Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Водоватовская средняя школа»
УТВЕРЖДЕНО
педагогическим
советом №____ от
« » сентября 2021 г.
Программа курса внеурочной деятельности
«На пути к обществу»
(профориентация и самоопределение)
на 2022-2022 учебный год
в 11 классе
Классный руководитель:
Щелокова Марина Васильевна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа составлена из расчета на 75 часов в год (2 часа в неделю) на изучение в 10 классе.
Одним из приоритетных направлений современного воспитания в условиях модернизации является подготовка школьника к осознанному профессиональному выбору, так как возросшие требования современного высокотехнологичного производства к уровню профессиональной подготовки кадров актуализируют проблемы профессиональной ориентации молодежи. Зачастую профессиональные намерения значительной части выпускников не соответствуют потребностям экономики страны в кадрах определенной профессии. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, необходима подготовка компетентного специалиста, способного к функциональной адаптации в различных сферах деятельности, умеющего самостоятельно проектировать и реализовывать свои образовательные и профессиональные ценности, саморазвиваться на протяжении всей жизни.
Рабочая программа внеурочной деятельности «На пути к обществу» предназначена для обучающихся 11 классов, проявляющих интерес к изучению своих возможностей и потребностей в дальнейшем выборе профессии.
Вопрос жизненного выбора, профессионального самоопределения выпускников был и остается одним из самых важных и сложных для образовательных учреждений, старшеклассников, их родителей. Профессиональное развитие – это непрерывная цепь профессиональных выборов. На каждом этапе профессионального выбора могут оказывать влияние факторы, которые исходят как от социальной среды, так и от самого человека.
Программа «На пути к обществу» позволяет учащимся изучить свои
возможности и потребности и соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, подготовиться к будущей трудовой профессиональной деятельности и в дальнейшем успешно выстроить профессиональную карьеру, адаптируясь к социальным условиям и требованиям рынка труда. Данный курс позволяет обучающимся осознать многообразие мира профессий, ответственность каждого за построение своего профессионального пути, возможности развития человека в профессиональной деятельности, также выявить профессиональные намерения, интересы, склонности учеников, соотнести выбранную профессию с индивидуальными возможностями, определить альтернативные выборы в профессиях. Сформировать внутреннюю готовность самостоятельно и осознанно планировать и реализовывать перспективы своего профессионального, жизненного и личностного развития с учетом гендерного аспекта.
Программа рассчитана на 75 часов, включает в себя теоретические и практические занятия, беседы для учащихся. Программа включает цикл бесед и практические занятия, призванные помочь старшеклассникам в анализе своих психологических особенностей и в профессиональном самоопределении.
При составлении программы были использованы игровые методы Н.С. Пряжникова, теоретические идеи Е.А. Климова, подходы к вопросу профориентации, изложенные в курсе «Выбирайте профессию» Е.Н. Прошицкой, развивающие задания «Реализуй себя» Селевко Г.К.; программа профессионального самоопределения Резапкиной Г.В. «Я и моя профессия», методика Айзенка - диагностика.
Основной целью данной программы является - формирование у учащихся готовности к осознанному социальному и профессиональному самоопределению.
Цель осуществляется посредством выполнения следующих задач:
подготовить школьников к осознанному выбору профиля обучения в старшей школе и в
перспективе — будущей профессии;
расширить знания учащихся о мире профессий, познакомив их с классификацией, типами и подтипами профессий, возможностями подготовки к ним, дать представление о профпригодности и компенсации;
обучить учащихся выявлению соответствия требований выбранной профессии их способностям и возможностям;
обучить планированию профессиональной карьеры; показать механизм выбора профессии; определить оптимальный вариант, при котором желания и возможности максимально приближены друг к другу;
сформировать отношение старшеклассника к себе как субъекту будущей профессии;
овладеть умением анализировать профессию; изучить требования профессии к человеку;
получить опыт соотнесения требований профессии с собственными интересами и возможностями.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Личностные результаты:
– ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
– готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
– формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
– развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
– готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении
всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
– осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
– готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
– потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;
Метапредметные:
Регулятивные универсальные учебные действия
-самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
-оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
- ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
- оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
- выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
- организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
- сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные универсальные учебные действия
- искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
- критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
- использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
- находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
- выходить за рамки учебного курса и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
- выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
- менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
- осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
- при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
- координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
- развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
- распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Предметные результаты:
По окончании программы старшеклассники должны овладеть:
- знаниями о профессиональном самоопределении, о требованиях к составлению личного профессионального плана;
- правилами выбора профессии и сведениями о путях получения профессионального образования;
- понятиями об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;
- понятиями темперамента, черт характера, самооценки, эмоционально-волевой сферы, типов нервной системы;
- знаниями о рынке профессионального труда и образовательных услуг;
- способами выхода из конфликтных и проблемных ситуаций, связанной с выбором профиля и пути продолжения образования;
- способностью объективно оценивать свои индивидуальные возможности в соответствии с избираемой деятельностью;
- умениями ставить цели и планировать действия для их достижения,
самосовершенствоваться в учебной и трудовой деятельности;
- способностью анализировать профессиограммы, информацию о профессиях (по общим признакам профессиональной деятельности), а также о ситуации на рынке профессионального труда в городе, районе, области, стране.
