СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа курса внеурочной деятельности «На пути к обществу»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа курса внеурочной деятельности

«На пути к обществу»

(профориентация и самоопределение)

на 2022-2022 учебный год

в 11 классе

Просмотр содержимого документа
«Программа курса внеурочной деятельности «На пути к обществу»»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Водоватовская средняя школа»



УТВЕРЖДЕНО

педагогическим

советом №____ от

« » сентября 2021 г.




Программа курса внеурочной деятельности

«На пути к обществу»

(профориентация и самоопределение)

на 2022-2022 учебный год

в 11 классе



Классный руководитель:

Щелокова Марина Васильевна






ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа составлена из расчета на 75 часов в год (2 часа в неделю) на изучение в 10 классе.


Одним из приоритетных направлений современного воспитания в условиях модернизации является подготовка школьника к осознанному профессиональному выбору, так как возросшие требования современного высокотехнологичного производства к уровню профессиональной подготовки кадров актуализируют проблемы профессиональной ориентации молодежи. Зачастую профессиональные намерения значительной части выпускников не соответствуют потребностям экономики страны в кадрах определенной профессии. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, необходима подготовка компетентного специалиста, способного к функциональной адаптации в различных сферах деятельности, умеющего самостоятельно проектировать и реализовывать свои образовательные и профессиональные ценности, саморазвиваться на протяжении всей жизни.

Рабочая программа внеурочной деятельности «На пути к обществу» предназначена для обучающихся 11 классов, проявляющих интерес к изучению своих возможностей и потребностей в дальнейшем выборе профессии.

Вопрос жизненного выбора, профессионального самоопределения выпускников был и остается одним из самых важных и сложных для образовательных учреждений, старшеклассников, их родителей. Профессиональное развитие – это непрерывная цепь профессиональных выборов. На каждом этапе профессионального выбора могут оказывать влияние факторы, которые исходят как от социальной среды, так и от самого человека.

Программа «На пути к обществу» позволяет учащимся изучить свои

возможности и потребности и соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, подготовиться к будущей трудовой профессиональной деятельности и в дальнейшем успешно выстроить профессиональную карьеру, адаптируясь к социальным условиям и требованиям рынка труда. Данный курс позволяет обучающимся осознать многообразие мира профессий, ответственность каждого за построение своего профессионального пути, возможности развития человека в профессиональной деятельности, также выявить профессиональные намерения, интересы, склонности учеников, соотнести выбранную профессию с индивидуальными возможностями, определить альтернативные выборы в профессиях. Сформировать внутреннюю готовность самостоятельно и осознанно планировать и реализовывать перспективы своего профессионального, жизненного и личностного развития с учетом гендерного аспекта.


Программа рассчитана на 75 часов, включает в себя теоретические и практические занятия, беседы для учащихся. Программа включает цикл бесед и практические занятия, призванные помочь старшеклассникам в анализе своих психологических особенностей и в профессиональном самоопределении.

При составлении программы были использованы игровые методы Н.С. Пряжникова, теоретические идеи Е.А. Климова, подходы к вопросу профориентации, изложенные в курсе «Выбирайте профессию» Е.Н. Прошицкой, развивающие задания «Реализуй себя» Селевко Г.К.; программа профессионального самоопределения Резапкиной Г.В. «Я и моя профессия», методика Айзенка - диагностика.

Основной целью данной программы является - формирование у учащихся готовности к осознанному социальному и профессиональному самоопределению.

Цель осуществляется посредством выполнения следующих задач:

подготовить школьников к осознанному выбору профиля обучения в старшей школе и в

перспективе — будущей профессии;

расширить знания учащихся о мире профессий, познакомив их с классификацией, типами и подтипами профессий, возможностями подготовки к ним, дать представление о профпригодности и компенсации;

обучить учащихся выявлению соответствия требований выбранной профессии их способностям и возможностям;

обучить планированию профессиональной карьеры; показать механизм выбора профессии; определить оптимальный вариант, при котором желания и возможности максимально приближены друг к другу;

сформировать отношение старшеклассника к себе как субъекту будущей профессии;

овладеть умением анализировать профессию; изучить требования профессии к человеку;

получить опыт соотнесения требований профессии с собственными интересами и возможностями.


Результаты освоения курса внеурочной деятельности.

