8 | Характер и выбор профессии | |
9-10 | Правила выбора профессии | |
11-12 | Творческий проект «Моя будущая профессия» | |
13-14 | Представление о себе и проблема выбора профессии | |
15 | «Секреты» выбора профессии («хочу», «могу», «надо») | |
16-17 | Как готовить себя к будущей профессии | |
18-19 | Оформление странички портфолио «Кем быть?», «Каким быть?» | |
20-21 | Сочинение « … - это призвание!» | |
« Я и мир профессий» |
22-23 | Профессии без которых не обойтись. | |
24-25 | Исследование «Необычная творческая профессия» | |
26-27 | Исследование «Мои земляки в мире творческих профессий» | |
28-29 | Проект « Я и мир профессий» | |
30-31 | «Мое профессиональное протфолио» | |
32-33 | Защита «Профессионального портфолио» | |
34 | Итоговая конференция «Мир профессий» | |
Список используемой литературы
1. Прилипская Е.В., Сухаревская Е.Ю. Мир профессий. Издательство «БАРО-ПРЕСС», Ростов-на-Дону, 2014 г.
2. Елькина О.Ю. Путешествие в мир профессий. Программа с методическими рекомендациями для учителей 1 – 4 классов. М.: Образовательно-издательский центр «Академия» (2014)
3. Журкова,А.Я. Чистякова С.Н. Методика формирования профессионального самоопределения школьников на различных возрастных этапах Учебное пособие.
4. А.Я Журкова, С.Н. Чистякова. - Кемерово, 2014.
5. Загребина, Г.В. Давай устроим праздник. Г.В. Загребина. - Ярославль, 2013.
6. Игумнова, Е. Банкир, фермер иль портной… кто же я буду такой??? Учеб. пособие для преподавателей. Е. Игумнова. - Новосибирск, 2014
7. Кугач, А.Н. Турыгина, С.В. Школьные праздники, конкурсы, шоу-программы. Учебное пособие. А.Н. Кугач, С.В. Турыгина. - Ярославль, 2014.
8. Образцова, Т.Н. Ролевые игры для детей. Т.Н. Образцова. - М.: ООО “Этрол”, ООО “ИКТЦ “ЛАДА”, 2015.
9. Психология развивающейся личности. сост. А.В. Петровский. – М., 2017.
10. Федин. С. Игры в пути. Учебное пособие. С. Федин. - М.; 2016.
11. Яровая , Л. Н., Жиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия, 2 класс Л. Н. Яровая, О.Е. Жиренко. - М: «Вако», 2014
Интернет - ресурсы
Всероссийские открытые уроки "Проектория" https://proektoria.online/lessons