Внеурочной деятельности | Форма работы | Направления |
Духовно-нравственное | Общеинтел- лектуальное | Общекультурное | Спортивно-оздоровительное | Социальное |
1.Вводное занятие. Диагностика | Диагностика | | + 1.09 | | | |
2. Многообразие мира профессий. | Беседа | | | | | + 4.09 |
3. Я и выбор профессии. Социальные проблемы труда. | Дискуссия | | | | | + 8.09 |
4. Важные профессиональные качества | Дискуссия | + 11.09 | | | | |
5. Алгоритм профессионального выбора | Беседа | | + 15.09 | | | |
6.Ошибки при выборе профессии | Беседа | | | + 18.09 | | |
7. Профессиональная мобильность | Беседа | | | | + 22.09 | |
8. Профессиональная идентичность | Беседа | | | | | + 25.09 |
9. Требования к уровню образования | Познавательная беседа | + 29.09 | | | | |
10. Требования к уровню образования | Познавательная беседа | + 2.10 | | | | |
11. «Какие профессии востребованы в нашем регионе?» (дискуссия). Мониторинг рынка труда. | Дискуссия | | + 6.10 | | | |
12. «Какие профессии востребованы в нашем регионе?» (дискуссия). Мониторинг рынка труда. | Дискуссия | | + 9.10 | | | |
13. Разделение труда. Классификации профессий | Лекция | | | | + 13.10 | |
14. Разделение труда. Классификации профессий | Лекция | | | | + 16.10 | |
15. Различные виды классификаций. Знакомство с классификацией профессий Климова. | Лекция | | | + 20.10 | | |
16. Различные виды классификаций. Практическая работа: составление формул профессий. | Практическая работа | | | + 23.10 | | |
17. Диферринцированно-диагностический опрсник Климова («человек – человек», «человек – природа», «человек – техника», «человек – знак», «человек – художественный образ»). | Диагностика | | | | | + 27.10 |
18. Мотивы выбора профессии | Дискуссия | + 30.10 | | | | |
19. Мотивы выбора профессии | Дискуссия | + 3.11 | | | | |
20. Здоровье и выбор профессии. | Познавательная беседа | | | | + 6.11 | |
21. Типы темперамента и выбор профессии. | Познавательная беседа | | | | + 10.11 | |
22. Знакомство с типами темперамента: холерики, сангвиники. | Познавательная беседа | | | | + 13.11 | |
23. Знакомство с типами темперамента: . флегматики, меланхолики. . | Познавательная беседа | | | | + 17.11 | |
24. Понятие экстраверсии и интроверсии | Познавательная беседа | | | | + 20.11 | |
25. Значение и влияние темперамента на выбор профессии. | Познавательная беседа | | | + 24.11 | | |
26. Значение и влияние темперамента на выбор профессии. | Познавательная беседа | | | + 27.11 | | |
27. «Определение типа темперамента», методика Айзенка - диагностика. | Диагностика | | | | | + 1.12 |
28. Профессиональная перспектива. | Лекция | + 4.12 | | | | |
29. Составление резюме. | Урок-практика | | +8.12 | | | |
30. Секреты самопрезентации. | | | +11.12 | | | |
31. Современный рынок труда и его требования к профессионалу | Лекция | | | | | + 15.12 |
32. Понятие о профессиональной пригодности. Призвание. Целеустремленность. | Лекция | | | | + 18.12 | |
33. Понятие о профессиональной пригодности. Призвание. Целеустремленность. | Лекция | | | | + 22.12 | |
34. Профессиональный успех на студенческой скамье. | Лекция | | | | | + 25.12 |
35. Профессиональный успех на студенческой скамье. | Познавательная беседа | | | | | + 29.12 |
36. Собеседование. Правила и нормы поведения. | Познавательная беседа | | | + 1.01 | | |
37. Собеседование. Правила и нормы поведения. | Познавательная беседа | | | + 5.01 | | |
38. Подготовка к собеседованию: речь, одежда (дресс-код), этикет. | Подготовка к собеседованию | + 8.01 | | | | |
39. Подготовка к собеседованию: речь, одежда (дресс-код), этикет. | Подготовка к собеседованию | + 12.01 | | | | |
40.Практика «Собеседование при приеме на работу» | Урок-собеседование | | + 15.01 | | | |
41. Игра «Руководитель» (стили руководства). Социально – экономические условия современной России | Игра | | | | | + 19.01 |