Личностные результаты:

– ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;

– готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

– формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);

– развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

– готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении

всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

– осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;

– готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

– потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;

Метапредметные:

Регулятивные универсальные учебные действия

-самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

-оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;

- ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

- оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;

- выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

- организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

- сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

Познавательные универсальные учебные действия

- искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

- критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

- использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;

- находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

- выходить за рамки учебного курса и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

- выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;

- менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

Коммуникативные универсальные учебные действия

- осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

- при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);

- координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

- развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

- распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.

Предметные результаты:

По окончании программы старшеклассники должны овладеть:

- знаниями о профессиональном самоопределении, о требованиях к составлению личного профессионального плана;

- правилами выбора профессии и сведениями о путях получения профессионального образования;

- понятиями об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;

- понятиями темперамента, черт характера, самооценки, эмоционально-волевой сферы, типов нервной системы;

- знаниями о рынке профессионального труда и образовательных услуг;

- способами выхода из конфликтных и проблемных ситуаций, связанной с выбором профиля и пути продолжения образования;

- способностью объективно оценивать свои индивидуальные возможности в соответствии с избираемой деятельностью;

- умениями ставить цели и планировать действия для их достижения,


самосовершенствоваться в учебной и трудовой деятельности;

- способностью анализировать профессиограммы, информацию о профессиях (по общим признакам профессиональной деятельности), а также о ситуации на рынке профессионального труда в городе, районе, области, стране.


Внеурочной деятельности



Форма работы

Направления

Духовно-нравственное


Общеинтел-

лектуальное

Общекультурное

Спортивно-оздоровительное

Социальное

1.Вводное занятие. Диагностика

Диагностика


+

1.09




2. Многообразие мира профессий.

Беседа





+

4.09

3. Я и выбор профессии. Социальные проблемы труда.

Дискуссия





+

8.09

4. Важные профессиональные качества

Дискуссия

+

11.09





5. Алгоритм профессионального выбора

Беседа


+

15.09




6.Ошибки при выборе профессии

Беседа



+

18.09



7. Профессиональная мобильность

Беседа




+

22.09


8. Профессиональная идентичность

Беседа






+

25.09

9. Требования к уровню образования

Познавательная беседа

+

29.09





10. Требования к уровню образования

Познавательная беседа

+

2.10





11. «Какие профессии востребованы в нашем регионе?» (дискуссия). Мониторинг рынка труда.

Дискуссия


+

6.10




12. «Какие профессии востребованы в нашем регионе?» (дискуссия). Мониторинг рынка труда.

Дискуссия


+

9.10




13. Разделение труда. Классификации профессий

Лекция




+

13.10


14. Разделение труда. Классификации профессий

Лекция




+

16.10


15. Различные виды классификаций. Знакомство с классификацией профессий Климова.

Лекция



+

20.10



16. Различные виды классификаций. Практическая работа: составление формул профессий.

Практическая работа



+

23.10



17. Диферринцированно-диагностический опрсник Климова («человек – человек», «человек – природа», «человек – техника», «человек – знак», «человек – художественный образ»).

Диагностика





+

27.10

18. Мотивы выбора профессии


Дискуссия

+

30.10








19. Мотивы выбора профессии


Дискуссия

+

3.11







20. Здоровье и выбор профессии.


Познавательная беседа





+

6.11


21. Типы темперамента и выбор профессии.

Познавательная беседа




+

10.11


22. Знакомство с типами темперамента: холерики, сангвиники.

Познавательная беседа







+

13.11



23. Знакомство с типами темперамента: . флегматики, меланхолики. .

Познавательная беседа






+

17.11



24. Понятие экстраверсии и интроверсии

Познавательная беседа









+

20.11




25. Значение и влияние темперамента на выбор профессии.

Познавательная беседа




+

24.11





26. Значение и влияние темперамента на выбор профессии.

Познавательная беседа






+

27.11







27. «Определение типа темперамента», методика Айзенка - диагностика.

Диагностика










+

1.12


28. Профессиональная перспектива.

Лекция

+

4.12











29. Составление резюме.


Урок-практика


+8.12






30. Секреты самопрезентации.



+11.12






31. Современный рынок труда и его требования к профессионалу

Лекция






+

15.12


32. Понятие о профессиональной пригодности. Призвание. Целеустремленность.

Лекция






+

18.12


33. Понятие о профессиональной пригодности. Призвание. Целеустремленность.

Лекция






+

22.12


34. Профессиональный успех на студенческой скамье.


Лекция





+

25.12

35. Профессиональный успех на студенческой скамье.

Познавательная беседа





+

29.12

36. Собеседование. Правила и нормы поведения.

Познавательная беседа



+

1.01



37. Собеседование. Правила и нормы поведения.

Познавательная беседа



+

5.01



38. Подготовка к собеседованию: речь, одежда (дресс-код), этикет.

Подготовка к собеседованию

+

8.01





39. Подготовка к собеседованию: речь, одежда (дресс-код), этикет.

Подготовка к собеседованию

+

12.01





40.Практика «Собеседование при приеме на работу»

Урок-собеседование


+

15.01




41. Игра «Руководитель» (стили руководства). Социально – экономические условия современной России

Игра





+

19.01

42.Структура экономики. Развитие производства и сельского хозяйства. Сфера услуг.

Лекция



+

22.01



43.Структура экономики. Развитие производства и сельского хозяйства. Сфера услуг.

Лекция



+

26.01



44.Хозяйственный механизм. Экологические проблемы и их решение.

Лекция


+

29.01




45.Хозяйственный механизм. Экологические проблемы и их решение.

Беседа


+

2.02




46. Практическая работа: сочинение « Если бы я был мэром».

Практическая работа

+

5.02





47.Анализ практической работы. Основы экономических знаний

Анализ практической работы

+

9.02





48. Зачем нужна экономика.

Беседа


+

12.02




49. Как устроена экономика и как организовано производство благ.

Беседа


+

16.06




50. Люди с ограниченными возможностями: рынок труда и обязанности работодателя.

Познавательная беседа




+

19.02


51. Люди с ограниченными возможностями: рынок труда и обязанности работодателя.

Познавательная беседа




+

23.02


52. Деньги и торговля. Банки и биржи. Рынок образовательных услуг.


Лекция


+

26.02




53. Деньги и торговля. Банки и биржи. Рынок образовательных услуг.

Беседа


+

2.03




54. Встреча с людьми востребованных рабочих профессий


Урок-встреча

+

5.03





55. Встреча с людьми востребованных рабочих профессий


Урок-встреча

+

9.03





56.Система профессионального образования.

Познавательная беседа


+

12.03




57. Типы учебных заведений, условия приема и обучения студентов.

Лекция


+

16.03




58 . Система дополнительного образования.

Лекция



+

19.03



59. Социально – профессиональная мобильность.

Лекция





+

23.03

60. Практическая работа: сочинение «Мой путь в профессию»

Практическая работа





+

26.03

61. Анализ рынка образовательных услуг.

Познавательная беседа





+

30.03

62. Трудовой кодекс.

Познавательная беседа



+

2.04



63. Труд несовершеннолетних.

Познавательная беседа

+

6.04





64. . Основы технологической культуры.

Познавательная беседа



+

9.04



65. Сущность и содержание технологической культуры: структура технологической культуры, технологическая среда жизнедеятельности человека.

Познавательная беседа




+

13.04


66. Сущность и содержание технологической культуры: структура технологической культуры, технологическая среда жизнедеятельности человека.

Познавательная беседа




+

16.04


67. Технологическая культура – основа прогрессивного развития производства и общества.

Познавательная беседа



+

20.04



68. Технологии основных видов жизнедеятельности человека: технология трудовой, познавательной, игровой, управленческой деятельности человека

Познавательная беседа



+

23.04



69. Технологическая культура и профессиональная деятельность: сферы профессиональной деятельности, понятие «культура труда», профессиональная этика и культура деловых взаимоотношений. Личный профессиональный план

Познавательная беседа



+

27.04



70. Понятие о профессиональной карьере. Профессиональная компетентность.

Познавательная беседа

+

30.04





71. Профессиональное становление Профессиональное прогнозирование и самоопределение.

Познавательная беседа




+

4.05


72. Готовность к выбору профиля, профессии.

Диагностика

+

7.05





73. Подготовка профориентационных проектов.

Подготовка к защите проекта





+

11.05

74. Подготовка профориентационных проектов.

Подготовка к защите проекта





+

14.05

75.Подготовка и защита профориентационных проектов (профессиограммы, профпробы).



Защита проекта





+

18.05

Курс внеурочной деятельности связан с предметом обществознание.




РАССМОТРЕНО

на педагогическом совете №

от « » августа


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!