42.Структура экономики. Развитие производства и сельского хозяйства. Сфера услуг. | Лекция | | | + 22.01 | | |
43.Структура экономики. Развитие производства и сельского хозяйства. Сфера услуг. | Лекция | | | + 26.01 | | |
44.Хозяйственный механизм. Экологические проблемы и их решение. | Лекция | | + 29.01 | | | |
45.Хозяйственный механизм. Экологические проблемы и их решение. | Беседа | | + 2.02 | | | |
46. Практическая работа: сочинение « Если бы я был мэром». | Практическая работа | + 5.02 | | | | |
47.Анализ практической работы. Основы экономических знаний | Анализ практической работы | + 9.02 | | | | |
48. Зачем нужна экономика. | Беседа | | + 12.02 | | | |
49. Как устроена экономика и как организовано производство благ. | Беседа | | + 16.06 | | | |
50. Люди с ограниченными возможностями: рынок труда и обязанности работодателя. | Познавательная беседа | | | | + 19.02 | |
51. Люди с ограниченными возможностями: рынок труда и обязанности работодателя. | Познавательная беседа | | | | + 23.02 | |
52. Деньги и торговля. Банки и биржи. Рынок образовательных услуг. | Лекция | | + 26.02 | | | |
53. Деньги и торговля. Банки и биржи. Рынок образовательных услуг. | Беседа | | + 2.03 | | | |
54. Встреча с людьми востребованных рабочих профессий | Урок-встреча | + 5.03 | | | | |
55. Встреча с людьми востребованных рабочих профессий | Урок-встреча | + 9.03 | | | | |
56.Система профессионального образования. | Познавательная беседа | | + 12.03 | | | |
57. Типы учебных заведений, условия приема и обучения студентов. | Лекция | | + 16.03 | | | |
58 . Система дополнительного образования. | Лекция | | | + 19.03 | | |
59. Социально – профессиональная мобильность. | Лекция | | | | | + 23.03 |
60. Практическая работа: сочинение «Мой путь в профессию» | Практическая работа | | | | | + 26.03 |
61. Анализ рынка образовательных услуг. | Познавательная беседа | | | | | + 30.03 |
62. Трудовой кодекс. | Познавательная беседа | | | + 2.04 | | |
63. Труд несовершеннолетних. | Познавательная беседа | + 6.04 | | | | |
64. . Основы технологической культуры. | Познавательная беседа | | | + 9.04 | | |
65. Сущность и содержание технологической культуры: структура технологической культуры, технологическая среда жизнедеятельности человека. | Познавательная беседа | | | | + 13.04 | |
66. Сущность и содержание технологической культуры: структура технологической культуры, технологическая среда жизнедеятельности человека. | Познавательная беседа | | | | + 16.04 | |
67. Технологическая культура – основа прогрессивного развития производства и общества. | Познавательная беседа | | | + 20.04 | | |
68. Технологии основных видов жизнедеятельности человека: технология трудовой, познавательной, игровой, управленческой деятельности человека | Познавательная беседа | | | + 23.04 | | |
69. Технологическая культура и профессиональная деятельность: сферы профессиональной деятельности, понятие «культура труда», профессиональная этика и культура деловых взаимоотношений. Личный профессиональный план | Познавательная беседа | | | + 27.04 | | |
70. Понятие о профессиональной карьере. Профессиональная компетентность. | Познавательная беседа | + 30.04 | | | | |
71. Профессиональное становление Профессиональное прогнозирование и самоопределение. | Познавательная беседа | | | | + 4.05 | |
72. Готовность к выбору профиля, профессии. | Диагностика | + 7.05 | | | | |
73. Подготовка профориентационных проектов. | Подготовка к защите проекта | | | | | + 11.05 |
74. Подготовка профориентационных проектов. | Подготовка к защите проекта | | | | | + 14.05 |
75.Подготовка и защита профориентационных проектов (профессиограммы, профпробы). | Защита проекта | | | | | + 18.05 |
Курс внеурочной деятельности связан с предметом обществознание.
РАССМОТРЕНО
на педагогическом совете №
от « » августа